Какой была социальная реклама в СССР, и К чему призывали популярные лозунги
Вопреки расхожему мнению, реклама в СССР была. И касалась она далеко не одной только партийно-идеологической пропаганды. Советское общество воспитывалось социальной рекламой. И если в дореволюционный период эта роль отводилась церкви, то с приходом Советов воспитательные процессы взяло на себя государство. Плакаты, лозунги, радио, а позже и ТВ масштабно формировали сознание новых людей, новый быт и новые привычки.
Как начиналась советская социальная реклама
Социальные призывы советской эпохи.
Реклама в СССР была разной. Коммерческая отличалась от сегодняшней тем, что выполняла пропагандистскую функцию. Политическая реклама, как и вся советская система в целом, отличалась безальтернативностью. Особо интересной на этом фоне смотрится социальная реклама периода СССР. Советская рекламная практика этого направления создала ряд привлекательных примеров, многие из которых можно адаптировать и сегодня.
Спустя пару дней после революции 1917-го появился Декрет за подписью Ленина «О введении госмонополии на объявления». Документ лишал оппозицию рычагов влияния и источника доходов. Параллельно большевики понимали, что первым делом нужно укреплять советскую прессу. В Москве и Петрограде формировались правительственные органы, управляющие полиграфическими предприятиями. Создавался информационный монополизм, а социальная реклама становилась порождением политики. По этой причине было сложно разделять грани политической и социальной рекламы. Соцпризывы касались борьбы с религией с церковью, очернения белого движения, осуждали западный образ жизни. Общество планомерно приучали к мысли, что новый режим власти — явление закономерное и постоянное. Цели социальной рекламы были куда глобальнее нынешних. Первая и главная — противопоставление советского и несоветского миров. Внимание акцентировалось на том, в каком справедливом мире оказались наконец граждане Советского Союза на фоне всего негатива, в котором пребывают остальные.
Если сравнивать соцрекламу советского периода с дореволюционным, то первое отличие — усиление ретрансляции и использование авторитета популярных в обществе героев. В этой связи первым приходит на ум Владимир Маяковский, оставивший после себя широчайшее рекламное наследие. Его перу принадлежат рифмованные рекламные речевки. Даже если Маяковский делал рекламу продукта, его обратной стороной всегда была социальная направленность.
Даже банальная реклама галош содержала социально-политический подтекст: «Резинотрест — защитник в дождь и слякоть. Без галош Европе — сидеть и плакать».
Ближе к 30-м каналы распространения пополнились радио, имевшимся в каждой семье. А с 1950-х появляется инновационный инструмент коммуникации — телевидение. Поначалу влияние ТВ на общество было незначительным, так как телевизор оставался в домах редкостью. Но постепенно этот канал связи стал наиболее эффективным. При этом социальная реклама посредством телевидения подавалась не в виде знакомых нам сегодня рекламных роликов, а через познавательные передачи, демонстрирующие преимущества советской жизни.
Читайте еще: О том, почему реклама 60-х е прошла бы современную цензуру.
Политические лозунги в социальной рекламе
Советские граждане впервые слушают радио. /Фото: voronezh-news.net
Восхваление коммунистических ценностей стояло во главе задач советского правительства. Для продвижения этих самых идеалов партия часто обращалась к социальной рекламе. Коммунистические ценности преподносились нравственными идеалами. Поэтому даже реклама действительно социальных норм наделялась политическим контекстом. Например, на плакате советского времени Ленин изображен с ярким солнцем позади него, а надпись гласит: «Владыкой мира будет труд». Автор плаката пользуется излюбленной цветовой гаммой советских художников с добавлением синего. При этом красный остается символом революции, желанного социализма и коммунизма.
В эпоху коллективизации гражданам внушалась обязательность проводимых преобразований с убеждением содействовать правительству. На известном плакате Ушакова-Поскочина от 1925-го молодые девушки изображаются с книгами в руках о партии. Надпись на агитке: «Крестьянка, укрепляй союз рабочих и крестьян — он сделает СССР непобедимым». Среди декораций – многолюдная деревня, беседующие рабочие и крестьяне. Таким ходом пропагандировалось привлечение сознательных селян к контакту со строителями коммунизма.
