Академические рубрики | Матрицы для оценивания знаний — English for School
В Средние века латинским словом «rubrica» (красная охра, красная краска) называли заголовки законов или сакральных текстов на манускриптах, потому что эти фрагменты выделялись красным цветом. В середине 1990-х годов слово «рубрика» стали использовать в образовании для обозначения таблиц с критериями оценки знаний обучаемых. Такая матрица содержит (1) перечень критериев, (2) уровни оценивания (начальный, средний, высокий), (3) конкретное описание критериев по каждому из уровней. Полагаю, самый простой и известный пример академической рубрики — это Общеевропейские компетенции владения иностранным языком, которые дали нам разделение владения иностранным языком на шесть уровней: А1, А2, В1, В2, С1, С2.
Подробнее здесь. Сам оригинальный документ тут (273 стр.).
Академическая рубрика — это инструмент оценки знаний, который помогает как ученикам, так и учителю. Рубрика — это не отметка и не контрольный список необходимых элементов, это логическая система оценивания, которую можно конвертировать в отметку (главное найти адекватную конвертацию). Но как именно таблички критериев помогают в оценке знаний? Как правильно создавать академические рубрики? Как и когда ими пользоваться учителям и ученикам?
ФУНКЦИИ РУБРИК
Прозрачность. Академические рубрики заранее содержат конкретный список условий, требований, ожиданий преподавателя от учеников по поводу выполнения ими конкретного задания. Приступая к сочинению, презентации, устному выступлению, групповому проекту, полевой работе и т.п., ученик имеет возможность сразу ознакомиться с критериями, по которым его будут оценивать. Прозрачность помогает учителю и ученику говорить на равных, без намёков, помогает снять стресс у особо мнительных учеников по поводу предстоящей работы.
Самооценка. Ученик может выбрать уровень в рубрике, к которому он хочет стремиться при выполнении задания, а также ожидать, что при выполнении всех условий и требований по данному уровню он может ожидать соответствующую отметку. Ученик осознаёт, что на нём самом лежит ответственность за свой результат и свою отметку.
Обратная связь ученику. Рубрики своевременно предоставляют ученикам подробную обратную связь относительно конкретного задания не только после того, как задание сделано, но и в процессе выполнения задания. Рубрика может улучшить работу ученика на полпути. Рубрика намечает пробелы и слабые стороны, которые надо поправить, а также показывает сильные стороны, которые требует меньших затрат времени. Рубрика устанавливает стандарты, но не убивает творческое начало.
Обратная связь учителю. Рубрики показывают, достигли ли ученики заранее сформулированных обучающих задач. Рубрики также показывают учителю после задания (или даже целого курса), где ученики столкнулись с наибольшими трудностями и как можно в будущем эти трудности предотвратить (сделать памятки, подробней объяснить, больше потренироваться на уроке и т.д.).
Оценка выполненной работы. Рубрику можно использовать при выставлении отметки и использовать как средство диалога с учеником, если тот вдруг будет не согласен со своим баллом. Рубрика становится «общим местом», от которого можно оттолкнуться при обсуждении результата. С помощью рубрики немая отметка превращается из цифры в живое повествование.
Снижение предвзятости и субъективности. Рубрика значительно снижает предвзятость учителя к работе ученика («Да что Иванов мог сделать? Как всегда, на тройку и не больше»). Если Иванов выполнил критерии на высшем уровене, он заслуживает высокой отметки. И наоборот, если отличник схалтурил, это также отражается на его отметке. Рубрика снижает предвзятость ученика к учителю («Марья Иванна любит Сидорову, а меня нет, потому ей 10, а мне 6»). Нет, Марья Иванна выложила все свои карты на стол ещё перед тем, как ученики приступили к заданию. Рубрика создаёт впечатление объективности и честности в отметках.
ВИДЫ РУБРИК
Академические рубрики бывают holistic (целостными, цельными, целокупными) и analytic (аналитическими). Пример целостной рубрики — вышеприведённые Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. В такой рубрике прописаны 6 уровней владения языком по четырём критериям (чтение, аудирование, письмо, говорение). Например, если я по аудированию узнаю медленно произнесённые знакомые слова и базовые фразы о себе, семье и ближайшем окружении, то у меня уровень A1. Всё просто и быстро: есть только один критерий (аудирование), понятная шкала (от А1 до С2 по нарастающей) и цельный набор характеристик для каждого уровня (А1 — один набор, А2 — другой набор и т.д.). Вот посчитали указанные характеристики, если соответствует какому-то уровню шкалы, значит, это и есть твой уровень. Целостная рубрика даёт одну единую оценку (фокус на этой оценке в виде числа или буквы).
Целостная рубрика
Академическая рубрика выглядит более детально, в ней у каждого критерия есть от трёх до пяти уровней оценки работы (от низкого до высокого), а также есть место для комментария учителя. Фокус такой рубрики — на качестве выполнения критерия, не на общей оценке.
Аналитическая рубрика
Из двух примеров видно, что одну рубрику можно легко переформатировать в другую. В целостной упор на общей оценке, в аналитической — на качестве критерия. Каждая из этих рубрик уместна по контексту. Например, на устном экзамене по английскому в средней школе целостная рубрика может оказаться более полезной и использоваться для выставления конечной отметки. Её использует только экзаменатор. Но для работы в классе и для улучшения работы учеников лучше пользоваться аналитической рубрикой с её нацеленностью на качество выполнения того или иного критерия.
СТРУКТУРА АНАЛИТИЧЕСКОЙ РУБРИКИ
Аналитическая рубрика состоит из нескольких компонентов: (1) описание задания, (2) список критериев, которые оцениваются, (3) рейтинговая шкала уровней, описывающая характеристики выполнения критерия, (4) колонка «неприменимо», (5) колонка комментариев, (6) детальное, но простое описание характеристик для каждого уровня каждого критерия.
Задание: <Небольшой текст-комментарий, описывающий конечный продукт предлагаемого ученикам задания, а также дополнительная информация, которую по мнению учителя необходимо здесь указать>
Примеров аналитических рубрик в сети очень много. Примеры рубрик по разным областям знания: написание эссе, групповой проект, исследовательская работа (и некоторые другие вещи), устное выступление, критическое мышление. Академические рубрики не универсальны. Естественно, гораздо легче взять имеющуюся в Интернете рубрику и приспособить её к своим нуждам, к своей работе. К каждому заданию и каждой теме придумывать рубрику тяжело, но можно использовать усреднённую рубрику по каждому типу больших заданий, которые учитель задаёт ученикам.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУБРИК В КЛАССЕ
Рубрики полезно адаптировать к своим условиям и своим ученикам. Готовые рубрики никогда нельзя применить как есть в конкретном классе в конкретное время. Чтобы создать (или адаптировать) рубрику, необходимо вспомнить, какие обучающие задачи стоят перед учениками на вашем предмете и как конкретное задание соотносится с этими задачами. Потом необходимо выделить критерии, которые важно оценить и развить в учениках, чтобы обеспечить достижение обучающих задач. Если по теме «Спорт» одна из обучающих задач состоит в том, что ученики по окончании темы смогут выделить преимущества и недостатки активных видов спорта, то одним из критериев группового проекта или эссе может быть «предоставление разных точек зрения». То есть выполнение учеником этого критерия будет свидетельствовать о том, что обучающая задача выполнена.
Разбивка на уровни и их описание, пожалуй, самое сложное при создании рубрики, потому что надо чётко определить, что есть плохой, средний и хороший уровень владения тем или иным критерием. Нет единой точки зрения, но мне нравится та, в которой лучше всего сначала описать самый простой (низкий) уровень владения критерием — тот минимум, который учителю приемлем и который не позволит ученику «провалить» задание. Если двльше развить критерий «предоставление разных точек зрения» для эссе по теме спорт, то уровень «начинающий» (т.е. слабенький) может быть таким: «Признаёт, что есть несколько точек зрения на проблему, но не сообщает никаких других подробностей». Уровень «средний» можно расширить: «Признаёт, что есть несколько точек зрения на проблему. Коротко называет, какие именно существуют точки зрения». А уровень «высокий» может быть таким: «Признаёт, что есть несколько точек зрения на проблему. Описывает, какие именно существуют точки зрения. Открыто принимает одну из точек зрения в своём эссе». Вот таким образом рождается континуум компетенций. Становится видно, что именно означает этот критерий «предоставление разных точек зрения». В несколько расширенном виде так можно описать все критерии (грамматика, структура работы и проч.) для того или иного задания.
Рубрику необходимо показать ученикам до того, как они начнут выполнять задание. Стоит напомнить, что эту рубрику нужно использовать и для контроля («Всё нужное включил в свою работу?»), и для поиска своих слабых сторон, чтобы определить, куда нужно направить больше усилий для работы. При проверке задания учителю стоит пользоваться такой рубрикой и оценивать только по тем критериям, которые в этой рубрике заявлены — письменно комментируя ученику, где есть слабые места. Эту письменную форму можно отдать ученику, когда будут сообщаться выставленные отметки. Заполненное поле комментариев в рубрике будет подробной обратной связью, помогающей ученику в его обучении.
О рубриках написано множество книг и исследовательских статей, есть видеоролики и записи в блогах практикующих учителей. Если есть интерес, с этими материалами можно ознакомиться несколькими нажатиями клавиш в Гугл. Использование рубрики — это высокий уровень предоставления каждому ученику обратной связи, который говорит гораздо больше простой оценки, выраженной числом или буквой.
Рекомендуемая литература:
Allen, D., & Tanner, K. (2006). Rubrics: Tools for making learning goals and evaluation criteria explicit for both teachers and learners. CBE—Life Sciences Education, 5, pp. 197–203. [читать на английском]
Mertler, C. A. (2001). Designing scoring rubrics for your classroom. Practical Assessment, Research & Evaluation, 7(25), pp. 1–8. [читать на английском]
Stevens, D. D., & Levi, A. J. (2013). Introduction to rubrics: An assessment tool to save grading time, convey effective feedback, and promote student learning (2nd ed.). Sterling, VA: Stylus. [211 страниц]
Suskie, L. A. (2009). Using a scoring guide or rubric to plan and evaluate an assignment. Assessing student learning: A common sense guide (pp. 137–154). San Francisco, CA: Jossey-Bass. [читать на английском]
РУБРИКА — Что такое РУБРИКА?
Слово состоит из 7 букв: первая р, вторая у, третья б, четвёртая р, пятая и, шестая к, последняя а,
Слово рубрика английскими буквами(транслитом) — rbrika
- Буква р встречается 2 раза. Слова с 2 буквами р
- Буква у встречается 1 раз. Слова с 1 буквой у
- Буква б встречается 1 раз. Слова с 1 буквой б
- Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
- Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
- Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
Значения слова рубрика. Что такое рубрика?
Рубрика
РУБРИКА — 1. Подраздел текста произведения (часть, раздел, глава, параграф). 2. Структурная единица вспом. указателя, состоящая в наиболее полном виде из заголовка, подзаголовка, аннотации или комментария и адресных ссылок.
Издательский словарь. — 2003
Рубрика (лат. rubrica, окрашивающая в красную краску) — первоначально так называлось заглавие закона или другого сочинения, обыкновенно писавшееся киноварью, а также надпись в начале главы книги, затем и самая глава…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
Предметная рубрика
Предметная рубрика Предметная рубрика — элемент информационно-поискового языка, представляющий собой краткую формулировку темы на естественном языке.
См. также: Предметные рубрики Информационно-поисковые языки Финансовый словарь Финам. Словарь финансовых терминов
ПРЕДМЕТНАЯ РУБРИКА — в библиогр. записи краткая формулировка предмета (факта, события, аспекта и т. п.), рассматриваемого в документе (в частности, издании), на который составляется библиогр. запись.
Издательский словарь. — 2003
Предметная рубрика — элемент информационно-поискового языка, представляющий собой краткую формулировку темы на естественном языке. glossary.ru
Язык предметных рубрик
Язык предметных рубрик Язык предметных рубрик — информационно-поисковый язык, предназначенный для индексирования (частей) документов и информационных запросов посредством предметных рубрик.
Словарь финансовых терминов
Язык предметных рубрик — информационно-поисковый язык, предназначенный для индексирования (частей) документов и информационных запросов посредством предметных рубрик.
Словарь финансовых терминов
Язык предметных рубрик — информационно-поисковый язык, предназначенный для индексирования (частей) документов и информационных запросов посредством предметных рубрик.
glossary.ru
Адекватная предметная рубрика
Адекватная предметная рубрика — предметная рубрика, формулировка которой выражает объем понятия, наиболее точно соответствующего объему понятия о предмете документа.
glossary.ru
Адекватная предметная рубрика — предметная рубрика, формулировка которой выражает объем понятия, наиболее точно соответствующего объему понятия о предмете документа.
Словарь финансовых терминов
Обобщающая предметная рубрика
Обобщающая предметная рубрика — предметная рубрика, выражающая объем понятия существенно более широкий, чем объем понятия о предмете документа.
glossary.ru
Обобщающая предметная рубрика — предметная рубрика, выражающая объем понятия существенно более широкий, чем объем понятия о предмете документа. См. также: Предметные рубрики
Словарь финансовых терминов
Многочленная предметная рубрика
Многочленная предметная рубрика — сложная предметная рубрика, в которой лексические единицы отделены друг от друга разделительным символом (указателем связи).
glossary.ru
Многочленная предметная рубрика — сложная предметная рубрика, в которой лексические единицы отделены друг от друга разделительным символом (указателем связи). Словарь финансовых терминов
Подзаголовок предметной рубрики
Подзаголовок предметной рубрики Подзаголовок предметной рубрики — второй и последующий элемент многочленной предметной рубрики, отделяемый от других разделительным знаком.
Словарь финансовых терминов
Подзаголовок предметной рубрики — второй и последующий элемент многочленной предметной рубрики, отделяемый от других разделительным знаком. Подзаголовки предметной рубрики подразделяют: — в зависимости от содержания — на тематические, географические… Словарь финансовых терминов
Подзаголовок предметной рубрики — второй и последующий элемент многочленной предметной рубрики, отделяемый от других разделительным знаком. Подзаголовки предметной рубрики подразделяют: — в зависимости от содержания — на тематические, географические…
glossary.ru
Комбинированная предметная рубрика
Комбинированная предметная рубрика — многочленная предметная рубрика, включающая элементы, построенные как описательные предметные рубрики.
glossary.ru
Комбинированная предметная рубрика — многочленная предметная рубрика, включающая элементы, построенные как описательные предметные рубрики. По-английски: Combined subject heading См. также: Сложные предметные рубрики
Словарь финансовых терминов
Русский язык
Ру́брик/а.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Примеры употребления слова рубрика
Арно: То есть это регулярная ежемесячная рубрика, но они только по одному месяцу приняли.
На сайте ИА «Атмосфера» обновилась рубрика «Один день с …» Уважаемые читатели!
Уже год на телеканале ОНТ существует рубрика «У вас будет ребенок».
ТегиРубрика: Безопасность, : Cisco, сайт, сервисные услуги, сервис.
Наша рубрика раскрывает вопросы общества Украины и мира.
В окружном журнале «Югра» появилась рубрика «Аленький цветочек».
Традиционно предлагаю альтернативное мнение. Рубрика «Вечерний Гимаев».
- Слова из слова «рубрика»
- Слова на букву «р»
- Слова, начинающиеся на «ру»
- Слова c буквой «а» на конце
- Слова c «ка» на конце
- Слова, начинающиеся на «руб»
- Слова, начинающиеся на «рубр»
- Слова, оканчивающиеся на «ика»
- Слова, заканчивающиеся на «рика»
- рубочный
- рубрикатор
- рубрикация
- рубрика
- руброфития
- рубцами
рубцам
Использование рубрик | Центр педагогических инноваций
Assessment & Evaluation
Рубрика — это тип руководства по выставлению оценок, которое оценивает и формулирует конкретные компоненты и ожидания от задания. Рубрики можно использовать для самых разных заданий: научных работ, групповых проектов, портфолио и презентаций.
Зачем использовать рубрики?
Рубрики помогают преподавателям:
- Оценивать задания последовательно от учащегося к учащемуся.
- Экономьте время при оценке, как краткосрочной, так и долгосрочной.
- Предоставляйте своевременную и эффективную обратную связь и способствуйте устойчивому обучению учащихся.
- Уточните ожидания и компоненты задания как для студентов, так и для ассистентов преподавателей курса (TA).
- Совершенствуйте методы обучения, оценивая результаты рубрики.
Рубрики помогают учащимся:
- Понимать ожидания и компоненты задания.
- Узнайте больше об их учебном процессе и прогрессе.
- Улучшайте работу за счет своевременных и подробных отзывов.
Рекомендации по использованию критериев оценки
При разработке критериев оценки учитывайте следующее:
- Хотя на создание критериев оценки требуется время, в долгосрочной перспективе это время будет сэкономлено, поскольку выставление оценок и предоставление отзывов о работе учащихся станут более упорядоченными.
- Критерием оценки может быть заполняемый PDF-файл, который можно легко отправить по электронной почте учащимся.
- Рубрики чаще всего используются для оценки письменных заданий, но у них есть много других применений:
- Их можно использовать для устных презентаций.
- Это отличный инструмент для оценки командной работы и индивидуального вклада в групповые задачи.
- Рубрики облегчают рецензирование, устанавливая стандарты оценки. Предложите учащимся использовать рубрику для оценки коллегами различных черновиков.
- Учащиеся могут использовать их для самооценки, чтобы улучшить личную успеваемость и обучение. Предложите учащимся использовать рубрики для оценки своей работы.
- Мотивируйте учащихся улучшать свою работу, используя отзывы по рубрикам для повторной отправки своей работы с учетом отзывов.
Начало работы с рубриками
- Начните с малого, создав одну рубрику для одного задания в семестр.
- Спросите коллег, разработали ли они критерии для похожих заданий или адаптируют критерии, доступные в Интернете. Например, в AACU есть рубрики для таких тем, как письменное и устное общение, критическое и творческое мышление. RubiStar поможет вам разработать рубрику на основе шаблонов.
- Изучите задание по курсу. Опишите элементы или критические атрибуты, которые необходимо оценить (эти атрибуты должны быть объективно измеримы).
- Создать оценочный диапазон качества исполнения для каждого элемента; например, «отлично», «хорошо», «неудовлетворительно».
- Добавьте дескрипторы, определяющие каждый уровень производительности:
- Избегайте использования субъективных или расплывчатых критериев, таких как «интересный» или «творческий». Вместо этого наметьте объективные индикаторы, которые подпадают под эти категории.
- Критерии должны четко отличать один уровень производительности от другого.
- Назначьте числовую шкалу каждому уровню.
- Предоставьте проект рубрики своим коллегам и/или ассистентам для обратной связи.
- Научите учащихся использовать вашу рубрику и запрашивать отзывы. Это поможет вам оценить, понятна ли им рубрика, и выявить слабые места.
- Переработать рубрику на основе отзывов.
Что такое Рубрика? — Руководство по созданию и использованию аналитических рубрик
О рубриках
Рубрика — это инструмент оценивания на основе критериев, используемый для оценки заданий или выступлений. Работа оценивается в зависимости от того, насколько готовый продукт соответствует критериям, указанным в рубрике. Критерии — это очень мощное средство для оценивания на основе результатов, таких как устные презентации или проекты, но они также позволяют быстро и легко оценивать вопросы и повествования.
Знакомство с аналитическими рубриками
Многие из нас думают об аналитических рубриках, когда слышим слово «рубрика». Аналитические рубрики перечисляют критерии для задания и описывают эти критерии с разным уровнем качества. Чаще всего аналитическая рубрика представлена в виде сетки или таблицы. Критерии перечислены с одной стороны, а рейтинги производительности — с другой.
В приведенном ниже простом примере критериями являются «Фактическая информация», «Использование наглядного изображения» и «Выступление для презентации». Рейтинги производительности могут быть числовыми, описательными или и теми, и другими. Эта рубрика делит качество исполнения на три части: 3 — Отлично, 2 — Удовлетворительно и 1 — Требует доработки, но другие рубрики могут быть более сложными. Каждый критерий должен быть описан для каждой из этих оценок производительности.
Создание собственной рубрики
Создайте рубрику в соответствии с вашими потребностями. Ознакомьтесь с нашими советами по написанию сильной рубрики, чтобы написать свои собственные фантастические рубрики для своих заданий!
Рубрика может помочь устранить предвзятость в процедуре подсчета очков.