Темы

Тематик кто это – . ( ) / .

14.07.2020

Тематика — это… Что такое Тематика?

ТЕМАТИКА — совокупность литературных явлений, составляющих предметно-смысловой момент поэтического произведения. Определению подлежат следующие, связанные с понятием тематики, термины — тема, мотив, сюжет, фабула художественно-литературного произведения.

Однако, можно поставить вопрос о том, является ли тематический момент неотъемлемым свойством всякого литературного произведения, возможно ли, чтобы художественная значимость поэтического произведения определялась только элементом оформления, звуковым, примерно. На это ответит утвердительно теоретик самоценного поэтического слова, как звучащего комплекса, к каковым относятся, например, молодые ученые, принадлежащие к крайним представителям формального метода в литературе (Р. Якобсон. Новейшая русская поэзия. В. Хлебников. 1921 г. Прага) или Викт. Шкловский («О поэзии и заумном языке» — Поэтика сборник, 1919 г.) или русские Футуристы, как Крученых (еще в 1913 г. «Декларация слова, как такового»).

Р. Якобсон считает, что своеобразной особенностью поэтического неологизма является беспредметность. Он подчеркивает безглагольные опыты Фета (стих. Шопот. Робкое дыханье. Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья). А так как глагольность — основная форма нашего языкового мышления, то возможна, следовательно, и безмысленная поэзия. Это не случайность. «Поэтический язык стремится, как к пределу, к фонетическому — поскольку налицо соответствующая установка, эвфоническому слову, к заумной речи».

Вполне понятна поэтому разработка группою молодых ученых тех явлений поэтической речи, и не только поэтической, где «бессмысленность» речений как бы подтверждает возможность отсутствия тематического момента в поэтическом произведении.

Это — глоссемосочетания (Л. Якубинский — Сб. Поэтика. 1919 г.) — такие речевые единицы, которые приносят как бы эстетическое удовлетворение самим звучанием своим, вне смыслового момента, видимо отсутствующего. Пример — переданные русским солдатом («Война и мир») французские слова — «Виварика Виф серувару Сидяблика», т.-е. Vive Henri quatre! Vive се roi vaillant Се diable à quatre. Но в подобных случаях наличие художественного восприятия всегда будет под сомнением.

Лишен тематического момента как будто и «заумный» язык — какой-либо хлыстовский стих.

Рентре фенте ренте финтри фунт

Подарок мисентрант похонтрофин.

(Сергей Осипов, XVIII в.)

и многочисленные заумные слова, употребленные писателями, вроде имени — «Илаями» (К. Гамсун — Голод), «Бобэоби, пелись губы. Вэоеми пелись взоры» — В. Хлебникова и множество других, на которых ссылаются. Однако, сколь приведенные примеры ни ценны при подчеркивании того значения, которое имеет в поэзии звуковая экспрессия слов, они не могут быть обобщены, как тезис о необязательности тематического момента в поэзии. Тем более, что «бессмысленные» заумные сектанские стихи по указанию самих сектантов, имеют сокровенный, ведомый лишь посвященному смысл, а сам язык этот рассматривается, как священный язык одной из восточных стран, примерно.

С другой стороны, заумные слова в поэзии зачастую лишь новые словообразования, лексическое значение которых дано в заимствованном корне слова. Таково стихотворение Хлебникова, построенное на неологизмах — «заумных словах», на основе темы и корня слова «смех».

О, рассмейтесь смехачи.

О, засмейтесь смехачи.

Что смеются смехами,

Что смеянствуют смеяльно…

Синтаксическая «заумность» характерна, например, для такого стихотворения, как «Уныние» Метерлинка:

Павлины, белые павлины, уплыли при лучах луны,

Павлины, белые павлины, уплыли плавно насегда.

Уплыли белые павлины, мои томительные сны…

В этом стихотворении мы наблюдаем эмоционально-музыкальное, при помощи повтора, развитие темы, обозначенной в заглавии стихотворения «Уныние». При чем тема разработана путем системы аналогий, исходящих из образа «павлины», что вообще характерно для поэзии символистов.

Если звуки «а», «о» (междометия) — высказывания, и в них налицо тематический момент, в силу интонационного элемента, с ними связанного, то и поэтическое произведение, представляющее хотя бы лишь сочетание отдельных звуков, но рассчитанное на произнесение, будет обладать смысловым тематическим моментом.

Тема литературного произведения — это смысловой его момент, логически выявленный и обозначенный в виде словесной формулы.

Традиционно тему называют идеей. А немецкая идеалистическая эстетика утверждала, что поэзия — воплощение идеи в чувственном образе.

Таким образом, тема «Скованного Прометея», Эсхила, «Каина» Байрона и «Фауста» Гете равно — борьба индивидуума с мировым порядком, богоборчество. Тема литературного произведения может быть указана автором в заглавии произведения. Таковы — «Горе от ума» Грибоедова, «Где тонко, там и рвется» Тургенева, «Цветы зла» Бодлера, «Мещанин-дворянин» Мольера. Но система литературных заглавий достаточно сложна. Имеются простые обозначения предмета, о котором повествуется. Это еще не тема. Таковы заглавия по имени действующих персонажей «Борис Годунов» Пушкина, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго. Заглавия сами получают зачастую апостериорное тематическое значение, как ставшее нарицательным «Обломов» Гончарова.

Учтя все это, можно сказать, что словесная формулировка темы произведения относительно произвольна. Этим и объясняются различные «толкования» произведения, тогда как более конкретные тематические элементы — как «мотив», «сюжет», «фабула» подлежат более точному описанию и анализу. Затруднено выявлять тему лирических стихотворений, эмоционально-музыкальных по характеру, особенно, когда это стихотворения без заглавия, как у Фета или Верлэна (Сборник «Мудрость»). Наоборот, формой тематически легко определяемой являются стихотворения «философские», лирика «идейная», Боратынского или А. де-Виньи. Указанием на тему служат и авторские эпиграфы — примерно, «Мне отмщение и аз воздам» («Анна Каренина» Л. Толстого), «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», («Ревизор» Гоголя»).

Поэтический мотив — простейшее повествование, в котором высказывание неизменно находит соответствие в литературных приемах произведения.

Поэтический мотив, таким образом, существует постольку, поскольку имеется на-лицо оформляющий его литературный прием и обратно. Поэтический мотив — явление эстетического порядка, социально обусловленное. Его анализ и оценка даются через художественное выражение. Так что знака равенства между явлением жизни и поэтическим мотивом, это явление обозначающим, поставить нельзя. Поэтому литературные образы — «Евгений Онегин», «Рудин», «Базаров», если угодно, дают тему лишних людей, но они не могут быть сравниваемы с подлинными представителями русской интеллигенции, скажем Чаадаевым, Станкевичем. Без художественного оформления не было бы отличия между сюжетом жизненного события и поэтического произведения.

Примерно, один из мотивов «Собора Парижской богоматери» — благородная любовь урода Квазимодо к девушке цыганке Эсмеральде. Тематический момент тут выявляется в стилистическом приеме антитезы, как в приемах архитектонических — построении глав, расположении эпизодов, так и в приемах описания героя и окружающей обстановки (собор, колокола, трюаны). Мотив «грустной любви», «благородных душ», Schöne Seele, belle âme, чувствительников французских, английских, немецких, русских — Руссо, Шатобриана, Юнга, Клопштока, юного Гете (Вертер), Карамзина, Жуковского — выявляется по эпитетологии и поэтическому словарю этих писателей.

Александр Веселовский дает следующее определение мотива — «простейшая повествовательная единица, образно отвечавшая на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения» и «формула, отвечавшая на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшая особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности» (Ал. Веселовский — Поэтика сюжетов. Полное собрание сочинений. Том 2. Вып. 1).

С нашей точки зрения в приведенном определении не учтен особо эстетический момент мотива, как элемента художественно-литературного произведения. Видимо на это повлиял генетический характер определения, который устремлял внимание исследователя более на фольклор, на этнографию, чем на поэзию.

По А. Бему — «мотив» — предельная ступень художественного отвлечения от конкретного содержания произведения, закрепленная в простейшей формуле «а—в» (А. Бем. К уяснению историко-литературных понятий. Известия отделения Русск. яз. и словесн. Росс. Акад. Наук. Т. XXIII. 1918 г. Вып. I). А. Бем подчеркивает, что мотив — художественное отвлечение, фикция, но не указывает на характер «художественности» этого отвлечения, и как будто сводит мотив к логической формуле.

Однохарактерность мотивов определительна для художественно-литературного течения. Поэтический мотив может быть действительно представлен двучленной формулой — а—в, в которой «а» — подлежащее, «в» — сказуемое. Так, у Ламартина — природа (а) — мать, у которой человек находит отклик на свои горести и радости (в), у А. де-Виньи — природа (а) — мачеха, безчувственная к людским страданиям (в). При несменяемости подлежащего и изменчивости сказуемого мы можем обрисовать эволюцию определенных поэтических мотивов в художественной литературе. Скажем, эволюцию мотива города от Пушкина («Медный всадник») и Гоголя («Невский проспект») до Блока («Незнакомка») и Андрея Белого («Петербург»), или для французской поэзии XIX века от Дезожье и Бодлэра до Золя и Жюля Ромэна.

«Мотив» — явление определенного хронологического порядка; поэтому поэты — творцы новых поэтических мотивов в такой же мере, как и новых литературных приемов. Это характерно и для целого художественно-литературного течения, как бы двусторонне нарушающего литературный канон своих предшественников. О мотиве и приеме неизменно говорят и литературные манифесты. Трудно согласиться с Викт. Шкловским. Критикуя теорию Потебни о поэзии, как мышлении образами, он ставит в сущности знак равенства между образом и поэтическим мотивом и указывает, что образы — «ничьи», «божьи». Вся работа поэтических школ, — говорит В. Шкловский — сводится к накоплению и выявлению новых приемов расположения и обработки словесных материалов. Образы даны; и в поэзии гораздо больше воспоминания образов, чем мышления ими. Но ведь известны периоды литературной истории, когда «природа» в поэтическом мотиве не играла особой роли, именно — в средневековой эпической поэзии (Песнь о Роланде), в XVII веке во Франции (Мольер), у натуралистов (Золя), итальянских футуристов.

Сюжет поэтического произведения — это комплекс поэтических мотивов. Традиционно употребляют вместо «сюжета» термин «содержание».

Сюжеты многообразны, индивидуальны и неповторяемы; повторяемость — свойство сюжетных схем. «Бродячие сюжеты» — это одинаковые сюжетные схемы. Можно говорить об однотипной сюжетной схеме: в бретонской легенде «Тристан и Изольда», в драмах «Франческа да-Римини» — Г. Д’Аннунцио, «Пеллеас и Мелизанда» Метерлинка. Их схема — комплекс основных мотивов — a—b—c, где a — мотив измены жены супружескому обету, b — мотив любви к замужней женщине, c — месть мужа. Но лишь побочные мотивы формируют сюжет каждого из этих произведений и порождают конкретный характер живого поэтического произведения определенной эпохи.

Некоторые сюжетные схемы отличаются особой устойчивостью. Такова сюжетная схема Дон-Жуана, на которую написано значительное количество произведений. Их авторы Тирсо да-Молина, Чиконьини, Джилиберти, Мольер, Т. Корнель, Гольдони, Байрон, Пушкин, Ленау, Граббе, Меримэ, Бодлэр, Дюма, Гофман, Мюссе, Ал. Толстой и др.

Типология сюжетных схем могла быть установлена подобно тому, как Полти установил 36 драматических ситуаций.

Ал. Веселовский разумел под сюжетом «тему, в которой имеются разные положения — мотивы» или «сюжеты это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности». В свою очередь, у А. Бема — «Сюжет — результат отвлечения от конкретного содержания художественного произведения некоторых повторяемых форм человеческих отношений, психологических переживаний и явлений внешнего мира, результат, закрепленный в словесной формуле (а—в—В.).

А. Бем отдельно определяет термин «содержание», как «совокупность психологического, бытового, лирического и т. п. материала, которым оперирует художник; материал, закрепленный в слове».

Термин «содержание» А. Бема касается вне-эстетического «материала», так что относится уже собственно не к художественно-литературному произведению, а к источникам его. Как литературное явление, понятие «содержание» можно было бы с «сюжетом» отожествить, лучше — термин «содержание» из обращения в литературной терминологии исключить.

Целесообразно отличать «сюжет» от «фабулы». Фабула — это действенное соединение поэтических мотивов как повествовательных единиц. В отношении авантюрной фабулы употребляется традиционный термин — «интриги» от лат. intricare, запутывать. Сюжет — неотъемлемое свойство поэтического произведения, фабула существует постольку, поскольку имеется налицо действенное повествование. Отсюда фабула присуща лишь нарративному виду литературных произведений — роману, повести, новелле и лирическим стихотворениям, носящим соответственный характер.

Следует заметить, что «драма для чтения» в сущности, повествовательное произведение в лицах. Оно приобретает свой характер наглядно развертывающегося действия в сценическом воплощении, которое к категории литературных произведений уже не относится. Лирические стихотворения могут быть лишены фабулы.

Виды фабул — авантюрная, психологическая и другие — определяются уже композиционными приемами, так что вопрос этот относится к другой категории литературных явлений — стилистике.

Несомненно, что мотив, сюжет, фабула получают в поэтическом произведении обнаружение через литературный прием. Членение моментов тематического и стилистического полезно в процессе рабочего анализа. Это позволяет уточнить характеристику литературных явлений. Тематический момент литературного произведения связывается с вне-эстетической категорией — жизнью через художественное выражение. Поэтому конечной целью социологического анализа является литературный прием.

Следует отметить, что некоторые крайние представители формального метода рассматривают тематический момент, как явление стиля, образование как бы вторичное. «Сказка, новелла, роман — комбинация мотивов, песня — комбинация стилистических мотивов, поэтому сюжет и сюжетность являются также формой как рифмы», — говорит Викт. Шкловский. Его же слова — «Содержание литературного произведения равно сумме его стилистических приемов». «Раз есть новая форма, следовательно, есть и новое содержание; форма, таким образом обусловливает содержание» — слова Крученых.

Интересны мысли Флобэра — «Все исходит из формы», а также — «Что мне кажется прекрасным, что я хотел бы сделать — это книгу ни о чем, книгу, которая не имела бы почти сюжета или, по меньшей мере, в которой сюжет был бы почти невидим, если это возможно».

Творчество Флобэра само говорит за себя, за то, что сюжет играл для него роль существенную. Не откликается ли на слова Флобэра современное увлечение беспредметностью в литературе. Для Флобэра — это был лишь эстетический метод, утверждающий пренебрегаемый литературный прием, подчеркивающий значительность оформления. Постольку же ценны приведенные выше мысли русских теоретиков. (см. Мотив, Сюжет, Тема, Фабула).

М. Эйхенгольц. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

dic.academic.ru

тематика — это… Что такое тематика?

  • Тематика — совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.) предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в произведении. Каждое …   Литературная энциклопедия

  • ТЕМАТИКА — ТЕМАТИКА, тематики, мн. нет, жен. (книжн.). Совокупность, система тем (см. тема в 1 знач.). Советская тематика в художественных произведениях. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • тематика — сущ., кол во синонимов: 6 • автотематика (1) • велотематика (1) • гей тематика (1) …   Словарь синонимов

  • тематика — и, ж. thématique adj. Совокупность тем произведения, творчества писателя в целом и т. д.; подбор, группа тем. СИС 1954. Все эти предварительные работы осветили мне предварительную архивную тематику и более или менее научили меня, как брать… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ТЕМАТИКА — ТЕМАТИКА, и, жен. Совокупность, круг тем (в 1 знач.). Т. лекций. Т. художественных произведений. | прил. тематический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Тематика —     ТЕМАТИКА совокупность литературных явлений, составляющих предметно смысловой момент поэтического произведения. Определению подлежат следующие, связанные с понятием тематики, термины тема, мотив, сюжет, фабула художественно литературного… …   Словарь литературных терминов

  • тематика — система взаимосвязанных тем художественного произведения. Рубрика: Тема и идея Часть: Тема Прочие ассоциативные связи: Литературная проблематика …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • тематика — тема, тематика. Произношение [тэма], [тэматика] устарело …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Тематика — ж. Совокупность тема I. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • тематика — тематика, тематики, тематики, тематик, тематике, тематикам, тематику, тематики, тематикой, тематикою, тематиками, тематике, тематиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • dic.academic.ru

    тематик — определение — русский

    Пример предложения с «тематик», памяти переводов

    UN-2Что касается реформирования систем уголовного правосудия, то в 2008 году было выпущено на всех официальных языках Организации Объединенных Наций четыре руководства, обновленное наставление, учебные материалы, а также прежде издававшиеся инструктивно-методические материалы по этой тематике.UN-2Среди примеров были упомянуты: работа Структуры по созданию комитетов по гендерному равенству в парламентах; активизация усилий по включению положений гендерной тематики в национальные планы с совершенствованием систем планирования; укрепление законодательства, направленного на искоренение насилия в отношении женщин и девочек; а также разработка национальных планов, касающихся женщин и мира и безопасности.bashinform.ruРустэм Хамитов посетил дендропарк «Берендей», где открылась IV республиканская научно-практическая конференция учащихся образовательных учреждений «Сады нашего детства» и конкурс декоративно-прикладного творчества на яблочную тематику.mid.ruВ ходе обсуждения актуальных международных проблем на первый план вышли вопросы поступательного продвижения ближневосточного урегулирования, а также тематика международного взаимодействия в сфере нераспространения ОМУ, борьбы с терроризмом и противодействия наркоугрозе, исходящей из Афганистана.MultiUnНаряду с целенаправленной информационной работой Министерство культуры и информации уделяет значительное внимание изучению и анализу материалов, публикуемых и выходящих в эфир по данной тематикеUN-2Органам Организации Объединенных Наций и государствам-участникам надлежит принять меры по обеспечению равного представительства женщин и мужчин, а также лиц, прошедших подготовку по гендерной тематике, в комитетах экспертов, наблюдающих за соблюдением договоров, а также среди независимых экспертов и членов рабочих групп Комиссии по правам человека и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека».UN-2Наша точка зрения заключается в том, что работа Совета в значительной мере улучшится и активизируется, если его члены будут чаще выезжать в Африку и поддерживать более длительные контакты со сторонами в Африке, учитывая значительный вес африканской тематики в повестке дня Совета Безопасности.UN-2Краткое изложение тенденций и общей тематикиUN-2В 2007 году сеть «ООН-водные ресурсы» продолжала работу по всем аспектам тематики водоснабжения и санитарии.UN-2тематику сессии 1 можно расширить за счет рассмотрения того, что представляют собой типичные описания должностных обязанностей; выполнение этой задачи можно облегчить путем представления вспомогательных документов, например можно обратиться с просьбой к управлениям собрать используемые в настоящее время описания должностных обязанностей;UN-2Специальный комитет вынес рекомендации по этим трем темам, обсуждение которых будет продолжено в будущем, и утвердил две новые темы, а именно: предотвращение и повышение осведомленности, в том числе посредством проведения образовательных мероприятий по правозащитной тематике и подготовки по вопросам борьбы с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью; и специальные меры, в том числе антидискриминационные или позитивные меры, стратегии или действия по борьбе со всеми формами и проявлениями расизма, которые будут обсуждаться на его шестой сессии в апреле 2014 года.MultiUnБыло организовано шесть встреч с участием многих заинтересованных сторон (по две встречи, посвященных тематике, относящейся к каждой из указанных областейUN-2· НПО будут поощряться к популяризации КЛДОЖ и других ключевых международных документов по гендерной тематике, например заключительные замечания Комитета были распространены среди членов Подготовительного совещания по международным вопросам женщин (Совещание).UN-2Содействие исследованию молний, спрайтов и эльфов и их связи с наземными вспышками гамма-излучения, высыпания электронов, вызванного свистящими атмосфериками, а также проведению сопряженных с этой тематикой исследований.MultiUnДоступ к законодательным актам по экологической тематике, координируемым властями Фландрии, можно получить через навигационную систему по фламандскому экологическому законодательствуUN-2Учитывая тематику пятого совещания Консультативного процесса, Австралия считает, что делегаты этого совещания отнесутся к итогам кэрнского практикума с интересом.MultiUnОсуществление государством в партнерстве с женскими неправительственными организациями Национальной платформы действий по улучшению положения женщин в Албании и вклад сообщества доноров как средство осуществления Пекинской платформы действий способствовали содействию участия женщин в процессах принятия решений, созданию программ микрофинансирования для женщин, проживающих в сельских районах, проведению информационно-пропагандистской деятельности, связанной с женской тематикой, и повышению уровня информированности о правах женщин в странеUN-2Тематика консультаций, отразившая наиболее беспокоящие центральноафриканских женщин вопросы, включала следующие темы: a) феминизация нищеты и новые технологии; b) мир и безопасность: осуществление резолюции 1325 (2000) Совета Безопасности; c) права человека и борьба против ВИЧ/СПИДа; d) благое управление и участие женщин в принятии решений; и e) социальная мобилизация.UN-2Г‐н Тано-Бучуэ (Кот-д’Ивуар) говорит, что тематика конференций, проводимых организациями системы Организации Объединенных Наций, иногда бывает настолько сложной, что даже представителям независимых государств бывает трудно следить за ходом конференций во всех деталях.MultiUnВ последнее время Радиотелевизионная служба Департамента общественной информации имела по спортивной тематике ряд контактов в видеосекторе, в том числе с компанией «ТВ Глобал», которая заинтересована в освещении вопросов информированности о ВИЧ/СПИДе в ходе предстоящего розыгрыша Всемирного кубка уличного футболаUN-2По Конституции губернатор облечен на Питкэрне законодательной властью и полномочен вырабатывать законы любой тематики после консультаций с Советом острова.MultiUnПродолжится работа по подготовке справочных и учебных материалов по важнейшей тематике Всемирной программы # годаUN-2В основном это мужчины: в зависимости от тематики курсов на них приходится от 75 до 80%.UN-2Помимо этого, чтобы облегчить электронный поиск для участников из развивающихся стран с ограниченным доступом к Интернету, им были предоставлены компакт-диски и флэш-накопители USB с учебными материалами, публикациями по правовой тематике и другими материалами по международному праву.MultiUnК числу статей по глобальной проблематике относятся материалы, подготовленные лицами, связанными с Организацией Объединенных Наций, Всемирным банком и факультетами вузов, специализирующимися на тематике ООН и международных отношениях

    Показаны страницы 1. Найдено 16217 предложения с фразой тематик.Найдено за 8 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.

    ru.glosbe.com

    это что? Значение данного слова :: SYL.ru

    В данной статье мы раскроем значение слова «тематика». Что подразумевает под собой это понятие? Для тех, кто не до конца понимает смысл данного слова, эта информация может быть полезна.

    Тематика – это что?

    Если мы откроем толковый словарь, то прочитаем там определение. Тематика – это совокупность тем. Она есть, например, у лекций, сайта, художественных произведений, научных исследований и пр. Тематика определяет предмет, о котором идет речь.

    тематика это

    Для того чтобы лучше понять значение данного слова, нужно знать определение его однокоренного термина. Тема – это основное содержание чего-либо, например: разговора, произведения, музыки, лекции, предмета и т. д. Иными словами, это сюжетная линия, основная идея, красной линией проходящая через всё рассуждение или изложение.

    Литературная тематика

    Под литературной тематикой понимается совокупность как основных, так и вспомогательных тем в литературном произведении. В художественных творениях заявленная тематика – это предмет, который является ключевой составляющей всего сочинения. Предметом литературного изображения для писателя может стать что угодно, будь то человеческие взаимоотношения, чувства, эмоции, события личной и общественной жизни, образы либо картины природы, субъективные переживания и т. д.

    Отличие литературной тематики от научной в том, что она раскрывает действительность не только в объективных понятиях, но также и в художественных образах. Она разворачивается с более чувственной наглядностью.

    Содержание литературного произведения раскрывается в сюжетной линии. Существуют как основные герои, между которыми разворачиваются главные события, так и второстепенные, которые помогают более точно раскрыть сюжет.

    Военная тематика

    Война оставляет неизгладимый след в памяти народов, её переживших. И хотя когда она заканчивается, заново отстраиваются города и вырастают целые поколения детей, которые её не застали, военная тематика – это свидетельства, отображённые в произведениях великих писателей, в документальных и художественных фильмах, которые не дают забыть нам события тех тяжелых дней.

    военная тематика

    В истории очень многих народов мира существует мотив войны. Если страна пережила это нелёгкое испытание, позже появляется множество различных произведений на эту тему. О войне рассказывают книги, стихи, песни, кинофильмы. Она навеки запечатлевается в истории и преподаётся детям со школьной скамьи, потому что о таких событиях нужно помнить обязательно.

    www.syl.ru

    FAQ — Что такое БДСМ-практики и кто такой тематик

    19 сентября 2017 г. в 14:45БДСМ

    Кто является тематиком, где границы БДСМ и как отличить его от «ванили» — эти вопросы являются постоянным «баяном на многих форумах. Между тем, ответы на эти вопросы достаточно просты. Что такое БДСМ-практики? Порка, шрамирование, страпон или секс в миссионерской позе, бондаж и подвес на крюках – это все не БДСМ-практики сами по себе. БДСМ-практикой любое из этих действий делает контекст происходящего (соответствие этическим принципам субкультуры БДСМ, и просто нормам поведения, сложившимся в сообществе), и восприятие участниками своих действий именно как БДСМ-практик (синоним – тематические практики). Примечание: этические принципы БДСМ звучат так: взаимодействия осуществляются взрослыми вменяемыми людьми, по взаимному информированному согласию, с осознанием рисков и сведением их к минимуму. Существуют различные формулировки, например, БРД (безопасность, добровольность, разумность), или RACK (Risk-Aware Consensual Kink), подчеркивающие ту или иную грань одних и тех же, указанных выше принципов. Рассмотрим примеры Палач порет осужденного, маньяк мучает жертву, отец порет сына – это порка, но не БДСМ-воздействие. Нет ни тематического контекста, ни самоидентификации участников процесса как тематиков. Участник сообщества гореанцев порет свою рабыню. Приверженец ТН (телесных наказаний) и участник сообщества ТН-щиков порет жену. Снова: другие мотивы (не садомазохизм, не игры с властью, и не сексуальное удовлетворение от боли – а идеология и миропонимание), другое восприятие процесса, другое восприятие партнера, нет самоидентификации себя как тематиков, и своих действий как БДСМ-практик. Хотя все добровольно и безопасно, но вот БРД участники не признают. Это все — также порка, но не БДСМ. Партнеры договорились, что она будет «Домина», а он «нижний». Она его страпонит, демонстрируя его «подчиненность», и он кайфует от своего «унижения»: это БД-игра и БДСМ. Это игры с властью. Два не-девианта решили использовать страпон ради взаимного удовольствия, без осознания обоими какого либо «унижения» и «подчинения»: это просто секс, это возможно кинк, но не БДСМ-практика. Здесь нет ни тематического контекста, ни самоидентификации партнеров. Садист делает шрамирование мазе ради собственного и ее кайфа – БДСМ. Пирсер делает шрамирование ванильной девушке ради «модных» шрамов – не БДСМ. Важно не что делается, а кем и ради чего, в каком контексте. Ну и так далее. Еще раз: само по себе любое действие не является «БДСМ-практикой». БДСМ-практикой его делает два обстоятельства: тематический контекст и восприятие самих участников. Оба элемента – обязательны. Кто такой тематик? Если коротко: тематик – это тот, кто реализует свои желания и потребности в рамках тематических практик (БД, СМ) и/или тематических отношений (Дс). Из определения БДСМ-практики, данного выше, следует простая вещь: тематик – в субкультуре. Это вовсе не значит тусить по встречам, не значит сидеть на форумах, а это значит – принять этические принципы сообщества, усвоить его дух, и осознавать свои действия именно как Тему. Именно это и означает – быть в сообществе. Вне субкультуры БДСМ – нет тематических практик.

    bdsmrooms.ru

    Тематика — это… Что такое Тематика?

        ТЕМАТИКА — совокупность литературных явлений, составляющих предметно-смысловой момент поэтического произведения. Определению подлежат следующие, связанные с понятием тематики, термины — тема, мотив, сюжет, фабула художественно-литературного произведения.

        Однако, можно поставить вопрос о том, является ли тематический момент неотъемлемым свойством всякого литературного произведения, возможно ли, чтобы художественная значимость поэтического произведения определялась только элементом оформления, звуковым, примерно. На это ответит утвердительно теоретик самоценного поэтического слова, как звучащего комплекса, к каковым относятся, например, молодые ученые, принадлежащие к крайним представителям формального метода в литературе (Р. Якобсон. Новейшая русская поэзия. В. Хлебников. 1921 г. Прага) или Викт. Шкловский («О поэзии и заумном языке» — Поэтика сборник, 1919 г.) или русские Футуристы, как Крученых (еще в 1913 г. «Декларация слова, как такового»).

        Р. Якобсон считает, что своеобразной особенностью поэтического неологизма является беспредметность. Он подчеркивает безглагольные опыты Фета (стих. Шопот. Робкое дыханье. Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья). А так как глагольность — основная форма нашего языкового мышления, то возможна, следовательно, и безмысленная поэзия. Это не случайность. «Поэтический язык стремится, как к пределу, к фонетическому — поскольку налицо соответствующая установка, эвфоническому слову, к заумной речи».

        Вполне понятна поэтому разработка группою молодых ученых тех явлений поэтической речи, и не только поэтической, где «бессмысленность» речений как бы подтверждает возможность отсутствия тематического момента в поэтическом произведении.

        Это — глоссемосочетания (Л. Якубинский — Сб. Поэтика. 1919 г.) — такие речевые единицы, которые приносят как бы эстетическое удовлетворение самим звучанием своим, вне смыслового момента, видимо отсутствующего. Пример — переданные русским солдатом («Война и мир») французские слова — «Виварика Виф серувару Сидяблика», т.-е. Vive Henri quatre! Vive се roi vaillant Се diable à quatre. Но в подобных случаях наличие художественного восприятия всегда будет под сомнением.

        Лишен тематического момента как будто и «заумный» язык — какой-либо хлыстовский стих.

        Рентре фенте ренте финтри фунт

        Подарок мисентрант похонтрофин.

        (Сергей Осипов, XVIII в.)

        и многочисленные заумные слова, употребленные писателями, вроде имени — «Илаями» (К. Гамсун — Голод), «Бобэоби, пелись губы. Вэоеми пелись взоры» — В. Хлебникова и множество других, на которых ссылаются. Однако, сколь приведенные примеры ни ценны при подчеркивании того значения, которое имеет в поэзии звуковая экспрессия слов, они не могут быть обобщены, как тезис о необязательности тематического момента в поэзии. Тем более, что «бессмысленные» заумные сектанские стихи по указанию самих сектантов, имеют сокровенный, ведомый лишь посвященному смысл, а сам язык этот рассматривается, как священный язык одной из восточных стран, примерно.

        С другой стороны, заумные слова в поэзии зачастую лишь новые словообразования, лексическое значение которых дано в заимствованном корне слова. Таково стихотворение Хлебникова, построенное на неологизмах — «заумных словах», на основе темы и корня слова «смех».

        О, рассмейтесь смехачи.

        О, засмейтесь смехачи.

        Что смеются смехами,

        Что смеянствуют смеяльно…

        Синтаксическая «заумность» характерна, например, для такого стихотворения, как «Уныние» Метерлинка:

        Павлины, белые павлины, уплыли при лучах луны,

        Павлины, белые павлины, уплыли плавно насегда.

        Уплыли белые павлины, мои томительные сны…

        В этом стихотворении мы наблюдаем эмоционально-музыкальное, при помощи повтора, развитие темы, обозначенной в заглавии стихотворения «Уныние». При чем тема разработана путем системы аналогий, исходящих из образа «павлины», что вообще характерно для поэзии символистов.

        Если звуки «а», «о» (междометия) — высказывания, и в них налицо тематический момент, в силу интонационного элемента, с ними связанного, то и поэтическое произведение, представляющее хотя бы лишь сочетание отдельных звуков, но рассчитанное на произнесение, будет обладать смысловым тематическим моментом.

        Тема литературного произведения — это смысловой его момент, логически выявленный и обозначенный в виде словесной формулы.

        Традиционно тему называют идеей. А немецкая идеалистическая эстетика утверждала, что поэзия — воплощение идеи в чувственном образе.

        Таким образом, тема «Скованного Прометея», Эсхила, «Каина» Байрона и «Фауста» Гете равно — борьба индивидуума с мировым порядком, богоборчество. Тема литературного произведения может быть указана автором в заглавии произведения. Таковы — «Горе от ума» Грибоедова, «Где тонко, там и рвется» Тургенева, «Цветы зла» Бодлера, «Мещанин-дворянин» Мольера. Но система литературных заглавий достаточно сложна. Имеются простые обозначения предмета, о котором повествуется. Это еще не тема. Таковы заглавия по имени действующих персонажей «Борис Годунов» Пушкина, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго. Заглавия сами получают зачастую апостериорное тематическое значение, как ставшее нарицательным «Обломов» Гончарова.

        Учтя все это, можно сказать, что словесная формулировка темы произведения относительно произвольна. Этим и объясняются различные «толкования» произведения, тогда как более конкретные тематические элементы — как «мотив», «сюжет», «фабула» подлежат более точному описанию и анализу. Затруднено выявлять тему лирических стихотворений, эмоционально-музыкальных по характеру, особенно, когда это стихотворения без заглавия, как у Фета или Верлэна (Сборник «Мудрость»). Наоборот, формой тематически легко определяемой являются стихотворения «философские», лирика «идейная», Боратынского или А. де-Виньи. Указанием на тему служат и авторские эпиграфы — примерно, «Мне отмщение и аз воздам» («Анна Каренина» Л. Толстого), «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», («Ревизор» Гоголя»).

        Поэтический мотив — простейшее повествование, в котором высказывание неизменно находит соответствие в литературных приемах произведения.

        Поэтический мотив, таким образом, существует постольку, поскольку имеется на-лицо оформляющий его литературный прием и обратно. Поэтический мотив — явление эстетического порядка, социально обусловленное. Его анализ и оценка даются через художественное выражение. Так что знака равенства между явлением жизни и поэтическим мотивом, это явление обозначающим, поставить нельзя. Поэтому литературные образы — «Евгений Онегин», «Рудин», «Базаров», если угодно, дают тему лишних людей, но они не могут быть сравниваемы с подлинными представителями русской интеллигенции, скажем Чаадаевым, Станкевичем. Без художественного оформления не было бы отличия между сюжетом жизненного события и поэтического произведения.

        Примерно, один из мотивов «Собора Парижской богоматери» — благородная любовь урода Квазимодо к девушке цыганке Эсмеральде. Тематический момент тут выявляется в стилистическом приеме антитезы, как в приемах архитектонических — построении глав, расположении эпизодов, так и в приемах описания героя и окружающей обстановки (собор, колокола, трюаны). Мотив «грустной любви», «благородных душ», Schöne Seele, belle âme, чувствительников французских, английских, немецких, русских — Руссо, Шатобриана, Юнга, Клопштока, юного Гете (Вертер), Карамзина, Жуковского — выявляется по эпитетологии и поэтическому словарю этих писателей.

        Александр Веселовский дает следующее определение мотива — «простейшая повествовательная единица, образно отвечавшая на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения» и «формула, отвечавшая на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшая особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности» (Ал. Веселовский — Поэтика сюжетов. Полное собрание сочинений. Том 2. Вып. 1).

        С нашей точки зрения в приведенном определении не учтен особо эстетический момент мотива, как элемента художественно-литературного произведения. Видимо на это повлиял генетический характер определения, который устремлял внимание исследователя более на фольклор, на этнографию, чем на поэзию.

        По А. Бему — «мотив» — предельная ступень художественного отвлечения от конкретного содержания произведения, закрепленная в простейшей формуле «а—в» (А. Бем. К уяснению историко-литературных понятий. Известия отделения Русск. яз. и словесн. Росс. Акад. Наук. Т. XXIII. 1918 г. Вып. I). А. Бем подчеркивает, что мотив — художественное отвлечение, фикция, но не указывает на характер «художественности» этого отвлечения, и как будто сводит мотив к логической формуле.

        Однохарактерность мотивов определительна для художественно-литературного течения. Поэтический мотив может быть действительно представлен двучленной формулой — а—в, в которой «а» — подлежащее, «в» — сказуемое. Так, у Ламартина — природа (а) — мать, у которой человек находит отклик на свои горести и радости (в), у А. де-Виньи — природа (а) — мачеха, безчувственная к людским страданиям (в). При несменяемости подлежащего и изменчивости сказуемого мы можем обрисовать эволюцию определенных поэтических мотивов в художественной литературе. Скажем, эволюцию мотива города от Пушкина («Медный всадник») и Гоголя («Невский проспект») до Блока («Незнакомка») и Андрея Белого («Петербург»), или для французской поэзии XIX века от Дезожье и Бодлэра до Золя и Жюля Ромэна.

        «Мотив» — явление определенного хронологического порядка; поэтому поэты — творцы новых поэтических мотивов в такой же мере, как и новых литературных приемов. Это характерно и для целого художественно-литературного течения, как бы двусторонне нарушающего литературный канон своих предшественников. О мотиве и приеме неизменно говорят и литературные манифесты. Трудно согласиться с Викт. Шкловским. Критикуя теорию Потебни о поэзии, как мышлении образами, он ставит в сущности знак равенства между образом и поэтическим мотивом и указывает, что образы — «ничьи», «божьи». Вся работа поэтических школ, — говорит В. Шкловский — сводится к накоплению и выявлению новых приемов расположения и обработки словесных материалов. Образы даны; и в поэзии гораздо больше воспоминания образов, чем мышления ими. Но ведь известны периоды литературной истории, когда «природа» в поэтическом мотиве не играла особой роли, именно — в средневековой эпической поэзии (Песнь о Роланде), в XVII веке во Франции (Мольер), у натуралистов (Золя), итальянских футуристов.

        Сюжет поэтического произведения — это комплекс поэтических мотивов. Традиционно употребляют вместо «сюжета» термин «содержание».

        Сюжеты многообразны, индивидуальны и неповторяемы; повторяемость — свойство сюжетных схем. «Бродячие сюжеты» — это одинаковые сюжетные схемы. Можно говорить об однотипной сюжетной схеме: в бретонской легенде «Тристан и Изольда», в драмах «Франческа да-Римини» — Г. Д’Аннунцио, «Пеллеас и Мелизанда» Метерлинка. Их схема — комплекс основных мотивов — a—b—c, где a — мотив измены жены супружескому обету, b — мотив любви к замужней женщине, c — месть мужа. Но лишь побочные мотивы формируют сюжет каждого из этих произведений и порождают конкретный характер живого поэтического произведения определенной эпохи.

        Некоторые сюжетные схемы отличаются особой устойчивостью. Такова сюжетная схема Дон-Жуана, на которую написано значительное количество произведений. Их авторы Тирсо да-Молина, Чиконьини, Джилиберти, Мольер, Т. Корнель, Гольдони, Байрон, Пушкин, Ленау, Граббе, Меримэ, Бодлэр, Дюма, Гофман, Мюссе, Ал. Толстой и др.

        Типология сюжетных схем могла быть установлена подобно тому, как Полти установил 36 драматических ситуаций.

        Ал. Веселовский разумел под сюжетом «тему, в которой имеются разные положения — мотивы» или «сюжеты это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности». В свою очередь, у А. Бема — «Сюжет — результат отвлечения от конкретного содержания художественного произведения некоторых повторяемых форм человеческих отношений, психологических переживаний и явлений внешнего мира, результат, закрепленный в словесной формуле (а—в—В.).

        А. Бем отдельно определяет термин «содержание», как «совокупность психологического, бытового, лирического и т. п. материала, которым оперирует художник; материал, закрепленный в слове».

        Термин «содержание» А. Бема касается вне-эстетического «материала», так что относится уже собственно не к художественно-литературному произведению, а к источникам его. Как литературное явление, понятие «содержание» можно было бы с «сюжетом» отожествить, лучше — термин «содержание» из обращения в литературной терминологии исключить.

        Целесообразно отличать «сюжет» от «фабулы». Фабула — это действенное соединение поэтических мотивов как повествовательных единиц. В отношении авантюрной фабулы употребляется традиционный термин — «интриги» от лат. intricare, запутывать. Сюжет — неотъемлемое свойство поэтического произведения, фабула существует постольку, поскольку имеется налицо действенное повествование. Отсюда фабула присуща лишь нарративному виду литературных произведений — роману, повести, новелле и лирическим стихотворениям, носящим соответственный характер.

        Следует заметить, что «драма для чтения» в сущности, повествовательное произведение в лицах. Оно приобретает свой характер наглядно развертывающегося действия в сценическом воплощении, которое к категории литературных произведений уже не относится. Лирические стихотворения могут быть лишены фабулы.

        Виды фабул — авантюрная, психологическая и другие — определяются уже композиционными приемами, так что вопрос этот относится к другой категории литературных явлений — стилистике.

        Несомненно, что мотив, сюжет, фабула получают в поэтическом произведении обнаружение через литературный прием. Членение моментов тематического и стилистического полезно в процессе рабочего анализа. Это позволяет уточнить характеристику литературных явлений. Тематический момент литературного произведения связывается с вне-эстетической категорией — жизнью через художественное выражение. Поэтому конечной целью социологического анализа является литературный прием.

        Следует отметить, что некоторые крайние представители формального метода рассматривают тематический момент, как явление стиля, образование как бы вторичное. «Сказка, новелла, роман — комбинация мотивов, песня — комбинация стилистических мотивов, поэтому сюжет и сюжетность являются также формой как рифмы», — говорит Викт. Шкловский. Его же слова — «Содержание литературного произведения равно сумме его стилистических приемов». «Раз есть новая форма, следовательно, есть и новое содержание; форма, таким образом обусловливает содержание» — слова Крученых.

        Интересны мысли Флобэра — «Все исходит из формы», а также — «Что мне кажется прекрасным, что я хотел бы сделать — это книгу ни о чем, книгу, которая не имела бы почти сюжета или, по меньшей мере, в которой сюжет был бы почти невидим, если это возможно».

        Творчество Флобэра само говорит за себя, за то, что сюжет играл для него роль существенную. Не откликается ли на слова Флобэра современное увлечение беспредметностью в литературе. Для Флобэра — это был лишь эстетический метод, утверждающий пренебрегаемый литературный прием, подчеркивающий значительность оформления. Постольку же ценны приведенные выше мысли русских теоретиков. (см. Мотив, Сюжет, Тема, Фабула).

        М. Эйхенгольц.

    Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.

    literary_terms.academic.ru

    тематика — Толковый словарь Ожегова

    ТЕМАТИКА, и, ж. Совокупность, круг тем (в 1 знач.). Т. лекций. Т. художественных произведений.

    | прил. тематический, ая, ое.

    Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. тематика — тематика ж. Совокупность тем тема I Толковый словарь Ефремовой
    2. тематика — ТЕМ’АТИКА, тематики, мн. нет, ·жен. (·книж. ). Совокупность, система тем (см. тема в 1 ·знач. ). Советская тематика в художественных произведениях. Толковый словарь Ушакова
    3. тематика — -и, ж. Совокупность, круг тем (в 1 знач.). Как видно — тематика нашего искусства велика и многообразна: от вопросов обороны до вопросов любви. А. Малый академический словарь
    4. тематика — сущ., кол-во синонимов: 6 автотематика 1 велотематика 1 гей-тематика 1 мелкотемье 2 предмет 31 тема 24 Словарь синонимов русского языка
    5. Тематика — ТЕМАТИКА — совокупность литературных явлений, составляющих предметно-смысловой момент поэтического произведения. Определению подлежат следующие, связанные с понятием тематики, термины — тема, мотив, сюжет, фабула художественно-литературного произведения. Словарь литературных терминов
    6. тематика — [< греч. thema] – совокупность тем произведения, творчества писателя в целом и т.д.; подбор тем; группа тем. Большой словарь иностранных слов
    7. Тематика — ТЕМАТИКА — совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.) — предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в произведении. Литературная энциклопедия
    8. тематика — орф. тематика, -и Орфографический словарь Лопатина
    9. тематика — ТЕМАТИКА -и; ж. Совокупность, круг тем (1 зн.), разрабатываемых учёным, писателем и т.п. Производственная, историческая т. Т. художественных произведений Набокова. Т. лекций. Т. научно-исследовательского учреждения, конференции. Толковый словарь Кузнецова
    10. тематика — Тематика, тематики, тематики, тематик, тематике, тематикам, тематику, тематики, тематикой, тематикою, тематиками, тематике, тематиках Грамматический словарь Зализняка
    11. тематика — Тем/а́т/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
    12. тематика — ТЕМАТИКА и, ж. thématique adj. Совокупность тем произведения, творчества писателя в целом и т. д.; подбор, группа тем. СИС 1954. Все эти предварительные работы осветили мне предварительную архивную тематику и более или менее научили меня… Словарь галлицизмов русского языка

    gufo.me

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *