Разное

Ментальная карта по русскому языку: «Применение ментальных карт на уроках русского языка»

04.09.2023

Применение ментальных карт на уроке русского языка и литературы | Презентация к уроку:

Слайд 1

Применение ментальных карт на уроках русского языка и литературы Цхай Ирина Александровна , учитель русского языка и литературы МБОУ « Усть-Абаканская СОШ»

Слайд 2

Майндмэппинг (также майнд-менеджмент, карта мыслей, mind map, интеллект-карта или ментальная карта) – это одна из эффективных техник запоминания, являющая собой графическое представление информации, которое излагается в виде древовидной схемы.

Слайд 3

Технику майндмэппинга разработал в 1970-ые годах Тони Бьюзен — британский психолог, который увлекался изучением записей античных мыслителей и умов эпохи Возрождения. В своем исследовании Тони Бьюзен доказал, что все эти выдающиеся люди уже давно использовали в своих записях метод ассоциаций и делали упор на силу воображения, создавая собственные зарисовки и иллюстрации. Именно это, согласно теории психолога, делает мысли живыми, интересными, не похожими на скучные записи в конспектах. После этого Бьюзен пришел к выводу, что ассоциации и рисунки крайне важны при анализе и передаче мыслей.

Слайд 4

Рисуем карту мыслей Обязательно должно присутствовать ядро, центр – это и есть в данный момент неизведанная идея, тема, проблематика. От центра будут расходиться ветви, которые следует отсортировать по тематикам на подтемы, понятия или идеи – смотря, что вы анализируете. Так можно изложить на бумаге буквально любую проблему, это также отличный способ, чтобы запомнить прочитанные книги, прослушанные лекции или разобраться в собственном графике.

Слайд 6

Интеллект-карты могут использоваться в различных формах обучения:  изучение нового материала, его закрепление, обобщение;  написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;  подготовка проекта, презентации;  аннотирование;  конспектирование и др. Примером использования ментальных карт в образовании является подготовка на их основе занятий.

Слайд 7

Ментальные карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий потенциал, а с другой стороны, развивающий наше мышление, память. Составление таких карт необходимо на уроках русского языка и литературы, так как позволяет выйти на метапредметный уровень, поскольку часто построение их организуется вокруг архетипических образов, понятий, категорий, общих для разных областей. Чем может помочь майндмэппинг на уроках русского языка и литературы?

Слайд 8

Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал. После занятия ученикам могут быть розданы черно-белые копии ментальной карты, представленной на занятии учителем, содержащие лишь ее остов, и, кроме прочего домашнего задания, — предложено заполнить их по памяти и раскрасить. Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.

Слайд 9

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока :  изучение нового материала  закрепление материала  обобщение материала  написание доклада , реферата , научно-исследовательской работы  подготовка проекта , презентации  аннотирование  конспектирование

Слайд 10

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ При изучении и анализе творчества писателя ментальная карта составляется по следующему плану: в центре – имя писателя, даты жизни, ветви – основные этапы творчества, литературное направление, ключевые темы творчества, образы, критика; художественного произведения: в центре – автор и название произведения, год создания, ветви – жанр, герои, сюжет, смысл (идея и тема произведения).

Слайд 11

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА При изучении морфологии карта составляется следующим образом: в центре – часть речи, ветви – семантика (значение, на какие вопросы отвечает), грамматика (постоянные и непостоянные признаки), синтаксическая функция. При изучении синтаксиса: в центре – синтаксическое явление, ветви – особенности синтаксического явления, способы обособления и т.д.

Слайд 12

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ: повышение мотивации, качества знаний; улучшение запоминания; развитие предметных, коммуникативных компетенций, творческих способностей; активизация деятельности; концентрация внимания на важных моментах; возможность корректировать материал.

Сборник ментальных карт 1-4 класс по русскому языку

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра начального образования

Сборник ментальных карт для расширения лингвистической компетентности к внеурочному курсу «Путь к грамотности», 3 класс

Екатеринбург

2019

Сборник ментальных карт по русскому языку.

Екатеринбург, ГБПОУ СО «СОПК» 2019

Автор-составитель: Черепанова Полина Сергеевна

Руководитель: Неволина Наталья Андреевна

Преподаватель ГБПОУ СО «СОПК»

Данный сборник создан В сборнике представлены разработанные эталоны ментальных карт для 3-их классов по курсу «Путь к грамотности»

Екатеринбург: СОПК, 2019.

© Черепанова П. С.

© ГБПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2019г.

Оглавление

Пояснительная записка 3

Применение сборника ментальных карт для расширения лингвистической компетентности в 3 классе по курса «Путь к грамотности» 6

Пояснительная записка

«Неграмотным в будущем будет не тот человек,

который не умеет читать.

Это будет человек, который не знает,

как научиться тому, как следует учиться».

Элвин Тоффле

Данная работа представляет собой сборник составленных ментальных карт по разделу “Части речи”. Что такое ментальная карта – это удобный инструмент процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Цель сборника: Оказание методической помощи педагогам для расширения лингвистической компетентности обучающихся с помощью применения методики ментальная карта во внеурочной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  1. Научить детей пользоваться ментальной картой для расширения лингвистической компетенции;

  2. Сформулировать навыки пользования различными дополнительными материалами для расширения знаний;

  3. Научить применять совместно с техникой «ментальная карта» другие методы и формы работы.

  4. Способствовать расширению лингвистической компетентности.

Развивающие:

  1. Развивать творческое мышление, эстетический вкус, память, наблюдательность и речевую культуру;

  2. Формирование лингвистической рефлексии.

Воспитательная:

  1. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

  2. Прививать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе;

  3. Воспитать у обучающихся интерес к предмету.

Ментальные карты — это мощные инструменты, которые помогают нашему мозгу понимать и запоминать понятия, информацию, делать меньше заметок, минимально пересматривать их и все равно запоминать больше фактов, чем с обычными заметками. Так как в ментальных картах в основном используются ключевые слова, изображения и короткие фразы, это помогает записывать мысли намного быстрее обычного. Свободный поток идей может помочь при написании творческих заданий, расширению лингвистической компетентности.

С помощью мыслительных карт можно распределить известную информацию и понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена. При линейном способе мышления мы шаг за шагом, постепенно и последовательно переходим от одного аспекта явления к другому, теряя при этом возникающие ассоциации. Если же человек попытается сразу сформулировать все возникающие ассоциации, то ему могут сказать, что его мышление нелогично. Эффективность использования данной технологии в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Отличительными особенностями интеллект-карты как раз и являются визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации, максимальное использование пространства листа бумаги. Материал изученный на занятии, оформленный определённым образом, содержит в себе информацию об объекте сжато, целостно, и в то же время, во всей совокупности его свойств и особенностей. Составление карт развивает мышление, память, воображение, при этом задействуется весь потенциал и творчество. Легкое запоминание материала, быстро, много и качественно. Ребятам нравится такой вид деятельности, потому что они пишут с удовольствием, быстро и мало. Видят различные взаимосвязи и структуру изложения материала, логику. Чем индивидуальнее ментальная карта, тем лучше, ведь именно наше личное мышление осмысляет её содержание, она отражает индивидуальность.

Таким образом, мыслительные карты помогают расширить лингвистические компетентности, развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, творческие способности – качества, которые помогут обучающимся в 3 классе стать конкурентоспобным, успешным, а значит полностью реализоваться в будущем.

Данный сборник могут использовать преподаватели, которые готовы выйти за рамки программного материала, способные к скрупулезной, требующей больших временных затрат работе по изготовлению «Ментальных карт».

Применение сборника ментальных карт для расширения лингвистической компетентности в 3 классе по курса «Путь к грамотности»

Последовательность составления ментальной карты

1. В центре листа, расположенного по горизонтали (альбомный вариант), рисуется ядро – основное понятие (тема, ключевой образ).

2. Начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке от ядра рисуются ветки первого уровня – разделы, на которых пишутся слова, раскрывающие центральную идею.

3. От веток первого уровня отходят ветки второго уровня, своего рода разукрупнения, уточнения.

4. Слова пишутся печатными буквами.

5. Записываются только ключевые слова или выражения, а не предложения.

6. Каждая ветка разным цветом.

При составлении ментальной карты важно:

1. Помещать слова именно на ветках, а не в кругах, прямоугольниках.

2. Использовать гибкие ветки. Рисование ментальной карты в виде традиционной схемы противоречит идее ментальной карты.

3. Писать на каждой линии только одно ключевое слово.

4. Все сложные понятия сводить к простым.

5. Записи вести печатными буквами, ясно и чётко.

6. Все повторяемые элементы обозначать одним символом.

7. Размер букв и толщину линий изменять в зависимости от степени важности ключевого слова.

8. Использовать разные цвета для основных ветвей.

9. Не оставлять пустого места, но и не создавать ветви слишком плотно.

Ментальные карты, настоящие карты — Королевский институт Элькано

Украина, Россия и санкции ЕС. Изображение через Debate21. // Опубликовано 25 апреля 2014 г.

Будущее Европы

Папы, как отмечали различные ученые, имели — или имели — свои представления о Боге. Политические лидеры, особенно те, кто имеет геополитическое чутье, имеют в голове разные карты своих стран или их окружения. Какую карту имеет в виду Путин? Было бы важно знать… и есть определенные признаки. Напротив, у европейцев – ЕС – нет карты в голове, поскольку они даже не знают границ ни ЕС или НАТО .

Вокруг или на Украине бушует карточная борьба . Это граница, которая разделяла Европу почти тысячелетие: разделительная линия между католиками (а позже и протестантами) и православными со времен Великого раскола 1054 года, когда римский понтифик, у которого, должно быть, были карты в голове, хотя и неправильные – отлучил Константинопольский патриарх Михаил Керуларий.

(Пемптусия)

Это линия, которая позже была размыта наступлением Османской империи. Но это тот самый Роберт Каплан , так хорошо проанализированный некоторое время назад и который в наше время обозначил разделение холодной войны — войны, которая была встречей карт, составленной в Ялте — и братоубийственной войны на Балканах в 1990-х годах. Это разделительная линия, которая привела католическую Хорватию в ЕС, хотя следует надеяться, что православная Сербия наконец присоединится к тому, что может стать историческим примирением. Ведь ЕС может сыграть важную роль в преодолении этого древнего барьера, даже если о вступлении Украины в Союз сейчас не может быть и речи.

На Украине линия делит страну на две части – хотя ситуация на самом деле сложнее, потому что есть районы с разным населением – католическую и прозападную с одной стороны и православную и пророссийскую с другой. Следовательно, события в восточных регионах Украины могут быть очень взрывоопасными, и Москва может легко потерять контроль.

В своем 11-м издании, датированном 1914 годом, Британская энциклопедия отвела Украине лишь небольшой абзац: «(«граница»), название, ранее данное району Европейской России, включающему теперь Харьковскую, Киевскую, Подольскую губернии. и Полтава. Часть к востоку от Днепра стала Россией в 1686 году, а часть к западу от реки в 179 году.3’.

(Diercke International Atlas)

Больше ничего. Кто-то, должно быть, возражал, потому что дополнительный том № 32, изданный в 1922 году — после Первой мировой войны и распада Османской империи — почти две страницы отводил этой статье, давая гораздо более широкое и комплексное представление. История, конечно, на этом не заканчивается, потому что границы Украины продолжали меняться после пакта Молотова-Риббентропа 1939 года и всех последующих событий до сегодняшнего дня.

Это включало передачу в 1954 Крыма на Украину украинцем Никитой Хрущевым, который не слишком беспокоился бы о внутренней карте Советского Союза, потому что все было полностью под контролем. Но опять же проблема вызывает историческая граница 1054 года. Тем временем все смотрят на карту, точнее на свою карту.

В недавней статье в Foreign Affairs («Мозг Путина») Антон Барбашин и Ханна Тоберн попытались представить, как заглядывают в мозг Путина, чтобы увидеть, какая карта России и ее окрестностей там хранится. Это карта 1054 года? Или 1914 версия, в которой Российская империя соединяла Балтику с Черным морем? Это было бы опасно. Или это Советский Союз и Европа 1989 года, которые невозможно возродить, когда Горбачев имел в виду карту «общеевропейского дома»? Ясно лишь то, что Путин опасается, что в конечном итоге он окажется на карте 1992 года после распада СССР или, как он это считает, «величайшей геополитической катастрофы 20

века». Он видит Россию в окружении несимпатичных держав и хочет избежать враждебной границы. Но для того, чтобы перерисовать карту на основе концентрических окружностей, учитывая неудачный исход Содружества Независимых Государств (СНГ), он выступил с идеей «Евразийского союза» — повторяющей модель ЕС, но с несоразмерный вес для самой России, учитывая ее размеры. Это может быть материализация его ментальной карты другими средствами, основанными больше на влиянии, чем на присутствии, но сосредоточенными на «русском мире», который он каким-то образом пытается реконструировать. И если это так, то это повлияет на реальность, но он не будет вторгаться в Украину, а вместо этого будет добиваться компромисса в соответствии с соглашением, достигнутым в Женеве на прошлой неделе.

Идея Путина о России и концепция Евразии во многом обязаны вдохновению и поддержке (русской) православной церкви, равно как и его осуждение протестной группы Pussy Riot и гомосексуализма. Идею России и Евразии

продвигал радикальный националист Александр Дугин , о чем говорилось в упомянутой выше статье. Тем не менее, как отмечает Джос Бунстра, события в Крыму и на Украине могут оставить Путина без Киева, сделав его евразийский проект незавершенным. То же самое можно сделать и с политикой соседства ЕС на востоке. И что еще важно для нас, так это то, что, как предупреждает Джозеф Яннинг, это также может разрушить Политика соседства ЕС на юге . Так что все эти карты взаимозависимы.

Он может и не признается в этом открыто, но у Путина определенно есть карта в голове. В отличие от ЕС, который даже не знает, что делать с Турцией, не говоря уже об Украине, и чьи государства-члены, начиная с не совсем западной Германии, имеют в голове разные карты Европы. Возможно, у Обамы есть своя карта, направленная на превращение России в изолированное государство-изгой. Но США перестают быть европейской державой. Путин это знает, и он заметил, что карта мира, на которой мы все изображены, становится девестернизированной.

Проверкой стало голосование Генеральной Ассамблеи ООН по Крыму , в ходе которого воздержавшиеся имели значительный вес. И это ментальная карта Путина.

Автор Андрес Ортега

Андрес Ортега Кляйн (Мадрид, 1954 г.) был старшим научным сотрудником Королевского института Элькано. Он является независимым консультантом и директором Observatorio de las Ideas. Дважды (1994–1996 и 2008–2011) был директором Департамента анализа и исследований (отдел политики) в канцелярии премьер-министра, а также работал советником в министерстве Испании […]

Антропология затерянных городов: мысленное картографирование Шуши/Шуши и Гадрута, Нагорный Карабах

Докладчик

Нона Шахназарян

Дата

Местонахождение

Encina Commons

615 Crothers Way, Стэнфорд, Калифорния 94305
123

Доктор Шахназарян расскажет о своем исследовании, целью которого является изучение палимпсестической памяти об этнических чистках и погромах в городах и селах Нагорного Карабаха. В случае Шуши/Шуши она обсудит концептуальные карты города через призму травматических событий в сравнительной перспективе 19 года.20-2020, сравнивая множественный опыт вынужденного переселения, массовых убийств, войн с помощью метода концептуального картирования, устной истории и изучения индивидуальных биографий. Скептически настроенный вначале, однако, в ходе исследований выяснилось, что ментальные карты — удивительно полезный метод не только для изучения пространства, но и для изучения памяти и эмоций.

Исследование основано на глубинных интервью с перемещенными лицами из Гадрутского района и города Шуши/Шуши Нагорного Карабаха. Среди них есть как мужчины, так и женщины, которые до войны в Нагорном Карабахе 2020 года проживали в Шуши/Шуше, селах Гадрут и в центре города. Метод, с помощью которого были собраны интервью, заключается в использовании мысленных карт: респондента просят рассказать о своей жизни в своей деревне, рисуя при этом собственную карту деревни или города (см.

пример в приложении). Интервью проводились на армянском и русском языках. Некоторые из заданных вопросов были такими: «Какие у вас были любимые места в селе/в Гадруте?» «где твой дом? Где ты чувствуешь себя как дома?» «Чувствовали ли вы себя в безопасности в своем селе/в Гадруте до войны 2020 года»? «Где и когда вы в последний раз чувствовали себя наиболее счастливым?» «Если бы у вас была возможность вернуться в свою деревню, вы бы вернулись? И при каких обстоятельствах?» Опрошенные люди представляют широкий спектр профессий, возрастных категорий и происхождения. Также стоит отметить, что некоторые интервью были коллективными с участием нескольких членов семьи.

Нона Шахназарян  — старший научный сотрудник Национальной академии наук, Ереван, Армения, и Центра независимых социальных исследований, Санкт-Петербург, Россия. Она была приглашенным иностранным научным сотрудником в Армянском исследовательском центре Дирборн-Мичиганского университета, США (2015 г.) и в Стэнфордском университете (2016-2017 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *