Разное

Военлит вконтакте: voenlit — LiveJournal

05.06.2023

voenlit — LiveJournal

инженер-майор Водяной А.И. Основы теории самолета 1943
 нет в сети

де Голль Ш. Профессиональная армия
 есть в сети http://militera.lib.ru/science/gaulle/index.html

Ветошников Л.В. Брусиловский прорыв. Оперативно-стратегический очерк 1940 350 руб
 есть в сети www.grwar.ru/library/Vetoshnikoff

Турнэс Р. Фош и победа союзников 1938 1800 руб

Горбунов С. Навигация летчика 1932 1900 руб

Платонов Г. П., Карлов Г. И. Полевой ремонт самолётов 1943 3400 руб
 есть в сети http://amyat.narod.ru/theory/platonov_karlov_polevoy_remont/index.htm
 есть вариант Зиновьев В.С., Г.П. Платонов Полевой ремонт самолетов 1945

Петров В. Искусственный спутник Земли 1958 400 руб
 есть альтернатива Штернфельд, А.А. Искусственные спутники Земли  1956
 
Монвиль А.П. Искусство пилотажа 1937 6.200 руб

Ветошников Л.В. Прорыв 33–й Кубанской дивизией оборонительной полосы белополяков.4–7 июля 1920 г 1400 руб

Конкэ А. -О.-П.П. Сражение под Капоретто 1940 250 руб
 есть на http://militera.lib.ru/h/concue
 
Корсун Н.Г. Итало-абиссинская война 1939 300 руб
 есть в сети http://militera.lib.ru/h/korsun_ng6/index.html

Риджуэй М. Солдат 450 руб

Князев М.С. Борьба в позиционных условиях 1600 руб

Лаговский А.Н. Оборона Севастополя 1939 900 руб

Исаков И.С. Операция японцев против Циндао 1400 руб
 есть в сети http://militera.lib.ru/h/isakov2

Леонардов Б.К. Военно-санитарное дело 1937 3000 руб

Рольман Г. Война на балтийском море 1937 5000 руб

Иохим Т. Боевые операции и тыловые сообщения 1-й германской армии в сражении на Марне 100 руб

Петровский Н.Н. Военное прошлое украинского народа 400 руб

Брычев Н. Военная присяга 1954 50 руб

Осипов К. Суворов  350 руб
 есть в сети http://adjudant.ru/suvorov/osipov00.htm

Журдан Тактический справочник командира батальона 150 руб

Лидел Гарт Б.Г. Правда о войне 1914-1918 гг. 1935 2900 руб

Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика 150руб

Тайный интернационал. Военные концерны за работой 100 руб
 http://www.libex.ru/detail/book239985.html

Скопин В.И. Милитаризм 600 руб

Коленковский А. Маневренный период войны 400 руб

Методическая разработка к фильму «Борьба с аварийностью в ВВС» 1400 руб

Бочкарев П.С. Основы тактики турецкой армии 1940 200 руб

Побежимов И.Ф. Устройство советской армии 200 руб

Калашников А. Быть честным и правдивым

Из боевого прошлого русской армии 300 руб

Буденный С.М. Слово к молодому воину

Бубнов А.С. О Красной Армии 400 руб

Ленин В.И. О советской армии 400 руб

Дунаев К.Т. Взаимодействие в усиленном стрелковом батальоне 300 руб

Арамов И.М. Фотокинопулемет 2100 руб

Асик (псевдоним) Основы тактики японской армии 1934 100 руб

Ленин В.И. Задачи союзов молодежи

Висконти-Праска С. Тактика в войне на сокрушение 1935 400 руб
 
Рябов В. Советский воин — полноправный гражданин СССР 1955 50 руб

Фронтовой юмор 150 руб

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота 5000 руб

Варфоломеев А. Ударная армия 500 руб

Коротков И.А. Иван Грозный военная деятельность 100 руб

Элдридж Ф. Гнев в Бирме 440 руб
 текст есть в сети http://militera.lib.ru/h/eldridge_f/title.html

 Васильчиков В.С. Начдив Щорс 350 руб

Коленковский А., Белолипецкий В. Русско-турецкая война 1939 750 руб

Штенер Переправа немцев через Марну 150 руб

Московский Родная армия 

Боевые подвиги частей Красной Армии 1918-1922 600 руб

Встречный бой 10 армейского корпуса 1938 250 руб

Глязер Суворов 350 руб

Фельдман К. Броненосец Потемкин 750 руб

Военная присяга Рабоче-Крестьянской Красной Армии Билиотека Красноармейца

Атомная энергия

Городовиков О. Воспоминания 800 руб

О будущем немецком солдате 1956 950 руб

Бескровный Хрестоматия по русской военной истории 3000 руб

Шталь Развитие методов операций подводных лодок 5000 руб
 есть в сети http://militera. lib.ru/science/shtal_av2/title.html

Средства обеспечения энергией

Радиотехника ВВС

Левин Атака Путоловской сопки 750 руб
 есть в сети militera.lib.ru/h/levin_nm/index.html

Лобода Правила ношения орденов

Баев Особенности действи механизаированных войск зимой 300 руб

Базаревский Наступательная операций русской армии 320 руб

Долглейн Как мы планировали второй фронт 700 руб 

Шебалин Д. Военная топография, Госвоениздат, 1936, 600руб

Добровольский А., Александров С. Аэрофототопография 600 руб
есть в сети amyat.narod.ru/theory/aerofototopografia/index.htm

Бубнов А.С. О Красной Армии 400 руб

Шарль де Голль Профессиональная армия

Ленин В.И. О советской армии 400 руб

Лаур Эбергардт Котов работа штаба стрелкового батальона 1936 300руб

«Донбасская проза»: быть ли жанру?

Эх, давно хотел написать Глебу Боброву — да вот вроде и целая статейка получилась…

Дорогой Глеб, — писал бы я автору столь памятного пророческого романа, — название «Эпоха Мертворожденных», помимо своего прямого смысла, несёт и безусловно блестящее метафорическое определение постсоветскому периоду украинской истории, явившему целые поколения манкуртов, не знающих корней… В сочинении своём как никто предсказали Вы и стратегическую суть конфликта… А образ перехлёста штандартов на первых его страницах жив до сих пор перед глазами.

Сам пишу — мало и редко («Стулик», лонг-лист Большой Книги-2006). Второй роман, гораздо более общественно значимый, мыслил развить в Крыму предчувствием резкого усугубления внутриукраинского противостояния — задолго до событий… И тут вдруг на тебе такое, что не привиделось бы и во страшном сне! — сюжет летит к чертям, и то, о чём хотел поведать миру шёпотом, ревёт и воет на Донбассе.

Да, тема эта так и витает нынче в воздухе — заранее прошу прощения у профессиональных критиков, коль с уст сорвал… Тем более что, получается, предвосхищаю реакции на сборник «Я дрался в Новороссии», анонсированный издательством Яуза-Эксмо на апрель. Но как раз это обстоятельство, надеюсь, придаст интригу и достойный импульс последующей череде суждений. Наверняка там будут и ещё не публиковавшиеся тексты, но вряд ли они дадут основание для кардинально иного видения вопроса.

Предварительно, однако, оговоримся: наш общий обзор наличествующей на сегодняшний день новой прозы о Донбассе не претендует на всеохватность, обходит, сколь возможно, замусоленный идеологический аспект и рассматривает материал в рамках единого процесса — прежде всего как факт литературы, нащупывая тот водораздел, где художественность входит в противоречие с навязчивыми трендами медийного дискурса.

Итак. Может, не столь это и удивительно, но за без малого год военных действий более или менее художественно оформленных рассказов/повестей о новой войне пересчитать по пальцам. Бóльшая их часть представлена на специальном военлитовском ресурсе Г. Боброва Okopka.ru: «В рунете больше нет ничего сопоставимого по глубине и качеству литературной проработки темы последних войн». С чисто литературной точки зрения речь здесь идёт об известном поджанре, довольно закрытом и интересном в первую очередь военным или воевавшим — комментарии к опубликованным текстам оставляют впечатление некоторой внутрисобойной кастовости. При знакомстве со свежими произведениями о войне на Украине — таких представленных на сайте авторов, как Д. Филиппов, М. Надеждин, Ал Алустон, Ю. Евич, Е. Сергеев — ловишь себя на мысли: что-то очень важное не даст им встать в ряд со знаменитой «лейтенантской прозой» 60-х… Вроде же «окопная правда» — бесприкрасный, как правило, личностный взгляд на войну, далёкий от пафосного восприятия, живые голоса, зачастую подчёркнутая «нелитературность», «набросковость»… Но нет: поверхностные интонации, попросту навеянные СМИ, кондовая, навязчивая идеологизация, иногда даже неприкрытая лозунговость, дефицит простой, но яркой, образной детали и отсутствие смысловых синкоп, создающих компрессию, а отсюда и катастрофическая напряжёнка с подтекстом вкупе с обилием технических буквализмов и военных наименований, подавляющих неискушённый читательский слух, низводят большинство текстов до уровня откровенно слабого — именно по тому самому «качеству литературной проработки».

Тексты кишат клише. Штампы из прессы, помноженные на штампы литературные, при всех возвышенных тонах, патетическом накале и понятном негодовании дают эффект карикатуры. Куда ни кинь — одни цитаты:

…Продолжить самое последнее, самое главное дело своих половин в этом мире — служение своему Отечеству, своей Вере, памяти своих предков.

…полосонуло карателя по горлу. Это смертоносное движение старика кажется вобрало всю злость, на которую был он способен, весь гнев … за всех тех, кого накрыло горе с приходом убийц-«освободителей». Холодный металл рассёк жиденькую шею «жовто-блакитного» героя и из перерезанной гортани вырвалась наружу его гнилая кровь, которая тут же заполнила его рот, и, клокоча, полилась на землю.

Лишь какие-то тексты порой так или иначе выдаются из массы. Рассказ «Мир» из «Украинских хроник» А. Кокоулина представляет немногословную — и тем более выпуклую и жуткую картину затянувшегося на три года «перемирия» через обуревающую героем жажду мести за давно уничтоженную семью, не выводя нас, однако, хоть на какое-то предчувствие реального примирения.

Ещё, пожалуй, выделил бы повесть Николая Иванова «Засечная черта», самим названием являющую глубокий многосмысловой образ — это и защитная полоса, и рубеж мировоззрений, и «граница войны и мира, боли и равнодушия, мужества и подлости«… (Сергей Константинов) Да что там — жизни и смерти! С самого же начала берётся и высокая нравственная нота («В Россию текла боль…»), крупными мазками лепятся суровые образы Исхода донбасских беженцев в Россию. Но такой всеобъятный и обещающий толстовский замах вскоре банально рассыпается об устойчивое ощущение того, что читаешь газету — о событиях нынешних, но году так в 80-ом… При том фабула мелковата, концовка маловыразительна и, самое главное, тяжеловесный и на редкость шаблонный стиль, высказывающий претензию на академичность, бесповоротно погружает такую прозу глубоко назад, в прошлый век.

Ординарна с художественной точки зрения и «шинельная проза» военного фантаста Фёдора Березина, хоть он и представляет сборник совместно с Бобровым. Заявит ли он что новое миру?.. Во всяком случае, по ознакомлению с его известными произведениями позволим себе полностью согласиться с Д. Быковым: «Березин многословен и не всегда внятен, язык у него почти везде никакой…»

Очерковые зарисовки известного военкора Дмитрия Стешина, живые и подчас образные, слишком отрывочны и не оформлены, чтобы стать рассказами. Это вполне понятно — где там под пулями до слитной формы. Ценны и интересны они именно как заметки, впечатления, отрывочные эмоциональные оттиски, документальные свидетельства очевидца/участника.

«Пишу в перерывах между воздушными тревогами, обстрелами и боевыми заданиями. Автомат под рукой» — цитата из повести Александра Рыбина «Война в Луганске» могла бы стать эпиграфом для подобных набросков «с натуры». Совершенно пресно фиксирующий бытовую повседневность дневник макеевского фантаста Игоря Вереснева «Жизнь во время войны» частным дневником и остаётся, на литературность, по-видимому, и не претендуя.

Недавно увидевшая свет «Не чужая смута» Захара Прилепина, всяко нужный и интересный сборник коротких злободневных статей-«фотовспышек», «лоскутное одеяло» впечатлений и размышлений на тему, так же как и рефлексирующие прилепинские посты на Фейсбуке — всё же чистая публицистика. Элементы художественности, присущие и его напечатанным «Комсомольской Правдой» заметкам «Из Новороссии», — подсмотренная целующаяся пара, подслушанные смешные историйки, поле сгоревших подсолнухов, дед с собакой, направляющийся на рыбалку, горький юмор посреди разрухи — эти играющие именно на контрапункте яркие детали, мгновенные слепки действительности не только оживляют контекст, но и воспринимаются мелким подсобным материалом, возможными заготовками для будущей серьёзной формы. Вскоре, однако, отмечаешь, что приведённые диалоги ополченцев ты уже много раз слышал где-то на ютюбе, проблематика перемирий и бомбардировок давно истёрта 1-ым и 2-ым каналами, и вообще «люди ходят, смеются и разговаривают — точно так же, как и здесь. Сложно это осознать». Тем не менее, фейсбучно-очевидческий калейдоскоп производит на редкость цельное впечатление и, крепко сбитый в немаленькую книгу, становится первым значимым произведением об украинской конфронтации.

В общем же и целом, наличествующую до сей поры литературу о новой войне строго художественной назвать крайне сложно. Это более или менее качественная документалистика — репортажи/очерки с передовой. Окопная сермяжная правда, писанная на коленке, выливается в откровенно слабую фактуру, где всё своими именами, где язык суконный, диалоги скучны, метафоры штампованны, образы скудны и блёклы, а буквалистические описания боёв и военных действий — в рамках формы, заявленной как художественная — отдают графоманией классической. Штурмовые операции, боевые порядки, громогласное ура, опешившие айдаровцы, рукопашная схватка, неравный бой, полная победа… «грады», 200-сотые — 300-ые, прыгуны майданутые, нацгады, отморозки, каратели… С «той» — «вражеской» — стороны вполне конгруэнтный ответ доносится: сепары, колорады, диверсанты заезжие, новая преступная власть, наша перемога (Влада Черкасова, «Донбасский пленник»). Чего-то более слитного цитировать более не буду, потому что ужас.

От такого реализма мутит, от такой литературы оскоминой сводит полушария. Откуда, почему такая бескрылость?!

Ответ, однако, на поверхности: да потому что всё, что можно сказать по поводу — будь то на уровне непосредственного переосмысления или художественной идеи — моментально впитывается коллективной подкоркой из телевизионных сводок, сублимируется в тысячи блогов, реплицируется бессчётными репостами. Потому что всё, что можно сказать по поводу — на теледебатах, на форумах, в несметных комментах — уже сказано, уже проявилось и уже приелось, перехваченное с пера у как всегда запаздывающей литературы. Потому что сейчас любая «редакция» развития текущего момента — конкретная или метафизическая — формируется, вынашивается, зреет, набухает в донельзя электризованном воздухе, чтобы почти тут же разрядиться десятком вариантов в блогосфере.

Значит ли это, что в данном случае сам художественный объект — Донбасская война — теряет релевантность? — Да нет, конечно. Слово лишь за тем, как.

И истины, муссируемые по ТВ/ютюбу, и «хохлосрач», вынесенный с инет-просторов, в большинстве новых военных опусов воспроизводятся всерьёз, часто даже не обыгрываясь — и, проникая из публицистики в ткань, призванную быть качественно иной, разлагают её совершенно, не дают ей родиться, начисто губят в ней признаки художественности. Когда справедливый гнев на хунту прорывается в каком-нибудь рассказике расхожими газетными формулировками или стереотипной бранью в адрес набивших оскомину персонажей, эффект выходит обратный, контрпродуктивный. Подчас смехотворный. Трижды благородная, но замыленная истина безнадёжно меркнет на литературной почве, воспринимаясь общим местом, нелепым фарсом.

По меткому выражению критика Дениса Епифанцева, вдохновенно пересказывается телевизор.

(И заметим, как правило, искренне — что добавляет телевизору неожиданного простодушия.)

На общем тоскливом фоне сочинений украинской тематики малоприметно выделяются живые-лёгкие, интеллигентско ненавязчивые, без эмфазы и претензии, в меру ироничные заметки «Путешествие на войну» журналиста Евгения Бабушкина.

А что слышно из Укропии?.. Там ведь тоже люди, тоже ведь свои писатели, тоже взгляд на ситуацию, и так же непримиримо и неуёмно подчас клокочет в строках патриотический порыв… «Я не пишу рассказы, я — не писатель… я анализирую, вспоминаю, заново открываю истины себе, нам… чтобы заново начать, не разделяя на Восток и Запад, любить всю страну», — так предваряет луганский блогер Елена Степная свой сетевой сборник «Всё будет Украина!» (Донбасский дневник. Фейсбук времен АТО), повествующий о жизни граждан в период «безвременья» и «российской оккупации»… В меру весьма скромной повествовательной и аналитической способности и обыгрывает полуграмотный автор городские новости да военные сводки, собирая тысячи лайков и откликов благодарных читателей… Названия же миниатюр говорят сами за себя: «Будущее Лугандонии»», «Кто хотел в Рашу», «Погранично-политически-сексуальная история»…

М-да. А зачем вообще я о ней?.. — Да подозреваю, что писательниц таких масса.

Недавно нашумевшая «исповедь бурята», интервью с реальным персонажем, обожжённым российским танкистом, подкупающее яркими деталями «необъявленной войны», на деле оказывается олитературенной компиляцией, доказательства чему разобраны военным публицистом В. Шурыгиным.

Наконец, небесталанный, но совершенно контркультурный и урывочный фейсбучный «Дневник офисного планктона: от майдана до мобилизации» представляет нашему вниманию грустно-весёлые самокритичные заметки о тяжком быте в АТО. «Мы никогда не победим россиюшку с такой армией. ни-ког-да». (Орфография сохранена. — Р. П.) — смеётся автор, а кто-то из читателей комментирует: «…На Украине надо не „Гвардию“ пафосную снимать, а свою версию „ДМБ“». С чем мы тут же и согласимся.

Вот парадокс. С одной стороны, повальная, жестокая художественная беспомощность. С другой — явный запрос на литературное переосмысление…

И в этом смысле опубликованный в начале февраля рассказ Сергея Шаргунова «Свой» — некий прорыв. Лапидарно рассказанная история — последние часы жизни только что прибывшего в район донецкого аэропорта молодого добровольца — по-настоящему трогает. Чем? Во-первых, верно выбранным ракурсом антитезы: непосредственный, свежий, даже по-детски поэтический взгляд на абсурдную жуть войны даётся как бы изнутри героя. Искренне нескладное, в чём-то угловатое форматирование только понюхавшего пороху парня в новой жестокой действительности дополнено не отпускающими его «неуместными» дымчатыми образами из совсем недавней прежней жизни. В создании атмосферы доподлинности происходящего важнейшую роль играет и язык. Здесь как раз тот удачный случай, когда многочисленные синкопы — пропуски смысловых цепочек -создают необходимую компрессию, заставляют работать уже и так сформированные военными репортажами представления, то и дело «удивляя» восприятие, напрягая внимание читателя, который реагирует не на плоские описания, а на говорящие, запоминающиеся детали. Ткань рассказа как бы прошита пунктиром, являя лишь самые яркие стежки. Это рваная, «назывная», динамичная проза. При этом образы скупы, метафоры тактичны и неброски: только бы не уйти в сторону формы, не оскорбить неуместным изыском страшную апокалипсическую реальность. И, наконец, логически важной, даже закономерной получается эта, в общем, ситуативно случайная связка «свой — любой»: даже нелепость смерти Ильи предстаёт осмысленной. Ведь из «своих» на его месте мог оказаться всякий.

«Война не терпит фальши» — этому принципу верен Шаргунов и в коротеньком «Донбасском дневнике». Тот же «телеграфный стиль», та же многозначность недоговорённости. Та же честность — с собой и с читателем: «- Мы не крысы и не мыши, скажите там, наверху! — плачет женщина. И я начинаю плакать вместе с ней».

Да, беспощадная жизнь стократ ярче того, что может предложить в ответ оглушённая ужасающей действительностью, сражённая, растерянная литература. При этом ясно, что стихотворная форма куда быстрей и экспрессивней прозы отзывается на саднящую боль момента, и последний год явил ряд открытий, которые могли бы стать предметом отдельного обзора. Стихи эти очень разные — видением, почерком, глубиной… Степенью лиризма или патетического напряжения. И авторы — от начинающих до корифеев. Объединяет их одно, самое главное: искренность.

Мам, я в плену, но ты не плачь.

Заштопали, теперь как новый.

Меня лечил донецкий врач

Уставший, строгий и суровый…

В больницах раненых полно.

Здесь каждый Киев проклинает.

Отец, белей чем полотно,

Ребёнка мёртвого качает…

© Сергей Гусев

…Они не потревожат спящих,

хозяин дома — бывший плотник,

Господь похож на черный ящик,

а мир — подбитый беспилотник.

Нас кто-то отловил и запер,

прошла мечта, осталась мрія,

и этот плотник нынче — снайпер,

и с ним жена его — Мария.

© Александр Кабанов

«Назовите молодых поэтов», —

попросил товарищ цеховой.

Назову я молодых поэтов:

Моторола, Безлер, Мозговой…

© Игорь Караулов

…То, что случилось в Одессе, не битва идей,

Это — Освенцим, где звери сжигают людей.

Морда фашизма, фашизма пылающий ад —

Это касается ВСЕХ, и ни шагу назад!

© Юнна Мориц

Но что же проза?.. Как вознестись над будничной фронтовой коловертью и выдать что-то масштабное — не столько по охвату, сколь по новизне самого взгляда художника на объект? Ведь всякая новая война, как столкновение мировоззренческих парадигм на новейшем историческом витке человеческого безумия, порождает своеобычные эгрегоры, неповторимые взрывные энергии. Возьмите поэтику «Севастопольских рассказов» и «Судьбы человека»… Сразу ясно: речь об, извините, разных войнах. Дело не только в разности авторских личностей и стилей — война, как никакая другая беда, вскрывает накопленный негатив эпохи, обязывая художника порой интуитивно искать свежие изобразительные подходы, продираясь сквозь душную дымовую завесу имеющихся, «комфортных», но уже ложных художественных эталонов и трафаретов.

И, вижу, в ближайшей перспективе уловить эти специфические новые вибрации будет очень сложно. Верно рассуждает опытный Глеб Бобров — любая война требует переосмысления: по горячим следам вряд ли реально создать что-либо серьёзное. А малая форма — «то, что сейчас кровоточит в душе» и «вызывает немедленный отклик» — как раз и может, перебродив и настоявшись, через годы сублимировать более значимые смыслы, вылившись в «неистовую прозу». Пока же очевидно, что литература не поспевает за бушующей и оглушающей действительностью — сейчас, быть может, меньше, чем когда-либо.

Степень внутреннего накала, характерную для внешне ровной и даже размеренной манеры «Горячего снега» Ю. Бондарева, вряд ли себе представить сегодня в произведении о войне на Донбассе. Что-то не ложится нынче в ясные строгие линии того изложения. Можно, конечно, в лучшей традиции постмодерна искусно подделать стиль, но на уровне «торкания» прокатит вряд ли. Похоже, не достанет здесь даже лапидарной прилепинской честности и достоверности, хотя «Патологии», скупыми фразами сплетающие отвлечённую образность и натурализм, можно взять за достойный образец современной военной прозы. Проханов?.. — ох, в надрывных метафорах не завязла бы искренность да державным пафосом не накрыло бы многомерную явь… Ну, а эвентуальное метафизическое переосмысление ситуации по типу быковского «ЖД» покажется и вовсе пока кощунственным.

Ещё совсем недавно наша «высокая» литература была достаточно герметичным пространством, занятым экспериментами в области языка и стилистики, а не в области реальной жизни… Теперь мы видим, насколько это уже не так. Не поспешил бы, однако, безоговорочно согласиться с Михаилом Елизаровым, в войне на Украине увидевшим смерть русской постмодернистской прозы. Очевидно то, что в связи с этой войной бесповоротно вернулся модерн — литература конкретная. «Хиханьки и хаханьки закончились». И чтобы иметь успех, пишущие должны найти себя в новой среде — или попросту переучиться писать.

Что знаменательно, в этом как раз отношении великая русская и не столь великая ныне украинская литературы демонстрируют удивительное равенство наметившихся трендов. Вы представляете, Юрию Андруховичу, заметному украинскому постмодернисту, как раз уже и не пишется! Из душевного равновесия, необходимого для творчества, выводит его нервное сидение в интернете за новостями… И по его признанию, дело не только в «лютой политизации литературно-публицистического пространства», а и в осознании того, что как писатель он уже мало что сможет рассказать молодым парням, лежащим сейчас в госпиталях без рук или зрения… И вот как раз в этой ситуации Андрухович и представляет себе абстрактного художника, который шёл бы совершенно от обратного, сочиняя какую-то совершенно не военную и, более того, абсолютно эстетствующую прозу… ему плевали бы в лицо, пока до всех бы не дошло, что он как раз и «рассказал самую что ни на есть правду о войне»…

Возможно, в этой мысли «патриарха украинской литературы» что-то и есть. По крайней мере, жизненный материал, который, по меткому определению М. Веллера, «искрится бенгальским огнём» и «обрушивается водопадом», в литературном преподнесении будет выпукло смотреться именно на контрасте. И всё же не думаю, что в ближайшее время кому-нибудь достанет такта и таланта изобразить на тему что-либо, к примеру, сатирическое… А вот оспаривать существующую реальность, воспарять над нею и неисповедимым образом создавать свою — самобытную и пронзительную — задача любого писателя, берущегося за столь ответственную тему.

Стоит ли повторяться, что в эпоху тотальной девальвации высокого слова самое время, однако, вспомнить и о языке. Серьёзная военная проза требует оригинального авторского слога, динамичных диалогов, ёмких и рельефных описаний. Цель художественного действия в столь трудный час — потрясение читателя через художественную достоверность, достижимую наиразличными средствами. Здесь-то и играют такие качественные критерии художественности, как авторская неповторимость формы, отточенность детали, образность и подтекст. Эти составляющие, пробуждая трогающие душу звучания, и выводят прозу на новый уровень восприятия. При этом лучший союзник автора — недоговорённость, позволяющая структурировать текст на аллюзиях, непосредственно воздействовать уже на подсознание читателя, по возможности минуя военно-оперативную конкретику, представление о которой и так сложено из СМИ уже практически у каждого.

Иными словами, чтобы стать интересной всем и выйти за корпоративные рамки, нашей военной литературе не хватает малого: выйти за них. Качеством самих текстов возвыситься над цеховым шаблоном. Преодолеть жанровую ограниченность. Если не сейчас, то — когда?.. Иначе военлит так и рискует остаться тем, что есть он сейчас. Самым закрытым субжанром масслита.

В своём ладно сшитом, совсем недавно опубликованном на «Окопке» очерке «Напрасная жертва Дебали» Глеб Бобров, недоумевая по поводу «бессмысленной, напрасной смерти» украинского солдата, абсурдно закрывшегося в будке ж/д переезда и подорванного в ней гранатами, как бы беседует с ним, задавая риторически экзистенциальный вопрос: «Чем была для него эта битва? За что он умер?. . Неужели набор совершенно диких иллюзий, вдалбливаемых в головы простых украинцев, стоят одной этой жертвы?! А ведь она не одна. Ведь их тысячи и тысячи».

Дорогой Глеб, можно, я за него отвечу?

— Он умер за Родину. За ту, как он её разумел. За ту, понятие о которой пускай и вдолблено укропропагандой. Как тысячами погибают за ту же самую свою Родину простые донецкие ополченцы. «Русские люди должны во всей полноте осознать, с кем имеют дело… Мы смотрим на свое же вырвавшееся на волю и зажившее вольной, буйной жизнью зеркальное отражение». (Захар Прилепин)

Вот что действительно страшно.

Мы живём в мире, где чёрное вдруг стало белым. Где в голубые глаза правды плюют свинцовой очередью. Что выдаст правда этому перевёрнутому миру в ответ? Каким он должен быть, язык этой войны — истошной какофонией, слепящей вспышкой, потоком сознания, прорвавшимся из-под рванувшей бомбы?.. Иль слепленной из повседневности мерцающей сонатой, неровный тон которой, путеводительствуя, поднимет нас на новый уровень — и непременно выведет на что-то если хоть не светлое, то обещающее вдруг надежду?. . Ну, хоть какую?! В любом случае, что может и что должна литература противопоставить вероломной и бесноватой реальности?.. — Только предельную честность, помноженную на предельную же экспрессивность. И сквозь незапятнанную призму сию да приоткроется ныне сокрытое — и да оглянется на войну эту не обманутый вами, но благодарный вам, писатели, потомок.

Фото: Валерий Мельников/РИА Новости

Бывший морской пехотинец США, арестованный за шпионаж, имел связи с русскими и военными

Габриэль Тетро-Фарбер, Максим Родионов онлайн-контакт с более чем 20 россиянами с военным прошлым, показывает анализ социальных сетей.

ФОТОГРАФИЯ: Общий вид показывает следственный изолятор Лефортово, где, как сообщается, содержится под стражей бывший морской пехотинец США Пол Уилан в Москве, Россия, 3 января 2019 г.. REUTERS/Shamil Zhumatov/File Photo

Российские мужчины с военным образованием или опытом военной службы составляют почти половину из более чем 50 друзей Уилана в «ВКонтакте», популярной российской социальной сети, напоминающей Facebook, показывает анализ Reuters.

Не менее 12 его друзей получили военное образование в России, согласно информации из открытых источников, еще не менее 11, по-видимому, прошли национальную службу.

Кроме того, примерно пятая часть из списка Уилана имеет опыт работы в сфере информационных технологий, инженерии или гражданской авиации, четверть не связана с военными или техническими секторами, а об остальных нет информации.

Семья Уилана говорит, что он невиновен и был в Москве на свадьбе, когда его арестовали в прошлом месяце. Страница «Освободите Пола Уилана» в Твиттере, управляемая семьей, использовала хэштег #JustATourist в одном из своих сообщений.

Российские власти не сообщили подробностей его предполагаемого шпионажа, а служба безопасности ФСБ не сразу ответила на вопросы о том, связана ли активность Уилана в сети с его задержанием.

Анализ онлайн-активности Уилана, включая обмен сообщениями с русскими друзьями и контент на их собственных аккаунтах, дает более полную картину его контактов, чем было выявлено до сих пор.

Агентство Reuters связалось с 38 людьми из списка друзей Уилана в ВК, почти все мужчины в возрасте от 20 лет.

48-летний Уилан связался с ними много лет назад через сайты друзей по переписке или ВКонтакте, время от времени переписываясь в Интернете на протяжении многих лет, сообщили Reuters пятеро из его контактов.

Военные контакты Уилана в России невелики, он прибыл из разных регионов и служил в армии, ВДВ и на флоте, согласно информации и фотографиям, размещенным в Интернете.

В России мужчин в возрасте от 18 до 27 лет призывают на военную службу сроком на год. Зачисление в военные академии, которое не является обязательным, может привести к карьере на службе.

На вопрос, знает ли он о контактах Уилана с российскими военными в Интернете, его брат Дэвид ответил: «До прошлой недели я не знал, что у него есть аккаунт в ВК. Но я не удивлен, что у него были друзья в социальных сетях, как в Facebook, так и в ВК, с военным прошлым, как и у него».

Адвокат Уилана Владимир Жеребенков был недоступен для комментариев.

Арест Уилана, который также имеет британское гражданство, еще больше обостряет отношения между Москвой и Вашингтоном, которые испортились из-за аннексии Крыма Россией в 2014 году, экономических санкций и обвинений во вмешательстве в выборы.

На странице «Free Paul Whelan» в Твиттере показаны открытки, которые Уилан отправил своей сестре из России в 2015 и 2018 годах. события.

В феврале 2015 года он написал: «В Москве…» вместе с российским номером мобильного телефона. Призывы к нему на этой неделе остались без ответа.

Один из друзей Уилана указывает своим работодателем Минобороны России и пишет, что он учился в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, военной академии.

На снимке, опубликованном в 2012 году, друг в тельняшке российского военнослужащего под зеленой камуфляжной курткой.

Еще один 26-летний россиянин разместил фотографии себя и однокурсников в Морском кадетском корпусе, который готовит морских офицеров в Санкт-Петербурге.

Мужчина лет 20-ти выложил свои фотографии в парашютно-голубом берете и армейской форме с надписью: «Нижегородский кадетский корпус».

Вадим Изотов сказал, что впервые общался с Уиланом в 2008 году, когда учился в Военном университете Министерства обороны. Он был удивлен, что Уилана обвинили в шпионаже.

«Я понял, что он положительно относится к России, к нашей культуре. Вот почему он приехал сюда», — сказал он.

«Он общался здесь с российскими военными, потому что сам был военнослужащим».

Ленар Азмуханов, 30-летний житель Казани, учившийся в Ульяновском высшем военно-техническом колледже, рассказал, что они с Уиланом поздравляли друг друга с праздниками, но дальше их общение не пошло.

Другой друг Уилана, не пожелавший назвать свое имя, сказал, что впервые связался с ним в 2005 или 2006 году на сайте друзей по переписке. Они встречались один раз лично в 2008 году.

«Насколько я знаю, его поездки в Россию были туристическими», — сказал он. «У него были друзья в армии, но я, например, не из их числа».

Репортаж Габриэль Тетро-Фарбер и Максима Родионова; Под редакцией Джайлза Элгуда

«Я не вижу справедливости в этой войне»: российский солдат разоблачает суть вторжения в Украину | Россия

Павел Филатьев знал последствия своих слов. Бывший десантник понимал, что ему грозит тюрьма, что его назовут предателем и от него отвернутся бывшие соратники. Его собственная мать убеждала его бежать из России, пока он еще мог. Он все равно это сказал.

«Я не вижу справедливости в этой войне. Я не вижу здесь правды», — сказал он за спрятанным столиком в кафе в московском финансовом районе. Это была его первая встреча с журналистом лично после возвращения с войны в Украине.

Павел Филатьев

«Я не боюсь воевать. Но мне нужно чувствовать справедливость, понимать, что то, что я делаю, правильно. И я считаю, что все это терпит неудачу не только потому, что правительство все украло, но и потому, что мы, русские, не чувствуем, что делаем правильно».

Две недели назад Филатьев зашел на свою страницу в соцсети «ВКонтакте» и опубликовал 141-страничную сенсацию: ежедневное описание того, как его десантное подразделение было отправлено на материковую Украину из Крыма, вошло в Херсон и захватило морской порт, и больше месяца окапывался под сильным артиллерийским огнем под Николаевом – а потом как он в итоге был ранен и эвакуирован с конфликта с глазной инфекцией.

К тому времени он был убежден, что должен разоблачить гниль, лежащую в основе российского вторжения в Украину. «Мы сидели под артиллерийским обстрелом Николаева», — сказал он. «В тот момент я уже подумал, что мы тут чушью занимаемся, на хрена нам эта война? И у меня действительно была такая мысль: «Боже, если я выживу, то сделаю все, что в моих силах, чтобы остановить это».

Он потратил 45 дней на написание мемуаров о конфликте, нарушив омерту, согласно которой даже слово война было запрещено публично. «Я просто не могу больше молчать, хотя знаю, что, наверное, ничего не изменю, и, может быть, я поступил глупо, навлекая на себя столько неприятностей», — говорит Филатьев, его пальцы трясутся от напряжения, когда он закурил еще одну сигарету.

Его мемуары «ЗОВ» названы в честь тактических опознавательных знаков, нанесенных на машины российской армии, которые стали символом войны в России. До сих пор не было более подробного, добровольного отчета от российского солдата, участвовавшего в вторжении на Украину. Выдержки были опубликованы в независимой российской прессе, а Филатьев появился на видео для телеинтервью на телеканале «Дождь». 900:03 Российские солдаты на плавающей боевой машине пехоты БМП-2 движутся в сторону материковой части Украины по дороге под Армянском, Крым, 25 февраля. Фото: EPA

«Очень важно, чтобы кто-то высказался первым», — сказал Владимир Осечкин, глава правозащитной сети Gulagu.net, который помог Филатьеву покинуть Россию в начале этой недели. Это также сделало Филатьева первым солдатом, бежавшим из России из-за противодействия войне. «И это открытие ящика Пандоры».

На этой неделе российский сайт расследований iStories, который Россия запретила в стране, опубликовал признание другого российского солдата, признавшегося на камеру в расстреле и убийстве мирного жителя в украинском городе Андреевка.

Большинство людей в армии недовольны тем, что там происходит

Филатьев, служивший в 56-м гвардейском десантно-штурмовом полку, базирующемся в Крыму, рассказал, как его измученное и плохо оснащенное подразделение ворвалось на материковую Украину под градом ракетного обстрела в конце февраля, почти без конкретных логистических задач или целей, и без понятия, почему вообще идет война. «Мне потребовались недели, чтобы понять, что войны на территории России вообще не было, и что мы только что напали на Украину», — сказал он.

В какой-то момент Филатьев описывает, как прожорливые десантники, элита российской армии, захватили Херсонский морской порт и тут же начали захватывать «компьютеры и все ценное, что смогли найти». Затем они обыскали кухню в поисках еды.

Гражданский автомобиль загорелся после предполагаемого российского взрыва в городе Николаев на юге страны в апреле. Фото: Луай Баракат/Imageslive/Zuma Press Wire/Rex/Shutterstock

«Мы, как дикари, ели там все: овес, кашу, варенье, мед, кофе… Нам было наплевать ни на что, нас уже толкнули до предела.

Большинство из них провели месяц в поле без намека на комфорт, душ или нормальную еду.

«В какое дикое состояние можно довести людей, не задумываясь о том, что им нужно спать, есть и умываться», — писал он. «Все вокруг вызывало у нас мерзкое чувство; как несчастные, мы просто пытались выжить».

Люди кричат ​​на российских солдат во время митинга против оккупации в Херсоне 7 марта. Фотография: Александр Чорный/AP

Филатьев глубоко затянулся сигаретой, рассказывая историю, нервно оглядываясь в поисках тех, кто наблюдает за ним ближе к полуночи в московском парке, затем пытается объяснить.

«Я знаю, что для иностранного читателя это прозвучит дико», — сказал он, описывая однополчанина, крадущего компьютер. «Но [солдат] знает, что это стоит больше, чем одна его зарплата. И кто знает, будет ли он жив завтра. Так он берет. Я не пытаюсь оправдать то, что он сделал. Но я думаю, важно сказать, почему люди так себя ведут, чтобы понять, как их остановить… Что человек будет делать в таких экстремальных ситуациях».

Он долго выступал против того, что он назвал «деградацией» армии, включая использование устаревшего снаряжения и транспортных средств, из-за которых российские солдаты подвергались контратакам со стороны Украины. По его словам, винтовка, которую ему подарили перед войной, была ржавой и со сломанным ремнем.

«Мы были просто идеальной мишенью», — написал он, описывая поездку в Херсон на устаревших и небронированных грузовиках УАЗ, которые иногда простояли на месте по 20 минут. «Был непонятен план — как всегда никто ничего не знал».

Российские солдаты охраняют территорию во время визита группы иностранных журналистов в Херсоне 20 мая. Фото: AP

Филатьев описывает, как его подразделение, как затянулась война, почти месяц было зажато в окопах под Николаевом под огнем украинской артиллерии. Именно там снаряд попал ему в глаз, что привело к инфекции, которая чуть не ослепила его.

По мере того, как на фронте росло разочарование, он писал о сообщениях о солдатах, преднамеренно стрелявших в себя, чтобы сбежать с фронта и получить 3 миллиона рублей (40 542 фунта стерлингов) в качестве компенсации, а также о слухах об актах увечья пленных солдат и трупов.

В интервью он сказал, что лично не видел актов насилия, совершенных во время войны. Но он описал культуру гнева и негодования в армии, которая разрушает фасад полной поддержки войны, изображаемый российской пропагандой.

«Большинство людей в армии недовольны тем, что там происходит, они недовольны правительством и их командирами, они недовольны Путиным и его политикой, они недовольны министром обороны, который никогда не служил в армии», — написал он.

Павел Филатьев.

По его словам, с тех пор, как он стал достоянием гласности, все его подразделение прекратило с ним контакт. Но он считал, что 20% из них полностью поддержали его протест. И многие другие в тихих беседах рассказывали ему о невольном чувстве уважения к патриотизму украинцев, сражающихся за свою территорию. Или жаловались на жестокое обращение России с собственными солдатами.

«Ветеранов здесь никто не лечит», — сказал он в какой-то момент. В военных госпиталях он рассказал, как встречал недовольных солдат, в том числе раненых матросов с крейсера «Москва», потопленного украинскими ракетами в апреле, и выкрикивал из комнаты старшего офицера.

А в ЗОВе он заявил, что «есть куча погибших, родственникам которых не выплачены компенсации», подтверждая сообщения СМИ о том, что раненые солдаты месяцами ждут выплаты.

Первоначальный план Филатьева состоял в том, чтобы опубликовать свои мемуары и немедленно сдаться полиции. Но активист Осечкин посоветовал ему передумать, неоднократно призывая бежать из страны. До этой недели он отказывался это делать. 900:03 Российский крейсер «Москва», поврежденный украинскими противокорабельными ракетами, перед затоплением. Фотография: Twitter

«Вот я уезжаю, я еду в Америку, и кто я там? Что я должен сделать?» он сказал. «Если я даже не нужен в своей стране, то кому я там нужен?»

Вот почему в течение двух недель Филатьев каждую ночь останавливался в другой гостинице и жил на тяжелый черный рюкзак, который носил с собой, стараясь быть на шаг впереди милиции. Даже тогда, признается он, его не должно было быть трудно найти.

The Guardian не смогла самостоятельно проверить все детали рассказа Филатьева, но предоставила документы и фотографии, свидетельствующие о том, что он был десантником 56-го полка ВДВ, дислоцированного в Крыму, что он был госпитализирован с травмой глаза, полученной во время « выполнение специальных заданий на Украине» в апреле и что он написал напрямую в Кремль со своими жалобами на войну, прежде чем обнародовать.

Филатьев позирует с винтовкой.

На старых фотографиях Филатьев изображен подростком в сине-белом тельняшка (традиционная бело-голубая майка, которую носят военнослужащие) среди однополчан, то висящая на карусели во время парашютно-десантной подготовки, то, уже постарше, чисто выбритая в коричневом камуфляже позирует с винтовкой в ​​Крыму перед началом войны .

34-летний Филатьев родился в семье военного в южном городе Волгодонске. Большую часть своих 20-летних лет он провел в армии. По его словам, после службы в Чечне в конце 2000-х годов он почти десять лет работал дрессировщиком лошадей, работая в российской мясоперерабатывающей компании «Мираторг» и у богатых клиентов, прежде чем вернуться на службу в 2021 году по финансовым причинам.

Теперь он другой человек. Он по-прежнему крепко сложен и красноречив, но война и стресс берут свое. Его покрытые шрамами щеки покрыты двухнедельной щетиной. Он до сих пор плохо видит правым глазом. И горько смеется над тем, что ему приходится жаловаться на российскую армию иностранному журналисту и «приходит поговорить с вами, как священник за пивом».

«Говорят, что в героизме одних виноваты другие», — сказал он. «На дворе XXI век, мы начали эту идиотскую войну и снова призываем солдат к подвигам, к самопожертвованию. В чем проблема – не вымираем ли мы при этом?»

Больше всего его интересовало, почему он до сих пор свободен. Он слышал, что его подразделение готовилось предъявить ему обвинение в дезертирстве, обвинение, за которое он мог попасть в тюрьму на долгие годы. И все же ничего не произошло.

«Я не понимаю, почему меня до сих пор не схватили», — говорит он при встрече на вокзале в Москве. «Я сказал больше, чем кто-либо за последние шесть месяцев. Может быть, они не знают, что со мной делать».

Я просто в ужасе от того, что будет дальше

Это тайна, которую он может никогда не разгадать. Филатьев бежал из страны неизвестным маршрутом где-то после субботнего вечера, когда он отправился искать общежитие, чтобы переночевать. Через два дня Осечкин заявил, что Филатьеву удалось бежать из России «до ареста».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *