Психолог назвала неожиданную пользу злости для человека — Газета.Ru
Психолог назвала неожиданную пользу злости для человека — Газета.Ru | Новости
close
100%
Не существует плохих или хороших эмоций. Все эмоции нужны, так как они демонстрируют человеку его же отношение к той или иной ситуации. Злость – это такая же эмоция, как радость или печаль, просто она окрашена по-другому, и она также имеет свои плюсы. Об этом «Газете.Ru» рассказала семейный психолог Ольга Романив.
«Эмоции, особенно негативные, к которым относится в том числе гнев или злость, помогают нам учиться и защищаться. Если нам что-то не нравится, злит нас, обижает, мы должны к себе прислушиваться и в идеале не допускать повторения таких ситуаций. Любая негативная эмоция – это фактор выживания: если бы первобытный человек не испытывал страх, он бы банально не выжил; если бы он подавлял в себе злость, то не смог бы защитить свою жизнь», – объясняет эксперт.
Психолог подчеркнула, что современному человеку злость помогает сохранить личное пространство, ведь человек часто злится, когда кто-то нарушает его границы. Например, ребенок может испытывать это чувство, когда кто-то пытается отобрать у него игрушку.
Ольга Романив не рекомендует родителям запрещать своим детям испытывать злость, так как это может негативно сказаться на его будущем. Так, взрослые, подавляющие свои негативные эмоции, склонны к самоповреждениям, перееданию, злоупотреблению алкоголем.
Более подробно о значении такой эмоции, как злость, и о последствиях полного отказа от нее для детей и взрослых можно узнать из статьи «Газеты.Ru».
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Новости
Дзен
Telegram
«Избранница сына старше его в два раза и весит вдвое больше меня»
Фитнес-инструктор из Реутова – о непонятном выборе выросшего ребенка
Муж считает, что мой оргазм — не его забота
Бухгалтер из Воронежа – о проблемах во втором браке
«Разведенке с прицепом» гораздо проще выйти замуж, чем одинокой
Педиатр из Воронежа – о стереотипах, которые касаются разведенных женщин
Свекровь больше любит внучку от дочери, чем ребенка своего сына
Менеджер из Новосибирска – о разном отношении к внукам от сыновей и дочерей
Стала крестной для сына друзей, и теперь они требуют у меня дорогие подарки
Предприниматель из Москвы – об обязательствах крестной матери
Разрешите ему злиться! Когда гнев идёт на пользу ребёнку
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Сталкиваясь с детским гневом или деструктивным поведением, родители и педагоги часто теряются. Из поколения в поколение передаются установки: «старшим грубить нельзя», «драться — плохо», «громко кричать — неприлично». Но иногда давать выход негативным эмоциям просто необходимо. В каких случаях злость и гнев полезны для ребенка, разбираемся с психологом Ириной Лагуниной.
Гнев рождается вместе с ребёнком
Первые проявления злости специалисты наблюдают уже у новорожденных. Например, когда ребенок громким плачем реагирует на отсутствие молока. Дело в том, что нервная система формируется еще до рождения.
«Один ребенок рождается более спокойным, другой — менее. Если у матери во время беременности был высокий уровень кортизола, гормона стресса, малыш будет более чувствительным и, соответственно, более склонным к выражению эмоций, в том числе злости», — рассказывает эксперт.
Взрослея, ребенок чувствует психологический фон в семье и выстраивает эмоциональную жизнь в соответствии с обстановкой:
«Если мальчик или девочка растут с родителями, у которых много агрессии, но они постоянно ее подавляют, им будет сложно научиться справляться с эмоциями. То же происходит при задержке психического развития, или так называемой минимальной мозговой дисфункции, когда лобные доли, отвечающие за контроль над эмоциями, долго остаются неразвитыми».
Эволюция оставила человеку только те свойства и качества, которые необходимы для выживания. В том числе базовые эмоции, одна из которых — гнев. Неслучайно Гнев — один из главных персонажей в оскароносном мультфильме «Головоломка» («Inside Out»), где пять эмоций живут в голове девочки Райли и реагируют на все события ее жизни.
Эмоция гнева выполняет две важные функции:
- Помогает уничтожить врага в случае угрозы.
- Помогает убрать препятствие на пути к нужному ресурсу.
Ресурсом для ребенка являются как игрушки, так и родительская любовь и внимание. Детская психика выдает базовую, естественную реакцию в ответ на недостаток или невозможность получить желаемое. Ведь это единственная сила в арсенале ребенка, которая может помочь сию секунду исправить ситуацию.
«Именно поэтому, например, ребенок так бурно реагирует на наказание или ограничение свободы. Это всегда повод для злости», — говорит Ирина Лагунина.
Где граница адекватного гнева
Психологи сходятся во мнении, что проявлять гнев полезнее, чем подавлять его. Именно подавленный гнев является одной из наиболее частых причин психосоматических заболеваний.
Злость как реакция на опасность или ограничения ресурсов — эмоция нормальная и полезная. Но важно разделять саму эмоцию и формы ее проявления. До тех пор, пока ребенок не нарушает чужих границ, гнев адекватен.
Ирина Лагунина:
«Чаще всего, гнев проявляется вербально — то есть ребенок кричит, возмущается. Или выражается в двигательной активности: малыш может вскочить, топать ногами, махать руками, стукнуть кулаком по столу, даже подраться в случае угрозы. Проговорить или прокричать свою злость, добавить к этому телесность — совершенно нормальная история».
Если же во время гнева ребенок впадает в неконтролируемую агрессию, бьет первым без малейшей угрозы для себя, оскорбляет противника — такой гнев поощрять нельзя. Для родителей и педагогов это сигнал, что ему нужна помощь.
«Я бы предложила взрослым излишне не волноваться по поводу детской злости. Но, если ребенок очень раздражительный или агрессивный, этому обязательно есть причина, и ее нужно найти. Могут быть проблемы психологического или неврологического характера. Иногда имеет смысл привлечь специалиста, чтобы разобраться, что с ребенком происходит».
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Смотрите
Пять обстоятельств, в которых ребёнку нужен гнев
В процессе взросления ребенок сталкивается с обстоятельствами, в которых адекватно проявленная злость играет важную роль и по-настоящему помогает малышу.
- Сигнал о неблагополучии
Бывает, что дети оказываются в сложной или даже опасной ситуации только потому, что не смогли закричать и вовремя позвать на помощь. Проявить злость в экстремальной ситуации — иногда значит спасти свою жизнь и здоровье.
- Самооборона.
У детей, которым запрещают выражать злость, проявляется высокий уровень виктимности — склонности становиться жертвой преступления. Они не способны защитить себя, сказать «нет», поэтому становятся жертвами физического и эмоционального насилия. Проявление гнева помогает ребенку дать отпор агрессору.
- Энергия достижений.
Злость может трансформироваться в полезную энергию, особенно в высоко конкурентной среде — например, в спорте. Если ребенку запрещать адекватную злость, он будет менее конкурентоспособен.
- Отстаивание границ.
Если у ребенка все время забирают игрушки, толкают, обижают его, а взрослый запрещает злиться с формулировками «поделись игрушкой, ты же не жадный», «не плачь, ты же мальчик», «ну разве можно драться!» — малыш оказывается в ситуации бессилия, потому что не может защитить то, что для него важно.
- Проявление себя.
Подавленная злость соседствует со страхом. Ребенку, которому запрещают базовую эмоцию, страшно проявлять себя в принципе. В будущем у него могут возникнуть сложности с самореализацией.
Позволять ребенку злиться — значит принимать его полностью, со всеми его проявлениями, и транслировать простую мысль, что с ним все в порядке.
Гнев как способ развить мелкую моторику
Если в деструктивных действиях ребенка нет признаков агрессии к окружающим или девиантного поведения, они идут на пользу. Так, немало «гневных» действий развивают мелкую моторику, а значит, и когнитивные способности, речь. Полезно:
- рвать бумагу;
- громко барабанить пальцами по столу;
- что-то мять в ладонях.
В раннем возрасте для правильного развития малышу нужно пройти этап разрушения: он разбирает пирамидки, разваливает построенные им самим и другими детьми песочные замки, разбирает конструкторы, ломает игрушки. Это необходимо для того, чтобы узнать устройство предметов окружающего мира, познакомиться с понятием части и целого, своими эмоциональными и физическими способностями.
Особенно полезно, если после удовлетворения потребности в разрушении родитель или педагог вместе с ребенком восстановят испорченное — соберут пирамидку и разбросанные игрушки, обрывки бумаги. Это поможет сформировать эмоциональный интеллект.
Направляем гнев в правильное русло
Ирина Лагунина советует подкреплять адекватные проявления детской злости, ведь в период дошкольного и младшего школьного возраста ребенок учится злиться правильно. Хорошими способами служат:
- Личный пример.
Через личный пример значимых взрослых дети учатся быстрее, чем через наставления. Если родители привыкли подавлять сильные эмоции, ребенок копирует их поведение, либо выдает чрезмерную агрессию, поскольку не видит образца правильного обращения с эмоциями.
- Отслеживание психологического фона в семье.
Атмосфера, в которой растет ребенок, служит для формирования его эмоциональной жизни. Если дома много злости, родственники постоянно вступают в конфликт друг с другом, малыш примет такую модель поведения за норму и будет проявлять гнев даже там, где он неадекватен ситуации.
- Обсуждение случившегося.
Важно проговаривать с ребенком не только то, что произошло по факту, но и чувства, возникшие по этому поводу. Адекватные эмоции — поощрять, неадекватные — отслеживать и пытаться устранить.
Эксперт подчеркивает, что не стоит требовать от детей осознанности в проявлении эмоций. Главное — помнить, что безопасность и здоровье важнее примерного поведения. А чтобы развить у детей способность адекватно проявлять весь спектр нормальных эмоций, в том числе гнева, важно сначала развить эту способность у самих взрослых.
Материалы по теме:
- «Хочешь об меня позлиться?», или Правила экологичной драки
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
61.282 Злой ребенок Стоковые фото, картинки и изображения
Мать успокаивает дочь-подростка после ссорыPREMIUM
Конфликт между матерью и ребенком. женщина кричит на девочку-подростка. грустный ребенок чувствует обиду и безнадежность. abusePREMIUM
Злой маленький мальчик с мокрыми волосами в синей футболке кричит, стоя на размытом фоне в зеленом городском парке крупным планомPREMIUM
Папа пытается поговорить со своим сыном дома.PREMIUM
Несчастная и эмоциональная малышка с плюшевым мишкой на улице . непослушный ребенок на улице. концепция ужасных двоек и детских истерикPREMIUM
Младенец (1 год, японец, девочка) просит маму, плача. ПРЕМИУМ
Избитый мальчик готов к бою. пустое место для текста. изолированные на темном фоне. ПРЕМИУМ
Семейный конфликт. мать и дочь ссорятся дома, девочка игнорирует маму, стоит к ней спиной со скрещенными рукамиPREMIUM
Мать ругает свою девочку, семейные отношения. PREMIUM
Папа ругает ее дочь дома. конфликт между мужчиной и ребенком. отец кричит на грустную девушку-подросткаПРЕМИУМ
Ребенок не хочет завтракать. маленькая девочка с отвращением смотрит на бутерброд.PREMIUM
Строгий отец разговаривает с сыном.PREMIUM
Ребенок кричит, истерит. уставший папа не хочет слышать ребенка. родитель раздражен, устал, хочет отдохнуть от дочери. невыносимая детская истерия. ПРЕМИУМ
Азиатский мальчик сидит и плачет на кровати, в то время как родители ссорятся или ссорятся дома. ребенок, закрывающий лицо и глаза руками, не хочет видеть насилие. бытовые проблемы в семье.ПРЕМИУМ
Милый маленький мальчик закрывает ухо от громкого звукаPREMIUM
Новорожденный плачет на белой простыне. детские истерики. вид сверху.PREMIUM
Злой маленький ребенок сжал кулак, показывает недовольное выражение лица, чувствует себя расстроенным, раздраженным, плохим поведением, темпераментным мальчиком с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, раздражительностью, полным гнева. PREMIUM
Портрет злой эмоциональной азиатской девушки, кричащей и расстроенной кричать от гнева, безумно кричать и закрывать уши руками на белом фоне, концепция синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)PREMIUM
Над девочкой издеваются в школе. образовательная школьная изоляция и концепция запугивания. ПРЕМИУМ
Дочь ребенка расстроена, пока родители дерутся на заднем плане, грустная маленькая девочка расстроена психологической проблемой, вызванной ссорами мамы и папы, ПРЕМИУМ
Над девочкой издеваются в школе. концепция изоляции образовательной школы и издевательств. ПРЕМИУМ
Грустная расстроенная девочка смотрит в камеру со скрещенными руками, сложенными руками. портрет крупным планом кавказской детской модели с цветочной повязкой на голове, изолированной на белом сером фоне копировального пространства. горизонтальное изображение.ПРЕМИУМ
Разгневанный отец наказывает свою дочь.PREMIUM
Мать ругает дочь. девушка закрывает уши и закрывает глаза. семейные отношения.PREMIUM
Азиатский ребенок, милая обидчивая или маленькая девочка, сидящая, хмурая и злая, агрессивная с грустью или проблемами, одинокая, несчастная или своенравная на городской улице и тропинке дома или в детском саду и школе с пространством. PREMIUM
Молодой отец обнимает плачущую маленькую девочку и попробуй утешитьPREMIUM
Симпатичная маленькая девочка в позе с разными выражениями лицаPREMIUM
Разгневанная дочь-ребенок кричит, ругая мать за суетливые вещи, ворчание, стрессовая девочка, кричащая, девочка сходит с ума, теряет контроль над эмоциями, концепция спора, отношения, проблемы семейной жизни. ПРЕМИУМ
Грустный мальчик с синяком на щеке белый изолированный фон, грустный ребенок. PREMIUM
Портрет плачущего новорожденного. эмоции недовольства. colicPREMIUM
Милый новорожденный плачет в постелиPREMIUM
Злой ребенок кричит и поднимает кулак. агрессивный маленький мальчик с широко открытым ртом, глядя в камеру. синдром СДВГPREMIUM
Милый мальчик играет в игрушечную машинку в одиночестве и грустит.PREMIUM
Плачущий ребенок лежит на животе в изоляции.PREMIUM
Портрет несчастного, несчастного мальчика, высунувшего язык и делающего большой палец вниз жестом руки, изолированный белый фон. негативная человеческая мимика, эмоции, язык тела. copy spacePREMIUM
Азиатская девочка сидит на полу, показывает руку, сигнализирующую остановиться, прекратить физическое насилие и насилие в семье, злой мужчина или отец поднял кулак наказания, дочь угнетена, запугивание, страх, плачетPREMIUM
Милая маленькая девочка позирует с набором различных выражений.PREMIUM
Милый маленький мальчик закрывает ухо от громкого звука.PREMIUM
Четыре разных злых ребенка на белом фоне.PREMIUM
Расстроенная плачущая девочка с развивающими игрушками. грустный усталый или голодный одинокий здоровый ребенок сидит возле разноцветных деревянных блоков дома или в детской. пропавшая мать ребенка в детском садуPREMIUM
Молодая пара и их дочь в концепции семейного конфликтаPREMIUM
Портрет плачущего новорожденного. эмоции недовольства. colicPREMIUM
Плачущая девочка. расстроенный малыш. грустный детский портрет. милая маленькая девочка плачет и не хочет ложиться спать ночьюPREMIUM
Симпатичная маленькая девочка позирует с различным набором выраженийPREMIUM
Молодая пара и их дочь в концепции семейного конфликтаPREMIUM
Маленький аутичный мальчик с сильным негативным выражением лица, закрывающий уши и громко крикиPREMIUM
Маленький мальчик злится и кричит маленькой девочкеPREMIUM
Забавный векторный персонаж. иллюстрация милых лиц рыжей школьницы, демонстрирующей разные эмоции. аватар на белом клипартPREMIUM
Милая маленькая девочка позирует с различным набором выраженийPREMIUM
Маленький мальчик злится и кричит маленькой девочкеPREMIUM
Грустный и грустный мальчик сидит и плачет на диване.PREMIUM
Раздраженный мальчик закрывает уши пальцами изолированный на белом фонеPREMIUM
Азиатский ребенок ребенок грустный плачет, лицо печально несчастноеPREMIUM
Симпатичная маленькая девочка в позе с разными выражениями лицаPREMIUM
Плохой маленький мальчик бежит и показывает гримасу сердитому другуPREMIUM
Милый пример противоположного слова-антонима к kidPREMIUM
Двое маленьких детей чувствуют себя грустными и скучными из-за того, что родители ссорятся дома. старшая сестра чувствует себя разочарованной, а родной брат плачет из-за агрессивных проблем отца и матери. несчастливая проблема в семьеPREMIUM
Азиатский ребенок ребенок грустный плач, лицо печально несчастноеPREMIUM
Мать и дочь кричат друг на друга лицом к лицу. семейные отношения.PREMIUM
Плохой маленький мальчик бежит и гримасничает перед рассерженным другомPREMIUM
Иллюстрация маленькой девочки с различными выражениями лица.PREMIUM
Родители, которые ругают своих детейPREMIUM
Мать, которая ругает своего ребенкаPREMIUM
Аутичный крик и закрыть уши от боли во время терапии развития аба, сидя за столом с учителем.PREMIUM
Портрет злой маленькой девочки в помещении, плачущей.PREMIUM
Сильный крик из-за истерикиPREMIUM
Милый маленький мальчик закрывает ухо от громкого звукаPREMIUM
Набор разгневанного родителя с эмоциональным ребенком, отец и мать кричат на сына или дочь, коллекция различных типов конфликтов. изолированные векторные иллюстрации в стиле мультяшный эскиз. ПРЕМИУМ
Портрет злой девочки-подростка, показывающей средний палец, на сером фоне. красивый кавказский молодой подросток делает гримасу и непристойный жест. милый ребенок показывает плохой знак и смотрит в камеру. ПРЕМИУМ
Молодая мать ругает дочь. маленькая девочка закрыла лицо руками. проблемы между родителями и их детьми.ПРЕМИУМ
Отец бьет своих детей. концепция насилия и жестокого обращения в семье. плоская иллюстрация в мультяшном стиле.PREMIUM
Набор разных выражений детей.0003
Фотография отца в полный рост, ругающего сына на белом фоне.PREMIUM
Грустный мальчик плачет рядом с игрушками.PREMIUM
Портрет азиатской маленькой девочки, грустной и плачущей. злой эмоциональный ребенок кричит. портрет ребенка со слезами. PREMIUM
Грустная или злая девочка-подросток в красной футболкеPREMIUM
Довольно забавная угрюмая маленькая девочка на открытом воздухе, чувствуя себя злой и неудовлетворенной на размытом летнем зеленом фоне. концепция детской истерики.ПРЕМИУМ
Крупный план грустной девочки, в то время как родители ссорятся домаPREMIUM
Набор различных выражений детейPREMIUM
Одинокая девочка плачет на сером фоне, боль или родительский аргумент страха концепцииPREMIUM
Набор различных выражений детейPREMIUM
Изображение довольно смущенная недовольная маленькая девочка позирует изолированно на синем фоне стены, указывая на вас.0003
Грустная плачущая маленькая девочка с мамойPREMIUM
Азиатский ребенок лежит на кровати и плачетPREMIUM
Набор разных выражений детейPREMIUM
Агрессивный мальчик смотрит в камеруPREMIUM
Молодая кавказская рыжая девочка закатывает истерику, кричит, злится и двигается ее руки яростно, с очень сердитым лицом. концепция управления гневом. люди без самоконтроля. PREMIUM
Зависимость от видеоигр. мама забирает планшет из рук ребенкаPREMIUM
Стрессовая измученная мать, смотрящая в камеру, в отчаянии из-за кричащего упрямого ребенка, истерики дочери, расстроенной раздраженной мамой, уставшей от непослушного трудного ребенка, плохого поведения, крика для привлечения внимания. лицо хмурое и злое агрессивное с грустным или имеющим проблемы и одиноким несчастным или своенравным на городской улице и тропинке дома или в детском саду и школе с космосомПРЕМИУМ
Мальчик жестокого обращения с детьми. грустный мальчик. ребенок плакал, подвергался нападению и издевательствам. один и напугать мальчика. остановить насилие в семье. концепция торговли людьми. проблемы со здоровьем у детей. хулиган в школе.PREMIUM
Милый набор смайликов с выражением лица ребенкаPREMIUM
Одинокая напуганная маленькая девочка сидит в спальне, обнимает своего плюшевого мишку и плачет. жестокое обращение с детьми. PREMIUM
Мать и виновный сын. изолировать на белом фоне. поп-арт ретро векторная иллюстрация винтажный китчPREMIUM
Расстроенный и испытывающий отвращение латиноамериканский ребенок, сидящий на столе перед тарелкой со шпинатом, недовольный отказом от свежей еды, считающий ее отвратительной в детской ненависти к концепции зеленых овощей и здоровому питанию. ПРЕМИУМ
Когда ваш ребенок злится
Все дети — как и все люди — рассердиться. Гнев — это реакция организма на «борьбу», чтобы обезопасить нас, когда мы чувствуем угрозу. Когда кто-то нарушает наши границы, мы злимся.
Но люди злятся не только в ответ на внешние угрозы. Когда сегодня происходит что-то, что напоминает нам о прошлом расстройстве, мы злимся, чтобы защитить самих себя — даже если сегодняшняя угроза на самом деле не так уж велика. Вот почему неповиновение нашего трехлетнего ребенка вызывает нашу ярость.
Мы также злимся, чтобы бороться с расстраивающими чувствами. Поэтому, когда нас пугает собственный страх, обида, разочарование, боль или горе, мы склонны набрасываться. Гнев не избавляет от боли, но заставляет нас чувствовать себя менее беспомощными и временно притупляет боль. Это объясняет, почему гнев является частью процесса скорби.
Таким образом, люди мобилизуются против любой предполагаемой угрозы (даже наших собственных расстроенных чувств), атакуя.
Это, конечно, относится и к детям. А поскольку у детей нет контекста для своих расстройств, маленькое разочарование может показаться концом жизни.
мир. Что еще хуже, так как у них нет полностью развитой лобной коры, которая помогает им саморегулироваться, дети еще более склонны к порке.
вне, когда они злы. (Разве не кажется безумием, что мы ожидаем, что они будут конструктивно справляться с гневом, в то время как мы, взрослые, так часто этого не делаем?)
Иногда нападение имеет смысл, когда мы злимся, но только когда есть реальная угроза. Это редкость. В большинстве случаев, когда дети злятся, они хотят напасть на своего младшего брата (который разбил их заветный сувенир), на своих родителей (которые наказали их «несправедливо»), на своего учителя (который смущал их) или хулиган на игровой площадке (который их напугал.)
К счастью, по мере развития детского мозга они приобретают способность конструктивно справляться со своим гневом, ЕСЛИ они живут в доме, где с гневом справляются здоровым образом.
Как выглядит «конструктивное» преодоление гнева для ребенка (или даже для взрослого)?
- Контроль агрессивных импульсов.
Когда родители принимают и сопереживают эмоциям ребенка, ребенок узнает, что эмоции не опасны и их можно почувствовать, не обязательно подвергается действию. Когда мы принимаем гнев нашего ребенка и сохраняем спокойствие, он закладывает нервные пути и учится эмоциональным навыкам успокоения. вниз и сообщить, что она чувствует, не причиняя вреда людям или имуществу. К моменту поступления в детский сад дети должны уметь терпеть прилив адреналина и других «боевых» химических веществ в организме, не воздействуя на них, нанося удары товарищу по играм. (Примечание: Нередко детсадовцы все еще бьют братьев и сестер.) - Признание гнева, а также более угрожающих чувств под гневом.
Если вы сможете удержаться от раздражения и осознаете, почему ваш ребенок расстроен, его гнев начнет утихать. Это поможет ему чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы чувствовать более уязвимые эмоции, вызывающие гнев. Как только ребенок сможет позволить себе пережить свою скорбь по разбитому сокровище, его боль из-за того, что его мать была несправедлива, его стыд, когда он не знал ответа в классе, или его страх, когда его одноклассник угрожал его, эти чувства начинают исцелять. По мере того, как эти уязвимые чувства начинают исчезать, ему больше не нужен гнев, чтобы защищаться от них. — Так гнев исчезает.Напротив, если мы не помогаем детям чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы чувствовать эти глубинные эмоции, они просто будут терять самообладание, потому что у них нет другого способа справиться с расстройствами внутри них. Этим детям часто кажется, что у них есть «фишка на плече», потому что они таскать обиды; такое ощущение, что жизнь против них. Они всегда готовы рассердиться.
- Конструктивное решение проблем.
В конечном счете, ваша цель состоит в том, чтобы ваш ребенок использовал гнев как стимул, чтобы изменить ситуацию по мере необходимости, чтобы ситуация не повторилась. Это может включать в себя перемещение его сокровищ вне досягаемости младшего брата или помощь родителей, чтобы справиться с хулиганом. Он также может включать признание своего собственного вклада в проблему, чтобы он решил лучше выполнять работу, следуя правилам своих родителей, или пришел в класс более подготовленным.С вашей помощью ваш ребенок научится успокаиваться, когда он злится, чтобы он мог выражать свои потребности и желания, не нападая на окружающих. другого человека, физически или вербально. Он научится видеть точку зрения другого человека и искать беспроигрышные решения. к проблеме, а не просто предполагать, что он прав, а другой человек ошибается.
Очевидно, что для того, чтобы дети научились этим навыкам, нужны годы родительского руководства. Если родители могут помочь детям чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы выразить свое гнева и исследуют скрытые чувства, дети все лучше контролируют свои вспышки гнева, чтобы правильно выражать свой гнев. и переходить к конструктивному решению проблем в школьные годы.
Как родители могут помочь детям научиться справляться со своим гневом?
Вот десять советов, как научить ребенка управлять гневом в повседневной жизни.
1. Начните с себя.
Вы, наверное, умеете сохранять спокойствие, когда дела идут хорошо. Что требует героических усилий, так это сохранять спокойствие, когда ситуация становится неспокойной. Но кричать на рассерженного ребенка усиливает то, что он уже чувствует, а именно, что он в опасности. (Возможно, вы не понимаете, почему она думает, что ей угрожает опасность. когда она только что ударила своего младшего брата, но ребенок, который набрасывается, — это ребенок, который чувствует угрозу и защищается.) Итак, ваш гнев только усугубит бурю.
Если у вас есть привычка кричать на своих детей, знайте, что вы моделируете поведение, которое обязательно будет копировать ваш ребенок. Может быть трудно остановиться себя от крика на своего ребенка, но если вы поддадитесь этому искушению, вы не можете ожидать, что ваш ребенок научится контролировать себя. Ваш ребенок учится, наблюдая за вами, как справляться с разногласиями и конфликтами.
2. Научитесь деэскалации.
Ваша задача, когда ваш ребенок злится, всегда восстанавливать спокойствие, потому что дети могут научиться и понять, как «делать лучше», только когда они спокойны.
Ваше спокойное присутствие, даже когда он злится, помогает вашему ребенку чувствовать себя в безопасности. И это то, что помогает ему развивать нервные пути в мозгу, которые закрываются. отключить реакцию «бей или беги» и позволить лобной коре, «разумному мозгу», взять на себя управление.
3. Помните, что разрешены все чувства.
Когда люди злятся, они не успокаиваются, пока не почувствуют, что их услышали. Поэтому, когда ваш ребенок выражает гнев, лучшее, что вы можете сделать, это слушать и понять, как он расстроен и почему. Очевидно, вам не обязательно соглашаться с его причинами, чтобы признать, что он зол и имеет на это право.
В этот момент не говорите ребенку успокоиться или вести себя соответствующим образом. Это просто заставляет вашего ребенка обостряться в попытке заставить вас услышать. Вместо этого откройте дверь для общения: «Вы, должно быть, сошли с ума, раз разговариваете со мной таким образом. Я хочу услышать об этом. Вы можете сказать мне так, чтобы я мог слышать, не крича на меня?»
Потом, конечно, когда ребенок успокоится, можно говорить соответствующим тоном или языком: «Ты раньше так злился, что накричал на меня. Я всегда хочу услышать, когда ты расстроен, и я всегда будет стараться помочь. Тебе никогда не нужно кричать на меня, чтобы заставить меня слушать. Верно?» Обычно в этот момент, поскольку ваш ребенок теперь чувствует себя услышанным, он спонтанно извиняется.
Нет, вы не поощряете плохое поведение. Помните, все эмоции допустимы, только действия нужно ограничивать. Когда вы просите детей «набить» их эмоции, эти чувства больше не находятся под сознательным контролем. Таким образом, они будут выскакивать бесконтрольно, повышая вероятность того, что ваш ребенок будет иметь короткий предохранитель. Если эмоции разрешены, ребенок может принять их, а не пытаться их подавить. Это дает ей достаточно познавательных контроль над чувствами, чтобы она могла начать выражать их словами, а не бить. И со временем ее словесное выражение становится более модулированные и соответствующие.
4. Научите ребенка справляться со своими импульсами гнева в данный момент.
Детям нужны навыки, чтобы управлять своим гневом в данный момент. Когда ваш ребенок успокоится, составьте вместе с ним список конструктивных способов справиться с эмоциями. Пусть он напишет или добавит картинки, чтобы он почувствовал себя частью списка. Разместите список на холодильнике и смоделируйте его использование себя, когда злишься: «Меня это раздражает, поэтому я проверяю наш список БЕЗУМНЫХ. О, думаю, я включу какую-нибудь музыку и выпляжу свое разочарование!» Здесь Вот несколько идей для начала:
- Научите ребенка пользоваться кнопкой «ПАУЗА», вдыхая на четыре счета через нос, а затем выдыхая на восемь счетов через рот.
- Возьмите два мягких мячика; вручите ей один и продемонстрируйте, как раздражается на мягком мяче.
- Включите музыку и станцуйте «сердитый танец».
- Чтобы не ударить, дети могут хлопать в ладоши вокруг себя (так, чтобы каждая рука оказывалась на противоположном плече или боку) и что-то кричать как «Мама!» или «Стой!»
- Маленькие дети часто находят полезным топать ногами, когда злятся. Не волнуйся, это лучше, чем пинать сестру или стену, и со временем они начнут использовать слова.
- Ребенку постарше можно предложить нарисовать или написать на бумаге то, на что он злится, а потом яростно разорвать его на мелкие кусочки. куски.
Одно замечание о физическом выражении гнева. Помните, что исцеляет не проявление агрессии, которая на самом деле может заставить человека более злой (потому что это сигнализирует о чрезвычайной ситуации!) Телу может быть полезно снять напряжение, но это может произойти и во время танца. Что действительно полезно для вашего ребенка, так это то, что он может показать вам, насколько он расстроен, поэтому он чувствует себя понятым. Поэтому, если ваш ребенок хочет что-то разбить (вместо того, чтобы выплеснуть свой гнев по отношению к человеку), скажем «Ты показываешь мне, как ты злишься из-за этого! Ясно! Вау!»
5. Помогите ребенку узнать о своих «предупреждающих знаках».
Когда дети находятся в полном приливе адреналина и других нейротрансмиттеров «сражайся или беги», они думают, что это чрезвычайная ситуация, и они борются для их жизни. В этот момент управлять импульсами гнева практически невозможно, до них очень трудно достучаться, и все, что мы можем предложить, — это безопасное убежище, пока бушует буря. проносится сквозь них. Но если вы поможете ребенку замечать, когда он раздражается, и научитесь себя успокаивать, у него будет гораздо меньше истерик. Когда она маленькая, вам нужно будет знать ее сигналы и принимать превентивные меры — предлагать время, чтобы пообниматься, или увести ее из продуктового магазина. магазин. Когда она станет старше, вы можете указать ей на это:
«Милый, ты расстраиваешься. Мы можем сделать это лучше. Давайте все сделаем глубокий вдох и вместе разберемся.»
«Я знаю, что это тяжело. И ты справишься. Я здесь, чтобы помочь.»
6. Установите ограничения на агрессию.
Позволение чувствам не означает, что мы позволяем разрушительные действия. Ни в коем случае нельзя позволять детям бить других, в том числе своих родителей. Когда они делать, они всегда просят нас установить ограничения и помочь им сдержать их гнев. Скажи «Ты можешь злиться сколько хочешь, но не бить. Я оберегу нас всех. Ты можешь рассказать мне, как ты злишься, не причинив мне вреда.»
Некоторым детям действительно нужно бороться с чем-то, когда они злятся. Можно позволить им бороться с вашими руками или даже с вашими руками. руки, если они этого хотят, но сними очки и не дай себя поранить.
Точно так же не позволяйте детям ломать вещи в ярости. Это только увеличивает их вину и чувство, что они плохие люди. Ваша задача – служить безопасный «контейнер», пока вы становитесь свидетелем расстройств вашего ребенка.
7. Не отсылайте ребенка «успокоиться» в одиночестве.
Ваша цель, когда ваш ребенок злится или расстроен, — восстановить чувство безопасности, для чего требуется ваше спокойное присутствие. Помните, что детям нужна ваша любовь больше всего, когда они «меньше всего этого заслуживают». Вместо «тайм-аута», который дает детям понять, что они остались наедине со своими большими, пугающими чувствами, попробуйте «время», в течение которого вы остаетесь с ребенком и помогаете ему разобраться в своих чувствах. Вы будете поражены тем, как ваш ребенок начнет проявите больше самообладания, когда вы примете эту практику, потому что он чувствует себя менее беспомощным и одиноким. Вам не нужно много говорить; всего «Я здесь… Ты в безопасности… Я слушаю.» Почему в каждом доме нужен «уголок успокоения».
8. Восстановить связь.
Ваш ребенок должен знать, что вы понимаете и готовы помочь. Если вы знаете, что происходит, подтвердите это:
«Ты так зол, что твоя башня упала. »
Если не знаешь, скажи, что видишь: «Ты так плачешь… Я вижу, как ты расстроен.»
Дайте явное разрешение: «Все в порядке, всем иногда нужно плакать (или злиться, или очень грустить). Я останусь здесь, пока вы будете показывать мне свои печали и бешенства.» Если вы можете прикоснуться к своему ребенку, сделайте это, чтобы сохранить связь: «Вот моя рука на твоей спине. Ты в безопасности. Я здесь.»
Если он кричит вам, чтобы вы ушли, скажите:
«Я слышу, как ты говоришь мне уйти, поэтому я уезжаю отсюда. Я не оставлю тебя наедине с этими большими чувствами. Я буду здесь, когда ты будешь готов к объятиям. »
9. Проводите профилактическое обслуживание, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциями, возникающими ежедневно.
Каждому родителю необходимо выработать некоторые привычки «тренировки эмоций», которые помогут вашему ребенку чувствовать себя в безопасности и на связи, а также помогут ему справиться с эмоциональными переживаниями. трудности, с которыми в повседневной жизни сталкиваются все дети. Вот эти практики:
- Эмпатия: Отвечайте на все, что ребенок выражает с сочувствием и уважением, даже если вы устанавливаете ограничения. (Вы не сможете
быть эмпатом 24/7. Просто работайте над увеличением коэффициента.)
- Специальное время: Проводите не менее 15 минут один на один с каждым ребенком в день, просто общайтесь и наслаждайтесь ребенком.
- Подпрограммы: Чтобы ваш ребенок знал, чего ожидать, что помогает детям чувствовать себя в большей безопасности.
- Принять все эмоции выражает ваш ребенок, и сделайте так, чтобы он безопасно плакал, когда ему это нужно.
- Snuggle Time: Каждое утро, вечер и при необходимости в перерывах между ними, чтобы повысить чувство безопасности вашего ребенка.
- Грубость и смех: Убедитесь, что каждый ребенок получает возможность ежедневно смеяться животом в течение не менее 10 минут, предпочтительно занимаясь с ним физической активностью.
Вот целый пост о профилактическом обслуживании.
10. Помогите ребенку развить эмоциональный интеллект.
Дети, которым комфортно со своими чувствами, более способны конструктивно справляться со своим гневом. На этом сайте есть целый раздел об эмоциональном интеллекте.
Некоторые дети, к сожалению, не чувствуют себя в безопасности, выражая свои неприятные чувства. Иногда родители не разрешают им плакать, и вместо этого они злятся. Иногда у них есть родители, которые сбрасывают со счетов или даже высмеивают их. страхи или разочарования. Иногда их отправляли в свои комнаты, чтобы они «успокоились», и они никогда не получали помощи, в которой они нуждались, чтобы справиться со своими проблемами. расстраивает. Иногда боль или горе просто кажутся слишком подавляющими. Они изо всех сил стараются подавить свои страхи, ревность и тревоги, но подавленные чувства имеют свойство проявляться немодулированным образом, как, например, когда любящий дошкольник внезапно бьет ребенка. Эти дети живут в страхе их чувства. Чтобы избавиться от этого резервуара страха, горя или другой боли, эти дети злятся — и остаются злыми. Когда это происходит, ребенку может быть полезна профессиональная помощь.
Как узнать, что вашему ребенку нужна помощь в преодолении гнева? Найдите эти десять признаков.- Она не может контролировать свои агрессивные импульсы и бьет людей (кроме братьев и сестер) старше шести лет.
- Частые взрывные вспышки, свидетельствующие о том, что у него полный «бак» гнева и других расстройств, которые всегда готовы выплеснуться наружу.
- Она постоянно рефлекторно оппозиционна (и ей нет и двух лет.)
- Он не осознает свою роль в создании ситуации, вместо этого постоянно чувствуя себя жертвой и «придирающимся».
- Она часто теряет друзей, отдаляет взрослых или иным образом втягивается в межличностные конфликты.
- Кажется, он озабочен местью.
- Она угрожает причинить себе физический вред (или на самом деле это делает).
- Он регулярно портит имущество.
- Она неоднократно выражает ненависть к себе или кому-то другому.
- Он причиняет боль животным или маленьким детям, которые не являются братьями и сестрами.
Когда у ребенка возникают «проблемы управления гневом», это означает, что он боится тех чувств, которые сдерживаются гневом (страх, обида, горе). против тех уязвимых чувств, которые, как он думает, разрушат его, он ожесточает свое сердце и цепляется за гнев как за защиту. Вот когда дети разработать чип на их плече. Кажется, что они пытаются прогнать вас, но на самом деле это крик о помощи.
Начните с идей, изложенных в этой статье, чтобы поддержать своего ребенка. Начните говорить об эмоциях в вашем доме, используя приведенные ниже книги в качестве отправной точки. место для начала обсуждения. Если вы не чувствуете, что что-то изменилось после нескольких месяцев хороших усилий, не стесняйтесь обращаться к профессионалам. помощь. Опытный терапевт может помочь ребенку справиться с этими более глубокими чувствами и развить способность управлять своими эмоциями.