Политический плакат в России 1910-1950-х годов. Из собрания Государственного Русского музея к 100-летию ИТАР-ТАСС — Корпус Бенуа
21 июня 2004—6 сентября 2004
На выставке, посвященной 100-летнему юбилею Информационного Телеграфного Агентства России (ИТАР — ТАСС), будут представлены плакаты, созданные в период самых драматических событий в истории России XX столетия и отражающие основные тенденции и направления российского искусства этой эпохи.
Деятельность Российского телеграфного агентства (РОСТА), выполнявшего функцию проводника линии партии в печати, и развитие политического плаката в период первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн оказывались тесно связанными. История политического плаката в России начинается в ХХ веке. Самые ранние из представленных на выставке плакатов — вышедшие в начале первой Мировой войны в московском издательстве «Сегодняшний лубок», в котором работали молодые художники-авангардисты, использовавшие в своих сатирических листах традиции народной картинки — Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и другие.
Одним из самых ярких явлений агитационного искусства революционных лет стали знаменитые плакаты «Окна сатиры РОСТА», создававшиеся художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Особую ценность плакатам Петроградского отделения «Окон РОСТА» придает уникальность каждого листа — в Петрограде плакаты изготовляли в технике гравюры на линолеуме (в Москве — трафаретным способом) и раскрашивали вручную.
Художественный язык плакатов послереволюционного десятилетия отражает ситуацию в отечественном искусстве этого периода со всем многообразием течений и направлений. Классикой советского плаката стали экспрессивные, не лишенные гротеска работы Дмитрия Моора (Орлова), сатирически-жанровые плакаты Виктора Дени, работы члена объединения «Мир искусства» Сергея Чехонина. В 1920-е годы плакатом занимался Александр Самохвалов. К лучшим образцам мирового полиграфического искусства принадлежат сложно сконструированные фотомонтажи Густава Клуциса, созданные в конце 1920-1930-х годов.
В 1932 году после постановления Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» советское искусство приобретает все более регламентированный характер, формируется понятие «социалистического реализма», начинается борьба с формализмом. Плакаты, призванные нести в массы сильнейший заряд оптимизма, становятся своеобразной квинтэссенцией наглядной «агитации за счастье».
В годы Великой Отечественной войны искусство плаката приобретает особую актуальность. Плакаты-призывы, сконцентрированные на решимости и воле к победе, ясны и убедительны. Большой популярностью пользовались и сатирические плакаты, представлявшие захватчиков в карикатурных, звероподобных образах. Над выпусками «Боевого карандаша» и «Окон ТАСС» работали художники осажденного Ленинграда — Иван Астапов, Владимир Гальба, Валентин Курдов, Владимир Серов, Николай Тырса и многие другие. Ряд выпусков основан на натурных зарисовках, сделанных на линии фронта и в партизанских отрядах.
Сегодня лозунги и идейная направленность советских плакатов потеряли свою актуальность. Однако эти плакаты являются не только напоминанием о нашей истории. Творческие находки художников и созданные ими яркие, эмоциональные образы заняли достойное место в русской художественной культуре ХХ века.
«Безбожная утопия». Как в Советском Союзе боролись с религией
- Александр Кан
- обозреватель по вопросам культуры
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, FUEL
Подпись к фото,«Давай меняться: я тебе нимб, а ты мне шлем!» — гласит издевательски саркастичная подпись к одному из приведенных в книге атеистических плакатов
В только что вышедшей в Британии книге «Безбожная утопия. Советская антирелигиозная пропаганда» ее автор, канадско-британский исследователь Роланд Эллиотт Браун, отталкиваясь от яркой графической образности советских атеистических плакатов, прослеживает историю борьбы первого социалистического государства с религией.
Книга Роланда Э. Брауна на первый взгляд выглядит почти как художественный альбом. В ней несколько сотен ярких красочных иллюстраций, которые прослеживают историю советской антирелигиозной пропаганды с первых послереволюционных лет вплоть до краха Советского Союза. На самом деле она гораздо больше, чем просто сборник графических образов.
Это скрупулезное исследование нетерпимого отношения советской власти к религии и попыток уравнять ее со всеми мыслимыми и немыслимыми человеческими грехами. Исходным толчком для создания книги стали все же графические образы. Но, как говорит Роланд Э. Браун, при работе с ними и внимательном их изучении вскрылась широчайшая палитра контекстов советской жизни, что и повлекло за собой обширный исследовательский текст.
- Опрос: большей части россиян религия не нужна
- Религия для атеистов: утопическое прекраснодушие?
- В девяти странах религия — на грани исчезновения
Такого рода книги в западной советологии до сих пор не было, и собранная Роландом Э. Брауном подборка открывает читателю уникальный взгляд на один из самых интересных аспектов господствовавшей в СССР на протяжении семи десятилетий идеологии.
Большая часть иллюстративного материала — из собрания Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. В советские годы он назывался Музей истории религии и атеизма — атеизм был одним из краеугольных камней советской идеологии — и размещался в величественном здании Казанского собора. В 1991 году собор был передан Русской православной церкви, и в течение десятилетия музей (переименованный в Музей истории религии) и собор существовали под одной крышей. В 2000 году музей переехал в восстановленное историческое здание на Почтамтской улице, а Казанский собор стал кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии РПЦ.
Книга называется «Безбожная утопия», хотя, как признает ее автор, содержание ее скорее подпадает под определение «антиутопия». А слово «безбожная» — прямое заимствование из издававшейся в СССР с 1922 по 1941 год воинствующе-атеистической газеты «Безбожник».
Автор фото, FUEL
Подпись к фото,Обложка книги Роланда Эллиотта Брауна «Безбожная утопия. Советская антирелигиозная пропаганда»
Я не мог не спросить Роланда Э. Брауна, как он относится к радикальному повороту в постсоветской России в отношении религии и атеизма. Ведь если в тот исторический период, который стал предметом его исследования, приверженность религии была предосудительной, то теперь борьба с ней стала делом подсудным, определяемым специальной статьей УК РФ «Оскорбление чувств верующих». Причем статья эта вовсю используется и против политической оппозиции — дело Pussy Riot тому лучший пример.
- Пять лет приговору Pussy Riot: что он изменил в России
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
«Атеизм по самой природе своей — идеология революционная, направленная на противоборство с веками сложившимся и освященным церковью мироустройством, — говорит Роланд Э. Браун. — Нынешнее консервативно-охранительное руководство России это прекрасно понимает. Обратите внимание, при всех ностальгически-реставрационных настроениях и режима, и общества ностальгии по советскому атеизму в современной идеологии нет вовсе».
«Возьмите, к примеру, недавние протесты против строительства храма в Екатеринбурге, — продолжает автор книги. — Комментируя ситуацию, Владимир Путин с явным осуждением спросил о протестующих: «Они безбожники?»
«Безбожная Утопия» вышла в лондонском издательстве FUEL. Его излюбленная тематика — графическое, визуальное содержание советского проекта. Вот несколько названий уже изданных в разное время в издательстве книг: «Станции советского метро», «Советские криминальные татуировки», «Советские автобусные остановки», «Советский антиалкогольный плакат», «Рисунки из ГУЛАГа» и другие.
- Лондон знакомится с русским пьянством, а заодно и борьбой с ним
Предлагаем вашему вниманию подборку плакатов из книги «Безбожная утопия» с комментариями автора книги.
«Крещение Новгорода»
Автор фото, FUEL
Подпись к фото,Благостному описанию церемонии крещения, приведенному в тексте «Начальной Летописи», советские художники противопоставили картину грабежа, разбоя и насилия
Александр Кан: В книге нет ничего относящегося к крещению Руси в Киеве князем Владимиром в 988 году, так что хронологически это событие — крещение Новгорода тремя годами позже, в 991-м — самое старое из всех, так или иначе затронутых в содержании книги. Даже в советские годы крещение Руси преподносилось как ключевая, основополагающая веха в становлении русской государственности, и отношение к нему было всегда уважительным, если не сказать почтительным. И потому видеть такого рода плакат несколько неожиданно.
Роланд Э. Браун: Этот плакат, впервые опубликованный в журнале «Безбожник» в 1925 году, был частью целой подборки материалов, как текстовых, так и графических, направленных на разоблачение того почтительно-благоговейного отношения к крещению Руси, которое существовало в дореволюционной России. Здесь есть все — грабежи, разбои, насилие, торговля рабами.
Конечно же, такой плакат должен был шокировать, оскорблять чувства верующих, но, с другой стороны, трудно отрицать историческую достоверность изображенных здесь событий. Да, была торговля, и работорговля, и князь Владимир руководствовался вполне прагматическими, если не циничными соображениями о необходимости укрепления связей с Византией. Что же касается вполне толерантного отношения советской идеологии к факту крещения Руси, то объясняется оно тем, что в рамках марксистского учения об историческом прогрессе оно воспринималось как позитивное явление. В 1925 году, на раннем этапе, это осознание еще не стало господствующим и затмевалось общим революционным антирелигиозным пафосом.
Христос как жертва
Автор фото, FUEL
Подпись к фото,В этом плакате слились воедино кампания против голода и антирелигиозная пропаганда
Александр Кан: Этот рисунок из журнала «Безбожник» 1923 года тоже выглядит несколько неожиданно. На фоне общей беспощадной антиклерикальной пропаганды главный символ христианства Иисус Христос предстает в виде невинной жертвы. А его призыв «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пейте от нея вси: сия есть Кровь Моя» церковники и верующие понимают буквально, терзая в клочья и пожирая тело Сына Божьего.
Роланд Э. Браун: Да, действительно, картина, здесь изображенная, выглядит предельно мрачно, откровенно кроваво. Кстати, по цветовой палитре этот плакат напоминает мне антирелигиозную образность Мэрилина Мэнсона. Что же касается трактовки его смысла, то я воспринимаю его несколько иначе. Он создан в 1923 году, а годом-двумя ранее, во время голода в Поволжье, стали появляться многочисленные сообщения о случаях каннибализма, о поедании трупов, об убийствах собственных детей с целью прокормиться. А места эти были населены людьми верующими, набожными. И смысл этого плаката, как мне кажется, состоит в том, что поедание тела Христова — часть божественного причастия — было для верующих обоснованием каннибализма во время голода.
Ну и, конечно, можно вспомнить, что голод в Поволжье стал для большевистской власти поводом для конфискации церковных ценностей, которые должны были пойти на приобретение зерна для голодающих. Хотя на самом деле в этом не было никакой необходимости — продовольствие, которое Соединенные Штаты прислали на помощь голодающим, стояло в советских портах, и власти не могли организовать его разгрузку и доставку в нуждающиеся районы. В этом плакате кампания против голода и антирелигиозная пропаганда слились воедино.
Религия — духовная сивуха
Автор фото, FUEL
Подпись к фото,Авторы этого плаката опирались на определения Ленина «Религия — род духовной сивухи»
Александр Кан: В моем сознании — человека, прожившего большую часть жизни в Советском Союзе — религия и пьянство вовсе не идут рука об руку. Более того, священники и монастыри, насколько я помню, помогали в излечении алкоголиков. В этом плакате 1931 года его авторы, кажется, попытались слить воедино эти два, по их мнению, страшных порока, которые вместе мешают строительству социализма.
Роланд Э. Браун: На самом деле это не совсем так. Хорошо известно, что когда князь Владимир выбирал для Руси религию, то наряду с христианством рассматривался и ислам. И отказались от ислама именно из-за того, что мусульманская религия запрещает пить. «Веселье Руси есть питие» — таким откровенным признанием отверг Владимир исламизацию своего царства. Ну и, конечно, создатели этого плаката опирались на слова Ленина. Если Маркс называл религию «опиумом для народа», то Ленин в статье «Социализм и религия» еще в 1905 году писал, что «религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».
Сельди из бочки — в Храм Христа Спасителя
Автор фото, FUEL
Подпись к фото,Этот плакат датирован 1929 годом, и авторы его никак не могли предполагать, что спустя два года изображенный здесь Храм Христа Спасителя будет разрушен
Александр Кан: Этот плакат датирован 1929 годом — за два года до исторического сноса Храма Христа Спасителя в центре Москвы. Любопытно, как здесь обосновывается небходимость разрушения храма. Набитые, буквально как сельди в бочке, посетители советского клуба с флагом «Мест нет» вожделенно глядят на огромное церковное здание.
Роланд Э. Браун: Да, действительно, разрушению крупнейшего православного собора на территории России, возведенного к тому же в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, предшествовала приуроченная к Пасхе 1929 года пропагандистская кампания, следы которой я обнаружил в журнале «Безбожник». Действительно, в точном соответствии с русской поговоркой «как сельди в бочке», посетители рабочего клуба ютятся в бочке с надписью «Сельдь астраханская» — на фоне огромного собора. Надпись на плакате гласит, что «рабочий человек идет в церковь потому, что ему не хватает места в клубе». Пропаганда исходила, разумеется, из господствовавшего тогда убеждения в том, что рабочему человеку ни религия, ни ее храмы не нужны.
Ирония, правда, заключается в том, что авторы плаката считали, по всей видимости, что собор должен был быть переоборудован в рабочий клуб, и, скорее всего, и предполагать тогда еще не могли, какая судьба будет ожидать Храм Христа Спасителя всего дишь через два года. Да, конечно, теперь он восстановлен, но отделка нового собора, на мой взгляд, отдает лас-вегасовским китчем, и теперь он, увы, никак не может претендовать на звание одного из лучших церковных зданий Европы, каким был оригинальный Храм Христа Спасителя.
Космосом — по религии!
Автор фото, FUEL
Подпись к фото,Обаяние и огромная популярность первых советских космонавтов служили мощным пропагандистским оружием для атеизма
Александр Кан: На фоне мрачной негативистской образности остальных плакатов этот радует своим веселым оптимизмом. Истоки его — в первую очередь, конечно, в мифологизированном в СССР обаянии образа Юрия Гагарина и его улыбки.
Роланд Э. Браун: Да, этот плакат — наверное, самый знаменитый из всех размещенных в нашей книге. Он уже давно стал классикой графического дизайна. Он предельно прост — космонавт на небе, под ним церкви, храмы и даже мечеть. А в центре — привезенный с неба убедительный вывод: «Бога нет!» И в этой своей простоте плакат просто великолепен.
На самом деле идею разоблачения существования бога на небе с помощью побывавших там — на небе — людей советская антирелигиозная пропаганда использовала задолго до полета Гагарина. Еще до войны журнал «Безбожник» опубликовал интервью со знаменитым летчиком Чкаловым, который заверял читателей, что никакого бога там, над облаками, нет. Так что плакат с Гагариным — лишь продолжение той же линии, которую советские пропагандисты использовали и за пределами СССР. Второй советский космонавт Герман Титов, выступая на Всемирной выставке в Сиэтле во время визита в США в 1962 году, рассказывал набожным американцам, что никакого бога на небе он не видел.
«Шпионы Иеговы»
Автор фото, FUEL
Подпись к фото,«Свидетели Иеговы» и сейчас, когда антирелигиозной пропаганды в России больше нет, остаются объектом борьбы и критики со стороны государства
Александр Кан: Этот плакат в вашей подборке показался мне особенно интересным. Мы говорили с вами о возрождении религии в постсоветской России и довольно активном противостоянии нынешней власти любой антирелигиозной пропаганде. Однако остаются определенные верования, в том числе христианские, отношение к которым в современной России ничем не отличается от того, каким оно было в советские годы. И «Свидетели Иеговы» — тому лучший пример. Организация признана в современной России экстремистской, деятельность ее запрещена, и эта карикатура, опубликованная в 1962 году, могла бы появиться на страницах и сегодняшних российских газет.
Роланд Э. Браун: Неприязненное, а то и откровенно враждебное отношение к «Свидетелям Иеговы» — что в советские годы, что теперь — объясняется во многом тем, что основана организация в США, исторических корней в России у нее нет. Отчасти и тем, что «Свидетели Иеговы» признают только авторитет Бога и отказываются признавать авторитет государства. Приверженцы движения отказывались служить в армии, само оно считались антисоветским, подрывным и даже шпионским — о чем напрямую и говорит этот плакат.
В сегодняшней России они остаются вне закона за свою якобы антисоциальную направленность. Но на самом деле причинв запрета — опасение со стороны РПЦ о подрыве своей монополии среди христианских конфессий в России.
Опустевшее «свято место» атеизма
Автор фото, FUEL
Подпись к фото,Критике подвергались не только священнослужители, но и вялая, малоэффективная борьба с ними
Александр Кан: Этот плакат интересен тем, что объектом критики в нем становится не сама религия, а слабая, неэффективная работа антирелигиозной атеистической пропаганды в позднесоветские годы — этот плакат датирован 1962 годом.
Роланд Э. Браун: Проблема с атеистической пропагандой в СССР заключалась в том, что выдохлась, потеряла свою энергию и свой запал она даже раньше, чем остальные составляющие советской идеологии. Лучшие пропагандисты отказывались идти на атеистическую работу, и в результате велась она малоубедительно, вяло и на самом деле неэффективно. Об этом много и подробно писала в вышедшей в прошлом году своей книге «Свято место пусто не бывает. История советского атеизма» американская исследовательница Виктория Смолкин.
Однако завещанный советской власти великим Лениным и великим Октябрем атеизм оставался «священной коровой», отказаться от него не могли, и так он и тащился кое-как. Ошибки и недоработки в атеистической пропаганде были для пропагандистов отнюдь не столь страшными и не влекли за собой таких же серьзных последствий, как в других направлениях идеологической работы. И отношение к ней было соответствующим — спустя рукава. Об этом, собственно, и этот плакат.
Запоздалый огонь по фарцовке
Автор фото, FUEL
Подпись к фото,Осознав, что десятилетия борьбы с религией привели к уничтожению огромного количества культурных ценностей, государство взялось охранять их от фарцовщиков и иностранных скупщиков
Роланд Э. Браун: Хотя объектами критики здесь кажутся алчный «бизнесмен мистер Джон» и советский «подонок» — фарцовщик с «жалкими запросами», на самом деле этот плакат можно рассматривать как отражение растущего в среде советских идеологов осознания того, насколько значительный ущерб русской культуре нанесли десятилетия пренебрежения церковными ценностями, уничтожения храмов, разбазарования и уничтожения икон. Этот плакат датирован 1984 годом, когда благодаря работе подвижников уже был создан Музей древнерусского искусства в Андрониковом монастыре, а имя Андрея Рублева, которое носил музей, было прославлено на весь мир фильмом Андрея Тарковского. Конечно, обратить критику против советской власти, уничтожавшей иконы и храмы, было невозможно, так что пропаганда вела этот запоздалый огонь по фарцовке.
Хиппи-суперзвезда
Автор фото, FUEL
Подпись к фото,К удивлению пропагандистов, к 1970-м годам к религии потянулась и молодежь
Александр Кан: С конца 1960-х и особенно в 1970-е годы религия и ее символика обретали все большую популярность не только среди людей старшего возраста, но и среди молодежи. Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», крестики на шее — христианство вдруг стало предметом поклонения суперсовременных хиппи. И пропагандисты не могли, наверное, на это не откликнуться в этом плакате второй половины 1970-х годов.
Роланд Э. Браун: Да, действительно, если на Западе в это время панки в качестве символа своего юношеского протеста вешали себе на шею крест вверх ногами, то в СССР знаком молодежного бунта стала религиозная символика. В этом плакате интересны также общекультурные аллюзии — прямые ссылки в тексте на пушкинскую поэму «Руслан и Людмила», и в композиции — на картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Это один из самых умных и изобретательных плакатов во всей нашей подборке.
***
Отзывы
Отлично!
по Джонатан
От кого: SE
Я заказал большой постер и по какой-то технической ошибке немного переплатил за высокую доставку. Получил деньги, отправленные обратно, даже не спрашивая об этом, и они предоставили мне первоклассное личное обслуживание клиентов! Сам плакат был очень высокого качества по разумной цене. Заказывала в европейскую страну, а прислали постер из Литвы, так что никаких дополнительных сборов на таможне и растаможке не было. Я обязательно закажу снова в будущем! 10/10!
добавлено 28.09.22
отличный постер!
по Александр Проверенный покупатель
От: US
Я только что получил плакат с изображением Гагарина и очень доволен качеством плаката и сроками доставки.
добавлено 22.07.05
К 10-й пятилетке — ударный труд! 1976
по LMN-Вермонт Проверенный покупатель
От: Bennington, VT, US
Качество плаката было превосходным. Кроме того, этого плаката не было больше нигде, и цена была разумной.
добавлено 10.09.21
Отличный товар!
от Джастин Проверенный покупатель
От: Шелби Тауншип, Мичиган, США
На веб-сайте было так много плакатов на выбор. Печать качественная и пришла в разумные сроки.
добавлено 10.09.21
Тонкая работа
к
От: Окленд, Новая Зеландия
Все было просто, даже международная доставка на другой конец света.
добавлено 23.07.21
Большой опыт
по Беннет Проверенный покупатель
От: ДЭ
Плакат хорошего качества с яркими цветами, быстрая доставка, простой заказ. В целом отличный опыт!
добавлен 02.06.21
Да здравствует комсомол 1924
по
От: Толоно, Иллинойс, США
Вау! Я заказал это для своей игровой комнаты в качестве кивка Rounders. Сказать, что я был поражен качеством, это ничего не сказать. Цвета очень насыщенные и яркие. Эта вещь ДЕЙСТВИТЕЛЬНО поп. Бумага довольно плотная, и вся работа очень качественная. Так же отличная доставка. Очень впечатлен, больше, чем ожидалось. Благодарю вас!
добавлено 17.05.21
Твердый магазин
по
От: NY, US
Это отличное место, где можно купить качественные репродукции плакатов. Доставка быстрая, а служба поддержки клиентов надежная, дружелюбная и очень эффективная.
добавлено 17.04.21
Это случится с фашистским зверем! 1944
по Дайан М. Трейси
От кого: Флорида, США
Идеальная сделка. Цена была разумной, и плакат был доставлен в установленные сроки. 10/10 купил бы у этих людей снова!
добавлено 05.
Плакат «Покорение Октября»
по Дэвид Проверенный покупатель
От: Батон-Руж, Луизиана, США
Отличное качество и очень быстрая доставка. A+A+A+
добавлено 12.10.20
Отличное качество и отличное обслуживание клиентов!
Коул Г. Проверенный покупатель
От: Windsor Heights, IA, US
Мне очень нравится этот постер! Очень плотная бумага, очень качественные чернила (без трещин и сколов на арте) обязательно куплю что-нибудь еще у этих ребят!
добавлено 01.10.20
Советский пропагандистский плакат — фотографии и стоковые фотографииВидео
Durchstöbern Sie 322
Советский пропагандистский плакат Фото и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. рука пролетарской революции-вектор-иллюстрация-концепт — советский пропагандистский плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символрука пролетарская революция-вектор-иллюстрация-концепт Совжетюнион. Фауст дер Революция.
karikatur charakter tragen. пропаганда-клищее. — советский пропагандистский плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символKarikatur Charakter tragen. Пропаганда-клищее.
halten sie Stille Poster, ruhig symbol sein — советский агитационный плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символHalten Sie Stille Poster, ruhig Symbol sein
промышленный стиль набор плакатов — советский пропагандистский плакат сток-график, -клипарт , -cartoons und -symboleIndustrielle Stil Poster-Set
ретро штамповка Фауст zur verfügung. — советский агитационный плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символRetro Punching Faust zur Verfügung.
Большая иллюстрация русской пропаганды, символизирующая Фауста и революцию.
национализм пропаганда стиль плакат иллюстрация — советский пропагандистский плакат сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символнационализм пропаганда стиль плакат иллюстрация
Laden Sie mit der EPS-Datei für alle bearbeitbaren oder skalierbaren Anforderungen herunter.
1 канн арбайтстаг. Internationaler arbeitstag — советский пропагандистский плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ1 kann Arbeitstag. Internationaler Arbeitstag
Социалистическая инфографика — советский пропагандистский плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символСоциалистическая инфографика
retro-raum Briefmarke — советский пропагандистский плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символRetro-Raum Briefmarke
Торговая марка Retro Porto Space. Vintage-Stempel im sowjetischen Stil mit fliegenden Raketen. Современная векторная иллюстрация Flache mit Retro-Farben. Für Umschläge, Postkarten oder Briefpapier im Retro-Stil.
иллюстрация хозяйственных и коллективных хозяйств. вектор. sichel унд молоток в ден хэнден. Всерусский центр изучения. — советский пропагандистский плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символыIllustration des Denkmals Arbeiter und Kollektive Farm Mädchen….
Hände mit Hamund sichel altenhintergrund — советский пропагандистский плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы und -symboleHände mit Hammer und Sichel alten Hintergrund
рука, держащая габель — советский агитационный плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символHand Holding Gabel
raketenstart auf dem planeten mars — советский агитационный плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ , -cartoons und -symboleHande mit Spritzen Impfungen rote Revolution Hintergrund
Viele Hande mit Spritzen oder Impfungen Immunität und Resistenz gegen Viren Themen Illustration for medizinischen Erfolg und Sieg Thema
abstrakt structurierten flagge der sowjetunion. — советский агитационный плакат с изображением, клипартом, карикатурами и символамиAbstrakt structurierten Flagge der Sowjetunion.
ретро frieden handzeichen. — советский пропагандистский плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символRetro Frieden Handzeichen.
Толл Иллюстрация знака мира в стиле ретро, с позитивным жестом Peaceful Vibes.
гротеск (карикатур) халтен. — советский агитационный плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символГротеск (Карикатур) остановлен.
Гротескер (Карикатур-)Характер. Der betrunkene und wütende Bär mit einer Balalaika trägt eine Soldatenmütze. Comic-Bild из России и СССР. Пропаганда-клищее.
иллюстрации для фермеров и коллективных хозяйств. вектор. denkmal, ein symbol für die errungenschaften des sowjetischen volkes. sichel унд молоток в ден хэнден. Eines der Symbole von Moskau. allrussisches ausstellungszentrum moskau. — советский агитационный плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символIllustration des Denkmals Arbeiter und Kollektive Farm Mädchen….
Штурм доллара США — советский пропагандистский плакат стоковые фото и изображенияМолоток и молот
Молоток и молот, блю на Вайс — советский пропагандистский плакат фото и фотографии символ der sowjetunion. isoliert auf weiß. корма, молот и sichel. векторное изображение для баннера, плаката, флаера и т. д. — советский пропагандистский плакат, графика, клипарт, мультфильмы и символыФлаг УССР. Символ Советского Союза. Isoliert auf Weiß….
коммунистический молот и символ-символ — советский пропагандистский плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ клипарт, мультфильмы и символыHammer und Sichel
1 канн тег бесплатно. tag der internationalen arbeiter — советский пропагандистский плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ1 kann Tag Arbeit. Tag der Internationalen Arbeiter
flagge der udssr. символ der sowjetunion. isoliert auf weiß. корма, молот и sichel. векторное изображение для плаката, баннера, флаера и т. д. — советский пропагандистский плакат с графикой, клипартом, карикатурой и символомFlagge der UdSSR. Символ Советского Союза. Isoliert auf Weiß….
wellenförmige flagge der udssr isoliert auf weiß. символ der sowjetunion. корма, молот и sichel. векторное изображение для баннера, плаката, флаера и т. д. — советский пропагандистский плакат, графика, клипарт, мультфильмы и символыWellenförmige Flagge der UdSSR isoliert auf Weiß. Symbol der…
kopfbedeckung in der ära der sowjetunion. grüner hut der roten armee — советский пропагандистский плакат, графика, клипарт, мультфильмы и символыKopfbedeckung in der Ära der Sowjetunion. Grüner Hut der Roten…
Kopfbedeckung in der Zeit der Sowjetunion. Grüner Hut der Roten Armee mit Sternen
рука держит klempner oder mechanische schraubenschlüssel гаечный ключ — советский пропагандистский плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символРука Холдинг Клемпнер или механический ключ Schraubenschlüssel Spanner
Рука halten bleistift — советский пропагандистский плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символРука halten Bleistift
linie udssr t-shirt-symbol isoliert auf weißem hintergrund. бунтес умриссконцепт. вектор — советский пропагандистский плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символЛиния УДССР Футболка-Символ изолирована на западе страны….
Линия УДССР Футболка Символ изолирована на западе страны. Фарбенфрохес Рахменконзепт. Вектор.
комплект балалайка, герб россии и футболка-символ удсср. вектор — советский пропагандистский плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символКомплект Балалайка, Государственный герб России и СССР Футболка-символ
советские нервы, оффициальные товары и пропорции. советский нерцфлагге. — советский пропагандистский плакат stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleSowjetische Nerz, offizielle Farben und Proportion richtig….
faust in der luft винтажный пропагандистский стиль — советский агитационный плакат stock-grafiken, -clipart, -мультики и -символFaust in der Luft Vintage Propaganda Poster-Stil
Eine Faust in der Luft in einem Vintage-Holzschnitt-Revolutions-Propagandaposter-Stil
zwei hände faust bumpunch holzschnitt fäuste — советский пропагандистский плакат stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleZwei Hände Faust Bump Punch Holzschnitt Fäuste
Zwei-Hände-Fauststoß-Schlagfaust im Vintage-Holzschnitt-Stil
menschen mit porträt des führers der ussr joseph stalin teilnegradation poster der mai-dдемонстрация и изображениеMenschen mit Porträt des Führers der СССР Иосиф Сталин. ..
Волгоград, Россия — 01 мая 2011: Menschen mit Porträt des Führers der UdSSR Иосиф Сталин nehmen an der Mai-Демонстрация в Волгограде teil
рука держит künstler pinsel — советская пропаганда плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символРука Künstler Pinsel
УДССР — советский пропагандистский плакат сток-фотографии и изображенияУДССР
УДССР Zusammenfassung. Фабрик мит Rauchpfeifen.
wir feiern am 1. mai, dem tag des frühlings und der arbeit. tag kann parade auf dem Theatreplatz in der stadt von Славянск-на-Кубани. — советский пропагандистский плакат стоковые фото и изображенияWir feiern am 1. Mai, dem Tag des Frühlings und der Arbeit. Тег…
Советский Союз Графический дизайн. — советский пропагандистский плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символСоветский Союз Флагг Графикен Дизайн Хинтергрунд.
удсср молот и сишел — советский пропагандистский плакат сток-графика,-клипарт,-мультфильмы и-символ 9UDSSR
UdSSR Abstract mit US-Dollar
retro Revolution hand faust angehoben luft Proposal — советский пропагандистский плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символRetro Revolution Hand Faust angehoben Luft Propaganda
Eine Hand in einer Faust, die in einem Vintage-Tiefdruckholzschnitt oder im Propagandastil der Retro-Revolution in die Luft gehoben wird
1. mai-tag der internationalen arbeiter — советский пропагандистский плакат сток-график , -клипарт, -мультики и -символ1. Mai-Tag der Internationalen Arbeiter
Internationaler Tag der Arbeit, 1. Mai. Русский текст bedeutet Happy Labor Day. Handgezeichnetes Poster für den Druck. Arbeitermenge mit erhobenen Armen mit Hämmern auf rot-gelbem Retro-Sowjet-Hintergrund
faust nach oben macht. рука с фаустом. революция, протест, пропаганда и свободный символ. осады. вектор-иллюстрация. — советский агитационный плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символФауст нах обэн Махт. Рука с Фаустом. Революция, протест,…
gewinner hob die faust mit strahlen auf weißem hintergrund und band mit platz für text. дизайн логотипа-этикетки, konzept des gewinnens. vektor-illustration — советский агитационный плакат stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleGewinner hob die Faust mit Strahlen auf weißem Hintergrund und…
Der Gewinner hob die Faust mit Strahlen auf weißem Hintergrund und ein Band mit Platz для текста. Logo-Label-Design, Konzept von win. Векториллюстрация.
umriss der sowjetunion mit rotem band am rand — советский пропагандистский плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символUmriss der Sowjetunion mit rotem Band am Rand
erhöhte mannliche Рука в Фаусте пролетарский символ протеста handgezeichnete design geballt — советский пропагандистский плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символErhöhte mannliche Рука в Фаусте пролетарский символ протеста3…
Украина — Чернобыль — Verlassene Häuser in Exklusivzone mit zeichnungen darauf — советский пропагандистский плакат фото и фотографии
Украина — Чернобыль — Verlassene Häuser в Exklusivzone mit…
Чернобыль/Украина — 04 23 2018: Verlassene Häuser in der Sperrzone von Tschernobyl, Украина, mit Zeichnungen darauf. Bäume wachsen durch die Wände der Gebäude. Verfall und Einsamkeit.
Stern, Sichel und Hammer — советский пропагандистский плакат stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole вектор-иллюстрация. пропаганда также является глобальным манипулированием и контролем. — советский агитационный плакат сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символHand mit Faust erhoben Плакат протеста против революции. Вектор
erhoben в знак протеста мужская рука в der luft mit rotem band und schriftkraft — советский пропагандистский плакат фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символerhoben в протесте мужская рука в der Luft mit rotem Band und…
1. главный тег международного арбитража. Русский — советский пропагандистский плакат сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ1. Mai Tag der Internationalen Arbeiter. Russisch
Internationaler Tag der Arbeit, 1 мая. Russischer Text bedeutet Peace Labor May. Handgezeichnetes Poster für den Druck.