Разное

Текстуры для одежды: Текстура одежды — 60 фото

09.02.1986

Содержание

Одежда как процесс: текстиль, текстура и время

Одежда определяет и формирует наше тело. Иногда ее называют «второй кожей» (Sontag & Schlater 1982; Barnett 2009a; Crewe 2011; Crewe 2017). В современной литературе о потреблении в сфере моды практики, связанные с ношением одежды, рассматриваются в основном с точки зрения ее внешних качеств — в контексте эстетики, семиотики, идентичности и выразительности. В рамках географии, гендерных исследований, культурологии, социологии, истории материальной культуры, истории моды и теории дизайна написано множество работ о роли одежды в формировании и закреплении социальных категорий (Belk 1998; Davis 1994; Crane 2012; Entwistle 2015). Исследователи анализировали гендерно обусловленные границы (Childs 2016; Gibson 2016; Barry & Martin 2016), классовую дифференциацию (McRobbie 1993) и одежду как средство самовыражения (Colls 2004; Colls 2006; Longhurst 2005; Woodward 2007; Twigg 2013), особенно среди представителей различных субкультур (Griffin 2012) и меньшинств (Dwyer 1999; Dwyer 2000).

Так сложилась традиция говорить о культурном значении одежды с точки зрения нематериальных смыслов. Одежда стала чем-то «призрачным» (Woodward 2005: 21), а ее материальные качества — «белым пятном в научных исследованиях» (O’Connor 2005: 43; Hebrok & Klepp 2014: 69). О том, как текстура одежды влияет на внутренние, тактильные, материальные и меняющиеся со временем ощущения в процессе ее ношения, написано немного. Жизнь одежды — покупка, ношение, стирка, наконец, непригодность, — ее текстура и тактильные ощущения, которые она вызывает, в научных работах отходят на второй план. В этой статье речь пойдет о том, как благодаря материальным свойствам одежды между ней и ее владельцем складываются те или иные отношения. В ней предпринимается попытка ответить на два основных вопроса. Во-первых, как тело получает информацию о ткани, из которой изготовлена одежда? Во-вторых, как в процессе ношения и использования реагирует сама текстура одежды и меняются ее материальные качества.

Именно осязание во многом определяет отношение человека к собственной одежде. Это восприятие «чувственно, телесно, навевает те или иные воспоминания» (Crewe 2017: 127). Надевая вещь, мы ощущаем ее кожей. Когда мы ее снимаем, реакции нашего тела остаются «вплетенными в ее ткань» (Crewe 2011: 39). Прикосновение может доставлять удовольствие, быть привычным и успокаивающим. Но оно может и вызывать дискомфорт, стеснять, раздражать. Работ о теле и его месте в пространстве, авторы которых пытаются понять, как тело ощущает одежду, немного, хотя их число растет (Colls 2004; Colls 2006; Entwistle 2000; Woodward 2007; Stallybrass 1993; Eco 1986; Barnett 1999; Barnett 2009b). В таких исследованиях внимание направлено прежде всего на телесное восприятие одежды, обусловленное взаимодействием человека с окружающим материальным миром на эмоциональном или чувственном уровне (Stanes & Gibson 2017). Ощущения от одежды раскрываются и в словесных описаниях (Crăciun 2015; Delong et al. 2007; Delong et al. 2012; Eco 1986), например когда человек говорит, что ему хорошо или, наоборот, неудобно.

Физическую связь между «дизайном, материальной формой, кроем одежды и особенностями ее ношения» (Fletcher 2016: 144) исследуют реже. В статье акцент сделан на том, как человек ощущает одежду в ее материальности — имея возможность коснуться ее, потрогать, чувствуя ее близость к коже. В ней используется язык, привычный для «теории тактильности» (Crang 2003; Paterson 2007; Paterson 2009; Rodaway 1994; Howes 2005). Сюда относится в том числе осязание, или то, что Умберто Эко в свое время назвал «самосознанием кожи» (Eco 1986: 194). Текстуры, вызывающие соматические реакции — «ощущения, которые возникают в движущемся теле», — играют ключевую роль в удовольствии или дискомфорте, с которыми сопряжено ношение одежды (Paterson 2015: 35; Paterson 2007). В этой работе я вслед за теми, кто призывает «переосмыслить текстуру как многогранную, телесную и осязаемую материю» (Forsyth et al. 2013: 1015), сосредоточусь на структуре материальных вещей в соседстве с движущимся, осязающим, воспринимающим и эмоциональным телом (Rodaway 1994; Ingold 2002).
Одежда живет и определяется физическим контактом с телом и движением в непосредственной близости от него и в окружающем его материальном пространстве. Подобные аспекты тактильного восприятия часто остаются незамеченными среди повседневных впечатлений, однако играют важную роль в формировании взаимодействия с одеждой на уровне микрогеографии1.

Хотя ткани, производимые для изготовления одежды, составляют единственный в своем роде и крупнейший сегмент мирового текстильного производства (Pajaczkowska 2010), материальные и временные свойства одежды, равно как и их взаимодействие с телом в процессе ее ношения, редко становятся предметом анализа. Сосредоточившись на тактильном восприятии, мы сможем проследить и осмыслить, как материальные качества одежды и ее отношения с телом меняются в процессе ношения с течением времени. Тактильное взаимодействие с материей одежды «представляет собой сложные уникальные отношения между материальностью вещи… типом ткани, из которой она сделана, особенностями ее структуры, ее дизайном и кроем — и ее использованием» (Fletcher 2016: 160).

На мой взгляд, одежду не следует воспринимать как единичные, неизменные или статичные «предметы» или как нечто застывшее и безжизненное. Она динамична, это целое, состоящее из условно соединенных между собой элементов ткани. Одежда способна претерпевать внутренние изменения и формировать определенные отношения со своим владельцем (Woodward & Fisher 2014; Ingold 2007; Stanes & Gibson 2017). Обращаясь к тактильным, чувственно воспринимаемым свойствам одежды, которые раскрываются в ее прозаической биографии2, — в совокупности привычных действий, составляющих часть повседневного ношения одежды и считающихся чем-то само собой разумеющимся, — я пытаюсь переосмыслить одежду как непрерывный «процесс».

Интерпретируя одежду как процесс, мы сможем оценить значимость разнообразных материальных, временных, пространственных и поведенческих форм адаптации тела к одежде во время ее повседневного ношения и на протяжении ее «жизни» (Fletcher 2016; Stanes & Gibson 2017). С этой точки зрения ношение одежды не одномерный и линейный процесс, а часть интимного, тактильного, чувственного взаимодействия между телом и материалом.

В этой статье я постараюсь с опорой на эмпирический материал проанализировать, где, как и когда происходит соприкосновение между одеждой — ее материей — и телом. Меня интересует, в каких случаях прикосновение можно назвать «приятным» или «неприятным» (Dixon & Straughan 2010: 457) и как влияет на тактильные ощущения меняющаяся в социальном и временном контексте материальность одежды. Отвечая на эти вопросы, я начинаю с разговора о том, как откликаются текстуры, ткани и материалы, — я не пытаюсь предложить новый ответ на вопрос, чем является или не является «мода», и не рассматриваю ее роль в культуре, а исследую чувственные отношения между человеком и его одеждой, состоящей из отдельных подверженных изменениям элементов.

Акцент на текстуре одежды и соматосенсорных отношениях дает возможность увидеть более сложную картину того, как ощущения от материальных текстур и объектов, выходящие за рамки визуальных впечатлений, влияют на желание или нежелание носить ту или иную одежду.

Анализ одежды с точки зрения материальности и временной перспективы в статье начинается с разговора об одежде как процессе, помогающего проследить, как тело ощущает одежду и ткани. Ношение одежды определяется тактильным взаимодействием с материалами, из которых она изготовлена, и их восприятием — в особенности если эти материалы со временем изнашиваются и/или приобретают определенный отпечаток под воздействием времени. Иначе говоря, определяющими являются процессы разнашивания и изнашивания одежды. Продолжая эту мысль, я свожу воедино различные выводы, к которым приходили теоретики, размышлявшие об осязании, материальности, временном измерении и материальных объектах, и показываю, что в исследованиях, посвященных отношениям тела и одежды, осязанию не уделяется должное внимание. Чтобы обосновать свою концепцию одежды как процесса, я обращаюсь к эмпирическому материалу, собранному в рамках этнографического проекта, который был направлен на изучение того, как взаимодействуют с одеждой достигшие совершеннолетия молодые люди в Сиднее (Австралия).
Иллюстрируя свою мысль об одежде как процессе, я выбрала пять примеров, показывающих, как тело ощущает одежду на разных стадиях ее изношенности, починки, состояния текстуры, в разное время. В двух взаимосвязанных разделах я анализирую повседневное взаимодействие с материальными свойствами одежды: с одной стороны, то, как мы запоминаем одежду, с другой — как одежда запоминает нас. Эти исследования перекликаются с работой Кейт Флетчер, которая говорит о ценности «искусства использования» в процессе ношения одежды (Fletcher 2012; Fletcher 2016). Эта ценность, по мысли Флетчер, выражается в «заинтересованности, удовлетворении, ответственности и возможностях», но, кроме того, в «бережном отношении к одежде, ее живой материи», в том, как одежда взаимодействует с «искусными пальцами» и «тактильными знаниями» (Fletcher 2016: 35). Живая материя одежды и тактильные навыки, сопряженные с ее использованием, излучают ценность, заботу и надежность. Соматосенсорные реакции могут, наоборот, говорить о дискомфорте, беспокойстве и — в случае современного текстиля, производимого промышленным способом, — искусственности материала, который пытается обмануть наше восприятие.
Чуткость к изменениям, которые одежда претерпевает при контакте с телом, определяет и формирует микрогеографию ее использования (включая покупку, ношение, стирку, хранение, снятие одежды) и вносит свой вклад в становление одежды как процесса. Я полагаю, что, уделяя больше внимания соматосенсорным реакциям тела, мы сможем лучше понять материальные смыслы, заключенные в ткани и реализуемые через ее посредство, по мере того как одежда с течением времени изнашивается. Учитывая социальные и экологические аспекты производства одежды, а также личные особенности взаимодействия с ней, такое понимание позволяет под новым углом посмотреть на заботу об одежде, уход за ней и ее ношение (Gill & Mellick Lopes 2011; Fletcher 2016), открывая иные грани пространства, материальности и времени, чем те, что типичны для быстрого и избыточного потребления.

Перевод и иллюстрации в печатной версии

Перевод с английского Татьяны Пирусской

«Все Футболки.

ру» — Ваш стиль
  • Популярные
  • Часто покупают

–44 %

Детская футболка 3D Гимнастка на полотне

1540р. 860р.