Эмоция в рисунке
- ВСЕ
- Рисование
- Советы художника
- История искусств
- Живопись
- Рисунок
- Цветоведение
- Поэтапное рисование
- Вдохновение
- О художниках
- Ученики
- Композиция
- Абстракция
- Книги
26. 11.2021 20:20
Здравствуйте все. Для тех, кто вдруг меня видит первый раз меня зовут Екатерина Крюкова. Я художник-педагог, член Союза художников России и основатель Художественной Школы Jotto. Школу мы основали вместе с моим мужем, Артуром, который делает вместе со мной всю важную техническую работу, поэтому в эфире мы сегодня можно сказать, вдвоём. Артур за кадром он сейчас как раз занимается настройкой и организацией.
Тема у нас эфира заявлена «Эмоции в рисунке». Что это значит? Это значит, что мы сегодня поговорим с вами о том. Как рисовать так, чтобы зрителю было интересно? Насколько важна яркая, эмоциональная, волнительная подача. Как сочетать рациональное и эмоциональное в рисунке?
Для многих начинающих и для художников, особенно самоучек, прямо очень важная. Потому что сочетать именно в определенной пропорции уделять внимание, и качественному такому серьёзному построению и в то же время передавать свои мысли и чувства. Ну не всегда сразу это всё получается, и поэтому приходится учиться пробовать.
Вообще эмоция в рисунке при изображении, ну давайте так. Для начала рисунок это подразумевается то, что нарисовано карандашом, то есть это не этюд красками. То, что сделано простым карандашом то, что сделано графическими материалами и средствами, это мягкие материалы, уголь…
А то, что сделано графическими средствами — это уголь, сангина, соус, мел, сепия. В общем, всё, что касается графики. То есть сегодня говорим не о живописи, говорим только о рисунке. Рисунок у нас существует как вид изобразительного искусства, да и как дисциплина при обучении художников и дизайнеров. Это отдельное, такое мощное направление, можно сказать, есть учебный рисунок. Которым владеют мастера. На основе которого происходит именно обучение художников. Есть творческий рисунок, где художники уже выражают свои мысли и чувства.
И там, и там есть вот это звено рацио и эмоцио. Если в учебном рисунке мы изображаем предметы, объекты, людей, сюжеты не важно что, то как мы их видим то, как их должен увидеть зритель. Да то, как мы их понимаем с точки зрения теории изобразительного искусства, точки зрения, перспективы, анатомии, конструктивного построения с точки зрения пространственного решения, тонального решения, фактурного и так далее и так далее.
То в творческой интерпретации, в творческом рисунке мы показываем всё, что мы изображаем, то, как мы хотим видеть, и так, как мы хотим изобразить, так хотим передать. Поэтому в учебном рисунке эмоциональность ограничена изобразительными средствами.
Здесь эмоции присутствуют, ну, постольку поскольку, потому что они не должны заглушать, не должны перекрикивать саму суть, саму суть задания. Мы уже на одном из эфиров говорили об академическом рисунке. Он сохранён (https://jotto8.ru/blog/osobennosti-akademicheskogo-risunka), если кому интересно, можете потом посмотреть и там говорили об как раз учебном рисунке, что в нём обязательно стоит какая-то задача и большая цель. Задачи обычно 3, цель одна всегда.
И именно на выполнение их вкладываются все силы художника, поэтому эмоции здесь минимум. Эмоции задаются только при акцентах. При расстановке акцентов, мы про это дальше немножечко поговорим. А в творческом рисунке эмоции обычно гипертрофированы, то есть здесь художник может работать так, как ему хочется так, как ему можется и так, как он считает нужным, поэтому творческие креативные рисунки они обычно очень эмоциональные, очень энергетически наполнены. Там такие резкие штрихи. Темные сочетания контрастных, тёмных и светлых пятен, много фактур и прочее.
А значит, эмоционально выразительный рисунок, что это значит? Это значит, что этот рисунок образный, то есть он создается с целью передачи изображения, выражение какого-то художественного образа.
В эмоционально выразительном рисунке этот образ создаётся за счёт простых изобразительных средств. Вообще любая эмоция передаётся за счёт изобразительных средств. Они всегда одни и те же в графике эта линия, штрих, пятно. Больше нет. Есть вариации сочетание, допустим, фактурное сочетание. Кстати, был эфир про фактуры, он у нас не сохранился. Если будет интересно, мы повторим, потому что тема была такая достаточно важная и очень запомнился этот эфир по вопросам всех, кто смотрел.
Значит, изобразительные средства — это линия, штрих и пятно. При помощи них мы выражаем свою идею и задаём эмоцию. Линия может быть живой, плавной, текучей, агрессивной, экспрессивной, ломаной, наэлектризованной, любой, любой.
Штриховка может быть по форме, против формы, перекрёстная, параллельная, разносторонняя, разнонаправленная и т.д. Пятно также может быть абсолютно разным: по силуэту, по характеру, по тону и прочее. Средств изобразительных в рисунке может быть очень много и все они работают на передачу эмоции, художественного образа, живого выражения авторской идеи в графике.
В любом случае, когда эмоция в рисунке зашкаливает, когда теряется нить повествования, логика, контроль над точным изображением работы, только эмоции — это тоже не очень хорошо. Зрителю тяжело воспринимать такие работы. Вспомните, например, «Крик» Мунка — чистая эмоция. Сразу ли понятна идея? Готовы ли вы такую работу созерцать долгое время? Наверное, нет. Поэтому в изобразительном искусстве, как правило, существует определённая гармония эмоционального и рационального, как и в любом другом виде искусства.
