Куби́зм — модернистское направление в изобразительном искусстве
Пабло Пикассо, «Мертвые птицы», 1912
«Все имеют право меняться, даже художники» Пабло Пикассо
Куби́зм (фр. Cubisme) — художественное движение в изобразительном искусстве в начале XX века зародившееся во Франции. Это модернистское направление представляло собой революцию в живописи и скульптуре. Влияние кубизма ощущалось также в области литературы, особенно в трудах Гертруды Стайн, Джеймса Джойса и Уильяма Фолкнера, которые применяли принципы абстрактного языка, повторения и использования нескольких повествователей. А в музыке композитор Игорь Стравинский приписывал кубизму влияние на свое творчество.
Что такое кубизм
Художники-кубисты отвергли унаследованную концепцию о том, что искусство должно копировать природу или что художники должны принять традиционные методы перспективы, моделирования и ракурса. Они разрушили традиционную перспективу и моделирование в круглой форме, чтобы подчеркнуть двумерную плоскость изображения.
Они уменьшали и дробили объекты в геометрические формы, а затем перестраивали их в пределах неглубокого, похожего на рельеф пространства. Они также использовали множественные или контрастные точки обзора.
Приняв эти меры, они отказались от традиционного «иллюзионизма» в живописи и радикально изменили наш взгляд на мир.
«Кубизм – самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанс» Джон Голдинг
История
Пионерами этого движения были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Впервые они встретились в 1905 году, но только в 1907 году Пикассо показал Браку картину, которая считается первой картиной кубистов — «Авиньонские девицы»
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907
На картине изображены пять обнажённых девиц легкого поведения, написанных в разной манере.
Источниками вдохновения при написании этой картины для художника послужили работа Поля Сезанна «Купальщицы» и выставка масок Черного континента, которую Пикассо посетил в Этнографическом музее Парижа.
Поль Сезанн, «Купальщицы», 1900
Пикассо не решался выставить свою работу на всеобщее обозрение, и она оставалась невидимой до 1916 года. Лишь в 1920-м картину приобрел французский модельер, коллекционер и меценат Жак Дусе. А впервые на выставку «Авиньонские девицы» попали в 1937 году. Сегодня работа находится в нью-йоркском Музее современного искусства.
«От прежней живописи кубизм отличает то, что он не является искусством, основанным на имитации, но – на концепции, и стремится возвыситься до созидания» Гийом Аполлинер
Ответом Брака на первоначальную работу Пикассо была его картина 1908 года «Большая обнаженная», отмеченная включением методов Поля Сезанна в качестве отрезвляющего влияния. Так началась первая эпоха кубизма, известная как аналитический кубизм, который определялся изображениями предмета сразу с нескольких точек зрения, создавая раздробленный, многомерный эффект, выраженный через ограниченную палитру цветов.
Поль Брак, «Большая обнаженная», 1908
Термин кубизм впервые был использован французским критиком Луи вокселем в 1908 году для описания пейзажных картин Брака. Художник Анри Матисс ранее описывал их Воксселю как состоящие из кубиков. Этот термин не был широко использован, пока пресса не приняла его для описания стиля в 1911 году.
Позже к одному из самых влиятельных художественных течений начала ХХ века — кубизму присоединились Жан Метцингер, Альберт Глейзес, Робер Делоне, Анри Ле Фоконье, Фернан Леже и Хуан Гри.
Жорж Брак, «Бутылка», 1914
Хуан Гри, «Груши и виноград на столе», 1913
Фернан Леже, «Типограф», 1919
Фазы развития кубизма
Сезанновский кубизм
Первый этап, который также был известен как докубизм, он находится под сильным влиянием французского живописца Поля Сезанна и его знаменитой манере воспроизведения природы в картинах с использованием цилиндров, сфер и конусов. Художники не удовлетворились попытками отречения от перспективы и стали стремиться свести изображение к фундаментальным геометрическим формам.
Поль Сезан, «Пьеро и Арлекин». Картина написана Сезанном за 19 лет до возникновения кубизма
Вторая фаза кубизма-аналитический кубизм
Аналитический кубизм считается одной из основных ветвей кубизма. На этом этапе кубисты “анализировали » естественные формы и сводили их к основным геометрическим частям, чтобы создать двумерную плоскость изображения.
В этой фазе цвет практически отсутствовал, за исключением случаев, когда художники использовали монохроматические схемы, включавшие синий, серый и охристый цвета. Аналитические кубисты больше фокусировались на таких формах, как сферы, цилиндры и конусы, чтобы представлять естественный мир. Из-за этих особенностей произведения, созданные Пикассо и Браком, имели стилистическое сходство.
Жорж Брак, «Скрипка и кувшин», 1910
Третий этап кубизма-синтетический кубизм
Впервые элементы синтетического кубизма появились в работах испанского художника и скульптора Хуана Гриса. Это движение кубизма было охарактеризовано введением различных поверхностей, текстур, папье-колле, элементов коллажа и большого разнообразия слитой предметной области. Это было первое введение коллажных материалов в качестве важного компонента изобразительного искусства. Синтетический кубизм фактически сталкивает несколько объектов вместе.
Пабло Пикассо, «Натюрморт с мандолиной и гитарой», 1924
Хуан Грис, «Рюмки, газета и бутылки вина», 1913
Каковы наиболее важные характеристики кубизма?
В кубизме не соблюдены пропорции, органическая целостность материальных объектов. Полотно художника больше напоминало поле битого стекла, говорили некоторые критики.
Кубизм считает” целостный » образ, воспринимаемый сетчаткой глаза, искусственным и условным, основанным на влиянии прошлого искусства. Кубизм отвергает эти образы и признает, что перспективное пространство является иллюзорным и рациональным изобретением или знаковой системой, которая исходит из искусства Возрождения.
«Предмет, писанный по принципу кубизма, может считаться законченным тогда, когда исчерпаны диссонансы его» Казимир Малевич
В работах кубистов вместо образа внешнего мира нам дается свой собственный мир, аналогичный природе, но построенный на иных принципах. Кубисты стремятся воспроизвести различные точки зрения одновременно, они пытаются имитировать способность разума абстрагироваться и синтезировать свои различные впечатления о мире в новые целостности.
Любовь Попова, «Портрет философа», 1915
Влияние кубизма
Кубизм в живописи
Пионерами кубизма были Пабло Пикассо и Жорж Брак, но движение было принято и далее развивалось многими художниками, такими как Фернан Леже, Хуан Грис, Марсель Дюшан, Роберт и Соня Делоне, Альберт Глейзес, Роже де ла Френе и Жан Метцингер.
Художники-кубисты придерживались концепции, что искусство не должно копировать природу и что они не должны принимать традиционные методы моделирования, перспективы и ракурса. Художники хотели подчеркнуть двухмерность холста, поэтому они дробили и уменьшали объекты в геометрические формы, а затем перестраивали их в мелком, рельефном пространстве. Специфической особенностью также было использование нескольких или контрастных точек обзора.
Богумил Кубишта, «Пьеро», 1911
Кубизм в скульптуре
Хотя кубизм был в первую очередь связан с живописью, это направление также оказало большое влияние и на скульптуру 20-го века. Наиболее важными скульпторами-кубистами были Раймон Дюшан-Вийон, Александр Архипенко и Жак Липшиц.
Александр Архипенко, «Идущая Женщина», 1912
Александр Архипенко, «Царь Соломон», 1963
Пабло Пикассо, «Голова женщины», 1908
Кубизм в архитектуре
Основоположником архитектурного кубизма стал чешский архитектор, градостроитель, дизайнер мебели, преподаватель и теоретик Павел Янак (1882-1956). В своей работе «Призма и пирамида» Янак описал теоретические основы архитектурного кубизма.
Источником, вдохновившим Янака, был природный процесс кристаллизации. Суть его теории сводилась к тому, что в природе есть сила, которая заставляет материю изменяться и принимать геометрическую форму.
В начале 1910-х Прага была вторым по значению – после Парижа – центром этого художественного направления в Европе.
К 1913 году в Праге были возведены несколько зданий, геометрической формы, напоминающих кристаллы. Наиболее яркий и выразительный из них – «Дом у Черной Мадонны»
Дом «У Черной Мадонны», музей кубизма в Старом городе Праги
Дворец Ассамблеи, Чандигарх, Индия. 1951-1962, архитектор Ле Корбюзьеи
Кубизм художники
Пабло Пикассо
«Бог — такой же художник, как другие художники. Он создал слона, жирафа и кошку. У него нет настоящего стиля, но он придерживается новых идей» Пабло Пикассо
Пабло Пикассо (1881 — 1973) — испанский художник, график, скульптор, керамист и т. д. Оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. За свою жизнь мастер создал около 20 тысяч работ. По результатам опроса газеты The Times в 2009 году, Пикассо — лучший художник за последние 100 лет. По экспертным оценкам, Пикассо один из самых дорогих художников в мире и его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей.
Пабло Пикассо. Три музыканта, 1921
Пабло Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе, 1909
Пабло Пикассо. Композиция. Ваза фруктов и разрезанная груша 1913 — 1914
Жорж Брак
Жорж Брак и Пабло Пикассо, 1950 год
«В картине объект разлагается на многие углы зрения в стремлении довести до зрителя самую полную информацию. Он объединяет разные углы зрения, например, прямой с боковым, вид сверху, снизу, и разъясняет очертания, скрытые от зрителя. В основном, преобладает многоцветность, отсутствуют свет и атмосфера – аналитический кубизм» Жорж Брак
Жорж Брак (1882 — 1963) — французский художник, скульптор, коллажист, гравер, график, сценограф и декоратор. Работал вместе с Пикассо над теоретическим обоснованием кубизма и стал одним из основателей этого течения.
Жорж Брак, «Гитара, фрукты и кувшин», 1928
Жорж Брак, «Бутылка и рыбы», 1910-12
Жорж Брак, «Дом в Эстаке», 1908
Хуан Грис
«Кубизм есть только новый способ представления вещей» Хуан Грис
Хуан Грис — испанский художник, скульптор, график и декоратор. После переезда в Париж художник попадает по влияние известных художников, работающих в кубизме, Брака, Пикассо и Леже. Общение с опытными мастерами помогло молодому дарованию выработать для себя свой творческий стиль. Художник работал в жанре «аналитического» кубизма (термин был позже придуман им самим). Картины Гриса продаются на аукционах за огромные деньги.
Хуан Грис, «Портрет Пикассо», 1912
Хуан Грис, «Человек в кафе», 1912
Альбер Глез
Альбер Глез (1881 — 1953) — французский художник, философ и теоретик кубизма. Альберт Глейз и Жан Метцингер написали первый крупный Трактат о кубизме, Du «Cubisme», 1912.
Альбер Глез, «Портрет Жака Найраля», 1911
Альбер Глез, «Пейзаж», 1914
Жан Метценже
Жан Доминик Антони Метценже (1883 – 1956) был крупным французским художником XX века, теоретиком, писателем, критиком и поэтом, который вместе с Альбертом Глейзсом написал первую теоретическую работу по кубизму.
Жан Метценже, «Женщина с лошадью (Всадница)»
Жан Метценже, «Жар блю», 1912-13
Влияние кубизма на современное искусство
Кубизм далек от того, чтобы быть художественным движением, ограниченным историей искусства, его наследие продолжает вдохновлять творчество многих современных художников
Никас Сафронов, «Путин в кубизме», 1999
Никас Сафронов, «Отдыхающая на белой ткани на фоне природы»
Георгий Курасов
Андрей Саратов, «Женщины Шарлотенбурга», 2016
Андрей Саратов, «Аннушка», 2016
Ирина Ласкинa, «Still Life-cubism», 2015
Ия Саралидзе, «Тореадор», 2014
art-plane.ru
Кубизм в живописи: картины представители основатель
Кубизм – узнаваемый, необычный стиль, отображающий природу, людей, неодушевленные предметы, не прибегая к имитации. Кубизм в живописи зародился в первой четверти XX века и стал одним из направлений развития модернистской культуры.
Особенности стиля
Главная особенность – отказ от объемного изображения реальности. Картины в стиле кубизм узнаваемы, благодаря плоскому виду без светотени и перспективы. Изображения деформированы, нелогичны, иррациональны, разбиты на отдельные детали – натюрморт, портрет похожи на набор взаимодействующих геометрических фигур.
Это направление искусства стало особой формой авангарда, где доминирующую роль играют острые углы, прямые линии, нейтральная цветовая гамма. Изображения – натюрморт, портрет – не должны выглядеть реалистично, они походят на пазл, который предстоит мысленно собрать зрителю. Кубизм относят к разным направлениям живописи – абстракционизму, примитивизму, авангардизму.
Основание течения и первые творцы
Первые работы связаны с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Временем возникновения направления считают 1907 год. Одна из первых ярких и репрезентативных работ – картина «Авиньонские девицы». Творение Пикассо отличалось рубленными, грубыми линиями, острыми углами, отсутствием игры теней и перспективы. Нереалистичное изображение обнаженных женщин характерно для кубизма.
Художник использовал нейтральные, природные цвета. Африканские маски, по мнению искусствоведов, являются символом зарождения нового течения живописи.
Основоположник кубизма дал картине название «Философский бордель», а переименована она была Андре Сальмоном – писателем, другом художника. В полотне отслеживаются влияния картины Сезанна «Купальщицы».
По мнению искусствоведа Эрнста Гомбриха, основатель кубизма – Поль Сезанн, а Пабло Пикассо был его учеником. Именно Сезанн в письме к Пикассо изложил совет применять простые, геометрические формы: сферы, цилиндры, конусы. Автор письма имел в виду основу, базу для создания изображения, но Пабло Пикассо истолковал этот совет буквально.
Со времен эпохи Возрождения художники стремились к максимальной реалистичности передаваемого изображения. Кубизм полностью оторвался от реалистичности, натуральности, гармонии передачи света и тени. Стремление к созданию плоского изображения в натюрморте, портрете, вместо объемного – главная черта творчества первых кубистов. Они использовали геометрические фигуры для абстрактной передачи изображений людей, природы, предметов. Формы, переданные на картинах – осязаемые, незамысловатые, простые. Натюрморт и портреты отображают суть, эмоции, но не истинное, реалистичное изображение.
Термин «кубизм» появился в 1908 году, благодаря критику Луи Вокселю. Излагая мнение о картинах Брака, он назвал их «кубическими причудами».
Родиной кубизма считается Франция, но направление живописи активно развивалось и за ее пределами – в России (в форме кубофутуризма), Чехословакии. Современный стиль кубизм тяготеет к абстракции, футуризму.
Кубизм не сразу прижился в мире искусства – он часто становился предметом насмешек и жесткой критики. Это радикальное для живописи течение, пришедшее на смену реализму, было предметом нелестных отзывов. Также представители стиля, работавшие в этом стиле, стали предметом интереса прессы. Кубический натюрморт и другие жанры были смелым творческим экспериментом. Поклонников нового, необычного стиля, было немного, но среди них были критики и меценаты.
Развитие направления
В процессе эволюции стиля выделяется три периода:
Сезан
Ранний период развития или «сезанновский кубизм» — становление нового направления в живописи под влиянием работ Сезанна и африканских скульптурных композиций. Длился период с 1907 до 1909 года. В работах художников передается объем при помощи цвета – мощные изображения еще не укладываются в рамки плоского изображения.
Аналитика
Аналитический период (1910 – 1912) – этап переосмысления кубизма. Цвет на картине практически отсутствует, формы расплывчатые, нечеткие, каждый предмет делится на небольшие грани. Одна из наиболее репрезентативных работ второго периоды – «В честь И.С. Баха» Ж. Брака. Жанры – натюрморт, портрет.
Художники подают объекты более детализовано, исходя из собственного видения. Предметы разбиты на блоки, детали геометрических форм. Иногда виденье художника нарушает пространство и время. Путем дробления целого на геометрические фигуры, художники пытались проникнуть в суть вещей.
Работы, характерные для аналитического периода, считаются наиболее показательными для кубизма – у многих именно с такими полотнами ассоциируется все направление. Наиболее известные примеры аналитического кубизма – работы Пабло Пикассо «Бутылка и книги», «Стол архитектора», «Человек с кларнетом», «Человек со скрипкой».
Развитие
Синтетический период (1913 – 1914) – период развитого кубизма. Картины становятся более выразительными, яркими, декоративными. Основателем этого направления считается Хуан Грис. Время появления – 1912 год, но наиболее полно стиль раскрылся в 1913 году. Творцы стремились передать на картине самодостаточный, а не иллюзорный объект. Наиболее развитый жанр – натюрморт.
Изображение плоское, комбинированное с наклейками, надписями. Популярны коллажи из необъемных геометрических фигур, из цветной бумаги или газет, некоторые художники полностью рисовали их, не используя дополнительные материалы. Представители синтетического кубизма – Пабло Пикассо, Жорж Брак.
Цвета и объем утратили привычное значение. С развитием кубизма, оттенки стали схематичными: чтобы передать выступающие объекты в натюрморте или другом жанре, изображенные на переднем плане, использовали светлые, теплые тона, для удаленных предметов – темные оттенки.
После Первой мировой войны Брак и Пикассо, которые работали совместно, прекратили сотрудничество. Творчество каждого из них оказало заметное влияние на футуризм, пуризм, вортицизм.
Известные полотна
«Мандора», Ж. Брак
Пример кубизма ранней аналитической стадии, натюрморт, представленный в нейтральных, мрачных тонах. На картине изображен музыкальный инструмент – мандора. Специалисты называют картину пробой работы с мрачными тонами. Художник решил отказаться от ярких красок, остановив внимание на композиции, деталях.
«Три музыканта в масках», П. Пикассо
Работа представляет синтетический кубизм, написана незадолго до переориентации живописца на сюрреализм. Используются яркие тона, четкие геометрические формы. Центральные персонажи полотна похожи на аппликацию из цветной бумаги, наклеенную на холст.
«Фантомас», Х.Грис
Грису искусство обязано за разработку техники создания коллажей. Абстрактные изображения переплетаются с газетными и журнальными вырезками. «Фантомас» — яркий пример синтетического кубизма. Именно Грис первым начал использовать яркие тона в работах – это оказало влияние на творчество Пабло Пикассо и Жоржа Брака.
«Мужчина в кафе», Х.Грис
Живописец удачно использовать яркие цвета и текстуры. Картину можно назвать репрезентативным образцом синтетического кубизма – используется техника создания коллажа.
«Дама в голубом», Ф.Леже
Изображение выполнено с использованием ярких красок. Полотно относят как к синтетическому кубизму, так и к ранней абстракции. Главная идея Леже – передать характер, внутренний мир женщины, не останавливаясь на детализации ее внешности.
Значение для развития живописи
Направление в творчестве, лишенное реализма и логики, оказало противоречивое влияние на развитие живописи. Положительные влияния: новое восприятие и передача реальности, возможность показать личное виденье мира, живость и эмоциональность полотен, индивидуализм. Натюрморт, портрет и другие жанры стали тяготеть к иррациональному.
Негативные влияния: отказ от реалистичности, примитивизация искусства. Кубизм оказал существенное влияние на живопись XX века. Соединяясь с другими направлениями в искусстве, зародились самобытные, необычные стили.
Период развитого кубизма завершился после Первой мировой войны, но влияния этого стиля заметны в работах известных американских художников. В начале 30-х годов течение стало толчком для развития творчества Л.Фейнингера, Дж. Марина, М.Русселя и других.
Наибольшими достижениями кубизма можно считать работы Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» и «Гитара». Используя простые геометрические формы, художники передавали суть изображения, показывали, что можно продемонстрировать взаимосвязи отдельных фигур без необходимости передачи облика реального объекта. Чтобы передать значение кубизма в искусстве, стоит изучить творчество Пабло Пикассо, Фернана Леже, Жоржа Брака, Андре Лота, Марселя Дюшана, Франсиса Пикабиа, Жака Липшица.
artrecept.com
Гид по стилю: кубизм — агентство Репина Брендинг
Новым фирменным стилем нашего агентства стала репа, но не простая, а выполненная в технике искусства XX века: кубизма, абстракционизма, конструктивизма, арт-деко, поп-арта, оп-арта. Мы так вдохновились, что решили написать серию статей на тему использования этих стилей в дизайне и рекламе. Начнем с кубизма. Поехали!
Ретроспектива
1907-1921
Если кратко о кубизме, то он возник как желание художников модернизма раздробить образы на простые формы в виде конусов, цилиндров, квадратов и других геометрических фигур.
Кубизм полностью отказывается от подобия жизни, разлагая предметы на плоскости. Реальность здесь другая, переосмысленная.
Что повлияло на возникновение стиля и как он возник
Кубизм – это одно из предреволюционных направлений искусства. Художники периода хотели преобразовать привычный мир реализма. Чуть позже «изменение мира» подхватили и революционеры.
Сам термин «кубизм» появился в 1908, после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (от французского bizarreries cubiques). Есть еще одна версия возникновения термина. В 1908 году, когда Анри Матисс увидел пейзажи Дома в Эстаке, которые написал Ж.Брак, воскликнул: «Что за кубики».
Так как в этот предреволюционный и постреволюционный период возникло много направлений искусства, то можно выделить закономерность. Художники уже не могли находиться в привычных рамках. Менялась политическая и экономическая ситуация, искусство адаптировалось под изменения, сводя все к схематическому прочтению.
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем», — коммунистический лозунг будто бы звучит как гимн кубизма. Художники заговорили новым языком и упрощенными формами, а реальность «разложили» на кубы, цилиндры и пазлы.
В своем становлении кубизм прошел несколько периодов: сезанновский, аналитический и синтетический.
Отправной точкой в появление кубизма явилось наследие Сезанна и его учение о геометрическом объеме как основе всякой формы.
В сезанновском кубизме художники стремились приблизить предметы к геометрическим фигурам: цилиндру, конусу или шару. На это направление повлияло первобытное и африканское искусство.
Пикассо. Авиньонские девицы
В аналитическом кубизме происходит исчезновение узнаваемых образов и стирание граней между пространством и формой. В основном применяется в технике аппликации.
Жорж Брак, «Мандора» (1909-1910)
Синтетический кубизм еще называют «коллажным кубизмом». Творцы этого направления смещали акцент с объекта на поверхность изображения, на его узоры, рисунки и цвета. Художники создают коллаж из разных фактур.
Пабло Пикассо, «Три музыканта в масках» (1921)
Кубизм в современном дизайне
Современная интерпретация кубизма в рекламе далека от классических сезанновских, аналитических и синтетических его течений. Здесь, скорее, представлен обобщенный образ направления. Все зависит лишь от того, какие цели преследует тот или иной специалист. Некоторые компании стараются привнести в образы лишь элементы кубизма, другие – смешивают его с современными знаковыми образами, третьи сокращают свой взгляд на объект до схемы.
А, вот, и наша кубическая репа.
Необходимо учитывать, что кубизм будет понят не всеми, как и другие аналогичные модернистские направления. Вряд ли в измененном пространстве, коим и является это течение, захотят пребывать консерваторы и люди пожилого возраста. Кубизм воспримет молодая аудитория, а также современные и активные жители города.
Кубизм в рекламе стал возрождаться в 2000-х годах. И связано это, прежде всего, с эпохой постмодернизма, периодом искажения привычных форм.
Реклама в наши дни уже не out-of-fashion, а, идет впереди планеты всей: говорит новым языком, изобретает другие выразительные средства.
Вот, как бренды выражают себя в кубизме
В Adidas из кубизма позаимствовали метод дробления на части. Привычный всем логотип будто бы выполнен из стекла или льда, разбитого и хаотично склеенного. Все это приводит к ассоциациям с зимними видами спорта.
Спорт неоднократно обращался к кубизму, как к направлению, акцентирующему внимание на динамике. Так, для Паралимпиады 2012 года, проходившей в Лондоне, при создании логотипа использовали дробные геометрические фигуры, которые демонстрировали, что непривычные фигуры также могут быть полноценными. А яркие цвета указывали на праздник и радость, которые эти спортивные события принесут для всех.
Греческий графический дизайнер Черис Тэвис, в своих иллюстрациях часто использует мозаичное построение композиции, принятое в кубизме. Ниже представлены его работы для «Sports Illustrated».
На следующей афише перед нами «кубик-бургер». Молодая аудитория, на которую, как правило, и рассчитаны основные посылы сетей фаст-фуда, не смутится от подобного обращения.
Бренд Coca Cola создал рекламный плакат в этом направлении, который приурочен к празднованию 50-летней независимости Кении от колонизаторства. Следует обратить внимание, что в рекламе, выполненной в стиле «кубизм», изменяется лишь образ, а текст остается понятным и читаемым.
На обложках музыкальных афиш и журналов кубизм трансформирует лица, тем самым, делая акцент на альтернативность подаваемого материала. Лица не похожи на обычные изображения людей, также и музыка отличается от «попсы».
В рекламе кубизм адаптируется под насущные нужды и потребности. Каким бы современным не называли этот стиль искусства, всем нам он годится в деды или даже прадеды. Старыми художественными тенденциями это явление вряд ли можно назвать, однако без новых приемов и нововведений не обойтись. Такой адаптивный дизайн в стиле «кубизм», например, представляют в компании RayBan. Очки как продукт остаются неизменными и выполненными в реалистичной манере. Изменяют только объект, их демонстрирующий.
Компания Oras Group, являющаяся поставщиком санитарно-технического оборудования, в рекламном сообщении представила свою продукцию в стиле «кубизм». Рекламисты приняли решение поиграть с линией Oras Cubista, где само название указывает на геометричность форм. Таким образом, четкость линий показана путем их разъединения на части.
В рекламе Volkswagen (Фольксваген) решили противопоставить друг другу 2 иллюстрации: классическое реалистичное изображение и женскую фигуру, нарисованную в стиле «кубизм». На иллюстрации изображена дама, своим видом отсылающая нас к периоду создания компании, 1937 году. Это говорит о надежности и незыблемых ценностях, которые не меняются еще с тех времен. Второй образ будто бы разбивает привычную картину на части, демонстрируя новый взгляд на привычные вещи. И это все о Фольксваген.
Табачная компания Nobel на упаковке с сигаретами изображает художника, пишущего портрет дамы в форме кубизма в реалистичной манере. Что хотел сказать автор? Что те, кто курит эти сигареты, попадает в привычную и классическую реальность. Основной посыл транслирует что-то вроде «приди в себя».
Джон Лопес, создавая знак почтовой службы для американского университета Fresno Pacific University, использовал приемы кубизма, для того, чтобы подчеркнуть динамичность посыла. Дробление на белое и черное – это отсыл ко времени суток. То есть служба работает и день, и ночь. Черно-желтая гамма символизирует скорость и напоминает шашечки такси.
Выставки кубизма тоже нуждаются в логотипе. Таким он был на выставке, проходившей в Санкт-Петербурге в 2010 году.
И еще несколько логотипов в рассматриваемом нами направлении. Как видим из приведенного ниже примера, логотипы, очерченные гранями, выглядят объемными. Это достигается благодаря приему, в котором они выполнены.
Американская шоколадная компания Nabisco, выпускающая печенья Oreo, создала серию иллюстраций, где под разными ракурсами представила печенья своей компании. Один из них кубизм. Компания таким образом подчеркнула свою давнюю историю. Когда был кубизм, печенья Oreo тоже были. В Nabisto показали, что какой бы не была форма, вкус печенья остается неизменным.
Рекламное агентство из Украины для компании «Новые продукты» создало фирменный стиль в технике кубизм.
Кому и зачем может быть полезен кубизм
Каким направлениям подойдет кубизм?
1. Спортивным
2. Модным (одежда, обувь и аксессуары)
3. Непопсовым (альтернативная музыка, музыка андеграунда, джаз)
4. Техническим и технологическим (техника, сантехника, автомобили, заводы-пароходы)
О чем может рассказать кубизм
1. С помощью изломов линий и фигур можно продемонстрировать направление движения. А это подойдет для активных и динамичных компаний, для тех, кто что-то провозглашает о себе.
2. Кубизм придает объем фигурам. Если возникает вопрос «подоконник вровень или выпирает», то кубизм поможет на него ответить.
3. Кубизм указывает на что-то современное. Если компания хочет сделать акцент на что-то новое, отличное от других, то этот стиль ей подойдет.
4. На год основания компании. Какие-то компании, стремясь подчеркнуть свой возраст, транслируют узнаваемые консервативные элементы эпохи. Те, кто выбирают кубизм, делают более оригинальное заявление.
repinabranding.ru
отличительные черты и яркие примеры
Смотри какая классная статья
Кубизм в дизайне — одна из самых известных тенденций в истории искусства, которая перевернула мир искусства в начале 20-го века. Кубизм смело отказывался идти в ногу с двумя большими идеями своего времени:
- Искусство должно было подражать природе
- Художники должны подчиняться таким техникам, как моделирование, перспектива и ракурс.
Вместо общепринятого течения, кубизм оценивал объекты, деконструировал их и, наконец, собирал их обратно в очень абстрактной форме. Конечный результат состоял в том, что зрители видели эти объекты сквозь призму многочисленных точек зрения, а не только одной, придавая предмету более широкий смысл.
Среди последователей кубизма можно выделить Пабло Пикассо, Поля Сезанна и Жоржа Брака.
Из-за своего новаторского стиля кубизм влиял на развитие последующих тенденций. Такие движения, как ар-деко и футуризм, должны поблагодарить Пикассо и его коллег за их настрой и работы.
История кубизма
Как и с различными движениями конца 19-го и начала 20-го в дизайне, кубизм был популярен только в течение относительно короткого периода времени.
Чуть меньше, чем два десятилетия — эта относительно короткая жизнь была обусловлена Первой мировой войной, продолжавшаяся с 1914 по 1918 год. Она создала все условия нестабильности.
Черты кубизма можно найти в работах Сезанна, французского художника постимпрессионистов. В годы, предшествовавшие рождению нового движения, Сезанн был одержим идеей поставить искусство в контексте чего-то более абстрактного, нежели естественного. В дополнение к его оценке геометрической структуры, он произвел революцию в том, как он наносил краску на холст. Вместо того, чтобы придерживаться классицизма, Сезанн перешел к живописи, которая демонстрировала сильный лоскутный эффект, который включал перекрывающиеся эффекты и случайные или произвольные текстуры и контрасты.
Тем самым он заложил основы кубизма с его склонностью к мятежному искусству.
Первый этап: с 1907 по 1908
В это время был заложен фундамент для этого направления. И первой значимой работой стал знаменитая и противоречивая работа под названием «Les Demoiselles d’Avignon» («Молодые леди Авиньона»), исполненная никем иным, как Пикассо. В этом произведении пять проституток из барселонского борделя изображены тяжелой краской, угловатыми геометрическими формами и с многоперспективной точки зрения (отличительная черта кубизма). Наследие этой картины сегодня состоит в том, что она признана жизненно важной для раннего развития не только кубизма, но и современного искусства в целом.
Второй этап: с 1909 по 1914 г.
К 1909 году, когда американский писатель и драматург Гертруда Стейн назвала картины Пикассо 1909 года первыми настоящими картинами в стиле кубизм, эта новая тенденция уже была в полном разгаре. В 1911 году Пикассо был признан изобретателем этого нового стиля, и в том же году самая первая выставка кубизма была проведена в Salons des Independants (ежегодная огромная выставка в Париже). Это была фаза высокого кубизма, когда движение действительно вступало в свои права.
Третий и последний этап: с 1914 по 1921 год
Будучи на закате, эта тенденция дизайна претерпела заметные изменения с 1914 года. Поздний кубизм был отмечен так называемым мини-движением хрустального кубизма с 1914 по 1918 год. Хотя самые революционные аспекты этой тенденции имели место до 1914 года, с 1914 по 1916 годы движение пыталось добавить новые элементы, сосредоточившись на работе на плоской поверхности и на больших перекрывающих геометрических элементах.
Значимость изменения в дизайне заключалась в том, что ранее важные элементы дизайна были заброшены. К ним относятся:
- Современная жизнь — динамизм
- Теория сознания и времени
- Оккультизм
- Исследование четвертого измерения
Вместо этого движение стало “формальным”. Это изменение в философии кубизма также совпало с более широким переходом французского общества на более консервативную точку зрения в годы после Первой мировой войны.
В итоге кубизм был вытеснен сюрреализмом, с его акцентом на мечты художника и состояние покоя. Хотя в 1920-х и 30-х годах популярность кубизма действительно резко возросла, главным образом благодаря усилиям американского художника-модерниста Стюарта Дэвиса и английского художника-абстракциониста Бена Николсона, к концу 1920-х годов движение практически прекратилось.
Характеристики кубизма
Этот стиль несложно узнать благодаря своим уникальным чертам. Сказать, что эта тенденция довольно абстрактная, — преуменьшение! Он отбрасывает понятие абстракции с его стремлением показать разные точки зрения на объект. Его одержимость геометрическими формами также помогает легко идентифицировать это.
Это точно кубизм, если вы видите следующее:
- Прямые углы
- Острые края
- Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники и т. Д.)
- Разбор и последующая сборка объектов
- Плотные, яркие цвета
- Простота и минимализм
Полезно понимать количество совпадений, характерных для этого движения, с другими тенденциями дизайна, которые были активны примерно в одно и то же время.
Например, «Футуризм», который активно процветал в Италии, создавал работы, которые были поразительно похожи на работы Пикассо. То же самое можно сказать, хотя и в меньшей степени, об ар-деко с его геометрическими формами.
Кубизм в графическом дизайне
Это движение может дать очень интересные результаты, которые сразу же запоминаются и требуют дальнейшего изучения.
Суть состоит в применении векторных геометрических фигур, жестких линий, острых углов. Это все выливается в
большие конструкции, состоящие из отдельных треугольников, четырехугольников, трапеций, квадратов и других форм.
Эти формы являются идеальным дополнением любого дизайн-проекта, например как:
- Информационные бюллетени
- Листовки
- Брошюры
- Презентации
Кубизм Алфавит-Мозаика
Эта работа имеет уникальный внешний вид, который выражен очень интересным шрифтом. Поверьте, такое необычное оформление ваши клиенты не скоро забудут.
Буквы в этом стиле идеально подходят для целого ряда творческих проектов, в том числе:
- Плакаты
- Листовки
- Поздравительные открытки
- Приглашения
- Таблички
- Веб-сайты
- Блоги
Видеть мир с разных точек зрения
Именно философия кубизма сделала это направление таким мощным, когда его впервые показали публике. Его сторонники хотели, чтобы зрители смотрели на мир с разных точек зрения, а не только с обычной, привычной точки зрения. Оттуда родилась техника деконструкции объектов, а затем их сборки с разных точек зрения.
Благодаря гениальности Пикассо, Сезанна и Брак, мы теперь можем оценить эстетическое великолепие геометрических форм в сочетании с повторно собранными объектами.
Читайте также:
dessaign.ru
Кубизм
Критический реализм, который достиг расцвета во второй половине XIX в., только частично отвечал новым социальным и идейным запросам. Искусство критического реализма не воплощало в себе революционных идеалов, не указывало новых реальных путей прогрессивного преобразования общества.
Реализм вступал в новую, высшую стадию своего развития — созревал метод социалистического реализма, значительно расширявший возможности социального и эстетического воздействия искусства.
Экспериментировавшие в области формы художники не ставили перед собой задач более полного воплощения в своих произведениях прогрессивных социальных и эстетических идеалов, ограничиваясь решением узких, частных задач. Эти частные вопросы — передача средствами живописи и скульптуры объёмности, движения, времени, цвета и света — были поставлены и по-своему решены художниками-модернистами путем чистого формотворчества, который подразумевал разрушение единства формы и содержания. Это, в свою очередь, в качестве закономерного итога приводило к отрицанию необходимости осмысленного содержания в художественном произведении.
Характеристика направления
Кубисты объявили художника автономным творцом «иной» действительности. Именно кубисты стали создавать произведения больше не для подражания природе, не для её организации, а для создания, в свою очередь, творения, несущего печать человека, истинное произведение архитектуры, т. е. произведение, способное заставить временами поверить в онтологическую свободу.
Формируя своё направление, кубисты подчеркивали его противоположность всему ранее созданному изобразительному искусству, которое пренебрежительно определялось ими как «подражательное».
Особенно подчеркивается кубистами «аскетизм» их направления, «строгость, доходящая до иррационализма». Этому способствовала цветовая неиндивидуализированность кубистских произведений искусства, их колористическая невыразительность. Каждый цветовой оттенок, каждая модуляция цвета превращается у кубистов в плоскость (т. е. в элемент формы). Выраженные таким способом плоскости кубисты сочетают резко, не избегая контрастов. Они пытаются этим более четко выразить плоскость, представить её более «твердой».
Формалистическая узость задачи художника-кубиста, ограниченность художественных средств приводят к снижению художественных возможностей, к стиранию индивидуальности художника. Задачу живописи кубисты сводят к изображению цветного объёма на плоской поверхности. К решению этой задачи они подходят абстрактно, без учета материальных закономерностей реального мира. Создаваемые кубистами объекты изобразительного искусства приобретают самодовлеющее значение. «Приверженность кубиста объектам такова, — пишет французский историк искусства Б. Дориваль, — что он ищет их внутри себя, независимо от правдоподобия и каких-либо изменений».
Антидиалектическое отношение к действительности определяет статичность кубистского искусства. Скульпторы и художники-кубисты нарочито избегают всяких элементов, передающих жизненную динамику, мрачные грани тяжеловесных геометрических фигур придают произведениям искусства этого направления незыблемость, давящую тяжесть.
Отвергая динамизм, кубисты отрицают само понятие времени, восприятие во времени различных сторон объекта. Многоплановость объекта передается на их полотнах через единовременное изображение его черт. Попытка показать лицо человека как бы видимым одновременно с разных сторон приводит к появлению, например, изображений лица в профиль с двумя глазами и несколькими носами. В искусстве кубизма этот прием вызывает резкое нарушение норм восприятия картины, что делает её мало коммуникативной.
Прогрессирующий процесс потери коммуникативности в произведениях кубистского искусства прослеживается довольно отчетливо. В ранних полотнах, ещё не совсем оторванных от действительности, наблюдаются отдельные моменты деформации, затрудняющие восприятие произведения.
С развитием кубизма исчезают и те немногие «опорные пункты», которые в какой-то степени позволяли воспринять замысел художника, — отдельные детали, отражающие действительность. Замена частей предмета или человеческого тела геометрическими фигурами делает кубистское изображение неузнаваемым, а замысел художника невоспринимаемым зрителями. Такова, например, кубистская скульптура Жака Липшица «Человек с гитарой». Не прочитав подписи под произведением или его репродукцией, невозможно соотнести изображение с каким-либо реальным предметом или явлением.
Геометрия кубизма
Нагромождение геометрических плоскостей не вызывает у зрителя никаких ассоциаций с формами реальности.
Такого рода «обессмысленные» произведения кубизма не поддаются эстетическому анализу, и эстетики долгое время подменяли критическое осмысление произвольным формалистическим толкованием, лишенным всякой основательности. Так, в книге «Мастера искусства модернизма» скульптура Ж. Липшица «Человек с гитарой» описывается следующим образом: «Липшиц в своем «Человеке с гитарой» свел взаимозамыкающиеся и взаимопроникающие плиты и призмы в монументальную конструкцию, которая допускает рассмотрение её почти под любым углом зрения. Ее прямые линии разнообразятся случайными кривыми. В частности, круглую резонаторную дырку гитары скульптор с исключительным формальным остроумием проделал через все тело музыканта». Подобный критический анализ не раскрывает ни художественной ценности, ни смысла произведения. Впрочем, уровень анализа в данном случае «задан» уровнем анализируемого произведения.
Производимое в картинах и скульптурах искажение реальности кубисты упорно называют не деформацией, а «реформацией» и, создавая разумно не воспринимаемые произведения, претендуют на «тотальное изображение предметов». Свои притязания на «тотальность» кубисты реализуют чисто формалистическим путем — посредством отказа от изображения самого предмета. Художники-кубисты выработали определённую схему расположения на полотне геометрических фигур, заменяющих части предмета. Следуя такой схеме, художники-кубисты создают однотипные произведения, составляющие определённый период в существовании этого направления. Наиболее характерной для кубизма являемся схема, созданная и использованная художниками этого направления в 1910—1912 гг. Она отчетливо видна в картине кубиста Хуана Гриса «Гитара и цветы»: он пользуется очевидной геометрической схемой рисунка, при помощи которой композиции придается основной порядок путем разделения полотна на четыре части: вертикально, горизонтально и дважды по диагонали. Совершенно аналогично строится картина Жоржа Брака «Девушка с гитарой» и многие другие.
Сезанн
Определение раннего периода существования кубизма как «сезанновского» вызывает самые решительные возражения: ни в одной из стадий своего существования кубизм не был непосредственно связан с Сезанном — ни с его эстетическими воззрениями, ни с практикой его искусства. Кубизм противоположен творчеству Сезанна по своему художественному методу.
Картины Поля Сезанна
Объектом искусства Сезанна является окружающий материальный мир. Кубисты же пользовались методом формализма, объекты их искусства — само произведение. Сезанн посвятил жизнь задаче «развития искусства в контакте с природой». Кубисты оторвали своё искусство от природы, пойдя по пути абстрактного формотворчества и деформации реальности. Сезанн предостерегал художников от опасности искажения жизни в угоду теориям. «Художник должен отказаться от всякой точки зрения, которая не основывается на вполне сознательном наблюдении характерного. Он должен опасаться следовать теоретической установке, которая так часто побуждает художника отступить от истинной дороги — это значит от конкретного изучения природы, — чтобы надолго заблудиться в непостижимой спекулятивности… Все же я вновь и вновь возвращаюсь к следующему: художник должен посвятить себя целиком изучению природы и создавать картины, которые служат делу познания». Эту точку зрения, основанную на его художественной практике, Сезанн высказал в 1904 г., оставаясь ей верным всю свою долгую творческую жизнь.
Кубисты объявили своё искусство «концептуальным» и всю свою практическую деятельность посвятили, выражаясь словами Сезанна, «непостижимой спекулятивности», от которой Сезанн как раз и предостерегал художников. Сезанн использовал геометрические формы как одно из средств, один из приемов отражения в искусстве действительности. Но отдельный прием ещё не определяет творческого метода. Кубисты не заимствовали и не развили творческий метод Сезанна в его целостности, они выхватили один из его приемов, выхолостили его и превратили в самоцель, противопоставили его реализму. Спекулируя на авторитете Сезанна, они попытались придать значимость своим лишенным смысла формалистическим изысканиям.
Проблема соотношения творчества Сезанна и кубизма выходит за рамки частных вопросов оценки живописи Сезанна и определения истоков кубизма. Она имеет общее методологическое значение. Вопрос об использовании отдельных приемов не может решаться отвлеченно от общих эстетических позиций художника, пользующегося тем или иным приемом. Характер использования конкретного приема в художественном творчестве определяется прежде всего творческим методом художника. Один и тот же прием может служить самым противоположным целям. Деформация в реалистическом искусстве, применяемая, например, в гротеске, в дружеском шарже, карикатуре, является средством отражения реальности, она не снимает, а усиливает элемент оценки художником отражаемого явления, подчеркивает творческую индивидуальность художника.
Художественный прием в процессе творчества не выступает в чистом виде, он опосредован мировоззрением художника, его творческим методом. Абстрактное выделение художественного приема неизбежно приводит к путанице в оценках явлений искусства. Примером такого антинаучного смещения оценок является приравнивание приема «геометризации» у Сезанна к формотворчеству кубистов.
Эволюция кубизма
Абстрактное рассмотрение приемов художественного творчества вне связи с творческим методом нередко используется теоретиками искусства в их попытках «растворить» реализм в различных направлениях модернистского искусства.
Говоря о стадиях (периодах) в эволюции кубизма, исследователи исходят из сугубо формальных оснований периодизации. Теоретик искусства модернизма К. Грей в своей книге «Эстетические теории кубизма» определяет «аналитическую» фазу существования этого направления следующим образом: «Первая фаза кубизма характеризуется более или менее острым различием между проблемами формы и пространства. Имеется известная «логика», но имеется и объект, к которому эта логика обращена. Объект анализируется и интерпретируется, но он все ещё сохраняет свою объективную реальность».
Кубизм усматривает задачу искусства в выражении «идей», предшествующих формам.
Процесс эволюции кубизма демонстрирует усиление в нём по мере его развития идеалистических элементов, постепенный отрыв кубистского искусства от жизни вплоть до полной потери им коммуникативности.
Пикассо
Возникновение кубизма связывается, как правило, с именем Пабло Пикассо. Критика видит достоинства его «Авиньонских девиц» в «резкости почерка, острой свежести палитры, отсутствии всякой перспективы и настоящей светотени». Пикассо работает параллельно и рядом (в одном доме) с кубистами, не будучи формально участником этого направления. Он строит свои картины по тем же принципам, что и художники-кубисты, но к кубизму как школе относится скептически. Он рассматривает свои эксперименты как поиски новых средств художественной выразительности. Пикассо стремится найти новые формальные художественные средства, в то время как кубисты ставят себе целью искать независимо от результатов этих поисков.
Картины Пабло Пикассо
Принципы направления
Формулируя в своих теоретических работах основные принципы художественной практики направления, кубисты прежде всего обозначили как порочное всякое искусство, связанное с жизнью и стремящееся отразить явления действительности: «Единственное возможное заблуждение в искусстве — это подражание», — пишут французские кубизма А. Глез и Ж. Метценже.
Кубисты заявляют, что, после того как живопись отказалась от подражания предмету линиями и цветом, задача художника — выразить средствами искусства «пластическое осознание инстинкта». «Мы далеки от мысли, — поясняют при этом кубисты, — ставить под сомнение существование объектов, воздействующих на наши чувства. Но, подходя разумно, мы не можем иметь уверенности ни в чем, кроме образов, которые они создают в нашем уме». И далее: «Мы ищем главное, но мы ищем его в нашей личности, а не в некой вечности, которую математики и философы так усердно фабрикуют». Приведенные высказывания обнаруживают субъективно-идеалистический, интуитивистский характер мировоззрения кубистов — философская основа, на которой базировался модернизм с самого начала в качестве направления в искусстве.
Отказавшись от попыток отобразить реальный мир, кубисты сосредоточились на формотворчестве, откровенно провозгласив его целью своей деятельности. В теоретическом плане кубисты пытались найти соответствия между линиями и цветом, утверждая, например, что кривые линии так же соотносятся с прямыми, как холодные тона с тёплыми.
Некоммуникативные творения кубистов вызывали у зрителей недоумение, а часто и возмущение. Однако кубисты не желали объяснять подобную реакцию особенностями своего творчества, они винили в непонимании, косности зрителей, к которым относились свысока. Называя зрителей «толпой», они претендовали на безоговорочное превосходство над ней.
Отношения обоюдного непонимания художников-кубистов и зрителей стали характерными и для других направлений модернистского искусства. Искусство кубизма оторвалось от зрителей и по существу своему стало антинародным.
При сопоставлении теоретических положений и художественной практики кубизма с современными им и распространенными в XX в. идеалистическими философскими теориями становится очевидной связь кубистов с учениями А. Шопенгауэра и А. Бергсона. Взаимосвязь реальных объектов и явлений, с их точки зрения, не может интересовать художника, это — предмет науки как низшего по сравнению с искусством типа познавательной деятельности.
Кубисты сделали попытку реализовать в своих произведениях понимание идеи как единства, нерасчлененного в пространстве и времени. Вслед за Шопенгауэром они выступили против реальности категории времени. Статичность как атрибут кубистских полотен была, по существу, символом отрицания динамики, движения материи. У Шопенгауэра же была позаимствована идея о безличном характере искусства, о деперсонализации художника.
В философско-эстетическом отношении теоретические программы кубистов были шагом назад даже в сравнении с Шопенгауэром: они изгнали из искусства прекрасное и возвышенное, тем самым лишив его главных средств эстетического воздействия на человека. В отличие от Шопенгауэра, кубисты настаивали на интрансцендентном, «несерьёзном» характере искусства.
Арсенал своих философских идей кубисты обновили учением А. Бергсона. Под воздействием Бергсона искусство модернизма приобрело очевидный субъективистский характер. У кубистов разум ещё не был отброшен полностью (как позднее у сюрреалистов), хотя и участвовал только как инструмент деформации реальности.
Кубизм – уникальное направление в искусстве начала 20-го века. Пластический язык направления основывается на разложении и деформации предметов на несколько геометрических плоскостей и на пластических сдвигах формы. Большинство русских художников провели свой творческий путь именно сквозь увеличения кубизмом, зачастую соединяя его принципы с интересными приемами иных художественных и современных направлений, например, примитивизма и футуризма.
Специфическим типом интерпретации кубизма с ярко выраженным русским оттенком искусства стал кубофутуризм. Рождение направления датируется 1907-08 годами – как раз накануне первой мировой войны. Новое течение в устаревшем модернистском искусстве вызвало неминуемое бешенство со стороны мещан. В свое время за кубизмом в искусстве стоял круг критиков и поэтов, которые следовали философии Бергсона, как ни странно, они то же именовали себя кубистами.
Ушли из дома в музей кубизма? Не забудьте сделать запись аудио на автоответчик, чтобы узнать кто вам звонил пока вы наслаждались прекрасным.
Одной из основных тенденций кубизма стало доминирование основной концепции над художественной и личной ценностью картины. Еще Гегель заметил, что искусство новых времен все больше будет проникаться рефлексией, а привитое обществом образное мышление постепенно вытиснится абстрактным. Иными словами грань между практическим творчеством и искусствоведением становилась очень тонкой. Если в кубизме данная тенденция присутствовала в виде зачаточного состояния, то в постмодернизме она стала доминирующей.
Отцами кубизма принято считать Пикассо и Брака. Но к новому течению сразу примкнули Делоне, Хуан Грис и Фернан Леже. Они сумели произвести на мир искусства того времени сенсационное преобразование существующей художественной реальности, которую доселе никто видеть и представить не мог – разложение формы на кубы.
gallerix.ru
неОБЫЧНОЕ рисование. Малышковый кубизм :): sonnenspiel — LiveJournal
Раз мы немало времени уделяем различным видам творчества, особенно рисованию, то у меня появилась мысль эпизодическо-периодически иногда писать о наших с Рыжиком интересных, опробованных нами, методах и размещать их в блоге под тегом «неОБЫЧНОЕ рисование». Я открываю этот интересный мир наравне со своей малышкой, и чувствую тот же восторг, что и она, не в последнюю очередь, наверное, потому, что до рождения дочки сама ни разу в жизни не держала кисточку и карандаши в руках (убогие уроки рисования в начальной школе не в счет), и теперь хочу поделиться с вами собственной радостью и собственным опытом.неОБЫЧНОЕ рисование почти ничем не отличается от обычного, за исключением того, что известные материалы и методы рисования используются не так, как мы привыкли, зачастую неожиданным образом, а ребенку дается ПОЛНАЯ свобода творчества — и это главное и непременное условие. Даже если у вас появилась мысль сделать какую-либо поделку-рисунок, обязательно дайте возможность малышу сначала самому в полной мере исследовать и вкусить всю радость от творческого процесса, и лишь затем покажите, как можно доработать и дополнить его рисунок, но опять же, максимально привлекая ребенка и только по его собственному желанию.
Сейчас Рыжику 3.4 года, с каждым днем мы все увереннее пробуем новые техники, поэтому нам становятся доступны все новые и новые интересные вещи. И начну я с простейшего, но очень эффектного метода, который увлечет не только ребенка, но и взрослого человека.
Автор рисунка: Мария. 3.4 года.
Для меня подобный способ (жанр? метод? ох, побьют меня профессиональные художники) живописи очень интересен. Сколько помню себя, всегда любила искать знакомые образы в сплетении веток деревьев, в узорах на ковре, в облупившейся штукатурке… Рисовать «с головы» не умею, а вот «видеть» персонажей и сюжеты в полной бессмыслице — это даже запросто. Но своего ребенка пытаюсь учить не только созерцать, но и творить. Пока рано говорить, насколько успешны мои попытки, но терпение и труд, как говорится… Хотя мультики вот полюбили… Я страдаю ))))))) Но сейчас
не об этом.
Все рисунки, приведенные здесь, выполнены нашей Прекрасной Рыжулей. Я только подсказала образы, увиденные мною в ее каляках-маляках, выделила их фломастером и помогала зарисовать: работы было много, так как первый рисунок выполнялся на листе формата А3. Справились, правда, мы быстро. У папы, вернувшегося через полчаса с покупками, челюсть упала на пол, он признал в нас новоявленных гениев и решил про себя, что больше не будет страдать из-за прорехи в семейном бюджете, мужественно пробиваемой мною каждый месяц при покупке всяческих вещиц для творчества с ребенком ))))) Шучу, конечно, но результат понравился нам всем, тем более, что это был дебют.
Нам понадобится:
— лист бумаги (кусок обоев, стенка коробки)
— черный или любой другой темный фломастер, жирный карандаш, маркер…
— цветные карандаши, мелки, фломастеры, краски… Короче все, чем потом можно будет зарисовывать ячейки.
Просим ребенка зарисовать линиями, кружками, зигзагами лист, не отрывая ручки от бумаги. Можете включить в этот момент музыку под настроение. Можно даже попросить нарисовать эту музыку. Проследите, чтобы ручка малыша «не застревала» на одном месте, не мельтешила и не протирала дыру в бумаге. Рыжик был безмерно счастлив, когда я дала ему в руки фломастер и большой лист бумаги и сказала, что может калякать-малякать как ей хочется.
Нарисовали?
Теперь начинается самый интригующий момент — нужно отыскать, что же там спряталось за всей этой перепутаницей. Активно привлекайте малыша, хотя ему подобная задача, скорее всего, окажется сейчас не под силу. Можете позвать на помощь папу (ему полезно будет проявить фантазию), бабушку или тетю Галю этажом ниже )))) Да, и никаких больше дополнений, черточек и завитушек, даже если вам кажется, что ну очень даже они были бы к месту сейчас. И ни в коем случае не ограничивайте себя понятными и обыденными образами: я, к сожалению, не сохранила рисунки, где на одном
прослеживался шикарный мужской профиль с просто выдающимся носом, а на втором — человеческая ступня с голенью ))))))
Нашли?
Теперь обведите жирным контуром найденный образ и начинайте вместе с ребенком зарисовывать ячейки. В три года он уже прекрасно справляется с этой задачей. Цвета — на ваш выбор. Это могут быть как яркие, кричащие, насыщенные оттенки, как у нас, так и пастельные тона. Так как мы выбрали акварельные карандаши (просто они нам очень нравятся за свою мягкость и яркость), то потом по раскрашенному рисунку прошлись осторожно еще и мокрой кисточкой.
Поверх карандашей, которые совершенно непредумышленно были взяты акварельными, мы прошлись мокрой кисточкой.
Любуетесь. На все лады расхваливаете малыша и себя и обязательно выделяете под картину место на стене 🙂
Вот и все.
П.С.
Кстати, мне пришла в голову мысль, что как игра-развлечение для вечеринки или детского праздника подобное рисование тоже подойдет. Можно даже ксерокопировать одну и ту же «зарисовку» и раздать копии всем участникам — пусть каждый увидит и зарисует увиденный им образ. Затем можно сравнить результаты ))))
Ну а этот рисунок просто как пример, жалею, что не сфотографировала этапы, но все произошло так быстро ))) Рыжуля начала рисовать сначала те же волны, как и на рисунках выше, неожиданно логически завершила закорючку в лист дерева, затем провела две поперечные линии и сказала. что это окно, небольшая черточка стала веровочкой для воздушного шарика (в конечном варианте она окажется левым нижним усом ))) ), затем сказала, что хочет кошку, и пририсовала глазки, носик и усы. На мой взгляд, получился отличный грызун, но если ребенок хочет кошку, пусть будет кошка )))) Дочка сама же зарисовала карандашами свою «кошку» и затем еще и «закрасила» кистью, смоченной в воде. Я к рисунку не притронулась вообще.
sonnenspiel.livejournal.com
Кубизм в живописи
Происхождение кубизма во многом обуславливается тем, что классическое искусство переживало кризис. Поиск новой формы для отображения чувств и эмоций дал возможность найти новый способ и метод в живописи и позволил по-новому смотреть на творчество.
Возникновение кубизма, наряду с импрессионизмом и сюрреализмом, стало попыткой взглянуть на живопись под новым углом и пересматривать созданное до этого.
Истоки кубизма
Истоки кубизма тесно связаны с именем знаменитого Пабло Пикассо.
Кубизм Пикассо вызван интересом художника к примитивистской африканской скульптуре. Он заинтересовался ней на рубеже 1907-1908 гг. Рубленные формы африканского искусства закрепили стремление Пикассо к абстрактной обобщенности образов, исходя из этого его можно считать предтечей кубизма, как стиля. Первой картиной в стиле кубизма была «Авиньонские девицы», написанная в 1907 году.
Данное произведение было первым олицетворением основного принципа кубизма. Пикассо, создавая эту работу, прекратил с «условностями оптического реализма» и отбросил натуру и отказался от перспективы и светотени.
День рождения кубизма в искусстве считают встречу Пикассо и молодого художника Жоржа Брака.
Она случилась при участии поэта Гийома Аполинера, который пригласил Брака в мастерскую к Пикассо. Пикассо и Брак стали родоначальниками кубизма, и до первой мировой войны активно сработали друг с другом, при этом творя историю кубизма.
Со временем к ним присоединились многие другие молодые поэты и живописцы с Монмартра. Примерно в тот период, присоединившаяся к Пикассо и Браку группа, которая известна как «Бато-Лавуар», провозгласила про рождение нового направления в искусстве, вскоре получившее свое название.
Сам термин «кубизм» предоставил французский критик Луи Вексель.
Вскоре он прижился.
Родоначальники кубизма основой своего творчества сделали разложение объектов на плоскости, а также разнообразное комбинирование этих плоскостей в пространстве. Они отказались от передачи реальности при помощи стандартной линейной перспективы и цветовоздушной среды. Считали, что смогут добиться интересного художественного эффекта, чередуя плоскости, и исповедовали принцип, что аналитический путь постижения действительности позволяет глубже раскрыть суть тех или иных явлений. Многие представители кубизма применяли интересный подход при создании картин кубизма, который заключался в том, что один и тот же предмет изображается в одно время с нескольких точек зрения — это позволило добиться разностороннего анализа при рассмотрении предмета.
Художники кубизма
Александр Архипенко, Джино Северини, Жорж Брак, Любовь Попова, Маревна, Натан Альтман, Осип Цадкин, Пабло Пикассо, Рафаэль Забалета, Ричард Линдер, Роже де ла Френе, Фернан Леже, Хуан Грис, Юрий Анненков, Яннис Моралис.
Художники кубизма намерено ограничивали использование цветовой палитры. Полотна кубизма подлинно кажутся ограниченными в цвете, так как тональность картин кубизма сводится к серому, черному, а также коричневому тону. Исключая цветовой строй, кубизм в искусстве отличается также тем, что картины кубистов являют собой сопоставления разных геометризированных плоскостей и поверхностей при весьма отдаленном сходстве с оригиналом. Родоначальники кубизма не считали художественную форму полностью соотносимой с реальной, исходя из этого предметы на полотнах кубизма кажутся более абстрактными.
Кубизм в живописи — не просто изображение предмета, это изображение предмета, который мысленно разрушен и заново создан в сознании художника.
Чаще всего предметы на полотнах в стиле кубизма сполна утрачивают связь со своими действительными прототипами и превращаются в абстрактные символы, которых воспринимаются, оказывается, доступно лишь одному автору.
Если говорить о кубизме Пабло Пикассо, необходимо заметить, что полотна кубизма Пикассо были не единственным направлением в его творчестве. Кубизм Пикассо заменил интерес к импрессионизму в его творчестве и позже трансформировался в сюрреалистический взгляд на мир.
Стиль кубизма выразил огромное влияние на развитие живописи, изменил представление художников о способах передачи фактуры и объема и пространстве.
Если говорить о русском кубизме следует понимать, что развитие этого направления в этой стране шло несколько иным путем, чем в европейских странах. К русскому кубизму часто относят творчество Шагала, Малевича, Архипенко, Альтмана и Лентулова, однако, их работы так же можно принимать в качестве примера других течений в искусстве.
Несомненно, кубизм в живописи произвел громадное потрясение. Именно он открывал дорогу абстрактному творчеству, дал зрителям возможность самим трактовать символы, которые изображены на произведениях кубистов. Кубизм в живописи приготовил массовое сознание зрителей и художников, послужив основой для развития таких течений абстрактного искусства, как футуризм, конструктивизм и много другое.
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Кубизм в живописи
Проголосуйтеallpainters.ru