Что такое mindmap, как построить интеллект карту?
В современном мире человеку приходится решать очень много задач самого разного свойства. Иногда у него все получается, а иногда просто валится из рук, времени не хватает и в голове каша. Тут бы и начать паниковать, но выход есть, друзья — это использование MindMap. Что это такое — читайте далее.
В чем суть этого метода? Перевести этот термин можно как Интеллектуальная карта, но его также переводят как Карта мышления. Понятие MindMap было введено психологом Тони Бьюзером. Общий смысл заключается в том, чтобы систематизировать понятия, касающиеся какого-либо вопроса. Выглядеть она может совершенно по-разному и тут все зависит от воображения человека.
Такие карты могут быть рисованными от руки, составленными в виде блок-схем, с помощью специальных программ или через графические редакторы. Вариантов очень много, но суть одна: это как можно объемнее раскрыть конкретный вопрос. За основу берется какое-нибудь слово и от него в стороны тянутся ветки со смысловыми дополнениями, ассоциациями и другими понятиями, которые, так или иначе, относятся к основному. Тут можно провести аналогию с инфографиками, которые призваны предоставить информацию более наглядно и доступно, но все-таки интеллект-карты это нечто иное. И главным отличием тут будет способ их построения.
Создание интеллект карт
Рассматривая это понятие, я просто не могу обойти вопрос о способах создания такой карты самому в домашних условиях 😉 Давайте начнем с главного правила – не пытайся подражать. Карта мышления на то так и называется, потому что отражает именно систему работы вашего мозга, сознания и воображения. Каждый человек уникален и каждый думает по-своему. И отсюда следует, что у двух разных людей, даже если они возьмут за основу одно и то же слово, получатся абсолютно разные карты. Давайте же рассмотрим алгоритм того, как
- Сначала следует определить какой именно вопрос вас интересует, какое понятие вы хотели бы раскрыть поглубже. Выберите одно слово и сделайте его центральным. Можно изобразить его графически. Например, возьмем за основу слово «wordpress». Его можно представить в виде логотипа, а можно просто так и написать. Главное, чтобы у вас появилось ядро для наращивания массы.
- Когда выбран центральный объект, можно отводить от него ветки первого уровня. Изобразить это можно как в виде иерархического дерева, так и размещая ветки вокруг.
Принципы выбора могут быть совершенно различны. Но, если постараться выделить общие правила, то следует находить такие понятия, которые наиболее ярко ассоциируются у вас с центральным образом. Если это WordPress, как мы выбрали в качестве примера, то тут на ум приходят: движок, удобство, популярный, блог. Как видите не обязательно использовать существительные, тут подойдут любые части речи, главное чтобы была понятна взаимосвязь с основным понятием. - Когда у вас определенны ассоциации к основному слову, то можно переходить к детальному рассмотрению каждой ветки. Начать можно с любой. Выбрав ветку, проделайте те же действия, что и в предыдущем пункте, но тут важно не поддаться способности нашего воображения уходить далеко в сторону. То есть, расписывая подробно каждый последующий уровень, нельзя терять нить, тянущуюся от центрального понятия. Разрабатывая наш пример mindmap, давайте разложим такую ветку:
- Каждую ветку можно продолжать настолько, насколько у вас хватит фантазии и желания. В принципе, можно остановиться и на 1 уровне, если такая карта уже может помочь разобраться в выбранном вопросе. Пример, который я рассматриваю, имеет непосредственное отношение к блоггингу, а значит, напрямую применим на практике. Так как мы задались целью найти новые темы для написания постов (кстати, не забываем о способах правильного написания статей), то давайте посмотрим, как это сделать из построенной нами интеллект-карты.
Где и как можно применить метод создания интеллект-карт
Ответ: Везде! Использовать этот метод можно абсолютно в любой сфере деятельности. Это связано с тем, что Mind Map представляет собой именно способ, то есть является инструментом. Наловчившись в построении таких карт, вы сможете разложить любое понятие на составляющие. Но давайте немного систематизируем направления, в которых вы можете направить силу своего ума:
- Анализ какого-либо вопроса, который вызывает затруднение.
- Составление плана действий (сюда подойдет наш пример с выбором темы для написания статей).
- Построение инфографика. Визуальная систематизация информации.
- Решение поставленных задач самостоятельно или в группе (можно применять во время мозгового штурма).
Но это лишь несколько вариантов из бесконечного множества. Применить mindmaping можно даже при нарезке хлеба для бутербродов, если дать волю фантазии ;). Тут важно отметить, что процесс построения карты идет постепенно, шаг за шагом. Вам не нужно представлять всю схему в голове разом, так можно и головой тронуться 🙂 Принцип построения карты мышления строится на ассоциативном ряде. То есть, достаточно запомнить лишь малую часть, а остальное можно достроить заново.
myblaze.ru
ТОП 10 программ для построения mind-map от Web Academy
Интеллект карта, или карты ментальные (mind-maps) — это отображение эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:- проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику.
- удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам
- позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты.
1. Coogle
Coggle является бесплатным онлайн приложением, поддерживающим совместную работу над проектами. В этой программе вы можете разрабатывать удобные красивые ментальные карты. Интерфейс программы прост, но в тоже время имеет множество функций, которые делают процесс создания интеллект карты невероятно простым. Программа поддерживает использование изображений, индивидуальные цветовые схемы и возможность просмотра истории документа. Хранение истории изменений позволяет вам вернуться к ранним версиям созданной карты, если в текущей версии вы зашли в тупик. Mind-map, созданные в программе Coggle, могут экспортироваться в формате PNG или PDF.2. Xmind
XMind является популярной кросс-платформенной программой для составления ментальных карт, работает на платформах Windows / Mac / Linux. У программы есть несколько версий: бесплатная с урезанными возможностями и платная с расширенным функционалом. Одним из основным преимуществ программы является ее поддержка и совместимость с пакетом Microsoft Office. И приятным дополнением является возможность программы работать с диаграммами Ганта.3. Freemind
Программа Freemind является открытым бесплатным приложением, которое работает на любой платформе, поддерживающей Java. В целом программа имеет весь необходимый набор функций для создания качественных mind maps. Единственный минус программы — несовременный дизайн интеллект карт.web-academy.com.ua
Как составить Mind Map: примеры и идеи
Наверняка вы сталкивались с понятием Mind Map, или как его еще называют ментальная карта, карта мыслей или интеллект карта.
“Mind Map — это метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы”
А если проще, то это инструмент, с помощью которого можно лучше обработать информацию. Такие карты можно составлять для всего, что угодно. Не важно, берете вы уроки английского языка или разрабатываете игры. Информацию и краткое содержание можно удобно организовать в Mind Map.
Как составить Mind map?
Составлять такие карты очень просто, главное придерживайтесь основных принципов:
- В центр поместите самое важное! Это может быть название вашей карты или основная мысль.
- Каждую ветку посвятите одной теме, а каждый пункт в ветке — подтеме.
- Помните, что интеллект карты индивидуальны. Поэтому внедрить их в работу компании, где одной картой пользуются много сотрудников, вряд ли получится. А вот для вас — она будет более чем удобна. А все потому, что карта будет структурирована индивидуально под вас.
- Используйте цвет, символы и эмоджи в своих картах. Проявите творчество 🙂
Я пользуюсь картой от Google — Coggle. Для меня это удобная и быстрая mind map online, не перегруженная лишним функционалом и интуитивно понятна. Также особо радует, что пользоваться картой я могу где угодно, если есть интернет.
Посмотрите, как будут выглядеть ваши карты в сервисе:
Вы сможете составлять их, редактировать в любой момент и делиться с друзьями.
Давайте рассмотрим, где вы можете применить такой удобный инструмент, как Mind Map.
Любая учеба станет лучше, с структурированными лекциями в карте интеллекта. Я до сих пор с дрожью вспоминаю лекции в университете, где надо было писать, писать, писать. А потом, когда я попыталась понять информацию — оказалось, что большая часть лекций сплошная вода. Также, если вы проходите какой-то тренинг, курс или участвуете в семинаре — краткое содержание каждой лекции просто спасет вас. Не так давно мне надо было послушать урок по инвестированию. Посмотрите мою карту. Благодаря ей, я могу восстановить всю лекцию и помню основные пункты.
- Если вы составляете меню недели или только планируете делать это — сделайте Mind Map Меню. В каждой ветке опишите что можно приготовить на завтрак, обед и ужин. В подпунктах — названия блюд. Теперь, когда они все будут у вас на виду, вы сможете быстро выбрать для себя то, что захотите приготовить.
- Опишите Грандиозный план целей на год в вашей интеллект карте. Сделайте ветки по всем пунктам колеса баланса: отношения, семья, здоровье, финансы, карьера, личный рост, духовность и отдых. В подпунктах обозначьте цели по каждой из веток. Тогда у вас уже будет готов четкий план улучшения на весь следующий год.
- А еще попробуйте сделать План Здоровья — где ветками могут быть: спорт, питание и уход. Напишите все, что вы бы хотели изменить и начните действовать — у вас обязательно получится!
- Мое любимое использование карты — это краткое содержание книги. Покажу на примере, одной из самых лучших книг по финансам Бодо Шефер “Мани, или Азбука денег”. Эта книга, к которой я возвращаюсь раз в несколько лет, и она до сих пор не теряет для меня актуальности. История про девочку Киру и ее лабрадора Мани была бестселлером. Прочтите книгу, она действительно этого достойна.
Если вы пишете статьи для блога или лекции, накидайте перед написанием план в Mind Map. Вы удивитесь, насколько проще вам будет ра
ботать с хорошей инструкцией.
Как видите, использование интеллект карт возможно для любых структурирований знаний. Используйте свои карты как отдельно, так и с другими методами. Ставьте цели, расписывайте их с помощью карты и планируйте в своем ежедневнике.
С уверенностью можно сказать, что Mind Map — это отличный инструмент для самоорганизации, планирования и обучения.
И это еще не все! Хотите участвовать в бесплатных тренингах по финансам и марафонам по заработку? Тогда подписывайтесь на мой Instagram. Там, кроме всего прочего, я рассказываю и показываю, как я достигаю целей с помощью Личного Финансового плана и бешеной мотивации. Вступайте в наш Клуб успеха и знайте, у вас все получится!
doanddream.ru
Что такое майндмэппинг и карты мыслей? | Психотехники. Саморазвитие. Личностный рост
Сейчас тут должно быть долгое и увлекательное вступление о том, что «мы живем в век информации, и она, информация то бишь, обрушивается на нас мощным ежесекундным потоком, когда мы сидим за компьютером, слушаем радио или греем ноги. Да так, что наши фильтры сознания не справляются, времени нам не хватает, и жизнь становится не в радость».
Нет. Такого вступления не будет. Потому как тема «информационного потока» у меня уже крепко засела в печени, да и многих, знаю, также начала раздражать. А значит, все тирады об информационном веке мы опустим и перейдем к делу.
Плохая новость состоит в том, что некоторые из нас не могут работать с информацией эффективно. Некоторые, и вовсе «кое-как». Ну, а многие – вообще не работают. Это – проблема.
Но есть и хорошая новость. Решение проблемы существует.
И помимо прочего, это «решение» позволит:
Звучит неплохо, правда?
В блоке «майндмэппинг и майнд-менеджмент — руководство к применению» мы пошагово разберем, как разрешить проблему информационной перегрузки, а заодно и прокачаем ваши мозги.
Всего в блоке будет 4-ре статьи:
- Что такое майндмэппинг и карты мыслей?
- Где можно применять майндмэппинг и карты мыслей?
- Учимся создавать майнд-карты. Алгоритмы майнд-менеджмента
- MindMeister — программа для создания интеллект-карт.
В этой статье я расскажу, что же такое майндмэппинг или, по-русски, карта мыслей, которая значительно упрощает восприятие информации нашим мозгом.
Майндмэппинг или карта мыслей. История возникновения.
Майндмэппинг (от анлийского Mind map – карта мыслей) – это графический способ изображения информации в процессе мышления в удобной для человеческого восприятия форме – логических и ассоциативных схем. В русском языке понятие майндмэппинг известно как интеллект-карта, ассоциативная карта, карта мыслей, схема мышления – у различных авторов по-разному.
Например, мне привычней называть ее – майнд-карта или карта мыслей, а весь процесс – майндмэппинг. Карта выглядит, примерно, вот так:
Майндмэппинг(карта мыслей, интеллект-карта, майнд-карта) — наиболее удобный инструмент для записи своих мыслей и эффективного восприятия информации. Почему?
Сперва расскажу одну историю.
Однажды студент второго курса Тони Бьюзен искал материал в университетской библиотеке о том, как наиболее эффективно использовать способности мозга. Ему необходимо было переработать огромное количество информации, и поэтому парень хотел подробнее узнать о таких функциях мозга, как восприятие, запоминание и анализ, чтобы в дальнейшем использовать их эффективно в учебном процессе. Однако, таких книг Бьюзен не нашел. Мало того, он узнал, что таких книг попросту не существует. Это и послужило толчком для возникновения майндмэппинга. Тони Бьюзен отправился в отдел медицинской литературы, отобрал книги по физиологии мозга и внедрил полученные знания в свой метод, который назвал «карта мыслей».
Как следствие использование метода, Бьюзен стал одним из лучших студентов. Также потрясающих результатов достигли все, с кем он занимался факультативно, и кого считали безнадежными. А в 1974, когда вышла книга Тони Бьюзена «Работай Головой», майндмэппинг стал стремительно набирать популярность, и его начали использовать для решения самых разнообразных задач.
Особенности восприятия информации мозгом
Чтобы разобраться, почему майндмэппинг столь эффективен, требуется понять, как работает наш мозг, и на каких принципах работает карта мыслей.
Первый принцип. Особенности мышления разных полушарий мозга.
Все мы знаем, что наши полушария воспринимают информацию по разным, отличным друг от друга законам. Разделение труда между ними можно увидеть на рисунке:
Если взглянуть на майнд-карту (изображена выше), можно заметить, что при создании карты мыслей информация представляется так, чтобы ее воспринимали сразу оба полушария мозга. Благодаря краскам, цветам, рисункам, пространственным связям мы задействуем огромные резервы правого полушария совместно с левым, что делает процесс восприятия, запоминания и анализа намного эффективней.
Например, когда нам нужно что-то объяснить достаточно информационно емкое для того, чтобы человек понял, мы берем бумагу, ручку и начинаем рисовать. Таким образом, подключая правое полушарие к процессу мышления, мы довольно быстро доносим свои мысли до собеседника. Именно наглядное их представление и дает необходимое понимание.
Или, например, что вы делаете, когда беседуете по телефону на серьезную или сложную тему? Если рядом лежит ручка и бумага – вы начнете рисовать. Зачем, если нас никто не видит? Для того, чтобы подключить правое полушарие мозга и задействовать больше коры головного мозга, больше нейронных соединений, а значит, увеличить количество решений и оригинальных идей. Если ручки нет, а тема разговора все также сложна? Правильно, мы отправляемся в путь и начинаем ходить вокруг да около, нарезая круги, где только возможно. И также подключаем правое полушарие, но уже через пространственно-образное восприятие.
Именно на основе этого принципа информация в майндмэппинге представляется таким образом, чтобы максимально подключить к работе оба полушария мозга.
Второй принцип. Ассоциативность мышления.
Любая поступающая информация из окружающего мира сформировывает в нашей голове образ или цепь образов. Как только мы что-то «понимаем» — мы формируем этот образ. При этом, сохранение информации в коре головного мозга происходит намного легче и на более длительный срок. Информация, которая при поступлении не преобразуется в образы – является «пустой», т.е. она не несет смысла и попросту забывается. Поэтому, кстати, школьная «зубрежка» и неэффективна.
По сути, сообразительный человек – это именно тот человек, который способен подбирать правильные образы для поступающей информации, идентичные образам автора или рассказчика.
Чтобы понять, как формируются образы в нашей голове, рассмотрим особенности хранения информации в мозге.
Наш мозг состоит из клеток, называющихся нейронами. С момента рождения у нас их около 1 триллиона, и их количество не увеличивается. Напротив, алкоголь, психотропные вещества, травмы и сильные стрессы с завидной резвостью это количество уменьшают.
Но, вся поступающая информация храниться не клетках, как можно подумать. Она храниться в нейронных связях, которыми связаны клетки между собой. При поступлении новой информации возникают новые связи-соединения между клетками. Чем больше сходной информации – тем связь прочнее. И наоборот, чем меньше используется информация тем быстрее связь разрушается.
Таким образом, количество соединений изменяется в течение всей жизни человека. Но, чем большей информацией владеет человек – тем больше таких связей он имеет. А значит, чем интенсивнее интеллектуальная жизнь человека, тем более развит мозг, а значит и сам человек.
Возникают связи ассоциативно. Это значит, что мозг соотносит уже имеющиеся знания с получаемыми и связывает их, прокладывая своеобразную «дорогу» от имеющегося к новому – нейронную связь. Т.е. чем больше связей, тем больше мозг способен воспринимать новую информацию.
Когда мы получаем информацию, то используем всю возможную нейронную сеть, чтобы помочь себе сформировать образ. Как только это происходит – информация усваивается. И наоборот, если нам долго не удается сформировать образ из получаемой информации – то она усваивается тяжело.
Примечание:
информация может не усваиваться также, если не хватает нужного количества нейронных связей – т.е. не хватает подготовки и опыта для правильного восприятия.
Когда же мы о чем-то думаем или фантазируем, то задействуем всю доступную нейронную сеть. На основании этого можно сделать вывод, почему мы зачастую не можем мыслить линейно в новых и сложных ситуациях, и почему наши мысли постоянно «прыгают» от одного к другому.
В этом и заключается принцип ассоциативного мышления – мы работаем с информацией не линейно, а радиантно (ассоциативно) в силу устройства нашего мозга.
И это второй принцип, который Бьюзен заложил в свои интеллект-карты и который позволяет работать с информацией максимально эффективно.
Итак..
В этой части, мы рассмотрели что же такое майндмэппинг и на каких принципах восприятия информации нашим мозгом он основан.
В следующей части блока мы рассмотрим, в каких сферах можно применять карты мыслей и как их использовать в повседневной жизни.
С Уважением, Вадим Берлин
Нужно больше минералов? Читай еще:
free-psycho.ru
что это такое и как с ней работать?
У каждого бывают ситуации, когда мы просто не можем собраться с мыслями. Кажется, что в голове — полный бардак и неразбериха. Но как же решить эту проблему? В этом помогут ментальные карты. Еще их называют когнитивными картами, ассоциативными картами, mind maps, интеллектуальными картами и т.д. Все эти термины обозначают способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как наш мозг продуцирует и развивает мысли и идеи. Давайте разбираться, как овладеть навыком майндмэппинга.
Как же создать свою mind map, которая поможет разложить мысли по полочкам? Все просто. Вот пошаговая инструкция к созданию вашей карты:
1. Начинаем с самого главного. Размышляя, мы отталкиваемся от какой-то базовой и ключевой проблемы, предмета размышления — центральной темы. Эта тема должна быть чётко определена и зафиксирована. Можем нарисовать круг в центре и в нем написать саму проблему, которая будет объектом наших мыслей.
2. Попробуем записывать всё важное вокруг центрального объекта размышления. Ключевая идея порождает другие идеи, которые в свою очередь развиваются и конкретизируются в виде ещё более мелких.
3. Любая мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. Давайте просто обозначим эти связи линиями, добавим ещё немного графической составляющей. И вот наша карта готова!
Предлагаем вам посмотреть на несколько карт, которые уже были придуманы Полом Фореманом. Это отличные примеры того, как красочно можно обозначить свои мысли и решить проблему.
Данный метод пригодится вам при подготовке к контрольной или экзамену. Обязательно используйте его при изучении больших объемов информации.
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Первый опыт использования метода карт памяти (mind map) / Habr
Об этом методе я слышал давно и многократно, в первую очередь от аналитика нашей конторы, рассказывавшем о большом количестве специальной литературы, проработанной таким образом. Я же, честно говоря, страдаю тем, что техническую литературу читаю, как художественную, то есть, после первого прочтения в памяти остается очень далеко не все, да и раскладывание по полочкам не всегда проходит как надо. Такая же проблема возникла и при попытке прослушивания лекций coursera.org — писать от руки быстро я уже не могу, а печатать форматированный текст на лету, ИМХО, сложно.Переломным оказался момент прочтения одной статьи: http://habrahabr.ru/post/155891/ — уж больно хорошо у автора получалось то, к чему я так стремился. Что ж, подумалось мне — с головой, да в омут, а как иначе?
Преамбула
Для начала приведу немного формального текста, для тех, кому лень лезть на Вики (собственно, привожу копипасту именно оттуда):
Карта памяти (mind map) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
В качестве программы создания оных карт была выбрана XMind (http://www.xmind.net/), в связи с ее бесплатностью и наибольшим количеством положительных отзывов из всех программ данного сектора.
Фабула
Собственно, сразу возник логичный вопрос — а что разбирать-то и конспектировать? Искать материал искусственно — не хотелось. И, как и в первый раз — неожиданно, случилась счастливая случайность номер два — я, читая Хабр, наткнулся на статью «Ликбез по типизации в языках программирования» (http://habrahabr.ru/post/161205/).
Тема, мне, как программисту, интересная и разветвленная, а значит — с наскоку и непонятная. Попытка читать статью подряд привела лишь к тому, что уже через две минуты в голове была каша и приходилось преодолевать желание отправить распечатку в ближайшую мусорную корзину. Вариант был только один — попытаться формализовать статью через метод карт памяти.
И, понеслось… Оказалось, что далеко не так страшен черт, как его чертят — статья представляет из себя, по сути, перечисление различных видов типизации, каждый из которых ветвится на подвиды, которые объединяются в группы, а также имеют связи и взаимоотношения друг с другом.
То есть, читая статью последовательно — столь же последовательно строился граф карты памяти — скажем, описываются преимущества статической типизации перед динамической — получаем ветку «Преимущества» в разделе «Языки программирования»-«Типизированные»-«Типизация»-«Статическая» и указываем ссылку на раздел «Динамическая», чтобы было понятно — а перед чем, собственно, преимущества?..
Времени на подобное прочтение и конспектирование статьи ушло, бесспорно, много больше, чем если бы она читалась обычным способом. Но, повторюсь, обычным способом я бы, скорее всего, ее вообще не дочитал, а уж толку было бы гораздо меньше — вряд ли бы я сумел вспомнить хоть что-то из только что прочитанной статьи. Теперь же, когда вся информация разложена «по веткам» не только на картах, но и в голове, да и зафиксирована в памяти не только информационно, но и визуально — думаю, что хоть ночью если разбудить — основные тезисы уж точно расскажу без запинки.
Заключение
Вывода можно сделать два — во-первых, все гораздо проще чем кажется (не надо бояться — достаточно попробовать и все станет ясно) и, во-вторых, всем-всем-всем очень советую — ИМХО, скорость составления конспекта со временем возрастет, а уж удовольствие от того, что информация переваривается, усваивается и запоминается — и передать не могу.
Также, еще раз привожу ссылку на статью, с которой я работал (http://habrahabr.ru/post/161205/) и выкладываю, в качестве примера, свою карту памяти для этой статьи — http://www.xmind.net/embed/Lgg8/.
Upd. Некоторым удобнее так: xmindshare.s3.amazonaws.com/preview/d2828c9e668c4d79949ee36dc28f5893zGuScCBg-BDahx-355.png
habr.com
Использование технологии mind map на уроках английского языка.
Использование технологии mind map на уроках английского языка.
Зотова Юлия Валентиновна,
учитель английского языка,
ГБОУ г. Москвы «Школа №2070»
Ничего в разуме, кроме ассоциаций, нет,
кроме ассоциаций правильных и неправильных…
И.П.Павлов
Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность обучающегося, личность способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности, которой ученик овладевает в процессе обучения. Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий. Среди всего многообразия инновационных педагогических технологий, которые успешно применяю на своих уроках, хочу выделить технологию mind map (технология использования интеллект- карт).
На русский язык термин mind map может переводиться как «интеллект-карты», «ментальные карты», «мыслительные карты», «карты ума», «концепт-карты», «карты представлений», «карты знания», «карты памяти», «ассоциативные карты».
Интеллект – карта — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Интеллект-карты — это способ, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, а также мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Подобный способ работы с информацией в тех или иных разновидностях и под другими названиями существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но именно Тони Бьюзен (английский психолог, писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления) стал популяризировать идеи интеллект-карт, как эффективного способа работы с информацией.
Интеллект — карта – это выражение того, как работает мозг ребенка. Это в прямом смысле карта интеллекта, поскольку при её составлении задействованы непосредственная память, ассоциативное и творческое мышление обучающегося.
В рамках коммуникативного обучения иностранному языку основное значение уделяется развитию у учащихся умений письменной и устной речи на иностранном языке. Высоко ценятся способности рассуждения, высказывания своего отношения по какой-либо проблеме; всё большее распространение получают методические приёмы, направленные именно на организацию общения учащихся друг с другом и с учителем в учебном процессе.
Одним из важнейших моментов при раскрытии проблемы, темы является поиск идеи, основной мысли, которая затем будет разворачиваться, аргументироваться и иллюстрироваться. Ассоциации идут свободным потоком, превращаются в ключевые слова, намечаются первые взаимосвязи. На этом этапе, исходя из основного слова, в ассоциациях раскрывается тема, история. Только после этого формируется предложение, структурируется текст. При таком подходе к решению проблемы возможно полноценное проявление способностей учеников и их индивидуальности.
Основной принцип данной технологии заключается в том, что мы отказываемся от традиционной формы записи в чётком линейном порядке. В линейной записи обычно используются текст с заголовками, слова, абзацы списки. Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами.
Как создать интеллект – карту?
1.Для того, чтобы создать интеллект – карту, нам необходимы белый лист бумаги формата А4 или А3, разноцветные фломастеры, карандаши или маркеры.
2. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. Это может быть рисунок, вырезки из старых журналов, чужие рисунки и т.д.Главное проявить фантазию.
3. От центрального образа отводим ветви и записываем не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.
4. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей делаем их потолще. Пишем печатными буквами. Особое внимание обращаю на использование цветов. Тони Бьюзен советует использовать не менее трех.
ЦветЗначение
Скорость восприятия
Красный цвет
Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание
Высокая
Желтый цвет
Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание.
Высокая
Оранжевый цвет
Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание
Высокая
Синий цвет
Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей
Средняя
Черный цвет
Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ
Средняя
Зеленый цвет
Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа)
Низкая
Голубой цвет
Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте
Низкая
Коричневый цвет
Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности
Низкая
Анализирую данную таблицу можно сделать вывод, что ключевые понятия лучше выделять красным, желтым или оранжевым цветами, так как степень восприятия этих цветов достаточно высокая.
5.От толстых ветвей рисуем более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Ассоциации, которые, как известно очень способствуют запоминанию, могут
подкрепляться символическими рисунками. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт!
6. Я советую связывать мысли! Использование связующих ветвей (или соединительных стрелок) помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.
7. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
8. Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при бумажном написании удобно делать на стикерах.
9. Используйте группировку для обозначения односмысловых групп.
10. Иногда вы понимаете, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не можете сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.
Я считаю, что данная технология идеально подходит для обучения школьников иностранному языку. Интеллект-карты можно видоизменять и адаптировать в зависимости от целей и задач, поставленных перед учениками. Работу по созданию карт мы делаем не только в классе, но и дома. На своих уроках я использую технологию интеллект – карт в процессе обучения школьников новой лексики (запоминание новых слов становится проще для ребят, самостоятельно нарисованная карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой), в процессе развития навыков монологической и диалогической речи (при помощи интеллект – карт ребятам легче строить предложения, а в конечном итоге и целый связный рассказ), а также в процессе работы с текстами на иностранном языке: в центре записывается название текста или его основная мысль. Далее мы рисуем столько основных ветвей, сколько абзацев или основных моментов в тексте, выписываем ключевые словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с помощью стрелочек и линий. Пересказать текст удобнее по карте, которая является опорой и наглядной логикой для пересказа. Мини-карты использую для работы с фразовыми глаголами. В центре пишется глагол, от него стрелками отходят предлоги, с которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрел глагол. Английские и русские слова мы записываем разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости. Интеллект-карта в качестве домашнего задания может ставить целью повторение лексики, пересказ текста. Если интеллект-карта рисуется дома, то вместо перевода слов можно использовать рисунки, схемы, значки, вырезанные картинки, т.е. внести личностный компонент. Интеллект –карты использую для подведения итогов по изученной теме, а также это отличный инструмент для мозгового штурма.
Какие результаты мы получаем, используя данную технологию в процессе обучения?
Информация запоминается уже усвоенной (понятой), устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей. Обучающийся непроизвольно запоминает новый материал с использованием ключевых элементов, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании (зубрежке). Интеллект-карта выступает опорой для быстрой актуализации необходимых лексических единиц после продолжительного перерыва, т.е. при необходимости вызвать в памяти и подтолкнуть к употреблению ЛЕ. Данная технология даёт возможность структурировать и удерживать в поле зрения большой объём информации. Умственная карта дает ребенку полную картину, которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для ребенка она является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа.
Использование интеллект – карт на уроках иностранного языка способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Рисование умственных карт
— Экономит от 50 до 70 % времени, потраченных на записывание.
— Приносит втрое больше удовольствия, чем простое планирование.
— Помогает концентрироваться на существенных вопросах, а не вопросах второстепенных.
— Разноцветно и многомерно «отрисованная» информация запоминается учеником лучше.
— Стимулирует способность творить.
Составление ментальных карт — это полезный навык и интересное занятие. С их помощью вы сможете генерировать новые идеи, составлять планы, структурировать и обрабатывать огромные потоки информации, получаемой нами ежедневно. Вы сэкономите время на организации различных мероприятий, поиске и усвоению знаний. Интеллект-карты также помогут вам в принятии верных решений, осуществлении грамотного выбора. Ментальные карты можно применять в самых различных областях деятельности человека, улучшая свою жизнь
(Пример интеллект – карты ученицы 4 класса по теме: «Времена года»)
(Пример интеллект – карты ученика 7 класса по теме: «Путешествие»)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление.— Мн.: ООО «Попурри», 2003.— 304 с.— (Серия «Живите с умом»).
2. Карты ума. MindManager / Авт.-сост. В. И. Копыл.— Мн.: Харвест, 2007.— 64 с.— (Серия «Какие кнопки нажимать»).
3. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей.— М.: Омега-Л, 2007.— 126 с.
4.www.mindmap.ru
5. www.mind-map.ru
infourok.ru