В изобразительном искусстве то же самое. Нужен каркас, костяк, классическая основа и к ней мы добавляем эмоциональную часть, именно на стыке эмоцио и рацио рождается произведение, хорошая работа, грамотная графика.
Эмоционально-выразительный рисунок создается при определенных ситуациях, при соблюдении определенных возможностей и правил. В первую очередь, это подчеркнутая характерность, если вы хотите добавить эмоциональности, энергии, живости изображению.
Второй вариант — это выявление контрастов, то есть, во-первых, контраст мы видим очень хорошо, бесконтрастное изображение не воспринимается зрителем. Закон контраста — это один из самых важных законов композиции, всё, что применимо при создании любого произведения искусства. Поэтому, на контраст внимание обращаем, если хочется выразительности, эмоциональности – контраст усиливаем.
Я буду попозже показывать примеры работ художников, в основном это мои работы, учебные, творческие. И мы на их примере увидим с вами это и другие явления.
Ещё вариант усилить выразительность, образность, эмоцию в рисунке – это разделить главное и второстепенное. Это большая проблема начинающих художников, тех, которые хотят передать всё и сразу, цепляются за детали, вырисовывают каждый винтик и шпунтик, каждый листочек на веточке, каждую волосинку на голове. В результате, теряется единство, целостность. Поэтому, чтобы добавить чувств изображению, добавить собственных мыслей, своё вдохновение от увиденного, от модели или от того, что мы рисуем из головы, конечно, стоит определиться — что самое важное в рисунке, что будет главным, что будет вторичным, а от чего может быть вообще нужно отказаться.
Это чёткое деление, важное и второстепенное есть у всех великих художников. Если посмотрите любую картину, рисунок, вы это видите – есть самое важное в портрете, есть антураж, который не так важен. Или в пейзаже есть второй план, который всегда характерен ярко выраженный, прописан детализировано. Есть первый план, через который мы проскакиваем, когда смотрим на изображение и задник условный, практически нет деталей, нет характерных особенностей.
Также стоит тактично использовать фактуры в рисунке и самое главное не столько тактично, сколько уместно, потому что не в каждом рисунке обилие фактур важно. Например, при академическом рисовании, при учебном рисовании – фактуры ярко выраженные не всегда нужны. Нужны для передачи фактуры дерева, если мы рисуем натюрморт с корзинкой или фактуру волос с характерным блеском. Всё остальное не стоит передавать, чтобы не перегрузить работу.
Поэтому фактуры и в творческом, и в учебном рисунке важны. Но они должны стоять на своём месте и дозировано.
Также в рисунке важно правильно и грамотно расставить акценты. Про акцент я уже сегодня заикалась, это значит распределить ключевые точки, на которых зритель будет смотреть в первую очередь, на которую будет обращать внимание сразу. Есть целая система, у нас сложена в целую учебную дисциплину художников от композиции, в которой есть такие законы зрительского восприятия, и некоторые ходы, при помощи которых, можно управлять вниманием зрителя в картине. Эти ключевые узловые точки там разбираются очень хорошо. У нас, кстати, есть курс по композиции, если кому-то интересно. Он уже к профессиональному курсу относиться, есть курс в записи и живой в нашей школе. Тем, кому интересна организация картины и я люблю очень этот курс, один из любимейших.
Ключевые точки, на которых зритель обращает внимание – это те узлы акцентные, которые будут самым важным. Обычно, в портрете — это глаза и несколько самых важных персонажей или элементов самого пейзажа, так скажем, пара деревьев, два-три цветочка в букете или изображение животного. Например, лапка, верхушки ушей и хвост, у которых зритель ходит и смотрит изображение не просто один раз взглянул и ушёл, а может переключать своё внимание с одного акцента на другой и рассматривать картину кругами несколько раз, долго, не отрываясь. Такие вещи, такие рисунки или картины они не надоедают, они считаются очень профессионально сделанными, и, конечно, эти акценты дают не только приятное для глаза качество, но и говорят о профессионализме автора.
Экспрессивность в рисунке такая сильная, энергетическая, мощная динамика тоже важна, но, не всегда уместна. Обращать внимание на экспрессию стоит, особенно, в рисунке творческом. Это прям вот конёк современных художников, особенно, при передаче движения, при передаче какого-то характерного поворота.
Поэтому экспрессию учитывать стоит, показывать стоит при помощи наших изобразительных средств, о которых мы в начале говорили, например, жёсткой штриховки или за счёт мягкого списывания. Но не перебарщиваем с экспрессией. Излишне экспрессивные, излишне динамичные рисунки они тоже дают усталость для зрителя.
Так же важна в эмоциональном, выразительном рисунке ассоциативность, то есть мы изображаем не всегда то, что мы видим и то как видим. Иногда нужно показывать немножко символически, инакомысленно, чтобы у зрителя была возможность додумать, домыслить, досочинить что-то в этом изображении.
Чтобы посмотреть подробнее, кликникте на картинку.
Качественные, именно профессиональные, работы они делаются именно таким образом. Вводится какой-то маленький ключик к решению задач, ассоциация, ну, например, силуэт фигуры, скажем, он может напоминать силуэт с какой-то известной картины. Или, например, делают очень часто такое: плоский фон и на нем какие-то цветные силуэты, скажем, влюбленная пара. И в целом вместе они складываются в символическое сердце такое. Сразу понятно, о чем там речь. Вот такие моменты. Я сейчас, конечно, очень грубый привела пример, жесткий, так обычно не делают, не надо так делать. Но чуть легкую ассоциацию задать можно, она может быть выражена через цвет (в графике тоже цвет может быть), через тон, например, силуэт не черный, а белый, о чем это может сказать, через фактурную какую-то работу, через энергичную линию. Все, что угодно.
Ну и, конечно, для эмоционального рисунка, для насыщенного характера, выразительности, энергетики рисунка важна индивидуальность, то есть копировать приемы других мастеров и классиков, и современников, конечно, стоит, учиться у них стоит. Но хочется вырабатывать именно свое, особое видение, свою особую жилку, свое особое направление, особые фишки, может быть, даже свои технические приемы, особенные, по которым зритель будет угадывать уже вас, как мастера.
Поэтому индивидуальность, конечно, важна, она должна быть сохранена. Это такое качество, которое нарабатывается опытным путем при большом многократном повторении каких-то возможностей, средств изобразительных от работы к работе. Его не наработать специально, очень сложно взять и придумать себе индивидуальную манеру. Она создается в процессе, поэтому где-то в голове это держать можно, но акцента на этом делать не нужно, что нужно обязательно что-то свое, эдакое авторское.
Таким образом, эмоционально выразительный рисунок, это, в первую очередь, индивидуальный выбор художника, лично его выбор: «Как это делать? Что делать? При помощи чего делать?» Это уникальные возможности графического языка, то есть, то, что мы наработали за период обучения, за период реализации своих творческих возможностей, за насмотренностью и прочее, прочее. И отражённые в этом рисунке характерные особенности и возможности самой модели, то есть мы сочетаем, получается, знания, умения, навыки, которые есть в голове, как у художника, своё впечатление о модели, ну и характерные особенности самой модели. Три больших компонента.
Сейчас небольшая будет практическая часть, я сейчас покажу вам рисунки, и мы с вами ещё на них закрепим все, что только что я поговорила.
Вообще проблемой эмоций в рисунке занимались очень многие педагоги современные. И, кстати, тема актуальна не только для взрослых, не только для тех, кто в осознанном возрасте решил научиться рисовать, но и для детей. И для детей, наверное, в большей степени. Для разгрузочки я вам приведу пример: в детском возрасте достаточно сложно понять в каком он состоянии, как он реагирует, дети всякие приходят, и обычно, работа с детьми она в группе происходит, и сложно бывает педагогу, я по себе знаю я работала с разными возрастами от 3-х лет, но сейчас работаю только со взрослыми, не всегда сразу понятно, что ожидать, как настроен ребенок, выспался ли он вообще, и иногда дают такие упражнения на разгрузку, именно на то, чтобы выплеснуть эмоции. Обычно, это тема отрицательного персонажа. Мои знакомые, кто с детьми работают, дают тему Бармалей, например. Он бегает по Африке и кушает детей. И вы помните, как он выглядит в книге, и ребенку стоит попробовать изобразить отрицательного персонажа, выплеснуть все эмоции по этому поводу. Получается очень смешно.
Во-первых, дети с удовольствием это делают, они как-то сразу переключают внимание на то, что можно делать все что угодно, побаловаться. Не надо делать красиво, можно делать некрасиво. Потому что герой сам такой, у него клок волос рыжий, сам он темноволосый, с огромной бородой, хромой, или даже безногий, у него антураж веселый. И, конечно, картинки получаются вот такие просто, веселенькие, интересные, у кого-то пираты, у кого-то такие немножко маньячного типа персонажи, у кого-то мультипликационные, очень разные.
Я в свое время, когда была ребенком, у меня папа — педагог, он на мне тоже много экспериментов ставил. Было задание изобразить злого и страшного, серого волка. Мучений было много, я вам скажу, я его начала рисовать желтым цветом, и конечно, он получился очень добрый, несмотря на то, что я зубы ему пририсовала, ножи на поясе. По крайней мере, эмоции были выпущены.
Дальше я вам покажу несколько работ.
Во-первых, давайте начнем именно с творческих работ, именно с решения эмоционально выразительного творческого, то есть здесь не стояла задача передать среду реалистично. Значит, эта тема была ремонтов. В квартире был ремонт, мне очень понравилось, что предметы стоят не на своих обычных, привычных местах, разбросаны как попало, даже непонятно где что, на самом деле. Даже я немножко сама видна в стеклянном шкафу. Ну и такие кучи всякой всячины.
Но давайте смотреть не на сюжет, а на само изображение, как это сделано. Эмоций много. Смотрите, во-первых, стоят акценты на серединной части. Это стул с сумкой, какой-то уложенной. Акценты за счет сочетания темного, за счёт подчеркиваний в некоторых местах, потому что стул прям такой характерный, и за счет глубины пятна, за счет фактуры. Штриховка резкая, жесткая. Периферия решена очень мягко и свободно, даже так – небрежно. Так что, те вот эти особенности, которые я проговорила, в рисунке есть. И рисунок эмоциональный, выразительный, не академичный, но от него это и не требовалось.
То же самое можно сказать о втором листе этой серии. Ну, здесь еще интересный композиционный прием – двери. Человек заходит в дверь или смотрит в дверной проем и видит то, что находится в соседней комнате. То же самое: книги, сваленные на кровать, под кроватью какие-то там сложенные вещи, полка, заставленная предметами. Та же самая тема. Но то же смотрите, как складываются акценты внутри работы, как характерность деталей подчеркнута. Даже в той же двери видно, что она держится на шарнирах. Шарниры, прямо, показаны. Характерны очень вот эти просветы внутри: между дверной створкой и стенкой. И конечно есть такая экспрессия в передаче освещения, передаче формы. И штрих, и пятно – все работает, даже линия кое-где.
И давайте я вам покажу для разнообразия, что будет, если перебрать с эмоциями в рисунке. Что будет, если вдруг получилось слишком эмоционально. Вот такой портрет.
Ну, он очень похож получился. И вроде бы и форма есть и объем, и характер и все бы неплохо, но штрих излишне жесткий. И это мешает и прям раздражает даже, когда мы смотрим на этот рисунок. Потому что штрих везде одинаковый: и в фоне, и в лице, и в волосах, очень однообразный, излишне грубый. Нужна ли вообще была бы такая грубость, скажем, в лицевой части? Очень много акцентов. Акценты не везде на своих местах. Что важнее было: губы или нос, или глаза? Сложно сказать, да?
Все решено примерно одинаково. Поэтому вот такие вот вещи не стоит допускать, не стоит таких экспериментов ставить. Вроде бы мастерски все неплохо сделано, но подкачала именно техническая сторона, подкачала эмоциональность.
Другая сторона медали, когда эмоции в рисунке нет вообще. Сейчас покажу. У нас такие тоже есть.
По-моему, я показывала уже эту работу. Если покажу – ничего страшного второй раз. Смотрим внимательно. Да, симпатичная девочка, сделана вроде академично очень даже, неплохо. Учебный рисунок — старый, немного растертый. Но смотрите, очень мало энергетики, скучно. Да, смотреть скучно. Нет такой ярко выраженной какой-то изюминки. Что автора вообще вдохновило? Может, надо было другую девочку нарисовать? Как-то вяло получилось, согласны?
Могу немножечко поближе подвести, чтобы вы посмотрели, как штрих положен. Он везде одинаков: он и на щеках, и на носу, и в глазах – все примерно одно и то же. Нет каких-то ярких акцентов, нет жестких контрастов, про которые мы говорили, хотя бы немножко, хотя бы где-то. Все очень ровненько. И конечно такую работу не хочется рассматривать, надоело быстро.
И давайте посмотрим, что происходит, когда мы сочетаем оптимально.
Вот здесь вот сочетается очень хорошо и эмоция, и рацио. Во-первых, есть хорошее построение – грамотное построение. Голова в ракурсе нарисована хорошо. Все идеально, можно сказать, сбалансировано. Глаза, нос, губы между собой и по перспективе выстроены и по пропорциям — все хорошо. Наклон головы передан. Все неплохо. Фактуры распределены достаточно емко.
Такая легкая небритость в нижней части передано за счет фактур. Тон в лице и в руках — за счет штриховки. И составлено свободное пятно, где глаз может отдохнуть. И очень эмоционально выразительно сделаны волосы. В целом образ, мне кажется, удался. Здесь есть и динамика, и есть где передохнуть, и осмыслить, ну и характерны, конечно, особенности модели тоже переданы. Так что здесь — в самый раз всего.
Значит, рисунки мы с вами проанализировали, посмотрели, как это выглядит вживую, посмотрели, как это выглядит на конкретных примерах. И теория, которая была в начале, она конечно на практике закрепилась.
Так, вопросики пошли. «Есть пример академического рисунка?»
Вот сейчас конкретно примера нет. Под рукой просто нет. Вообще, в принципе, есть.
Давайте я сегодня в Инстаграм в сторис запущу рисуночек академический, где есть доля эмоций. И там вы увидите. Откомментирую, да, что это именно вот к этой теме и именно так. Натюрмортик покажу. Я его уже показывала на одном из эфиров. Может вы даже вспомните, с баранками. Там, мне кажется, вот то, что вы спрашиваете, как раз ярко выражено.
Значит, по поводу того как в практике это делать, да? Конечно, все это прекрасно на словах, но мы же художники, мы же все это делаем технически руками. Этим мы занимаемся, конечно, практически на всех курсах. Про эмоции мы говорим даже на базовом курсе «Рисования с нуля». Основа основами, но мы не забываем и про авторство, про уникальные особенности каждого. Есть просто очень темпераментные ученики, которых нельзя зажимать в рамки. И иногда нужно давать выплеснуть эмоцию в нужном месте в нужное время. И работы выглядят очень круто такие. Есть те, которых нужно немножко подстегивать. У меня вот сейчас есть такие, особенно девочки молодые школьницы.
Сейчас вот не вижу в эфире их. Аня Айвазян, здесь? Мы с ней про это просто много говорили, поэтому я могу это озвучить. Она сама все это прекрасно понимает.
Поэтому, на базовом курсе с нуля — вэлком. Это основы основ, которые просто в любом виде изобразительного искусства нужны. Это такая сухая жесткая выжимка из всей, наверное, академической программы. Подходит любому. Отработанная на двух тысячах точно, двух с половиной тысячах учеников. Так что курс себя не то что оправдал, он превзошел все ожидания. Так что курс «Рисование с нуля до портрета» — это не зря, это наш бестселлер уже многие годы.
Я его периодически немножко поправляю, что-то чуть-чуть изменяю, но он вот в базовом неизменном виде существует уже лет 7, наверное. Это опыт мой личный и опыт моих педагогов. Я училась у разных людей и не всё в книгах прописано. Иногда нужно именно руками, голосом, вот от учителя к ученику передать «из головы в голову», «из рук в руки». И это именно на курсе «Рисование с нуля до портрета на заказ» мы делаем. Эмоции мы там затрагиваем и затрагиваем основу: как строить, как изображать, какие законы есть, как зрители это все видят, как художники над этим работали. В общем, все — от и до. Так что, если хочется (прям вот основательно глубоко), приходите на курс «Рисование с нуля до портрета на заказ». Будем работать.
Курс есть в записи, и есть курс живой в оффлайн (в школе). Я всегда за живое обучение, на котором я смогу передать, рассказать, объяснить и индивидуально с каждым поработать.
Вот у нас буквально вчера был отзыв от Анны Шалевой, по поводу рисования (она как раз сейчас заканчивает курс «Рисование с нуля до портрета на заказ»). И она конечно в первую очередь выделила индивидуальный подход. Я стараюсь не перестраивать, а подчеркивать вашу индивидуальность. Поэтому, вэлком. Базовый курс с индивидуальными особенностями, с характерными вещами будем осваивать.
Если вдруг опыт какой-то есть, то конкретно много про эмоции мы говорим на курсе “Техники рисунка” и “Азбука рисования простым карандашом”. “Азбука” есть тоже в записи, можно приобрести.
Эдуард пишет:» Я тоже за индивидуальное обучение.»
Разумно. Это самое лучшее, что сейчас может быть на рынке, группами уже на обучались все.
Поэтому обращайтесь те, кто смотрит нас на Ютуб. Ссылка будет под видео через некоторое время на приобретение курса и «Рисование с нуля до портрета на заказ» и «Азбука рисования простым карандашом». Кто смотрит в Инстаграм, в основном Екатеринбуржцы. Я, конечно, вас очень настоятельно приглашаю в школу.
Познакомимся вживую, посмотрим, будем изучать, пробовать и творить вместе.
Если есть какие-то вопросы, что-то еще не совсем понятно или хочется уточнений, пожалуйста, напишите. Спасибо за лайки. Благодарю. Пожалуйста, напишите вопросы или комментарии, как вам вообще интересно было? Записаться можно будет по ссылочке или по телефону(+79221157574), или в Инстаграм (у нас контакты есть в шапке профиля). Можно записаться в Директ.
Ну что же друзья, будем прощаться, была рада вас всех видеть, было интересно с вами, комфортно. Все, на этом я прощаюсь, увидимся на эфирах и на занятиях в школе. Жду ваших заявочек и жду в гости. Все, до встречи. Пока.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте наши курсы рисования
Эмоциональный интеллект: как чувствовать персонажей и рисовать их эмоции
Зачем художнику EI
Художникам из геймдева, маркетинга, сферы иллюстрации важно уметь передавать настроение своими артами. Один и тот же бутылек с зельем можно изобразить как яд, а можно — как целительный настой. Нарисованная локация может сразу настроить игрока на суровый дух сражения или беззаботное выращивание цветов. Но больше всего эмоциональный интеллект нужен там, где речь идет о персонажах.
Герой с яркими эмоциями понятен и потому близок зрителю. Даже если это фантастическое существо. Когда мы видим, что персонаж испытывает те же эмоции, что и мы, он становится «своим». В историю с таким героем больше включаешься, чаще возникает желание повзаимодействовать с ним еще раз и узнать продолжение его истории.
В работе же высокий EQ позитивно влияет на взаимодействие с командой и ценится не меньше, чем IQ. Понимание и поддержка создают климат, в котором приятно заниматься общим проектом. А токсичная обстановка и напряженные отношения могут демотивировать даже самых опытных специалистов.
Как передать эмоции в рисунке
В работу художник вкладывает эмоциональный настрой в концентрированном виде. Превращение сухого технического задания и разрозненных референсов в емкое визуальное послание — настоящее волшебство. К счастью, его можно разделить на вполне реалистичные составляющие.
Выразительная композиция
Выделив детали или персонажей в рисунке, мы ставим не только визуальные, но и эмоциональные акценты. Например, с помощью соотношения размеров персонажа и окружающих объектов можно показать неуверенность «маленького человека» в большом мире. А направляющими линиями привести взгляд зрителя к обелиску вдали, показывая, что с ним связаны надежды путника.
Возможности света
Безмятежные солнечные лучики и темный коридор вызывают совсем разные ощущения. Играя со светом и тенью, ты добьешься нужного настроя, передав тревогу или надежду.
Цветовая гамма
Цвета имеют архетипическое значение, которое одинаково воспринимается самыми разными людьми. Ярко-красный не станет основным цветом рисунка о спокойствии и созерцании или унынии и апатии.
Погода
Использование природных явлений — классика в передаче эмоционального настроя. Ураган или погожий денек часто отражают внутреннее состояние персонажа или сообщение автора. Реже — подчеркивают контраст с состоянием героя.
Лица и позы персонажей
Восприятие мимики и положения тел нарисованных героев ничем не отличается от реальной жизни. Мы так же считываем нахмуренные брови или неуверенную походку. Рисуя персонажей, продумай в подробностях: что они сейчас испытывают? Как взаимодействуют друг с другом? Если любят, то как: нежно или страстно? А если враждуют, то презирают друг друга или нет?
Собственные эмоции
Ими ты заряжаешь картину, будто подмешиваешь в краски. Художники часто признаются, что рисуя ту или иную эмоцию, они вспоминают, как сами переживали ее. Каждому есть, что вспомнить, чтобы найти нужный референс внутри себя.
Зацепить любой ценой
Задачи, которые стоят перед художником, влияют и на выбор способа передачи эмоций. Концепт-художник по персонажам покажет эмоциональный настрой героя с помощью силуэта и его стилизации. Художник по окружению сделает нужный акцент с помощью композиции и цвета. Иллюстратор дает волю эмоциям персонажа, отражая его реакцию на события книги.
При создании промоартов нужно зацепить зрителя так сильно, чтобы тот заинтересовался увиденным и скачал приложение или купил товар. Добиться этого можно, используя сильный по воздействию эмоциональный якорь. Восторг, умиление, жалость, отвращение и даже раздражение — все пойдет в ход, чтобы заветный клик случился.
«Качалка» для EI
Для развития эмоционального интеллекта есть простые упражнения, которые требуют времени и регулярности. К счастью, они не только полезны, но и интересны.
Наблюдай за собой
Заведи привычку обозначать для себя эмоции, которые чувствуешь. Был трудный день? Тебе объявили о повышении? На душе просто хорошо не пойми отчего? Назови три эмоции, которые сейчас испытываешь.
Учись видеть дальше обычного
У чувств есть двойное дно, которое мы привыкли прятать или не замечать. Например, раздражение — маркер, за которым скрывается целый букет эмоций. Применив совет выше, загляни глубже, и узнаешь много интересного о себе.
Наблюдай за другими
Изучи референсы выражения лиц людей в разных эмоциональных состояниях. Это могут быть фотографии в интернете или люди в метро. Почему тебе кажется, что вон та женщина думает о какой-то проблеме? А этот парень явно спешит на встречу с друзьями. Как ты это понимаешь? Получится дома повторить эти выражения лиц в рисунке?
Рисуй карты эмоций
Рисуя персонажа, сделай несколько вариантов выражения его лица с разными эмоциями. Даже если выполняешь задание нарисовать лишь один вариант, набросай для себя скетчи как минимум пяти. И не забудь показать родным и друзьям: они угадали, что это за эмоции? Так ты проверишь, насколько понятно получилось передать состояние персонажа.
Изучи работы других художников
Как другие художники передают тот или иной эмоциональный настрой? А как те или иные чувства смогли передать режиссер фильма, композитор или писатель? Если видишь удачные, запоминающиеся решения, смело записывай!
Попробуй создать атмосферу малыми средствами
А как передаешь в артах эмоции ты? Особенно в тех, в которых лица героев не видны, или персонаж и вовсе отсутствует. Возьми один арт (например, пейзаж) и попробуй нарисовать четыре-пять вариантов с разным настроением, используя цвет и немного изменяя детали. Предвкушение приятного путешествия, одиночество путника, уныние, страх, безмятежность — что было легче всего показать?
Экспериментируй со способами передачи настроения
Следующее упражнение — натюрморт из трех-четырех предметов. Не изменяй цветовую гамму (а можно и вовсе рисовать в черно-белом варианте). Теперь твои инструменты — композиция и тон. Сколько эмоциональных состояний получилось передать?
Ограничь себя одной линией
Представь себе, что твои средства выражения — это скетчбук и линер. Условие упражнения — нарисовать одной линией фигуру человека, передав его состояние. Спешащий и ссутулившись под грузом проблем мужчина, девушка ожидающая парня, поглядывая на часы… Придумай свои варианты и изобрази их.
Веди дневник с рисунками
Можно совмещать самоанализ и рисование. В отдельном скетчбуке зарисовывай себя с разными эмоциями, которые довелось испытать за день. Получится своего рода арт-дневник, полезный как для улучшения психоэмоционального состояния, так и для практики в набросках.
Есть люди, которым высокий эмоциональный интеллект дан как талант. Если ты не входишь в число таких счастливчиков — не расстраивайся! Во-первых, способность тонко чувствовать идет рука об руку с ранимостью и порой вызывает психологический дискомфорт. Во-вторых, вперед, за дело: изучай эмоции, рисуй различные настроения. И вскоре твои арты наполнятся чувствами, притягивающими к себе взгляд зрителя.
Краткое руководство по рисованию 6 выражений лица, которые «вау»
Один из многих сложных аспектов рисования заключается в том, что если вы хотите научиться рисовать лицо , вам нужно изучить не один предмет, а множество. Это потому, что лица, демонстрирующие разные эмоции, вряд ли выглядят одинаково. Счастливое лицо выглядит очень иначе, чем грустное или удивленное лицо. И вдобавок ко всему этому, конечно, нет двух одинаковых лиц с самого начала. (Никто не говорил, что рисовать будет легко!) Чтобы помочь, мы здесь с советами о том, как рисовать выражения лица, которые «удивят» вашего зрителя. Ниже инструктор-ветеран Джон деМартин рассказывает, как меняется лицо, когда оно принимает на себя шесть наиболее общепризнанных эмоций: счастье, печаль, страх, удивление, гнев и отвращение. Наслаждаться!
Рисование выражений лица: шесть основных эмоций
Нейтральное выражение , Джон деМартин, 2017 г., красный и белый мел на тонированной бумаге, 14 x 11. **Информация в этом посте была адаптирована из статьи Джона деМартина, опубликованной в Журнал рисования.Лицевые мышцы могут производить почти бесконечное количество выражений, когда они сокращаются или расслабляются. Одни выражения решительны, другие — тонки. Истинные выражения непроизвольны и передают эмоции, которые испытывает человек. Ложных выражений нет; их можно использовать как маску или прикрытие. Вы можете ознакомиться с выражением лица, используя зеркало, чтобы наблюдать за работой мышц собственного лица. Многие художники-карикатуристы держат под рукой зеркало, чтобы они могли принять любое выражение лица, иллюстрируя своих персонажей. Чтобы проиллюстрировать самые распространенные выражения лица, я создал несколько рисунков Кристофа, модели, обладающей уникальной способностью трансформировать свое лицо. Сначала я нарисовал Кристофа в нейтральном состоянии, без сокращений лицевых мышц или заметного выражения (см. выше). Мы можем сравнить это нейтральное лицо с последующими выразительными лицами, чтобы определить, какие действия и движения имели место.
Счастье
Счастье , Джон де Мартин, 2017, тонированная бумага, красный и белый мел, 14 x 11.Когда мы выражаем радость, уголки рта подтягиваются вверх, наружу и назад. Кроме того, носогубная борозда — кожная борозда, проходящая от вершины крыла носа вниз к углу рта, — оттягивается в том же направлении, что и рот, и углубляется. Передняя часть щек приподнята и опухла, образуя морщины под нижним веком. Глаза сужаются, а нижняя часть лица расширяется и приподнимается.
Грусть
Грусть , Джон де Мартин, 2017, тонированная бумага, красный и белый мел, 14 x 11.Когда мы выражаем грусть, внутренние концы бровей приподнимаются и сближаются, что обычно наклоняет бровь. Горизонтальные кожные морщины появляются только в центре лба. медиальных концов складок, прикрывающих глаз, т. е. концы, находящиеся ближе к середине лица, подтягиваются вверх. боковых частей этих складок, расположенных ближе к краям лица, оттягиваются вниз. Уголки рта опущены вниз, удлиняя «длинное лицо» печали.
Surprise
Surprise , Jon deMartin, 2017, тонированная бумага, красный и белый мел, 14 x 11.Когда на наших лицах выражается удивление, брови подняты вверх и изогнуты. Верхние веки подняты в более интенсивных версиях удивления, и видно белое над радужной оболочкой. Нижняя челюсть опускается при открытом рте, губы расслабляются, а лицо удлиняется.
Страх
Страх , Джон деМартин, 2017, тонированная бумага, красный и белый мел, 14 x 11.В страхе брови поднимаются и сближаются; они становятся прямыми и горизонтальными, с изломом на медиальных концах около центра лица. Морщины развиваются по всему лбу. Рот обычно открыт. Вся нижняя часть лица расширяется и уплощается, образуя высокие жесткие складки спереди и по бокам шеи.
Гнев
Гнев , Джон де Мартин, 2017 г., тонированная бумага, красный и белый мел, 14 x 11.Когда наши мышцы выражают гнев, медиальные концы бровей опускаются и сближаются. Ноздри раздуваются; рот квадратный, обнажая зубы; губы напряжены; и шея набухает.
Отвращение
Отвращение , Джон де Мартин, 2017, тонированная бумага, красный и белый мел, 14 x 11.Последняя эмоция, которую мы здесь изучим, — это отвращение. В этом выражении средняя часть каждой стороны верхней губы подтягивается, а кожа на переносице становится морщинистой. Передняя часть щек поднимается и выпячивается, и под нижним веком появляются морщины. Поскольку нижнее веко приподнимается вверх из-за поднимающейся щеки, глазное отверстие сужается. Чрезвычайное сокращение этих мышц раздвигает губы, обнажая верхние зубы. Мимика, как и фигурные жесты, мимолетны. Но со знанием основных мышц и большим количеством вдумчивой практики мы можем убедительно рисовать их, расширять свой творческий кругозор и передавать весь спектр человеческих эмоций. Какое из этих шести выражений вам больше всего нравится рисовать? Напишите нам в комментариях!
Рисование мимики и эмоций человеческих лиц с помощью простых пошаговых уроков, руководств, иллюстраций и методов создания мультфильмов рисовать выражения лица и эмоции человека
Узнайте, как рисовать выражения лица и эмоции спереди и сбоку, с помощью этого удивительного урока рисования и руководства. Есть много других статей о выражениях лица… Найдите их здесь. СТАТЬЯ НИЖЕ.
Рисование эмоций и выражений
Когда мы не идем на природу для выражения, мы принимаем определенные общепринятые представления эмоций. С их помощью мы можем передать такими линиями и тонами видимые знаки, которые дает лицо, когда имеет место умственное возбуждение.
Равнодушие, радость, гнев, все эмоции, на самом деле, служат полезной цели для изучающего искусство.
В рамках этого урока рисования даются небольшие намеки на то, что можно назвать эмоциями, расположенными таким образом, чтобы их было легко понять. Ученик может перенимать, адаптировать, исправлять или преувеличивать в соответствии со своими собственными идеями и суждениями и, конечно же, в соответствии со своим прогрессом.
Следует понимать, что передать все эмоции безжизненным материалом практически невозможно. Многие лица, показанные здесь, могли бы быть неразборчивы, если бы не сопровождающий их текст. Как редко удается прочесть мысли даже настоящего человека только по выражению его лица. Тем не менее некоторые люди едва могут скрывать свои мысли, хотя и не говорят ни слова.
Там был мужчина, чьи эмоции обычно отображались на его лице. Яркая барышня сказала ему: «Не надо думать, чтобы люди могли тебя видеть. Какая великолепная модель у него получилась бы! неподвижные линии. Художник должен взять одно выражение или, может быть, только фазу выражения, а затем попытаться изобразить эмоцию, которую он хочет изобразить, зафиксировав ее неподвижно, неизменно. Он может изобразить лишь одно движение из многих, которые в жизни идут. рассказать историю 3. эмоции без слов
Эмоциональные картины— Во все времена работники кисти и холста, молотка и мрамора практически единодушно принимали определенные представления формы за параллель, насколько это возможно, с мышечными и цветовыми изменениями, вызванными психическими эмоциями. — телеграфные сигналы мозга в действии. Возьмем, к примеру, лицевую диаграмму, изображающую радость. При этом эмоция в основном выражается частично закрытыми, но живыми глазами, ртом со слегка раздвинутыми губами и слегка приподнятыми уголками рта.
Фигуры, изображающие печаль, показывают расслабленные мышцы лица. При нанесении голова должна быть наклонена вперед, внутренние концы бровей приподняты ко лбу, веки опущены, а зрачок приподнят. Губы приоткрыты, как в радости, но уголки рта опущены. Общая тенденция этой эмоции из-за слабости мышц состоит в том, чтобы удлинить лицо. Когда господствуют скорбь, жалость, боль, уныние или меланхолия, человеческое лицо вошло в поговорку вытянутым.
Боль, тоску и отчаяние трудно отделить от общего понятия печали; в какой-то степени они аналогичны, синонимичны.
Далее возьмите цифры, обозначающие гнев. Глаза горят (на черно-белом рисунке обычно видны очень темная радужка и яркие блики), брови сведены, внутренние концы направлены вниз, а внешние концы наклонены вверх. Губы сжаты в центре, с тенденцией к раскрытию на внешних концах рта. Примерно одни и те же строки используются для выражения мести, ненависти, ярости и ярости; различные степени интенсивности и жесткости линий используются в соответствии с идеями человека.
Изучение выразительности настолько увлекательно, что ученика легко побуждают отправиться на природу, чтобы получить более чем поверхностные знания по этому предмету.
Эффект и сила почти каждого рисунка, на котором изображено человеческое лицо, в значительной степени зависит от того, насколько художник знает, как выразить человеческие черты. Созерцатель картины может руководствоваться только интерпретацией художника; если оно ложно, картина вводит в заблуждение, а значит, бесполезна.
Определения, которые сопровождают эти диаграммы различных эмоций, условны. Они не абсолютны и даже до некоторой степени взаимозаменяемы. Они предлагаются в качестве подсказок и предложений, чтобы помочь индивидуальному наблюдению. Для истинной вещи на пути эмоций нет лучшего помощника, чем зеркало. Пусть ученик осмотрит себя в этом и зарисует изменения в своих чертах. Пусть корчит рожицы, а потом зарисовывает их. Он должен стараться удерживать в памяти различные выражения достаточно долго, чтобы перенести на бумагу основные линии, по которым они образованы.
Выражение человеческого лица должно чувствоваться. Научить этому сложно. Существует так много второстепенных моментов, из которых складываются разнообразные выражения, которые можно принять по человеческим чертам, что подробное описание почти невозможно.
Оживление может быть выражено темными штрихами на глазах и под веками. Нос также имеет много общего с выражением; особенно форма ноздрей и направление линий боковых сторон носа, спускающихся ко рту. Ноздри, которые свисают вниз по внешнему краю, придают серьезное выражение; наоборот, если линия приподнята, то имеется тенденция к яркому и оживленному выражению.
Рот, конечно, имеет большое значение и влияет на выражение лица больше, чем любая другая черта. При улыбке углы обращены вверх, а морщины или ямочки выгнуты наружу. У грустного лица уголки рта опускаются вниз, а линии выпрямляются.
Изучающий выражение должен искать признаки во многих лицах, ибо там он найдет больше важных указаний, чем на всех страницах письменных инструкций. Без таких знаний он может работать вслепую, ломая себе голову, чтобы выяснить, где он неправ, и почему выражение прямо противоположно тому, что должно быть.
Упражнения на экспрессию для начинающих
Молодежь и пожилой. Возраст. —Изогнутые, изящные линии передают впечатление юности, а прямые, угловатые линии чаще всего используются для выражения возраста на разных стадиях развития. В растительной жизни, как можно заметить (рис. 11), молодые имеют изящные линии, а в старости бросается в глаза угловатость линий.
Определенные контрасты обычно считаются необходимыми для каждого рисунка. Контрасты не всегда вызваны силой линии или тона или областями черного на фоне белого; но они часто связаны с характером и костюмом.