Кубизм — Википедия
Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.
Кубизм не подразумевает непременное использование простых геометрических форм. В живописи их использование обусловлено в первую очередь желанием художника отделить друг от друга отдельные «лоскуты» объекта.
Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо. В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику «рассматривать натуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров». Он имел в виду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Пикассо и его друзья восприняли совет буквально.
Идеи Сезанна действительно оказали огромное влияние на живопись XX века. В своих работах он намеренно искажал перспективу, чтобы отразить больше граней изображаемого объекта (по сути, этот же принцип лежит в основе кубизма). Кроме того, в своих произведениях он часто упрощал объекты до простых геометрических фигур.
Возникновение кубизма традиционно датируют 1905—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Ж. Брака. Работа “Авиньонские девицы”, написанная в 1907 году вдохновлённым африканской культурой и творчеством Поля Сезанна, Пабло Пикассо считается началом истории кубизма. Термин «кубизм» появился в 1908 году, после того как Анри Матисс, увидев картину «Дома в Эстаке», написанную Ж. Браком в 1908, воскликнул: «Что за кубики» (фр. bizarreries cubiques).
С 1911 года «малой» столицей кубизма в Европе стала Прага, именно здесь появилось творческое объединение «Группа художников». В него входили Б. Кубишта и Э. Филла. В Соединенных Штатах началом авангарда послужила выставка «Армори шоу». На ней выставляли свои работы известные художники, М. Вебера, М. Хартли, Дж. Марин.[1]
В своём развитии кубизм прошел несколько фаз и подразделяется на: сезанновский, аналитический и синтетический.
Сезанновский кубизм[править | править код]
Название данной фазы связано с именем французского живописца Поля Сезанна. В данный период кубисты старались отдаляться от передачи истинного вида, стремясь разложить объекты на отдельные формы и геометрические фигуры. Разложение объектов на множество форм привело к определённой закономерности в использовании цветов. Элементы переднего плана окрашивались в тёплые тона, а элементы заднего плана в холодные.
Аналитический кубизм[править | править код]
Данный период характеризуется стиранием границ между пространством и формой. Появляются переливчатые цвета в полупрозрачных пересекающихся плоскостях. Теперь формы располагают в хаотичном порядке. Взаимодействие между пространством и формой – результат аналитического этапа развития кубизма.
Синтетический кубизм[править | править код]
Впервые элементы синтетического кубизма появились в работах Хуана Гриса с 1911 года. Данное направление стремилось к обогащению мира созданными объектами эстетики. Для конструирования объекта используются фактура поверхности, линии и узоры. На первом этапе синтетического кубизма художники использовали аппликации для создания самодостаточного объекта. Однако в дальнейшем кубисты отказались от использования аппликаций, так как пришли к выводу, что создание полноценных комбинаций возможно без использования бумаги.
Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», «Гитара», работы таких художников, как Фернан Леже, Хуан Грис, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др. Кубизм развивался и за пределами Франции; особенно плодотворно — в Чехословакии.
В России кубизм соединился с элементами итальянского футуризма (кубофутуризм).
В «кристаллической» манере письма М. А. Врубеля часто находят предчувствия кубизма.
Подлинным первооткрывателем кубизма можно считать предпринимателя и коллекционера С. И. Щукина, привёзшего в Москву ранние кубистские опыты Пикассо.
В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой авангарда». Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета» (в том числе П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, Р. Р. Фальк), не пошло дальше раннего, «сезаннистского» этапа, самобытно и красочно его обогатив. Художники, настроенные более радикально (К. С. Малевич, В. Е. Татлин и др.), быстро перешли к кубофутуризму, честолюбиво выдвигая его в противовес кубизму в качестве более передового и уже свободного от французских влияний метода.
Однако и позднее, в свой витебский период (1919—1922) Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм».
Художница Наталья Гончарова в 1912 году отмечала, что «кубизм — вещь хорошая, но не совсем новая». По её словам, в этом же стиле выполнены и скифские каменные бабы, и крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках
К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко. Он пытался, и иногда достаточно успешно, решать в пластике задачи, поставленные кубистами-живописцами. При этом объёмность и иная материальная фактура, использование реального света и тени на скульптурных объёмах, пространств, сдвиги плоскостей, форм, объёмов, варьирование пустотами и наполненностями открыли перед ним и новые, чисто пластические перспективы, в результате чего он достаточно скоро отошёл от кубизма и двинулся своим путём в искусстве.
- ↑ Ф. С. Капица. История мировой культуры. — Издательсто АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.
- ↑ Поляков В. Книги русского кубофутуризма. М.: Гилея, 1998
- на русском языке
- Власов В. Г. Кубизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб.: Азбука-Классика.- Т. 4. 2006. С. 710—713.
- Гомбрих Эрнст. История искусства. — М., 1995.
- Лифшиц, Мих.; Рейнгардт, Л. Я. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт. — М.: Искусство, 1968. — 200 с. Архивная копия от 5 октября 2016 на Wayback Machine
- Крючкова В. А.Кубизм. Орфизм. Пуризм. — М.: ОЛМА-Пресс. — 2000.
- Кубизм / Крючкова В. А. // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 227. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7.
- Рыков А. В. Пикассо и политика. Проблемы философской интерпретации кубизма // Studia Culturae. Вып. 1 (23). 2015. С. 74-84.
- Рыков, А. В. Кубизм. Нина Яворская, Михаил Лифшиц, Лидия Рейнгардт (Из истории советского искусствознания) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2017. №12(86)-3
- Рыков А. В. Искусство авангарда перед публикой и критикой (О книге Дэвида Коттингтона «Кубизм в тени войны»)
- Яворская Н. В. Кубизм и футуризм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений / ред.
- на других языках
ru.wikipedia.org
ART статьи: кубизм — SPARTISAN
Познакомьтесь с кубизмом как новым способом построения композиции в живописи и попытайтесь создать собственное произведение в стиле Пикассо и Брака.
Начало XX в. было ознаменовано большими переменами в мире искусства. В то время импрессионисты еще были в моде, но влияние на молодых художников оказывали уже иные мастера — Поль Гоген (1848—1903), Винсент Ван Гог (1853—1890), Жорж Сёра (1859—1891) и Поль Сезанн (1839— 1906). Каждый из них стремился создать свой неповторимый стиль видения и подхода к живописи.
Реакцией на достаточно спонтанный импрессионистский подход «передачи момента» было желание снова установить в живописи порядок, структуру и контроль. Одним из первых эту идею воплотил в своих работах Поль Сезанн.
Поль Сезанн — Натюрморт с кувшином и драпировкой (1893-1894)
продана за 60.2 млн. долларов в 1999 году
Поль Сезанн, руководствуясь выдвинутой импрессионистами теорией передачи изменчивого изображения посредством света и цвета, он уделял не меньшее внимание самим формам предметов и их весомости. Сезанн стремился сделать нечто более осязаемое, передавая в первую очередь пространственную структуру предметов. Он достигал этого направленными мазками и вариациями интенсивности цвета и тона, а не традиционной передачей перспективы. Кроме того, Сезанн усилил структурное равновесие отдельных элементов своих работ, руководствуясь классическим подходом к композиции.
Именно Сезанн рекомендовал ученикам трактовать натуру посредством форм цилиндра, шара и конуса. Он считал, что художник должен одновременно комбинировать цвет и тон, а не наносить сначала локальные цвета и только после этого их прорабатывая выстраивать.
Эти идеи, подхваченные Пабло Пикассо (1881 — 1973) и Жоржем Браком (1882-1963), легли в основу концепции кубизма.
Жорж Брак. Натюрморт со скрипкой и кувшином. 1909-1910 гг. Художественный музей. Базель.
117 x 73.5 см, Масло, холст.
Несколько плоскостных изображений накладываются друг на друга, придавая прозрачность картине Жоржа Брака «Натюрморт со скрипкой и кувшином» (1910). Слегка приглушенные цвета характерны для аналитического периода кубизма.
Новое виденье
Хотя куб так и не нашел отражения в теории и картинах Поля Сезанна, он одним из первых отметил, что геометрические фигуры подчеркивают устойчивость предметного мира. Посредством анализа форм Пикассо и Брак изображали предметный мир в собственном оригинальном ключе. Разрушая внешнюю форму предметов, они обозначали их «скелеты» и использовали одновременно несколько точек зрения. В результате объект распадался на мелкие фрагменты, которые отделялись друг от друга и создавали из узнаваемых нами частей новое целое в зависимости от угла зрения. Цвета использовались в основном приглушенные, и эта стадия, известная как «аналитический кубизм», продолжалась с 1909 по 1912 гг. Основной упор делался на структуре и упорядоченности композиции.
Новаторский подход кубизма заключался в том, что Пикассо и Брак создавали нечто новое, основывая свои работы на простом натюрморте или обычном портрете. «Я изображаю предметы согласно моему внутреннему представлению о них, — объяснял Пикассо, — а не такими, какими я их вижу в реальности». Брак и Пикассо находились под сильным влиянием африканской скульптуры, в которой человеческая форма представлена упрощенными элементами.
После 1912 г. художники-кубисты в своих работах начинают использовать фрагменты «реального» мира, к примеру, клочки обоев, буквы, вырезанные из газет, и небольшие кусочки тонкой фанеры, которые приклеивались на поверхность холста — так появились их первые коллажные картины. Различные кусочки и элементы использовались одновременно для оживления поверхности полотна и придания дополнительных смыслов картине. Эта стадия направления получила название «синтетический кубизм». Теперь вместо членения предметов Пикассо объединяет элементы реального мира, создавая общую картину.
К течению кубизма принадлежали такие популярные в наши дни художники, как Фернан Леже (1881-1955), Хуан Грис (1887— 1927), Альбер Глез (1881-1953) и Жан Метценже (1883—1956). Основываясь на основных постулатах кубизма, каждый из них создал собственный неповторимый стиль.
Фернан Леже «Строители и куст алоэ». Фрагмент. Гобелен. Экспонент: Jane Kahan Gallery (США)Экспериментируйте.
Построение композиции в кубизме:
Чтобы лучше понять технику кубистов, по пробуйте провести сами несколько экспериментов и построить собственную композицию в этом стиле.
► Техника наложения изображений. Для этого упражнения подойдут предметы, которые состоят из простых геометрических форм: к примеру, электрический утюг, ведро или настольная лампа. Сначала нарисуйте предмет таким, каким вы его видите (А). Поставив этот же предмет вертикально или перевернув его верх дном, нарисуйте новые изображения (В и С) поверх старого (А). Можете заштриховать пересекающиеся участки или затемнить некоторые контуры.
► Натюрморт с разных точек зрения. Установите на стол три или четыре предмета, которые любили изображать в своих работах кубисты, — к примеру, бутылку, банку и газету, — и нарисуйте натюрморт. После этого, не передвигая предметы, выберите другую точку зрения и снова нарисуйте композицию на том же листе. По мере продвижения работы рисунок будет усложняться, и вам придется выбирать, что именно включить в композицию и куда поместить новое изображение объекта.
► Сложный коллаж. На листе формата АЗ сделайте три-четыре отдельных рисунка одного и того же натюрморта под разными углами зрения, как в предыдущем упражнении. Завершив работу, поверните бумагу лицевой стороной вниз и наугад разрежьте лист на множество кусочков прямоугольной формы. Переверните эти кусочки, сложите их в композицию и наклейте на бумагу формата А2. Добавьте в коллаж несколько «реальных» предметов, например фрагменты газет с подходящими буквами. Таким образом, у вас получится коллаж в стиле «синтетического кубизма».
spartisan.com
Стиль Кубизм в живописи | Картины известных художников в стиле кубизм
Картины художников в стиле кубизма
Кубизм в живописи появился как результат попыток художников изображать предметы, комбинируя на плоскости разные геометрические фигуры. Так живописцы передавали свое видение мира. Портрет в стиле кубизма далек от реалистичности. На полотнах изображены как бы пазлы, и ценитель искусства должен самостоятельно собрать их в целое, используя свое воображение.
Стиль кубизм в живописи позволил взглянуть на творчество другими глазами. В картинах кубистов нет единого цветового решения и линейной перспективы: предмет как будто разрушается в воображении живописца, а затем снова приобретает знакомые очертания.
Представители кубизма
Начало существования стиля относят к 1907 году. Основоположниками кубизма стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Главный принцип кубизма был отражен в знаменитой картине «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо. На этом полотне изображены деформированные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. В творчестве Сальвадора Дали также присутствуют работы, выполненные в данном стиле, – картина «Кубический автопортрет».
Большую известность получили картины «Любительница абсента», «Голова спящей женщины» Пабло Пикассо, «Натюрморт с цветами» Хуана Гриса, «Три музыканта» Леже Фернана, «Башня и колеса» Робера Делоне.
Кубизм представлен в изобразительном искусстве Чехии, Англии, Италии, России, США. В России кубизм не сложился в самостоятельное художественное течение, но его влияние испытывали многие представители русского авангарда. Кубистическую технику живописи использовали художники объединения «Бубновый валет». Представителями являются М. Ларионов, И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов, Р. Фальк.
По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь по телефону: +7 (812) 309-28-38
Основные черты кубизма в искусстве
Картины, выполненные в стиле кубизма, имеют ряд характерных особенностей, которые позволяют безошибочно определить данное направление:
- экспериментальная работа с геометрическими формами, оттенками;
- объемные фигуры, разнородные элементы на плоскости;
- максимально упрощенный сюжет;
- использование новых, нехарактерных для других стилей художественных приемов;
- предметы на полотнах разделены на небольшие сегменты;
- буквы-трафареты, создание коллажей;
- выраженная декоративность, тяготение к своеобразному абстракционизму.
Картины известных художников-кубистов в народной галерее «Мансарда Художников»
За время существования кубизма как направления живописи в картинах этого стиля стали разбираться многие люди. Картины знаменитого Пабло Пикассо и других его последователей пользуются огромной популярностью на аукционах по всему миру и стоят порой миллионы. Холст в стиле Пикассо идеально дополнит дизайн интерьера дома, если он выдержан в стиле минимализм, хай-тек или даже лофт.
Чтобы приобрести работы современных художников – последователей стиля кубизма, каждый желающий может прийти в выставочный зал нашей галереи в Санкт-Петербурге или воспользоваться онлайн-каталогом, в котором выбрать любую картину из наличия и оформить доставку. Осуществляем доставку по России и странам зарубежья со всеми разрешительными документами.
Также у нас есть услуга под названием «Примерка картины». Суть ее в том, что если вы сомневаетесь, впишется понравившаяся картина в интерьер или нет, вы можете на 3 дня взять ее «на примерку». Необходимо внести полную стоимость картины, после чего ее можно будет забрать. Если картина не подошла, оформляется возврат, и вы получаете денежный залог назад.
Если вам понравилась какая-то работа, но она превышает запланированный на покупку бюджет, мы предложим приобрести ее в рассрочку. Отметим, что в нашей галерее любой ценитель живописи сможет подобрать произведение изобразительного искусства по своему вкусу.
7 ПРИЧИН купить у нас:
1. Акции до 35%
2. Более 8000 произведений
3. Регулярное пополнение картин
4. Удобное местоположение
5. Своя Багетная мастерская
6. Реставрация картин
7. Возможность взять картину на примерку
art-mx.ru
осенние листья в стиле кубизма
Поделиться:
Осенние листья в стиле кубизма…
«Кyбизм — направление в искусстве первой чeтвepти 20 вeкa, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса.»
Возникновение кубизма в живописи связывают с творчеством Пабло Пикассо.
На урок дети принесли разные по форме осенние листья.
На листе А3 обводим несколько листочков, располагая их в разных направлениях, не перекрывая друг друга. Желательно, чтобы хоть один листок был изображен частично у края листа. Прожилки рисовать не нужно. После того, как создана такая композиция из листьев, проводим с помощью линейки простым карандашом две линии слева направо и две линии сверху вниз (диагонально), следя за тем, чтобы эти линии пересекали листья.
Теперь выбираем два цвета для фона и два других цвета для листьев (берем осенние цветА)
В заключении можно маркером, гелевой ручкой или фломастером обвести контур листьев и диагонали.
Вот некоторые работы.
Спасибо всем, побывавшим на нашей выставке работ!
stranamasterov.ru
это что такое? Кубизм в искусстве. Представители направления и картины в стиле кубизм
Возникновение кубизма относят к 1906-1907 годам. Развилось и зародилось это направление главным образом во Франции (яркими представителями являются П. Пикассо, Х. Грисс и Ж. Брак), а также в некоторых других странах.
Что такое кубизм?
Попытаемся ответить на данный вопрос. Кубизм — это особое художественное направление, язык которого основан на деформации предметов, разложении их на геометрические плоскости, сдвиге формы.
Главной идеей, на которой он строился, была попытка выразить всю сложность, многообразие окружающей действительности с помощью простейших пространственных моделей и форм явлений и вещей. Возникновение этого направления изменило многие устоявшиеся принципы и эстетические представления в европейской живописи. Представители кубизма порвали с «оптическим реализмом», отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных средств художественной выразительности.
Пабло Пикассо
Для этого живописца в течение всего его творческого пути была характерна работа в нескольких стилях одновременно. Пикассо поочередно прибегал к совершенно противоположным способам выражения своего мироощущения.
В его творчестве можно найти и кубистическую живопись, граничащую с абстракционизмом, и реализм. Иногда в своих поисках он настолько отходил от традиционного классического изобразительного искусства, что его возвращение на путь реалистического творчества казалось немыслимым. Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм. Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой, индивидуальной манере. Традиционные художественные средства, которые использовал автор, служили решению современных задач. Одной из первых картин, написанных в стиле кубизм, является картина «Авиньонские девицы» П. Пикассо. Это произведение искусства отличается необычной гротескностью: здесь изображены огрубленные фигуры без элементов светотени и перспективы, представленные как комбинация разложенных объемов на плоскости.
Характерные особенности
Французский критик Л. Восель впервые употребил термин «кубист» в 1908 году как насмешливое название художников, изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара). Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства. Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом). Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в «сезанновский» период (1907-1909). Художник П. Сезанн подчеркивает устойчивость и предметность мира; граненые объемы, которые он использует как инструмент передачи образа, образуют подобие рельефа, а цвета выделяют определенные грани предметов, одновременно усиливая и дробя объем. Следующая стадия развития кубизма — «аналитическая» (1910-1912). Предмет разбивается на мелкие части, легко отделимые друг от друга, а его форма будто распластывается на холсте. Последняя, «синтетическая» стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы — объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки… В то же время зарождается и кубистическая скульптура. Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова. Эти надписи, как правило, не соответствовали содержанию, однако помогали посетителям выставок приблизительно понять замысел художника.
Реакция зрителей
Публика к творчеству кубистов относилась с иронией, иногда даже одаривая их нелестными эпитетами и насмешками. В прессе печаталась жесткая критика, по своему характеру иногда приближавшаяся к общественному скандалу. Зрители, оказавшиеся на выставке полотен кубистов, испытывали ощущения, которые можно сравнить с чувствами человека, собиравшегося в приятное путешествие, но вместо этого получившего приглашение принять участие в прокладке новых путей.
Такая реакция подтверждала, что переход к данному направлению произошел стремительно, несмотря на длинный подготовительный период, в течение которого столичный зритель должен был бы существенно расширить свой кругозор. Тем не менее сам кубизм, картины, написанные в этом стиле, нравились определенной части аудитории и находили поддержку у меценатов.
Влияние кубизма на искусство
Данное направление сильно повлияло на развитие творческой мысли. Кубизм в искусстве отразил новые тенденции жизни во всей многогранности и противоречивости: стремление к демократизации — признание примитивизма, отказ от индивидуального, частного, камерного; веру в науку — стремление к созданию «грамматики искусства», поиску объективных методов.
Сегодня каждый непредубежденный человек, любуясь работами импрессионистов, наглядно различает условность привычных для нас цветов. А во времена возникновения всем казалось, что кубизм — это настоящая революция в искусстве. Именно данное направление подвергает анализу все существующие компоненты живописи. Форма изображения, цветовая и линейная перспективы, объемы становятся условными.
Кубизм в России
В эпоху, предшествующую становлению кубизма, в нашей стране, как и во Франции, возрос интерес к народному, традиционному творчеству. В это время молодым русским художникам были свойственны не только интерес к «примитивному» искусству (включая африканское), но и тоска по строгой незыблемости, архитектурной композиции, а также вера в известную закономерность и математичность ритмических переживаний.
В творчестве многих русских художников определенное место занимает кубизм (это Шагал, Лентулов, Архипенко, Альтман и другие). Однако центральной фигурой, безусловно, является Казимир Малевич. Его педагогическая деятельность и творчество, а также теоретические работы оказали огромное влияние на формирование целого направления.
«Черный квадрат»
Может показаться, что нет ничего проще, чем нарисовать черный квадрат на белом фоне. Такое изобразить может, наверное, любой человек. Но вот загадка: эта известная картина русского художника Малевича до сих пор притягивает к себе внимание исследователей и любителей живописи, хотя создана она была еще в начале прошлого века. Как нечто таинственное, как миф, как символ русского авангарда…
Рассказывают, что художник, написав «Черный квадрат», сам не понимал, что такое он сделал, и долгое время не мог ни есть, ни спать. В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет. Ведь когда смотришь на нее, под трещинами становятся различимы нижние слои — зеленый, розовый, по всей видимости, была некая цветовая композиция, но автор счел ее несостоявшейся и написал поверх нее черный квадрат. Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. Картины Малевича отличались разнообразием, но он сам считал, что именно «Черный квадрат» является вершиной его творческой деятельности.
fb.ru
КУБИЗМ • Большая российская энциклопедия
Кубизм. П. Пикассо. «Авиньонские девицы». 1907. Музей современного искусства (Нью-Йорк).
КУБИ́ЗМ (франц. cubisme, от cube – куб), одно из направлений авангардизма 20 в. Возникло в Париже ок. 1907 в результате эксперим. начинаний П. Пикассо и Ж. Брака; его становление и развитие прошло неск. этапов. Период 1907–09 принято называть протокубистическим, или сезанновским. Начало ему было положено полотном «Авиньонские девицы» Пикассо (1907), где сцена в борделе передаётся резкими изломами форм. К апробации нового языка в том же году приступил Брак, ранее входивший в объединение фовистов (см. Фовизм). На протяжении 1908–09 оба художника писали картины (пейзажи, натюрморты, человеческие фигуры), где контуры натурных форм очерчиваются ломаными линиями, а объёмы передаются стыками наклонных плоскостей. В 1908 критик Л. Восель иронически назвал такие пейзажи Брака «геометрическими схемами и кубами», пустив тем самым в ход обозначение нового направления. Среди истоков раннекубистич. стилистики – живопись П. Сезанна, а также традиц. иск-во Африки, с которым основоположники К. знакомились в Музее этнографии в парижском дворце Трокадеро и у коллекционеров негритянских ритуальных масок и скульптуры.
Кубизм. Ж. Брак. «Скрипка и кувшин». 1910. Художественный музей (Базель).
На рубеже 1909–10 живописная система П. Пикассо и Ж. Брака, эволюционируя, вступила в следующую фазу, получившую назв. аналитического К. Для него характерно дробление форм на мелкие грани, которые зрительно колеблются, смещаются, создавая неустойчивое, изменчивое изображение; также ограниченность репертуара простыми мотивами (предметы на столе, человеческая фигура и др.) и скупость цветовой гаммы, сведённой к охристым, тускло-зелёным и ахроматич. тонам. В ходе дальнейшего рассечения форм изображение теряется в скоплениях колеблющихся плоскостей и зачаточных объёмов, картина приближается к абстракции. На этой стадии, стремясь подчеркнуть «предметность» картины, её принадлежность к материальной среде, художники подмешивают в краску песок, гипс, опилки. В композицию включаются графич. знаки: цифры, ноты, отд. буквы и обрывки слов.
Кубизм. А. Лоран. «Голова девушки». Терракота. 1920 (повторение в гипсе, 1959). Музей С. Гуггенхейма (Нью-Йорк).
В 1912 появляется важнейшее нововведение К. – коллаж, в котором масляная живопись дополняется наклейками из обрывков газет, рекламных объявлений, листов с нотами, обоев или клеёнки с декоративными рисунками, с имитацией фактур разл. материалов (дерева, ткани, плетёнки, мрамора, лепнины). Ж. Брак стал первооткрывателем «papiers collés» – графич. версии коллажа, где произведение создаётся наклейками на бумажную основу, с добавлением лаконичного рисунка.
Эти нововведения создали иную морфологию картины, характерную для синтетического К. (1912–15). Если скальпель аналитич. К. рассекал объекты, демонтировал живописные формы, то в синтетич. фазе картина, напротив, собирается, комбинируется из разнородных элементов. Коллаж не допускает измельчения форм, и композиции создаются из прочно спаянных простых, выхваченных ножницами конфигураций. Цветовой диапазон расширяется, красочная палитра обогащается насыщенными тонами. Разнотипные морфемы кубистич. картины (фрагменты, выхваченные из реальной среды, их иллюзорные имитации, куски текстов и отд. знаки, реалистич. «обманки» и схематичные рисунки) складываются в единую систему, где живописный образ перекликается со словом, графич. символом, с объектами материального мира. Тем самым сфера живописи расширяется, обогащается смыслами, заимствованными из др. коммуникативных систем.
С 1911 к К. примкнул Х. Грис. Группа художников-кубистов получила назв. монмартрской (многие из них жили на Монмартре в Париже), или группы Д. А. Канвейлера (по имени владельца галереи, закупавшего их картины). Хотя зачинатели направления долгое время не выставляли своих работ вне галереи Канвейлера, число их последователей быстро росло. Участие кубистов второго призыва в Осеннем салоне 1910 прошло незаметно. Но выставка в отд. зале на Салоне Независимых 1911 привлекла к себе внимание публики и сыграла роль первого публичного смотра живописи К. Её участниками стали Ж. Вийон, А. Глез, Х. Грис, Р. Делоне, А. Дюнуайе де Сегонзак, М. Дюшан, А. Ле Фоконье, Ф. Леже, А. Лот, Ж. Метсенже, Ф. Пикабиа, Р. де ла Френе. В дальнейшем они регулярно выставлялись на Осенних салонах и Салонах Независимых, чем заслужили наименование «салонных» (или «монпарнасских») кубистов. Художники этого круга значительно расширили тематич. репертуар К., включив в него групповой портрет, жанровые сценки, театральные и цирковые мотивы, индустриальный пейзаж и даже аллегорию (Ле Фоконье). Многофигурные композиции требовали упрощения живописного языка, который сводился в осн. к надломам и пересечениям форм. Однако появились и такие новинки, как «тубизм» Леже (цилиндры и конусы, описывающие машинный мир), орфизм Делоне (кристаллич. и круговые формы насыщенных цветов).
П. Пикассо дал первые образцы кубистич. скульптуры, сначала в формах гранёных объёмов (1909), затем в виде ассамблажа из обрезков дерева, металла, гнутого картона, проволоки, верёвок. Эти опыты пространственного коллажа оказали значит. влияние на развитие скульптуры в 20 в. (в дальнейшем творчестве самого Пикассо, а также в иск-ве В. Е. Татлина, Х. Гонсалеса, Х. Миро и др.). Ведущими скульпторами К. стали А. Архипенко, О. Цадкин, А. Лоран, Ж. Липшиц, Р. Дюшан-Вийон; в их работах драматич. экспрессия достигалась путём столкновения массивных блоков прямоугольных или резко скошенных форм.
Теория К. складывалась постепенно и без участия его основоположников. В 1911 образовалась группа художников, собиравшихся в доме бр. Дюшан в Пюто для обсуждения эстетич. проблематики К. и смысла его новаций. «Группа Пюто», состоявшая в осн. из «салонных кубистов», привлекла к себе и др. мастеров, в т. ч. иностранных (Ф. Купка, М. З. Шагал, А. Архипенко, Д. Ривера, Л. Сюрваж). В окт. 1912 они провели выставку «Золотое сечение», которая дала назв. группе. Из этого кружка вышла первая попытка теоретич. обоснования К. (брошюра А. Глеза и Ж. Метсенже «О кубизме», 1912). Книга Г. Аполлинера «Художники-кубисты» (1913), исходившая гл. обр. из практики монмартрских друзей поэта, сыграла роль манифеста нового направления. Последующие опыты разъяснения кубистич. принципов принадлежали также литераторам из кружка П. Пикассо («О кубизме» П. Реверди, 1917; «Некоторые интенции кубизма» М. Рейналя, 1919). Д. А. Канвейлер в кн. «Путь к кубизму» (1920) подвёл под направление теоретич. базу, опираясь в осн. на живопись и суждения Х. Гриса. В этих ранних опытах теории К. провозглашалась автономность живописной формы, её независимость от зримой реальности. Сама реальность трактовалась как субъективное порождение человеческой чувственности, что давало художнику право противопоставлять ей собств. субъективность. Рассечение объектов на грани часто рассматривалось как проявление симультанности, т. е. соединения в одной форме разновременных моментов, разных ракурсов. В некоторых сочинениях, сохранявших связь с эстетикой символизма, звучали отсылки к «высшей», сверхчувственной реальности. Ок. 1915 начался упадок К., отчасти вызванный шедшей в то время 1-й мировой войной. Авангардные направления были оттеснены на задний план ретроспективным течением «возврата к порядку», а затем – стилем ар деко. Однако кубистич. принципы продолжали развиваться, варьироваться в творчестве Пикассо, Гриса, затем вернувшихся с войны Ж. Брака, Ф. Леже и др. художников.
Очень рано К. вышел за пределы Франции, чему немало способствовала принадлежность к нему художников интернациональной по составу парижской школы. В разных странах сформировались течения, которые осваивали и модифицировали кубистич. принципы в соответствии с нац. традицией. К. оказал значит. воздействие на становление формальной системы итал. футуризма. С К. начинали свой путь к геометрич. абстракции К. С. Малевич и П. Мондриан. В Германии на кубистич. основе сформировался кристаллич. стиль Л. Фейнингера. Прошедшая в США в 1913 выставка новейшего европ. иск-ва («Armory Show») привлекла к кубистич. и футуристич. стилистике таких художников, как М. Вебер, С. Макдональд-Райт, Дж. Марин. В Чехии ещё в нач. 1910-х гг. образовалось прокубистическое течение с участием Э. Филла, Б. Кубишты, А. Прохазки, Й. Чапека, В. Бенеша. Фактически в Европе 1-й пол. 20 в. ни один значит. художник не прошёл мимо революц. новаций К. Велика была роль К. в иск-ве России: его сезаннистская фаза была глубоко освоена в творчестве художников «Бубнового валета», в формах зрелого (аналитического и синтетического) К. успешно работали Малевич, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова; в рус. иск-ве сформировалось направление кубофутуризма.
bigenc.ru
это модернистское направление в искусстве. Кубизм в живописи и архитектуре :: SYL.ru
Способности и фантазии человека иногда просто поражают. Живопись и архитектура стали именно той областью, где люди развивают и выражают своё творчество в самых разнообразных направлениях. Чтобы удивить мир новыми ветвями в искусстве, художники всеми силами стараются изобразить то, что видят, в совершенно новом и необычном свете. Отсюда и появился авангардизм – результат развития множества творческих идей и планов. А из него, в свою очередь, и произошло такое понятие, как кубистский стиль. Веяние чего-то неординарного и интересного.
Кубизм в искусстве
Одним из главных направлений в авангардистском искусстве стал именно кубизм. От французского cubism означает куб – художественное течение во французском стиле начала XX столетия. Главными представителями и основоположниками были Пабло Пикассо и Жорж Брак, благодаря их творениям мир увидел этот стиль в совершенно новом и необычном цвете.
Само представление «кубизм» возникло из-за острого замечания по поводу трудов Ж. Брака о том, что он сдвигает города и фигуры к геометрическим прогрессиям и кубам. Художественная составляющая концепции выстраивалась на попытке найти самые обыкновенные пространственные модели и конфигурации вещей, явлений, которые бы персонифицировали всю сложность и разнообразие жизни. По своей сущности, кубизм – это примитивизм, который воспринимает мир через формы геометрических фигур.
Зарождение культуры
Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма. По сути, данное течение — это огромное желание расчленить предметы реальности на стереометрические примитивы. В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую. Кубизм — это сравнительно сложный художественный вид, который смог сплотить живописцев, скульпторов, музыкантов и стихотворцев со всего мира. Разберём три стиля данного течения.
Сезанновский
Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов. Естественное влияние на развитие кубизма оказали опыты с конфигурацией в творениях Поля Сезанна. В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. В «Портрете Гертруды Стайн», который сотворил Пикассо, уже отмечается увлечённость искусством Сезанна. После этого Пикассо нарисовал картину «Авиньонские девицы» которая слывёт первым шагом на пути к кубизму. Осенью 1907 года произошло два значительных события — выставка Сезанна и встреча Брака и Пикассо. А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле.
Аналитический
Это следующая стадия, которая характеризуется пропаданием образов предметов и пошаговым стиранием отличий между формой и пространством. В подобных картинах уже возникают переливистые краски, которые перекрещиваются через полупрозрачные плоскости, и их расположение отчётливо не определено. Элементы аналитического кубизма — это труды Брака в 1909 году, а также творения Пикассо в 1910 году. Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами.
Синтетический
Это третья фаза течения, элементы которого возникли в произведениях Хуана Гриса, он стал яростным сторонником направления в 1911 году. Важнейшей характеристикой его работ является отвержение третьего измерения в живописи и ударение на поверхности. Важнейшая фактура поверхности — очертание и узор, которые применяются для конструирования нового предмета.
Картины в этом стиле
Отречение от объёмного живописания действительности — ключевая особенность течения под названием кубизм. Картины в этом стиле узнаваемы по всему миру благодаря плоским формам без светотени и перспективы. Образы являются деформированными, нелогичными, иррациональными, разбиты на некоторые детали. Натюрморт, портрет похожи на набор геометрических фигур, которые взаимодействуют друг с другом. К какому направлению причисляют кубизм в живописи? Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм.
Пабло Пикассо – яркий представитель
Самым броским примером является картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Произведение мастера отличается рублеными, дерзкими линиями, заостренными углами и отсутствием игры теней. Для кубизма Пикассо характерно нереалистичное изображение оголённых женщин. Мастер применял нейтральные, натуральные тона.
Африканские маски, как считают искусствоведы, представляют собой символ зарождения инновационного течения кубизма в живописи. Так, по мнению Эрнста Гомбриха, искусствоведа, Поль Сезанн — это основоположник, а Пикассо — его ученик. Сезанн в послании к Пабло изложил свой совет по использованию бесхитростных, геометрических форм (сферы, цилиндры, конусы). Автор послания подразумевал эту основу как базу для сотворения картины, но этот кубизм Пикассо интерпретировал в буквальном значении.
Исторические факты
Начиная с эпохи Возрождения творцы пытались с максимальной реалистичностью передавать изображение. В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени. Главная черта творчества художников — это стремление создать кубизм, картины представлены в плоском изображении вместо объёмного. Они, как правило, применяли геометрические фигуры для абстрактного изображения людей, природы, предметов. Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты.
Но не все было гладко. Созданные в стиле кубизма картины не сразу прижились в мире искусства – изображения эти очень часто становились предметом непонимания и серьезной критики. Это стало радикальным для живописи течением, которое пришло на смену реализму и стало предметом нелестных отзывов. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом. Вначале поклонников кубизма в искусстве было немного, но среди них наблюдались критики и меценаты, которые внесли равнозначный вклад в историю развития этого направления.
Архитектура
Кубизм в архитектуре начался очень необычно. На Осенней выставке в Париже 1912 года некая группа авторов представила огромный (10 на 3 метра) макет «кубистского дома». Фасады были созданы скульптором Раймоном Дюшан-Вийон, а оформление комнат сделано несколькими людьми, среди которых был Андре Маре, талантливый исполнитель и мастер своего дела. Покои были эффектно обставлены, а стены украшали небольшие картины художников-кубистов. После выставки в Париже этот дом демонстрировали на Армори Шоу в Нью-Йорке.
Стиль кубизм – новое веяние эпохи, то есть универсальный вид, который подходит под общий вид искусства. Затем появились сразу и первые строения архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, в самом большом центре кубистского искусства.
Архитектура этого течения чрезвычайно авангардна и вместе с тем невообразимо традиционна. Мы можем видеть в ней такие же знаменитые симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в домах прошлых лет. Архитекторы этой направленности предлагали лишь украсить обновленными рисунками внешний вид зданий, которые по структуре остались прежними.
Чешский кубизм
Когда закончилась Первая мировая война, архитекторы Чехословацкой республики опять взялись за свое ремесло, но постройки уже стали другими. Надоевшие треугольники, созданные в 20-е годы, сменились полукругами и цилиндрами. В тот момент они основали архитектуру под названием рондокубизм. В Праге и Роттердаме в XX веке были построены здания, создатели которых сумели по-своему воплотить одно из наиболее нестандартных решений в кубизме архитектуры.
Это направление нашло признание и место непосредственно в Праге, так как истоки уходят не только в геометрические здания, но и в готическую архитектуру, которая присуща для Праги. Именно готические приёмы и их резкость стали для Павла Янака главнейшими принципами, которые и оказали влияние на создание его теории кубистической архитектуры.
Прославленные архитекторы
Ведущими мастерами кубизма были Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек и Йосеф Хохол. Работали они в Праге, а также в других городах. Самым знаменитым во всем мире зданием в кубистском стиле значится дом «У черной Матери Божьей» в Праге, построенный Йозефом Гочаром.
На сегодня облик этого дома может показаться повседневным и ничем не выделяющимся, но для начала XX века это здание было крайне необычным и даже немножко дерзким. Властислав Гофман спроектировал входные павильоны Дяблицкого кладбища, Йосеф Хохол построил парочку жилых домов под Вышеградом. Кроме этого, неподалёку от Вацлавской площади можно увидеть кубистические фонари, которые разработал Эмиль Краличек. Он также стал творцом Diamond House в Праге.
Необычные места
Самые особенные и изумительные здания в кубистической манере сегодня можно увидеть в Роттердаме (в Нидерландах). Это целый городок домов-кубов, которые были возведены в 1978-1984 годах по проекту мастера Пита Блома. Дома имеют три этажа, общая площадь примерно 100 кв. метров. В них нет прямых стен, кроме тех, которые расположены посередине. На первом этаже — гостиная и кухня, на втором кабинет, спальня и ванная, на третьем (со стеклянной крышей) многие располагают зимний сад.
5 самых талантливых представителей кубизма
- Пабло Пикассо, полотно «Авиньонские девицы»;
- Жорж Брак, картина «Дом в Эстаке»;
- Хуан Грис, полотно «Портрет Пикассо»;
- Поль Сезанн, картина «Пьеро и Арлекин»;
- Фернан Леже, холст «Строители».
Занимательный факт
Примечательно, что Пикассо стал самым дорогостоящим, востребованным и работоспособным кубистом. Его картина «Обнажённая, зелёные листья и бюст» была оценена в 155 миллионов долларов. Полотна стоят на первом месте по популярности среди расхитителей творений искусства. Общая стоимость только лишь официальных продаж картин превосходит 270 миллионов.
www.syl.ru