Плакат в революционной России: от лубка к реализму
BBC News, Русская службаПерейти к содержанию
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Стилистика лубка оказала большое влияние на то, какими были первые российские политические плакаты, появившиеся как раз в годы Первой мировой войны (1914-1918) и революционных событий 1917-го. О плакатах 1917 года Би-би-си рассказала заведующая отделом изобразительного искусства Государственного центрального музея современной истории России Вера Панфилова.
Автор фото, sovrhistory.ru
Подпись к фото,После февраля 1917 года представители практически всех политических движений, за исключением большевиков и меньшевиков-интернационалистов, декларировали необходимость продолжения войны до победы и верность союзническим обязательствам России. Для того чтобы продолжать эту войну, правительство нуждалось в денежных вкладах населения. В 1916 году возник так называемый Государственный 5,5% заем. После февраля 1917 года он стал Займом свободы. Кустодиевский солдат стал символом: на фоне знамен красных он просит деньги на продолжение войны. В дальнейшем солдат будет практически на всех плакатах 1917 года – от февраля к октябрю. Материал Александры Семеновой, Русская служба Би-би-си.
Автор фото, sovrhistory.ru
Подпись к фото,Другая стилистика. Событийный плакат. Это своего рода картинка из телевизора. На плакате Воскресенская площадь и здание московской Городской думы (впоследствии музея Ленина, а сейчас Исторического музея). Здесь все кипело в марте 1917 года. Это событийная картинка. Зафиксировать событие, порыв. Потому что революцию ждали и ее с восторгом приняли. Население революцию восприняло как начало новой эпохи в истории страны. Широчайшие массы поддержали Февраль. И все это шло на фоне продолжающейся войны. И отсюда как раз востребованность и развитие графики.
Автор фото, sovrhistory. ru
Подпись к фото,Это не совсем плакат. Это иллюстрированная листовка. Почему так? Потому что в России власть персонифицируется. Власть идет по лидерам, по вождям. Исходя из персонификации и необходимости популяризации лидеров новой России, издавались вот такие иллюстрированные листовки. Здесь члены Временного правительства, во главе – председатель думы Михаил Родзянко. В нижнем ряду, третий слева – первый социалист в правительстве Александр Керенский. Керенского и отдельными листами печатали, он был одним из самых популярных. Левое движение активно прогандировало своих. Его рейтинг был очень высок. Здесь на плакате, на листовке – Таврический дворец, флаги, лозунги. Сзади там горлопаны. С флагом-горном. Революционный автомобиль. Много мужчин с оружием в руках. Слева. И лозунги левых. И лозунги эсеров «Земля и воля» и «В борьбе обретешь ты право свое». Пока тут никаких большевиков.
Автор фото, sovrhistory.ru
Подпись к фото,Это плакат издательства «Парус», левого издательства. Оно еще до революции было известно. У истоков этого издательства стоял Максим Горький. Издательство публиковало не только журналы, но и книги, в том числе и ленинские издавались работы. Для левых плакатов привлекли таких известных поэтов и художников как Владимир Маяковский и Алексей Радаков. В этом плакате – традиция лубочного многокомпозиционного рисунка и в то же время некая предтеча комиксов. Это рассказ в картинке. Сначала – кого солдат защищал раньше? Это буржуи. И солдат вынужден защищать прогнивший до конца строй.
Автор фото, sovrhistory.ru
Подпись к фото,В марте 1917 года Николай отрекается от престола и в это же время создается Временное правительство. И вот на этом плакате – «Памятка народной победы». Здесь те же революционные силы: вооруженный солдат, вооруженный рабочий. Снятая мантия горностая. Коленопреклоненный Николай передает корону. Попранные скипетр и держава. А на заднем плане – Таврический дворец, где заседали депутаты Госдумы. И над ним восходит солнце как символ свободы. Этот символ будет потом повторяться в плакатах. Революция в этот короткий период (до октября) представлялась как что-то светлое, доброе, солнечное, но затем, после октября, с началом Гражданской войны революция уже перестала быть барышней в белых одеждах.
Автор фото, Sovrhistory.ru
Подпись к фото,Плакат авторства соратника Маяковского по издательству «Парус» Алексея Радакова. Это так называемая социальная пирамида. Сюжеты социальных пирамид были удивительно популярны с начала XX века. Первая социальная пирамида художника Лохова была издана в Женеве в 1891 году. И затем перерисовки и по мотивам – создавалось множество вариантов. Здесь тоже обращение к традициям лубка с понятным смыслом для широких масс. Сверху все накрыто горностаевой мантией. Вспомните, что написал о своей профессии Николай II в ходе всероссийской переписи населения 1897 года? Он написал: «Хозяин земли Русской». Самые популярные сатирические сюжеты до лета 1917 года – антиклерикальные и антимонархические, направленные именно на императора Николая II и его супругу императрицу Александру Федоровну.
Автор фото, sovrhistory.ru
Подпись к фото,Осенью 1917 года в России началась первая в истории всеобщая избирательная кампания. И она была яростной и бескомпромиссной. В выборах участвовали несколько десятков партий и объединений, как политических, так и национальных. Среди принимавших участие в выборах самой многочисленной была партия эсеров.
Автор фото, sovrhistory.ru
Подпись к фото,«Анархию победит демократия». Это кадетская партия. Существенная деталь плаката — сочетание анималистики и мифологических образов – ящера (анархия) и витязя на белом коне (демократия). Перегруженность текстом снижала эффективность воздействия на зрителя, что в дальнейшем в какой-то степени повлияло на результаты выборов.
Автор фото, sovrhistory.ru
Подпись к фото,Сравниваем предыдущий плакат с этим. Эсеры. Грамотно провели избирательную кампанию. Победа эсеров была предопределена такой хорошо поставленной агитацией. Все как надо на плакате. Адресовано рабочим и крестьянам. Ясные и четкие лозунги – «Земля и воля». «Разорвем цепи и весь земной шар будет свободен». Два потока, рабочих и крестьян, по замыслу автора, соединясь, обязательно придут на избирательный участок.
Автор фото, sovrhistory.ru
Подпись к фото,Что касается большевиков, РСДРП, они не считали необходимым уделять внимание художественной агитации – то есть плакату. Но умели делать выводы из ошибок. И когда разгорелась Гражданская война, все силы «красных» были брошены на политическую художественную агитацию. Те же Радаков, Маяковский, другие участвовали в создании знаменитых «Окон РОСТа», ставшие советским «брендом» и классикой мирового плакатного искусства. А белые проиграли с точки зрения наглядной агитации – по-прежнему много ненужных деталей и много текста. Никто не будет читать хорошо написанную программу Деникина, многостолбцовую, на плакате.
«Лубочная картинка и плакат Первой мировой войны 1914-1918 гг.»
30 июля 2014
«Лубочная картинка и плакат Первой мировой войны 1914-1918 гг.
»
30 июля 2014 |
|
открытие |
данных нет |
|
закрытие |
«Арт-цоколь» |
|
место проведения |
В Арт-цоколе Новосибирского художественного музея и одновременно в Барабинском краеведческом музее откроется выставка «Лубочная картинка и плакат Первой мировой войны 1914-1918 гг.» На ней будут представлены электронные копии литографий из коллекции Государственного центрального музея современной истории России, обладающего одним из крупнейших собраний печатной графики ХХ столетия.
Лубочная картинка в начале ХХ столетия была одним из основных способов донесения до широких масс народа информации о событиях, происходящих в стране и мире. Возникшая первоначально, как вид народного художественного промысла, с начала ХIX века лубочная картинка, сохранившая своеобразную «народную» стилистику, стала мощным средством государственной пропаганды, пользовалась большой популярностью среди населения. Картинки можно было увидеть в крестьянских избах и в мещанских квартирах, в учебных заведениях и воинских казармах.
В России к 1914 году действовало более 60-ти издательств, публиковавших художественные литографированные лубки. Военные события изменили жанровую и тематическую направленность лубочной картинки, в мирное время преимущественно религиозной и сатирически-бытовой. Два основных жанра лубочной картинки военного времени – лубок «событийный» и лубок сатирический.
Военно-событийный лубок иллюстрирует сообщения Российского и зарубежных информационных агентств. В них отражены боевые действия на российско-германском и российско-австрийском фронтах: сражения в Восточной Пруссии и на Западной Украине; в Польше и на Карпатах; битвы Кавказской армии и Черноморского флота против Турции; события во Франции и Бельгии. Особой популярностью в народе пользовались картинки, посвященные подвигам русских солдат и офицеров, русским полководцам – таким, как первый георгиевский кавалер этой войны казак Козьма Крючков, легендарный летчик Петр Нестеров, совершивший первый в истории воздушный таран, выдающийся полководец генерал Алексей Брусилов, союзники России, французские авиаторы Гаррос и Пегу и многие другие.
В жанре сатирического лубка, близкого к газетно-журнальной карикатуре, работали многие профессиональные художники. В их числе те, кто позже станет основоположниками советского политического плаката — Дмитрий Моор, Александр Апсит, Владимир Маяковский. С издательством «Сегодняшний лубок» сотрудничали известные русские живописцы Илья Машков, Аристарх Лентулов, Казамир Малевич.
В начале ХХ столетия зарождалось искусство русского плаката – яркого крупного изображения-символа с броским текстовым лозунгом, выполненного в рекламных, пропагандистских или агитационных целях. Довоенный плакат носил исключительно рекламный или благотворительный характер. Издаваемые с 1916 года плакаты, посвященные Государственному военному займу (после февральской революции 1917 года «Заем Свободы»), стали первыми в истории России плакатами на стыке рекламных и политических и предвосхитили послереволюционный расцвет русского политического плаката.
Плакаты и лубки Первой Мировой войны 1914-1918 гг., представленные на выставке, являются уникальным источником по истории Первой мировой войны, ярко и образно увековечивших память героев войны и важнейших военных событий ее, жизни и быта воюющей страны.
Услуги печати плакатов
Услуги печати плакатовPosterBurner — это служба печати плакатов, которая превратит ваши фотографии в плакаты. Мы печатаем большие и маленькие плакаты и печатаем только на глянцевой фотобумаге самого высокого качества. Наши цены отличные, и если вы недовольны, верните свой постер и получите полный возврат средств!
Мы используем превосходную фотобумагу high mil и чернила, которые служат более ста лет. Наша служба поддержки…
Сколько времени осталось до отправки моего плаката?Печать плакатов обычно выполняется в течение 24 часов, а время доставки в среднем составляет 3 дня…
Мы действительно заботимся о том, что думают наши клиенты в PosterBurner. Это не просто то, что мы пишем на сайте. Мы стараемся каждый день, чтобы убедиться, что каждый заказ выполняется правильно. Когда этого не происходит, мы реагируем и будем работать с клиентом, чтобы убедиться, что он счастлив. Есть вопрос? Свяжитесь с нами в любое время. Мы проверяем нашу электронную почту семь дней в неделю 365 дней в году.
Читать больше отзывов
Сделайте печать прямо сейчас
Закрыть Праздничное время доставки и отключение В настоящее время мы можем доставить все виды печати к праздникам, но чем раньше вы закажете, тем лучше. Закрыть |