Управление гневом: как обратить ярость себе на пользу
Датская писательница и психотерапевт Илсе Санд в книге «Компас эмоций: как разобраться в своих чувствах» разложила по полочкам настоящие истоки агрессии и дала рекомендации, как направить бурлящие эмоции в продуктивное русло вместо разрушительного.
Илсе Санд
Психотерапевт, автор книги «Компас эмоций: как разобраться в своих чувствах».
У каждого из нас бывают моменты, когда мы злимся на других людей. И вроде бы для гнева действительно есть повод. Кто-то толкнул вас и не извинился. Кто-то опоздал на важную встречу, заставив сдвинуть планы. Кто-то лезет со своими нежностями и дурацкими СМС, когда на работе завал! Вы даёте волю объективному, на первый взгляд, негодованию, отчитываете «обидчика» — и на выходе получаете конфликт, испорченное настроение, натянутые отношения с окружающими и прочие прелести выплеснувшейся злости.
В такие моменты многих утешает мысль: «Он первый начал, я только ответил». Но это не так. Крайне редко гнев — это просто гнев. Гораздо чаще мы злимся на других людей не по их вине — причины ярости скрыты в нас самих. Гнев — типичное вторичное чувство, которое возникает лишь как ответ на другие, более глубокие эмоции, которые мы испытываем в связи с ситуацией.
Эти эмоции, становящиеся спусковым крючком для ярости, в большинстве случаев основаны на одной из четырёх причин.
- Кто-то словом или делом намеренно или случайно ранил ваше самолюбие, унизил вас, продемонстрировал вашу незначительность. Это одна из наиболее частых причин гнева. Тщеславие — болевая точка всего человечества.
- Кто-то предлагает вам внимание, близость, заботу, которые вы сейчас не готовы принимать. Возникающее при этом раздражение — это самозащита, она срабатывает почти автоматически.
- Кто-то совершает действия, которые категорически противоречат вашим ценностям и идеалам.
- Кто-то своими действиями нарушает ваши планы и усложняет достижение целей.
Если определить, какая из этих причин вызвала гнев, со злостью будет справиться проще. Рассмотрим эти четыре группы подробнее.
1. Управление гневом, когда задето самолюбие
Гнев, который возникает в ответ на критику или унижение, психологи называют нарциссическим. Реакция на него у большинства предсказуема: люди превращаются в детей, которые отталкивают обидчика и кричат ему: «Сам такой!» У более сдержанных и рациональных возникает другое желание — попробовать объясниться, указать визави, что тот ошибся в своей критике, добиться, чтобы он изменил своё мнение.
К сожалению, эти тактики чаще всего не срабатывают. Если вы вспылите, дело перерастёт в конфликт, в котором ваш обидчик вряд ли признает вашу правоту. Если начнёте объясняться, вас, скорее всего, сочтут занудой и вряд ли выслушают.
Как это выглядит в жизни
Представим мужа и отца (ну, положим, Колю), который возвращается домой после рабочего дня, видит разрисованные детьми обои, уставшую жену Настю, да вдобавок ещё обнаруживает на кухне гору грязной посуды. «Ты же весь день просидела дома, неужели нельзя было хотя бы тарелки помыть?!» — вспыхивает он.
Настя предсказуемо вскипает в ответ. Ей хочется крикнуть: «Нельзя! Попробуй сам «дома посидеть», я посмотрю, как ты справишься с двумя детьми, сбегаешь с ними за покупками, всех накормишь, книжку с ними почитаешь, стирку развесишь!» Настя готова в запале перечислить Коле всю ту домашнюю работу, которую она выполняет, а он не замечает.
И, на первый взгляд, Настя права. Но если она даст волю своему негодованию, это лишь усугубит конфликт.
Что делать
Понять, что гнев в данном случае — чувство вторичное. Вероятнее всего, за Настиным негодованием скрывается вовсе не злость на мужа, а два других чувства.
1. Печаль
Печаль из-за того, что близкий человек видит Настю не такой, какой ей хотелось бы выглядеть в его глазах. Не женой, которая вкладывает уйму сил в то, чтобы создать мужу «надёжный тыл», быть хорошей мамой для общих детей, а лентяйкой и неряхой.
Если это так, то лучшим выходом будет озвучить свою настоящую эмоцию. Сказать Коле: «Я очень расстроена тем, что ты меня ругаешь». Скорее всего, он ответит: «И в чём, по-твоему, я не прав?!» И только теперь настаёт момент, когда Насте есть смысл пускаться в объяснения, потому что Коля выразил готовность её выслушать.
2. Страх
Это чувство также нередко прячется за нарциссическим гневом. Настя переживает: если Коля действительно считает её неряхой, вдруг он не захочет больше с ней жить? Вдруг он начнёт искать другую женщину?
Если Настя действительно боится расставания, ей нужно опять-таки озвучить свои переживания. Например, поинтересоваться: «Ты так говоришь… Это значит, ты меня меньше любишь?»
На это Коля может ответить: «Я тебя люблю, но я так устал после работы. Мне просто хочется приходить в чистый дом, где меня встречают ужином». Из агрессора в глазах Насти Коля превратится в того, кем и является, — в усталого мужчину, который тем не менее любит её и детей. Страх развеется, а вместе с ним уйдёт и гнев. И жизненную задачку можно будет решить без повышения голоса друг на друга.
Сдерживать чувства не всегда полезно — это может привести к другим проблемам. Однако неплохо знать, что у вас всё-таки есть выбор, как реагировать.
Илсе Санд
2. Управление гневом, когда мы защищаемся
Это тоже распространённая ситуация: бывают моменты, когда нам необходимо побыть в одиночестве. Так случается, когда внутренние ресурсы истощены, и человеку требуется передышка, чтобы снова собраться с силами. Предложения заботы или помощи в такие моменты не всегда кстати. Неосознанно защищаясь от «вторжения», мы отталкиваем близких людей.
Как это выглядит в жизни
Последние три месяца Нина отчаянно вкалывала на работе, рассчитывая на повышение. Но по каким-то причинам начальство сделало выбор в пользу другого сотрудника. Нина возвращается домой. Она чувствует себя истощённой и опустошённой, не совсем понимает, что делать дальше.
Домой приходит и муж Нины Сергей. Он улыбается, заносит на кухню продукты, но у Нины нет ни желания, ни сил с ним общаться. Она молча принимается готовить ужин.
В эту минуту Сергей пытается игриво её обнять и Нина чувствует, как в ней вспыхивает раздражение. Она резко стряхивает его руку и хочет сказать: «Не трогай меня! Иди лучше картошку почисть!»
Скорее всего, эти слова Сергея обидят со всеми вытекающими для семейных отношений последствиями. Утром Нина проснётся с тоскливой мыслью о том, что её ни на работе не ценят, ни дома не понимают.
Что делать
Опять-таки понять, что гнев, который испытывает Нина в ответ на прикосновение, — вторичен. Её раздражение вызывает не Сергей: оно связано с вполне нормальным желанием побыть некоторое время в одиночестве.
И разумнее всего будет сказать об этом вслух. Например, так: «Мне сейчас не хочется разговаривать, разреши мне побыть одной». Или иначе: «Прости, ты тут ни при чём. Мне нужно чуть подумать, хорошо? Когда отпустит, я скажу тебе об этом».
Да, в подобных случаях бывает сложно взять себя в руки и сформулировать свои переживания так, чтобы не обидеть близкого человека. Если вы замечаете, что не справляетесь с гневом и отталкиваете от себя близких, в помощи которых всё-таки нуждаетесь, стоит обсудить эту ситуацию с психотерапевтом.
Нельзя тратить свою жизнь впустую, страдая от того, что мы отталкиваем тех, в ком так нуждаемся.
Илсе Санд
3. Управление гневом, когда кто-то отрицает наши ценности
Все мы разные, и неудивительно, что привычки, поведение, представления о «правильном» и «неправильном» у нас отличаются. Иногда отличия столь велики, что вызывают гнев.
Как это выглядит в жизни
Маша любит свою работу, но не любит коллегу Инну Павловну, которая ловит её в коридоре и принимается долго-долго рассказывать о том, что Маше совершенно неинтересно: о даче, рассаде, внуке Кеше и ветрянке.
Иногда Маша готова вспылить: «Инна Павловна, что вы ко мне пристали! У меня тоже полно проблем, я же не вываливаю их на вас! Я ценю ваше личное пространство, вот и вы научитесь ценить моё!»
Но это деструктивный вариант: он как минимум испортит отношения. А как максимум Инна Павловна вспомнит, что она тут главный бухгалтер, и ничем хорошим для Маши, занимающей позицию ниже, это не закончится.
Что делать
Осознать: вся вина Инны Павловны заключается в том, что она ведёт себя так, как никогда бы не повела себя Маша. И здесь есть два варианта действий.
Во-первых, можно попытаться уговорить «обидчика» изменить поведение, чтобы оно больше не противоречило жизненным принципам Маши. Это можно сделать, сославшись, например, на обилие работы. «Простите, Инна Павловна, я очень-очень занята прямо сейчас, отчёт горит!» — и повторять эту мантру при каждой встрече.
Во-вторых, можно задуматься о собственных принципах и, возможно, пересмотреть некоторые из них. Вот почему Маша старается никому не рассказывать о своих проблемах? Может, она боится напрячь ими окружающих? Или считает их мелкими и никому не интересными? Но ведь это проявление комплексов! Вполне может быть, что коллеги, если Маша научится делиться с ними своими переживаниями, смогут дать дельный совет. Разрешить и окружающим, и себе рассказывать о том, что «болит», — неплохое решение.
Если вы предъявляете к самому себе чересчур высокие требования, то нередко раздражаетесь на тех, кто позволяет себе расслабиться.
Илсе Санд
Правда, если речь идёт о ценностях и идеях, придётся применить другой подход. Если, положим, вы заботитесь об окружающей среде, то наверняка разозлитесь, увидев, как кто-то её загрязняет. И в данном случае ваше негодование будет оправданным. Отстаивая свои ценности, вы почувствуете себя намного лучше. Ну а чтобы чувствовать себя увереннее, имеет смысл вступить в организацию, в которой система ценностей схожа с вашей.
4. Управление гневом, когда кто-то нарушает наши планы
В этих ситуациях мы не получаем желаемого, и при этом они не входят ни в одну из трёх прочих категорий. Вот несколько примеров.
- Вам кажется, будто кто-то мешает вам достичь цели (вставляет вам палки в колёса).
- Вы не получаете желаемого (испытываете разочарование).
- Другие нарушают ваши границы: прикасаются к вашим вещам или танцуют с вашим партнёром, слишком тесно прижимаясь к нему. Последнее провоцирует гнев, похожий на злость животных, когда чужак вторгается на их территорию.
Как это выглядит в жизни
Предположим, ваш сосед припарковался прямо перед вашим гаражом. Выехать можно, но вам придётся потратить на это больше времени и сил, чем обычно, а вы ведь уже опаздываете! Первое желание — пнуть машину обидчика по колесу, а когда тот выйдет, выложить ему всё, что вы о нём думаете.
Выплеснуть гнев в данном случае кажется хорошим решением. Но, к сожалению, ни к чему хорошему это не приведёт. Скорее всего, вы услышите от соседа что-то вроде: «На две минуты машину оставил, а вы тут истерику устроили!» или «Кто вам дал право разговаривать со мной таким тоном?!» В результате на одного недоброжелателя у вас станет больше.
Когда вы сердитесь, у вас есть невыполненное желание. Если вы осознаете, чего именно хотите, и донесёте это до оппонента вместо гнева, в конечном итоге вы достигнете гораздо лучших результатов.
Илсе Санд
Что делать
Если вы поняли, что гнев связан с тем, что кто-то нарушает ваши планы, попробуйте выразить эмоции не в виде упрёка, а в виде пожелания. Соседу можно сказать, например, следующее: «Если вам не сложно, отгоните, пожалуйста, машину буквально на пару метров влево. Тогда мне будет проще выехать».
Скорее всего, такая вежливая просьба будет исполнена и не превратится в тлеющий конфликт. Вместо оппонента вы получите человека, который однажды с вами уже сотрудничал — и с большой вероятностью будет сотрудничать и дальше.
Перечисленные советы лишь малая толика секретов управления гневом. В книге «Компас эмоций: как разобраться в своих чувствах» Илсе Санд рассказывает, как распознавать свои истинные чувства и тактично, но чётко разъяснять их окружающим. Это поможет вам справляться не только с гневом, но и с другими негативными эмоциями: завистью, обидой, стыдом — и выжимать из них позитивные возможности.
Купить книгу
Читайте также 🧐
- 8 шагов, которые помогут простить обиду
- Как узнать, что у вас низкий уровень эмоционального интеллекта, и что с этим делать
- 7 неожиданных причин как можно чаще говорить спасибо
«Хочешь об меня позлиться?», или правила экологичной драки
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Почему взрослым и детям вредно подавлять негативные эмоции? Как правильно выплескивать злость? Можно ли экологично «организовать» драку в семье и школе? Об этом рассказывает основатель проекта #СлаваДетям, популяризатор семейных походов Вячеслав Хотченков.
Все эмоции нужно проживать
Вячеслав Хотченков
В нашей культуре есть негласный запрет на негативные эмоции: дети с младенчества усваивают мысль, что злиться — это плохо и некрасиво. Поэтому в случае конфликта взрослые разводят детей в сторону и предлагают как можно скорее помириться. Но эта устоявшаяся практика тормозит развитие эмоционального интеллекта ребенка. Он не успевает осознать свое чувство злости, не понимает, что с ним делать дальше. А значит, не понимает, что чувствуют в таких ситуациях другие люди и как им помочь.
Последствия эмоциональной незрелости и подавления негативных чувств наглядно показывает мультфильм «Головоломка». Поведением главной героини, 11-летней девочки Райли, управляют пять базовых эмоций:
- радость;
- печаль;
- страх;
- гнев;
- брезгливость.
Вместе с семьей она переезжает из уютного городка в большой мегаполис, где девочку ожидает ряд трудностей.
Нельзя убежать от гнева или прятаться от своего страха — эмоции следует проживать. Иначе они накапливаются внутри нас, вызывая тревожность, напряжение, стресс или проблемы с нервной системой.
Но если горе или страх получится пережить в тихом бездействии, злость требует активного вымещения. Табуирование агрессии, нежелание работать с ней, приводит к опасным последствиям. Так, школьные драки перемещаются во двор, где вдали от взрослых дети могут действительно навредить друг другу. Именно поэтому задача взрослых — научить детей вымещать злость экологично.
Как правильно злиться
Выячеслав и его воспитанники в походе
Как и любая эмоция, злость не бывает бесконечной. При правильной работе она постепенно сходит на нет, уступая место другим положительным переживаниям. Есть три простых совета, как взрослым и детям проживать злость экологично для себя и окружающих.
1. Говорить о чувствах вслух
У меня две дочери, и когда они меня сильно злят, я предупреждаю: «Я сейчас злюсь».
Во-первых, таким образом я сам осознаю происходящее и беру под контроль свои эмоции. Злость — реактивное чувство, которое молниеносно перерастает в агрессию, не оставляя времени на размышления.
Во-вторых, так я даю понять окружающим, что я чувствую.
В-третьих, после первой фразы мне будет проще сформулировать причину своей злости и озвучить все, что я в сердцах хочу сделать. Например: «Я злюсь на тебя, потому что мы договорились, что ты придешь вовремя. Ты опоздала, и теперь я злой. Я сейчас так разгневан, что готов разбить этот стакан».
2. Выработать правила по работе с агрессией
После оглашения всего, что вы испытываете, следует обсудить, какие способы выражения злости для вас приемлемы.
В моей семье можно бить посуду, комкать и выбрасывать бумажные листы или кричать, если другой участник конфликта на это согласен. А можно драться на тямбарах — японских тренировочных мечах из пластика и резины. Ими нельзя нанести вред противнику, однако можно выразить свою злость и высвободить всю негативную энергию.
Я точно сильнее, чем моя девятилетняя дочь, но по договоренности могу ее бить. Она в любой момент имеет право сказать «Стоп», и я прекращу. Этот договор работает и в обратную сторону: если мои дети раздражены, я спрашиваю: «Хочешь об меня позлиться?». Когда ребенок осознает свою эмоцию и отвечает положительно, я разрешаю себя укусить или даже побить.
3. Принять и признать свое право и право других людей на любые эмоции
Человек остается живым, пока он умеет не только веселиться, но и печалиться, плакать, обижаться, испытывать гнев и разочарование. Так устроена наша многогранная психика. Злиться — это нормально.
Поэтому, если ученики плохо ведут себя на уроке, попробуйте им сказать: «Я сейчас злюсь, потому что вы мешаете мне вести занятие. Я переживаю, что вы не сдадите экзамены, и это злит меня так сильно, что я готов(а) сломать карандаш». Вместе с учениками распечатайте лист гнева, который каждый может порвать, скомкать и выбросить, когда эмоции берут верх.
Принципы экологичной драки
Бой на тямбарах
Я считаю, что драка — это нормально, и в своих походах разрешаю участникам бороться друг с другом. Чтобы поединок был экологичным, есть несколько правил, которые в подобных случаях пригодятся и учителям.
- Признать конфликт.
Если я вижу, что в походе у детей назревает конфликт, я подхожу и спокойно констатирую факт драки: «Я вижу, что вы деретесь».Как правило, после первого вопроса 90 процентов сцепившихся ребят успокаиваются и перестают драться. Очень редко участники отвечают на все три. Если драка все-таки неизбежна, я увожу противников из поля зрения других людей. Дети нередко дерутся не ради чести и достоинства, а из-за страха показаться слабыми в глазах своей компании.
- Договориться о правилах.
Задача взрослого — создать безопасную среду. Поэтому мы вместе договариваемся о правилах боя и способах его прервать — например, словом «Стоп». Бой становится экологичным, когда у каждого участника есть право его остановить. Можно выбрать и другие варианты — например, до первой крови или первого падения. - Найти экологичный способ боя.
В походах для драк мы тоже используем тямбару. Этого достаточно, чтобы помочь детям успокоиться и договориться друг с другом. А мне — предотвратить конфликты заранее, так как провокация и настоящая драка — это большая разница.В школе можно, например, организовать бой подушками или другими безопасными предметами в физкультурном зале.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Самые эффективные методики, которые помогут перестать злиться
20 июня 2022
20.06
8 минут
8 мин.
29561
17
1
Обновлено: 20 июня 2022
Обновлено 20.06
Злость — это не плохое и не хорошее, а базовое чувство. Оно в той или иной мере всегда присутствует в каждом человеке, помогает достичь того, что нужно.
Содержание статьи
- Как проявляется злость
- Психология злости или почему люди злятся
- Польза злости
- Как перестать быть злым и не раздражаться
- Как стать добрее
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Как проявляется злость
Когда человек злится, надпочечники активно вырабатывают адреналин и норадреналин.
Злость можно отнести к врожденным навыкам. Но на проявления гнева во взрослой жизни влияет модель поведения других людей, внешние обстоятельства.
Что происходит в организме, если человек злится:
- кровеносные сосуды сужаются;
- увеличивается сердечный ритм;
- повышается тонус мышц;
- ускоряются процесс обмена;
- в крови повышается уровень глюкозы;
- сужается сознание — человек не реагирует на посторонние звуки и движения, все внимание сосредоточено только на источнике угрозы;
- из-за возбуждения центральной нервной системы повышается скорость реакций, наблюдается прилив бодрости.
Человек в гневе сжимает кулаки и челюсть, ему сложно усидеть на месте, беспокоит головная боль, дискомфорт в области сердца.
Важно! Ответственность за гневную реакцию всегда лежит на самом человеке. Никто не может вынудить другого человека злиться.
Психология злости или почему люди злятся
Злость — первичная эмоция, которая появилась в результате эволюции. Это воинственная, но необходимая реакция на стресс — бей или убегай. Запускается в миндалевидном отделе мозга, который формируется на 8 месяце внутриутробного развития.
Причины злости:
- ощущение опасности, невозможность предсказать развитие ситуации, реакция на угрозу устоявшемуся порядку;
- отсутствие или ограниченный выбор;
- хронический стресс;
- очень сильное эмоциональное потрясение;
- употребление алкоголя, наркотических веществ — зависимый может разозлиться во время абстинентного синдрома из-за отсутствия новой дозы;
- неуважение со стороны окружающих;
- возникновение препятствий на пути к цели;
- неудовлетворенные желания;
- нарушение личных границ;
- злость на жизнь и людей — заразное чувство, способность перенимать положительные и негативные эмоции окружающих относится к проявлениям эмпатии;
- гнев часто маскирует другие эмоции — чувство вины, страх, стыд, зависть, боль, неуверенность;
- злость может быть проявлением психологических травм, внутреннего конфликта;
- агрессивная или пассивная реакция на проблему.
На уровень озлобленности влияют гены. Одни из них усиливают выработку гормонов стресса. Другие снижают активность гамма-аминомасляных кислот, которые тормозят нейромедиаторы центральной нервной системы, снижают активность нервных импульсов.
В психологии есть такое понятие, как расстройство регуляции злости — это неадекватно-злобные реакции. Неконтролируемые приступы агрессии могут быть проявлением шизофрении или депрессии, психопатии, социопатии.
Умение контролировать гнев или правильно общаться с разозленным человеком — необходимые навыки. Если вы не можете совладать со своими эмоциями, или слишком близко к сердцу принимаете проявление чужой агрессии, обратитесь к нашим психологам. Специалисты проведут дистанционную консультацию в любое удобное время. Научат эффективным способам выплеска злости, помогут разобраться в причинах негативной эмоции.
Польза злости
Злость считается негативным, неправильным чувством. Люди постоянно пытаются с ним бороться, многие отрицают, что могут злиться на себя, окружающих или ситуацию. Но не все так плохо, в гневе есть и много положительных моментов.
Позитивные аспекты раздражительности:
- Ресурс, который активизирует выработку энергии. Злой человек — сильный, решительный, смелый. Он не боится двигаться вперед, может легко адаптироваться к новым обстоятельствам.
- Помогает достигать поставленных целей.
- Необходима, чтобы устанавливать и защищать личные границы.
- Одно и проявлений искренности, доверия. Проявлять злобу считается неприемлемым. Если человек выражает гнев, это значит, что он раскрывается перед собеседником.
Обратите внимание! Злость — хороший помощник в борьбе с финансовой, любовной, пищевой и другими зависимостями.
Как перестать быть злым и не раздражаться
Злость нужно уметь контролировать и уметь вовремя выплеснуть, но без негативных последствий для окружающих. Но большинство людей не умеют правильно проживать, бороться со злостью. Предпочитают подавлять, игнорировать одну из базовых эмоций. Апатия, депрессия, психосоматические нарушения — все эти проблемы возникают на фоне подавленного гнева.
Подавление гнева — это заученный стереотип поведения, родом из детства. Родители постоянно говорят детям, что злиться нельзя, это плохо. Причины такого поведения родителей могут быть разными. Деструктивное воспитание, боязнь осуждения окружающих за буйное поведение ребенка. Выражение гнева — проявление личных границ ребенка, что часто пугает взрослых.
Как унять злость — советы психолога:
- Один раз проговорите про себя или вслух: «Я злюсь». Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха животом. Медленно посчитайте до 10. Повторяйте полный круг, пока злость не отступит.
- Осмотритесь вокруг. Посчитайте все белые или круглые предметы.
- Сосредоточьтесь на деталях. Включите музыку и внимательно вслушивайтесь в голос, мельчайшие звуки. Или медленно ощупывайте предмет, проговаривайте все его характеристики.
- Попробуйте нарисовать свою злость. Это могут быть штрихи, линии, хаотичный рисунок. Посмотрите, так выглядит ваш гнев. Подумайте, что он символизирует для вас — обиду, пустоту. Придумайте, чем можно заменить или заполнить.
- Осваивайте техники медитации и саморегуляции. Если в одиночку сложно справиться с приступами неконтролируемой злости, запишитесь на консультацию к психологу. Специалист поможет скорректировать укоренившиеся паттерны поведения, устранить их негативные последствия.
- Напишите список негативных последствий злости — разлад в отношениях, одиночество, проблемы на работе, различные заболевания. Разместите список на всех видных местах, всегда вспоминайте о рисках, когда начинаете злиться.
- Попросите близких сфотографировать вас в момент злобной разрядки. Это фото вам вряд ли понравится. Этот наглядный образец вашей разрушающей альтернативной личности вспоминайте каждый раз, когда накатывают вспышки гнева.
- Развивайте чувство юмора и оптимизм. Эти качества помогают смотреть на жизнь проще, прекратить раздражаться по малейшему поводу.
- Избегайте переутомления. Всегда находите способы отдыхать от повседневной рутины. Проводите досуг разнообразно, найдите новые хобби. Как только возникает приступ раздражения, постарайтесь сразу заняться тем, что приносит вам удовольствие.
- Не бойтесь перемен. Если все бесит на работе, смените ее. Да, это определенный стресс, но иногда это единственный способ перестать постоянно злиться. Если раздражает конкретный человек, перестаньте с ним общаться или сведите общение к минимуму.
Важно! Научитесь замечать процесс появления злости. Это необходимо, чтобы обязательно выпустить пар. Делать это нужно всегда без исключений. Иначе подавленная эмоция перенаправит энергию во внутренние органы, закрепится в мышечной памяти, возникают хронические боли неясного происхождения.
Как стать добрее
Чтобы не накрывала сильная злость, нужно изменить негативное восприятие мира на позитивное.
Что можно сделать:
- Перестаньте воспринимать окружающих как источник угрозы, унижения или издевательства. Причина злости кроется в вас, а не во внешнем мире, поэтому адекватно оценивайте уместность своих поступков, слов. Не заводитесь и не начинайте гневаться, если вас поправляют, критикуют, если поступки людей расходятся с вашими ожиданиями, не все «хочу» могут воплощаться в жизнь.
- Научитесь сопереживать. Умение ставить себя на место других , понимать чужую точку зрения и чувства — прекрасный способ перестать злиться по пустякам.
- Выберите человека, который вас вдохновляет . Если накрывает злость, представьте, как он повел бы себя в данной ситуации.
- Улыбайтесь. Улыбка улучшает не только ваше, но и настроение окружающих, влияет на чувства и мысли.
- Надо научиться напрягать и расслаблять поочередно все мышцы в теле. Такая релаксация помогает избавиться от негатива в мыслях и теле.
- Научитесь активно выражать свои чувства. Молча злиться или проявлять агрессию — неконструктивные способы коммуникации.
Совет! Чтобы меньше злиться, необходимо каждую ночь спать 7-8 часов. Недостаток сна — одна из причин неумения контролировать эмоции.
Частые вопросы
Я часто злюсь. Это нормально?
+
Злиться на человека — это нормальная, одна из первичных человеческих эмоций. Она помогает двигаться вперед к намеченной цели, является одной из защитных реакций. Но неумение управлять злостью — это плохо. Чтобы научиться управлять гневом, можно самостоятельно освоить некоторые практики. Или обратиться к психологу, что намного эффективнее и быстрее.
Нужно ли подавлять гнев или следует его выплескивать?
+
Злость считается негативной эмоцией. Люди часто, желая выглядеть в глазах окружающих приветливыми, культурными и приятным для общения, сдерживают гнев. Но любая эмоция — это энергия, которая по законам физики не может просто раствориться и исчезнуть бесследно. Она может преобразоваться в другую энергию или передать разряд другому потребителю энергии. Чтобы избежать психосоматических заболеваний и проблем в общении, нужно выпускать злость экологичными, безвредными для себя и других людей, способами.
Как выпустить злость?
+
Причины злости могут быть разными, но в любом случае нужно быстро избавляться от этой эмоции. Необходимо завести дневник, в котором фиксировать телесные реакции, чувства, триггеры, которые провоцируют появление чувства злости. Уже при заполнении дневника заряд агрессии уменьшится. Можно написать письмо обидчику, не стесняясь в выражениях. Избить подушку или побоксировать с мнимым соперником, порвать газету. Завести специальный стакан для гнева, в который кричать, если начинаешь закипать. Любые физические нагрузки или громкое исполнение песни хорошо помогают. Выбирайте любой способ, в зависимости от предпочтений и внешних обстоятельств.
Заключение эксперта
Злиться — это нормально. Гораздо опаснее сдерживать, подавлять чувство злости. Подавление оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева, что опасно для социальной жизни. У людей, которые не умеют справляться со злостью, возникают невротические расстройства, проблемы со сном и аппетитом, развивается аритмия, гипертоническая болезнь. Беспокоят частые головные боли, мышечные спазмы, невралгия, поддергиваются мимические мышцы. Чтобы избежать всех этих негативных последствий, нужно перестать быть вспыльчивым и раздражительным. Борьба со злостью — это серьезная работа над собой, тщательный разбор причин повышенной озлобленности. Поэтому проходить ее лучше с опытным специалистом.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 234
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
- … Илсе Санд. Компас эмоций, 100 стр, 2016 г.
- . .. Лиза Барретт. Как рождаются эмоции, 750 стр. «МИФ», 2018 г.
- … Ларри Сенн. Лифт настроения. Научитесь управлять своими чувствами и эмоциями, 2018 г.
Поделиться:
Категория: Психология
Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАДПредыдущая статья
Кризис профессионального развития
Следующая статья
Эмоциональные качели в отношениях
Другие статьи по теме
Черепенько Людмила Викентьевна
19. 01
Как бороться с запором
Про здоровье
Есакова Екатерина Юрьевна
14.09
Мезаденит у взрослых
Гастроэнтерология
Меньшикова Мария Викторовна
05.04
Месячные при беременности
Беременность и роды
12 детских книг о том, как справляться с сильными эмоциями
Гнев и разочарование могут быть сложными эмоциями для детей, чтобы понять их и справиться с ними. Эти детские книги могут помочь.
(Этот пост содержит партнерские ссылки. Если вы нажмете на ссылку и совершите покупку, я получу комиссию без дополнительных затрат для вас.)
«Это несправедливо!»
«Это мое!»
«Я в этом не силен!»
Сколько раз мы слышали, как наши дети выкрикивают подобные заявления?
Эти замечания часто исходят от сильных чувств и могут сопровождаться ударами, пинками или неподобающими действиями.
Такие чувства могут сбивать с толку и пугать детей.
Временами естественно злиться и расстраиваться, но помогая детям понять свои сильные эмоции, и особенно то, как справляться с этими эмоциями, они получат жизненные навыки, которые окупятся на всю оставшуюся жизнь.
Может помочь разговор с детьми об этих сильных чувствах, но книги и рассказы также могут помочь детям распознать свои чувства и понять, как правильно реагировать в моменты гнева или разочарования.
12 детских книг о том, как справляться с сильными эмоциями
** Как сотрудник Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках . **
Мэтт оправданно безумен. Его младший брат Энди взял одну из его бейсбольных карточек, нацарапал на ней, а потом карточка каким-то образом оказалась в унитазе. Когда мальчики начинают конфликтовать друг с другом, входит мама, признает гнев Мэтта и помогает ему подумать о том, как он мог бы ответить своему брату. Эта книга приобретает качество «выбери свое собственное приключение» с шестью расходящимися сюжетными линиями, помогая детям увидеть, как разные реакции на гнев могут привести к разным результатам.
Сэм злится на все: на то, как плачет его младший брат, на то, что у папы нет на него времени, на то, как его просят съесть морковь, и на то, как кто-то другой получил кусок пирога, который он хотел. Когда его гнев вырывается наружу на вечеринке по случаю дня рождения, тётя Сэма отводит его в сторону и предлагает ему несколько способов справиться с гневом.
Эта книга немного похожа на книгу самопомощи для детей о том, как справляться с гневом. Он начинается с определения гнева, а затем описывает стратегии борьбы с гневом. Некоторые из глав включают: «Разные лица гнева», «Шесть шагов к решению проблем с гневом» и «Очень крутые способы сохранять хладнокровие».
С помощью рисунков и рассказа эта книга помогает детям понять и распознать гнев, затем помогает им найти способы справиться с гневом и, наконец, демонстрирует способы преодоления гнева.
В этой книге рассказывается история девушки, которая злится, когда кто-то высмеивает ее, когда ей приходится убираться в комнате или когда она просто не может правильно нарисовать рисунок. «Гнев — это сильное, горячее чувство», — говорится в книге, и иногда, когда мы злимся, нам хочется сказать что-нибудь обидное, накричать или ударить. Но чувствовать желание что-то делать и делать это на самом деле — две разные вещи. Затем в книге дается несколько советов о том, что дети могут сделать, чтобы справиться со своим гневом и остыть.
Майлз злится, когда его брат ломает его любимую игрушку. И по мере того, как внутри него нарастает гнев, Майлз мельком видит себя в зеркале, но вместо того, чтобы видеть Майлза, он видит пушистое красное чудовище, смотрящее в ответ. Монстр побуждает Майлза использовать свои слова, чтобы выразить свой гнев, помогая Майлзу успокоиться.
Злиться — это нормально — все время от времени это делают — важно то, что мы делаем со своим гневом. У нас есть выбор, как справляться с гневом. Эта книга учит детей тому, что такое гнев, а затем рассказывает о здоровых способах справиться с гневом.
Софи очень злится, когда сестра отбирает у нее игрушку, с которой играла Софи. Такая злая, что она брыкается, кричит и ревет. Когда Софи злится, она убегает как можно дальше. Потом она плачет, а затем ее успокаивает природа и прохладный ветерок, дующий в ее волосы. Как только Софи успокаивается, она возвращается в тепло дома.
Маленький лама весело играет, когда мама говорит ему, что пора идти за покупками. Затем Лама засыпает в машине и просыпается, когда они с мамой приезжают в магазин. Шопинг не доставляет удовольствия, и Ламе это надоело. Внезапно он начинает ныть, а затем бросать вещи. Мама говорит: «Хватит!» а также признает, что тоже считает шопинг скучным, поэтому они пытаются превратить шоппинг в игру. (Хотя в этой книге и обсуждается гнев, в ней не объясняется, как дети могут справляться со своим гневом).
Веселая книжка-песенка Сандры Бойнтон для маленьких детей описывает все типы настроений: сердитую утку, грустную курицу, сварливого лося, беспокойного кролика и т. д. В конце истории все персонажи книги говорят, что «надеются, что вы счастливы», но если вы не счастливы, у вас есть друзья, которые могут помочь. Они также заявляют, что тяжелое настроение не останется навсегда, и помните, что настроение у всех меняется день ото дня.
У Зака был паршивый день на пляже. Сначала он уронил зубную щетку в унитаз, потом его лучший друг пошел на чужой день рождения вместо того, чтобы пойти с ним. И в довершение всего, он не может заставить своего воздушного змея летать! Зак пинает песок, злится и, наконец, спрашивает отца, могут ли они просто пойти домой. В этот момент его отец учит Зака трехступенчатому подходу, как справляться с разочарованием и находить способ получать удовольствие, даже если дела идут не так, как ему хотелось бы.
Салли полна решимости построить самый высокий двухъярусный бутерброд, но когда ее усилия терпят неудачу, она расстраивается и хочет сдаться. С помощью своего учителя Салли узнает, что для достижения желаемых целей требуется терпение и практика.
Готовы делать положительные утверждения со своими детьми? Эти 101+ карты могут помочь. Нажмите здесь или на изображение ниже, чтобы узнать больше и получить свой собственный набор.
Вам также могут понравиться:
14 детских книг, которые способствуют развитию мышления
12 детских книг, которые учат настойчивости
11 детских книг о том, почему быть другим — это нормально
10 детских книг о том, как быть мужественным перед лицом невзгод
Что делать дальше…
‘ список адресов электронной почты.
Вам понравилось то, что вы здесь прочитали, и вы хотите узнать больше? Каждый четверг я буду присылать вам один совет для родителей о том, как вырастить самостоятельных детей и создать мирные отношения, о которых вы мечтаете, с вашим ребенком. Нажмите здесь, чтобы зарегистрироваться.
2. Пройдите один из моих тестов!
Узнайте, воспитываете ли вы самостоятельного ребенка (нажмите здесь) или слишком много делаете для своих детей (нажмите здесь). В конце каждого теста вам будет предложено указать свой адрес электронной почты, чтобы увидеть результаты.
3. Привлекайте детей к работе по дому.
Узнайте, как привлечь вашего ребенка к работе по дому (и поддерживать его мотивацию + избегать борьбы за власть), записавшись на мой курс «Успешное начало работы ваших детей по дому». Нажмите здесь, чтобы узнать больше и зарегистрироваться.
4. Станьте членом The Empowered Parents Collective.
В качестве члена Empowered Parents Collective вы получите доступ к целенаправленным позитивным советам по воспитанию детей в виде мини-курсов, интервью с экспертами, вопросов и ответов от сертифицированного инструктора по обучению родителей и многого другого. Нажмите здесь, чтобы узнать больше и зарегистрироваться.
О Керри Флэтли
Привет! Я Керри, мать двух девочек и сертифицированный воспитатель для родителей. Я считаю, что — это возможность для родителей иметь поддерживающие, любящие и теплые отношения со своими детьми, воспитывая их независимыми и, в конечном счете, самодостаточными. За прошедшие годы я прочитал множество книг и статей, подтверждающих это убеждение, и применил эти идеи на практике со своими собственными детьми. Подробнее обо мне и Самодостаточных детях читайте здесь.
14 лучших упражнений и рабочих листов
Когда мы чем-то расстроены, нам нужно время, чтобы обработать эмоции, которые мы испытываем.
Даже после того, как проблема ушла или были получены извинения, у нас могут остаться те же чувства (Питерс, 2018а).
Научиться справляться с чувствами, особенно сильными, такими как гнев, может быть сложно, особенно для маленьких детей. Обучение пониманию того, что они чувствуют, и совершенствование методов эмоциональной регуляции может помочь детям реагировать на эмоции и окружающую среду с большим контролем и умением (Сноуден, 2018).
В этой статье рассказывается об инструментах, занятиях и играх, которые помогают детям понять и управлять своими внутренними состояниями и эмоциями.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и дадут инструменты для ее применения в терапии или коучинге.
Эта статья содержит:
- Терапия управления гневом для детей 101
- 3 стратегии обучения детей
- 3 лучших занятия и игры для детей
- Лучшие рабочие листы и ресурсы для детей
- Обзор игрушек для управления гневом
- 3 полезных видео для учащихся
- Ресурсы по позитивной психологии для детей
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Терапия управления гневом для детей 101
Гнев — это тяжелое чувство для детей. Это может вызвать у них желание разрушить вещи или швырять комментарии, которые задевают других. С помощью правильных инструментов и методов даже маленьких детей можно научить по-другому воспринимать гнев и сохранять или восстанавливать контроль над своими чувствами (Сноуден, 2018).
Многие из наиболее полезных техник терапии управления гневом — это те, которые дети могут использовать во взрослой жизни. Следующие подходы поощряют здоровые привычки на всю жизнь, когда ребенок выбирает то, что ему больше всего подходит (Peters, 2018b).
Овладение такими методами важно в детстве и имеет решающее значение по мере того, как дети достигают подросткового возраста, когда необузданный гнев может иметь «разнообразные дезадаптивные подростковые последствия» (Ho, Carter, & Stephenson, 2010, стр. 246).
Терапия управления гневом на раннем этапе основывалась на прикладных поведенческих вмешательствах, таких как манипулирование стимулами окружающей среды, наказание и поощрение, и обычно требовала, чтобы люди с проблемным поведением получали постоянную поддержку (Ho et al. , 2010).
Когнитивно-поведенческие подходы к управлению гневом, с другой стороны, расширяют возможности ребенка. В них клиент и терапевт работают вместе, чтобы продумать и отработать новые поведенческие решения, в том числе (Ho et al., 2010):
- Решение проблем
- Расслабление
- Самоконтроль и стратегии выживания
- Когнитивная реструктуризация (обучение альтернативным способам мышления)
- Прививка от стресса (постепенное усиление воздействия триггеров)
По сравнению с традиционным поведенческим подходом развитие самоконтроля и навыков совладания приводит к лучшему поддержанию и обобщению (Ho et al., 2010).
Несмотря на раннее начало агрессии у детей, она не обязательно должна перерасти в неустойчивые черты личности во взрослом возрасте. Благодаря эффективным вмешательствам дети и подростки из групп риска могут научиться справляться с ситуациями неагрессивно и вести продуктивную жизнь во взрослой жизни (Nelson, Finch, & Ghee, 2012).
При управлении гневом детей учат распознавать, когда гнев может проявиться, как он заставляет их себя чувствовать, видеть модели поведения и находить здоровые способы сохранять или возвращаться к спокойствию (Snowden, 2018).
3 стратегии обучения детей
В своей книге « Рабочая тетрадь по управлению гневом для детей » Саманта Сноуден (2018) предлагает три основных вопроса, которые следует учитывать при работе с детьми.
Вместе они формируют ценные стратегии управления гневом и лучшего понимания эмоций и чувств (Сноуден, 2018).
Каждый вопрос можно изучить и ответить на него (в группах или индивидуально), чтобы побудить детей понять свой гнев. Чем более открыто взрослый рассказывает о своем опыте, тем больше вероятность того, что ребенок будет чувствовать себя в безопасности и комфортно, будучи уязвимым. Они распознают гнев как эмоцию, общую для всех.
Три вопроса (изменено из Snowden, 2018):
- Почему я злюсь?
- Что происходит, когда я злюсь?
- Что мне делать со своим гневом?
Почему я злюсь?
Иногда трудно понять, почему мы злимся. Он может появиться внезапно и неожиданно. Когда мы знаем, что вызывает наш гнев (например, люди, места, ситуации), мы можем предвидеть его и быстро реагировать, чтобы не дать ему выйти из-под контроля (Сноуден, 2018).
« Размышление о своем гневе поможет вам более четко увидеть закономерности и найти здоровые способы снова почувствовать спокойствие» (Сноуден, 2018, стр. 1). Зная почему вы злитесь и то, как вы влияете на окружающих, будет способствовать лучшему выбору, когда вы злитесь.
Изучение того, почему ребенок злится — триггеры и ситуации — может дать раннее предупреждение, чтобы помочь ему выйти из ситуации, остановить эскалацию гнева и почувствовать контроль.
Что происходит, когда я злюсь?
Когда появляется гнев, он может быть быстрым, кажущимся неизбежным и тем не менее неудивительным. Каждый из нас пытается удовлетворить свои собственные потребности и жить в соответствии со своими целями. Неизбежно то, что мы хотим или делаем, может не всегда соответствовать ожиданиям или требованиям окружающих (Snowden, 2018).
Когда это происходит, мы можем злиться и расстраиваться.
Дети должны понимать причины своего гнева, такие как усталость, гнев, люди, нарушающие их представление о справедливости, или необходимость прекратить делать то, что им нравится. Также важно, чтобы дети узнали, как гнев мешает им получить то, что им нужно и чего они хотят (Сноуден, 2018).
Умение определять эти триггеры означает, что мы можем избегать их и перенаправлять свою энергию и внимание в другое русло. Это важный и логичный шаг, который является частью более крупной стратегии по восстановлению контроля над гневом.
Что мне делать со своим гневом?
Все мы время от времени злимся. Распознавание эмоции и умение приветствовать ее с добротой могут помочь вам «сдержать свои тяжелые чувства, как если бы вы приветствовали гостя у себя дома» (Сноуден, 2018, стр. 89).
Переориентация нашего внимания на то хорошее, что есть в нашей жизни, — это мощная техника для создания баланса и обретения контроля над своими чувствами. Быть добрым и терпеливым к себе может создать более здоровые способы быть открытыми с другими о том, что мы чувствуем и что нам нужно, не забывая при этом о чувствах других.
Утверждение контроля и знание того, что делать, когда гнев посещает в следующий раз, может восстановить веру ребенка в себя и восстановить его веру в свои способности управлять ситуациями.
Инструменты и методы для обучения детей стратегиям управления гневом
Следующие упражнения побуждают детей относиться к своим привычкам гнева открыто и с добротой. После выявления они могут применять механизмы преодоления, чтобы культивировать более приятные, позитивные состояния ума (Сноуден, 2018).
Три лучших занятия и игры для детей
Часто дети лучше всего учатся, когда играют. Игры и занятия способствуют самообучению и, когда они сосредоточены на эмоциях, помогают детям идентифицировать свой гнев и связанные с ним триггеры и поведение (Peters, 2018b).
Следующие занятия и игры предлагают детям, их родителям или учителям увлекательный и познавательный способ понять ситуации, которые приводят к гневу, и то, как они могут реагировать по-разному (с изменениями из Peters, 2018b; Snowden, 2018).
Ролевая игра
Иногда детям приходится делать то, что им не нравится: выполнять домашнее задание, выключать телевизор или ложиться спать ночью. Разрыв между тем, что они хотят, чтобы сделали, и тем, что они должны сделать, может быть источником гнева (Peters, 2018b).
Самодисциплина является важным навыком для обучения детей и помогает им управлять своей реактивной и эмоциональной стороной.
Ролевая игра может быть ценным способом для детей и взрослых исследовать определенные триггеры гнева, такие как приказ прекратить что-то делать или выполнить действие, которое не учитывается в их плане, несмотря на то, что полезно для них.
Например, вы можете разыграть ролевую игру, в которой ребенка просят убрать в своей комнате, но его эмоциональная сторона берет верх и начинает капризничать.
Peters (2018b) называет нашу реактивную, эмоциональную сторону «шимпанзе». Поощряйте ребенка практиковаться в том, чтобы сказать «стоп» своему эмоциональному шимпанзе и обсудить, как он будет выполнять свои задачи. Может помочь, если они громко говорят своему шимпанзе, говоря ему, чтобы он не спорил, перестал плохо себя вести и был благоразумным, чтобы все были счастливы (Питерс, 2018b).
Такая самодисциплина может оказаться ценным средством предотвращения приступов гнева.
Сценарии и их результаты
Понимание различных вариантов, доступных им, может помочь детям выбрать мышление и поведение, более соответствующие их собственным потребностям и потребностям других.
Проработайте несколько сценариев, которые обычно приводят к гневу, и обсудите три возможных ответа на каждый из них (Peters, 2018b).
- Меня обвиняют в том, чего я не делал.
а) Я разозлюсь и буду плохо себя вести.
б) Я больше никогда ничего не буду делать.
Или, что более полезно,
c) Я объясню, что я расстроен, потому что я этого не сделал.
- Я не могу сделать что-то новое.
а) Я буду плакать и злиться.
б) Я буду дуться и сдаваться.
Или, что более полезно,
c) Я собираюсь поговорить с кем-нибудь и узнать, как это сделать.
- Мой друг одолжил что-то и не вернул.
а) Я рассержусь на них и потребую вернуть.
б) Я больше никогда не буду разговаривать со своим другом.
Или, что более полезно,
c) Я объясню, что я расстроен и хотел бы получить его обратно. Если не получится, то я поговорю со взрослым.
Предложите ребенку объяснить, почему две крайности (а и б) бесполезны или не являются лучшим результатом для всех участников. Затем обсудите, почему вариант с приводит к лучшему результату и меньшему огорчению.
Кто сидит за рулем?
«Гнев может изменить наше отношение к людям и ситуациям».
Сноуден, 2018, с. 80
Поработайте с ребенком, чтобы помочь ему понять и распознать подсказки, указывающие на гнев или спокойствие.
Спокойный ум позволяет нам:
- Обдумывать последствия наших действий
Что почувствует другой человек, если я заберу его игрушку? - См. разные стороны
Возможно, это был несчастный случай, а не что-то специальное. - Будьте понимающими
Возможно, у них просто плохой день. - Сдержаться или уйти
Мне нужно успокоиться, прежде чем сказать или сделать что-то, о чем я пожалею. - Более ясно видеть чувства
Мне грустно, я расстроен или зол.
Злой ум подобен этому:
- Реактивный
Я буду делать то, что хочу. - Делает что хочет и когда хочет
Мне было больно, поэтому я должен причинить им боль в ответ.
Распознавание каждого из вышеперечисленных признаков может помочь предотвратить вспышки гнева и улучшить самосознание и эмпатию ребенка.
Лучшие рабочие листы и ресурсы для детей
Существует множество стратегий, упражнений и занятий для повышения осведомленности и обретения контроля над бесполезными чувствами и поведением.
Ниже мы перечисляем несколько полезных рабочих листов, которые могут привить детям здоровые привычки (с изменениями из Peters, 2018b; Snowden, 2018):
Как распознать, когда мы злились
Дети и взрослые иногда делают то, чего они не хотели бы делать. Когда они становятся сварливыми или злыми, они могут говорить вещи, которые не имеют в виду, или вести себя деструктивно.
Попробуйте таблицу «Распознавание случаев гнева», чтобы определить, когда ребенок разозлился и как он мог справиться с этим по-другому.
Если вы ответите, что ребенок может реагировать по-другому, это поможет начать процесс формирования хороших привычек, связанных с положительными эмоциями.
Кем я хочу быть
Прежде чем осваивать новые навыки преодоления трудностей и способы поведения, детям может быть полезно описать, каким человеком они хотят быть (например, хорошим поведением, счастливым и беззаботным) по сравнению с кем они не хотят быть (например, сердитыми, обеспокоенными и непослушными).
Попросите ребенка заполнить таблицу «Кем я хочу быть», указав поведение и эмоции, которых он хотел бы избегать, и те, которые он хотел бы проявлять.
Такие упражнения способствуют рефлексии и, следовательно, метакогнитивной обработке, что способствует лучшему самосознанию эмоций (Fleming, 2021).
Поощрение позитивного поведения
Гнев в основном негативен и бесполезен для детей. Но вместо того, чтобы сосредотачиваться исключительно на том, каких эмоций и поведения следует избегать, может быть полезно рассмотреть список желаемых эмоций и поведения, которые полезны (Peters, 2018b).
Используйте рабочий лист «Поощрение позитивного поведения», чтобы составить список позитивного поведения ребенка и способов его применения в жизни.
Когда поощряется позитивное поведение, оно может стать привычным и создать более счастливую и конструктивную атмосферу (Peters, 2018b).
Пополнение словарного запаса чувств
Детям может быть трудно знать и использовать правильные слова, чтобы описать свои чувства другим. Расширение словарного запаса чувств может помочь им поделиться своими переживаниями и обратиться за необходимой помощью (Сноуден, 2018).
Рабочий лист «Построение словарного запаса чувств» содержит список полезных слов для чувств и примеры ситуаций.
С практикой и небольшой помощью дети могут научиться очень хорошо делиться своими эмоциями.
Просьбы против требований
Может потребоваться время, чтобы понять, что то, как мы что-то формулируем, может изменить то, как человек воспринимает то, что мы хотим сказать. Когда у детей большие чувства к чему-то, чего они действительно хотят, они могут стать требовательными (Сноуден, 2018).
Рабочий лист «Просьбы и требования» помогает детям понять, как превратить требования в просьбы.
Конфликт в школе
Школа занимает важное место в жизни детей. Сокурсники все разные, со своими симпатиями и антипатиями. В результате может быть сложно ладить с каждым человеком, даже если он нам нравится (Сноуден, 2018).
Рабочий лист «Конфликт в школе» помогает детям задуматься о различных отношениях, которые у них складываются в школе, о том, что сложно и что им нужно от каждого из них.
Знакомство с игрушками для управления гневом
Веселые занятия идеально подходят для изучения триггеров, эмоций и поведения, связанных с гневом.
Ниже приведен небольшой пример некоторых игр, которые помогут.
Карточная игра «Безумный дракон: контроль над гневом»Эта веселая терапевтическая игра, основанная на эмоциях, учит игроков контролировать гнев.
Карточная игра предназначена для детей в возрасте от 6 до 12 лет и помогает им идентифицировать ситуации, провоцирующие гнев, и избегать их, а также выражать и понимать свои чувства.
Доступно на Amazon.
Don’t Go Bananas – игра CBT для детей, помогающая контролировать сильные эмоции как изменить негативные модели мышления.В игру играют группы от двух до четырех детей, а также взрослые.
Доступно на Amazon.
Mad Smartz: карточная игра на развитие навыков межличностного общенияЭта карточная игра на основе когнитивно-поведенческой терапии помогает детям научиться сочувствию, социальным навыкам, управлению гневом, уверенности и сотрудничеству.
Он предназначен для поддержки родителей и терапевтов, работающих с эмоциональными проблемами детей, и в него можно играть группами по двое и более.
Доступно на Amazon.
3 Полезные видео для ваших учеников
В Интернете есть множество видеороликов, в которых в дружелюбной форме объясняются эмоции, включая гнев, маленьким детям.
Вот три из наших любимых:
Управление гневом для детейВ этом коротком видео показано, как управлять гневом за пять простых шагов.
com» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/> Ховард Б. Вигглботтом учится отступать назадСледуйте за Ховардом в этом увлекательном мультфильме, чтобы увидеть, как он учится отступать от гнева.
Управление гневом для детей!Это обучающее видео рассказывает детям о гневе, о том, что он с ними делает, и об эффективных способах управления своими чувствами.
com» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Ресурсы по позитивной психологии для детей
Существует множество ресурсов, инструментов и рабочих листов, основанных на позитивной психологии, предназначенных для изучения эмоций и преодоления гнева.
Все нижеследующие подходят для детей; хотя, в зависимости от их возраста, они могут получить некоторую поддержку:
- Украшение печенья
Иногда важно отвлечься от ситуации и немного отдохнуть. Рисование и искусство могут быть отличными способами перевести дух, когда вспыхивают страсти. - Внутри и снаружи Рабочий лист
Это упражнение помогает детям сравнить, как они думают, чувствуют и ведут себя, борясь с эмоциями. - Обнаружение самоконтроля
Определение самоконтроля по сравнению с отсутствием контроля в поведении может стать первым шагом к более правильному поведению. - Красный свет: гнев!
Это упражнение по рисованию идеально подходит для маленьких детей. Они учатся представлять гнев, когда он мал или становится слишком большим. - Сценарии заземления для детей
Медитация может быть полезна в любом возрасте. Этот сценарий для детей идеально подходит для заземления и приобщения к спокойствию. - Управление гневом для подростков: полезные рабочие листы и ресурсы
Эта статья об управлении гневом у подростков обязательна к прочтению всеми родителями и опекунами, поскольку она помогает им подготовиться и узнать, как справляться со сложными подростковыми ситуациями. - 17 упражнений для позитивного общения
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим лучше общаться, эта коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.
Послание на память
Гнев, как правило, расстраивает всех участников и может изменить то, как дети видят людей и воспринимают ситуации.
Говорим ли мы обидные вещи или действуем неподобающим образом, мы обычно оглядываемся назад и сожалеем, что поступили иначе (Snowden, 2018).
Если у детей есть безопасное место для обучения и исследования своих эмоций, они могут найти новые привычки, которые сделают их счастливее и спокойнее, позволяя им сохранять или восстанавливать контроль и избегать вспышек гнева (Snowden, 2018).
Работа с играми, заданиями и рабочими листами, особенно в группах или со взрослыми, может помочь детям найти способы успокоить гнев или вообще избежать ситуации.
Разыгрывание ситуаций из реальной жизни может позволить детям экспериментировать с тем, что работает, а что нет, а затем использовать нужные навыки, когда возникает проблема (Сноуден, 2018).
Попробуйте выполнить задания и упражнения с детьми. Уроки заключаются не только в самой задаче, но и в обсуждении лежащего в ее основе мышления (метапознания) и его применения в реальном мире. Преимущества останутся на всю жизнь.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.
- Флеминг, С. М. (2021). Познай себя: Наука самосознания . Основные книги.
- Хо, Б.П., Картер, М., и Стивенсон, Дж. (2010). Управление гневом с использованием когнитивно-поведенческого подхода для детей с особыми образовательными потребностями: обзор литературы и метаанализ. International Journal of Disability, Development and Education , 57 (3), 245–265.
- Нельсон, В. М., III, Финч, А. Дж., Младший, и Гхи, А. К. (2012). Управление гневом у детей и подростков. В PC Kendall (Ed.), Терапия детей и подростков: когнитивно-поведенческие процедуры (стр. 92–139). Гилфорд Пресс.
- Питерс, С. (2018a). Безмолвные наставники: понимание и развитие ума на протяжении всей жизни . Лагом.
- Питерс, С. (2018b). Мой скрытый шимпанзе: помощь детям в понимании и управлении своими эмоциями, мышлением и поведением с помощью десяти полезных привычек . Студия Пресс.
- Сноуден, С. (2018). Рабочая тетрадь для детей по управлению гневом: 50 забавных занятий, которые помогут детям сохранять спокойствие и делать правильный выбор, когда они злятся . Алтея Пресс.
Можете ли вы научить эмоциональной регуляции?
Регулярные приступы гнева могут быть признаком того, что вашему ребенку трудно контролировать свои эмоции. Вот что может помочь.
Когда у вашего ребенка случается истерика — будь то дома или на публике — может быть пугающим и дезориентирующим наблюдать количество гнева или ярости, исходящих от одного крошечного человека. И когда эти истерики начинают повторяться, это может беспокоить.
Вы не одиноки, задаваясь вопросом, что вызывает эти вспышки гнева, правильно ли вы на них реагируете и есть ли что-то еще, что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку.
Техники управления гневом, соответствующие возрасту, которые фокусируются на эмоциональной регуляции, могут помочь.
Ваш ребенок может злиться или вести себя агрессивно по многим причинам.
«Дети — это люди, имеющие человеческий опыт, как и взрослые, — объясняет Брэнди Гарза, консультант из Далласа, регулярно работающая с детьми. В отличие от взрослых, у детей нет многолетнего опыта управления своими эмоциями.
Когда они злятся, эти эмоции легко перерастают в истерику.
«Лобная доля их мозга действительно вдвое меньше, чем у полностью зрелого взрослого человека», — объясняет Гарза. «Это означает, что их импульсивность, способность к принятию решений, способность к рационализации и принятию логических, взвешенных решений практически невозможна».
В детстве сильны все чувства, не только гнев.
«Сильные чувства вызваны тем, что ребенку необходимо проявить свои эмоции, чтобы почувствовать себя лучше», — объясняет Гейл Вейл, социальный работник Альмы, практикующая в Коннектикуте и Нью-Йорке.
Хотя гнев сам по себе не является «плохой» эмоцией, он может быть признаком того, что происходит что-то еще, особенно если вы заметили, что ваш ребенок становится более злым или агрессивным, чем обычно.
Вот некоторые вещи, которые могут вызывать вспышки гнева, которые могут потребовать вмешательства:
Запугивание
Исследования показывают, что запугивание может иметь широкий спектр последствий для детей, в том числе повышать вероятность развития у детей:
- сильная тревога
- расстройства личности
- суицидальные мысли
Одно исследование, проведенное в 2018 году, показало, что издевательства могут также влиять на развитие мозга, делая детей более склонными к гневу и агрессии.
Поведение, смоделированное дома
Если ребенок видит, как взрослые спорят и дерутся, он может копировать это поведение, особенно если он подвергается гневу и драке, пока учится говорить.
Младенцы, как правило, испытывают стресс после ссоры, что приводит к повышенной капризности или проблемам со сном.
Как только они станут малышами и начнут развивать языковые навыки, они смогут начать подражать языку, стилям общения и тону голоса взрослых в своей жизни. У них также могут быть проблемы со спокойным выражением своих чувств.
Исследование 2015 года утверждает, что это происходит из-за того, что семейные разногласия могут изменить то, как детский мозг обрабатывает эмоции.
Жестокое обращение и травма
Несколько исследований также показали, что эмоциональное и физическое насилие может привести к развитию у детей психологических симптомов, включая склонность к гневу и агрессивному поведению.
Травматические переживания также могут иметь аналогичные последствия.
Психические расстройства
Гнев и агрессия также могут быть симптомами определенных психических расстройств, в том числе:
- разрушительное расстройство регуляции настроения (DMDD) или перемежающееся взрывное расстройство (IED)
- оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD)
- предменструальное дисфорическое расстройство (ПМДР)
- нарушения сенсорной обработки
- расстройство поведения
- реактивное расстройство привязанности (РРП)
- дефицит внимания и гиперактивное расстройство (СДВГ)
- аутизм
Соответствующие стратегии эмоциональной регуляции выглядят по-разному для разных возрастных групп. Вот несколько примеров того, что может подойти для каждой возрастной группы:
Для детей дошкольного возраста
«Если дошкольник кричит и швыряет игрушки, это следует рассматривать как способ выражения ребенком своих сильных чувств», — объясняет Вайль. «[Они] не могут произносить слова так, как это могут делать дети постарше».
Может быть хорошей идеей смоделировать эмоциональную регуляцию. Другими словами, постарайтесь проявить терпение, сочувствие и понимание. Это поможет им чувствовать себя в безопасности.
Затем вы можете попытаться показать им, как успокоиться своими действиями. Вы можете попробовать:
- Изменить окружение вашего ребенка . Измените их окружение, чтобы сделать его более успокаивающим для них.
- Расскажите ребенку о своих чувствах . Подумайте о том, что, по вашему мнению, делает ваш ребенок, и расскажите ему об этом. Например, можно сказать: «Я вижу, ты сжимаешь кулаки, интересно, ты злишься?» Это поможет вашему ребенку назвать то, что он чувствует.
- Задайте им вопросы, чтобы помочь снять эскалацию . Например, можно сказать: «Можете ли вы рассказать мне своими словами, что вы чувствуете?» чтобы помочь им понять, что вы хотите, чтобы они сделали.
- Сосчитайте с ними до 10 . Совместный счет и медленные глубокие вдохи могут иметь успокаивающий эффект.
- Играйте с ними в обучающие игры . Играйте с ними в приложения или игры, которые учат распознавать эмоции или управлять эмоциями.
Для детей младшего возраста
К настоящему времени у детей больше словарного запаса, чтобы называть свои чувства, но вы по-прежнему играете большую роль, помогая им развивать эти навыки. Гарза говорит: «Отражение или переформулировка поведения или воспринимаемого чувства [по-прежнему] невероятно эффективны».
«Как только ребенок начнет успокаиваться естественным образом — или, возможно, благодаря дыханию, — спросите его, не хочет ли он поговорить», — добавляет Гарза.
Подумайте также об обучении их навыкам преодоления трудностей или решения проблем, чтобы помочь избежать срывов, например:
- вызывать чувство гнева
- читать книги о том, как успокоиться
- изучать триггеры и использовать предупреждения или обратный отсчет, чтобы помочь им подготовиться к триггеру
- тайм-ауты или «время на обдумывание» правильно управлять своими эмоциями
Для подростков
Гормональные изменения, характерные для подросткового возраста, могут вызвать у некоторых подростков быстрое раздражение.
«Подростки и подростки проходят через многое как физически, так и эмоционально, — говорит Вайль. «Они проходят стадию развития, когда им нужно чувствовать некоторую степень независимости, но при этом знать, что в их жизни есть взрослые, на которых они могут положиться».
Вот почему для взрослых в их жизни важно продолжать подтверждать и прислушиваться к своим чувствам.
«Если подросток чувствует, что его понимают, оценивают и слышат, он будет более открыт для обучения навыкам управления своими чувствами», — объясняет Вайль. «Их тоже нужно научить, как распознавать свои чувства, прежде чем реагировать на них, и как успокаивать себя, чтобы они могли лучше регулировать свои чувства».
В этой возрастной группе физические упражнения, глубокое дыхание и медитация часто являются эффективными средствами управления эмоциями.
В дополнение к упомянутым выше домашним методам вы можете попробовать несколько других более общих способов помочь вашему ребенку лучше справляться с гневом или любыми другими сильными эмоциями.
Стиль воспитания
Авторитетный стиль воспитания может помочь вашему ребенку развить навыки эмоциональной регуляции. Это стиль воспитания, который воспитывает и поддерживает, а также устанавливает жесткие ограничения и ожидания.
Авторитетный родитель прислушается к чувствам ребенка, подтвердит его разочарование и применит справедливую дисциплину и правила.
Например, если ребенок закатывает истерику в парке, потому что не хочет уходить, чтобы забрать свою сестру с урока танцев.
Авторитетный родитель может:
- Подтвердить свои чувства . Для этого можно сказать что-то вроде: «Я знаю, что вы прекрасно проводите время, и разочарованы тем, что нам скоро нужно уезжать».
- Предупредите их заранее . Заранее сообщите ребенку, в какое время ему нужно уйти, а затем предупредите его или отсчитайте время для подготовки.
- Укажите время отправления . Делайте это, даже если ребенок умоляет еще 5 минут или у него истерика.
Внимательное воспитание также хорошо работает параллельно с авторитетным воспитанием или как отдельная философия воспитания. Этот стиль характеризуется тем, что родители полностью находятся в данный момент со своими детьми, чтобы по-настоящему понять своего ребенка и его действия.
Внешнее подкрепление
Управление гневом у детей лучше всего работает при постоянном подкреплении от всех, а не только от родителей. Учителя, семья, сверстники и специалисты в области психического здоровья — все они могут стать частью этого внешнего подкрепления.
Некоторым детям может быть полезно, например, посещать группы поддержки, где они могут познакомиться с другими детьми, у которых схожие проблемы с регулированием своих эмоций. Эти группы могут помочь детям научиться преодолевать трудности у своих сверстников и модераторов группы.
Другим может быть полезно посетить психотерапевта индивидуально или посетить семейную терапию вместе с родителями. Некоторые популярные методы лечения включают:
- интерактивную терапию родителей и детей (PCIT), особенно для детей в возрасте от 2 до 7 лет
- терапия совместными и проактивными решениями (CPS)
- когнитивно-поведенческая терапия (CBT)
- игровая терапия
Когда ваш ребенок злится или закатывает истерику, это может вызвать стресс, а иногда и страх.
Но есть способы помочь вашему ребенку научиться лучше контролировать свои эмоции, чтобы он с меньшей вероятностью стал агрессивным.
Хотя домашние стратегии, такие как моделирование поведения, могут помочь, если вы чувствуете себя подавленным, вам может помочь посещение группы поддержки или помощь психотерапевта.