Что если моя вера — иллюзия? — Сергей Львович Худиев
Сергей Львович Худиев
Скачать
epub fb2 pdf
Содержание
О чём говорит ложный духовный опыт?Какова альтернатива? Откуда мы знаем то, что, мы думаем, мы знаем? Расширенное пари ПаскаляГде нам искать Бога?
Что если ваш опыт обращения ложен? Этот вопрос выглядит понятным и обоснованным – у нас всех перед глазами множество людей, ревностных адептов светских идеологий или религиозных культов, которые с горячим воодушевлением посвятили свою жизнь чему-то катастрофически ложному. Адепты Секо Асахары, «преподобного» Джима Джонса или Дэвида Кореша имели яркий опыт обращения, глубокой уверенности, что они наконец нашли истину, и что духовный лидер, в котором люди внешние видят опасного психопата, на самом деле посланник небес.
Яркие переживания, восторг обретения смысла жизни и единства с другими в общине избранных – всё это не только есть в культах, там всё это гораздо ярче, чем в Церкви.
О чём говорит ложный духовный опыт?
Православные христиане немедленно согласятся, что духовный опыт может быть ложным и разрушительным. Для описания такого опыта даже есть устоявшееся в православной аскетической традиции слово «прелесть», от слова «прельщаться». Ещё в Библии сказано: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1).
Неверующие делают из ложного религиозного опыта вывод, что весь такой опыт иллюзорен. Но это явная ошибка; даже самый болезненно искажённый опыт самых заблудившихся культистов говорит нам нечто подлинное и важное о человеческой природе. Люди ищут смысла; люди ищут духовных переживаний – и ищут настолько сильно, что готовы вцепляться даже в подделки, обещающие утоление этой жажды.
Однако из существования такого ложного опыта никак не следует, что весь духовный опыт ложен – точно так же, как из существования фальшивых алмазов никак не следует, что настоящих алмазов не существует. Поддельные алмазы не заставляют нас отрицать реальность настоящих – они побуждают нас искать надёжные способы отличать одни от других.
Какова альтернатива?
Чтобы оценивать какое-то мировоззрение как ложное, мы должны исходить из каких-то представлений об истине. То, что раньше я пребывал в заблуждении, можно понять только познав истину и только с точки зрения этой истины.
Конечно, в реальности люди нередко не задумываются об истине вообще – они могут увлечься каким-то учением, потому что им понравилась атмосфера в среде его последователей, а потом уйти, потому что они с ними поссорились.
Людям может не понравиться какая-то публикация о Церкви в интернете, они могут увлечься политическим движением и глубоко огорчиться, что Церковь не спешит оказать ему безоговорочную поддержку, может возникнуть ещё миллион побуждений оставить веру и Церковь.
Но решения относительно того, какому представлению о реальности мы последуем – это очень важные решения, их не следует принимать непродуманно, на основании эмоций. На самом деле есть только одна уважительная причина верить во что-то – потому, что это истина, и только одна уважительная причина такую веру оставить – если мы убедились, что это заблуждение.
Поэтому всякому человеку, который полагает наше мировоззрение ложным, мы должны поставить вопрос – хорошо, а какое вы полагаете истинным? Если вы полагаете, что я пребываю в заблуждении и хорошо поступлю, обратившись к истине, то что это за истина?
Обычно подразумевается истина неверия – атеизма, провозглашаемого, или, по крайней мере, практического. Но какие у нас основания принимать атеизм за истину?
Является ли материализм жизнеспособной альтернативой?
Атеизм связан с материализмом – представлением о том, что реальность сводится к материи, вечно движущейся по неизменным законам природы, а всё, что мы привыкли считать проявлением духовности, – только результат очень-очень сложных и едва ли предсказуемых, но чисто материальных процессов в человеческих мозгах.
Как это воззрение изложено, например, в “Декларации в Защиту Клонирования”, подписанной ведущими атеистическими интеллектуалами, “Насколько может судить научная мысль, вид Homo sapiens принадлежит к царству животных. Способности человека, как представляется, только по степени, а не качественно отличаются от способностей высших животных. Богатство мыслей, чувств, упований и надежд человечества возникает, по всей видимости, из электрохимических процессов в мозге, а не из нематериальной души, способы действия которой не может обнаружить ни один прибор”.
Но на чём основано такое мировоззрение? Атеисты часто говорят, что на науке, но это явная ошибка. Материализм никоим образом не является научной теорией, которую мы могли бы протестировать.
Наука исходит из того, что материя существует и упорядочена определенным, постижимым для разума образом. Мы можем описать эту упорядоченность на языке математики. Наука не может сказать нам, существует ли что-то за пределами материи – хотя добытые ею данные (в частности, ограниченный возраст Вселенной и её тонкая настройка) косвенно указывают на то, что, видимо, существует.
Доказывает ли наука материализм? Никоим образом. Наука была создана христианами и сейчас среди учёных немало верующих. Хотя атеисты очень любят ссылаться на науку, она никак не связана с атеизмом и никак его не обосновывает.
Тезис “реальность сводится к материи” невозможно обосновать научно. Боюсь, что его вообще невозможно обосновать – его приверженцы принимают его на веру.
Откуда мы знаем то, что, мы думаем, мы знаем?
Люди, повторим, могут быть глубоко и искренне привержены ложным верованиям, но обратим внимание на то, что атеизм не спасает от этого ни в малейшей степени. Марксизм-ленинизм был полностью атеистичен и при этом догматичен, закрыт и, как показал провозглашённый им же критерий практики, ложен. Вопрос: “Откуда вы знаете, что ваши убеждения не иллюзия?” вполне уместно обратить и к атеистам.
Это побуждает нас задуматься о том, откуда мы знаем то, что, как мы думаем, мы знаем. На чём мы можем основать нашу уверенность в чём бы то ни было? В истории мировой философии первым об этой проблеме глубоко задумался Декарт, который решил последовательно подвергать всё сомнению – вплоть до собственного существования. На каком основании я могу знать, что существую? Декарт ответил на этот вопрос знаменитой фразой: «Cogito ergo sum» – «Я мыслю, следовательно, я существую». Но откуда я могу знать, что существует окружающий мир? Вдруг – предположил Декарт – всё, что я воспринимаю, есть иллюзия, внушенная злым демоном? В наши дни эта мысль была положена в основу фильма «Матрица» – люди на самом деле лежат в ваннах с проводами, а мир, в котором они якобы живут, – это симуляция, которая транслируется им в мозги. Откуда я знаю, что я не мозг в банке с проводами? Откуда я знаю, что я сам – не симуляция внутри симуляции?
Ведь я не могу увидеть мир-как-он-есть; я имею дело только с ментальной картинкой в моём сознании и в принципе не могу заглянуть за неё. Декарт решает эту проблему верой – благой Бог не допустил бы, чтобы предполагаемый демон настолько подчинил моё восприятие.
Обращаемся мы к Богу или нет, от нас требуется вера, чтобы признать, что внешний мир существует, и наши чувства, в целом, достоверно информируют нас о нём, или вера в то, что другие люди обладают сознанием, подобным нашему. Мы не видим их сознания – только внешние проявления, которые, в принципе, могли бы иметь так называемые «философские зомби» – существа, проявляющие себя во внешнем мире в точности как люди, но лишенные сознания.
Солипсизм – представление о том, что существует только моё сознание, а всё остальное – мир и другие люди – только его сон, в принципе неопровержимо. Мы просто верим, что оно ложно, и что другие люди существуют на самом деле. Мы не переживаем материю непосредственно; мы имеем дело с ощущениями, которые сообщают нам о ней.
Что я переживаю непосредственно – так это моё сознание, мои мысли и мои решения. Даже если я нахожусь внутри симуляции, я могу знать, что решения внутри нее принимаю именно я, подобно тому, как именно мы сами принимаем решения внутри компьютерной игры.
«Я принимаю решения; я сожалею о неправильных решениях; я испытываю угрызения совести или, наоборот, удовлетворение от того, что я поступил правильно» – это факты моей внутренней жизни, которые известны мне прямо и непосредственно. «Я испытываю благоговение и восхищение перед лицом гениального произведения музыки» – это часть достоверного внутреннего опыта.
Таким образом, я знаю о существовании добра, красоты и свободы непосредственно. Даже если я окажусь в полной темноте и тишине, я смогу размышлять или молиться, и свободно определять своё отношение к ситуации, в которой оказался, – принимать её с гневом или смирением.
Всё остальное известно мне опосредованно и менее достоверно. О существовании материи я знаю благодаря органам чувств. Об истинности того, что я не пережил непосредственно – благодаря свидетельству других людей. Об истинности тех или иных научных теорий – из того, как другие люди интерпретируют накопленный ими опыт.
Материалистический тезис о том, что материя первична по отношению к сознанию, таким образом, противоречит нашему опыту. Наше сознание мы переживаем непосредственно и не можем его отрицать в принципе; материю мы знаем через наш сознательный опыт – и менее достоверно. Мы не можем знать наверняка, не симуляция ли это.
Я знаю о том, что существует сознание (по крайней мере, моё), существует свобода (в тех решениях, которые я принимаю), существует нравственный закон (который проявляется в том, как я переживаю эти решения), существует моё переживание красоты, смысла и надежды.
Проблема материализма в том, что если он верен, всё это является иллюзией; как говорит Ричард Докинз, “Во Вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия”.
Совесть не свидетельствует мне о какой-то реальности добра и зла. Никакого добра и зла во Вселенной просто нет, а совесть – это просто “голос стада”, как заметил великий немецкий безбожник Фридрих Ницше.
Когда я смотрю на фотографии звездных туманностей и нахожу их завораживающе прекрасными, с точки зрения атеизма – это иллюзия, потому что в полностью материальной реальности туманности могут обладать такими материальными характеристиками как размер, масса и светимость, но никак не несводимой к физике “красотой”. Иллюзией является и моя свободная воля – как пишет другой атеист и материалист, Стивен Хокинг, “Хотя мы и чувствуем, что можем выбирать что делать, наше понимание молекулярных основ показывает, что биологические процессы подчиняются законам физики и химии и, таким образом, также предопределены, как и орбиты планет. … Сложно представить, как свободная воля может действовать, если наше поведение определено физическими законами, так что, по-видимому, мы являемся ничем иным, как биологическими машинами, а свобода воли – это всего лишь иллюзия”.
Таким образом, материализм требует от меня считать иллюзией не только мистический и духовный опыт, но и повседневный опыт красоты, нравственности или даже свободной воли.
Но это неизбежно создает противоречие – как мы можем отрицать то, что нам известно из непосредственного опыта (как наше переживание свободной воли) на основании верований, которые никоим образом не основаны на опыте (таких, как материализм)?
Расширенное пари Паскаля
Выдающийся французский ученый и математик Блез Паскаль известен также как глубокий христианский мыслитель. Ему принадлежит аргумент, известный как “пари Паскаля”. Допустим, мы не знаем точно, существует ли Бог и вечная жизнь, но мы так или иначе должны принимать решение – быть христианами или атеистами. Допустим, я поставил на атеизм; если я выиграл и оказался прав, я ничего не приобрел – я просто умер и прекратил существовать. Но если я проиграл, то я лишился вечной жизни, которую мне предлагал Бог. Если я поставил на веру и оказался неправ, я умер в надежде жизни вечной и блаженной, и так и не убедился, что ошибался – если атеизм верен, то после смерти меня просто нет, и некому огорчаться несбывшимся надеждам. Но если я был прав в своем выборе, я обрел тут вечную жизнь, которую искал. Поэтому в любом случае гораздо разумнее ставить на веру.
Против этого довода выдвигают два возражения. Первое связано с тем, что человек призван искать истину, какой бы она ни была, а подход “как бы мне выиграть побольше” в этом случае выглядит просто безнравственным. Проблема с этим возражением в том, что обязанность искать истину у нас есть только в том случае, если мир сотворен Богом, Который на нас эту обязанность и возлагает. Если верна атеистическая картина мира, и мы, как пишет известный атеист Жак Моно, “родились из равнодушной бескрайности вселенной по воле случая”, то у нас нет и не может быть никаких обязательств по отношению к этой “равнодушной бескрайности”. В том числе, обязательства искать истину.
В этом случае, приняв утешительную иллюзию, что ваша жизнь осмысленна, обязательства реальны, а вечное спасение возможно, вы ничуть не погрешите, потому что вам не против кого грешить, и не измените своему подлинному предназначению, потому что никакого предназначения у нас нет.
Впадая в нравственный пафос, атеисты неизбежно противоречат своей картине мира, в которой, напомним, “нет ни добра, ни зла, ни цели ни замысла”.
Другое возражение связано с множественностью религий, каждая из которых претендует на истинность и спасительность. Откуда вы в таком случае знаете, на какую из них стоит ставить?
Из этого возражения, однако, никак не следует, что нам следует выбирать атеизм. Это в любом случае самая проигрышная опция из всех возможных. Нам следует исходить из того, что Бог реален, а вечная жизнь возможна. Как именно мы её обретаем и чьё учение истинно – вопрос, который нам стоит тщательно рассмотреть.
Где нам искать Бога?
Итак, переживаемый нами опыт – не только мистический, но и повседневный, опыт свободной воли, нравственного и эстетического чувства – говорит о том, что во Вселенной есть добро и зло, цель и замысел. Открылось ли это надмирное добро людям? Как только мы задаемся этим вопросом, мы натыкаемся на Человека, на Которого в нашей культуре невозможно не наткнуться – на Иисуса Христа.
В центре нашей истории стоит повествование о Боге, Который стал человеком и принял муку и смерть ради спасения своих мятежных творений. Стоит ли нам искать какое-то другое воплощение добра? Найдем ли мы его?
Не стоит ли нам повторить вместе с Апостолом Петром: “Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого” (Ин. 6:68–69).
Иллюзия распечатать. Дракон
Делаем иллюзию
Как я уже говорил, вам потребуется пара канцелярских принадлежностей, немного усидчивости и интернет. Скачайте архив шаблонов (74 МБ), выберите понравившийся вариант и распечатайте его. В идеальном случае у вас под рукой должен быть цветной принтер большого формата. У меня как раз такой. 🙂 Но и обычный чёрно-белый А4 тоже подойдёт, ведь среди шаблонов есть пустышки-раскраски. Для пробы их вполне достаточно, хотя цвет придётся добавить с помощью карандашей или маркеров.
Мне по душе пришлись красный дракон, коричневая собака и разноцветная утка. Хотя к вашему выбору и другие персонажи: различные животные, скелеты, роботы и просто неведомые создания.
Вырезаем по контуру. Можно не зацикливаться на мелочах. Единственное место, где нужно проявить чуточку внимания — линия вдоль подбородка, по которой нужно пройтись ножницами аккурат до шеи. В остальном ничего сложного, и лишнего отрезать у вас, скорее всего, не получится. Вы же не хирург-интерн? 🙂
Линии сгиба отмечены штриховкой. Внимание! Нижнюю часть модели сгибаем по уму, то есть наружу, а голову — шиворот-навыворот, то есть внутрь. Это принципиально важно. И ещё один нюанс: тонкая бумага не может держать вес больших моделек. Поэтому я усилил конструкцию, приклеив с обратной стороны обычный кусок картона. Для надёжной «спайки» используйте что-нибудь тяжёлое.
Не любили уроки трудов в начальной школе, как и я? Вот нас и настигло возмездие!
Немного мучений, и вся честная компания выстраивается в ряд. Выглядят они объёмно и задорно.
Однако, если зайти сбоку и взглянуть на них сверху, то удивляешься, как такое вообще возможно.
Для полноценного эффекта необходимо соблюсти парочку условий:
- Поставьте поделку на уровне глаз либо присядьте.
- Используйте светлый фон.
- Отойдите на метр или два в зависимости от размера модели.
- Закройте один глаз либо смотрите на иллюзию через камеру мобильного телефона.
А теперь немного сместитесь влево-вправо и вверх-вниз. Оно следит за вами!
Из всей моей тройки дракон получился лучше всего. Как мне кажется, дело здесь не в маленьком размере, а скорее в дизайне моделек. Рекомендую начать с огнедышащего.
К слову, я использовал форматы А3, А2, А1. Но в Сети можно встретить варианты в человеческий рост. Только посмотрите на этого монстра!
Наверное, такая зверюга прижилась бы в любой детской комнате. Дешёвый и очень необычный вариант.
Почему так
Я могу вас обмануть, потому что вы люди. У вас прекрасный разум, который работает точно так же, как и мой. Обычно, когда вас обманывают, это не значит, что ваш разум допустил ошибку. Он просто пришёл к неправильному заключению по правильным причинам.
Джерри Эндрюс
Так где же наше сознание даёт сбой? Во-первых, мозг человека от рождения запрограммирован анализировать формы, линии и цвета окружающих предметов и выделять на их основе знакомые предметы. Причём даже мутные, нечёткие и неоднозначные детали могут ошибочно восприниматься нами как реальные объекты. К примеру, люди находят церковные образы на коре деревьев или видят в облаках лица. Наука называет этот эффект парейдолией.
Во-вторых, свою роль играет несовершенство зрительной системы и её стереоскопичность. Как только вы закрываете один глаз, мозг сразу начинает анализировать перспективу по вторичным признакам удалённости, что может вызывать ошибки.
Заключение
Наверное, статью можно было бы назвать и чуть по-другому: «Как сделать эффектную 3D-иллюзию из бумаги, от которой вы не отведёте глаз». И впрямь, волшебство получается запоминающимся. Оно производит впечатление и на детей, и на взрослых.
Поздравляю, теперь вы доморощенные маги! Беритесь за дело и хвастайтесь своими иллюзиями в комментариях!
2012 — год Дракона . Целый год мы будем жить под покровительством и пристальным взглядом этого мифического загадочного существа.
А хотите жить под пристальным взглядом Дракона в буквально смысле? Ну, не настоящего, конечно, а… бумажного.
Если вы не знакомы с оптической иллюзией «Следящий дракон», то сначала посмотрите это видео, и вам станет понятно о чем идет речь.
Понравилось?
Оптическую иллюзию бумажного дракона придумал Джерри Андрус для пожертвований Гарднера. Иногда иллюзию называют дракон Гарднера.
Иллюзия заключается в том, что этот симпатичный бумажный дракончик, находясь в вашей комнате, будет все время внимательно следить за вами, не отрывая глаз и поворачивая голову.
Сделать такого дракошу для себя или в качестве новогоднего подарка не так уж сложно. Дети с удовольствием присоединятся к вам, и создание дракончиков превратится в веселое развлечение.
Приступим к работе. Пошаговая инструкция.
1. Скачиваем на свой компьютер картинку-заготовку в полном размере.
Для этого: кликните по картинке, на новом открывшемся рисунке кликните правой мышкой и выберите в открывшемся окне «Сохранить изображение, как…». Выбераете в новом окне папку на вашем компьютере и жмете «Сохранить». Картинка скачается в полном размере, файл 1,10 MB.
2. Распечатываем рисунок на цветном принтере на бумаге А4 (печатный лист). Если у вас или ваших друзей принтера не оказалось, стоит обратиться в фотолабораторию, предварительно сохранив рисунок на флешку или СД-диск. Бумага подходит любая, но фотобумага выглядит ярче.
3.Вырезаем рисунок строго по контуру. Сгибаем и собираем основание, склеиваем голову скотчем или клеем.
Все сгибы и склейки делаем строго по инструкциям, напечатанным на белом поле. Там же находим и схему сборки дракона.
Вот и ВСЕ! Наш дракон готов.
Все картинки кликабельны.
Если вам захочется иметь несколько дракончиков или другие сходные поделки-иллюзии, ищите в интернете заготовки. Их много, чаще всего инструкции в них на английском. Но вы-то знаете теперь технологию изготовления и справитесь с этой работой легко!
Если вы сразу не увидели эффекта иллюзии, отойдите на несколько шагов от фигурки, прикройте один глаз, покачайте головой, подвигайтесь в разные стороны. Такие сложности нужны только в первый раз, затем иллюзию вы будете видеть без труда.
Пусть «Следящий дракон» присматривает за вами и приносит удачу!
Оптические иллюзии не оставляют равнодушными ни взрослых, ни детей, погружают в своеобразный мир волшебства и одновременно заставляют мозг кипеть от невозможности увиденного.
Порой трюки бывают не столь сложными для восприятия. Среди них крайне популярен так называемый следящий дракон, изготавливаемый из бумаги по определённому шаблону.
Иллюзия: дракон Гарднера
Придуман данный трюк известным фокусником Джерри Андрусом для пожертвований Гарднера, поэтому его часто называют в честь создателя или владельца фонда. Из предыдущего наименования иллюзии становится ясно, в чём именно она заключается: бумажный дракончик всё время смотрит на наблюдателя и даже поворачивает голову.
Для достижения максимального эффекта фигурку нужно разместить над источником света, а во время перемещений зрителю рекомендуется закрыть один глаз и не отходить более чем на 2 метра от фигурки (оптимальное расстояние — 1 м).
Что потребуется для повторения иллюзии
Для того чтобы сделать фигурку, понадобится бумажный дракон Гарднера, шаблон с изображением которого представлен ниже.
Заготовки бывают трёх цветов: зелёного, синего и тёмно-розового, а также содержат в себе подробную инструкцию по сборке с указателями сгибов и рисунком, поясняющим, как должен выглядеть результат (вид сзади).
Кроме того, понадобятся ножницы, клей и фотобумага, имеющая более подходящую для данной цели фактуру.
Как делается дракон Гарднера своими руками
Далее нужно распечатать заготовку на цветном принтере, её размер должен примерно совпадать с типографским листом формата А4. Как было сказано выше, лучше всего это сделать на фотобумаге, но если её нет, как и желания тратить деньги, то подойдёт любая, желательно с высокой плотностью.
После этого заготовку нужно аккуратно вырезать, сохранив при этом белое поле вокруг фигурки в целости, чтобы иметь возможность прочесть инструкции и разглядеть схему сборки. Сгибать шаблон следует в соответствии с данными указаниями.
На этом этапе дракон Гарднера почти готов, останется закрепить основание, просунув заглушки в прорези. В проклейке нуждается только голова фигурки, при этом важно помнить, что цветная часть заготовки должна оставаться внутри.
Как это работает
Данная иллюзия основывается на некоторых нюансах работы головного мозга человека. Особая раскраска драконьей головы заставляет визуально воспринимать её как выпуклый объект, несмотря на то что бумага вогнута внутрь цветной стороной. Это происходит из-за того, что мозг пытается распознать форму предмета на основе повседневного опыта, как и его возможную траекторию движения.
Поэтому, когда наблюдатель перемещается, у него создаётся впечатление, что дракон Гарднера немного поворачивает голову (этот эффект возможен только на небольшом расстоянии). Расположение глаз на рисунке, как оказалось, тоже имеет большое значение, поскольку на некоторых вариациях шаблонов, созданных по примеру рассматриваемой в данной статье иллюзии, взгляд фигурки немного косит.
Вариации
В целом, создание бумажной иллюзии (дракон Гарднера) своими руками не отнимет более получаса, однако лучше не доверять это занятие детям до 5 лет — они могут не понять, как нужно складывать заготовку, и испортить её.
При этом необязательно останавливаться на драконе — существует ещё около 10 шаблонов с изображением других животных. Среди них имеется собака, кот, лягушка и даже человеческий скелет, но далеко не все из них удачны.
Поэтому, обладая достаточными художественными навыками, лучше нарисовать собственный вариант, руководствуясь оригинальным шаблоном Гарднера, чтобы понять принцип, благодаря которому иллюзия работает.
Поскольку дракон Гарднера полностью разоблачён и сказать о нём больше нечего, можно поговорить о других интересных иллюзиях (некоторые из них также можно повторить самостоятельно при должных навыках).
Например, художник под ником brusspup оживляет монохромные изображения с помощью наложения поверх чёрной решётки из параллельных линий. Двигая ею, он получает своеобразную анимацию. Кроме того, ему же принадлежит идея парящего куба.
Это очень простой трюк, для которого потребуется лишь лист однотонного картона, немного бумаги, ножницы и скотч. Объёмность куба достигается по тому же принципу, который действует при сборке головы дракона Гарднера — т. е. фигура получается вогнутой цветной стороной внутрь. Затем заготовка приклеивается к картону с помощью скрученного жгутом листа бумаги, и за счёт вращательных движений создаётся впечатление, что куб парит в воздухе.
Кроме того, brusspup рисует крайне реалистичные изображения, искажённые таким образом, чтобы смотрящему на неё прямо казалось, что перед ним лежит вполне настоящая вещь, которую можно взять в руки. Однако при повороте объекта эффект исчезает.
Существует великое множество оптических иллюзий, при этом немалая их доля играет на цветовом восприятии и ощущении объёма, поэтому смотрящий дракон, конечно же, не единственный в своём роде, но крайне популярный из-за того, что своими руками его способен сделать любой. Впрочем, стоит отметить крайне занятный факт — люди, больные шизофренией, часто не способны распознать подобные трюки.
2012 — Год Дракона . Весь год мы проживем под пристальным взглядом этого сказочного существа.
Можно с уверенностью сказать, что изображения и фигурки драконов будут очень популярны и во время новогодних праздников, и в течение всего года. Магазинные полки ломятся от игрушек и сувениров, открыток и календарей с драконами всех мастей. Но, как и во все времена, подарки, игрушки, костюмы и украшения, сделанные собственными руками ценятся гораздо больше.
На детских новогодних утренниках будет множество маленьких веселых дракончиков. Мамы и папы, активно работающие над созданием оригинальных ярких костюмов для своих малышей, найдут полезную информацию в статьях Новогодний костюм дракона для ребенка и Как пошить детский новогодний костюм Дракона – выкройка и советы .
Оптическую иллюзию настольного дракона из бумаги придумал Джерри Андрус для сбора пожертвований Гарднера. Поэтому эту иллюзию называют иногда дракон Гарднера. Иллюзия заключается в том, что дракон внимательно следит за вашими передвижениями по комнате, поворачивая голову и не отрывая от вас взгляда.
Посмотрите это видео. Вы сразу поймете, о чем идет речь.
Вот такую интересную фигурку-иллюзию дракона мы и предлагаем вам сделать собственноручно и для украшения своего дома символом года, и для создания подарков для своих родных и близких. Это занятие будет интересно и взрослым, и ребятишкам, подарит всей семье приятные минуты творческого общения.
Если вы правильно сделаете дракончика, то, находясь в вашей комнате весь следующий год, дракон будет неусыпно следить за вами и помогать вам во всех делах.
Для работы понадобится:
1. Напечатанная на цветном принтере заготовка из бумаги размером А4 (печатный лист).
2. Ножницы
3. Клей или скотч
Порядок работы:
Как скачать:
Сначала кликните по картинке, по новому открывшемуся рисунку кликните правой мышкой и выберите в открывшемся окне «Сохранить изображение, как…», выберите в новом окне папку на вашем компьютере и сохраните рисунок на свой компьютер — он скачается в полном размере, файл размером 1,10 MB.
2. Распечатайте рисунок на цветном принтере. Бумагу можно использовать любую, но лучше поплотнее. На фотобумаге изображение будет ярче. Если цветного принтера у вас нет, то вам картинку распечатают в любой цифровой фотолаборатории. Для этого картинку сохраните на флешку или СД-диск.
3. Аккуратно вырезайте ножницами заготовку по контуру, руководствуясь рекомендациями. На белом поле содержатся инструкции и схема сборки дракона.
4. Теперь, внимательно изучив инструкцию, согните фигурку дракона по нанесенным на рисунке контурам, соберите и склейте клеем или скотчем необходимые детали на голове дракона. Склейка нужна только на голове! Обратите внимание на сгибы на голове и пасти. Голова собирается и приклеивается БЕЛОЙ ЧАСТЬЮ НАРУЖУ! Именно это и обеспечивает эффект оптической иллюзии.
Все! Фигурка готова. Теперь, если вы все сделали правильно, вы увидите оптическую иллюзию. Если сразу увидеть не удается, попробуйте сначала отойти на несколько шагов и посмотреть на фигурку с разных ракурсов, прикрывая один глаз. В дальнейшем такие ухищрения не потребуются.
Дракончик будет наблюдать за вами весь год, помогать во всех делах и вы обязательно подружитесь!
Если вам понравился дракончик, вы можете найти в интернете заготовки для изготовления его разноцветных братьев или картинки с заготовками фигурок других оптических иллюзий (животных, людей, роботов)
Желаем удачи и счастья в Год Дракона 2012 .
Порядок работы на фото. Все фотографии кликабельны: кликнув по фото, вы можете их увеличить и рассмотреть каждую операцию.
Заготовка: выкройка и инструкции
Это все, что нам нужно — скотч можно заменить клеем
Печатаем заготовку на цветном принтере
Аккуратно вырезаем заготовку
Вырезаем прорези в основании фигурки
Сгибаем по пунктиру, вырезаем прорези, собираем основание
Так выглядит голова дракона перед склейкой, но уже со сгибами
Голова подготовлена к склейке
Правильно выполняем сгибы перед склейкой (1)
Правильно выполняем сгибы перед склейкой (2)
Так выглядит готовый дракон сзади
оптическая иллюзия сделать самому своими руками
Оптические иллюзии не оставляют равнодушными ни взрослых, ни детей, погружают в своеобразный мир волшебства и одновременно заставляют мозг кипеть от невозможности увиденного.
Порой трюки бывают не столь сложными для восприятия. Среди них крайне популярен так называемый следящий дракон, изготавливаемый из бумаги по определённому шаблону.
Иллюзия: дракон Гарднера
Придуман данный трюк известным фокусником Джерри Андрусом для пожертвований Гарднера, поэтому его часто называют в честь создателя или владельца фонда. Из предыдущего наименования иллюзии становится ясно, в чём именно она заключается: бумажный дракончик всё время смотрит на наблюдателя и даже поворачивает голову.
Для достижения максимального эффекта фигурку нужно разместить над источником света, а во время перемещений зрителю рекомендуется закрыть один глаз и не отходить более чем на 2 метра от фигурки (оптимальное расстояние — 1 м).
Что потребуется для повторения иллюзии
Для того чтобы сделать фигурку, понадобится бумажный дракон Гарднера, шаблон с изображением которого представлен ниже.
Заготовки бывают трёх цветов: зелёного, синего и тёмно-розового, а также содержат в себе подробную инструкцию по сборке с указателями сгибов и рисунком, поясняющим, как должен выглядеть результат (вид сзади).
Кроме того, понадобятся ножницы, клей и фотобумага, имеющая более подходящую для данной цели фактуру.
Как делается дракон Гарднера своими руками
Далее нужно распечатать заготовку на цветном принтере, её размер должен примерно совпадать с типографским листом формата А4. Как было сказано выше, лучше всего это сделать на фотобумаге, но если её нет, как и желания тратить деньги, то подойдёт любая, желательно с высокой плотностью.
После этого заготовку нужно аккуратно вырезать, сохранив при этом белое поле вокруг фигурки в целости, чтобы иметь возможность прочесть инструкции и разглядеть схему сборки. Сгибать шаблон следует в соответствии с данными указаниями.
На этом этапе дракон Гарднера почти готов, останется закрепить основание, просунув заглушки в прорези. В проклейке нуждается только голова фигурки, при этом важно помнить, что цветная часть заготовки должна оставаться внутри.
Как это работает
Данная иллюзия основывается на некоторых нюансах работы головного мозга человека. Особая раскраска драконьей головы заставляет визуально воспринимать её как выпуклый объект, несмотря на то что бумага вогнута внутрь цветной стороной. Это происходит из-за того, что мозг пытается распознать форму предмета на основе повседневного опыта, как и его возможную траекторию движения.
Поэтому, когда наблюдатель перемещается, у него создаётся впечатление, что дракон Гарднера немного поворачивает голову (этот эффект возможен только на небольшом расстоянии). Расположение глаз на рисунке, как оказалось, тоже имеет большое значение, поскольку на некоторых вариациях шаблонов, созданных по примеру рассматриваемой в данной статье иллюзии, взгляд фигурки немного косит.
Вариации
В целом, создание бумажной иллюзии (дракон Гарднера) своими руками не отнимет более получаса, однако лучше не доверять это занятие детям до 5 лет — они могут не понять, как нужно складывать заготовку, и испортить её.
При этом необязательно останавливаться на драконе — существует ещё около 10 шаблонов с изображением других животных. Среди них имеется собака, кот, лягушка и даже человеческий скелет, но далеко не все из них удачны.
Поэтому, обладая достаточными художественными навыками, лучше нарисовать собственный вариант, руководствуясь оригинальным шаблоном Гарднера, чтобы понять принцип, благодаря которому иллюзия работает.
Похожие оптические трюки
Поскольку дракон Гарднера полностью разоблачён и сказать о нём больше нечего, можно поговорить о других интересных иллюзиях (некоторые из них также можно повторить самостоятельно при должных навыках).
Например, художник под ником brusspup оживляет монохромные изображения с помощью наложения поверх чёрной решётки из параллельных линий. Двигая ею, он получает своеобразную анимацию. Кроме того, ему же принадлежит идея парящего куба.
Это очень простой трюк, для которого потребуется лишь лист однотонного картона, немного бумаги, ножницы и скотч. Объёмность куба достигается по тому же принципу, который действует при сборке головы дракона Гарднера — т. е. фигура получается вогнутой цветной стороной внутрь. Затем заготовка приклеивается к картону с помощью скрученного жгутом листа бумаги, и за счёт вращательных движений создаётся впечатление, что куб парит в воздухе.
Кроме того, brusspup рисует крайне реалистичные изображения, искажённые таким образом, чтобы смотрящему на неё прямо казалось, что перед ним лежит вполне настоящая вещь, которую можно взять в руки. Однако при повороте объекта эффект исчезает.
Существует великое множество оптических иллюзий, при этом немалая их доля играет на цветовом восприятии и ощущении объёма, поэтому смотрящий дракон, конечно же, не единственный в своём роде, но крайне популярный из-за того, что своими руками его способен сделать любой. Впрочем, стоит отметить крайне занятный факт — люди, больные шизофренией, часто не способны распознать подобные трюки.
Optical Illusion Art Prints to Match Any Home’s Decor
Graphicdesign
Digital
Pattern
Abstract
Geometric
Modern
Illusion
Trippy
Psychedelic
Geometry
Black-and-white
Colorful
Рисунок
Иллюстрация
Черный
Ретро
3d
Синий
4042
Иллюзорная лодка. 0003
от Taudalpoi
$ 20,00 $ 17,00
100
Медленно перемещения времени (деформированный геометрический рисунок). Sepe
$ 22,00 $ 18,70
4
Never Conning Wall Art Print
By Psychyprincess
$ 17,00 $ 14,45
27
ОПТИЧЕСКИ0003
by AlphaVariable
$14.00$11.90
72
80’s Escher Art Print
by The Paper Crane
$15.00$12.75
1316
Nothing is Real Art Print
by PsychyPrincess
$17.00$14.45
64
Арт-принт IMPOSSIBLE GEOMETRICS 24
от Jazzberry Blue
24,00 $20,40
48
Арт-принт Illusionary Pool Party
3 от Taudalpo
3
3
$ 20,00 $ 17,00
1
Pop Check Check Розовый красный и желтый арт. / Designs
$ 15,00 $ 12,75
1095
Time Warp Motel Motel Print
от Linz Sepe
$ 22,00 $ 18,70
35
UP Art Print
9000 2 35Art Print
9000by Irie Wata
$16.00$13.60
7
This is Just a Dream Art Print
by PsychyPrincess
$17.00$14.45
24
Illusionary Road Trip Art Print
by Taudalpoi
$20.00$17.00
114
Репродукция с изображением дерева зебры
от Luisa Azevedo
22,00 $ 18,70 $
81
Репродукция с изображением иллюзорной поездки на автомобиле
от Taudalpo
900po0003$ 20,00 $ 17,00
18
Иллюзорный вор. — After Image — Художественный принт Иисуса Христа
от Ouijawedge
16,00 $ 13,60 $
21
Художественный принт Retro Meditation Time
от Taudalpoi
$ 20,00 $ 17,00
8
Алмазы в раундах Blacklight Neons Yellow Greens Art Print
от зловещих фиксированных дизайнов
$ 15,00 $ 12,75
131
мост. Запрос. 13,60 $
8
Speed Bumps (палитра Joy) Art Print
Beth McMillian Designs
15,00 $ 12,75 $
5
от PsychyPrincess
$ 17,00 $ 14,45
29
Happy Legs Art Print
от Taudalpoi
$ 20,00 $ 17,00
294
на краю. 0
Оп-Арт Черно-белый триповый психоделический узор 11 Художественная печать
путем деформации
15,00 $ 12,75 $
1
Мозаичный узор со звездами. Геометрический орнамент. Цифровой фон иллюстрации. Художественная печать
от Leavector
$ 18,00 $ 15,30
8
В поисках. Art Print
от Linz Sepe
$ 22,00 $ 18,70
168
Bridge To Fantasy Art Art
.
0
Психоделическая радужная радужная тигровая полоса0003
$ 17,00 $ 14,45
1
Оптическая иллюзия Оп -арт.
29
Художественный принт Trippy Stoner
от Doorman
18,00 $ 15,30
253
Eden (3/3) Art Print 90Li 90SE 023
3
2 $ 22,00 $ 18,70
30
Черно -белые мягкие размытые вертикальные линии — Ombre Abstract Blurred Design Art Print
от PI Photography Landscape Nature Caroad Floral Sunset сцена
Эльвира Первовская
17,00 $ 14,45 $
73
Sk8er Art Print
Taudalpoi
290 3 20,00 4000 $ 10,00 $0039
Agda Art Print
от Sofia Bonati
$ 19,00 $ 16,15
45
Иллюзорная каноэ. фотография — фотографии для декора дома и стен Art Print
by Astrid Arkhangelsky
16,00 $ 13,60 $
64
IMPOSSIBLE GEOMETRICS 25 Art Print
by Jazzberry Blue
24,00 $ 20,40 $
Свежие материалы: лучшие произведения искусства
Взгляните
Картины для стен в ванной
Используйте настенные рисунки, чтобы дополнить занавеску для душа, декор ванной комнаты и многое другое.
Взгляните
Картины для гостиной
Настенные картины для дома идеально впишутся в декор вашей комнаты.
Взгляните
Тенденция печати иллюзий предлагает бегство от реальности
Мода, используемая как эскапизм, конечно, не нова. От вампирских готских фантазий до коллекций, посвященных Марсу, дизайнеры уже давно позиционируют свою одежду как средство выйти в мир, созданный ими самими. Однако весна 2022 года, похоже, усилила эскапистский потенциал моды, выведя индустрию на новый фантастический рубеж. На подиуме Paco Rabanne изделия, выполненные в виде оптических иллюзий, а именно в горошек, искажали тела моделей в пышные ретрофутуристические силуэты. Обратите внимание на показы Thom Browne и Puppets & Puppets, в которых была представлена одежда с реалистичными иллюстрациями человеческого тела, которые заставляли вас чесать затылок, задаваясь вопросом: «Подождите, одежда была прозрачной или это была напечатать ?» В этом наступающем сезоне узоры не так просты, как классическая клетка или шахматная доска, и реальность, как утверждают умопомрачительные современные стили, переоценена.
«Использование оптических/сюрреалистичных принтов совпадает с модной тенденцией 2000 года», — объясняет Эллисон Аберизк, соучредитель нью-йоркского магазина винтажной моды и концепт-арта Aberizk. «2000-е действительно были сосредоточены на продвижении вперед в тысячелетие и цифровой мир, и эти графические типы принтов кажутся очень умопомрачительными и футуристическими», — говорит она TZR по электронной почте. Аберизк утверждает, что в результате современного возвращения эпохи «тепловизионные изображения, искаженные/размытые отпечатки и компьютерные эффекты», которые отсылают к той эпохе, пережили большой бум популярности.
(+)
Thom Browne Весна/Лето 2022 Victor VIRGILE/Gamma-Rapho via Getty Images(+)
Paco Rabanne Весна/Лето 2022 Предоставлено Paco RabanneAberizk связывает работу иллюзии с сегодняшним трендом Жан Поль Готье в 90-х, особенно его коллекция Cyber 1995 года. «Коллекция стала известна благодаря принту «кибер-точка», в котором использовались точки разного размера, расположения и оттенка, чтобы подчеркнуть и выделить женские формы», — говорит Аберизк. «Это было мрачное/футуристическое ощущение — подумайте Матрица и Безумный Макс», — описывает соучредитель.
(+)
Jean Paul Gaultier Ready-To-Wear Осень/Зима 1995 Victor VIRGILE/Gamma-Rapho via Getty Images(+)
Jean Paul Gaultier Ready-To-Wear Осень/Зима 1995 PIERRE VERDY/ AFP via Getty ImagesЧто касается того, почему в 2022 году возродились киберцентричные и триповые принты, Крагги, одноименный стратег WGSN по принтам и графике, говорит, что это связано с непрекращающимся увлечением моды всем рискованным. «Этот рост иллюзорных принтов связан с дизайнерским движением, которое восстанавливает и прославляет все формы и типы тела через цифровую линзу», — говорит он, в частности, цитируя узоры сканирования тела, подобные тем, которые можно увидеть на платьях любимой Instagram Syndical Chamber. «Тепловые карты и распечатанные сканы тел улавливают энергию клубных огней, освещающих владельца, поэтому [отображающие тело принты] — это способ быть в центре вечеринки без буквального внимания к себе», — говорит Крагги. «Они дают покупателю ощущение, что он с гордостью обнажает все (без особой необходимости)».
Впереди, узнайте, как этой весной иллюзорные отпечатки проявляются, и откройте для себя модификацию, чтобы покупать экспериментальные, уклоняющиеся от реальности вещи.
Мы включаем только продукты, которые были независимо выбраны редакцией TZR. Однако мы можем получать часть продаж, если вы покупаете продукт по ссылке в этой статье.
Привлекательная графика
«Дизайнеры все больше обращают внимание на различные геометрические узоры и контролируемое размытие, чтобы подчеркнуть телосложение и настроение пользователей, — объясняет Крагги из WSGN по электронной почте. «Влияние цифровых миров и сопутствующая им привлекающая внимание эстетика переносятся на реальные продукты с напечатанными хроматическими блесками и неоновыми градиентами, действующими как оптические иллюзии», — говорит он.
Что касается покупки предмета, меняющего восприятие, Aberizk предлагает вам отдать дань уважения чемпиону оптических искажений Жану-Полю Готье. «У [Aberizk] есть несколько вещей из коллекции Tribal CyberBaba 1996 года», — например, разноцветные брюки на фото ниже, — «с племенным принтом с очень графичными линиями и штриховкой по всей поверхности, создающими трехмерную иллюзию», — говорит соавтор. основатель. «Эти изделия определенно бросаются в глаза, поэтому, с точки зрения стиля, я бы сказал, что они сочетаются с предметами однотонного цвета, которые присутствуют на принте, чтобы создать ощущение сплоченности», — советует Аберизк.
Джин Пол Готье
1996S Cyberbaba Prints Prants
$ 550
Paco Rabanne
Оптическая иллюзия. Энн Изабелла
Юбка в оптическую полоску
560 €
Сканирование всего тела
Шинейд Гори, основательница одноименного обожаемого поколением Z лейбла, известного тем, что предлагает новый тип «голых» платьев, опирается на вышеупомянутую точку зрения Крагги. , говоря, что отпечатки сканирования тела — это средство участия в игривой фантазии. «Принты, имитирующие женскую форму, позволяют владельцу соскользнуть в другую фигуру, поместив силуэт поверх своего собственного», — объясняет Гори TZR. «Несмотря на то, что тело полностью закрыто, оно все равно довольно знойное, так как создает иллюзию того, как тело выглядит под одеждой», — говорит дизайнер.
Гори, которая объединилась с графическим дизайнером для создания узоров, подчеркивающих изгибы ее бренда, уделяет большое внимание тому, чтобы ее изделия соответствовали естественной форме тела. «Я [хочу] убедиться, что любой человек любого размера может носить эти принты, и они будут делать то же самое для любого типа телосложения; улучшайте и хватайте в нужных местах», — иллюстрирует она.
Syndical Chamber
Длинное платье Fire
450 €
Шинейд Гори
Леггинсы из лайкры, улучшающие изгибы
100 £
£ 80
Y/Project
Gradient Metallic Top in Green
$ 490
Constança Entrudo
Trompe L´oeil Jacquard Dress
$ 300
СУРНАЛИСКИ. портновские иллюзии через сюрреалистические принты, сделанные из коллажей человеческих черт и предметов, средство, которое она описывает как «чувственное и эмоциональное». Соломон уточняет: «Использование фигуративного коллажа на теле создает ощущение того, что он окутан формой, что, я думаю, придает силы. Я работаю с изгибами тела, чтобы манипулировать формами, чтобы они были как плоскими, так и искаженными», — описывает она. Ниже вы найдете несколько изделий из абстрактных фигуративных принтов.
ELLISS
Surreal Ankle Dress
£290
Survival of the Fashionest
Janus Multi Reversible Sweater
$586
CLAN
Mesh Pants
£174
AJP
Malcom x AJP Tee
$500
Cyber Raver
Стратег WSGN по молодежной и женской одежде София Мартеллини выкрикивает эстетику «киберрейвера», цифровую и ориентированную на вечеринки тенденцию, которую она описывает как конвергенцию «двух сегодняшних главных движущих сил молодежной моды: ностальгии и столкновения виртуальные и физические миры посредством популяризации метавселенной и цифровой моды».
Она уточняет: «Гедонизм, который обычно ассоциируется с 90-ми и 00-ми годами, возвращается, и он воплощается в готовом для вечеринки дизайне и смелых заявлениях, которые созданы для воздействия IRL и URL-адресов», — описывает Мартеллини. Она предлагает вам рассмотреть удобные для Instagram прозрачные сетки и блестящие принты, элементы одежды, синхронизированные с сегодняшним онлайн-миром, для представления тренда.
Чет Ло
Платье с градиентом «Нирвана»
500 фунтов стерлингов
Rationalle
The Rosa Mesh Turtle Neck
$ 98
Veredas
Top Coral
$ 667
Maisie Wilen
Blue Body Shop Leggings
$ 300903
8. еще одна классическая гравюра, призванная ниспровергнуть реальность: trompe l’oeil, художественная техника, обычно используемая для того, чтобы картины визуально выступали за пределы их позолоченных рам. Стратег печати связывает недавнее принятие модой дизайна с принудительной перспективой с культурным сдвигом на новый технологический рубеж с появлением метавселенной.
«Речь идет о подготовке к грядущей инновации расширенной реальности, в которой потусторонние текстуры, виртуальные продукты и цифровые сферы будут накладываться на реальный мир», — объясняет он.«Сейчас большое внимание уделяется тому, как эти миры будут взаимодействовать и что считать «реальным». [Искажающие принты] представляют потребителей и дизайнеров, делающих первый шаг к интеграции нашей цифровой и реальной жизни», — говорит Крагги.
MM6 Maison Margiela
BodySuite
$ 330
Морские серрики
TROMPE L’OEIL Cycling Shorts Leggings
$ 470
Thome Browne
TROMPE L’OIL Strip strood strood grytie
Thome Browne
TROMP0003
2404 $
Coach
Платье Trompe L’oeil с пряжкой
350 $
Эта статья была первоначально опубликована
0 Печать на холсте 10 Оптическая иллюзияРезультаты: 9 716
Результаты: 9 716
Репродукция картины маслом Дали — галлюциногенный тореадор, печать на холсте
Печать на холсте Optical Illusion Pods
Печать на холсте с параллельными линиями
Печать на холсте Spin Diamonds
Op Art Только симметричные формы 04 Печать на холсте
Печать на холсте с выпуклыми точками
Длинный и изогнутый путь Аллегория Дань Печать на холсте
Optical Illusion Pods III Печать на холсте
Армия выстраивается в боевой принт.