Разное

Строгие шрифты: Шрифты без засечек | Шрифты Онлайн

11.04.2023

Monotype ушел из России. Чем заменить популярные иностранные шрифты? — Блог Дмитрия Комиссарова

На прошлой неделе компания Monotype — владелец прав на популярные шрифты Times New Roman, Verdana, Arial, Helvetica и Tahoma — объявила об ограничении доступа из России к своей библиотеке и сообщила о приостановке взаимодействия с российскими организациями. Новость стала еще одним поводом обратить внимание на специфику использования проприетарных шрифтов в бизнес-среде – проблему, которая выходит далеко за рамки ситуации с Monotype. Речь о возможных сложностях при отображении существующих документов и шаблонов, особенно при работе с различными таблицами, формами и автоматически формируемыми файлами из информационных систем.

Для минимизации подобных проблем мы в МойОфис еще шесть лет назад представили свои шрифты XO_Fonts. Они свободно распространяются и доступны бесплатно. Сегодня этот набор состоит из 11 шрифтов и 24 начертаний. Их особенностью является метрическая совместимость с распространенными проприетарными шрифтами, которая позволяет сохранить оригинальное форматирование и верстку документов, ранее созданных с использованием популярных иностранных шрифтов.


Что вообще такое шрифты и почему нельзя просто нарисовать буквы?

Шрифты — не совокупность рисунков букв, это система изображений, которые все вместе должны удовлетворять множеству требований, от эстетических до сугубо технических. Шрифты различаются по сфере применения: на бумаге и на экране один и тот же шрифт смотрится по-разному. Есть шрифты деловые, строгие, есть дизайнерские, каллиграфические, игривые и пр. Мы как производитель офисного ПО ограничились, понятно, деловыми.

Сложность в том, что в зависимости от операционной системы и даже от устройства отображения одни и те же символы могут смотреться по-разному. В разных операционных системах — разные системы отрисовки шрифтов: где-то встроена функция сглаживания, где-то, наоборот, повышена чёткость, поэтому одна и та же буква может выглядеть то тоньше, то толще. Наши приложения поддерживают все популярные платформы: Linux, Windows, macOS, Android и iOS, поэтому работа предстояла огромная: нужно было проработать совместимость с каждой ОС, на каждом типе устройств.

После того, как шрифт нарисован дизайнером — для нас этим занялись шрифтовой дизайнер Владимир Чуфаровский и студия Letterhead — его оцифровывают, переводя плавные линии в совокупность определённым образом расположенных пикселей, как показано на рисунках ниже.

Затем шрифт «хинтуют»: проверяют читаемость символов, находящихся рядом. При этом меняются не только сами символы для улучшения читаемости, но и выверяются интервалы между разными буквами. Каждый новый символ, добавляемый в шрифт — например, новые символы валют — приводит к полной перепроверке всех сочетаний. Это значит, что нужно поставить новый символ рядом с каждой буквой русского алфавита, с каждой буквой других поддерживаемых языков, с цифрами и символами, причём и справа и слева. Чтобы набранный текст не сливался, не терялся и выглядел чётко и понятно, многократно проверяют все сочетания всех символов шрифта в разных размерах. Потом те же проверки проводятся на различных ОС.

Для создания гарнитуры приходится повторить ту же работу снова и снова, учитывая особенности каждого начертания. Одни и те же элементы букв нормального шрифта в жирном начертании начинают выглядеть неуместно, поэтому каждую букву нужно перерисовать заново. Получается, что каждое новое начертание — это новый шрифтовой файл.

Метрические аналоги популярных проприетарных шрифтов, используемых в Microsoft Office, создавались в разное время и разными компаниями. Это, например, линейка шрифтов PostScript компании URW Studio, в том числе шрифт Nimbus Roman No. 9, представляющий собой метрический аналог (т.е. совпадающий по размеру каждого символа и расстоянию между рядом стоящими символами) шрифта Times New Roman. В 2007 году компания Red Hat, Inc. представила линейку Liberation Fonts, также включающую в себя несколько метрических аналогов Times New Roman. Самая крупная русская компания, разрабатывающая шрифты, ООО НПП «ПараТайп» совместно с разработчиком операционных систем Astra Linux АО «НПО РусБИТех» в 2016 выпустила шрифтовые гарнитуры PT Astra Sans и PT Astra Serif, тоже метрические аналоги Times New Roman. И по состоянию на 2016 год многообещающие разработки наших коллег не были развиты в достаточной мере для того, чтобы обеспечить полную замену привычных пользователям проприетарных шрифтов.

Нам была очевидна необходимость создания собственного пакета шрифтов, отвечающих следующим основным критериям:

  • кроссплатформенность: все приложения МойОфис работают на различных ОС, на стационарных и мобильных устройствах, и всем пользователям должно быть одинаково удобно работать с документами, набранными одним и тем же шрифтом;
  • соответствие ГОСТу: в государственных структурах и крупных корпорациях весь документооборот должен подчиняться чётким рамкам, регламентирующим в том числе и шрифт. Важно, чтобы при переходе на наш продукты (пакет МойОфис) не изменилась вёрстка или разметка документов;
  • свободное распространение: это шаг навстречу пользователям и гарантия того, что продукт будет постоянно улучшаться, и на его основе могут быть созданы собственные новые шрифты.

Работу над созданием собственных шрифтов мы вели одновременно с разработкой приложений. Задачей было разработать пакет гарнитур, который бы одинаково отображался на всех операционных системах и устройствах, на которых мы планировали разработку продуктов МойОфис. Важным при разработке новых шрифтов было их полное метрическое совпадение с принятыми для работы как в России, так и в мире шрифтами Times New Roman и Arial.

Сравнение начертания прописных и строчных букв А, Ж и Щ, выполненных в шрифтах с засечками XO THAMES (МойОфис) и Time New Roman (Monotype Imaging)Сравнение начертания фраз, выполненных в шрифтах без засечек XO Tahion (МойОфис) и Tahoma (Microsoft)

Все разработанные нами шрифты кириллические. Дополнительно включаем в них символы из алфавитов языков народов Российской Федерации и стран СНГ.

В итоге сегодня доступно 11 гарнитур XO Fonts, которые можно скачать на нашем сайте, а свободная лицензия позволяет использовать их бесплатно как непосредственно, так и для доработки.

Наши шрифты по умолчанию входят в состав редакторов МойОфис. В том числе в продукт для частных пользователей «МойОфис Стандартный. Домашняя версия», который также можно бесплатно скачать с нашего сайта или из магазинов приложений операционных систем.

«Игры со шрифтами»: управляем эмоциями через типографику

«Игры со шрифтами»: управляем эмоциями через типографику

Выбор шрифтов — важный этап работы веб-дизайнера. Шрифты завершают визуальную композицию digital-продукта и либо удачно ее дополняют, либо сводят на нет все усилия. Расскажем, как правильный подбор шрифтов помогает расположить к себе аудиторию.

Веб-дизайн

28 янв. 2022

Шрифты — не только элемент внешнего оформления сайтов и приложений, а одна из ключевых составляющих интерфейса. Поэтому подбирать шрифты надо очень вдумчиво, чтобы не исправлять все в спешном порядке после выхода проекта на рынок. На 100% застраховаться от таких ситуаций невозможно, но свести риски к минимуму в ваших силах.

Как связаны шрифты и эмоции?


Итоги серии психологических экспериментов показывают, что шрифты способны влиять на настроение людей. Набрав одну и ту же фразу двумя отличающимися по стилю шрифтами, можно дать пользователям совершенно разный посыл, вызвать разные эмоции, используя одинаковые слова.

Учтите, что креатив в выборе шрифтов полезен, когда он улучшает опыт использования продукта. В других ситуациях лучше придерживаться стандартных проверенных решений. Также шрифты помогают пользователям идентифицировать бренды.

Уместно экспериментировать с гарнитурами, если цель digital-продукта — привлечь внимание, заинтересовать аудиторию. Это актуально при разработке квестов, интерактивных тестов и прочих необычных решений для общения с пользователями.

В сложных digital-инструментах на серьезные темы (недвижимость, медицина, техника, бухгалтерские, юридические темы и т. д.) креативный подход к выбору гарнитур лучше оставить в стороне, так как это тормозит процесс ознакомления аудитории с продуктом.

Отличия в эмоциональном восприятии шрифтов


Выбирая шрифт, веб-дизайнеру важно учитывать характер продукта и специфику целевой аудитории, для которой он предназначен. Маловероятно, что юристы или бухгалтеры оценят слишком игривый рукописный шрифт на специализированном сайте, а дети и подростки отметят заголовок в новой мобильной игре, похожий по шрифту на название параграфа из учебника.

С точки зрения воздействия на настроение пользователей существует несколько типов шрифтов:

  • Вытянутые прямые
    Универсальные шрифты, транслирующие пользователям деловой настрой. С другой стороны такие шрифты не подходят для оформления продуктов в нише с высокой конкуренцией или каких-то уникальных решений.
    В этих случаях шрифты сделают продукт безликим, если не поддержать их нестандартным выбором цвета.

  • Квадратные строгие
    Шрифты с квадратными очертаниями подходят для продвижения новых технологий и сложнотехнической продукции. В таких сферах игривость и легкость не слишком уместны. Квадратные шрифты настраивают пользователей на серьезное и вдумчивое изучение информации. Такие шрифты формируют имидж авторитетного бренда, хороши для привлечения деловых партнеров и инвесторов.

  • Скругленные
    Создают ощущение уюта и комфорта, транслируют дружелюбный и открытый характер бренда.

  • Наклонные с виньетками
    Оптимальны для оформления заголовков и прочих заметных элементов в приложениях и на сайтах с преимущественно женской аудиторией. Вызывают ассоциации с красотой, легкостью, молодостью.

  • Рукописные
    Хорошо подчеркивают эксклюзивный характер продукта или услуги, вызывают у пользователей доверие к продвигаемому бренду, формируют чувство надежности и защищенности.

  • Декоративные
    Гарнитуры, нарочито стилизованные под старинные надписи или граффити, нужно использовать очень аккуратно. Они сами по себе несут смысловую нагрузку и являются полноценным декором. Использовать их в digilal-продуктах стоит очень дозированно и только при совпадении тематики проекта с характером шрифта.

С чем пользователи ассоциируют самые популярные шрифты?


Вот какие ассоциации вызывают у пользователей самые распространенные гарнитуры:

  1. С засечками, вроде Times, Garamond, Baskerville, Georgia или Didot, ассоциируются с традициями, практичностью, утонченностью и официальным стилем.
  2. Без засечек, такие как Verdana, Gill Sans, Avenir, Helvetica, Futura ассоциируются в сознании пользователей с универсальностью, чистотой, геометричностью и современностью.
  3. Имитирующие рукописный текст (Zapfino, Buttermilk, Isabella, Edwardian, Snell Roundhand) связаны в сознании людей с элегантностью, классикой, хорошим вкусом, стилем и утонченностью.
  4. Брусковые (Silverfake, Copse, Clarendon, Museo, Josefin) воспринимаются как модные, современные, цельные и дружественные.

Для веб-продуктов лучше использовать шрифты без засечек (sans serif). Они хорошо смотрятся в маленьком размере и в то же время привлекают к себе внимание. Есть мнение, что если шрифт для приложения или сайта выбран удачно, то пользователь не замечает его во время чтения.

Заключение

Шрифт — неотъемлемая часть приложений и сайтов. Грамотно выбранный шрифт помогает отстроиться от конкурентов, а неудачный повышает риск провала digital-продукта на рынке. Даже если это уникальная разработка, непродуманное оформление текста может сделать ее бесполезной.

Важно понимать, что нет идеального шрифта на все случаи жизни. В каждой конкретной ситуации надо подбирать и тестировать варианты, позволяющие как можно полнее раскрыть философию бренда, донести до аудитории ценности продукта или услуги и раскрыть все нужные смыслы.

Читайте другие статьи

Удаленка или фриланс: с чего дизайнеру начать карьеру?

Сегодня у дизайнера есть множество вариантов карьерного развития. Как минимум, фриланс и работа на удаленке в компаниях разного формата. Но как понять, с чего же лучше начать?

Веб-дизайн

20 окт. 2020

Одна из самых сложных профессий: продуктовый дизайнер

Кто такой продуктовый дизайнер, что входит в его должностные обязанности и почему это одна из самых сложных профессий в диджитал сфере?

Веб-дизайн

28 авг. 2020

Зачем дизайнеру знать основы сторителлинга?

Уметь рассказывать истории — задача не только копирайтеров, но и дизайнеров. Они помогают сделать сайты интереснее, моушн-работы — увлекательнее, а еще привлечь внимание к отдельным составляющим проекта.

Веб-дизайн

12 июня 2020

Strict Font FREE Download & Similar Fonts

  • Fonts
  • Font Generator
  • Famous Fonts

Download @font-face Kit

Free for Personal Use

Download Font

5

1

голосов

  • Бесплатно для личного использования
  • Fancy
  • Различные

Strict Font Загрузка доступна бесплатно с FontGet. Strict — это бесплатный шрифт для личного использования, созданный vladimirnikolic. Strict — это шрифт необычного типа, который можно использовать на любом устройстве, таком как ПК, Mac, Linux, iOS и Android. Для этого шрифта доступен 1 ​​стиль ( Строгий).