Разное

Голоса за задания: 3 сайта для накрутки голосов Вконтакте

04.11.1990

Техника речи — упражнения для дикторов и постановка голоса

Школа ораторского искусства > интересное > Упражнения для развития речи и голоса

Красивая речь складывается из трех компонентов: правильного дыхания, звучного голоса и внятной артикуляции. Вы наверняка слышали о том, что будущим актерам и вокалистам «ставят голос», но за этой туманной формулировкой скрывается кропотливая работа сразу в трех направлениях: дыхание, голос, дикция. Если вы хотите звучать, как профессиональный диктор, и поставили цель стать превосходным оратором, вам тоже придется уделить внимание каждому из этих аспектов. Иногда человеку кажется, что речь у него внятная, дышит он правильно, только голос подкачал. Поэтому он уделяет внимание одному типу упражнений, игнорируя все остальные. Это ошибка, которой следует избегать. Чтобы услышать недостатки речи, нужно быть профессионалом. Вам может казаться, что вы говорите безупречно внятно, но любой преподаватель ораторского мастерства, вокалист или логопед скажет, что вы «глотаете» звуки или неправильно артикулируете.
К тому же компоненты красивой речи взаимосвязаны и по отдельности развиваются плохо. Правильной артикуляции и красивого тембра не будет без тренировки дыхания, а дикционные упражнения заодно улучшают звучание голоса.

Развитие правильного дыхания

Дыхание – физиологическая основа речи, поэтому начинать постановку голоса следует с него. Цель дыхательных упражнений – отработка сильного, экономного и равномерного выдоха. Если вы говорите тихо, то с высокой долей вероятности проблема кроется именно в слабом выдохе. Также нужно научиться пополнять легкие незаметно, чтобы речь не прерывалась ненужными по смыслу паузами. Для этого придется задействовать весь мышечный аппарат грудной клетки, включая ребра и диафрагму. Наконец, на дыхание влияет поза, поэтому не забудьте расправить плечи и подтянуть живот.

Упражнение 1

Тренируем правильное дыхание. Станьте прямо, но не напрягайтесь. Положите одну ладонь на верхнюю часть живота, вторую – сбоку на талию. Это нужно, чтобы вы могли почувствовать движения ребер и диафрагмы во время упражнения.
Без усилия вдохните, а выдыхайте на счет от 1 до 5. Считать вслух не надо, сосредоточьтесь на движении ребер и диафрагмы. Грудная клетка не должна растягиваться, как при глубоком вдохе! Вдох короткий и естественный, выдох – долгий и плавный, но без усилия.

Упражнение 2

Экономный вдох – короткий и бесшумный. Послушайте аудиокнигу, которую читает известный актер, и обратите внимание: вы не слышите, как он вдыхает. Вы также можете записать собственное чтение вслух, чтобы убедиться: вдох может быть слышен, иногда из-за него возникают нарушающие смысл паузы. Чтобы этого не происходило, тренируем экономный вдох. Для этого нужно вдохнуть носом, задержать на счет 1-3 дыхание и плавно выдохнуть через рот на счет от 1 до 5. Выдох – долгий и плавный, вдох – короткий и естественный. Следите за мышцами пресса! Они не должны расслабляться, живот должен быть подобран.

Упражнение 3

Еще одно упражнение на экономный выдох. Сделайте глубокий вдох через нос на счет 1-3.
Задержите дыхание на счет «раз», а затем плавно выдыхайте через рот, произнося «с», «ф» или «ш». Звук «с» должен звучать без толчков, вибрации или ослабления к концу выдоха.

Упражнение 4

Переходить к этому упражнению следует только после того, как вы освоили экономный вдох и плавный выдох на звуках «с», «ф» и «ш». Положение тела то же: стоя, плечи развернуты, живот подобран. Сделайте глубокий вдох через нос, короткую паузу, а затем на одном выдохе читайте скороговорку. Она должна звучать плавно, без толчков и пауз для забора воздуха.

Постановка голоса

Работа над постановкой голоса начинается с поиска собственного тембра и естественного звучания. Это отправная точка: определите громкость и тембр речи, при которых голосовые связки не напрягаются, речь не срывается в визг или хрип. Запомните естественное звучание: ваша задача – улучшить силу и выразительность речи именно в этом комфортном состоянии. Можете записать на аудио короткий отрывок стиха, скороговорку или отрывок прозы в своем тембре, чтобы затем можно было сравнить звучание до и после упражнений.
Если постоянно перенапрягать связки, голос «сорвется».

Упражнение 1

Занимайтесь сидя, но не сутультесь – положение тела влияет на звук. Слегка приподнимите голову. Сделайте глубокий вдох через нос, а на выдохе тяните сонорные звуки: «л», «м», «л», «р». Следите, чтобы звук получался равномерным, не дрожал, не угасал и не срывался.

Упражнение 2

Усложните предыдущее упражнение: добавляйте к сонорным звукам гласные. Произносите их на выдохе плавно и протяжно, как будто поете. Важно: акцент должен быть не на гласном звуке, а на сонорном: «ммма», «ммме», «ммми» и так далее. Чтобы поставить речь и расширить диапазон, постепенно усиливайте громкость: каждый слог произносите тихо, громче и громко. Затем в обратном порядке: громко, тише, тихо.

Упражнение 3

Если получается протягивать слоги равномерно, без дрожания и толчков, переходите к следующему уровню сложности. На выдохе проговаривайте серию слогов с каждым сонорным, например: «ла», «ле», «ли», «ло», «лу», «лы», «лэ», «ля».
Слоги не должны сливаться в одно слово, делайте между ними паузу. Сначала говорите медленно, затем – с ускорением к концу ряда, затем – с замедлением. Выпишите слоги заранее: необходимость держать их в памяти будет отвлекать от основной задачи по развитию речи. По такому же принципу можно заниматься со скороговорками.

Упражнение 4

Это упражнение развивает не только голосовой диапазон, но также артикуляцию. Используйте сложные сочетания согласных для отработки техники речи и правильности произношения. Для этого произносите слоги слитно. Но читайте их построчно: одна строка – один долгий плавный выдох. Сначала читайте медленно и шепотом, затем громче и в естественном темпе, затем быстро и громко. Используйте камушки или орешки – препятствия для языка. Примеры сложных слогов:
  • ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
  • БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
  • МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
  • РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
  • ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
  • ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ

Развитие дикции

Если работать со сложными сочетаниями согласных хотя бы по 10-15 минут 6 дней в неделю, уже через месяц-другой у вас будет профессиональная дикторская артикуляция и правильная техника произношения. Но этого недостаточно, потому не забывайте про дополнительные способы улучшения артикуляции.

Упражнение 1

Разверните плечи, подберите живот, расслабьтесь. Это рабочее положение. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнести короткую скороговорку – любую. Например, «купи кипу пик». Сначала беззвучно шевелите губами, на новом выдохе проговорите ее четко, но шепотом. Затем тихо, громче и громко. Темп должен нарастать вместе с громкостью, но не спешите строчить, как из пулемета, главное – правильность артикуляции.

Упражнение 2

Для техники произношения полезно читать вслух стихи, отбивая ритм ладонями и двигая плечами. Стихотворения выбирайте на свой вкус, но эффективнее всего работать с детскими стихами, потому что у них простой ритм. Тренировка техники произношения требует упорства и дисциплины. В среднем, чтобы добиться результатов, нужно 2-3 месяца. Самостоятельно заниматься так долго сложно, легко потерять мотивацию или наделать ошибок, поэтому приходите в нашу школу ораторского мастерства на индивидуальные или групповые занятия!

Урок 5.

Тембр и высота голоса

Тема данного урока – тембр и высота голоса. В начале курса мы изучили все основные свойства и характеристики голоса в общем и целом, а последующие уроки посвящаем более подробному знакомству с каждой из них.

Сегодня мы более подробно рассмотрим такие характеристики голоса как высота и тембр. Цель нашего урока – научиться управлять высотой голоса и тембром, передавать при помощи высоты и тембра различные эмоции, делать акценты голосом.

В этом уроке мы изучим различные типы тембра, зависимость высоты голоса от тембра, и поймем, как можно пользоваться этим на практике.

Содержание:

  • Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голоса
  • Как управлять тембром и высотой голоса
  • Тест на проверку знаний

Наши задачи понятны, поэтому в путь!

Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голоса

Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков, чтобы вы могли двигаться дальше. Начнем с пояснения понятий и терминов.

Высота голоса – это способность говорить выше или ниже. У среднестатистического человека диапазон до полутора октав, а в повседневном общении большинство использует 3-4 ноты. Расширение диапазона сделает коммуникации более выразительными.

Тембр голоса – это его индивидуальная окраска, совокупность дополнительных колебаний или обертонов, которые возникают наряду с основной частотой. Проработка резонаторов может обогатить тембр голоса.

Высота и тембр голоса – это тесно взаимосвязанные характеристики. Общепринятая классификация певческих голосов как раз и построена на прямой зависимости тембра от высоты голоса. Подобная классификация, как мы уже говорили ранее, весьма условна, потому что есть люди, чей голос может охватывать диапазон баса и баритона, баритона и тенора, контральто и меццо-сопрано, а то и гораздо больше.

Например, певец Димаш имеет диапазон в 6 октав плюс 5 полутонов от «ля» контроктавы до ноты «ре» 5-й октавы. Таким образом, его голос полностью вмещает диапазон, в котором поет баритон, тенор, альт и сопрано, а также захватывает верхнюю часть басового регистра и часть так называемого «свисткового регистра», который выходит за пределы верхних нот сопрано.

Итак, давайте разберемся, что же означает каждый тип голоса.

Тембры голоса у мужчин:

  1. Тенор – высокий мужской голос, охватывает диапазон от ноты «до» в малой октаве до ноты «до» во 2-й октаве. Подразделяется (снизу вверх) на драматический, лирико-драматический (он же меццо-характерный), лирический, альтино. Иногда в отдельную категорию выносят контратенор, который простирается от ноты «ми» малой октавы до «ми» 2-й октавы.
  2. Баритон – средний мужской голос, охватывает диапазон от ноты «ля» большой октавы до ноты «ля» 1-й октавы. Подразделяется (снизу вверх) на бас-баритон, драматический, лирико-драматический, лирический и тенор-баритон.
  3. Бас – низкий мужской голос, охватывает диапазон от ноты «ми» в большой октаве до ноты «соль» в 1-й октаве. Подразделяется по высоте на низкий, центральный, высокий, и по оттенку звучания на баритональный, характерный, глубокий и комический.

На представленном ниже рисунке диапазоны обозначены на клавишах фортепиано зеленым цветом. По 3-4 ноты справа и слева, выделенные желтым – это крайние ноты диапазона, которые человек, в принципе, может взять, но не полным голосом, а, как сказали бы фониатры, на разомкнутых связках.

Тембры голоса у женщин:

  1. Сопрано – высокий голос, охватывает диапазон от ноты «до» в 1-й октаве до ноты «до» в 3-й октаве. Подразделяется (снизу вверх) на драматическое, лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное сопрано.
  2. Меццо-сопрано – средний голос, охватывает диапазон от ноты «ля» в малой октаве до ноты «ля» во 2-й октаве.
  3. Контральто – низкий голос, охватывает диапазон от ноты «фа» в малой октаве до ноты «соль» во 2-й октаве.

Детские голоса не делятся по признаку пола. Низкий голос называется альт, высокий – сопрано, причем как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков высокий голос имеет второе название: дискант.

Чем выше голос, тем звонче тембр. Чем ниже голос, тем более глубоким, бархатистым и сексуальным воспринимается тембр. Интересное наблюдение сделали ученые, в частности, Сесилия Пембертон из Университета Южной Австралии. Она и ее коллеги сравнили аудиозаписи голосов женщин, сделанные в 1945 году, и аудио, записанное в начале 90-х [ВВС, 2018].

Для чистоты эксперимента сравнивали голоса некурящих студенток в возрасте 18-25 лет, дабы исключить влияние на голос различных факторов вроде курения, нервной работы, большого количества родов, возраста, гормональной перестройки организма. Оказалось, что за почти полвека среднестатистическая основная частота женского голоса понизилась на 23 Гц. Если в 1945 году среднестатистическая молодая женщина разговаривала на частоте 229 Гц (примерно «ля диез» малой октавы), то уже в начале 1990-х молодые женщины вещали в среднем на частоте 206 Гц (примерно «соль диез» малой октавы). Таким образом, женский голос за полвека понизился почти на ноту [ВВС, 2018].

Интересно, что когда из исследования начала 90-х решили исключить молодых женщин, принимающих гормональные противозачаточные средства, которые, как известно, могут незначительно менять гормональный фон организма и влиять на голос, общие результаты исследования никак не изменились.

Ученые склонны считать это следствием успеха в борьбе за гендерное равенство. Желая использовать открывшиеся в жизни возможности, женщины быстро переняли и освоили скиллы лидера, позволяющие добиться успеха в карьере, науке, бизнесе, политике. А ввиду того, что более низкий голос традиционно считается более пригодным для лидерства, женщины научились манипулировать и этой способностью своего организма.

Кроме того, мужское окружение в трудовом коллективе и топ-менеджменте, необходимость доказывать свою компетентность и профессиональную состоятельность приводят к тому, что женщины, попавшие в такие обстоятельства, подсознательно начинают говорить в более низком диапазоне, чем раньше.

Данную гипотезу волне подтверждает еще одно исследование, сделанное Джой Чен из Университета Иллинойса. Участники эксперимента, разделенные на группы от 4 до 8 человек, должны были выстроить в порядке важности предметы, необходимые астронавту, попавшему в аварию на Луне [ВВС, 2018]. Это была коллективная часть задания.

Далее с участниками беседовали один на один и просили выстроить на основе личных впечатлений рейтинг лидерства и влиятельности остальных участников группы. Разговоры записывались и, изучая затем аудиозаписи, ученые увидели (услышали), что большинство участников изменяло высоту собственного голоса в первые же минуты беседы. Тех участников, чей голос был ниже, остальные оценивали как более влиятельных и авторитетных. Данная закономерность наблюдалась как в отношении мужчин, так и в отношении женщин.

Значение тембра голоса для успеха в карьере подтверждают и другие исследования. Например, аналитическая компания Quantified Impressions из Техаса изучила спичи 120 топ-менеджеров путем использования специального программного обеспечения для сегментации характеристик голоса и опроса более тысячи человек. Среди опрошенных было 10 экспертов и тысяча обычных слушателей.

23% оценок опрошенных, так или иначе, касались тембра и других характеристик голоса оратора, и только 11%, оценивая выступление в целом, пытались как-то оценить содержание речи [S. Shellenberger, 2013]. Остальные участники опроса оценивали эмоциональность, личное обаяние и компетентность как таковую, независимо от текста выступления.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что, слушая слабые, уставшие или писклявые голоса, люди воспринимают спикера как пассивного, наряженного или некомпетентного. Спикеры с нормальным тембром, темпом и выразительностью речи кажутся более успешными, интеллектуальными и компетентными.

Значит ли это, что природный голос человека заранее предопределяет его успех или неуспех в жизни? Конечно же, нет! Человек всегда может улучшить природные данные и развить способность красиво говорить как в нижнем диапазоне своего голоса, так и в верхнем. Как это сделать? Сейчас будем разбираться!

Как управлять тембром и высотой голоса

Итак, как же управлять тембром и высотой голоса? Как вы поняли из вышеприведенных экспериментов и исследований, немного поднять или слегка снизить тональность голоса может практически каждый человек, даже не проходивший специальную подготовку по постановке голоса. Различные факторы психологического свойства тоже могут влиять таким образом, что человек начинает говорить тише или выше.

Коль скоро тональность и тембр голоса, в принципе, поддаются влиянию, почему бы не взять этот факт на вооружение и не пытаться влиять на голос осознанно и осмысленно? И не просто чуть-чуть, а столько, сколько нам нужно для достижения красивого тембра… Идея заманчивая и, что самое главное, полностью реальная для воплощения в разумных пределах!

Что значит «в разумных пределах»? Это значит, что не стоит пытаться загнать голос на ту высоту, на которой он не может звучать полноценно, с участием нужных резонаторов. Если вы захотите получить тонкий и звонкий тембр, но у вас от природы большие и не слишком подвижные голосовые связки, и при этом вы не работали над соединением резонаторов, то взять высокие ноты вы сможете разве что исключительно в головном резонаторе.

Голос, который формируется исключительно «в голове» без участия грудного резонатора, будет или слабым и писклявым, или бездыханным и неразборчивым, или визгливым, а то и просто сорвется.

Если вы захотите говорить низким бархатистым голосом, но у вас от природы металлический тенор, то и нижний диапазон без тренировки соединения резонаторов будет или скрипучим, или сиплым, или вы вообще посадите голос.

Кроме того, чтобы голос (любой!) звучал красиво и убедительно, вам всегда следует помнить о глубоком дыхании со вздохом в нижнюю часть легких. Такое дыхание еще называют диафрагменным или диафрагмальным.

Еще следует помнить о дикции и артикуляции, которые должны быть достаточными, но не должны быть избыточными. Так, если вы почти не открываете рот и не задействуете артикуляционные мышцы, звук будет застревать во рту и полноценного звучания не получится. Если артикуляция избыточна, а вы слишком широко открываете рот там, где это не нужно, звук получится грубым.

Все эти аспекты работы с голосом – постановка дыхания, опора для звука, дикция, артикуляция, соединение резонаторов – мы изучили в уроке 2. Это базовые знания для постановки глосса, которые нам уже неоднократно понадобились и понадобятся в следующих уроках тоже. Поэтому если что-то осталось непонятным, прочитайте и проработайте материал урока 2 еще раз.

В принципе, чтобы умело управлять звуковысотностью собственного голоса, вам нужно запомнить и применять на практике два важных момента:

  • Для красивого высокого голоса нужен и головной, и грудной резонаторы. Головной резонатор обеспечивает доступ к высокому звучанию, а грудной резонатор делает высокие ноты более выразительными и позволяет избавиться от писклявости в голосе, как если работает только головной резонатор.
  • Для красивого низкого голоса тоже нужна совместная работа всех резонаторов. Грудной резонатор дает доступ к низким нотам, обеспечивает мощное звучание голоса внизу, а резонанс в верхних резонаторах обеспечивает легкость и полетность голоса.

Кроме того, не забывайте, что ротовой резонатор обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов с горла, помогает говорить более свободно, а носовой резонатор выступает соединительным звеном для всех резонаторов, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом.

Напомним еще раз, что резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.

Поэтому, если хотите расширить диапазон – работайте над резонаторами, и со временем вы сможете звучать выше или ниже, чем сейчас. Более того, при работе над той или иной частью диапазона часто можно наблюдать некоторую симметрию результатов. Если вы работаете над верхними нотами и расширением диапазона вверх, нижние ноты начинают звучать более уверенно и рабочий диапазон расширяется не только вверх, но и чуть-чуть вниз.

И еще один немаловажный аспект. Мы не зря начали практическую часть урока с темы осмысленности и осознанности в работе над тембром. Дело в том, что вы можете планировать не только содержание и структуру речи, паузы и логические ударения, но и все аспекты звукоизвлечения! Вкратце мы затронули этот момент в предыдущих уроках, а сейчас самое время продолжить.

В уме, а затем вслух можно репетировать не только текст будущего сообщения, но также его эмоциональную насыщенность, громкость, высоту, темп. Можно попытаться задать тот или иной тембр и репетировать речь с разными интонациями. Знания анатомии голоса, полученные на нашем курсе, и понимание, как те или иные движения и положения органов звукоизвлечения влияют на ваш голос и вашу речь, помогут вам в этом.

Интересный момент: словарь ассоциаций предлагает около 70 возможных определений к слову «тембр» [Словарь ассоциаций, 2020]. Поэтому если вы затрудняетесь с тем, как можно разнообразить вашу речь, такая подборка ассоциаций вполне может вам помочь.

Кроме того, наработать осмысленный подход к звуковедению, научиться управлять высотой и менять (в пределах разумного!) тембр голоса вам помогут специальные упражнения, котоорые предлагает профессор из Франции Филипп-Николя Мело, обучающий пению профессионалов и любителей.

Упражнения для контроля над тембром и высотой голоса:

1 Сделайте из ладоней «наушник» и «микрофон»: одну ладошку поднесите к уху, вторую – ко рту, и начинайте читать текст (считать ворон, напевать песню). Так вы услышите свой голос в максимальном приближении к тому, как его слышат окружающие, при этом сохраните мобильность и возможность тут же что-то поменять и попытаться отрегулировать высоту или тембр голоса, если вам что-то не нравится. Это не вместо записи голоса на диктофон и контроля результата. Это в придачу, чтобы иметь возможность быстро уловить взаимосвязь между своими усилиями по голосоведению и результатом.
2 Делайте зарядку для лицевых мышц, чтобы снять нагрузку с горла и голосовых связок и максимально задействовать диафрагму и артикуляцию. Произнесите слоги «кью», «икс» один за одним, но на «кью» губы должны округляться, а на «икс» расходиться в широкой улыбке. Повторить 30 раз. Если вы попытаетесь рассказать что-то сразу после этого, то услышите, что речь стала более внятной и свободной.
3 Читайте вслух тексты (стихи, рассказы, песни), искусственно растягивая гласные. Можно даже просто пропускать согласные буквы, если это поможет сосредоточиться на гласных. Это поможет сделать речь более мелодичной. К слову, носителям французского языка Филипп-Николя Мело советует именно пропускать согласные и тянуть гласные (напомним, что Филипп-Николя Мело француз). Так что если вы репетируете речь или песню на французском, тяните гласные без согласных. Теперь тот же текст нужно прочитать, чеканя и артикулируя согласные. Так ваша речь станет более внятной.
4 Теперь читайте текст с резкой гневной интонацией. Представьте, что этот гнев идет будто бы у вас изнутри. Для контроля ощущений нужно положить руки на солнечное сплетение. Это добавит насыщенности вашему звучанию. Можно репетировать и с другими эмоциями.
5 Стоя на полу без обуви, спокойно дышите, надувая воздухом бока и живот. Затем начинайте медленно переносить вес тела с пятки на носок и обратно. Продолжайте раскачиваться уже с закрытыми глазами, сосредоточив внутреннее внимание на стопах. Это для того, чтобы не потерять равновесие. Контролируйте только ступни – так вы научитесь распределять энергию внутри себя, использовать энергию и мышцы тела для лучшего звучания речи.

Посмотреть, как правильно делать эти упражнения, можно в специально подготовленном видео:

Задать голосу нужный тембр, научиться регулировать его высоту в зависимости от ситуации вам помогут советы Лиллиан Браун, профессора Северо-Восточного университета в Бостоне (США). Свои советы она адресовала англо-говорящим соотечественникам, однако в адаптированном для русскоязычной аудитории виде эти рекомендации полностью приемлемы. Она считает, что независимо от того, какой у человека глосс от рождения, он всегда может улучшить его практикой [L. Brown, 2020].

Советы для улучшения голоса от Лилиан Браун:

  1. Вдыхать глубоко, задействуя диафрагму.
  2. Держать ровную осанку, чтобы не сжимать внутренние органы и позволять организму полноценно насыщаться кислородом.
  3. Равномерно распределять вес на ноги, выпрямляться в полный рост, чуть отведя голову назад. В таком положении можно контролировать речевой аппарат наилучшим образом.
  4. Понизить свой голос можно, если говорить «прямо из носков», т.е. плотно упираясь пятками в пол. Если при этом держать ровную осанку, диафрагма прогибается сама по себе, давая воздушному потоку больше места.
  5. Охватывать голосом минимум октаву, т.е. 4 ноты выше и 4 ноты ниже вашей самой удобной средней ноты.
  6. Представлять визуально то, о чем рассказываете. Это сделает речь более живой и эмоциональной.
  7. Читать вслух хотя бы 10 минут в день.
  8. Читать вслух свой текст, с которым вам предстоит выступить публично, и дообрабатывать фрагменты, которые звучат не очень хорошо.
  9. Артикуляция должна быть четкой, однако стоит избегать манерной артикуляции.
  10. Говорить спокойно и размеренно, не торопясь. Замедлить речь можно с помощью четкой артикуляции слов.
  11. Избегать слов-паразитов, длинных необоснованных пауз и междометий в речи.
  12. Обязательно репетировать произношение сложных и незнакомых вам слов прежде, чем произнести их на публике.

И, конечно, огромное значение тембр голоса и способность петь выше и ниже имеет для вокалистов. В нашем курсе вокалу посвящен отдельный урок, однако начать тренироваться вы можете уже сейчас. Вы помните, что за доступ к высоким нотам отвечает головной резонатор, а низкие ноты мы поем с помощью грудного резонатора. Поэтому стоит дополнительно поработать над грудным и головным резонаторами.

Советы новичкам, как справиться с высокими нотами:

  • Пробуйте шире открывать рот. Для новичков это обычно большая проблема ввиду либо отсутствия навыка, либо забывчивости. Поэтому контролируйте ширину открытия рта уже на подходе к высоким нотам. При необходимости еще раз проработайте упражнение из урока 2 на открытие рта на 2 пальца.
  • Попробуйте слегка присесть или немного наклониться вперед, когда подходите к высоким нотам, как это делают многие эстрадные исполнители. В уроке, посвященном вокалу, мы остановимся на таком понятии как анкеровка (от английского anchor – якорь), т.е. использование мышц тела для поддержания (якорения) звукового потока. Пока просто запомните, что телом вы можете помочь себе достичь высоких нот.
  • Подключите воображение и представьте, что вы поете как бы «в себя», сохраняя опору для голоса и не отдавая воздух наружу. Развейте свой успех и попробуйте как бы «вдохнуть» голос в себя.
  • Представьте, что перед вами пламя свечи, и вам нужно спеть так, чтобы не задуть свечу.
  • Добавьте в голос мяукающую или плаксивую интонацию. Если вы внимательно и до конца посмотрели видеоурок №3, который дала российская певица Полина Гагарина в рамках благотворительного проекта «Поколение М», вы уже знаете, что раскрытию резонаторов способствуют природные звуки – плач и стон.

Более мужественный плач, а также другие упражнения продемонстрировал в своем видео певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу, Иван Радьков:

К слову, обратите внимание, что, когда вам на видео показывают, как открывать рот, язык у певца лежит ровно, а кончик языка находится у нижних зубов. Не забывайте повторять (и применять!) материал предыдущих уроков на практике. И помните, что каждая новая тема – это совсем не повод забыть то, что вы выучили ранее. Если у вас получились упражнения из предыдущего видео, можете попробовать выполнить более сложные упражнения:

Похожие мысли и, в придачу к этому, советы, как снять зажимы с голоса, можно найти у певицы, блогера и вокального коуча Александры Стройцевой. Обратите внимание, что к своему голосу нужно относиться адекватно и не требовать от него тех высоких нот и тех оттенков тембра, которых в нем пока что нет. И ноты, и оттенки звучания достигаются упорными тренировками и осознанным контролем за своим голосом:

Давно известно, что обладатели низких голосов мечтают заполучить в свое распоряжение высокие ноты, а обладатели высоких голосов почти всегда хотят освоить нижний диапазон. На самом деле, помочь можно и тем, и другим.

Советы новичкам, как справиться с низкими нотами:

  • Слегка опустить гортань. Чтобы почувствовать правильное положение, следует положить руку на шею спереди и зевнуть со звуком «а-а». Ладонь почувствует, как гортань уходит вниз. Это и есть искомое положение гортани.
  • Сохранять резонанс в носовом и головном резонаторах, что ощущается как резонанс в лицевой части. В уроке, посвященном вокалу, мы расскажем, что такое вокальная маска. Пока запомните, что на низких нотах верхние резонаторы тоже работают, хотя и не так интенсивно, как на высоких.
  • Тренироваться петь со слегка опущенной гортанью и карандашом, удерживаемым между зубами. Челюсть не напрягать! Это позволит наработать правильную координацию между гортанью, мышцами лица и челюстью.
  • Тренировать работу грудного резонатора, положив руку на грудь и поставив голос на опору. Нужно произносить нечто среднее между «гэ» и «хэ» (похоже на букву «г» в украинском языке). Можно тренироваться на слоге «гэм-ма» или «хэм-ма».

И, конечно, видео на эту тему:

Итак, в этом уроке мы разобрались с такими характеристиками голоса как высота и тембр, и поняли, как влиять на эти характеристики своего голоса. Если формированию красивого голоса и тембра мешает гнусавость, персонально для вас видео, как избавиться от гнусавости в голосе:

Нам остается только закрепить полученные знания с помощью проверочного теста и продолжить работу над прочими характеристиками голоса в следующем уроке.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.