Простые упражнения, которые научат ребёнка понимать эмоции и управлять ими
Простые упражнения, которые научат ребёнка понимать эмоции и управлять ими
5-7 лет1-4 классЭмоциональный интеллектОбщение и работа в команде
≈ 7 минут
Эмоциональный интеллект помогает нам быть счастливее, учиться с удовольствием, легче находить общий язык с самыми разными людьми, налаживать доверительные отношения. Развивать его нужно как в школе, так и дома. Вместе с психологом и специалистом по развитию эмоционального интеллекта Мариной Катеевой мы собрали простые (и эффективные) упражнения, которые помогут прокачаться и вам, и детям.
Поделиться
Ссылка скопирована
В нашей статье:
1. Рассмотри картинку и…
2. Поговори со взрослым, расспроси и поделись историей
3. Нарисуй
4. Прочитай
5. Что чувствуют другие?
6. Рассматриваем произведения искусства
7. Слушаем музыку
8. Семейный киносеанс
9. Простая техника саморегуляции
1.
Рассмотри картинку и…Расскажи, какое настроение у каждого из её героев. Почему? Попробуй определить эмоции детей на картине. Обрати внимание на их лица, жесты и движения. Нарисуй около каждого героя подходящий смайлик с эмоцией.
Отгадай, от каких предметов образовались тени. Соедини линией тень и соответствующий предмет. Почему в темноте некоторые предметы вызывают страх? Так дети учатся понимать причины возникновения эмоций.
Рассмотри внимательно рисунки. Определи эмоции каждого героя. Приклей рядом с каждым рисунком подходящую наклейку-смайлик. Расскажи, почему герои испытывают эти эмоции.
2. Поговори со взрослым, расспроси и поделись историей
Вечером найди минуту, когда взрослые не заняты. Спроси, почему они грустили и чему радовались в детстве. Если захочешь, доверь им свою тайну, почему ты иногда грустишь.
Спроси у взрослых из твоей семьи, чего они боялись, когда были маленькими, и как перестали этого бояться. Есть ли сейчас у них какой-нибудь страх? Расскажи близким о своём страхе, если захочешь. Попроси взрослых написать для тебя напоминания о том, чего они боялись и о чём сейчас им смешно вспоминать.
Позови вечером всех членов семьи и расскажи им о сегодняшнем дне. Спроси, злились ли они на других людей или на себя. Почему? Попроси рассказать их о том, как они справлялись со злостью. Запиши советы родственников.
Можно устроить вечер воспоминаний. А поможет в этом альбом с семейными фотографиями. Выбери несколько фотографий (1–2 штуки), на которых ты чувствуешь себя по-разному. Попроси родителей вспомнить и рассказать тебе о причинах тех эмоций. Будет интересно, если ты покажешь фото своим друзьям. Так у вас в группе появится своя коллекция эмоций.
3. Нарисуй
Изобрази любую свою эмоцию цветом и разными линиями, узорами внутри рамки. Краски могут стать весёлыми или грустными, сердитыми или испуганными, а может, им будет интересно или удивительно.
4. Прочитай
Попроси кого-нибудь из твоих родных почитать вслух рассказ «Если быстро спать» Александра Гиневского. Слушай внимательно и показывай пантомимой, какие эмоции испытывают его герои.
Дополнительно по теме
А. Гиневский “Если быстро спать”
5. Что чувствуют другие?
Вспомни, как твоё тело двигается, когда ты радуешься, сердишься, интересуешься чем-то, грустишь, удивляешься и боишься. А теперь рассмотри детей на картинке. Как думаешь, какие эмоции они испытывают? Наклей около каждого героя смайлик с его эмоцией. Можно ли наклеить не одну наклейку около каждого ребёнка? Объясни почему.
Нарисуй себя в полный рост так, чтобы было понятно, какую эмоцию ты сейчас испытываешь. Покажи рисунок своим друзьям и попроси определить твою эмоцию. Нарисуй подходящий смайлик.
6. Рассматриваем произведения искусства
1) Борис Кустодиев — «Купчиха за чаем»
Расскажите, что вы чувствуете. Какой запах и вкус у фруктов? Какое у вас настроение? Испытывали ли вы что-то похожее раньше? Расскажите, когда это было.
Борис Кустодиев — «Купчиха за чаем», 1918 год
2) Валентин Серов — «Дети»
Вам нравится стоять на террасе рядом с мальчиками, смотреть на залив и вечернее небо? Какое настроение у героев картины и какое у вас? Какой воздух вы вдыхаете? О чём мечтаете?
Валентин Серов — «Дети», 1899 год
3) Пабло Пикассо — «Герника»
Что происходит с персонажами картины? Какие эмоции они испытывают? А животные?
Пабло Пикассо — «Герника», 1937 год
4) Иван Горохов — «Набедокурили сорванцы»
Что означает слово «набедокурили»? В этом слове спряталась часть слова «беда». Что вы чувствуете, находясь недалеко от места пожара? Какие правила вы знаете про обращение с огнём?
Иван Горохов — «Набедокурили сорванцы»
Важно, чтобы взрослый тоже делился своими впечатлениями и эмоциями, которые он испытывает, глядя на картину. Это поможет детям понять, что все люди испытывают разные эмоции независимо от возраста и пола.
7. Слушаем музыку
Слушая музыку К. Сен-Санса «Карнавал животных», предложите ребёнку отгадать, о каком животном она рассказывает, какое настроение передаёт. Придумайте движения животного, отражающие эмоциональную окраску произведения.
1) «Карнавал животных»: «Аквариум»
Изобразите движение под эту музыку только руками. Как руки двигаются — плавно или резко? Может ли возникнуть эмоция злости под эту музыку? Почему?
2) «Карнавал животных»: «Слон»
(включайте произведение «Слон» сначала тихо, затем громко)Влияет ли на наши эмоции громкость музыки?
3) «Карнавал животных»: «Королевский марш львов»
Какое из движений вы выберете для этой музыки: ходьба с высоко поднятыми коленями или ползание на четвереньках? Почему? Какое настроение у вас возникает, когда вы слушаете эту музыку и двигаетесь под неё?
4) «Карнавал животных»: «Кенгуру»
Что вы чувствуете, слушая эту музыку? Попробуйте подвигаться под неё.
8. Семейный киносеанс
1) «Бременские музыканты»
Поделитесь впечатлениями о том, помогают ли слова песни уловить настроение героев. Вспомните, какой ещё мультфильм вы смотрели, где звучали песни в исполнении героев.
2) «Кубик и Тобик»
Обсудите, почему поссорились герои мультфильма. Как они себя чувствовали в этот момент? Как изменилось их настроение, когда они помирились?
Дополнительно по теме
Больше мультфильмов в проекте “Смотрим вместе”
9. Простая техника саморегуляции
Попробуйте подышать животом. Такое дыхание помогает успокоиться, перестать волноваться. На самом деле, мы и другие млекопитающие — единственные существа в мире, которые делают так.
Ложимся на спину или садимся в расслабленной позе на стул и кладём руки на живот. Представим, что вместо живота у нас воздушный шарик. Этот шарик-живот нужно медленно надувать на вдохе через нос. Затем начинаем медленно сдувать его, выдыхая воздух через рот.
Почему это успокаивает нас? Когда мы сердимся, боимся или волнуемся, наше тело начинает дышать неглубоко. А если мы дышим животом, то успокаиваемся. Этот секрет можно использовать, чтобы управлять слишком сильными эмоциями, если они вам мешают.
Понравилась статья?
Поделиться
Ссылка скопированаМемо (парные картинки) — Smile Decor
Доставка 11 июня 2021
1886 отзывов
Мемо «эмоции»
В архиве
В наборе 10 пар картинок цыплят с разными эмоциями Материал: фанера, бумага Упаковка: деревянный ко…
Товар продан
Мемо «ассорти»
В архиве
Материал: фетр Размер карточек: 5 см*5 см В наборе: 10 пар карточек (20шт) Упаковка: деревянная кор…
Товар продан
Мемо «кругляшки»
В архиве
Материал: фетр, березовая фанера Диаметр карточек: 5 см В наборе: 10 пар карточек (20шт) Упаковка:…
Товар продан
Мемо «коты»
В архиве
Материал: фанера, бумага Размер коробки: 14 см*14 см*5 см Размер плашки: 5,5 см*5,5 см В наборе 10…
Товар продан
Мемо «фигуры»
В архиве
Материал: фетр Размер карточек: 5 см*5 см В наборе: 10 пар карточек (20шт) Упаковка: деревянная кор…
Товар продан
Мемо «домики»
В архиве
Размер планшета: 27 см*21 см Мемо — всемирно известная игра для взрослых и детей для развития памя…
Товар продан
Сумка-игралка «мишка»
В архиве
Материал: фетр, текстильный шнурок Размер сумки: 20 см*17 см Размер карточек: 4,5 см *4,5 см Как и…
Товар продан
Картинки-половинки «ферма»
В архиве
Материал: фанера Размер картинок: 8,5 см*8,5 см В наборе: 10 картинок Упаковка: коробка из фанеры …
Товар продан
Картинки-половинки «одежда»
В архиве
Материал: фанера Размер картинок: 8,5 см*8,5 см В наборе: 10 картинок Упаковка: коробка из фанеры …
Товар продан
Картинки-половинки «мебель»
В архиве
Материал: фанера Размер картинок: 8,5 см*8,5 см В наборе: 10 картинок Упаковка: коробка из фанеры …
Товар продан
Сумка-игралка «новый год»
В архиве
Материал: фетр В наборе: 4 пальчиковые игрушки, 1 сумка в виде домика Пальчиковый театр – это трен…
Товар продан
Картинки-половинки «транспорт»
В архиве
Материал: фанера Размер картинок: 8,5 см*8,5 см В наборе: 10 картинок Упаковка: коробка из фанеры …
Товар продан
Запоминалки «ферма»
В архиве
Материал: фанера Размер планшета: 8,5 см*8,5 см Диаметр кружков: 3,5 см Простая и полезная игра дл…
Товар продан
Запоминалки «овощи-фрукты»
В архиве
Материал: фанера Размер планшета: 8,5 см*8,5 см Диаметр кружков: 3,5 см Простая и полезная игра дл…
Товар продан
Запоминалки «транспорт»
В архиве
Материал: фанера Размер планшета: 8,5 см*8,5 см Диаметр кружков: 3,5 см Простая и полезная игра дл…
Товар продан
Запоминалки «зверюшки»
В архиве
Материал: фанера Размер планшета: 8,5 см*8,5 см Диаметр кружков: 3,5 см Простая и полезная игра дл…
Товар продан
Мемо «цвета и формы»
В архиве
Материал: массив сосны, фетр Диаметр фишки: 3,5 см Состав набора: мешочек из фетра 1 шт.
Товар продан
Мемо-сортер «зверята»
В архиве
Материал: фанера Размер коробок: 11 см*8 см*8 см Диаметр фишек: 3,5 см В наборе: 2 шт. коробки для…
Товар продан
Сортер «животный мир»
В архиве
Материал: фанера Размер коробки: 25 см*8,5 см*9,5 см Размер карточек: 20,5 см*8,5 см В комплекте: 6…
Товар продан
Сортер «предметы»
В архиве
Материал: фанера Размер коробки: 25 см*8,5 см*9,5 см Размер карточек: 20,5 см*8,5 см В комплекте: 6…
Товар продан
Мемо «Матрешки»
В архиве
Материал: фанера Размер коробки: 9 см*9 см*5 см В наборе 10 пар картинок матрешек. «Мемо» — всемир…
Товар продан
Мемо «Машинки»
В архиве
Размер фишек: 4 см*4 см В наборе: 10 пар фишек (20шт) Упаковка: деревянная коробка Мемо — всемирно…
Товар продан
Мемо «Космос»
В архиве
Материал: фанера Размер фишек: 4 см*4 см В наборе: 10 пар фишек (20шт) Упаковка: деревянная коробка…
Товар продан
детских картинок с эмоциями | Скачать бесплатные картинки на Unsplash
Kids Emotions Pictures | Скачать Free Images на Unsplash- ФотоФотографии 10k
- Стопка фотографийКоллекции 5. 5k
- Группа людейПользователи 0
человек
эмоции
одежда 9001 1
одежда
женщина
счастье
фотография
логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
photographyparentbaby — человеческий возраст
Элвин Махмудов
azerbaycangirlfriendsister
–––– –––– –––– – –––– –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Alvin Mahmudov
детские игрушкиИгрушки обоиsoğuz
Ben White
Люди фотоБиблия фотографииHd дети картинки
Arwan Sutanto
страданияРасстроеннаяплачущая девочка
90 024 Аман ШриваставаИндияначальная школаИзображения дружбы
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировка мобильного телефона
Family images & photosbedding
Yanapi Senaud
switz erlandHd серые обоиgvc chile hegi
Alvin Mahmudov
jumpingkhiziazerbaijan
Komang Gita Krishna Murti
baliemotionNature images
Alvin Mahmudov
Детские изображения и фотозубпервый зуб
Komang Gita Krishna Murti
indonesiajoyHappy images & images
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images 024 Thanos Pal
HD черные обоиpandemicomicron
Alvin Mahmudov
Любовь фотографииHd лес обоиbaku
Alvin Mahmudov
эмоцииHd детские обоилюбовь в лесу
Asim Z Kodappana
happysmilelaugh
Джулиана Либерманн
Летние картинки и картинкистарый город Лучшие каменные картинки и картинки
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать 90 011
childindoorscolor image
FETHI BOUHAOUCHINE ☑
spiritualmonochromealgeria
фотографияродительребенок — человеческий возраст
детские игрушкиИгрушки картинкиoğuz
страданиерасстроеннаяплачущая девочка
прыжкиХизиазербайджан
Детские картинки и фотозубпервый зуб
Hd обои водакупальникна улице
Hd черные обоиpandemicomicron
эмоцииHd детские обоилюбовь в лесу
Лето фото и картинкистарый город Лучшие каменные картины и изображения ––– –––– – –––– ––––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
azerbaycanподругасестра
Люди фотоБиблия фотографииHd дети картинки
indiaprimary schoolДружба картинки
мобильный телефонСемейные изображения и фотографиипостельные принадлежности
швейцарияHd серые обоиgvc chile hegi
baliemotionNature images
indonesiajoyHappy images & images
90 010 Любовь фото hd лес обоибакусчастьеулыбкасмех
Похожие коллекции
Внимательность, Эмоции, & Дети
405 фото · Куратор H MДети и эмоции
27 фото · Куратор Дарья Непряхина 🇺🇦Дети
1.7k фото · Куратор Denise Petrey c chile hegijumpingkhiziazerbaijan
indonesiajoyHappy images & images
Любовь фото hd лес обоибаку
Лето фото старый город Лучшие фото камень фото
azerbaycangirlfriendsister
страданиерасстроеннаяплачущая девушка
Детские изображения и фотозубпервый зуб
–––– –––– –––– – –––– – –––– – – – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
детские игрушкиИгрушки фотоoğuz
Индияначальная школаДружба картинки
мобильный телефонСемейные фото и фотографиипостельные принадлежности
baliemotionПрирода картинки
Похожие коллекции
Внимательность, эмоции и дети
405 фото · Куратор H MДети и эмоции
27 фото · Куратор Дарья Непряхина 🇺🇦 900 10Дети
1,7 тыс. фото · Куратор Дениз ПетриHd водные обоикупальный костюмна открытом воздухе
эмоцииHd детские обоилюбовь в лесу
ребенокв помещениицветное изображение
Просмотр премиальных изображений на iStock | Скидка 20% на логотип iStock
UnsplashСделай что-нибудь потрясающее
10 Упражнений для обучения маленьких детей эмоциям
Наличие словарного запаса, позволяющего говорить об эмоциях, является важной частью здорового социально-эмоционального развития. В сегодняшней публикации мы поделимся несколькими простыми играми и упражнениями, которые вы можете использовать, чтобы научить маленьких детей эмоциям: как распознавать и называть их, как говорить о них и как улавливать чувства других. Адаптированные из некоторых новых и классических ресурсов Brookes по социально-эмоциональному развитию, эти упражнения идеально подходят для использования в программах для детей младшего возраста (и родители могут легко адаптировать их и для дома!).
Какой ваш любимый способ заставить маленьких детей говорить об эмоциях? Добавьте свою идею в комментариях ниже!
Чувства ID
Это задание является отличной отправной точкой для обучения маленьких детей эмоциям. Вот что нужно сделать:
- Создать список чувств. Начните с основного чувства, такого как счастливый или грустный, и объясните, что это чувство. Приведите второй пример, используя более сложное чувство, такое как 9.0252 взволнован или удивлен. Попросите учащихся вызвать другие чувства, добавить их в список и отобразить список для учащихся на диаграммной бумаге или с помощью проектора.
- Определите чувства как хорошие или не очень. Вернитесь к началу списка своих чувств, и пусть учащиеся поставят вам большой палец вверх за чувства, которые заставляют людей чувствовать себя хорошо внутри, и большой палец вниз за чувства, которые заставляют людей чувствовать себя не так хорошо внутри.
- Проведите последующее обсуждение. Спросите у учащихся, испытывали ли они когда-нибудь чувства, когда было трудно решить, хорошо ли они чувствовали себя от этого чувства или не очень хорошо внутренне. Приведите пример.
Игра в кости для чувств
Создайте «кубики для чувств» с помощью прозрачных акриловых фотокубиков — слайдов с изображениями лиц, изображающих разные эмоции на каждой стороне. (Вы также можете использовать фотографии или вырезки из журналов вместо рисунков.) В небольшой группе дайте каждому ребенку возможность бросить кости. Когда кости приземлятся, попросите ребенка определить чувство и описать время, когда он так себя чувствовал.
Как бы вы себя чувствовали, если бы…
Придумайте несколько распространенных сценариев, которые могут вызвать разные чувства. Несколько примеров:
- «Твоя бабушка забрала тебя после школы и отвезла на мороженое».
- «Ваш одноклассник пролил краску на ваш рисунок».
- «Твоя мама накричала на тебя».
- «Твой брат не разрешал тебе кататься на качелях».
Поместите сценарии в шляпу и передайте шляпу по кругу или небольшой группе, играя музыку. Когда вы остановите музыку, ребенок, оставшийся держать шляпу, должен выбрать сценарий (вы можете помочь ребенку прочитать его, если он еще не умеет читать). Затем попросите ребенка описать, как бы он себя чувствовал, если бы этот сценарий произошел с ним.
Read & Learn
Выберите книгу о чувствах, чтобы поделиться со студентами, или прочитайте книгу из следующего списка примеров: Feelings Aliki, The Way I Feel Janan Cain, Feeling с Джоанны Бриссон Мерфи, Книга чувств Тодда Парра и Мои разноцветные дни доктора Сьюза. Обязательно укажите на все действия или способы поведения персонажей, когда они действуют в соответствии со своими чувствами. Используйте следующие вопросы, чтобы вести обсуждение в классе об эмоциях:
- Какое чувство было у персонажа?
- Как вы думаете, это было хорошее или не очень хорошее чувство?
- Что делал персонаж, когда чувствовал себя так?
- Это был хороший или плохой способ показать чувства?
- Можете ли вы вспомнить время, когда вы так себя чувствовали? Какое лицо вы можете сделать, чтобы показать это чувство?
Игра «Колесо чувств»
Создайте прялку с разными лицами. (Нужны советы по его созданию? В этом посте блога показаны как сделать спиннеры для игр, используя предметы, к которым у вас, вероятно, есть легкий доступ.) Дайте каждому ребенку возможность покрутить колесо ощущений. Когда спиннер приземлится на чувствующее лицо, попросите ребенка назвать это чувство и рассказать о происшествии, которое вызвало у него эту эмоцию.
Эмоциональные шарады
Сформируйте небольшие группы учащихся. Используя ламинированные карточки с иллюстрациями чувств на них, большой кубик или пляжный мяч с каждой полосой цвета, заранее назначенной для представления чувства, попросите учащихся разыграть подсказки лица и тела, которые показывают чувство, которое они нарисовали или прокатили. Попросите других учащихся по очереди угадать, какое чувство воспроизводится.
Бинго с чувством лица
Создавайте доски для игры в бинго с выражением лица для своих учеников, каждое из которых состоит из 12 квадратов с изображением различных лиц (вы можете добавить больше квадратов для детей старшего возраста). Попросите детей нарисовать название чувства из пакета, а затем накройте соответствующее лицо листом бумаги, вытащенным из пакета. Когда они закрывают лицо, они могут говорить о событиях или воспоминаниях, которые вызвали у них эту эмоцию.
Кукольный спектакль
Кукольный спектакль — это хорошее занятие, которое можно попробовать один на один или в небольших группах, чтобы помочь детям изучить и выразить свои чувства, идеи и опасения. Многим детям легче говорить о чувствах во время кукольной игры, потому что это может отдалить их от пугающих или расстраивающих проблем.
Поощряйте детей брать в руки марионетку и быть ее голосом, пока вы или другой ребенок или взрослый принимаете образ другой марионетки. Вы можете косвенно обсудить чувства детей и предложить другую точку зрения через свою марионетку. Перестановка персонажей, чтобы дети играли другую роль, также может способствовать развитию эмпатии, помогая детям понять, что чувствуют другие.
Коллаж «Чувства»
Для этого занятия вам понадобятся старые журналы и основные художественные принадлежности: картон или плотная бумага, ножницы и клей-карандаш. Предложите своим ученикам вырезать из журналов фотографии людей, выражающих какие-либо чувства, и попросите их использовать эти изображения для создания «коллажа чувств». Раздайте маркеры и попросите учащихся подписать каждое изображение в своем коллаже словом с чувством; затем пусть они по очереди объяснят группе свои коллажи и ярлыки чувств. Предложите своим ученикам подробно рассказать о том, что они отметили в отношении выражения лица человека, его языка тела или контекста фотографии или иллюстрации. Когда занятие закончится, пусть ваши ученики заберут коллажи домой и разместят их на видном месте, чтобы они могли попрактиковаться в определении и обозначении своих собственных чувств.
Игра на запоминание чувственных лиц
Составьте 12 пар совпадающих чувственных лиц — вы можете нарисовать их или найти подходящие фотографии или иллюстрации для распечатки. Переверните лицевые карты и разложите их в сетку. Попросите каждого ребенка перевернуть две карточки, чтобы попытаться найти совпадение. Когда они находят совпадение, они могут сказать, что это за чувство, и описать время, когда они так себя чувствовали. Они откладывают спички, и дети продолжают, пока не будут найдены все спички.
***
Попробуйте эти игры и занятия со своими учениками (или дома со своими детьми) и сообщите нам, какие из них лучше всего подходят вам! Чтобы узнать больше о том, как способствовать здоровому социально-эмоциональному развитию детей младшего возраста, ознакомьтесь с книгами, из которых мы адаптировали пост этой недели:
Задание 1: адаптировано из Merrell’s Strong Start — Class K–2 , Сара А.