КУБИЗМ • Большая российская энциклопедия
Кубизм. П. Пикассо. «Авиньонские девицы». 1907. Музей современного искусства (Нью-Йорк).
КУБИ́ЗМ (франц. cubisme, от cube – куб), одно из направлений авангардизма 20 в. Возникло в Париже ок. 1907 в результате эксперим. начинаний П. Пикассо и Ж. Брака; его становление и развитие прошло неск. этапов. Период 1907–09 принято называть протокубистическим, или сезанновским. Начало ему было положено полотном «Авиньонские девицы» Пикассо (1907), где сцена в борделе передаётся резкими изломами форм. К апробации нового языка в том же году приступил Брак, ранее входивший в объединение фовистов (см. Фовизм). На протяжении 1908–09 оба художника писали картины (пейзажи, натюрморты, человеческие фигуры), где контуры натурных форм очерчиваются ломаными линиями, а объёмы передаются стыками наклонных плоскостей. В 1908 критик Л. Восель иронически назвал такие пейзажи Брака «геометрическими схемами и кубами», пустив тем самым в ход обозначение нового направления. Среди истоков раннекубистич. стилистики – живопись П. Сезанна, а также традиц. иск-во Африки, с которым основоположники К. знакомились в Музее этнографии в парижском дворце Трокадеро и у коллекционеров негритянских ритуальных масок и скульптуры.
Кубизм. Ж. Брак. «Скрипка и кувшин». 1910. Художественный музей (Базель).
На рубеже 1909–10 живописная система П. Пикассо и Ж. Брака, эволюционируя, вступила в следующую фазу, получившую назв. аналитического К. Для него характерно дробление форм на мелкие грани, которые зрительно колеблются, смещаются, создавая неустойчивое, изменчивое изображение; также ограниченность репертуара простыми мотивами (предметы на столе, человеческая фигура и др. ) и скупость цветовой гаммы, сведённой к охристым, тускло-зелёным и ахроматич. тонам. В ходе дальнейшего рассечения форм изображение теряется в скоплениях колеблющихся плоскостей и зачаточных объёмов, картина приближается к абстракции. На этой стадии, стремясь подчеркнуть «предметность» картины, её принадлежность к материальной среде, художники подмешивают в краску песок, гипс, опилки. В композицию включаются графич. знаки: цифры, ноты, отд. буквы и обрывки слов.
Кубизм. А. Лоран. «Голова девушки». Терракота. 1920 (повторение в гипсе, 1959). Музей С. Гуггенхейма (Нью-Йорк).
В 1912 появляется важнейшее нововведение К. – коллаж, в котором масляная живопись дополняется наклейками из обрывков газет, рекламных объявлений, листов с нотами, обоев или клеёнки с декоративными рисунками, с имитацией фактур разл. материалов (дерева, ткани, плетёнки, мрамора, лепнины). Ж. Брак стал первооткрывателем «papiers collés» – графич. версии коллажа, где произведение создаётся наклейками на бумажную основу, с добавлением лаконичного рисунка.
Эти нововведения создали иную морфологию картины, характерную для синтетического К. (1912–15). Если скальпель аналитич. К. рассекал объекты, демонтировал живописные формы, то в синтетич. фазе картина, напротив, собирается, комбинируется из разнородных элементов. Коллаж не допускает измельчения форм, и композиции создаются из прочно спаянных простых, выхваченных ножницами конфигураций. Цветовой диапазон расширяется, красочная палитра обогащается насыщенными тонами. Разнотипные морфемы кубистич. картины (фрагменты, выхваченные из реальной среды, их иллюзорные имитации, куски текстов и отд. знаки, реалистич. «обманки» и схематичные рисунки) складываются в единую систему, где живописный образ перекликается со словом, графич. символом, с объектами материального мира. Тем самым сфера живописи расширяется, обогащается смыслами, заимствованными из др. коммуникативных систем.
С 1911 к К. примкнул Х. Грис. Группа художников-кубистов получила назв. монмартрской (многие из них жили на Монмартре в Париже), или группы Д. А. Канвейлера (по имени владельца галереи, закупавшего их картины). Хотя зачинатели направления долгое время не выставляли своих работ вне галереи Канвейлера, число их последователей быстро росло. Участие кубистов второго призыва в Осеннем салоне 1910 прошло незаметно. Но выставка в отд. зале на Салоне Независимых 1911 привлекла к себе внимание публики и сыграла роль первого публичного смотра живописи К. Её участниками стали Ж. Вийон, А. Глез, Х. Грис, Р. Делоне, А. Дюнуайе де Сегонзак, М. Дюшан, А. Ле Фоконье, Ф. Леже, А. Лот, Ж. Метсенже, Ф. Пикабиа, Р. де ла Френе. В дальнейшем они регулярно выставлялись на Осенних салонах и Салонах Независимых, чем заслужили наименование «салонных» (или «монпарнасских») кубистов. Художники этого круга значительно расширили тематич. репертуар К., включив в него групповой портрет, жанровые сценки, театральные и цирковые мотивы, индустриальный пейзаж и даже аллегорию (Ле Фоконье). Многофигурные композиции требовали упрощения живописного языка, который сводился в осн. к надломам и пересечениям форм. Однако появились и такие новинки, как «тубизм» Леже (цилиндры и конусы, описывающие машинный мир), орфизм Делоне (кристаллич. и круговые формы насыщенных цветов).
П. Пикассо дал первые образцы кубистич. скульптуры, сначала в формах гранёных объёмов (1909), затем в виде ассамблажа из обрезков дерева, металла, гнутого картона, проволоки, верёвок. Эти опыты пространственного коллажа оказали значит. влияние на развитие скульптуры в 20 в. (в дальнейшем творчестве самого Пикассо, а также в иск-ве В. Е. Татлина, Х. Гонсалеса, Х. Миро и др.). Ведущими скульпторами К. стали А. Архипенко, О. Цадкин, А. Лоран, Ж. Липшиц, Р. Дюшан-Вийон; в их работах драматич. экспрессия достигалась путём столкновения массивных блоков прямоугольных или резко скошенных форм.
Теория К. складывалась постепенно и без участия его основоположников. В 1911 образовалась группа художников, собиравшихся в доме бр. Дюшан в Пюто для обсуждения эстетич. проблематики К. и смысла его новаций. «Группа Пюто», состоявшая в осн. из «салонных кубистов», привлекла к себе и др. мастеров, в т. ч. иностранных (Ф. Купка, М. З. Шагал, А. Архипенко, Д. Ривера, Л. Сюрваж). В окт. 1912 они провели выставку «Золотое сечение», которая дала назв. группе. Из этого кружка вышла первая попытка теоретич. обоснования К. (брошюра А. Глеза и Ж. Метсенже «О кубизме», 1912). Книга Г. Аполлинера «Художники-кубисты» (1913), исходившая гл. обр. из практики монмартрских друзей поэта, сыграла роль манифеста нового направления. Последующие опыты разъяснения кубистич. принципов принадлежали также литераторам из кружка П. Пикассо («О кубизме» П. Реверди, 1917; «Некоторые интенции кубизма» М. Рейналя, 1919). Д. А. Канвейлер в кн. «Путь к кубизму» (1920) подвёл под направление теоретич. базу, опираясь в осн. на живопись и суждения Х. Гриса. В этих ранних опытах теории К. провозглашалась автономность живописной формы, её независимость от зримой реальности. Сама реальность трактовалась как субъективное порождение человеческой чувственности, что давало художнику право противопоставлять ей собств. субъективность. Рассечение объектов на грани часто рассматривалось как проявление симультанности, т. е. соединения в одной форме разновременных моментов, разных ракурсов. В некоторых сочинениях, сохранявших связь с эстетикой символизма, звучали отсылки к «высшей», сверхчувственной реальности. Ок. 1915 начался упадок К., отчасти вызванный шедшей в то время 1-й мировой войной. Авангардные направления были оттеснены на задний план ретроспективным течением «возврата к порядку», а затем – стилем ар деко. Однако кубистич. принципы продолжали развиваться, варьироваться в творчестве Пикассо, Гриса, затем вернувшихся с войны Ж. Брака, Ф. Леже и др. художников.
Очень рано К. вышел за пределы Франции, чему немало способствовала принадлежность к нему художников интернациональной по составу парижской школы. В разных странах сформировались течения, которые осваивали и модифицировали кубистич. принципы в соответствии с нац. традицией. К. оказал значит. воздействие на становление формальной системы итал. футуризма. С К. начинали свой путь к геометрич. абстракции К. С. Малевич и П. Мондриан. В Германии на кубистич. основе сформировался кристаллич. стиль Л. Фейнингера. Прошедшая в США в 1913 выставка новейшего европ. иск-ва («Armory Show») привлекла к кубистич. и футуристич. стилистике таких художников, как М. Вебер, С. Макдональд-Райт, Дж. Марин. В Чехии ещё в нач. 1910-х гг. образовалось прокубистическое течение с участием Э. Филла, Б. Кубишты, А. Прохазки, Й. Чапека, В. Бенеша. Фактически в Европе 1-й пол. 20 в. ни один значит. художник не прошёл мимо революц. новаций К. Велика была роль К. в иск-ве России: его сезаннистская фаза была глубоко освоена в творчестве художников «Бубнового валета», в формах зрелого (аналитического и синтетического) К. успешно работали Малевич, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова; в рус. иск-ве сформировалось направление кубофутуризма.
Самые известные русские художники-кубисты и их картины в стиле кубизма и кубофутуризма — «Лермонтов»
Кратко о кубизме и кубофутуризме
Художник К. Малевич и его картины в стиле кубизма и кубофутуризма
Мастер оптимистического кубизма А. Лентулов и его картины
Художник лирического кубизма Р. Фальк и его картины
Художница мягкого кубизма Т. Лемпицка и ее картины
Художница А. Экстер и ее кубистические картины
Художница В. Рохлина и ее картины в стиле кубизма
Художник Ю. Анненков и его картины в стиле кубизма
Художник-кубист Алексей Моргунов и его картины
Кубизм зародился во Франции в начале XX века, но очень быстро был подхвачен многими художниками по всему миру. Не обошли его вниманием и русские мастера: одни увлеклись кубизмом во время своих поездок во Францию, другие узнали об этом новом направлении искусства благодаря таким коллекционерам, как С. Щукин. Далее мы рассмотрим ряд известных русских художников, творивших в стиле кубизма и кубофутуризма, а также приведем примеры их характерных работ в этом направлении.
Кратко о кубизме и кубофутуризме
С изобретением фотографии точное отражение мира больше не было прерогативой художников. Реализм и классицизм постепенно перестали быть главенствующими стилями и уступили место живописи, которая сместила акценты на постижение цвета и форм. Кубизм стал одним из новых направлений, который с начала XX века пользовался огромной популярностью. Кубисты раскладывали изображение на отдельные элементы и затем собирали его заново, чтобы показать мир уже в каком-то новом свете. Даже само слово «кубизм» появилось на свет в результате того, что критик Луи Воссель назвал картины одного из основоположников кубизма «кубическими причудами».
Кубофутурзим стал следующим этапом кубизма и соединился с футуризмом, который воспевал эпоху индустриализации и бешенного темпа жизни. Для него характерно нетипичное расположение объектов, пересечение разных плоскостей, контрастные цвета и уход от классических форм.
Художник К. Малевич и его картины в стиле кубизма и кубофутуризма
Важнейший вклад в развитие русского кубизма и кубофутуризма внес знаменитый автор «Черного квадрата» Казимир Северинович Малевич. Новое искусство увлекло художника в 1912 году и стало для него важным этапом на пути к созданию супрематизма. Упомянутые нами выше «кубические причуды» отчетливо прослеживаются в первых картинах Малевича этого периода.
К. Малевич (1879–1935).
Одной из известных его картин в этом стиле является работа «Точильщик», где на первый взгляд мы видим лишь нагромождение деталей. Но при внимательном рассмотрении не трудно увидеть точильный инструмент, контуры самого работника, рассмотреть его руку, прижимающую к инструменту острый предмет, и нажимающую на педаль ногу. Самое главное ощущение от этой работы — это бесконечное повторение движений, цикл повторяющихся действий, который Малевич выразил в дублирующих изображениях.
К. Малевич. «Точильщик». 1912 г.
Аналогичное нагромождение деталей, повтор объектов и контрастные цвета позволяют почувствовать силу движения поезда в кубистической картине «Станция без остановки». Груда металла с фонарем, ступенями и клубами дыма словно бы мчится куда-то, рассекая пространство. Такое разрушение целостного мира и исчезновение реальности как таковой стало важным шагом к тому, чтобы вовсе отказаться от всех существующих канонов живописи и перейти к так называемому чистому искусству или супрематизму, где базовыми объявлялись простейшие фигуры (супремы).
К. Малевич. «Станция без остановки. Кунцево». 1913 г.
Среди прочих работ в стиле кубизма и кубофутуризма Казимира Малевича назовем такие: «Портрет М.В. Матюшина», «Самовар», «Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И. В.Клюна)», «Письменный стол и комната» и другие.
К. Малевич. Портрет художника М.В. Матюшина. 1913 г.
Мастер оптимистического кубизма А. Лентулов и его картины
Аристарх Васильевич Лентулов был по своей природе энергичным и смелым. Из-за своей дерзости он так и не сумел попасть в академическую школу живописи, зато именно смелость помогла ему организовать скандально известное художественное объединение авангардистов «Бубновый валет». Его создание как раз пришлось на годы, когда художник учился у французских живописцев и основательно увлекся кубизмом. Но Лентулов не копировал местных мастеров, а пришел к собственному варианту, называемому оптимистическим кубизмом.
А. Лентулов (1882–1943).
Такое необычное название возникло в связи с тем, что огромная жизнерадостность художника буквально окутывала зрителя, разглядывающего любую его картину. Какую бы тему он ни брал, изображения получались яркими и утопающими в свете. Когда же дело дошло до экспериментов с кубизмом, изображения рассыпались на множество форм, но в них по-прежнему остались яркие цвета и динамичность самой жизни.
А. Лентулов. «Небозвон (Декоративная Москва)», 1915 г.
Сам же художник в шутку называл свой стиль орнеизмом из-за того, что его полотна напоминали орнаменты и даже содержали кроме красок различные материалы типа фетра, бересты, фольги, бархата и других. Писал он свободно и вызывающе, что стало одной из причин популярности как в его время, так и сегодня. Среди других работ в данном стиле назовем «Астры», портрет художника И.С. Малютина и «Красный мост в Царицыно».
А. Лентулов. «Астры». 1913 г.
Художник лирического кубизма Р. Фальк и его картины
Художник Роберт Рафаилович Фальк, как и Аристарх Лентулов отказался от монохромности французских кубистов и делал свои картины в стиле кубизма яркими и в то же время мягкими.
Р. Фальк (1886–1958).
Лиричность проявлялась где-то в смягчении форм, где-то в мягких цветовых переходах или акценте на психологическую составляющую героев. Например, интересна картина «Мулатка Амра». Когда смуглая стройная девушка Амра позировала художнику, он никак не мог придумать, как на бумаге передать ее удивительную пластику. На помощь ему пришел лирический кубизм, в котором ему удалось передать одновременно грациозность, сильный дух и пластичность девушки.
Р. Фальк. «Мулатка Амра». 1913 г.
Смягчение форм и тонов сделало многие его кубистические полотна более гармоничными, лиричными. Например, в картине «Сиена» привычное для кубистов нагромождение домов принимает более плавные очертания, а тона плавно перетекают один в другой. Картина «Солнце. Крым. Козы», напротив содержит контрастные оттенки, но очертания сохраняют мягкость, а в паре с необычным колоритом солнца холст может вызывать у зрителя чувство радости, пробуждения, любви.
Р. Фальк. «Солнце. Крым. Козы». 1916 г.
Также в этом стиле написаны некоторые его автопортреты и натюрморты, «Турецкие бани», «Дама в красном», «Красная мебель» и другие произведения. Так как Фальк пробовал себя в разных стилях, во многих картинах кубизм использовался лишь как один из них для достижения поставленных автором художественных задач.
Р. Фальк. «Дама в красном». 1918 г.
Художница мягкого кубизма Т. Лемпицка и ее картины
Существенно преобразился кубизм и в руках эпатажной художницы Тамары де Лемпицки. Попав в трудные жизненные условия, Тамара не согласилась с ожидавшей ее судьбой нищеты и нужды. Чтобы пробиться в ряды элиты, Лемпицка сама себе придумала образ талантливой модной художницы, которая блистала на вечеринках и запрашивала за свои картины отнюдь не скромные деньги.
Тамара де Лемпицка (1898–1980).
Живя в Париже и изучив все модные в те времена стили живописи, художница использовала в числе прочих кубизм. Причем ее кубизм стал мягким, чувственным. Рисовала она в первую очередь портреты, и в них традиционное для кубизма дробление на формы сочеталось с небывалой чувственностью, сексуальностью персонажей. Такой тандем приводил к тому, что к ней стояла очередь состоятельных клиентов, желающих заполучить портреты в таком необычном представлении.
Часто кубизм Лемпицка использовала в паре с другими стилями, например ар-деко или классицизмом. Это позволяло ей для придания чувственности использовать плавные линии, а интерьер делать граненым. Такой прием хорошо прослеживается, например, в картине «Кизетта на балконе». Плавность фигуры и мягкие цветовые переходы позволяют выразить расслабленность и женственность девушки, а кубистические фигуры на дальнем плане делают интерьер оригинальным и на контрасте еще больше подчеркивают ее мягкость и нежность.
Тамара де Лемпицка. Картина «Кизетта на балконе». 1927 г.
Мягкий кубизм в сочетании с другими стилями обеспечил Тамаре де Лемпицка известность не только в годы ее жизни. Сегодня ее картины стоят больших денег, а коллекционеры бьются на аукционах, чтобы заполучить их в своих коллекции. В стиле кубизма выполнены многие ее картины: «Женщина в зеленом Bugatti», портрет доктора Букара, «Портрет мужчины (Мистер Тадеуш де Лемпицки)», «Синяя женщина с гитарой» и другие.
Тамара де Лемпицка. «Синяя женщина с гитарой». 1929 г.
Художница А. Экстер и ее кубистические картины
Не меньше смелости было и у другой представительницы кубизма и кубофутуризма — Александры Александровны Экстер. Она была знакома с одним из основателей кубизма — Пабло Пикассо и многими именитыми авангардистами своего времени, ей доверял Казимир Малевич, а сама она внесла определенную лепту в развитие этого направления. Интересно, что обучение Александры во французской Academie de la Grande Chaumiere закончилось скандалом, так как именитый профессор академии был возмущен далеким от классического цветовым решением картин Экстер. Александра проявляла себя не только в картинах, но и в оформлении спектаклей, за что даже получила прозвище «Пикассо сценографии», причем сами декорации и костюмы называли «праздничным парадом кубизма».
А. Экстер (1882–1949).
Картины и эскизы костюмов Экстер в стиле кубизма характеризуются яркой палитрой, смелостью идей и свободой композиции. Она не боялась выходить за грани норм, разрывать шаблоны и демонстрировать миру свое видение. Например, в работе «Натюрморт» предметы одновременно и статичны, и подвижны. Кажется, что все предметы вот-вот сорвутся с шаткой поверхности, образуя новую комбинацию в пространстве. В этой же картине прослеживается любимая художницей цветодинамика, когда цвета картины то сгущаются, то разрежаются. Эта же шаткость, контрастные цвета и их движение наблюдается и во многих других натюрмортах художницы.
А. Экстер. «Натюрморт». 1913 г.
Помимо традиционной для кубистов скученности предметов художница использовала и другие приемы. Так, в картине «Вид Парижа» часть объектов теряет привычные формы и перспективу, а другая часть становится менее прозрачной, из-за чего город воспринимается более многогранным и наполненным. Безусловно, в начале XX века нужна была смелость, чтобы представлять публике такое видение реальности. Но оно того стоило, так как Александра Экстер стала широкой известной и в дальнейшем повлияла на своих учеников, а ее картины сегодня ценятся высоко. Среди других ее работ в стиле кубизма и кубофутуризма назовем: «Натюрморт с яйцами», «Вид на мост», «Город ночью» и другие.
А. Экстер. «Вид на мост». 1936-1938 гг.
Художница В. Рохлина и ее картины в стиле кубизма
Вера Николаевна Рохлина училась у художницы А. Экстер, и под ее влиянием тоже увлеклась кубизмом. Если ее импрессионистские работы полны плавных линий и воздушности, то кубистические картины созданы при помощи резких линий, острых форм и сильного дробления пространства.
В. Рохлина (1896–1934).
Многие из полотен в стиле кубизма Рохлина писала практически монохромными, отдавая предпочтения темным тонам. Иные были контрастными также с преобладанием темных оттенков. От этого эмоциональное влияние на зрителя усиливается. Так, в картине «Картежники» мы можем почувствовать всю напряженность обстановки, когда от одного неудачного хода чьи-то судьбы разлетятся, слово осколки. К слову сказать, полотно «Картежники» является показательным примером дорогих картин в стиле кубизма, так как в 2008 году на аукционе Christie`s оно было продано за 4 миллиона долларов.
В. Рохлина. «Картежники». 1919 г.
Как и другие художники, Вера Рохлина нередко прибегала в своих работах и к смешению стилей. В частности, кубизм у нее соседствовал с неоимпрессионизмом, что позволяло по-новому передавать эмоции и расставлять акценты. Примерами ее работ в стиле кубизма служат такие картины: «Вид Тифлиса», «Окрестности Тифлиса», «Молодая женщина с синим веером» и другие.
В. Рохлина. «Окрестности Тифлиса». Около 1919 г.
Художник Ю. Анненков и его картины в стиле кубизма
Еще одним смелым кубистом, который не боялся пойти против устоев общества и живописи, стал Юрий Павлович Анненков. Только упорство и свобода взглядов помогли ему добиться успеха на художественном поприще, так как его исключили из гимназии за политические карикатуры, а затем не взяли и в Академию художеств. Он обучался в частных художественных мастерских, в том числе и во Франции. Возможно, именно эта свобода от канонов классики позволила художнику импровизировать на полотнах и добиваться того, что каждая следующая картина становилась для критиков полной неожиданностью.
Ю. Анненков (1889–1974).
Смешивая самые разные стили и приемы, он часто использовал в своих картинах принципы кубизма и кубофутуризма, показывая объекты с новых сторон. Одним из любимых его жанров был портрет, в котором он достиг больших успехов и прославился своей серией острохарактерных портретов известных людей. Именно в них можно часто наблюдать характерную для кубизма фрагментарность объектов и изображение многочисленных граней. Это позволяло ему точнее передавать психологическую составляющую героев, причем он спокойно применял множество других стилей в одной и той же картине. Так, при написании портрета А. Тихонова Анненков активно использует приемы кубизма при создании головы героя, чем удачно передает состояние задумчивости, размышлений известного литератора. В то же время фон и костюм кубизм затрагивает лишь частично, а картина на стене уже выполнена в классическом стиле. Заметим, что в 2014 году портрет Тихонова был продан на торгах за 6,2 млн долларов.
Ю. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.
Интересно, что именно Анненков полностью иллюстрировал известную поэму Александра Блока «Двенадцать» шедевральными кубистическими рисунками. Блок вначале отнесся настороженно к идее доверить иллюстрацию свободному в художественном самовыражении Анненкову, но первые рисунки оказались ему так близки, что в итоге книга была отпечатана в крупноформатном тираже, рассчитанном на ценителей книг и коллекционеров. Сам же выпуск был назван критиками исключительным событием для русской графики и поэзии.
Ю. Анненков. Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать»
В числе других его картин в стиле кубизма и кубофутуризма назовем такие работы: «Портрет З. Гржебина», «Портрет В. Мейерхольда», Portrait of photographer M.A. Sherling и пр.
Ю. Анненков. Портрет З. Гржебина. 1919 г.
Художник-кубист А. Моргунов и его картины
Еще одним эпатажным художником, который нередко шокировал общество разнообразными выходками и неожиданными картинами, является Алексей Алексеевич Моргунов. Будучи внебрачным сыном известного живописца Саврасова, Моргунов предпочел пойти против канонов традиционного искусства и увлекался самыми разными стилями. Значительное влияние на его становление как художника оказало знакомство с работами французских мастеров, а также тесное сотрудничество с Казимиром Малевичем.
А. Моргунов (1884–1935).
Для работ Моргунова в стиле кубизма и кубофутуризма характерно нагромождение объектов с использованием всей плоскости холста, изобилие острых граней и нередко темные или контрастные тона. Так, на картине «Натюрморт с гребнем» объекты натюрморта погружены в мир с многочисленными гранями, где лишь сам гребень является отчетливо узнаваемым. Это создает у зрителя новые ощущения от натюрмортов и более погружает в эмоции, нежели в размышления. Тем не менее, картины автора не являются чистой абстракцией, в ходе их создания он размышляет над какими-то идеями, снабжая свои кубистические холсты символами и изображая узнаваемые образы, как в картине «Кубофутуристическая композиция с двумя головами».
А. Моргунов. Кубофутуристическая композиция с двумя головами. 1915 г.
Яркими примерами работы мастера в этом жанре могут служить картины: «Кубизм», «Кубофутуристическая композиция с цифрой 11», «Кубофутуристическая композиция с кружкой пива» и многие другие.
А. Моргунов. Кубофутуристическая композиция с кружкой пива. 1915 г.
В данной статье мы привели около десятка известных представителей русского кубизма и кубофутуризма. Однако этот список можно пополнить немалым количеством других русских художников, которые пробовали себя в этом стиле и создали не менее интересные полотна. Мы предлагаем вам самостоятельно познакомиться также с работами В. Баранова-Россине, А. Волкова, А. Богомазова, Л. Поповой, Д. Бурлюка, Н. Удальцовой и других мастеров.
Кубизм | Художественный
О
Кубизм был самым важным движением 20-го века и ознаменовал рождение абстрактного искусства. Изобретенный и развитый Пабло Пикассо и Жоржем Браком в Париже между 1907 и 1914 годами и вдохновленный упрощенными пейзажами Поля Сезанна, кубизм сделал революционный шаг, отвергнув 500-летнюю идею о том, что картина подобна окну, которым управляет перспектива. Вместо этого Пикассо и Брак создавали более концептуальные, субъективные картины, которые стремились представить основную структуру существования. Самые известные произведения кубизма выглядят как осколки стекла тускло-коричневого и желтого цветов и состоят из различных острых плоскостей, которые объединяются, образуя людей или предметы. Кубизм получил свое название от оскорбления, нанесенного критиком Луи Вокселем, который заметил, что одна из картин Брака выглядит так, как будто она «полна маленьких кубиков». После 1910, Кубизм Пикассо и Брака был быстро принят многими другими художниками в Париже и за его пределами и в конечном итоге оказал основное влияние на большую часть или все абстрактное искусство до начала Второй мировой войны.
Похожие художники
Жорж Брак, Пабло Пикассо, Альберт Глез, Юла Чаповаль, Хуан Грис, Жан Метцингер, Джозеф Чаки, Луи Маркусси, Александр Архипенко, Джино Северини
Недавно обновленныеНедавно добавленныеГод работы (по убыванию)Год работы (по возрастанию)
130 Искусств:
Хуан Грис
Still Life , 1926
Galería Daniel Cardani
Цена по запросу
Augusto Torres
Perspectiva del Taller , ca. № 1936
Galería de las Misiones
Цена по запросу
Jacques Lipchitz
Эскиз «Возвращение ребенка»
Contessa Gallery
9004 Ferger 5Цена по запросу
0004
La Femme et l’Enfant, после Фернанда Леже , 1921Аукцион Heather James Fine Art Gallery
Торги закрыли
Fernand Léger
Composition Aux Deux Personage, от Die Schaffenden, № 4 , 192099209
9920999920599209Rago/Wright/LAMA
Торги закрыты
Жорж Брак
Пал (Bouteille de Bass et verre sur une table) , 1911
Christie’s
9040 Джордж БракТорги закрыты0005
Bass , 1911
Christie’s
Bidding closed
Amelia Peláez
Sin título (Untitled) , 1950
Amelia Peláez: The Craft of Modernity
Albert Gleizes
The Publisher Eugene Figuiere (1882-1944) , 1913
Musée des Beaux-Arts de Lyon, Lyon
Sonia Delaunay
Electric Prisms , 1914
». Выставка EOCE: Sonia Delaunay At Tate Modern, London Modern, London, London, London, London, London, Лондон 2015)
Pablo Picasso
Скримина с листом музыки , осень-1912
Национальный париж Picasso Picasso, Paris
Pablo Picasso
Un Accroché Accroché Accroché Accroché Accroche Accroche Accroché Accroché Accroche Accroche Accroche Accroche Accroché Accroché Accroché Accroché Accroche Accroche Accroche Accro «Коллекция Германа и Маргрит Рупф» в музее Гуггенхайма в Бильбао
Жорж Брак
Violon et archet , 1911
«Коллекция Германа и Маргрит Рупф» в музее Гуггенхайма в Бильбао
Pablo Picasso
Стакан Absinthe , весна 1914
«Скальптура Пикассо» в Музее современного искусства, Нью -Йорк
Jules Andre Smith
The Performer , CA. 1918
Коллекция Майкла Томаса
2500 долларов США
Аугусто Торрес
Городской пейзаж, Париж
Galería de las Misiones
Август0 Цена по запросу0005
Blanco y Puzzoli , 1936
Galería de las Misiones
Цена по запросу
Augusto Torres
Lineal verde , ок. 1935
Galería de Las Misiones
Цена по запросу
Georges Braque
Bass , 1911
Christie’s
Трэки закрыли
Fernand Léger
9 9004 Composition Aux Aux Aux Aux DeaxE Deaxene DeaxERENERENERENERENERENERENERENGEN, DEAXERENGERENERENERENERENERENGENE, SCHEEFENGEN. , 1920Christie’s
Тиндинг закрыт
Georges Braque
PAL (Bouteille de Bass et Verre Sur Une Table) (бутылка для басов и стекло на столе) , 1911
. L’Homme au Chien (Rue Schœlcher) , 1915
Christie’s
Торги закрыты
Марсель Дюшан
Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№ 2)0 ph 0 905 Музей Филадеи0005
Sonia Delaunay
Propeller (Air Pavilion) , 1937
«EY Выставка: Sonia Delaunay» в Tate Modern, London (2015)
Alfred H. Maurer
. , ок. 1930
Коллекция Phillips
Жоан Миро
Стол под названием Натюрморт с зайцем , 1920
Частная коллекция Густава Цумстега, Цюрих 9005
04 Соня Делоне
Ритм Цвет № 1076 , 1939
«Экспонация EY: Соня Дельун». » в Tate Modern, London (2015)
Fernand Léger
Composition aux deux personages (Der Maschinenbauer) , 1920
Christie’s
Торги закрыты
Amelia Peláez
Mujer Conces (женщина с рыбой) , 1948
Amelia Peláez: The Craft of Modernity
Фильтр
130 Художественные работы:
. на Высокий)Недавно обновленныеНедавно добавленныеГод работы (по убыванию)Год работы (по возрастанию)
ПоискХудожники, на которых вы подписаны (0)
Альберт Глейз
Александр Архипенко
Альфред Х. Маурер
Amelia Peláez
Augusto Torres
Emilio Pettoruti
Unique
Limited Edition
Open Edition
Unknown Edition
Painting
Photography
Prints
Sculpture
Work on Paper
Drawing
$0
$50000+
Это основано на среднем размере произведения искусства.
Маленький (до 40 см)
Средний (40–100 см)
Большой (более 100 см)
Purchase
Make Offer
Contact Gallery
SearchArches paper
Bronze
Canvas
Cardboard
Charcoal
SearchAmerican
Argentine
French
German
Italian
Orange
Yellow
Фиолетовый
ПоискA T E M P O R A L
История искусства 101
Художественный институт Чикаго
Art Resource
Блантон Музей искусств
Christie’s
Juan Gris
Still Life , 1926
Galería Daniel Cardani
Цена по запросу
Augusto Torres
Perspective Del Taller , Ca. Ca. № 1936
Galería de las Misiones
Цена по запросу
Jacques Lipchitz
Эскиз «Возвращение ребенка»
Contessa Gallery
Fernand Langer 5
Цена по запросу
0005
La Femme et l’Enfant, после Фернанда Леже , 1921
Heather James Fine Art Gallery Hallery Auction
Тординг закрыт
Fernand Léger
Композиция Aux Deux Nate, от Die Schaffenden, № 4 , 192020, 192020, 192020, 192020, 192020, 192020, 192020, 192020, 1920202020202
Rago/Wright/LAMA
Торги закрыты
Жорж Брак
Pal (Bouteille de Bass et verre sur une table) , 1911
Christie’s 5 09
04 Georges Braque
Bass , 1911
Christie’s
Bidding closed
Amelia Peláez
Sin título (Untitled) , 1950
Amelia Peláez: The Craft of Modernity
Albert Gleizes
Издатель Эжен Фигьер (1882-1944) , 1913
Лионский музей изящных искусств, Лион
Соня Делоне
Electric Prisms
,
«The Eye Выставка: Sonia Delaunay» в Tate Modern, London (2015)
Pablo Picasso
Скрипка с листом музыки , осень-1912
Национальный Пикассо Париж, Париж
9000Pablo Pablo. Picasso
Un violon accroché au mur (Виолончель) , 1913
«Коллекция Германа и Маргрит Рупф» в музее Гуггенхайма в Бильбао
Жорж Брак
9010 archeol
Vietol
0020, 1911
«Коллекция Hermann and Margrit Rupf» At Guggenheim Bilbao
Pablo Picasso
Стекло абсента , весна 1914
«Пикассо.
Жюль Андре Смит
Исполнитель , ок. 1918
Коллекция Майкла Томаса
2 500 долларов США
Аугусто Торрес
Городской пейзаж, Париж
Galería de Las Misiones
Цена по запросу
Augusto Torres
Blanco Y Puzzoli , 1936
Galería de Las Misiones
Прайс по запросу
Augusto Torres 9000 9000 1944 1935
Galería de las Misiones
Цена по запросу
Georges Braque
Bass , 1911
Christie’s
Fernand
Торги закрыты
004
Composition aux deux Personnages, из Die Schaffenden, № 4 , 1920Christie’s
Торги закрыты
Жорж Брак
Pal (Bouteille de Bass une et verre table) Pal (Bouteille de Bass une et verre) surre , 1911
Phillips
Торги закрыли
Pablo Picasso
L’Homme Au Chien (Rue Schœlcher) , 1915
Christie’s
. 0005
Обнаженное нисходящее с нисходящей лестницей (№ 2) , 1912
Филадельфийский музей искусства
Sonia Delaunay
Propeller (Air Pavilion) , 1937
«. Модерн, Лондон (2015)
Альфред Х. Маурер
Натюрморт с салфеткой , ок. 1930
Коллекция Phillips
Жоан Миро
Стол под названием «Натюрморт с зайцем» , 1920
Частная коллекция Густава Цумстега, Цюрих
Соня Делоне
Ритм Цвет №. 1076 , 1939
«Экспонация EY: Соня Дельун». » в Тейт Модерн, Лондон (2015)
Фернан Леже
Композиция для двух персонажей (Der Maschinenbauer) , 1920
Christie’s
Торги закрыли
Amelia Peláez
Mujer Con Peces (женщина с рыбой) , 1948
Amelia Peláez: Crace of Modernity
9999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999. ДЕЛА № 1926
Галерея Даниэля Кардани
Цена по запросу
Жак Липшиц
Эскиз «Возвращение ребенка»
Галерея Контессы
Цена по запросу
Fernand Léger
Composition Aux Deux Personges, от Die Schaffenden, № 4 , 1920
Rago/Wright/Lama
Тридки закрыли
Georges Braque
Palling (Boutlealh de Bass et -Verge Braqu , 1911
Christie’s
Торги закрыли
Марсель Дюшан
Обнаженные с нисходящей лестницей (№ 2) , 1912
Филадельфий0005
Пропеллер (Воздушный павильон) , 1937
«Выставка EY: Соня Делоне» в Тейт Модерн, Лондон (2015)
Альфред Х. Маурер
20009 Life with. 1930Коллекция Phillips
Pablo Picasso
Скрипка с листом музыки , осень-1912
Национальный Picasso Picasso, Paris
Fernand Léger
Composition Aux Auxcosy Aux Auxcosy Aux Auxcose Auxcose Auxcosian Aux Auxce Auix Auix Arix. 0020 , 1920
Christie’s
Bidding closed
Amelia Peláez
Mujer con peces (Woman with Fish) , 1948
Amelia Peláez: The Craft of Modernity
Jules Andre Smith
The Performer , ок. 1918
Коллекция Майкла Томаса
2500 долларов США
Аугусто Торрес
Бланко и Пуццоли , 1936
Galería de las Misiones
900
Fernand Léger
La Femme et l’Enfant, после Фернанда Леже , 1921
Heather James Fine Art Auction Auction
Тридки закрыли
Georges Braque
Pal (Boutlealh de Bass et verge). (Бутылка для басов и стекло на столе) , 1911
Phillips
Торги закрыли
Жоржи Брак
Bass , 1911
Christie’s
.0005
Издатель Юджин Фигуир (1882-1944) , 1913
Musée des Beaux-Arts de Lyon, Lyon
Joan Miró
Table Colled Life Life с Hare , 1
99 Gustav Zumsteg, Zurich
Sonia Delaunay
Электрические призмы № 41 , 1913-1914
«ЭКСКА0005
Violon et archet , 1911
«Коллекция Германа и Маргрит Рупф» в музее Гуггенхайма в Бильбао
Аугусто Торрес
Perspectiva del20aler, 00019 Perspectiva del20 ca. 1936
Galería de las Misiones
Price on request
Augusto Torres
Paisaje urbano, París
Galería de las Misiones
Price on request
Augusto Torres
Lineal verde , ок. 1935
Galería de Las Misiones
Цена по запросу
Georges Braque
Bass , 1911
Christie’s
Трэки закрыли
Fernand Léger
9 9004 Composition Aux Aux Aux Aux DeaxE Deaxene DeaxERENERENERENERENERENERENERENGEN, DEAXERENGERENERENERENERENERENGENE, SCHEEFENGEN. , 1920Christie’s
Торги закрыты
Пабло Пикассо
L’Homme au Chien (Rue Schœlcher) , 1915
Торги закрыты
9 Christie’s
950005
Amelia Peláez
SIN Título (Untitled) , 1950
Амелия Пелаэз: Ремесло современности
Sonia Delaunay
Electric Prisms , 1914
9000. Модерн, Лондон (2015)
Соня Делоне
Ритм Цвет №. 1076 , 1939
«Выставка EY: Соня Делоне» в Тейт Модерн, Лондон (2015)
Pablo Picasso
UN Vielon Accroché Au Mur (Le Vielon) , 1913
«Коллекция Hermann и Margrit Rupf» At Guggenheim Bilbao
Pablo Picasso
9000 90040420504205050505050505050505050505050505050505cн
20420504205050505050505050502.
05920205920504205042050505050502. 9plate 9plate 9plaby 9000 40004 «Скульптура Пикассо» в Музее современного искусства, Нью-Йорк. 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | История искусства | художник Пикассо | Рисование | Люди | Шарпи | Весенние рисунки
Ниже вы найдете простое пошаговое руководство по рисованию кубизма для детей и страницу-раскраску кубизма. Толстая черная линия и яркие цвета действительно завершают образ.
Перейти к уроку
Страница раскраски
Существует множество пространных объяснений того, что такое кубизм для детей, но мне нравится сводить все к одной идее. видеть две стороны одного и того же одновременно.
Один из самых простых способов для учащихся опробовать эту идею — попросить их нарисовать лицо в стиле кубизма. Одна сторона нарисована в виде профиля, а другая направлена прямо вперед. И если вы сделаете разделительную линию от верхней части лица к нижней, вы получите замкнутые формы, которые можно легко раскрасить по-разному, чтобы подчеркнуть внешний вид.
Этот рисунок может отлично смотреться на всех видах носителей, я просто предпочитаю тот, который позволяет вашим цветам быть как можно более яркими и смелыми. Маркеры Mr. Sketch — это весело работать, но, в конце концов, это также касается времени и внимания, которое уделяется при окраске . Чем тщательнее заполнены вещи, тем лучше (никаких каракулей!).
Другие идеи проектов кубизма
- Кубизм + масляная пастель
- Кубизм + Франкенштейн
- Кубизм + сумка для продуктов
Присоединяйтесь к «Ежедневному розыгрышу» ниже, чтобы получить этот бесплатный урок!
Раскраска Кубизм Портрет
Раскраска Открыть Кубизм Лицо
Уже подписаны? Спасибо, тогда используйте кнопку ниже
OPEN CUBISM TUTORIAL
Материалы для рисования портрета в стиле кубизма
- Бумага для рисования . Это хорошие вещи, которые можно купить оптом по хорошей цене.
- Карандаши. Мне нравится, что этот бренд всегда делает красивые темные линии.
- Черный маркер. Перманентный маркер даст вам темно-черный цвет.
- Мелки . Чем больше упаковка, тем лучше выбор цветов.
- Примечание. Все вышеперечисленное является партнерскими ссылками Amazon.
Закрепите меня на своей доске Pinterest
Пошаговые инструкции
Необходимое время: 1 час.
Нарисуйте кубический портрет для детей
- Нарисуйте голову и простую шею.
- Начните линию носа, как показано на рисунке.
- Добавьте рот и подбородок.
- Нарисуйте лицо левого профиля с линиями глаз и рта.
- Нарисуйте правый передний глаз.