Разное

Рисунки кубизм – Ой!

29.09.2018

Содержание

Кубизм — Википедия

Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Кубизм не подразумевает непременное использование простых геометрических форм. В живописи их использование обусловлено в первую очередь желанием художника отделить друг от друга отдельные «лоскуты» объекта.

Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо. В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику «рассматривать натуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров». Он имел в виду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Пикассо и его друзья восприняли совет буквально.

Идеи Сезанна действительно оказали огромное влияние на живопись XX века. В своих работах он намеренно искажал перспективу, чтобы отразить больше граней изображаемого объекта (по сути, этот же принцип лежит в основе кубизма). Кроме того, в своих произведениях он часто упрощал объекты до простых геометрических фигур.

Возникновение кубизма традиционно датируют 1905—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Ж. Брака. Работа “Авиньонские девицы”, написанная в 1907 году вдохновлённым африканской культурой и творчеством Поля Сезанна, Пабло Пикассо считается началом истории кубизма. Термин «кубизм» появился в 1908 году, после того как Анри Матисс, увидев картину «Дома в Эстаке», написанную Ж. Браком в 1908, воскликнул: «Что за кубики» (фр. bizarreries cubiques).

С 1911 года «малой» столицей кубизма в Европе стала Прага, именно здесь появилось творческое объединение «Группа художников». В него входили Б. Кубишта и Э. Филла. В Соединенных Штатах началом авангарда послужила выставка «Армори шоу». На ней выставляли свои работы известные художники, М. Вебера, М. Хартли, Дж. Марин.[1]

В своём развитии кубизм прошел несколько фаз и подразделяется на: сезанновский, аналитический и синтетический.

Сезанновский кубизм[править | править код]

Название данной фазы связано с именем французского живописца Поля Сезанна. В данный период кубисты старались отдаляться от передачи истинного вида, стремясь разложить объекты на отдельные формы и геометрические фигуры. Разложение объектов на множество форм привело к определённой закономерности в использовании цветов. Элементы переднего плана окрашивались в тёплые тона, а элементы заднего плана в холодные.

Аналитический кубизм[править | править код]

Данный период характеризуется стиранием границ между пространством и формой. Появляются переливчатые цвета в полупрозрачных пересекающихся плоскостях. Теперь формы располагают в хаотичном порядке. Взаимодействие между пространством и формой – результат аналитического этапа развития кубизма.

Синтетический кубизм[править | править код]

Впервые элементы синтетического кубизма появились в работах  Хуана Гриса с 1911 года. Данное направление стремилось к обогащению мира созданными объектами эстетики. Для конструирования объекта используются фактура поверхности, линии и узоры. На первом этапе синтетического кубизма художники использовали аппликации для создания самодостаточного объекта. Однако в дальнейшем кубисты отказались от использования аппликаций, так как пришли к выводу, что создание полноценных комбинаций возможно без использования бумаги.

Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», «Гитара», работы таких художников, как Фернан Леже, Хуан Грис, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др. Кубизм развивался и за пределами Франции; особенно плодотворно — в Чехословакии.

В России кубизм соединился с элементами итальянского футуризма (кубофутуризм). В «кристаллической» манере письма М. А. Врубеля часто находят предчувствия кубизма. Подлинным первооткрывателем кубизма можно считать предпринимателя и коллекционера С. И. Щукина, привёзшего в Москву ранние кубистские опыты Пикассо. В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой авангарда». Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета» (в том числе П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, Р. Р. Фальк), не пошло дальше раннего, «сезаннистского» этапа, самобытно и красочно его обогатив. Художники, настроенные более радикально (К. С. Малевич, В. Е. Татлин и др.), быстро перешли к кубофутуризму, честолюбиво выдвигая его в противовес кубизму в качестве более передового и уже свободного от французских влияний метода. Однако и позднее, в свой витебский период (1919—1922) Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм». Художница Наталья Гончарова в 1912 году отмечала, что «кубизм — вещь хорошая, но не совсем новая». По её словам, в этом же стиле выполнены и скифские каменные бабы, и крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках

[2].

К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко. Он пытался, и иногда достаточно успешно, решать в пластике задачи, поставленные кубистами-живописцами. При этом объёмность и иная материальная фактура, использование реального света и тени на скульптурных объёмах, пространств, сдвиги плоскостей, форм, объёмов, варьирование пустотами и наполненностями открыли перед ним и новые, чисто пластические перспективы, в результате чего он достаточно скоро отошёл от кубизма и двинулся своим путём в искусстве.

  1. Ф. С. Капица. История мировой культуры. — Издательсто АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.
  2. ↑ Поляков В. Книги русского кубофутуризма. М.: Гилея, 1998
на русском языке
  • Власов В. Г. Кубизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб.: Азбука-Классика.- Т. 4. 2006. С. 710—713.
  • Гомбрих Эрнст. История искусства. — М., 1995.
  • Лифшиц, Мих.; Рейнгардт, Л. Я. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт. — М.: Искусство, 1968. — 200 с. Архивная копия от 5 октября 2016 на Wayback Machine
  • Крючкова В. А.Кубизм. Орфизм. Пуризм. — М.: ОЛМА-Пресс. — 2000.
  • Кубизм / Крючкова В. А. // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 227. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7.
  • Рыков А. В. Пикассо и политика. Проблемы философской интерпретации кубизма // Studia Culturae. Вып. 1 (23). 2015. С. 74-84.
  • Рыков, А. В. Кубизм. Нина Яворская, Михаил Лифшиц, Лидия Рейнгардт (Из истории советского искусствознания) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2017. №12(86)-3
  • Рыков А. В. Искусство авангарда перед публикой и критикой (О книге Дэвида Коттингтона «Кубизм в тени войны»)
  • Яворская Н. В. Кубизм и футуризм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений / ред.
    В. В. Ванслов
    , Ю. Д. Колпинский. — М.: Искусство, 1969. — С. 37—78.
на других языках

ru.wikipedia.org

ART статьи: кубизм — SPARTISAN

Познакомьтесь с кубизмом как новым способом построения композиции в живописи и попытайтесь создать собственное произведение в стиле Пикассо и Брака.

Начало XX в. было ознамено­вано большими переменами в мире искусства. В то время импрессионисты еще были в моде, но влияние на молодых художни­ков оказывали уже иные мастера — Поль Гоген (1848—1903), Винсент Ван Гог (1853—1890), Жорж Сёра (1859—1891) и Поль Сезанн (1839— 1906). Каждый из них стремился создать свой неповторимый стиль видения и подхода к живописи.

Реакцией на достаточно спон­танный импрессионистский под­ход «передачи момента» было же­лание снова установить в живопи­си порядок, структуру и контроль. Одним из первых эту идею вопло­тил в своих работах Поль Сезанн.

Поль Сезанн — Натюрморт с кувшином и драпировкой (1893-1894)
продана за 60.2 млн. долларов в 1999 году

Поль Сезанн, руководствуясь выдви­нутой импрессионистами теорией передачи изменчивого изображения посредством света и цвета, он уделял не меньшее внимание самим формам предметов и их весомости. Сезанн стремился сделать нечто более осяза­емое, передавая в первую очередь пространственную структуру предме­тов. Он достигал этого направленны­ми мазками и вариациями интенсив­ности цвета и тона, а не традицион­ной передачей перспективы. Кроме того, Сезанн усилил структурное рав­новесие отдельных элементов своих работ, руководствуясь классическим подходом к композиции.

Именно Сезанн рекомендовал ученикам трактовать натуру по­средством форм цилиндра, шара и конуса. Он считал, что художник должен одновременно комбиниро­вать цвет и тон, а не наносить сна­чала локальные цвета и только по­сле этого их прорабатывая выстраивать.

Эти идеи, подхваченные Пабло Пикассо (1881 — 1973) и Жоржем Браком (1882-1963), легли в осно­ву концепции кубизма.

Жорж Брак. Натюрморт со скрипкой и кувшином. 1909-1910 гг. Художественный музей. Базель.
117 x 73.5 см, Масло, холст.

Несколько плоскостных изображений накладываются друг на друга, придавая прозрачность картине Жоржа Брака «На­тюрморт со скрипкой и кувшином» (1910). Слегка приглушенные цвета характерны для аналитического периода кубизма.

Новое виденье

Хотя куб так и не нашел отражения в теории и картинах Поля Сезанна, он одним из первых отметил, что геометрические фигуры подчерки­вают устойчивость предметного ми­ра. Посредством анализа форм Пи­кассо и Брак изображали предмет­ный мир в собственном оригинальном ключе. Разру­шая внешнюю форму пред­метов, они обозначали их «скелеты» и использовали одновременно несколько точек зрения. В результа­те объект распадался на мелкие фрагменты, ко­торые отделялись друг от друга и создавали из узнаваемых нами частей новое целое в зависимости от угла зрения. Цвета исполь­зовались в основном приглушенные, и эта стадия, известная как «аналитический ку­бизм», продолжалась с 1909 по 1912 гг. Основ­ной упор делался на стру­ктуре и упорядоченности композиции.

Новаторский подход кубиз­ма заключался в том, что Пи­кассо и Брак создавали нечто но­вое, основывая свои работы на про­стом натюрморте или обычном портрете. «Я изображаю предметы согласно моему внутреннему пред­ставлению о них, — объяснял Пикас­со, — а не такими, какими я их ви­жу в реальности». Брак и Пикассо находились под сильным влиянием африканской скульптуры, в которой человеческая форма представлена упрощенными элементами.

После 1912 г. художники-куби­сты в своих работах начинают ис­пользовать фрагменты «реального» мира, к примеру, клочки обоев, бу­квы, вырезанные из газет, и не­большие кусочки тонкой фанеры, которые приклеивались на поверх­ность холста — так появились их первые коллажные картины. Раз­личные кусочки и элементы ис­пользовались одновременно для оживления поверхности полотна и придания дополнительных смы­слов картине. Эта стадия направления получи­ла название «синтетический ку­бизм». Теперь вместо членения предметов Пикассо объединяет элементы реального мира, создавая общую картину.

К течению кубизма принадлежа­ли такие популярные в наши дни художники, как Фернан Леже (1881-1955), Хуан Грис (1887— 1927), Альбер Глез (1881-1953) и Жан Метценже (1883—1956). Осно­вываясь на основных постулатах кубизма, каждый из них создал собственный неповторимый стиль.

Фернан Леже «Строители и куст алоэ». Фрагмент. Гобелен. Экспонент: Jane Kahan Gallery (США)

Экспериментируйте.

Построение композиции в кубизме:

Чтобы лучше понять технику кубистов, по пробуйте провести сами несколько экспериментов и построить собственную ком­позицию в этом стиле.

►            Техника наложения изображений. Для этого упражнения подойдут предметы, которые состоят из простых геометриче­ских форм: к примеру, электрический утюг, ведро или настольная лампа. Снача­ла нарисуйте предмет таким, каким вы его видите (А). Поставив этот же предмет вертикально или перевернув его верх дном, нарисуйте новые изображения (В и С) поверх старого (А). Можете заштрихо­вать пересекающиеся участки или затем­нить некоторые контуры.

►            Натюрморт с разных точек зрения. Установите на стол три или четыре предмета, которые любили изображать в своих работах кубисты, — к примеру, бутылку, банку и газету, — и нарисуйте натюрморт. После этого, не передвигая предметы, выберите дру­гую точку зрения и снова нарисуйте композицию на том же листе. По мере продвиже­ния работы рисунок будет усложняться, и вам придется выбирать, что именно вклю­чить в композицию и куда поместить новое изображение объекта.

►            Сложный коллаж. На листе формата АЗ сделайте три-четыре отдельных рисунка од­ного и того же натюрморта под разными углами зрения, как в предыдущем упражне­нии. Завершив работу, поверните бумагу лицевой стороной вниз и наугад разрежьте лист на множество кусочков прямоугольной формы. Переверните эти кусочки, сложи­те их в композицию и наклейте на бумагу формата А2. Добавьте в коллаж несколько «реальных» предметов, например фрагменты газет с подходящими буквами. Таким об­разом, у вас получится коллаж в стиле «синтетического кубизма».

spartisan.com

Стиль Кубизм в живописи | Картины известных художников в стиле кубизм

Картины художников в стиле кубизма

Кубизм в живописи появился как результат попыток художников изображать предметы, комбинируя на плоскости разные геометрические фигуры. Так живописцы передавали свое видение мира. Портрет в стиле кубизма далек от реалистичности. На полотнах изображены как бы пазлы, и ценитель искусства должен самостоятельно собрать их в целое, используя свое воображение.

Стиль кубизм в живописи позволил взглянуть на творчество другими глазами. В картинах кубистов нет единого цветового решения и линейной перспективы: предмет как будто разрушается в воображении живописца, а затем снова приобретает знакомые очертания.

Представители кубизма

Начало существования стиля относят к 1907 году. Основоположниками кубизма стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Главный принцип кубизма был отражен в знаменитой картине «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо. На этом полотне изображены деформированные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. В творчестве Сальвадора Дали также присутствуют работы, выполненные в данном стиле, – картина «Кубический автопортрет».

Большую известность получили картины «Любительница абсента», «Голова спящей женщины» Пабло Пикассо, «Натюрморт с цветами» Хуана Гриса, «Три музыканта» Леже Фернана, «Башня и колеса» Робера Делоне.

Кубизм представлен в изобразительном искусстве Чехии, Англии, Италии, России, США. В России кубизм не сложился в самостоятельное художественное течение, но его влияние испытывали многие представители русского авангарда. Кубистическую технику живописи использовали художники объединения «Бубновый валет». Представителями являются М. Ларионов, И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов, Р. Фальк.

 

По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь по телефону: +7 (812) 309-28-38

 

 

Основные черты кубизма в искусстве

 

Картины, выполненные в стиле кубизма, имеют ряд характерных особенностей, которые позволяют безошибочно определить данное направление:

  • экспериментальная работа с геометрическими формами, оттенками;
  • объемные фигуры, разнородные элементы на плоскости;
  • максимально упрощенный сюжет;
  • использование новых, нехарактерных для других стилей художественных приемов;
  • предметы на полотнах разделены на небольшие сегменты;
  • буквы-трафареты, создание коллажей;
  • выраженная декоративность, тяготение к своеобразному абстракционизму.

Картины известных художников-кубистов в народной галерее «Мансарда Художников»

За время существования кубизма как направления живописи в картинах этого стиля стали разбираться многие люди. Картины знаменитого Пабло Пикассо и других его последователей пользуются огромной популярностью на аукционах по всему миру и стоят порой миллионы. Холст в стиле Пикассо идеально дополнит дизайн интерьера дома, если он выдержан в стиле минимализм, хай-тек или даже лофт.

Чтобы приобрести работы современных художников – последователей стиля кубизма, каждый желающий может прийти в выставочный зал нашей галереи в Санкт-Петербурге или воспользоваться онлайн-каталогом, в котором выбрать любую картину из наличия и оформить доставку. Осуществляем доставку по России и странам зарубежья со всеми разрешительными документами.

Также у нас есть услуга под названием «Примерка картины». Суть ее в том, что если вы сомневаетесь, впишется понравившаяся картина в интерьер или нет, вы можете на 3 дня взять ее «на примерку». Необходимо внести полную стоимость картины, после чего ее можно будет забрать. Если картина не подошла, оформляется возврат, и вы получаете денежный залог назад.

Если вам понравилась какая-то работа, но она превышает запланированный на покупку бюджет, мы предложим приобрести ее в рассрочку. Отметим, что в нашей галерее любой ценитель живописи сможет подобрать произведение изобразительного искусства по своему вкусу.

 

7 ПРИЧИН купить у нас:

 

1. Акции до 35%

2. Более 8000 произведений

3. Регулярное пополнение картин

4. Удобное местоположение

5. Своя Багетная мастерская

6. Реставрация картин

7. Возможность взять картину на примерку

art-mx.ru

осенние листья в стиле кубизма



Поделиться:

Осенние листья в стиле кубизма…
«Кyбизм — направление в искусстве первой чeтвepти 20 вeкa, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса.»
Возникновение кубизма в живописи связывают с творчеством Пабло Пикассо.
На урок дети принесли разные по форме осенние листья.
На листе А3 обводим несколько листочков, располагая их в разных направлениях, не перекрывая друг друга. Желательно, чтобы хоть один листок был изображен частично у края листа. Прожилки рисовать не нужно. После того, как создана такая композиция из листьев, проводим с помощью линейки простым карандашом две линии слева направо и две линии сверху вниз (диагонально), следя за тем, чтобы эти линии пересекали листья.
Теперь выбираем два цвета для фона и два других цвета для листьев (берем осенние цветА)
В заключении можно маркером, гелевой ручкой или фломастером обвести контур листьев и диагонали.
Вот некоторые работы.

   

 Спасибо всем, побывавшим на нашей выставке работ!

stranamasterov.ru

это что такое? Кубизм в искусстве. Представители направления и картины в стиле кубизм

Возникновение кубизма относят к 1906-1907 годам. Развилось и зародилось это направление главным образом во Франции (яркими представителями являются П. Пикассо, Х. Грисс и Ж. Брак), а также в некоторых других странах.

Что такое кубизм?

Попытаемся ответить на данный вопрос. Кубизм — это особое художественное направление, язык которого основан на деформации предметов, разложении их на геометрические плоскости, сдвиге формы.

Главной идеей, на которой он строился, была попытка выразить всю сложность, многообразие окружающей действительности с помощью простейших пространственных моделей и форм явлений и вещей. Возникновение этого направления изменило многие устоявшиеся принципы и эстетические представления в европейской живописи. Представители кубизма порвали с «оптическим реализмом», отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных средств художественной выразительности.

Пабло Пикассо

Для этого живописца в течение всего его творческого пути была характерна работа в нескольких стилях одновременно. Пикассо поочередно прибегал к совершенно противоположным способам выражения своего мироощущения.

В его творчестве можно найти и кубистическую живопись, граничащую с абстракционизмом, и реализм. Иногда в своих поисках он настолько отходил от традиционного классического изобразительного искусства, что его возвращение на путь реалистического творчества казалось немыслимым. Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм. Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой, индивидуальной манере. Традиционные художественные средства, которые использовал автор, служили решению современных задач. Одной из первых картин, написанных в стиле кубизм, является картина «Авиньонские девицы» П. Пикассо. Это произведение искусства отличается необычной гротескностью: здесь изображены огрубленные фигуры без элементов светотени и перспективы, представленные как комбинация разложенных объемов на плоскости.

Характерные особенности

Французский критик Л. Восель впервые употребил термин «кубист» в 1908 году как насмешливое название художников, изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара). Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства. Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом). Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в «сезанновский» период (1907-1909). Художник П. Сезанн подчеркивает устойчивость и предметность мира; граненые объемы, которые он использует как инструмент передачи образа, образуют подобие рельефа, а цвета выделяют определенные грани предметов, одновременно усиливая и дробя объем. Следующая стадия развития кубизма — «аналитическая» (1910-1912). Предмет разбивается на мелкие части, легко отделимые друг от друга, а его форма будто распластывается на холсте. Последняя, «синтетическая» стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы — объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки… В то же время зарождается и кубистическая скульптура. Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова. Эти надписи, как правило, не соответствовали содержанию, однако помогали посетителям выставок приблизительно понять замысел художника.

Реакция зрителей

Публика к творчеству кубистов относилась с иронией, иногда даже одаривая их нелестными эпитетами и насмешками. В прессе печаталась жесткая критика, по своему характеру иногда приближавшаяся к общественному скандалу. Зрители, оказавшиеся на выставке полотен кубистов, испытывали ощущения, которые можно сравнить с чувствами человека, собиравшегося в приятное путешествие, но вместо этого получившего приглашение принять участие в прокладке новых путей.

Такая реакция подтверждала, что переход к данному направлению произошел стремительно, несмотря на длинный подготовительный период, в течение которого столичный зритель должен был бы существенно расширить свой кругозор. Тем не менее сам кубизм, картины, написанные в этом стиле, нравились определенной части аудитории и находили поддержку у меценатов.

Влияние кубизма на искусство

Данное направление сильно повлияло на развитие творческой мысли. Кубизм в искусстве отразил новые тенденции жизни во всей многогранности и противоречивости: стремление к демократизации — признание примитивизма, отказ от индивидуального, частного, камерного; веру в науку — стремление к созданию «грамматики искусства», поиску объективных методов.

Сегодня каждый непредубежденный человек, любуясь работами импрессионистов, наглядно различает условность привычных для нас цветов. А во времена возникновения всем казалось, что кубизм — это настоящая революция в искусстве. Именно данное направление подвергает анализу все существующие компоненты живописи. Форма изображения, цветовая и линейная перспективы, объемы становятся условными.

Кубизм в России

В эпоху, предшествующую становлению кубизма, в нашей стране, как и во Франции, возрос интерес к народному, традиционному творчеству. В это время молодым русским художникам были свойственны не только интерес к «примитивному» искусству (включая африканское), но и тоска по строгой незыблемости, архитектурной композиции, а также вера в известную закономерность и математичность ритмических переживаний.

В творчестве многих русских художников определенное место занимает кубизм (это Шагал, Лентулов, Архипенко, Альтман и другие). Однако центральной фигурой, безусловно, является Казимир Малевич. Его педагогическая деятельность и творчество, а также теоретические работы оказали огромное влияние на формирование целого направления.

«Черный квадрат»

Может показаться, что нет ничего проще, чем нарисовать черный квадрат на белом фоне. Такое изобразить может, наверное, любой человек. Но вот загадка: эта известная картина русского художника Малевича до сих пор притягивает к себе внимание исследователей и любителей живописи, хотя создана она была еще в начале прошлого века. Как нечто таинственное, как миф, как символ русского авангарда…

Рассказывают, что художник, написав «Черный квадрат», сам не понимал, что такое он сделал, и долгое время не мог ни есть, ни спать. В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет. Ведь когда смотришь на нее, под трещинами становятся различимы нижние слои — зеленый, розовый, по всей видимости, была некая цветовая композиция, но автор счел ее несостоявшейся и написал поверх нее черный квадрат. Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. Картины Малевича отличались разнообразием, но он сам считал, что именно «Черный квадрат» является вершиной его творческой деятельности.

fb.ru

КУБИЗМ • Большая российская энциклопедия

Кубизм. П. Пикассо. «Авиньонские девицы». 1907. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

КУБИ́ЗМ (франц. cubisme, от cube – куб), од­но из на­прав­ле­ний аван­гар­диз­ма 20 в. Воз­ник­ло в Па­ри­же ок. 1907 в ре­зуль­тате экс­пе­рим. на­чи­на­ний П. Пи­кас­со и Ж. Бра­ка; его ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие про­шло неск. эта­пов. Пе­ри­од 1907–09 при­ня­то на­зы­вать про­то­ку­би­сти­че­ским, или се­зан­нов­ским. На­ча­ло ему бы­ло по­ло­же­но по­лот­ном «Авинь­он­ские де­ви­цы» Пи­кас­со (1907), где сце­на в бор­де­ле пе­ре­да­ёт­ся рез­ки­ми из­ло­ма­ми форм. К ап­ро­ба­ции но­во­го язы­ка в том же го­ду при­сту­пил Брак, ра­нее вхо­див­ший в объ­еди­не­ние фо­ви­стов (см. Фо­визм). На про­тя­же­нии 1908–09 оба ху­дож­ни­ка пи­са­ли кар­ти­ны (пей­за­жи, на­тюр­мор­ты, че­ло­ве­че­ские фи­гу­ры), где кон­ту­ры на­тур­ных форм очер­чи­ва­ют­ся ло­ма­ны­ми ли­ния­ми, а объ­ё­мы пе­ре­да­ют­ся сты­ка­ми на­клон­ных плос­ко­стей. В 1908 кри­тик Л. Во­сель иро­ни­че­ски на­звал та­кие пей­за­жи Бра­ка «гео­мет­ри­че­ски­ми схе­ма­ми и ку­ба­ми», пус­тив тем са­мым в ход обо­зна­че­ние но­во­го на­прав­ле­ния. Сре­ди ис­то­ков ран­не­ку­би­стич. сти­ли­сти­ки – жи­во­пись П. Се­зан­на, а так­же тра­диц. иск-во Аф­ри­ки, с ко­то­рым ос­но­во­по­лож­ни­ки К. зна­ко­ми­лись в Му­зее эт­но­гра­фии в па­риж­ском двор­це Тро­ка­де­ро и у кол­лек­цио­не­ров нег­ри­тян­ских ри­ту­аль­ных ма­сок и скульп­ту­ры.

Кубизм. Ж. Брак. «Скрипка и кувшин». 1910. Художественный музей (Базель).

На ру­бе­же 1909–10 жи­во­пис­ная сис­те­ма П. Пи­кас­со и Ж. Бра­ка, эво­лю­цио­ни­руя, всту­пи­ла в сле­дую­щую фа­зу, по­лу­чив­шую назв. ана­ли­ти­че­ско­го К. Для не­го ха­рак­тер­но дроб­ле­ние форм на мел­кие гра­ни, ко­то­рые зри­тель­но ко­леб­лют­ся, сме­ща­ют­ся, соз­да­вая не­ус­той­чи­вое, из­мен­чи­вое изо­бра­же­ние; так­же ог­ра­ни­чен­ность ре­пер­туа­ра про­сты­ми мо­ти­ва­ми (пред­ме­ты на сто­ле, че­ло­ве­че­ская фи­гу­ра и др.) и ску­пость цве­то­вой гам­мы, све­дён­ной к ох­ри­стым, туск­ло-зе­лё­ным и ах­ро­ма­тич. то­нам. В хо­де даль­ней­ше­го рас­се­че­ния форм изо­бра­же­ние те­ря­ет­ся в ско­п­ле­ни­ях ко­леб­лю­щих­ся плос­ко­стей и за­ча­точ­ных объ­ё­мов, кар­ти­на при­бли­жа­ет­ся к аб­ст­рак­ции. На этой ста­дии, стре­мясь под­черк­нуть «пред­мет­ность» кар­ти­ны, её при­над­леж­ность к ма­те­ри­аль­ной сре­де, ху­дож­ни­ки под­ме­ши­ва­ют в крас­ку пе­сок, гипс, опил­ки. В ком­по­зи­цию вклю­ча­ют­ся гра­фич. зна­ки: циф­ры, но­ты, отд. бу­к­вы и об­рыв­ки слов.

Кубизм. А. Лоран. «Голова девушки». Терракота. 1920 (повторение в гипсе, 1959). Музей С. Гуггенхейма (Нью-Йорк).

В 1912 по­яв­ля­ет­ся важ­ней­шее но­во­вве­де­ние К. – кол­лаж, в ко­то­ром мас­ля­ная жи­во­пись до­пол­ня­ет­ся на­клей­ка­ми из об­рыв­ков га­зет, рек­лам­ных объ­яв­ле­ний, лис­тов с но­та­ми, обо­ев или кле­ён­ки с де­ко­ра­тив­ны­ми ри­сун­ка­ми, с ими­та­ци­ей фак­тур разл. ма­те­риа­лов (де­ре­ва, тка­ни, пле­тён­ки, мра­мо­ра, леп­ни­ны). Ж. Брак стал пер­во­от­кры­ва­те­лем «pa­piers collés» – гра­фич. вер­сии кол­ла­жа, где про­из­ве­де­ние соз­да­ёт­ся на­клей­ка­ми на бу­маж­ную ос­но­ву, с до­бав­ле­ни­ем ла­ко­нич­но­го ри­сун­ка.

Эти но­во­вве­де­ния соз­да­ли иную мор­фо­ло­гию кар­ти­ны, ха­рак­тер­ную для син­те­ти­че­ско­го К. (1912–15). Ес­ли скаль­пель ана­ли­тич. К. рас­се­кал объ­ек­ты, де­мон­ти­ро­вал жи­во­пис­ные фор­мы, то в син­те­тич. фа­зе кар­ти­на, на­про­тив, со­би­ра­ет­ся, ком­би­ни­ру­ет­ся из раз­но­род­ных эле­мен­тов. Кол­лаж не до­пус­ка­ет из­мель­че­ния форм, и ком­по­зи­ции соз­да­ют­ся из проч­но спа­ян­ных про­стых, вы­хва­чен­ных нож­ни­ца­ми кон­фи­гу­ра­ций. Цве­то­вой диа­па­зон рас­ши­ря­ет­ся, кра­соч­ная па­лит­ра обо­га­ща­ет­ся на­сы­щен­ны­ми то­на­ми. Раз­но­тип­ные мор­фе­мы ку­би­стич. кар­ти­ны (фраг­мен­ты, вы­хва­чен­ные из ре­аль­ной сре­ды, их ил­лю­зор­ные ими­та­ции, кус­ки тек­стов и отд. зна­ки, реа­ли­стич. «об­ман­ки» и схе­ма­тич­ные ри­сун­ки) скла­ды­ва­ют­ся в еди­ную сис­те­му, где жи­во­пис­ный об­раз пе­ре­кли­ка­ет­ся со сло­вом, гра­фич. сим­во­лом, с объ­ек­та­ми ма­те­ри­аль­но­го ми­ра. Тем са­мым сфе­ра жи­во­пи­си рас­ши­ря­ет­ся, обо­га­ща­ет­ся смыс­ла­ми, за­им­ст­во­ван­ны­ми из др. ком­му­ни­ка­тив­ных сис­тем.

С 1911 к К. примк­нул Х. Грис. Груп­па ху­дож­ни­ков-ку­би­стов по­лу­чи­ла назв. мон­мартр­ской (мно­гие из них жи­ли на Мон­мар­тре в Па­ри­же), или груп­пы Д. А. Кан­вей­ле­ра (по име­ни вла­дель­ца га­ле­реи, за­ку­пав­ше­го их кар­ти­ны). Хо­тя за­чи­на­те­ли на­прав­ле­ния дол­гое вре­мя не вы­став­ля­ли сво­их ра­бот вне га­ле­реи Кан­вей­ле­ра, чис­ло их по­сле­до­ва­те­лей бы­ст­ро рос­ло. Уча­стие ку­би­стов вто­ро­го при­зы­ва в Осен­нем са­ло­не 1910 про­шло не­за­мет­но. Но вы­став­ка в отд. за­ле на Са­ло­не Не­за­ви­си­мых 1911 при­влек­ла к се­бе вни­ма­ние пуб­ли­ки и сыг­ра­ла роль пер­во­го пуб­лич­но­го смот­ра жи­во­пи­си К. Её уча­ст­ни­ка­ми ста­ли Ж. Вий­он, А. Глез, Х. Грис, Р. Де­ло­не, А. Дю­ну­айе де Се­гон­зак, М. Дю­шан, А. Ле Фо­ко­нье, Ф. Ле­же, А. Лот, Ж. Мет­сен­же, Ф. Пи­ка­биа, Р. де ла Фре­не. В даль­ней­шем они ре­гу­ляр­но вы­став­ля­лись на Осен­них са­ло­нах и Са­ло­нах Не­за­ви­си­мых, чем за­слу­жи­ли на­име­но­ва­ние «са­лон­ных» (или «мон­пар­нас­ских») ку­би­стов. Ху­дож­ни­ки это­го кру­га зна­чи­тель­но рас­ши­ри­ли те­ма­тич. ре­пер­ту­ар К., вклю­чив в не­го груп­по­вой порт­рет, жан­ро­вые сцен­ки, те­ат­раль­ные и цир­ко­вые мо­ти­вы, ин­ду­ст­ри­аль­ный пей­заж и да­же ал­ле­го­рию (Ле Фо­ко­нье). Мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции тре­бо­ва­ли уп­ро­ще­ния жи­во­пис­но­го язы­ка, ко­то­рый сво­дил­ся в осн. к над­ло­мам и пе­ре­се­че­ни­ям форм. Од­на­ко поя­ви­лись и та­кие но­вин­ки, как «ту­бизм» Ле­же (ци­лин­д­ры и ко­ну­сы, опи­сы­ваю­щие ма­шин­ный мир), ор­физм Де­ло­не (кри­стал­лич. и кру­го­вые фор­мы на­сы­щен­ных цве­тов).

П. Пи­кас­со дал пер­вые об­раз­цы ку­би­стич. скульп­ту­ры, сна­ча­ла в фор­мах гра­нё­ных объ­ё­мов (1909), за­тем в ви­де ас­самб­ла­жа из об­рез­ков де­ре­ва, ме­тал­ла, гну­то­го кар­то­на, про­во­ло­ки, ве­рёвок. Эти опы­ты про­стран­ст­вен­но­го кол­ла­жа ока­за­ли зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие скульп­ту­ры в 20 в. (в даль­ней­шем твор­че­ст­ве са­мо­го Пи­кас­со, а так­же в иск-ве В. Е. Тат­ли­на, Х. Гон­са­ле­са, Х. Ми­ро и др.). Ве­ду­щи­ми скульп­то­ра­ми К. ста­ли А. Ар­хи­пен­ко, О. Цад­кин, А. Ло­ран, Ж. Лип­шиц, Р. Дю­шан-Вий­он; в их ра­бо­тах дра­ма­тич. экс­прес­сия дос­ти­га­лась пу­тём столк­но­ве­ния мас­сив­ных бло­ков пря­мо­уголь­ных или рез­ко ско­шен­ных форм.

Тео­рия К. скла­ды­ва­лась по­сте­пен­но и без уча­стия его ос­но­во­по­лож­ни­ков. В 1911 об­ра­зо­ва­лась груп­па ху­дож­ни­ков, со­би­рав­ших­ся в до­ме бр. Дю­шан в Пю­то для об­су­ж­де­ния эс­те­тич. про­бле­ма­ти­ки К. и смыс­ла его но­ва­ций. «Груп­па Пю­то», со­сто­яв­шая в осн. из «са­лон­ных ку­би­стов», при­влек­ла к се­бе и др. мас­те­ров, в т. ч. ино­стран­ных (Ф. Куп­ка, М. З. Ша­гал, А. Ар­хи­пен­ко, Д. Ри­ве­ра, Л. Сюр­важ). В окт. 1912 они про­ве­ли вы­став­ку «Зо­ло­тое се­че­ние», ко­то­рая да­ла назв. груп­пе. Из это­го круж­ка вы­шла пер­вая по­пыт­ка тео­ре­тич. обос­но­ва­ния К. (бро­шю­ра А. Гле­за и Ж. Мет­сен­же «О ку­биз­ме», 1912). Кни­га Г. Апол­ли­не­ра «Ху­дож­ни­ки-ку­би­сты» (1913), ис­хо­див­шая гл. обр. из прак­ти­ки мон­мартр­ских дру­зей по­эта, сыг­ра­ла роль ма­ни­фе­ста но­во­го на­прав­ле­ния. По­сле­дую­щие опы­ты разъ­яс­не­ния ку­би­стич. прин­ци­пов при­над­ле­жа­ли так­же ли­те­ра­то­рам из круж­ка П. Пи­кас­со («О ку­биз­ме» П. Ре­вер­ди, 1917; «Не­ко­то­рые ин­тен­ции ку­биз­ма» М. Рей­на­ля, 1919). Д. А. Кан­вей­лер в кн. «Путь к ку­биз­му» (1920) под­вёл под на­прав­ле­ние тео­ре­тич. ба­зу, опи­ра­ясь в осн. на жи­во­пись и су­ж­де­ния Х. Гри­са. В этих ран­них опы­тах тео­рии К. про­воз­гла­ша­лась ав­то­ном­ность жи­во­пис­ной фор­мы, её не­за­ви­си­мость от зри­мой ре­аль­но­сти. Са­ма ре­аль­ность трак­то­ва­лась как субъ­ек­тив­ное по­ро­ж­де­ние че­ло­ве­че­ской чув­ст­вен­но­сти, что да­ва­ло ху­дож­ни­ку пра­во про­ти­во­пос­тав­лять ей собств. субъ­ек­тив­ность. Рас­се­че­ние объ­ек­тов на гра­ни час­то рас­смат­ри­ва­лось как про­яв­ле­ние си­муль­тан­но­сти, т. е. со­еди­не­ния в од­ной фор­ме раз­но­вре­мен­ных мо­мен­тов, раз­ных ра­кур­сов. В не­ко­то­рых со­чи­не­ни­ях, со­хра­няв­ших связь с эс­те­ти­кой сим­во­лиз­ма, зву­ча­ли от­сыл­ки к «выс­шей», сверх­чув­ст­вен­ной ре­аль­но­сти. Ок. 1915 на­чал­ся упа­док К., от­час­ти вы­зван­ный шед­шей в то вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ной. Аван­гард­ные на­прав­ле­ния бы­ли от­тес­не­ны на зад­ний план рет­ро­спек­тив­ным те­че­ни­ем «воз­вра­та к по­ряд­ку», а за­тем – сти­лем ар де­ко. Од­на­ко ку­би­стич. прин­ци­пы про­дол­жа­ли раз­ви­вать­ся, варь­и­ро­вать­ся в твор­че­ст­ве Пи­кас­со, Гри­са, за­тем вер­нув­ших­ся с вой­ны Ж. Бра­ка, Ф. Ле­же и др. ху­дож­ни­ков.

Очень ра­но К. вы­шел за пре­де­лы Фран­ции, че­му не­ма­ло спо­соб­ст­во­ва­ла при­над­леж­ность к не­му ху­дож­ни­ков ин­тер­на­цио­наль­ной по со­ста­ву па­риж­ской шко­лы. В раз­ных стра­нах сфор­ми­ро­ва­лись те­че­ния, ко­то­рые ос­ваи­ва­ли и мо­ди­фи­ци­ро­ва­ли ку­би­стич. прин­ци­пы в со­от­вет­ст­вии с нац. тра­ди­ци­ей. К. ока­зал зна­чит. воз­дей­ст­вие на ста­нов­ле­ние фор­маль­ной сис­те­мы итал. фу­ту­риз­ма. С К. на­чи­на­ли свой путь к гео­мет­рич. аб­ст­рак­ции К. С. Ма­ле­вич и П. Мон­д­ри­ан. В Гер­ма­нии на ку­би­стич. ос­но­ве сфор­ми­ро­вал­ся кри­стал­лич. стиль Л. Фей­нин­ге­ра. Про­шед­шая в США в 1913 вы­став­ка но­вей­ше­го ев­роп. иск-ва («Armo­ry Show») при­влек­ла к ку­би­стич. и фу­ту­ри­стич. сти­ли­сти­ке та­ких ху­дож­ни­ков, как М. Ве­бер, С. Мак­до­нальд-Райт, Дж. Ма­рин. В Че­хии ещё в нач. 1910-х гг. об­ра­зо­ва­лось про­ку­би­сти­че­ское те­че­ние с уча­сти­ем Э. Фил­ла, Б. Ку­биш­ты, А. Про­ха­зки, Й. Ча­пе­ка, В. Бе­не­ша. Фак­ти­че­ски в Ев­ро­пе 1-й пол. 20 в. ни один зна­чит. ху­дож­ник не про­шёл ми­мо ре­во­люц. но­ва­ций К. Ве­ли­ка бы­ла роль К. в иск-ве Рос­сии: его се­зан­ни­ст­ская фа­за бы­ла глу­бо­ко ос­вое­на в твор­че­ст­ве ху­дож­ников «Буб­но­во­го ва­ле­та», в фор­мах зре­ло­го (ана­ли­ти­че­ско­го и син­те­ти­че­ско­го) К. ус­пеш­но ра­бо­та­ли Ма­ле­вич, Л. С. По­по­ва, Н. А. Удаль­цо­ва; в рус. иск-ве сфор­ми­ро­ва­лось на­прав­ле­ние ку­бо­фу­ту­риз­ма.

bigenc.ru

это модернистское направление в искусстве. Кубизм в живописи и архитектуре :: SYL.ru

Способности и фантазии человека иногда просто поражают. Живопись и архитектура стали именно той областью, где люди развивают и выражают своё творчество в самых разнообразных направлениях. Чтобы удивить мир новыми ветвями в искусстве, художники всеми силами стараются изобразить то, что видят, в совершенно новом и необычном свете. Отсюда и появился авангардизм – результат развития множества творческих идей и планов. А из него, в свою очередь, и произошло такое понятие, как кубистский стиль. Веяние чего-то неординарного и интересного.

Кубизм в искусстве

Одним из главных направлений в авангардистском искусстве стал именно кубизм. От французского cubism означает куб – художественное течение во французском стиле начала XX столетия. Главными представителями и основоположниками были Пабло Пикассо и Жорж Брак, благодаря их творениям мир увидел этот стиль в совершенно новом и необычном цвете.

Само представление «кубизм» возникло из-за острого замечания по поводу трудов Ж. Брака о том, что он сдвигает города и фигуры к геометрическим прогрессиям и кубам. Художественная составляющая концепции выстраивалась на попытке найти самые обыкновенные пространственные модели и конфигурации вещей, явлений, которые бы персонифицировали всю сложность и разнообразие жизни. По своей сущности, кубизм – это примитивизм, который воспринимает мир через формы геометрических фигур.

Зарождение культуры

Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма. По сути, данное течение — это огромное желание расчленить предметы реальности на стереометрические примитивы. В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую. Кубизм — это сравнительно сложный художественный вид, который смог сплотить живописцев, скульпторов, музыкантов и стихотворцев со всего мира. Разберём три стиля данного течения.

Сезанновский

Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов. Естественное влияние на развитие кубизма оказали опыты с конфигурацией в творениях Поля Сезанна. В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. В «Портрете Гертруды Стайн», который сотворил Пикассо, уже отмечается увлечённость искусством Сезанна. После этого Пикассо нарисовал картину «Авиньонские девицы» которая слывёт первым шагом на пути к кубизму. Осенью 1907 года произошло два значительных события — выставка Сезанна и встреча Брака и Пикассо. А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле.

Аналитический

Это следующая стадия, которая характеризуется пропаданием образов предметов и пошаговым стиранием отличий между формой и пространством. В подобных картинах уже возникают переливистые краски, которые перекрещиваются через полупрозрачные плоскости, и их расположение отчётливо не определено. Элементы аналитического кубизма — это труды Брака в 1909 году, а также творения Пикассо в 1910 году. Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами.

Синтетический

Это третья фаза течения, элементы которого возникли в произведениях Хуана Гриса, он стал яростным сторонником направления в 1911 году. Важнейшей характеристикой его работ является отвержение третьего измерения в живописи и ударение на поверхности. Важнейшая фактура поверхности — очертание и узор, которые применяются для конструирования нового предмета.

Картины в этом стиле

Отречение от объёмного живописания действительности — ключевая особенность течения под названием кубизм. Картины в этом стиле узнаваемы по всему миру благодаря плоским формам без светотени и перспективы. Образы являются деформированными, нелогичными, иррациональными, разбиты на некоторые детали. Натюрморт, портрет похожи на набор геометрических фигур, которые взаимодействуют друг с другом. К какому направлению причисляют кубизм в живописи? Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм.

Пабло Пикассо – яркий представитель

Самым броским примером является картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Произведение мастера отличается рублеными, дерзкими линиями, заостренными углами и отсутствием игры теней. Для кубизма Пикассо характерно нереалистичное изображение оголённых женщин. Мастер применял нейтральные, натуральные тона.

Африканские маски, как считают искусствоведы, представляют собой символ зарождения инновационного течения кубизма в живописи. Так, по мнению Эрнста Гомбриха, искусствоведа, Поль Сезанн — это основоположник, а Пикассо — его ученик. Сезанн в послании к Пабло изложил свой совет по использованию бесхитростных, геометрических форм (сферы, цилиндры, конусы). Автор послания подразумевал эту основу как базу для сотворения картины, но этот кубизм Пикассо интерпретировал в буквальном значении.

Исторические факты

Начиная с эпохи Возрождения творцы пытались с максимальной реалистичностью передавать изображение. В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени. Главная черта творчества художников — это стремление создать кубизм, картины представлены в плоском изображении вместо объёмного. Они, как правило, применяли геометрические фигуры для абстрактного изображения людей, природы, предметов. Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты.

Но не все было гладко. Созданные в стиле кубизма картины не сразу прижились в мире искусства – изображения эти очень часто становились предметом непонимания и серьезной критики. Это стало радикальным для живописи течением, которое пришло на смену реализму и стало предметом нелестных отзывов. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом. Вначале поклонников кубизма в искусстве было немного, но среди них наблюдались критики и меценаты, которые внесли равнозначный вклад в историю развития этого направления.

Архитектура

Кубизм в архитектуре начался очень необычно. На Осенней выставке в Париже 1912 года некая группа авторов представила огромный (10 на 3 метра) макет «кубистского дома». Фасады были созданы скульптором Раймоном Дюшан-Вийон, а оформление комнат сделано несколькими людьми, среди которых был Андре Маре, талантливый исполнитель и мастер своего дела. Покои были эффектно обставлены, а стены украшали небольшие картины художников-кубистов. После выставки в Париже этот дом демонстрировали на Армори Шоу в Нью-Йорке.

Стиль кубизм – новое веяние эпохи, то есть универсальный вид, который подходит под общий вид искусства. Затем появились сразу и первые строения архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, в самом большом центре кубистского искусства.

Архитектура этого течения чрезвычайно авангардна и вместе с тем невообразимо традиционна. Мы можем видеть в ней такие же знаменитые симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в домах прошлых лет. Архитекторы этой направленности предлагали лишь украсить обновленными рисунками внешний вид зданий, которые по структуре остались прежними.

Чешский кубизм

Когда закончилась Первая мировая война, архитекторы Чехословацкой республики опять взялись за свое ремесло, но постройки уже стали другими. Надоевшие треугольники, созданные в 20-е годы, сменились полукругами и цилиндрами. В тот момент они основали архитектуру под названием рондокубизм. В Праге и Роттердаме в XX веке были построены здания, создатели которых сумели по-своему воплотить одно из наиболее нестандартных решений в кубизме архитектуры.

Это направление нашло признание и место непосредственно в Праге, так как истоки уходят не только в геометрические здания, но и в готическую архитектуру, которая присуща для Праги. Именно готические приёмы и их резкость стали для Павла Янака главнейшими принципами, которые и оказали влияние на создание его теории кубистической архитектуры.

Прославленные архитекторы

Ведущими мастерами кубизма были Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек и Йосеф Хохол. Работали они в Праге, а также в других городах. Самым знаменитым во всем мире зданием в кубистском стиле значится дом «У черной Матери Божьей» в Праге, построенный Йозефом Гочаром.

На сегодня облик этого дома может показаться повседневным и ничем не выделяющимся, но для начала XX века это здание было крайне необычным и даже немножко дерзким. Властислав Гофман спроектировал входные павильоны Дяблицкого кладбища, Йосеф Хохол построил парочку жилых домов под Вышеградом. Кроме этого, неподалёку от Вацлавской площади можно увидеть кубистические фонари, которые разработал Эмиль Краличек. Он также стал творцом Diamond House в Праге.

Необычные места

Самые особенные и изумительные здания в кубистической манере сегодня можно увидеть в Роттердаме (в Нидерландах). Это целый городок домов-кубов, которые были возведены в 1978-1984 годах по проекту мастера Пита Блома. Дома имеют три этажа, общая площадь примерно 100 кв. метров. В них нет прямых стен, кроме тех, которые расположены посередине. На первом этаже — гостиная и кухня, на втором кабинет, спальня и ванная, на третьем (со стеклянной крышей) многие располагают зимний сад.

5 самых талантливых представителей кубизма

  • Пабло Пикассо, полотно «Авиньонские девицы»;
  • Жорж Брак, картина «Дом в Эстаке»;
  • Хуан Грис, полотно «Портрет Пикассо»;
  • Поль Сезанн, картина «Пьеро и Арлекин»;
  • Фернан Леже, холст «Строители».

Занимательный факт

Примечательно, что Пикассо стал самым дорогостоящим, востребованным и работоспособным кубистом. Его картина «Обнажённая, зелёные листья и бюст» была оценена в 155 миллионов долларов. Полотна стоят на первом месте по популярности среди расхитителей творений искусства. Общая стоимость только лишь официальных продаж картин превосходит 270 миллионов.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *