Сайт

Хлебные крошки на сайте: Хлебные крошки на сайте — полезный элемент навигации и SEO

07.08.2023

Содержание

Анализ “хлебных крошек” на российских сайтах. | by Yana Delyukina | Дизайн-кабак

Что это такое и как их используют.

Published in

·

5 min read

·

Apr 22, 2020

Хлебные крошки” (“breadcrumbs”) — это элемент интерфейса в навигации сайта/программы, который показывает путь от главного элемента до того, на котором находится пользователь. Помогает пользователю помнить, на какой странице он находится, и вернуться на предыдущие, не заблудившись в разделах сайта.

Такие подсказки не нужны одностраничным сайтам или сайтам, где нет вложенности разделов. Но они необходимы на сложных, многоуровневых сайтах, например, в интернет-магазинах, в которых разделов просто завались.

Пример “хлебных крошек”, с которым мы часто взаимодействуем — файловая система в компьютерах.

Вы видите весь путь, по которому прошли, пока не попали в нужную папку.

Я сделала небольшой анализ, как используют “хлебные крошки”на российских сайтах.

В десктопной и мобильной версиях мы видим “хлебные крошки”, в которых указывается полный путь от главной страницы до текущей. Элементы разделены стрелками вправо. Можно нажать на категорию, чтобы в нее провалиться. Текущая страница с товаром некликабельна, потому что это и не нужно.

Утконос. Десктопная версия

В мобильной версии весь путь “хлебных крошек” выстроен в одну строку, без переносов, поэтому есть горизонтальный скролл.

Утконос. Мобильная версия

Перекресток

В десктопной версии сайта мы видим “хлебные крошки”, они ведут нас от главной страницы до страницы товара. В качестве разделителя тоже использованы стрелки вправо.

Перекресток. Десктопная версия

В мобильной версии “хлебные крошки” не используются, появляется кнопка Назад, которая ведет себя как браузерная кнопка Назад (возвращает на предыдущую страницу), но не на уровень выше, как ожидается.

Перекресток. Мобильная версия

Вкусвилл

В десктопной версии представлены “хлебные крошки”, разделитель — косая черта.

Вкусвилл. Десктопная версия

В мобильной версии “крошки” пропадают, когда мы заходим на страницу товара.

При этом на страницах категорий “хлебные крошки” появляются.

Вкусвилл. Мобильная версия

В десктопной версии представлены “хлебные крошки”, и, как у Вкусвилла, в качестве разделителя — косая черта. Но в “хлебные крошки”не попала страница товара, на которой мы находимся.

lamoda. Десктопная версия

В мобильной версии нет “хлебных крошек”, вместо них используется кнопка, которая возвращает в категорию этого товара и сообщает как она называется.

lamoda. Мобильная версия

Сима-ленд

Используется выпадающее меню в “хлебных крошках”, т.е. мы можем переключаться между категориями/подкатегориями, находясь в интерфейсе “крошек”.

Сима-ленд. Десктопная версия

В мобильной версии используются обычные “хлебные крошки”, текущая страница в них не включена.

Сима-ленд. Мобильная версия

В десктопной версии есть “хлебные крошки” и в качестве разделителя использованы стрелки вправо. Под некоторыми категориями есть выпадающее меню, которое уводит на другой продукт.

booking. com. Десктопная версия

Например, если вместо Отелей мы выбираем Туризм, то с сохранением дат, попадаем на страницу, на которой есть информация о лучших районах нашего направления и предложением найти в них жилье.

В мобильной версии “хлебных крошек” нет, только стрелка назад. Сайт выглядит как мобильное приложение.

booking.com. Мобильная версия

В десктопной и мобильной версиях сайта текущая страница как будто не включена в цепочку “хлебных крошек”, а представлена сразу в виде заголовка.

Газпром. Десктопная версия

И по большому счету, мобильная версия сайта мало чем отличается от десктопной.

Газпром. Мобильная версия

Камаз

На сайте Камаза приходит осознание, насколько давно используются “хлебные крошки”. У этого сайта даже нет мобильной версии, а вот “хлебные крошки” — есть.

Nielsen Norman Group рекомендовали использовать “хлебные крошки” еще в 1995 году.

Камаз. Десктопная версия

Альфа-Банк

У этого сайта очень сложная и непонятная структура, “хлебные крошки” то появляются, то исчезают.

Например, на скриншоте ниже “хлебные крошки” указывают, что Ипотека — это подкатегория Кредитов, но в навигационном меню выше видно, что Ипотека и Кредиты находятся на одном уровне.

Альфа-Банк. Десктопная версия.

Другой пример: Средний и крупный бизнес (1 уровень) > Размещение средств (2 уровень)> Процентные ставки (3 уровень). И вместо “хлебных крошек” видим только ссылку на первый уровень.

Альфа-Банк. Десктопная версия.

В целом на сайте Альфа-банка на десктопной и мобильной версиях “хлебные крошки” используются от случая к случаю, иногда их просто нет, и чаще всего совершенно непонятно в какой категории или подкатегории находишься.

Джефф Джимерсон, главный креативный директор компании Madison Ave. Collective, в своей статье “We’ve All Been Doing Breadcrumbs Wrong” (ноябрь, 2019 год) предлагает свой вариант использования “хлебных крошек”. Выглядит он вот так:

Десктопная версия. Картинки из статьи Джеффа Джимерсона

Вот в чем заключается его подход:

  • для декстопной версии сайта используйте стрелки влево, таким образом показываете, что можно вернуться назад
  • при использовании стрелок влево — не нужно включать текущую страницу в цепочку “хлебных крошек”
  • в идеале, разделяйте “хлебные крошки” тремя или четырьмя символами, чтобы каждая стрелка и текстовая ссылка рассматривались как одно целое

Update: в 2020 году на этом сайте уже используются самые обычные “хлебные крошки”.

Linn-Benton Community College. Десктопная версия.

Вывод

Для e-commerce использование “хлебных крошек” оправдано, так как обычно у них сложная структура каталога из-за разнообразия категорий, подкатегорий товаров, и пользователю действительно нужно в них ориентироваться.

У крупных банков беда со структурой сайтов и это отражается в “хлебных крошках” или их отсутствии. Есть причина, почему эта проблема для них не так критична, так как пользователи не пользуются навигацией по сайту и попадают на нужную им страницу по своему запросу из поисковика.

У корпоративных сайтов со структурой все в порядке: строго и линейно.

Повторю, что “хлебные крошки” — это элемент навигации по вашему сайту. Поэтому когда они используются нелогично — то появляются, то исчезают на разных страницах — ваш пользователь теряется, начинает блуждать, думать не о том: зачем он пришел к вам, а как поскорее уйти, и в конечном итоге уходит.

Зачем нужны хлебные крошки на сайте? Как настроить блок хлебных крошек, чтобы им было удобно пользоваться?

Главная

Блог

SEO

Зачем нужны хлебные крошки на сайте

Лебедев Антон

SEO-специалист агентства RACURS

 8205

19. 09.2019

Содержание:

  • Какие задачи решают хлебные крошки
  • Стандартные рекомендации для блока хлебных крошек
  • Нестандартные решения, используемые в блоке хлебных крошек
  • Частые вопросы
  • Заключение

Хлебные крошки (breadcrumbs) — дополнительный навигационный элемент, который значительно упрощает перемещение пользователей по сайту с большим количеством разделов, подразделов и со значительным уровнем вложенности страниц.

Визуально блок хлебных крошек представляет собой цепочку ссылок, указывающую полный путь к текущей странице, начиная с главной страницы и заканчивая той, на которой в данный момент находится пользователь:

Главная страница – категория – подкатегория – … текущая страница


Как правило, блок хлебных крошек располагается вверху страницы, сразу после шапки сайта и основного навигационного меню.

Какие задачи решают хлебные крошки

Хлебные крошки используются на сайте как для увеличения пользовательской вовлеченности (юзабилити), так и для улучшения ранжирования в поисковых системах и представления сниппетов в результатах поисковой выдачи:

  1. Отображение уровня вложенности и пути текущей страницы — пользователь видит и понимает, на какой странице и в каком разделе он находится;
  2. Упрощение навигации по сайту, в случае если необходимо перейти на страницу с уровнем вложенности выше. Например, если пользователю потребуется перейти с карточки товара на страницу категории, вместо поиска нужной ссылки в основном меню сайта (зачастую довольно запутанному), достаточно кликнуть на соответствующую ссылку в блоке хлебных крошек;
  3. Увеличение пользовательской вовлеченности (увеличивается глубина просмотра сайта, снижается показатель отказов), за счет упрощения навигации по сайту;
  4. Улучшение поведенческих факторов влечет за собой более качественное ранжирование страниц сайта в поисковых системах;
  5. Обеспечение корректной перелинковки и распределения ссылочного веса между страницами сайта;
  6. При использовании микроразметки хлебных крошек по словарю schema. o, отображение в спиппетах Google корректной навигационной цепочки.


Стандартные рекомендации для блока хлебных крошек

Функционал хлебных крошек, на первый взгляд, довольно простой, и какие-либо особые настройки не требуются. Однако, для создания удобного блока навигации, мы предлагаем придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Не отображайте блок хлебных крошек на главной странице;
  2. Хлебные крошки должны быть расположены в одном и том же месте на всех страницах сайта и иметь одинаковый внешний вид;
  3. Отображайте в последнем шаге хлебных крошек текущую страницу, если при этом блок хлебных крошек не будет занимать много пространства и вынуждать скрывать промежуточные шаги хлебных крошек. В противном случае – скрывайте последний шаг;
  4. При указании текущей страницы в качестве последнего шага хлебных крошек, этот элемент должен быть некликабельным. Размещение ссылки со страницы на саму себя не только может запутать пользователей, но и некорректно с точки зрения поисковой оптимизации.
    В тоже время, отсутствие ссылки в микроразметке хлебных крошек, будет воспринято валидаторами как ошибка, а навигационная цепочка в сниппете Google не будет сформирована:


    Для устранения ошибки, необходимо в микроразметке последнего шага указать ссылку на соответствующую страницу c помощью атрибута content=”ссылка_на_страницу”, размещенного в теге <div itemprop=»item» title=» «>.


    Пример некорректной микроразметки последнего шага хлебных крошек


    Пример корректной микроразметки

  5. Если значительное количество посещаемых страниц имеют большой уровень вложенности, рекомендуем скрывать из блока хлебных крошек ссылки на промежуточные подкатегории, а также скрывать ссылку на главную страницу или заменять ее соответствующей пиктограммой:


  6. В случае, если на сайте присутствуют страницы каталога, на которых пользователь может установить параметры фильтрации товаров, рекомендуем расширять функционал хлебных крошек на карточках товаров кнопкой «Назад к результатам».


    Кликнув по ней, пользователь должен попадать на страницу категории с примененными параметрами фильтрации или сортировки товаров, а не на страницу уровнем вложенности выше.

  7. Не рекомендуется формирование анкоров хлебных крошек с указанием основной ключевой фразы на каждом шаге, так как подобная реализация сделает навигационную цепочку более громоздкой и ухудшит ее восприятие.

    Например, вместо навигационной цепочки:

    «Главная – каталог – холодильники – холодильники двухкамерные – холодильники Bosch двухкамерные – холодильник Bosch KGN39VL17R»,

    рекомендуем использовать вариант:

    «Главная – каталог – холодильники – двухкамерные – Bosch – KGN39VL17R».

Нестандартные решения, используемые в блоке хлебных крошек

Как было отмечено ранее, наиболее часто используемая структура хлебных крошек — простая цепочка ссылок от главной страницы до конечной.

Однако функционал и внешний вид блока может быть изменен в зависимости от особенностей сайта. Например:

  1. Динамические хлебные крошки, которые отображают не путь вложенности страницы, а путь, который проходил конкретный пользователь по страницам сайта. Такая реализация позволяет формировать корректную навигационную цепочку, если ссылка на конечную страницу расположена в нескольких разделах, например, один и тот же товар может располагаться в нескольких категориях.
  2. Хлебные крошки с выпадающим списком. Расширение функционала хлебных крошек с помощью отображения у каждого раздела списка смежных разделов. Такая реализация позволяет быстро перейти не только на страницу уровнем вложенности выше, но и в смежный раздел любой категории.

Частые вопросы

Можно ли размещать хлебные крошки внизу страницы?

С точки зрения поисковой оптимизации местоположение хлебных крошек на странице ни на что не влияет. Однако их расположение внизу страницы может быть значительно менее удобным для пользователей.

Нужно ли размещать блок хлебных крошек, если сайт состоит из небольшого количества страниц?

Необходимость размещения блока хлебных крошек зависит не столько от количества страниц на сайте, сколько от максимального уровня вложенности страниц.

Если страница имеет максимум два уровня вложенности, размещение хлебных крошек не требуется. Если же на сайте присутствуют страницы более чем с двумя уровнями вложенности, рекомендуем внедрять хлебные крошки.

Нужны ли хлебные крошки в мобильной версии сайта?

Так же, как и в версии сайта для персональных компьютеров, хлебные крошки в мобильной версии упрощают навигацию пользователя. Но в связи с тем, что свободного пространства на экранах мобильных устройств значительно меньше, могут потребоваться изменения внешнего вида блока для гаджетов, например, скрытие промежуточных шагов в выпадающий список:

Как выводить хлебные крошки для страницы товара, который размещен в разных разделах?

Если один и тот же товар отображается в нескольких категориях сайта, необходимо использовать либо «динамический» блок хлебных крошек — блок, отображающий не структуру вложенности страницы, а путь, который прошел пользователь — либо дополнить стандартный блок кнопкой «Назад», которая будет возвращать пользователя на предыдущую посещенную страницу.

Заключение

Использование хлебных крошек оправдано для сайтов любой направленности, коммерческих или информационных, так как позволяет решить несколько задач, а внедрение такого функционала не потребует больших затрат.

Комментарии

Александр Александр 18.11.2019 18:11:49

Здравствуйте,

Вопрос по сценарию, когда страница располагается одновременно в нескольких разделах. Подскажите, как корректно указать в хлебных крошках микроразметки, что несколько категорий данной записи находятся на одном уровне, а не вложены одна в другую?

Рекомендуемые статьи

  • Почему безопасность сайта влияет на его ранжирование и что вы можете с этим сделать?
  • Использование эмоджи в сниппетах
  • Сезонность спроса

Оглавление

На весь экран