Кукуцаполь и Даздраперма: странные имена советских детей
Вожди, революционные деятели и герои СССРРеволюционные деятели, вожди и «простые герои» СССР, дали, пожалуй, самую обильную почву для новых имен. Как правило, они составлялись из первых букв имени-фамилии, или же из фамилий нескольких человек, а иногда это была фамилия+лозунг:
Бестрева — от сокращения словосочетания «Берия — страж революции».
Бухарина — от фамилии Н. И. Бухарина.
Будёна — от фамилии С. М. Будённого.
Валтерперженка — от сокращения словосочетания «Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт».
Дзерж — по фамилии Ф. Э. Дзержинского.
Дзефа — от фамилии и имени Дзержинский, Феликс.
Коллонтай — от фамилии партийного и государственного деятеля Александры Коллонтай.
Ледат — от Лев Давидович Троцкий.
Мэлис (Мэлс) — сокращение от фамилий Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин.
В фильме «Стиляги» главный герой попадает на комсомольский суд после того, как отбрасывает последнюю букву своего имени.
Нисерха — от сокращения имени, отчества и фамилии Никита Сергеевич Хрущёв.
Орджоника — от фамилии Г. К. Орджоникидзе.
Юргоз — Юрий Гагарин облетел Землю
ЛЕНИН
Особняком стояли имени, в основу которых было положено имя Ленина:
Варлен — Великая армия Ленина
Видлен — от сокращения словосочетания «великие идеи Ленина.
Вил (а) — от инициалов имени, отчества и фамилии Владимир Ильич Ленин.
Вилен (а) — сокращение от Владимир Ильич Ленин.
Виленор — от сокращения лозунга «В. И. Ленин — отец революции».
Вилиан — от сокращения словосочетания «В. И. Ленин и Академия наук».
Виливс — от инициалов имени, отчества и фамилии Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин.
Вилик — Владимир Ильич Ленин и Коммунизм.
Вилюр (а) — имя имеет несколько вариантов расшифровки: от сокращения словосочетаний «Владимир Ильич любит рабочих», «Владимир Ильич любит Россию» или «Владимир Ильич любит Родину».
Винун — от сокращения лозунга «Владимир Ильич не умрет никогда».
Замвил — от сокращения словосочетания «заместитель В. И. Ленина».
Идлен — от сокращения словосочетания «идеи Ленина».
Изаиль, Изиль — от сокращения словосочетания «исполнитель заветов Ильича».
Лелюд — от сокращения лозунга «Ленин любит детей».
Леннор (а), Ленора — от сокращения лозунга «Ленин — наше оружие».
Нинель — от обратного прочтения фамилии Ленин.
Плинта — от сокращения словосочетания «партия Ленина и народная трудовая армия».
Иногда рядом с Лениным ставили и другие, не менее родные и знакомые советскому человеку, фамилии (некоторые из которых, правда, были впоследствии названы предателями):
Лентробух — от сокращения фамилий Ленин, Троцкий, Бухарин.
Лентрош — от сокращения фамилий Ленин, Троцкий, Шаумян.
Лес — по первым буквам фамилий Ленин, Сталин.
Лестак — от сокращения лозунга «Ленин, Сталин, коммунизм!».
Лестабер — по первым буквам фамилий Ленин, Сталин, Берия.
СТАЛИН
Количество имен, образованных от имени Сталина, значительно меньше, чем аналогичных — от Ленина. Тем не менее, все они звучат громко:
Сталбер — от сокращения фамилий Сталин и Берия.
Стален — от сокращения фамилий Сталин, Ленин.
Сталенберия — от сокращения Сталин, Ленин, Берия.
Сталенита — от сокращения фамилий Сталин, Ленин.
Сталет — от сокращения фамилий Сталин, Ленин, Троцкий.
Сталив — от сокращения фамилии и инициалов Сталин И. В.
Сталик — от фамилии И. В. Сталина.
Сталина — также по фамилии Сталина.
Заимствованные имена
Довольно популярным стало называть детей в честь иностранных героев, имеющих отношение либо к делу революции, либо к искусству и науке. Так, в СССР стали появляться девочки по имени Анджела (в честь американской правозащитницы Анджелы Дэвис), Зарема (заимствованное имя, которому приписали смысл «за революцию мира»), Роза (в честь Розы Люксембург), Клара — как Цеткин. Мальчиков же называли Джон или Джонрид (по имени писателя), Юм — в честь философа Дэвида Юма, Равель (как французского композитора Мориса Равеля) или же Эрнст — в честь немецкого коммуниста Эрнста Тельмана.
Странные имена советских детей двадцатых годов
После Октябрьской революции в обиход вошли новые имена, призванные заменить старые, пошлые, мещанские, буржуазные. Родители-коммунисты начали нарекать своих детей различными звучными нарицательными, либо именами и названиями предметов, процессов, идей, достижений и профессий, имевших в то время особенное значение…
Такие имена как Береза, Дуб, Гранит, Рубин, Калий, Вольфрам, Гелий, Гималай, Онега, Медиана, Дрезина, Танкист, Идея, Искра, Товарищ, Декабрист, Атеист и многие другие стали обычным явлением. Даже появились производные формы, например, Тракторина, Ноябрина, Сталина.
Однако особого внимания заслуживает такая советская «традиция», как образование имен-неологизмов из революционных и партийных лозунгов, органов власти, имен лидеров и известных политических деятелей, ставшая настоящим “имя творчеством”.
Еще замечательное космическое имя: Перкосрак — «первая космическая ракета». В 1961-м прибалты придумали новое имя Урюрвкос — «Ура, Юра в космосе!» Чуть позднее появилась Ватерпежекосма — «Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт».
Сегодня большинство из этих имен воспринимаются как лингвистический курьез, хотя такие «удачные» неологизмы, как Владлен, Вилена, Декабрина и пр., встречаются довольно часто и поныне.
Арвиль — Армия В. И. Ленина
Артака — Артиллерийская академия
Бестрева — Берия — страж революции
Вектор — Великий коммунизм торжествует
Велиор — Великая Октябрьская революция
Велира — Великий рабочий
Веор — Великая Октябрьская революция
Видлен — Великие идеи Ленина
Вилан — В.
Вилен — В. И. Ленин
Виленор — Владимир Ильич Ленин — отец революции
Вилор(а) — В. И. Ленин — организатор революции
Вилорд — В. И. Ленин — организатор рабочего движения
Вилорик — В. И. Ленин — освободитель рабочих и крестьян
Вилюр — Владимир Ильич любит Родину
Виль — В. И. Ленин
Винун — Владимир Ильич не умрет никогда
Вист — Великая историческая сила труда
Владилен — Владимир Ильич Ленин
Владлен — Владимир Ленин
Волен — Воля Ленина
Ворс — Ворошиловский стрелок
Гертруда — Героиня труда
Дазвсемир — Да здравствует всемирная революция
Даздрасен — Да здравствует седьмое ноября
Даздрасмыгда — Да здравствует смычка города и деревни
Даздраперма — Да здравствует первое мая
Далис — Да здравствуют Ленин и Сталин
Дележ — Дело Ленина живет
Динэр(а) — Дитя новой эры
Донэра — Дочь новой эры
Дотнара — Дочь трудового народа
Идлен — Идеи Ленина
Изаида — Иди за Ильичем, детка (что бы это значило?)
Изили — Исполнитель заветов Ильича
Изиль — Исполняй заветы Ильича
Кид — Коммунистический идеал (kid — «малыш», англ. )
Ким — Коммунистический Интернационал молодежи
Крармия — Красная армия
Кукуцаполь — Кукуруза — царица полей
Лагшмивара — Лагерь Шмидта в Арктике
Ласт — Латышский стрелок
Лапанальда — Лагерь папанинцев на льдине
Ледат — Лев Давидович Троцкий
Ледруд — Ленин — друг детей
Лелюд — Ленин любит детей
Ленар(а) — Ленинская армия
Ленгенмир — Ленин — гений мира
Ленинид — Ленинские идеи
Ленинир — Ленин и революция
Лениор — Ленин и Октябрьская революция
Ленора — Ленин — наше оружие
Лента — Ленинская трудовая армия
Лентрош — Ленин, Троцкий, Шаумян
Лес — Ленин, Сталин
Лестак — Ленин, Сталин, коммунизм
Леундеж — Ленин умер, но дело его живет
Лист — Ленин и Сталин
Лориэрик — Ленин, Октябрьская революция, индустриализация, электрификация, радиофикация и коммунизм
Луиджи(а) — Ленин умер, но идеи живы
Лунио — Ленин умер, но идеи остались
Люблен — Люби Ленина
Марлен — Маркс, Ленин
Мэлс — Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин
Мэнлест — Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин
Меженда — Международный женский день
Мэлор — Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция
Мюнд — Международный юношеский день
Нинель — Ленин (наоборот и с мягким знаком)
Нисерха — Никита Сергеевич Хрущев
Одвар — Особая Дальневосточная армия
Орлетос — Октябрьская революция, Ленин, труд — основа социализма
Оюшминальд(а) — О.
Папиp — Партийная пирамида
Персо(в?)страт — Первый советский стратостат
Пол(ь)за — Помни ленинские заветы
Порес — Помни решение съездов
Пофистал — Победитель фашизма Иосиф Сталин
Правлен — Правда Ленина
Придеспар — Привет делегатам съезда партии
Пятвчет — Пятилетку в четыре года
Райтия — Районная типография
Ревмарк — Революционный марксизм
Pевмиpа — Революции миpовой аpмии (революция мира)
Рем — Революция мировая
Рим — Революция и мир
Роблен — Родился быть ленинцем
Росик — Российский исполнительный комитет
Рэм — Революция, Энгельс, Маркс
Силен — Cила Ленина
Стален — Сталин, Ленин
Статор — Сталин торжествует
Таклис — Тактика Ленина и Сталина
Томик — Тоpжествyют маpксизм и коммyнизм
Томил — Тоpжество Маpкса и Ленина
Тpик(ом) — Тpи «К» — комсомол, Коминтеpн, коммyнизм
Тролебузина — Троцкий, Ленин, Бухарин, Зиновьев
Тролен — Троцкий, Ленин
Урюрвкос — Ура, Юра в космосе
Фэд — Феликс Эдмyндович Дзеpжинский
Челнальдин(а) — Челюскин на льдине
Эрлен — Эра Ленина
Юралга — Юрий Алексеевич Гагарин
Ясленик — Я с Лениным и Кpyпской
Понравилось? Расскажи друзьям:
Странный советский фильм, предсказавший путинизм
Фильм 33-летней давности с обнаженной секретаршей и тортом в виде головы оказался одним из лучших объяснений идей, которыми руководствовался российский лидер.
Иллюстрация Клаве Жечи / Getty Images
Марк Лоуренс Шрад — профессор политологии и директор Российского востоковедения в Университете Вилланова. Он является автором книг «Водочная политика: алкоголь, самодержавие и тайная история российского государства» и «Разрушение ликеро-водочной машины: глобальная история сухого закона». Вы можете найти его в Твиттере @VodkaPolitics.
Это мог быть любой сонный промышленный город на территории бывшего Советского Союза. Усталый бизнесмен из другого города входит в офис местного управляющего фабрикой и получает первый намек на то, что что-то не так, когда видит, что секретарша управляющего печатает, совершенно голая. Когда онемевший посетитель предупреждает менеджера, что его секретарша полностью обнажена, менеджер смотрит и пренебрежительно пожимает плечами — «ну, так она и есть» — прежде чем продолжить свои обычные дела.
Так начинается спуск главного героя во все более причудливое царство, где он вместе со зрителями пытается определить, что реально, а что нет.
Сюрреалистический фильм 1989 года «Город Ноль» ( Город Ноль ) — скрытая жемчужина позднесоветского кинематографа. Он принадлежит к той редкой породе жутко пророческих фильмов, которые в свое время были написаны как мрачная сатира, но теперь проливают яркий свет на нашу современную политическую реальность. Как у Сидни Люмета 1976 вымышленный Сеть , которая предвещала появление сенсационных «информационно-развлекательных» СМИ и их влияние на американскую политику, City Zero кажется поразительно предсказующим современную российскую политическую динамику — включая характерное общественное мировоззрение, которое президент России Владимир Путин использовал для ведения войны с Украиной. в 2022 году.
City Zero, иногда переводится как «Зероград», был написан и снят в разгар гласности — эпохи художественной свободы. Коммунизм советского образца рушился по всей Восточной Европе, а Путин был молодым анонимным агентом КГБ, работавшим в Дрездене, Восточная Германия. Пока сбитый с толку и уставший главный герой City Zero сталкивается с каждым поворотом сюжета, фильм обнажает разрушающуюся социально-политическую систему, основанную больше на фантазиях, чем на реальности, которая изо всех сил пытается сохранить свою идентичность, свою цель и свою власть над своим пленным населением с помощью грубой пропаганды и искажения реальности, как неприкрытых, так и скрытых.
То, что было верно для Советского Союза в его предсмертной агонии в конце 1980-х годов, кажется еще более применимым к сегодняшней путинской России, где политика оправдывается восхвалениями официального национализма, известного как Русский мир , или «Русский мир». Это санкционированное Кремлем мировоззрение предполагает, что Россия — не обычное национальное государство, а уникальная консервативная «цивилизация», исторически отличная и даже генетически превосходящая своих европейских соседей. После возвращения на пост президента в 2012 году Путин все чаще прибегал к этому цивилизационному дискурсу для защиты интересов этнических русских, русскоязычных и цивилизационных соотечественников за пределами геополитических границ России. Война России в Грузии в 2008 году, аннексия Крыма в 2014 году и опосредованная война на Донбассе, а также полномасштабное вторжение в Украину в 2022 году — все это было оправдано якобы уникальной цивилизационной миссией России. Следовательно, — а не просто фиговый листок для неоколониальных амбиций Кремля — Русский мир — концепция, достойная понимания сама по себе.
Концептуально Русский мир держится на трех китах: 1) наполненный обидой русский национал-шовинизм, враждующий с Европой и Западом, 2) нелиберальный этатизм, при котором личность и общество служат интересам государства (скорее чем государство, служащее народу), и 3) официальный контроль над информацией и историческими нарративами, что укрепляет эту государственную национальную идентичность. Такая информационная автократия хорошо описана в книге Петра Померанцева «9».0014 Ничто не является правдой, и все возможно: сюрреалистическое сердце новой России , , в котором управляемые Кремлем государственные СМИ искажают как текущие события, так и исторические нарративы в интересах правящего режима. Жители Запада лишь мельком увидели это после фактического объявления Путиным войны Украине в феврале в гневной часовой лекции по альтернативной истории, в которой он утверждал, что украинской государственности никогда не существовало.
Возможно, нет лучшего знакомства с тем, на что похож этот мрачный, сюрреалистический этатизм, чем City Zero, который пропитан той же постоянной тревогой, знакомой западным посетителям путинской России: что за внешним видом нормально функционирующего общества, все кажется немного «неправильным».
Кадр из фильма «Город Ноль» с гигантской «скульптурой» под названием «Мечты»: два многоярусных вращающихся пьедестала, похожих на свадебные торты, которые противопоставляют друг другу различия между Русским миром и Западом. | Предоставлено Мосфильмом
Рискуя испортить иностранный фильм 33-летней давности: в конце концов, из Города Ноль нет выхода. Кроткий обыватель, главный герой по имени Алексей Варакин, сам того не подозревая, оказался в ловушке Русский мир .
Встревоженный встречей с голой секретаршей и планирующий скорейшее возвращение в Москву, Варакин заходит в местный ресторан, чтобы перекусить, и обнаруживает, что шеф-повар каким-то образом приготовил торт в точном подобии его собственной головы. Когда ошеломленный Варакин отказывается есть головной пирог, шеф-повар стреляет в себя, когда на соседней сцене играет регтайм-группа. Дав полиции свидетельские показания, Варакин направляется в вокзал, но все билеты в пустом вестибюле таинственным образом распроданы. Когда он ловит такси, чтобы доехать до ближайшей станции, дорога резко обрывается в лесу. Прогуливаясь по лесу, Варакин обнаруживает, что никакой станции нет, а есть городской краеведческий музей посреди заповедника. За 30 копеек он неохотно проходит обязательную экскурсию, которая начинается в перепрофилированном стволе шахты на глубине 28 метров.
Вот тут-то и начинаются странности.
На протяжении почти 20 минут в сцене подземного музея фильм подчеркивает абсурдность истории, переписанной для повышения ценности государства, как в сегодняшней путинской России. Экскурсовод ведет Варакина мимо одной музейной экспозиции за другой, отмечая все более фантастические исторические реликвии и события, которые не могли произойти в городе, но предположительно имели место: гробница троянских царей, останки римских легионов, ложе Аттилы Великого. Гунн, глава Второго Лжедмитрия (претендент на российский престол в 17 -й -й век) и советский революционер, преданный женой-француженкой, танцовщицей канкана, — все истории, предположительно раскрытые при раскопках шахты-музея. (К сожалению, все костюмированные манекены в каждой музейной диораме на самом деле являются неподвижными, немигающими живыми актерами.)
Все еще цепляясь за какую-то объективную реальность, Варакин возражает, что все это нелепая фантазия и полностью противоречит всей устоявшейся истории. Экскурсовод уверяет, что все это основано на исследованиях ведущих специалистов города: профессоров Ротенберга и Герасимова. (По воле судьбы за годы, прошедшие после выхода фильма, эти фамилии приобрели значение путинской эпохи: двое ближайших приятелей детства Путина по дзюдо, ставшие мультимиллиардерами-олигархами, — Борис и Аркадий Ротенберги, а начальник генерального штаба Путина, архитектор главой российской доктрины гибридной войны и руководителем российских военных операций на Украине генерал Валерий Герасимов. Для современного зрителя эти имена — жуткое совпадение.)
Вернувшись в шахту истории, Варакин и проводник проходят мимо пропагандистского плаката, на котором написано: «Источник нашей силы — правда нашей истории». Это тоже жуткий предвестник современной политики. Когда Путин изложил свой предлог для вторжения в Украину, отрицая суверенное существование Украины и пытаясь превратить украинцев в часть Русский мир , его вывод был таким же оруэлловским: «правда на нашей стороне — вот что делает нас по-настоящему сильными».
Экскурсия по истории Варакина завершается гигантской «скульптурой» с надписью «Мечты»: двумя многоярусными вращающимися пьедесталами, похожими на свадебный торт, которые соединяют различия между Русский мир и Запад.
Первая экспозиция напоминает традиционные кремлевские стены и башни из красного кирпича. Люди-манекены, населяющие его, олицетворяют разнообразие, традиции, щедрость, достижения и довольство — все стилизованно и приукрашено — Русский мир . Это потрясающее визуальное изображение утверждения Путина о том, что «Россия — это не просто страна, а особая цивилизация благодаря своим богатым традициям, многонациональному характеру и многочисленным культурам и конфессиям». Советский Союз принял эту русоцентристскую «дружбу народов», в которой ведущую роль играют этнические русские, но в ней нет ничего идейно-советского по своей сути. Действительно, хотя фильм был снят за несколько лет до распада СССР, примечательно, что в «Городе ноль» нет ни малейшего намека на марксизм-ленинизм.
Другой, более ветхий вращающийся дисплей изображает упадок Запада. Корыстолюбивые бизнесмены изображаются рядом с мятежной молодежью, боевиками, панками, рок-звездами с тушью для ресниц, хиппи и девушками из долины как антитеза «Русский мир». Этот парадокс России как культурной части Европы, но в то же время отличной от нее, вряд ли можно назвать каким-то новым развитием путинской эпохи. Действительно, об этом спорят веками. Тем не менее, то, что это изображено так прямо, вызывает раздражение. Камера показывает растерянного Варакина. Ожидается ли, что он выберет одно или другое? Красная таблетка или синяя таблетка? Россия или Запад? Какой мир правильный? Что реально? (И оба они не изображены настоящими актерами, притворяющимися фальшивыми?)
На этом сцена резко обрывается, без четких ответов.
Вскоре после перевоспитания Варакина доставляют к прокурору города, который делится собственной теорией заговора о том, что повара по имени Николаев на самом деле убили. Более того, он подозревает, что Варакин — скорее какой-то незнакомец из далекой Москвы — на самом деле является давно потерянным сыном повара, хотя Варакин никогда его раньше не видел. Тем не менее, как свидетель преступления, прокурор просит Варакина не только остаться в городе, но и согласиться с ходившими по городу слухами о том, что он на самом деле сын повара.
Кадр из фильма «Город ноль» с участием прокурора города, разъясняющего идею великого русского духа. | Предоставлено Мосфильмом
С удрученным выражением экзистенциального отчаяния Варакин умоляет, что хочет только вернуться домой.
«Вы не в состоянии оценить серьезность николаевского дела», — следует ответ, а затем прокурор зловеще добавляет, «поскольку оно затрагивает интересы государства».
В этот момент прокурор выдвигает стул и передает Варакину, пожалуй, самое лаконичное изложение Русский мир этатизм, при котором русское общество должно служить нуждам государства, а не наоборот.
«Со времен татаро-монгольского нашествия главная объединяющая нас идея, вдохновлявшая поколения наших предков, — это идея государственности», — провозглашает он. «Великое и могучее государство есть тот идеал, ради которого русский готов страдать, терпеть любые лишения. Готов — если потребуется — отдать свою жизнь».
Заметив молчание Варакина, прокурор продолжает:
«Это иррациональная идея. Это не прагматичный европеец, стремящийся извлечь максимум личной выгоды. Это идея великого русского духа, в котором ваша и моя индивидуальность составляет лишь малую второстепенную часть, но которая стократно вознаграждает нас. Это чувство принадлежности к большому организму вселяет в наш дух ощущение силы и бессмертия. Запад всегда стремился дискредитировать наше представление о государственности. Но самая большая опасность лежит не на Западе, а в нас самих. Мы хватаемся за все эти непрекращающиеся и модные западные идеи, соблазненные их очевидной разумностью и практичностью, не понимая, что именно эти качества дают им роковую власть над нами».
Варакин молчит. — Но ничего, — продолжает прокурор.
«В конце концов наша идея всегда побеждает. Смотрите, все наши революции привели в конце концов не к разрушению, а к укреплению и усилению Государства. Они всегда будут. Но не многие осознают, что настоящий момент является одним из самых критических за всю нашу историю. А дело повара Николаева, на первый взгляд такое тривиальное, имеет глубокое значение».
«Итак… ты не можешь покинуть город».
Потерпев поражение, Варакин понимает, что бороться против официальной версии бесполезно. Любая надежда на довольство может исходить только от подчинения санкционированной государством альтернативной реальности. И когда он это делает — и неохотно соглашается на роль сына убитого шеф-повара — жители этого причудливого Города Ноль чествуют его как героя.
Отставка Варакина, несомненно, знакома многим гражданам современной России, особенно после путинского вторжения в Украину, сопровождавшегося подавлением свободы слова в отношении любого, кто сомневается в российской «специальной военной операции». Для независимо мыслящих журналистов, активистов и даже олигархических элит единственным средством политического выживания является либо подчинение себя сюрреалистичности путинского Русский мир или оставить его; и становится все труднее бежать из него, как из ловушки Города Зеро.
Кадр из фильма «Город ноль», в котором ребенок говорит главному герою Алексею Варакину, что он не может покинуть город. | Предоставлено Мосфильмом
Фильм заканчивается тем, что горожане, сопровождающие Варакина, совершают полуночный визит к легендарному городскому дубу, которому 1000 лет. Говорили, что великий князь Дмитрий Донской и Иван Грозный оба взяли ветви от дуба, и каждый по очереди стал правителем России. Но теперь дерево силы было мертво и гнило. В то время как горожане были заняты сбором его конечностей в качестве сувениров о некогда существовавшей силе, Варакин убегает, убегая через темную пустыню. Подойдя к берегу реки, он находит лодку без весел. На рассвете он бросается в широкую туманную реку, плывущий по течению и бессильный.
Вернется ли он когда-нибудь в реальный мир? Будет ли Россия? Фильм не дает никаких намеков.
Хотя судьба Варакина и современной России неизвестна, с течением времени любопытно посмотреть, что стало с главными фигурами фильма.
Персонаж Варакина сыграл актер Леонид Филатов, чьи усталые голубые глаза и участливые манеры противоречили вечным мучениям Варакина. К сожалению, он умер от пневмонии в 2003 году в возрасте 56 лет.
Прокурора сыграл известный советский кинорежиссер Владимир Меньшов, чей фильм Москва слезам не верит получил в 1981 году премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Но в более поздние годы его личная политика стала практически неотличима от роли, которую он играл в качестве прокурора Города Ноль, особенно в отношении его верности Русский мир . После оккупации Крыма Путиным в 2014 году Меньшов объявил аннексию «сверхъестественным событием», которое не только продемонстрировало «жизнеспособность» России как уникальной цивилизации, но и предоставило «доказательство существования квинтэссенции русского Бога», который принесет спасение Россия после многих лет, когда ее сбивал с пути индивидуалистический, жадный до денег Запад. Вскоре после этого Меньшов будет занесен в черный список Украины, а Путин наградит Меньшова орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Меньшов умер в июле 2021 года от Covid-19..
Но, пожалуй, больше всего меня тревожит эволюция человека, который был соавтором и режиссером «Город ноль » и «» Карена Шахназарова. В буйной России 1990-х Шахназаров был назначен генеральным директором киностудии «Мосфильм», а в 2011 году сыграл важную роль в загрузке всего каталога фильмов «Мосфильма» на YouTube, включая «Город ноль», где их можно смотреть где угодно бесплатно. , в комплекте с субтитрами.
В последние годы Шахназаров стал главным сторонником путинской Русский мир в сфере культурной политики. Путин наградил его многочисленными государственными наградами, в том числе орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2012 г.) и орденом Александра Невского (2018 г.). Он принимал активное участие в политике Кремля и путинской партии «Единая Россия», даже возглавляя официальную рабочую группу по внесению поправок в конституцию России.
Что еще более важно, он стал одним из самых откровенных публичных сторонников путинского неоимперского вторжения в Украину, в подстрекательстве которого он обвиняет Соединенные Штаты. Он регулярно появляется в самом популярном и напыщенном рупоре путинской пропаганды, в ночной программе комментариев Владимира Соловьева на российском государственном телевидении. Чтобы восхитить публику, Шахназаров восторженно говорил о путинском восстановлении России как великой цивилизационной империи и предупредил, что «непатриотичные» внутренние оппоненты, которым неудобно размахивать буквой Z — эмблемой «специальной военной операции» на Украине, — столкнутся с «Концлагеря, перевоспитание и стерилизация. Все очень серьезно».
Хотя позже он утверждал, что его комментарии о концлагерях были вырваны из контекста, он снова появился в пропагандистском шоу Соловьева, чтобы провозгласить, что — если Россия потерпит неудачу в своей великой и исторической миссии по завоеванию Украины — именно Западу придется сконцентрироваться лагеря готовы, и пошлет туда всех русских без пощады.
Конечно, здесь, в реальном мире, такая гипербола кажется невообразимой, почти смехотворной. Но если решение Путина вторгнуться в Украину нас чему-то и научило, так это тому, что мы на свой страх и риск пренебрегаем кремлевской эхо-камерой альтернативной реальности. Когда российский крестный отец кинофэнтези применяет свои методы ко всей стране, это должно привлекать наше внимание.
Несмотря на то, что многие сторонние наблюдатели приписывают Путину странное мировоззрение, позволившее развязать чудовищные преступления против Украины, City Zero подчеркивает, что корыстное мировоззрение Кремля вовсе не ново. На самом деле все три столпа Русский мир очевидны в фильме, даже когда Путин был еще скромным офицером КГБ в Восточной Германии. Шовинистический русский национализм в оппозиции к «декадентским» европейским ценностям — как показывают две вращающиеся «скульптуры» в шахте истории — определенно восходит к поколениям. Нелиберальный этатизм, при котором люди служат государству, а не государство служит народу, как пояснил прокурор, также имеет глубокие корни в русской культуре. Наконец, как и в случае с историческим рудником, государственный контроль над информацией и манипулирование историей также является давней отличительной чертой российского самодержавия, будь то царская цензура или советская пропаганда.
Если уж на то пошло, разница между современным путинизмом и автократиями прошлого России скорее в степени, чем в характере. Путинский Русский мир вместо того, чтобы быть выдуманным с нуля, опирается на многие подогретые традиции русского самодержавия; хотя и наполнен силой современных социальных сетей, массового убеждения и информационных технологий, невообразимых для предыдущих поколений автократов.
Еще в 1989 году, когда Берлинская стена рушилась вместе с коммунистическими автократиями Восточной Европы, «Город Зеро» Шахназарова казался подходящей сюрреалистической критикой нелепостей и противоречий самодержавия. Теперь, во всяком случае, это кажется неироничным и тревожным планом того, как автократы могут манипулировать историей, информацией и даже самой реальностью, чтобы удовлетворить потребности государства и корыстные желания его лидера.
- Россия,
- Владимир Путин,
- Украина,
- Клуб культуры,
- Война России с Украиной,
- ПОЛИТИЧЕСКИЕ выходные
Одиннадцать причудливых русских суеверий, о которых вы должны знать
Русские очень суеверны. Удивительно, но древние верования в приметы и сверхъестественные силы пережили 1000 лет христианства и 70 лет коммунистической идеологии. Согласно недавнему исследованию независимого социолога Левада-Центра, более 50% россиян верят в приметы и знаки удачи. С какими культурными нормами и запретами может столкнуться иностранный путешественник в России?Русские приметы на удачу
Какие добрые приметы есть в русской культуре?Присядьте, прежде чем отправиться в путешествие
Всем членам семьи необходимо присесть на минутку и побыть в тишине минуту или хотя бы несколько секунд. Говорят, эта традиция восходит к древним временам, когда такие минуты тишины были данью уважения домашним духам.У этой традиции есть и положительная сторона на практике: иногда перед отъездом можно забрать какие-то забытые вещи.
Загадай желание, если ты находишься между двумя людьми с одинаковым именем Эта традиция дает вам огромные возможности «удачи», поскольку вы можете встретить много людей с таким же именем в России. Никому не говори, иначе твое желание никогда не сбудется!
В старину детей называли именами святых. Таким образом, когда вы будете сидеть между людьми с одинаковым именем, два святых с обеих сторон будут охранять и помогать вам.
Постучите по дереву
Если вы слышите или говорите что-то положительное, люди часто трижды стучат по деревянному предмету. В целом русские боятся пугать судьбу и не склонны говорить о будущем в очень положительном или оптимистичном ключе. Если кто-то сделает ребенку комплимент, русский человек, скорее всего, постучит по первому попавшемуся деревянному предмету.Традиция восходит к древним мифам о добрых духах, живущих на деревьях.
Статуэтки для растирания
Традиция тереть различные части общественных скульптур широко распространена среди туристов по всему миру. В России это суеверие также популярно среди местных жителей. Так, придя на станцию метро «Площадь Революции», вы увидите, как люди трутся носами, туфлями, руками и даже гениталиями статуй в надежде разбогатеть, сдать экзамены или удачно жениться. Однако мы будем благодарны, если вы не разделите это убеждение, поскольку этот обычай наносит статуям большой вред.Русские дурные приметы
Список плохих предзнаменований кажется длиннее, чем хороших. Многие русские сегодня не знают корней своих привычек, но все же стараются не отставать от традиции.
Что будет, если рассыпать соль
В противном случае вы поссоритесь или столкнетесь с какими-то другими проблемами. Но не расстраивайтесь, если это произойдет. Все, что вам нужно сделать, это посыпать сверху сахаромВ старину соль стоила дорого и была на вес золота. Неудивительно, люди были бы слишком напуганы, чтобы пролить его.
Не свистеть в доме.
Почему нет? Эта странная русская привычка может показаться немного странной. Люди верят, что если ты это сделаешь, в доме не останется денег.Возможное происхождение обычая состоит в том, что люди в старину часто держали во рту мелкие монеты, и при насвистывании они легко могли потеряться.
Не обменивайтесь рукопожатием и не целуйтесь через порог Люди верят, что рукопожатие или поцелуй через порог могут привести к ссоре.
Это суеверие дошло даже до космоса! Когда российский «Союз» и американский «Аполлон» состыковались, наши космонавты отказались пожать руку иностранным космонавтам, оказавшимся в люке.
Не ставьте пустую бутылку на стол
Это невезение. Выпивая, русские всегда ставят пустые бутылки на пол.Легенда гласит, что обычай восходит к временам наполеоновских войн. Когда казачьи войска вошли в Париж, они часто заглядывали во французские бары и рестораны. В то время парижские рестораны не считали количество выданных клиенту бутылок, а считали пустые бутылки в конце трапезы. В русской армии быстро придумали, как экономить, и казаки стали прятать пустые бутылки под стол.
Не садитесь за угловой стол, если вы одиноки
Традиция гласит, что одинокий человек никогда не должен сидеть за углом стола. В противном случае он или она может никогда не жениться.Каковы могут быть корни этой традиции? В старину дети в многодетных крестьянских семьях сидели на скамейках посреди стола, и только приемный ребенок должен был занимать место в углу.