Читайте еще: Что рекламировали в Советском Союзе.
Популярные социальные лозунги
Антирелигиозная реклама. /Фото: sun9-19.userapi.com
Наиболее эффективным и наглядным инструментом социальной рекламы были плакаты. Их демонстрировали повсеместно, привлекая крупным шрифтом, ярким цветом и броскими лозунгами. Власть осознавала высокую роль соцрекламы, поэтому в авторы плакатов привлекались влиятельные личности. Что касается основных направлений, то в их ряду были насущные вопросы нового времени. Женщина в СССР не должна была отсиживаться дома, а никотинозависимые и пьющие граждане считались невыгодными стране. Поэтому за цель взяли создание «новой социалистической личности». С 1930-х в СССР развернули масштабную антиникотиновую кампанию, и первый тематический плакат датирован этим годом. Несмотря на отмену в 1924-м «сухого закона» в Советском Союзе шла борьба с пьянством. Популярным стал лозунг «Что можно купить детям на стоимость 1 литра водки».
Ещё один порок, с которым сражалась советская соцреклама, — проституция. Этот вид деятельности признали наследием эксплуататорского режима, что подлежало искоренению. «Проституция – великое несчастье человечества», — значилось на плакатах. При этом женщин призывали раскрепощаться в другом плане, эмансипируясь. Слабую половину направляли в русло строителей нового общества. «Женщина! Учись грамоте!», — доносилось со всех изображений.
В 1930-е появились первые плакаты о соблюдении правил дорожного движения. «Нарушая правила — рискуешь жизнью» — предостерегала социальная реклама. Помимо призывов, направленных на укрощение пороков, распространялась позитивная социальная реклама. Пропаганда здорового образа жизни сопровождалась лозунгами «Мой руки после работы и перед едой», «Иди в баню после работы» и т.д. Уделялось внимание пропаганде физкультуры, популяризации туризма, поощрению людей благородных профессий: «Физкультуру – в массы!», «В выходной день — на туристскую прогулку», «Честь и слава сельским врачам».
А вот еще немного о гендерных стереотипах: Почему девочек одевают в розовое, а мальчиков — в голубое.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Рекламные плакаты СССР
Каждый советский человек прекрасно помнит агитационные плакаты СССР и лозунги, которые в наше время превратились в крылатые фразы. Такие плакаты имели самые различные цели. К примеру, они доносили до общественности отношение правительства к определенным событиям и пропагандировали человеческие ценности. В настоящее время эти плакаты являются элементами нашего культурного наследия.
Задача рекламных советских плакатов заключалась в том, чтобы дать людям точную информацию о товаре. В советскую эпоху рекламным дизайнерам приходилось не просто. В те годы торговать могли только государственные компании, а цензура устанавливала жесткие правила. Но не смотря на все, у советских гениев рекламы получалось делать отличные продукты.
Все дело в том, что еще на начальном этапе, советскую рекламу создавали виртуозы. К примеру, над рекламой в СССР работали поэт революционер Владимир Маяковский и художник Александр Родченко, которые не делали значительной разницы между своим творчеством и рекламными плакатами. Эти люди создавали шедевры.
«Кто не работает — тот не есть!» /Фото:© wordpress«Реклама – это имя вещи. Она должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи. Обычно думают, что рекламировать нужно только плохие вещи, а хорошие и так будут покупать. Это самое неверное мнение» — писал Владимир Маяковский в 1923 году.
В советской рекламе было много улыбок, но хорошая реклама не обязательно включала «розовых малышей с улыбкой до ушей». В советской рекламе были разные эмоции – от улыбок, задумчивости до злости. Но присутствовал огромный акцент на позитивный настрой.
«Случайные связи не приветствуются»/Фото:© warnetОчень долго в советской рекламе жила тенденция изображать более загадочными и красивыми, чем они есть на самом деле. В этом случае, достоверность уступала место красоте. Связано это с тем, что в годы СССР фотография еще не была на том уровне, чтобы сделать ее главным инструментом визуальной рекламы. А так же, большую роль играл особый художественный подход.
Когда в советской рекламе фотография стала обычным делом, но про фотошоп еще никто не слышал, стали появляться бытовые снимки с рекламными слоганами. Всю рекламную нагрузку брал на себя логотип бренда. Советская реклама мало чем отличалась от рекламы в других странах, но в ней отчетливей чувствовались натуральность и простота.
Призывы против алкоголя. /Фото:© arhivachЕсть такие советские плакаты, которые вызывают много вопросов. Интересно, о чем вообще думали авторы и художники? Ведь плакаты действительно вызывают легкое удивление.
Маргарита МИГУНОВА
Подпишитесь на RRNews.ru
Получайте самые интересные и свежие публикации на вашу почту
Отлично! Проверьте ваш почтовый ящик и перейдите по ссылке для подтверждения подписки
Пожалуйста, введите правильный адрес!
Темная, песчаная изнанка постсоветского востока
Найдя свою первую камеру в скипе, Петр Барабакаа фотографирует улицы так, как может только фигурист: мимолетно и подвержено случайностям.
Найдя свою первую камеру в скипе, Петр Барабакаа фотографирует улицы так, как может только скейтер: мимолетно и подвержено случайностям.
Петр Барабака нашел свой первый фотоаппарат — потрепанную зеркалку Kiev 19 — в контейнере. С тех пор российский фотограф делает улицы своей главной темой. Унаследовав визуальную лексику СССР, его образы горят абсолютным визуальным остроумием: Путин припаркован рядом с Христом, дети наводят оружие и скейтборды скользят среди снега. Тем не менее, его работа имеет отдельную повестку от направления «постсоветская молодежь», провозглашенного такими российскими светилами, как Гоша Рубчинский. Барабакаа интересует только темная, суровая изнанка Нового Востока.
Рожденный и выросший москвич, он мне говорит: «Москва пережила самое безумное развитие за последние 20 лет, даже новые кварталы размером с отдельный город». Быстрый рост городов, отражающий подъем скейтбординга в России, причём этот вид спорта взорвался за последние два десятилетия.
«Когда ты катаешься на коньках, ты на улице. Вы говорите с городом на одном языке», — добавляет он. «В некотором смысле это стирает страх взаимодействия с жизнью. Фигуристы дерзки и самоуверенны. В большинстве случаев вам нужны эти качества и для уличной фотографии». Немедленные, жестокие и с пощечиной абсурда, образы Барабакаа захватывают улицы так, как может только скейтер: мимолетные и подверженные случайностям.
Вы преимущественно скейт-фотограф, но скейт-сцена в Москве еще относительно молода. Скейтпарки и аутлеты появились только в 90-х. Во что превратилась сцена сегодня?
Несмотря на то, что российский скейтбординг был молодым явлением, первая большая волна скейтбординга была до того, как я в него попал. Большая часть информации о скейтбординге пришла из американских фильмов — когда российские скейтеры увидели этот образ, они поняли, что доски, на которых они катались в тот момент, устарели.
Вторая волна скейтбординга пришла примерно в 1998 году. Тогда я и начал кататься. До этого сцена была маленькой и андеграундной. Все изменилось, когда
В любом случае, я надеюсь на лучшее. Нам нужны лучшие экономические условия. Например, хороший скейтборд стоит в районе 12000-15000₽, а средний платеж по стране 30000₽. Теперь вы понимаете, как тяжело среднестатистической семье купить ребенку доску.
На многих ваших портретах изображены бомжи или наркозависимые — персонажи, подобные тем, которых снимали Мирон Цовнир или Борис Михайлов. Улучшилась ли проблема социальной защиты в России за последние 19 лет?годы?
Мне трудно решить. Борис снял свою книгу в Харькове, Украина, в 1997 году, а Мирон снял свою книгу еще раньше, в 1995 году. Москва 1995 года сильно отличалась от Москвы 2017 года. Тогда я был очень молод, и мне трудно сравнивать. Я думаю, что конец 80-х и 90-е были самым интересным периодом для фотографии в современной российской истории. Я собираю книги той эпохи и, конечно же, в моей коллекции есть книги Мирона и Бориса. Я думаю, что Москва стала чище, чем была раньше. 90 отлично подходили для уличной фотографии. Люди не боялись камер, а уличные действия выглядели сюрреалистично. Сейчас у нас много благотворительных организаций, которые помогают бездомным. Большинство из них являются частными, но не государственными. Многие волонтеры заботятся о бездомных гражданах. Их кормят и организуют теплые помещения с душевыми и спальными комнатами. С 7-9 месяцами холода быть бездомным в России сильно отличается от бездомного в Лос-Анджелесе. Никогда не знаешь, переживешь ли следующую зиму.
Россия переживает довольно неспокойное политическое время, и вы часто подкрепляете это своими образами. Как вы относитесь к подъему русского национализма и влияет ли он на вашу работу?
Честно говоря, я не думаю, что здесь слишком много турбулентности. Очень стабильно, в том плане, что все контролируют силовики и они никому власть не отдадут. Владимир Путин находится у власти с 1999 года, и у нас появилось целое новое поколение молодых людей, которые задают больше вопросов, чем люди из СССР. Тем не менее, уровень поддержки нынешнего режима очень высок. Пропаганда делает свое дело очень хорошо. Если вы включите российское телевидение, вы попадете в странную сказку о том, что Россия окружена врагами, но они только делают нас сильнее. Это сообщение работает для многих людей. Что касается национализма, то я бы назвал наше нынешнее состояние агрессивным патриотизмом, который на самом деле не имеет реальной основы. Большинство людей не хотят прогрессировать умственно и духовно. Люди не могут позволить себе путешествовать, поэтому судите об остальном мире по источникам пропагандистских СМИ. Нам нужно молодое поколение с более широким взглядом на мир. Для первого шага нужно начать уважать человека, который находится рядом с вами. В современной России человек человеку волк.
Вы также занимаетесь видеосъемкой, не могли бы вы рассказать мне о вашем новом фильме Абсурд в Абхазии ?
Абсурд — наша большая семья. Это творческая команда людей со скейтбординговым прошлым. В следующем году Absurd исполнится 10 лет. Мы стараемся ездить в интересные страны и места и там кататься. Часто интересная история места или его особый статус являются для нас главной мотивацией, когда мы ищем следующий шаг. Абхазия – непризнанная страна. Раньше она была частью Грузии во времена СССР, но когда Грузия стала независимой в 1991 пытались отделиться и создать национальное абхазское государство. Все это привело к войне. Они пришли к мирному договору в 1994 году, но Грузия по-прежнему претендует на Абхазию как на одну из своих провинций, но де-факто Абхазия является отдельной страной. Крупным международным компаниям и банкам не разрешается вести бизнес в Абхазии, и это одна из причин, по которой она застряла в прошлом. Это совершенно уникальное место, где невероятные пейзажи соседствуют с заброшенными санаториями и курортами. Мы отправились в Абхазию ранней весной с небольшим экипажем, потому что знали, что кататься там почти не на чем. Нам очень не повезло с погодой, и наша видеокамера Sony VX сломалась в первый же день. Вместо этого нам пришлось использовать карманную камеру Handycam. Мы могли бы быть более продуктивными, но поездка запомнится нам надолго.
Вы очень активны в российском скейт-сообществе, какие еще проекты у вас есть в данный момент?
Свободного времени у меня тоже меньше, чем раньше, поэтому мне тяжело кататься каждый день, но мы работаем над 10-летним юбилейным проектом Absurd. Несмотря на то, что в российском скейтбординге есть определенные плюсы, мне не интересно смотреть, как люди катаются в скейт-парках или прыгают с лестницы. Я предпочитаю творческую сторону скейтбординга, когда скейтеры думают о необычной архитектуре или об интересном использовании городской среды. Это то, что делает европейский скейтбординг особенным, и я надеюсь, что в какой-то момент мы сможем догнать европейских скейтбордистов.
Понравилась эта статья? Поставьте лайк Huck на Facebook или подпишитесь на нас в Twitter.
Подробнее
По мере роста спроса на услуги низкая заработная плата и плохие условия подталкивают работников третьего сектора в объятия других благотворительных организаций.Подробнее
Клубы Премьер-лиги потратили рекордные 815 миллионов фунтов стерлингов в январское трансферное окно, но общественные клубы сталкиваются с финансовыми трудностями, которые угрожают прекрасной игре с нуля.Подробнее
Фотограф Питер Дегнан запечатлел жилые комплексы, блошиные рынки и местных жителей во время важной главы шотландской истории.Подробнее
От «После солнца» Шарлотты Уэллс до «Сына» Флориана Зеллера новая волна фильмов использует отцовство, чтобы привлечь внимание к психическому здоровью мужчин.Подробнее
Поскольку арендная плата в городах Великобритании продолжает стремительно расти, Садик Хан, Мик Линч и другие объединили усилия, чтобы призвать правительство к немедленным действиям.Подробнее
В своей новой книге «Berlin Pictures» фотограф Марк Штайнмец исследует особую энергию немецкой столицы — места, где деньги, история и любовь сочетаются причудливым и прекрасным образом.Фотокнига, запечатлевшая, как советский режим заставил правду исчезнуть
Насколько нереальными могут быть вещи? По мере того, как ощущение общей реальности с каждым днем все больше и больше размывается, возникает вопрос. В статье об отношениях между правдой и политикой в этом журнале пятьдесят один год назад Ханна Арендт отметила, насколько уязвима фактическая правда, на примере «роли во время русской революции человека по имени Троцкий, который появляется ни в одной из советско-российских книг по истории». Через тридцать лет после того, как Арендт опубликовала свою статью, британский коллекционер и историк России Дэвид Кинг опубликовал исследование в виде фотоальбома — исследование исчезновения личных данных Троцкого и ряда других русских, поссорившихся пользу, и вне истории, в эпоху Сталина.
Книга называется «Комиссар исчезает». Название, как ни странно, буквальное. Его конкретная ссылка относится к фотографии 1919 года, посвященной празднованию второй годовщины Октябрьской революции. На снимке Владимир Ленин стоит на вершине лестницы в окружении множества неизвестных мужчин и детей и нескольких узнаваемых мужчин, включая Льва Троцкого, стоящих прямо перед Лениным. К тому времени, когда фотография была опубликована в 1967 году, Троцкий исчез: его затушили вместе с несколькими другими комиссарами.
Владимир Ленин и Лев Троцкий на Красной площади во время празднования второй годовщины русской революции, 7 ноября 1919 года.
Фотография Льва Я. Леонидова / Tate
Лев Троцкий и Лев Борисович Каменев заретушированы.
Фотография Льва Я. Леонидова / Тейт
Иногда по фотографии невозможно сказать, кого именно не хватает, — только то, что кто-то есть. На одной фотографии из коллекции Кинга изображен пропагандистский поезд — поезд, который пересек страну, распространяя весть о революции. «Когда мы внимательно смотрим в окно справа от фотографии, — пишет Кинг, — призрачное видение — результат неумелой руки ретушера — это все, что осталось от человека, который выглядывал из кареты». Мы не знаем, кто пропал без вести и почему — только то, что кто-то ускользнул. Нам повезло даже знать, что есть что-то, чего мы не знаем.
Прибытие агитпоезда Октябрьской революции на станцию Сороцкинское, 1919 год.
Photograph from Tate
Мы не знаем гораздо большего о сталинском терроре — сегодня мы не ближе к тому, чтобы узнать, сколько людей было убито, чем одно, два или пять десятилетий назад. Ранее в этом месяце появились новости о том, что ФСБ, правопреемница КГБ, уничтожает документы тайной полиции времен террора; это означает, что мы вряд ли когда-либо сформируем значительно более полную картину, чем та, которая у нас есть сейчас.
Многие фотографии в коллекции Кинга демонстрируют фальсификацию по заказу, а не по упущению. Есть иконическая фотография Сталина и толпы, в которую нагло вклеен образ Сталина, а масса, менее заметно, составлена из нескольких повторяющихся фрагментов толпы. Есть кадры из фильмов о русском восстании 1905 года и кадры штурма Зимнего дворца в 1917 году — на самом деле изображения представляют собой исторические реконструкции, которые использовались так, как если бы они были документальными фотографиями. И есть устойчивые мифы, которые лежат в основе изображений. Во многом отсутствие документальных свидетельств советского режима — уничтожение как личных архивов, так и печатных книг — было результатом опасений граждан, что их соседи или знакомые могут сообщить о них властям. С тех пор мы узнали, что роль таких доносов во время террора была относительно невелика: людей арестовывали по определенным квотам; аресты были в основном случайными, а не результатом отчетов, как многие уже давно предполагали. Но миф сохраняется, как и его продукт — разрушенные визуальные эффекты редко можно восстановить.
Владимир Ленин выступает в Москве перед солдатами Красной Армии, убывающими на Польский фронт, 1920 год. Лев Троцкий и Лев Борисович Каменев сзади на ступеньках справа.
Фотография Г. П. Гольдштейна / Тейт
Лев Троцкий и Лев Борисович Каменев ретушированы с изображения одной и той же сцены.
Фотография Г. П. Гольдштейна / Тейт
По сравнению с преднамеренным, грубым и повсеместным искажением советских записей, ложь, распространенная в настоящее время в американской политике, является занятием дилетанта, если не детской игрой. Рутинные изменения исторического нарратива президентом Дональдом Трампом, которые, кажется, в равной мере проистекают из невежества и злого умысла, высмеиваются средствами массовой информации, даже когда СМИ их воспроизводят. Фотографии часто служат исправлением его искажений — как, например, его настойчивость в том, что у него была самая большая толпа на инаугурации в истории. Тем не менее, не может быть никаких сомнений в том, что Трамп ведет тотальную войну со СМИ, историческими данными и правдой в целом. В ней 1967 эссе, Арендт предупредила:
«Шансы фактической истины уцелеть под натиском власти действительно очень стройный; всегда есть опасность, что его выведут из мир не только на время, но, потенциально, навсегда. Факты и события бесконечно более хрупкие вещи, чем аксиомы, открытия, теорий, даже самых диких спекуляций, созданных человеческий разум; они происходят в сфере постоянно меняющихся дел мужчин, в движении которых нет ничего более постоянного, чем, по общему признанию, относительное постоянство структуры человеческого разума. Как только они потеряны, никакие рациональные усилия никогда не вернут их».
Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Иосиф Сталин и Николай Ежов на прогулке по берегу канала Москва-Волга, апрель 1937 года.
Фотография Ф. Кислова / Тейт
Николай Ежов удален с исходного изображения.
Фото Ф. Кислова/Тейт
Маша Гессен стала штатным корреспондентом The New Yorker в 2017 году. Их последняя книга — «Выжить самодержавие».
Подробнее:ФотографияСоветский СоюзИсторияПропаганда
The New Yorker рекомендует
Основные события недели культуры, каждую субботу. Плюс: каждую среду эксклюзивно для подписчиков лучшие книги недели.
Читать далееФотобудка
Жюстин Курланд захватывает беззаконную энергию девочек-подростков
Наоми Фрай
Видео
Коллекция странных предметов Нью-Йоркской публичной библиотеки
Прядь волос Уолта Уитмена, ботинки Джека Керуака , и трость Вирджинии Вульф — это лишь некоторые из литературных принадлежностей, доступных в коллекции Берга Нью-Йоркской публичной библиотеки — если у вас назначена встреча.