Разное

Рисунки эмоций для детей: Эмоции картинки для детей детского сада: дидактические карточки, пиктограммы, смайлики, игры

29.01.2023

Проработка негативных эмоций с помощью рисуночных методов | Статья (подготовительная группа) на тему:

Реферат «Проработка негативных эмоций с помощью рисуночных методов»

Содержание

Введение………………………………………………………………………….1

1. Изотерапия …………………………………………………………………… 2

2. Рисуночные методы и техники изотерапии ……………………..…………… 3

3. Проработка  негативных эмоций с помощью рисования………………….. .5

4.  Методика проработки страхов с помощью рисования………………………7

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

Современное Российское образование ориентирует педагогов не столько на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка. Также, при этом, сохранение психического здоровья детей ставится во главу угла. В связи с этим, арт-терапевтические методы работы стали особенно актуальны. Использование разных форм творческого самовыражения может являться одним из существенных факторов профилактики   психического нездоровья ребёнка, одним из способов психологической помощи детям в преодолении различных эмоциональных и личностных проблем, в целом — более успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Привлекательность арт-терапии для дошкольных и школьных психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Смысл деятельности школьного психолога — в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. Когда ребенок занимается творческой деятельностью, он выражает через создаваемые им образы свое восприятие мира и свое эмоциональное отношение к нему. А если  у него существует некий внутренний конфликт, который он по каким-то причинам никак не может разрешить (то ли слов не хватает, то ли последствий боится, то ли, как часто бывает, – даже не понимает, с чем этот конфликт связан)? Внутреннее напряжение постоянно растет, а как от него избавиться — непонятно. Всё это, как правило, сопровождается негативными эмоциями и переживаниями. И тогда творчество вполне может оказаться безопасным способом этот конфликт выразить, дать выход этим чувствам.Например, сказать маме, что он злится на свою младшую сестренку, ребенок не может, так как у него уже сформирована установка, что злиться нельзя, а выразить это в рисунке, выплеснув при этом свое раздражение, ему никто не запрещает. Вот и получается, что любая творческая деятельность – терапевтична по сути, то есть помогает человеку приемлемым в социуме способом снять накопившееся напряжение. В рисунках причудливо переплетается информация, источниками которой являются как открытые, так и глубинные пласты человеческой души.

Взрослые очень хотят помочь своим детям, но часто не знают, что убеждения и нравоучения часто не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Когда на консультацию к психологу приходят взрослые, они заранее готовы обсуждать и решать свои трудности. Их не нужно дополнительно мотивировать на работу. А детей – нужно. Дети приходят туда, где интересно, где им нравится, где их рады видеть. Чтобы работать с ребенком, нужно сначала его увлечь и заинтересовать. Кроме того, и сами родители оценивают работу психолога по двум параметрам: сначала — понравилось ли ребенку, а только потом- какой получили результат.

Большинство детей  с удовольствием  рисуют. Этот приятный и не слишком травмирующий метод подходит для решения даже самых глубинных психологических проблем.

1. Изотерапия.

Рисуночные методы являются основными в одном из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии – изотерапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте.

Изотерапия  в целом — эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение.

Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток.     Несмотря на свою эффективность, изотерапия как отдельная методика лечения и психологической помощи появилась только около полувека назад.

     Востребованность  изотерапии объясняется тем, что процесс рисования как таковой дает человеку возможность разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование является привычным способом выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит и др. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Грамотный психолог и внимательный взрослый смогут намного быстрее и легче понять ребенка и помочь ему, используя знания изотерапии.

С помощью изотерапии взрослые и дети могут справиться с такими проблемами, как:

• выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.

• низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии, любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее.

• проблемы с поведением.

• проблемы в отношениях и/или семейные проблемы.

• хронический стресс и психосоматические заболевания.

Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.

Изотерапия, как метод психологической коррекции, помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, адаптирует его к учебному учреждению, способствует развитию творческих способностей.

В целом,  изотерапия  оказывает положительное влияние на  психику детей. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт. Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь.

2. Рисуночные методы и техники изотерапии.

Рисуночные методы позволяют:

  1. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  2. Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное рисование может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  3. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками  предусматривает упорядочивание цвета и форм.
  4. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия рисованием создают богатые возможности для экспериментирования со зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  5. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии  является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Многие исследователи считают рисование средством снятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Творчество способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех детей, которые не могут «выговориться», понять и выразить свои переживания в творчестве легче, чем рассказать о них. Рисунок нередко ускоряет и облегчает вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии ребёнок осознаёт и оценивает свои переживания. зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.  

Среди распространенных рисуночных методик  изотерапии, используемых дошкольными и школьными психологами  выделим такие:

• Проективный рисунок. Предметно-тематический рисунок – когда педагог-психолог дает задание нарисовать рисунок на определенную тему. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем .

• Образно-символические рисунки – картинки на тему «Добро», «Мир», «Счастье».

Современные методы изотерапии включают в интересные задания:

• «Волшебные пятна» — это рисование абстрактных пятен, ассоциирующихся у детей с конкретным предметом.

• «Рисование по точкам» помогает определить такие понятия, как части и целое.

• «Рисование пальцами» — помогает освободиться от неприятных эмоций.

Техники изотерапии не стремятся обучить ребенка рисованию, поэтому среди приемов можно найти такие оригинальные занятия:

• Марание – пачкание в красках. Помогает избавиться от детской агрессии, гиперактивности.

• Монотипия – рисование оттисков с помощью одного штампа. Приучает к терпению и трудолюбию.

• Кляксография – на листке с одной стороны наносятся пятна, которые отпечатываются на вторую половину.

• Рисование по мокрому листу помогает детям расслабиться, сделать более гармоничными их состояния.

• Техники каракулей и раздувания краски развивают внимательность и повышает самооценку у ребенка.

3. Проработка  негативных эмоций с помощью рисования.

Подробнее остановимся на методике проективного рисунка. Эта методика носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностическая методика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.  Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний, вызывающих негативные эмоции.

        Проективный рисунок  может быть  предметно-тематическим – когда педагог-психолог дает задание нарисовать рисунок на определенную тему. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем.   «Дом», «Лето», «Семья», «Кем я буду, когда вырасту», «Автопортрет», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день»,  «Три желания»и т.п.

Образно-символические рисунки – картинки на тему «Добро», «Мир», «Остров счастья», «Страх», зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств и т.д.

Рисунки, связанные с отношениями в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»).

 

Выбор темы проективного рисунка психологом зависит от выявленных эмоциональных проблем ребенка с помощью предварительной диагностики. (Наблюдение, интервьюирование и анкетирование педагогов, родителей). Рисование позволяют погружаться в проблему настолько насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам он, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. После того, как ребенок закончил рисование, с ним проводится беседа по рисунку. В беседу включаются вопросы: нравится ли ребёнку то, что он нарисовал?;  какие чувства возникают у него при рассматривании своего рисунка?; хотел ли бы он что либо изменить в рисунке? Предложить это сделать, если ответ утвердительный.  На этом этапе у детей часто происходят свои личные озарения (инсайты) – моменты ясности и понимания своей проблемы, своих чувств. С помощью психолога он начинает осознавать,  видеть и понимать пути решения своих проблем, а иногда проблема решается прямо на занятии в процессе создания рисунков. После занятий по изотерапии дети могут сохранять свои рисунки или делать с ними то, что подсказывает им интуиция. Даже одно занятие по изотерапии способно дать новый положительный опыт и открыть человеку что-то, о чем он не догадывался или не знал. А комплексный подход (серия занятий) способны вывести ребенка на новый уровень, избавиться от негативных переживаний, гармонизировать личность.

Таким образом, основными этапами коррекционного процесса с использование метода проективного рисования являются:

  1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.
  2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
  3. Поиск адекватной формы выражения.
  4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.
  5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

4. Методика проработки страхов с помощью рисования.

Разберем, как можно избавиться то страхов с помощью изотерапии. В пример, я хочу привести технику А.И. Захарова.

Принцип проработки такой негативной эмоции как страх основан на том, что повторное его переживание  при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. С другой стороны, при рисовании героических сцен ребенок может отождествлять себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями. Он борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование может  выступать как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в воображении.

В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, избиение, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображениям нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Фломастерами охотнее пользуются младшие школьники. Подростки 12-13 лет предпочитают карандаши, что дает возможность детализировать изображение и стирать то, что не нравится. Хотя большинство детей все предпочитают набор фломастеров, им должна быть предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Теперь хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроены человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.

Роль психолога должна быть понятна ребенку, а время беседы для выявления страхов согласованно заранее. Для нее нужны не менее 20-30 минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Если дети не достигли подросткового возраста, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно.

После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявить страхи. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, присев на корточки, если это маленький ребенок. Избежать усталости и пресыщения вопросами помогают очередная смена предметной игры и непосредственное участие в ней. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха. После диагностики страхов желательно поиграть с ребенком  в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли. Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.

В конце игры нужно обязательно отметить успехи ребенка, похвалить, пожать руку и преложить нарисовать страхи, сказав: «Нарисуй то, чего ты боишься». О необходимости рисовать себя не говорится, достаточно на первый раз, чтобы ребенок изобразил сам объект страха. Не нужно требовать от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях подсказать  свои варианты. В дальнейшем, на следующих занятиях после проработки изображенного страха ребенок может продолжить рисование других страхов и вместе с психологом происходит их последующая проработка, подобно первому рисунку.

Когда дается задание, то не говориться, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Особенно нужно быть осторожным при навязчивых страхах, возникающих на фоне заостренного чувства долга, когда любые неудачи переживаются крайне болезненно и ведут к ухудшению общего состояния. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное – нарисовать их все без исключения фломастерами, красками или цветными карандашами. Сам факт получения задания, таким образом, организует деятельность ребенка и мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Иногда проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

После рисования происходит обсуждение рисунка. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра  рисунка  психолог говорит: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?» – и ближе к концу звучит как: «Боишься – не боишься?». Все слова произносятся ровным, но не монотонным голосом. Скорее, он имеет эмоционально приподнятый и как бы «торжественный» оттенок. Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствия страха: «Теперь не боишься?». Поскольку эта фраза носит слишком обязывающий характер, то ребенок может согласиться, лишь бы не противоречить и благополучно пережить данный момент. Если внимательно проанализировать приведенный первый раз фразу «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься ты его или нет?», то в ней и так можно обнаружить один внушающий фрагмент, а именно сочетание «…а теперь…». В какой-то мере это призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

Такое же воздействие будет и от заинтересованности психолога привлечения  самим характером изображения страха : «Как это сделано интересно, с выдумкой. Взрослый не смог бы так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и расположение фигур подходящее» и т.п. этим немудреным способом удается повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном со взрослыми предприятии по устранению страхов. Тем более, что после каждого рисунка, вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше?».

После окончания обсуждения, за рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект ребенка поздравляют, пожав руку,  можно подарить игрушку. Далее надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все время у психолога, который, таким образом, «принял их к себе», освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается, что страхи отныне будут «находиться» в ящике стола или шкафу, «закрыты» там навсегда, подобно джину в бутылке.

После обсуждения снова предлагается подвижная игра,которая требует выдержки и содержит некоторый риск, например игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба присосками из пистолета или лука. Игра строится так, что бы ребенок обязательно сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе.

С согласия детей можно поиграть некоторые из только что «снятых с повестки дня» страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинета и т.д.

Рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, что бы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с драконом; плывет по воде и летит на самолете. Здесь очевиден эффект внушения – установки на преодоление страха в воображении путем его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции творца. Срабатывает и феномен внешней поддержки. Ребенок уже не один на один со своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог и родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх прикрепляется к старому, и вновь организуется встреча с психологом. До нее организуется как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье. При встрече с психологом после разминки  проводиться обсуждение задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: «так», «хорошо», «молодец». За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка.

Эффект устранения страхов достаточно выражен и устойчив (А.И. Захаров) и составляет 50 % при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85 % от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он «обязан» быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.

4. Заключение.

Подводя итоги, отметим, что  арт-терапия— это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод в работе практического психолога образовательного учреждения. Говоря об использовании  рисунка при проработке негативных эмоций, подчеркнем тот факт, что рисование оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. Грамотное применение рисуночных технологий  изотерапии позволяет успешно помогать ребенку справляться с негативными эмоциями, разрушающими его психическое здоровье.

Литература:

  1. Д. Аллан «Ландшафт детской души»; СПб – Минск, 1997
  2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми  — СПб.: Речь, 2006
  3. А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2000
  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., Просвещение, 1986
  5. А.И. Копытин «Основы арттерапии»; СПб, 1999
  6. А.А. Осипова «Общая психокоррекция»; М, 2000
  7. В. Оклендер «Окна в мир ребенка»; М, 1997

Изучение эмоциональной сферы ребенка рисуночным методом

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»

Институт современных технологий образования

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Изучение эмоциональной сферы ребенка рисуночным методом

Специальность: 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль: Психология образования

Дисциплина: Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований

 

 

                                                  Научный руководитель:                                                       

                                                 

                                                 

 

 

 

Москва — 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  

ВВЕДЕНИЕ

стр. 3

1. Научно-методическая основа интерпретации проективных рисуночных методик.

стр. 4-6

2. Эмоции определение, феноменология, измерение. Что такое эмоциональная сфера ребенка? 

стр. 7-8

3. Отражение в рисунках детей индивидуальных особенностей и эмоционально сферы личности

стр. 9-15

3.1. Что рисуют дети?

стр. 9-11

3.2. Изображение тела и восприятие.

стр. 11-15

3.3. Динамика рисунка.

стр. 15

4. Качественные и количественные  характеристики детских рисунков. Рисунок и психологические рисуночные  тесты. Методика и техника проведения психологических тестов.

стр. 16-29

4.1 Психотерапевтическое значение рисунка.

стр. 16-17

4.2. Техника проведения психологических рисуночных тестов.

стр. 17-18

4.3.Основные интерпретации графических изображений выполненных ребенком для определения эмоциональной сферы, а также   эмоциональных расстройств, выражения чувств.

стр. 18-29

5. Тест и интерпретация рисунка.

стр. 20-33

Заключение

стр. 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

стр. 25-36

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Использование психологических рисуночных тестов в настоящее время достаточно популярно во многих областях жизни. В основе применения таких тестов лежит принцип проекции на бумагу через рисунок психологического состояния детей, раскрытие чувств, отражение характера, эмоций, желаний, выявление межличностных отношений. Преимуществом рисуночных тестов по сравнению с другими методиками, применяемыми в психологическом обследовании детей, является отсутствие страха испытуемого в процессе тестирования, что дает более точную и объективную оценку личностных особенностей тестируемого, его эмоционального и психологического состояния. Художественное творчество оказывает благотворное влияние на здоровье, а терапевтические техники и упражнения обладают лечебным, коррекционным, развивающем потенциалом, повышают качество психотерапевтического, психологического  медицинского и педагогического воздействия. Использование арт-терапевтического метода в педагогической и психологической практике создает благотворные условия для развития ребенка, учитывая его возрастные особенности и возможности.

Использование рисования в качестве дополнительной диагностики позволяет узнать о значимых отклонениях в развитии ребенка.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Научно-методическая основа интерпретации проективных рисуночных методик

Историческая справка. Психологическое тестирование как область науки имеет не очень долгую историю. Её начало относится к концу ХIХ столетия. Первоначально наибольшее развитие получили тесты, направленные на изменение уровня интеллекта для успешности обучения.

Тесты для измерения личностных особенностей стали появляться лишь в середине тридцатых годов прошлого столетия в США. Сначала рисуночные тесты не считались инструментом для измерения характеристик личности, а использовались в качестве дополнительных техник определения уровня интеллектуального развития испытуемых. Так, например, методика «Нарисуй человека» имела жёсткие стандарты и шкалы для оценки уровня интеллекта.

Накопление материалов по использованию рисуночных тестов и развитие учений о личности сделало очевидным тот факт, что содержание и манера исполнения рисунков могут быть не связаны с уровнем интеллекта, а определяются другими характеристиками.

Было установлено, что:

качественные характеристики рисунков соотносятся с личностными особенностями человека

количественные — с умственными способностями.

Тест «Нарисуй человека» был разработан Флоренс Гуденаф в 1926 году. Это был первый опубликованный рисуночный тест для определения уровня интеллектуального развития детей. Ребенка просили нарисовать человека, давали ему лист белой бумаги и карандаш. Определение умственного возраста ребёнка основывалось на количественных и качественных характеристиках деталей рисунка. Заключение основывалось на предположении, что изображение различных деталей фигуры человека и точность их прорисовки являются прямым результатом уровня интеллектуального развития ребёнка.

 В 1963 году, основываясь на тех  же предположениях о природе  рисунка, Харрис была предложена  новая версия теста. В этой  новой версии теста «Нарисуй  человека» предлагалось выполнить три рисунка: изобразить мужчину, женщину и себя. Были разработаны шкалы специально для оценки мужской и женской фигуры и составлены нормы для мальчиков и девочек. Гуденаф и Харрис утверждали, что рисунки могут быть использованы для оценки интеллектуальных способностей детей, но не могут использоваться в качестве проективных техник для определения личностных характеристик и скрытых конфликтов.

В 1949 году Карен Маховер, неудовлетворённая тем, что тест «Нарисуй человека» использовался только для измерения уровня интеллекта и, базируясь на своём богатом клиническом опыте, пересмотрела «жёсткий» оценочный метод Гуденаф. Она стала использовать данный метод для оценки личностных особенностей человека. В тесте Маховер испытуемому предлагалось нарисовать человека. Когда рисунок был готов, ему давали чистый лист бумаги и предлагали новое задание нарисовать человека противоположного пола. После завершения рисунков испытуемого просили рассказать историю по рисункам или ответить на ряд вопросов относительно изображённых фигур: о возрасте, образовании, личностных особенностях, целях, взглядах на семью и жизнь.

В 1968 году было предложено дальнейшее развитие этого направления. Была разработана система оценок и перечень индикаторов для выявления эмоциональных затруднений. В 1948 году был опубликован тест «Дом-Дерево-Человек», который представлял собой один из первых графических методов, созданных специально для исследования личности. Разработка этого теста связана с именами Маховер, Бак, Холлес и захватывает период с 50-х по 70-е годы. Популярна вариация теста, в которой рисуют дом, дерево и человека на одном листе.

Интерпретация теста «Дом-Дерево-Человек» основывается на ряде показателей: учитывается манера исполнения рисунков, пропорции фигур, представленных на рисунке. Кроме того, испытуемого просят рассказать о тех чувствах и переживаниях, которые возникают у него по отношению к рисунку в целом и его деталям.

Обсуждение теста «Рисунок семьи» появилось в литературе в 1958 году. В этом тесте испытуемого просят нарисовать его семью. Интерпретация теста основывается на том, как оформлен этот рисунок, какие члены семьи изображены на нём, как они располагаются на листе бумаги.

Новизна работ Халса состоит в том, что обращается внимание не только на сам рисунок, но и на процесс рисования; использование карандашей, стирание, вычёркивание, поведенческие реакции испытуемого, его эмоциональные комментарии. Вариантом этого теста можно считать «Кинетический рисунок семьи», который впервые описали Бурис и Кауфман (1970, 1980). Основное отличие этого метода состоит в том, что в задании предлагается нарисовать членов семьи, которые чем-то заняты, что-то делают. Изображение действия, которое разворачивается между членами семьи, позволяет более полно узнать о взаимоотношениях между членами семьи, о чувствах, которые испытывают члены семьи друг к другу. Кауфман также была предложена вариация данного метода, когда испытуемому предлагалась инструкция: «Изобрази семью так, как ты себе её представляешь». Эта инструкция была менее структурирована. Параллельно с рисованием задавалась серия вопросов, подталкивающих испытуемого на открытое обсуждение чувств (например, кто в семье самый хороший?).

Одной из наиболее интересных техник является спонтанное рисование. Хотя спонтанные рисунки не являются в полном смысле этого слова проективными тестами, их ценность известна практическим психологам уже давно. Кроме того, манера исполнения и содержание рисунков даёт очень ценную информацию о природе и функционировании личности, важным моментом является терапевтическая роль таких рисунков, дающих возможность эмоционального высвобождения.

  В последнее время было сделано много попыток понять динамику бессознательного тех лиц, которые привычно используют спонтанные, невербальные методы для самовыражения — это дети, художники, артисты. Психологический анализ и оценка творческих произведений даёт нам ценную информацию о том, как человек воспринимает окружающий мир и что он чувствует по отношению к нему.

 

2. Эмоции определение, феноменология, измерение. Что такое эмоциональная сфера ребенка? 

Что же такое эмоциональное состояние ребенка? Что такое для него печаль?  Радость? Тревога? Как ребенок рисует свой эмоциональный мир? И как определяется по рисунку его эмоциональное состояние? 

Что такое Эмоция? В руководстве «Физиология человека» (1983) следует признание: «несмотря на то, что каждый из нас знает, что такое эмоция, дать этому состоянию точное научное определение невозможно. .» [4. стр. 126].

Большинство исследователей рассматривают эмоцию как сложный психофизиологический феномен,  который можно связать с:

  1. переживаемым и/или осознаваемым чувством  (состоянием) – феноменология эмоций
  2. висцеральными процессами, сопровождающими эмоции
  3. выразительными характеристиками эмоций

При обсуждении феноменологического аспекта понятия «эмоции» необходимо различать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности (эмоциональность).

Эмоциональные состояния разделяются на два класса: собственно эмоции и эмоциональные чувства.

Эмоционально окрашенные чувства – голод, жажда, любопытство, любовь) характеризуются жесткой связью с биологической, социальной или культурной  потребностью  и комплексом эмоций, переживаемых в процессе ее формирования и удовлетворения. Любопытство может сопровождаться эмоциями страха, тревоги, удивления.  Эмоции делятся на два класса – врожденные и приобретенные в индивидуальном, социальном, культурном смысле.       

[7. стр.19] Для того чтобы ребенок выжил, между ним и человеком заботящимся о нем должна бала возникнуть тесная взаимная привязанность. Цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Если же связь матери и ребенка нарушается на продолжительное время наблюдается выразительнейший букет  негативных эмоций, которые могут перерасти в тяжелые формы депрессии. Кроме этого ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человеку бывает трудно справится с невзгодами, если он обделен любовью. [7 стр. 96] Эмоция всегда вместе с нами и переживание эмоции в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира. Два человека, побывавшие в одном и том же месте и одинаковое количество времени увидят его каждый по своему, обратят внимание на совершенно разные вещи. Причина этого связана с разницей в их чувствах и интересах. Эмоция интереса имеет мотивационное значение  и оказывает мощное влияние на процесс восприятия, служит основой избирательности восприятия и направленности внимания, поддерживает тонус внимания в исследовательской и познавательной деятельности.   Качество отдельного взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни. Как сказал испанский философ Ортега-и-Гассет «Интеллектуальное богатство человека зависит от того, что он увидел ребенком. Искусство и подавно живет лишь детским  видением, теми трофеями, что добыли новорожденные глаза». Причины же вызывающие эмоциональные переживания и его последствия зависят от степени зрелости индивида. На ранней стадии ребенок не может переживать эмоции связанные с самосознанием или порождаемые им. Научившись распознавать себя  как отдельное целое, он сможет переживать такие эмоции как стыд (обостренное самосознание, сознание своей неспособности, неадекватности), презрение (осознание своего превосходства над другими) вину. С расширением и усложнением Концепции связанные с самосознанием эмоции вызываются все более разнообразными ситуациями. Итак, эмоциональная экспрессия выполняет важные коммуникативные функции, особенно очевидно проявляющиеся в раннем детстве. Эмоциональное переживание влияет на восприятие, мышление и поведение. Эмоции лежат в основе социальных связей и являются интегральными составляющими теории темперамента и личности. Исследование эмоций и их функций в различных возрастных  группах необходимо не только для понимания нормального развития личности (ребенка) но и для диагностики и лечения психических нарушений.                     

Эмоции и чувства – Искусство начальной школы

НАЗНАЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ:

Узнать об абстрактных портретах Пикассо, демонстрирующих различные виды черт лица, включая портрет Доры Мар и плачущей женщины.

Для создания портретов с выражением эмоций в стиле Пикассо.

КРИТЕРИИ УСПЕХА:

Могу рассказать о некоторых абстрактных портретах Пикассо.

Я могу исследовать различные черты лица, чтобы создавать абстрактные портреты в стиле Пикассо.

Я могу использовать краску/пастель, линию и цвет, чтобы создать изображение выразительного лица с двумя сторонами (каждая из которых отображает разные эмоции) в стиле Пикассо

Я могу использовать цвет, соответствующий эмоциям, показанным на каждой стороне лица.

УЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

В качестве введения посмотрите видео (см. ниже список подходящих видео для 1-2 классов), например «Начальный урок Пикассо», в котором объясняется его стиль и почему он создавал свои портреты таким образом.

ВИДЕО:

Пабло Пикассо: Урок кубистического искусства – видео об эмоциях и абстрактных портретах Пикассо

Брюки Пикассо Николаса Аллана | Art Stories with Kids – иллюстрированная книга рассказов об абстрактном искусстве Пикассо

Пабло Пикассо. Начальный урок  – Биография Пикассо, абстрактные портреты и т. д.

Пабло Пикассо. :09min

Посмотреть портрет Доры Маар на картине Пикассо. Обсудите используемые цвета и различные виды лица. Далее просмотр Плачущая женщина 1937. Обратите внимание на цвета и эмоции на лицах (Объясните, что Пикассо нарисовал и нарисовал серию «Плачущая женщина» в ответ на гражданскую войну в Испании, потери и разрушения — эти портреты изображают мать, потерявшую ребенка во время бомбардировки, используя цвет и выражение для передачи чувств тоски, ужаса, глубокой печали и скорби. )

Учащиеся могут сравнить эти два портрета «Плачущая женщина», говоря о сходствах и различиях.

Ученикам показывают, как мы можем нарисовать лицо Пикассо, играя в игру «Скатай Пикассо», чтобы выбрать различные черты лица. Они рисуют лица в своих альбомах для вырезок.

На следующем уроке учащиеся выбирают две эмоции, которые они хотели бы показать на каждой стороне лица, выбирая некоторые черты из своих рисунков Roll-a-Picasso, которые соответствуют чувству. Учащиеся рисуют серым карандашом, сначала рисуя форму лица или используя шаблон для обводки. Сделав отметку в середине лица, учащиеся выбирают нос, чтобы нарисовать его вниз от этой точки, а затем добавляют линию, продолжающуюся до макушки головы и ниже носа, чтобы разделить лицо на две части. Они добавляют глаза, волосы во рту и т. д. Обведите черным маркером.

Расскажите о цветах, которые могут обозначать эмоции. Например, желтый = счастливый, грустный = синий, красный = злой, зеленый = спокойный, фиолетовый = растерянный. Учащиеся раскрашивают свои лица в цвета, соответствующие эмоциям, показанным на каждой половине.

Фон можно красить или пищевым красителем «стирать». Учащиеся описывают эмоции на каждой стороне лица вместе с цветом, выбранным для соответствия.

Лиз Абстрактное искусство, Эмоции и чувства, Пикассо, Портреты, Подготовительный год 2 Оставить комментарий 2 минуты

Урок рисования с гидом для подготовки к 2-му классу

Это был отличный удаленный урок рисования для детей младшего возраста. Я разместил ссылку на историю на Youtube https://www.youtube.com/watch?v=KIva59P4HiY&t=54s и снял видео с этапами рисования Любовного монстра (подготовительная версия — без рук и ног, год 1/ 2 версия с руками и ногами!) Я также обсудил использование ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ, красного, синего и желтого, и использование ТЕКСТУРЫ с использованием линий для меха.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ: Следовать инструкциям по рисованию Монстра Любви. Мы будем использовать ФОРМУ, ЛИНИЮ, ТЕКСТУРУ и ЦВЕТ, чтобы завершить нашу картину.

КРИТЕРИИ УСПЕХА : Я могу следовать инструкциям, чтобы нарисовать ФОРМУ Монстра Любви, включая глаза, рот и сердце. Я могу использовать короткие ЛИНИИ, чтобы добавить ТЕКСТУРУ для меха. Я могу раскрашивать, используя ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА: красный, желтый и синий.

Простое рисование с подсказками для студентов Prep/Foundation

Лиз Эмоции и чувства, литература и искусство, подготовительный год 2 Оставить комментарий 1 минута

Урок для подготовительного/основного класса.

Я использовал несколько иллюстрированных книг с рассказами, таких как «Мои разноцветные дни» доктора Сьюза и персонажей фильма «Головоломка», чтобы обсудить, как чувства и эмоции могут быть выражены с помощью цветов. Мы посмотрели на цветовой круг, чтобы выбрать цвета, которые лучше всего соответствуют некоторым распространенным эмоциям: например, счастливый (желтый), грустный (синий), злой (красный), испуганный (оранжевый), смущенный (фиолетовый) и расслабленный (зеленый).

Я нарисовал на доске несколько примеров лиц с разными эмоциями. Я попросила детей нарисовать лицо, выражающее чувство, рядом с каждым цветом на цветовом круге в их книгах.

Затем дети выбирают 4 чувства, чтобы выразить их на 4 лицах. Они обвели шаблон лица и нарисовали четыре выбранные эмоции черным водостойким маркером (Prockey), используя примеры. Затем они использовали пищевой краситель, чтобы покрасить каждое лицо в цвет, соответствующий эмоциям.

Мы обсуждали, как мы можем испытывать всевозможные эмоции даже за один день. Я нарисовал контур тела на больших листах бумаги, и они использовали разноцветную пастель, чтобы обвести границу. Затем они используют акварельные краски, чтобы нарисовать цветные пятна на внутренней стороне формы тела, чтобы представить наши различные эмоции.

Затем были вырезаны лица и приклеены вокруг формы тела. Лица могли бы быть меньше, чем мы сделали (поскольку мне хватило мозговой волны объединить два действия. Вы, конечно, могли бы показать их как отдельные произведения искусства!) Вот пара вместе:

Учащиеся делятся своими фотографиями, описывая показанные эмоции. и выбранные цвета, возможно, связанные со временем, когда они испытали эту особую эмоцию.

Намерения обучения и критерии успеха, ссылки на полезные видеоролики и сборники рассказов, уроки и ссылки на викторианский учебный план.

Лиз Эмоции и чувства 2 комментария 1 минута

Children Emotion Art — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *