Разное

Стиль рисования кубизм – Ой!

27.05.2020

Содержание

Куби́зм — модернистское направление в изобразительном искусстве


Пабло Пикассо, «Мертвые птицы», 1912

«Все имеют право меняться, даже художники» Пабло Пикассо

Куби́зм (фр. Cubisme) — художественное движение в изобразительном искусстве в начале XX века зародившееся во Франции. Это модернистское направление представляло собой революцию в живописи и скульптуре. Влияние кубизма ощущалось также в области литературы, особенно в трудах Гертруды Стайн, Джеймса Джойса и Уильяма Фолкнера, которые применяли принципы абстрактного языка, повторения и использования нескольких повествователей. А в музыке композитор Игорь Стравинский приписывал кубизму влияние на свое творчество.

Что такое кубизм

Художники-кубисты отвергли унаследованную концепцию о том, что искусство должно копировать природу или что художники должны принять традиционные методы перспективы, моделирования и ракурса. Они разрушили традиционную перспективу и моделирование в круглой форме, чтобы подчеркнуть двумерную плоскость изображения.

Они уменьшали и дробили объекты в геометрические формы, а затем перестраивали их в пределах неглубокого, похожего на рельеф пространства. Они также использовали множественные или контрастные точки обзора.

Приняв эти меры, они отказались от традиционного «иллюзионизма» в живописи и радикально изменили наш взгляд на мир.

«Кубизм – самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанс» Джон Голдинг

История

Пионерами этого движения были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Впервые они встретились в 1905 году, но только в 1907 году Пикассо показал Браку картину, которая считается первой картиной кубистов — «Авиньонские девицы»

. Первоначальное название работы — «Философский бордель».


Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907

На картине изображены пять обнажённых девиц легкого поведения, написанных в разной манере.

Источниками вдохновения при написании этой картины для художника послужили работа Поля Сезанна «Купальщицы» и выставка масок Черного континента, которую Пикассо посетил в Этнографическом музее Парижа.


Поль Сезанн, «Купальщицы», 1900

Пикассо не решался выставить свою работу на всеобщее обозрение, и она оставалась невидимой до 1916 года. Лишь в 1920-м картину приобрел французский модельер, коллекционер и меценат Жак Дусе. А впервые на выставку «Авиньонские девицы» попали в 1937 году. Сегодня работа находится в нью-йоркском Музее современного искусства.

«От прежней живописи кубизм отличает то, что он не является искусством, основанным на имитации, но – на концепции, и стремится возвыситься до созидания» Гийом Аполлинер

Ответом Брака на первоначальную работу Пикассо была его картина 1908 года «Большая обнаженная», отмеченная включением методов Поля Сезанна в качестве отрезвляющего влияния. Так началась первая эпоха кубизма, известная как аналитический кубизм, который определялся изображениями предмета сразу с нескольких точек зрения, создавая раздробленный, многомерный эффект, выраженный через ограниченную палитру цветов.


Поль Брак, «Большая обнаженная», 1908

Термин кубизм впервые был использован французским критиком Луи вокселем в 1908 году для описания пейзажных картин Брака. Художник Анри Матисс ранее описывал их Воксселю как состоящие из кубиков. Этот термин не был широко использован, пока пресса не приняла его для описания стиля в 1911 году.

Позже к одному из самых влиятельных художественных течений начала ХХ века — кубизму присоединились Жан Метцингер, Альберт Глейзес, Робер Делоне, Анри Ле Фоконье, Фернан Леже и Хуан Гри.


Жорж Брак, «Бутылка», 1914


Хуан Гри, «Груши и виноград на столе», 1913


Фернан Леже, «Типограф», 1919

Фазы развития кубизма

Сезанновский кубизм

Первый этап, который также был известен как докубизм, он находится под сильным влиянием французского живописца Поля Сезанна и его знаменитой манере воспроизведения природы в картинах с использованием цилиндров, сфер и конусов. Художники не удовлетворились попытками отречения от перспективы и стали стремиться свести изображение к фундаментальным геометрическим формам.


Поль Сезан, «Пьеро и Арлекин». Картина написана Сезанном за 19 лет до возникновения кубизма

Вторая фаза кубизма-аналитический кубизм

Аналитический кубизм считается одной из основных ветвей кубизма. На этом этапе кубисты “анализировали » естественные формы и сводили их к основным геометрическим частям, чтобы создать двумерную плоскость изображения.

В этой фазе цвет практически отсутствовал, за исключением случаев, когда художники использовали монохроматические схемы, включавшие синий, серый и охристый цвета. Аналитические кубисты больше фокусировались на таких формах, как сферы, цилиндры и конусы, чтобы представлять естественный мир. Из-за этих особенностей произведения, созданные Пикассо и Браком, имели стилистическое сходство.


Жорж Брак, «Скрипка и кувшин», 1910

Третий этап кубизма-синтетический кубизм

Впервые элементы синтетического кубизма появились в работах испанского художника и скульптора Хуана Гриса.  Это движение кубизма было охарактеризовано введением различных поверхностей, текстур, папье-колле, элементов коллажа и большого разнообразия слитой предметной области. Это было первое введение коллажных материалов в качестве важного компонента изобразительного искусства. Синтетический кубизм фактически сталкивает несколько объектов вместе. 


Пабло Пикассо, «Натюрморт с мандолиной и гитарой», 1924


Хуан Грис, «Рюмки, газета и бутылки вина», 1913

Каковы наиболее важные характеристики кубизма?

В кубизме не соблюдены пропорции, органическая целостность материальных объектов. Полотно художника больше напоминало поле битого стекла, говорили некоторые критики.

Кубизм считает” целостный » образ, воспринимаемый сетчаткой глаза, искусственным и условным, основанным на влиянии прошлого искусства. Кубизм отвергает эти образы и признает, что перспективное пространство является иллюзорным и рациональным изобретением или знаковой системой, которая исходит из искусства Возрождения.

«Предмет, писанный по принципу кубизма, может считаться законченным тогда, когда исчерпаны диссонансы его» Казимир Малевич

В работах кубистов вместо образа внешнего мира нам дается свой собственный мир, аналогичный природе, но построенный на иных принципах. Кубисты стремятся воспроизвести различные точки зрения одновременно, они пытаются имитировать способность разума абстрагироваться и синтезировать свои различные впечатления о мире в новые целостности.


Любовь Попова, «Портрет философа», 1915

Влияние кубизма

Кубизм в живописи

Пионерами кубизма были Пабло Пикассо и Жорж Брак, но движение было принято и далее развивалось многими художниками, такими как Фернан Леже, Хуан Грис, Марсель Дюшан, Роберт и Соня Делоне, Альберт Глейзес, Роже де ла Френе и Жан Метцингер.

Художники-кубисты придерживались концепции, что искусство не должно копировать природу и что они не должны принимать традиционные методы моделирования, перспективы и ракурса. Художники хотели подчеркнуть двухмерность холста, поэтому они дробили и уменьшали объекты в геометрические формы, а затем перестраивали их в мелком, рельефном пространстве. Специфической особенностью также было использование нескольких или контрастных точек обзора.


Богумил Кубишта, «Пьеро», 1911

Кубизм в скульптуре

Хотя кубизм был в первую очередь связан с живописью, это направление также оказало большое влияние и на скульптуру 20-го века. Наиболее важными скульпторами-кубистами были Раймон Дюшан-Вийон, Александр Архипенко и Жак Липшиц.


Александр Архипенко, «Идущая Женщина», 1912


Александр Архипенко, «Царь Соломон», 1963


Пабло Пикассо, «Голова женщины», 1908

Кубизм в архитектуре

Основоположником архитектурного кубизма стал чешский архитектор, градостроитель, дизайнер мебели, преподаватель и теоретик Павел Янак (1882-1956). В своей работе «Призма и пирамида» Янак описал теоретические основы архитектурного кубизма.

Источником, вдохновившим Янака, был природный процесс кристаллизации. Суть его теории сводилась к тому, что в природе есть сила, которая заставляет материю изменяться и принимать геометрическую форму.

В начале 1910-х Прага была вторым по значению – после Парижа – центром этого художественного направления в Европе.

К 1913 году в Праге были возведены несколько зданий, геометрической формы, напоминающих кристаллы. Наиболее яркий и выразительный из них – «Дом у Черной Мадонны» 


Дом «У Черной Мадонны», музей кубизма в Старом городе Праги


Дворец Ассамблеи, Чандигарх, Индия. 1951-1962, архитектор Ле Корбюзьеи

Кубизм художники

Пабло Пикассо

«Бог — такой же художник, как другие художники. Он создал слона, жирафа и кошку. У него нет настоящего стиля, но он придерживается новых идей» Пабло Пикассо

Пабло Пикассо (1881 — 1973) — испанский художник, график, скульптор, керамист и т. д. Оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. За свою жизнь мастер создал около 20 тысяч работ. По результатам опроса газеты The Times в 2009 году, Пикассо — лучший художник за последние 100 лет. По экспертным оценкам, Пикассо один из самых дорогих художников в мире и его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей.


Пабло Пикассо. Три музыканта, 1921


Пабло Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе, 1909


Пабло Пикассо. Композиция. Ваза фруктов и разрезанная груша 1913 — 1914

Жорж Брак


Жорж Брак и Пабло Пикассо, 1950 год

«В картине объект разлагается на многие углы зрения в стремлении довести до зрителя самую полную информацию. Он объединяет разные углы зрения, например, прямой с боковым, вид сверху, снизу, и разъясняет очертания, скрытые от зрителя. В основном, преобладает многоцветность, отсутствуют свет и атмосфера – аналитический кубизм» Жорж Брак

Жорж Брак (1882 — 1963) — французский художник, скульптор, коллажист, гравер, график, сценограф и декоратор. Работал вместе с Пикассо над теоретическим обоснованием кубизма и стал одним из основателей этого течения.


Жорж Брак, «Гитара, фрукты и кувшин», 1928


Жорж Брак, «Бутылка и рыбы», 1910-12


Жорж Брак, «Дом в Эстаке», 1908

Хуан Грис

«Кубизм есть только новый способ представления вещей» Хуан Грис

Хуан Грис — испанский художник, скульптор, график и декоратор. После переезда в Париж художник попадает по влияние известных художников, работающих в кубизме, Брака, Пикассо и Леже. Общение с опытными мастерами помогло молодому дарованию выработать для себя свой творческий стиль. Художник работал в жанре «аналитического» кубизма (термин был позже придуман им самим). Картины Гриса продаются на аукционах за огромные деньги.


Хуан Грис, «Портрет Пикассо», 1912


Хуан Грис, «Человек в кафе», 1912

Альбер Глез

Альбер Глез (1881 — 1953) — французский художник, философ и теоретик кубизма. Альберт Глейз и Жан Метцингер написали первый крупный Трактат о кубизме, Du «Cubisme», 1912.


Альбер Глез, «Портрет Жака Найраля», 1911


Альбер Глез, «Пейзаж», 1914

Жан Метценже

Жан Доминик Антони Метценже (1883 – 1956) был крупным французским художником XX века, теоретиком, писателем, критиком и поэтом, который вместе с Альбертом Глейзсом написал первую теоретическую работу по кубизму.


Жан Метценже, «Женщина с лошадью (Всадница)»


Жан Метценже, «Жар блю», 1912-13

Влияние кубизма на современное искусство

Кубизм далек от того, чтобы быть художественным движением, ограниченным историей искусства, его наследие продолжает вдохновлять творчество многих современных художников 


Никас Сафронов, «Путин в кубизме», 1999


Никас Сафронов, «Отдыхающая на белой ткани на фоне природы»


Георгий Курасов


Андрей Саратов, «Женщины Шарлотенбурга», 2016


Андрей Саратов, «Аннушка», 2016


Ирина Ласкинa, «Still Life-cubism», 2015


Ия Саралидзе, «Тореадор», 2014

art-plane.ru

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Кубизм – узнаваемый, необычный стиль, отображающий природу, людей, неодушевленные предметы, не прибегая к имитации. Кубизм в живописи зародился в первой четверти XX века и стал одним из направлений развития модернистской культуры.

Особенности стиля

Главная особенность – отказ от объемного изображения реальности. Картины в стиле кубизм узнаваемы, благодаря плоскому виду без светотени и перспективы. Изображения деформированы, нелогичны, иррациональны, разбиты на отдельные детали – натюрморт, портрет похожи на набор взаимодействующих геометрических фигур.

Это направление искусства стало особой формой авангарда, где доминирующую роль играют острые углы, прямые линии, нейтральная цветовая гамма. Изображения – натюрморт, портрет – не должны выглядеть реалистично, они походят на пазл, который предстоит мысленно собрать зрителю. Кубизм относят к разным направлениям живописи – абстракционизму, примитивизму, авангардизму.

Основание течения и первые творцы

Первые работы связаны с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Временем возникновения направления считают 1907 год. Одна из первых ярких и репрезентативных работ – картина «Авиньонские девицы». Творение Пикассо отличалось рубленными, грубыми линиями, острыми углами, отсутствием игры теней и перспективы. Нереалистичное изображение обнаженных женщин характерно для кубизма.

Художник использовал нейтральные, природные цвета. Африканские маски, по мнению искусствоведов, являются символом зарождения нового течения живописи.

Основоположник кубизма дал картине название «Философский бордель», а переименована она была Андре Сальмоном – писателем, другом художника. В полотне отслеживаются влияния картины Сезанна «Купальщицы».

По мнению искусствоведа Эрнста Гомбриха, основатель кубизма – Поль Сезанн, а Пабло Пикассо был его учеником. Именно Сезанн в письме к Пикассо изложил совет применять простые, геометрические формы: сферы, цилиндры, конусы. Автор письма имел в виду основу, базу для создания изображения, но Пабло Пикассо истолковал этот совет буквально.

Со времен эпохи Возрождения художники стремились к максимальной реалистичности передаваемого изображения. Кубизм полностью оторвался от реалистичности, натуральности, гармонии передачи света и тени. Стремление к созданию плоского изображения в натюрморте, портрете, вместо объемного – главная черта творчества первых кубистов. Они использовали геометрические фигуры для абстрактной передачи изображений людей, природы, предметов. Формы, переданные на картинах – осязаемые, незамысловатые, простые. Натюрморт и портреты отображают суть, эмоции, но не истинное, реалистичное изображение.
Термин «кубизм» появился в 1908 году, благодаря критику Луи Вокселю. Излагая мнение о картинах Брака, он назвал их «кубическими причудами».

Родиной кубизма считается Франция, но направление живописи активно развивалось и за ее пределами – в России (в форме кубофутуризма), Чехословакии. Современный стиль кубизм тяготеет к абстракции, футуризму.

Кубизм не сразу прижился в мире искусства – он часто становился предметом насмешек и жесткой критики. Это радикальное для живописи течение, пришедшее на смену реализму, было предметом нелестных отзывов. Также представители стиля, работавшие в этом стиле, стали предметом интереса прессы. Кубический натюрморт и другие жанры были смелым творческим экспериментом. Поклонников нового, необычного стиля, было немного, но среди них были критики и меценаты.

Развитие направления

В процессе эволюции стиля выделяется три периода:

Сезан

Ранний период развития или «сезанновский кубизм» — становление нового направления в живописи под влиянием работ Сезанна и африканских скульптурных композиций. Длился период с 1907 до 1909 года. В работах художников передается объем при помощи цвета – мощные изображения еще не укладываются в рамки плоского изображения.

Аналитика

Аналитический период (1910 – 1912) – этап переосмысления кубизма. Цвет на картине практически отсутствует, формы расплывчатые, нечеткие, каждый предмет делится на небольшие грани. Одна из наиболее репрезентативных работ второго периоды – «В честь И.С. Баха» Ж. Брака. Жанры – натюрморт, портрет.

Художники подают объекты более детализовано, исходя из собственного видения. Предметы разбиты на блоки, детали геометрических форм. Иногда виденье художника нарушает пространство и время. Путем дробления целого на геометрические фигуры, художники пытались проникнуть в суть вещей.

Работы, характерные для аналитического периода, считаются наиболее показательными для кубизма – у многих именно с такими полотнами ассоциируется все направление. Наиболее известные примеры аналитического кубизма – работы Пабло Пикассо «Бутылка и книги», «Стол архитектора», «Человек с кларнетом», «Человек со скрипкой».

Развитие

Синтетический период (1913 – 1914) – период развитого кубизма. Картины становятся более выразительными, яркими, декоративными. Основателем этого направления считается Хуан Грис. Время появления – 1912 год, но наиболее полно стиль раскрылся в 1913 году. Творцы стремились передать на картине самодостаточный, а не иллюзорный объект. Наиболее развитый жанр – натюрморт.

Изображение плоское, комбинированное с наклейками, надписями. Популярны коллажи из необъемных геометрических фигур, из цветной бумаги или газет, некоторые художники полностью рисовали их, не используя дополнительные материалы. Представители синтетического кубизма – Пабло Пикассо, Жорж Брак.

Цвета и объем утратили привычное значение. С развитием кубизма, оттенки стали схематичными: чтобы передать выступающие объекты в натюрморте или другом жанре, изображенные на переднем плане, использовали светлые, теплые тона, для удаленных предметов – темные оттенки.

После Первой мировой войны Брак и Пикассо, которые работали совместно, прекратили сотрудничество. Творчество каждого из них оказало заметное влияние на футуризм, пуризм, вортицизм.

Известные полотна

«Мандора», Ж. Брак

Пример кубизма ранней аналитической стадии, натюрморт, представленный в нейтральных, мрачных тонах. На картине изображен музыкальный инструмент – мандора. Специалисты называют картину пробой работы с мрачными тонами. Художник решил отказаться от ярких красок, остановив внимание на композиции, деталях.

«Три музыканта в масках», П. Пикассо

Работа представляет синтетический кубизм, написана незадолго до переориентации живописца на сюрреализм. Используются яркие тона, четкие геометрические формы. Центральные персонажи полотна похожи на аппликацию из цветной бумаги, наклеенную на холст.

«Фантомас», Х.Грис

Грису искусство обязано за разработку техники создания коллажей. Абстрактные изображения переплетаются с газетными и журнальными вырезками. «Фантомас» — яркий пример синтетического кубизма. Именно Грис первым начал использовать яркие тона в работах – это оказало влияние на творчество Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

«Мужчина в кафе», Х.Грис

Живописец удачно использовать яркие цвета и текстуры. Картину можно назвать репрезентативным образцом синтетического кубизма – используется техника создания коллажа.

«Дама в голубом», Ф.Леже

Изображение выполнено с использованием ярких красок. Полотно относят как к синтетическому кубизму, так и к ранней абстракции. Главная идея Леже – передать характер, внутренний мир женщины, не останавливаясь на детализации ее внешности.

Значение для развития живописи

Направление в творчестве, лишенное реализма и логики, оказало противоречивое влияние на развитие живописи. Положительные влияния: новое восприятие и передача реальности, возможность показать личное виденье мира, живость и эмоциональность полотен, индивидуализм. Натюрморт, портрет и другие жанры стали тяготеть к иррациональному.

Негативные влияния: отказ от реалистичности, примитивизация искусства. Кубизм оказал существенное влияние на живопись XX века. Соединяясь с другими направлениями в искусстве, зародились самобытные, необычные стили.

Период развитого кубизма завершился после Первой мировой войны, но влияния этого стиля заметны в работах известных американских художников. В начале 30-х годов течение стало толчком для развития творчества Л.Фейнингера, Дж. Марина, М.Русселя и других.

Наибольшими достижениями кубизма можно считать работы Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» и «Гитара». Используя простые геометрические формы, художники передавали суть изображения, показывали, что можно продемонстрировать взаимосвязи отдельных фигур без необходимости передачи облика реального объекта. Чтобы передать значение кубизма в искусстве, стоит изучить творчество Пабло Пикассо, Фернана Леже, Жоржа Брака, Андре Лота, Марселя Дюшана, Франсиса Пикабиа, Жака Липшица.

artrecept.com

Гид по стилю: кубизм — агентство Репина Брендинг

Новым фирменным стилем нашего агентства стала репа, но не простая, а выполненная в технике искусства XX века: кубизма, абстракционизма, конструктивизма, арт-деко, поп-арта, оп-арта. Мы так вдохновились, что решили написать серию статей на тему использования этих стилей в дизайне и рекламе. Начнем с кубизма. Поехали!

Ретроспектива

1907-1921

Если кратко о кубизме, то он возник как желание художников модернизма раздробить образы на простые формы в виде конусов, цилиндров, квадратов и других геометрических фигур.
Кубизм полностью отказывается от подобия жизни, разлагая предметы на плоскости. Реальность здесь другая, переосмысленная.

Что повлияло на возникновение стиля и как он возник
Кубизм – это одно из предреволюционных направлений искусства. Художники периода хотели преобразовать привычный мир реализма. Чуть позже «изменение мира» подхватили и революционеры.
Сам термин «кубизм» появился в 1908, после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (от французского bizarreries cubiques). Есть еще одна версия возникновения термина. В 1908 году, когда Анри Матисс увидел пейзажи Дома в Эстаке, которые написал Ж.Брак, воскликнул: «Что за кубики».
Так как в этот предреволюционный и постреволюционный период возникло много направлений искусства, то можно выделить закономерность. Художники уже не могли находиться в привычных рамках. Менялась политическая и экономическая ситуация, искусство адаптировалось под изменения, сводя все к схематическому прочтению. 

«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем», — коммунистический лозунг будто бы звучит как гимн кубизма. Художники заговорили новым языком и упрощенными формами, а реальность «разложили» на кубы, цилиндры и пазлы.  

В своем становлении кубизм прошел несколько периодов: сезанновский, аналитический и синтетический.
Отправной точкой в появление кубизма явилось наследие Сезанна и его учение о геометрическом объеме как основе всякой формы.
В сезанновском кубизме художники стремились приблизить предметы к геометрическим фигурам: цилиндру, конусу или шару. На это направление повлияло первобытное и африканское искусство.

Пикассо. Авиньонские девицы

В аналитическом кубизме происходит исчезновение узнаваемых образов и стирание граней между пространством и формой. В основном применяется в технике аппликации.

Жорж Брак, «Мандора» (1909-1910)

Синтетический кубизм еще называют «коллажным кубизмом». Творцы этого направления смещали акцент с объекта на поверхность изображения, на его узоры, рисунки и цвета. Художники создают коллаж из разных фактур.

Пабло Пикассо, «Три музыканта в масках» (1921)

Кубизм в современном дизайне

Современная интерпретация кубизма в рекламе далека от классических сезанновских, аналитических и синтетических его течений. Здесь, скорее, представлен обобщенный образ направления. Все зависит лишь от того, какие цели преследует тот или иной специалист. Некоторые компании стараются привнести в образы лишь элементы кубизма, другие – смешивают его с современными знаковыми образами, третьи сокращают свой взгляд на объект до схемы.
А, вот, и наша кубическая репа. 

Необходимо учитывать, что кубизм будет понят не всеми, как и другие аналогичные модернистские направления. Вряд ли в измененном пространстве, коим и является это течение, захотят пребывать консерваторы и люди пожилого возраста. Кубизм воспримет молодая аудитория, а также современные и активные жители города.
Кубизм в рекламе стал возрождаться в 2000-х годах. И связано это, прежде всего, с эпохой постмодернизма, периодом искажения привычных форм.
Реклама в наши дни уже не out-of-fashion, а, идет впереди планеты всей: говорит новым языком, изобретает другие выразительные средства.

Вот, как бренды выражают себя в кубизме
В Adidas из кубизма позаимствовали метод дробления на части. Привычный всем логотип будто бы выполнен из стекла или льда, разбитого и хаотично склеенного. Все это приводит к ассоциациям с зимними видами спорта.

Спорт неоднократно обращался к кубизму, как к направлению, акцентирующему внимание на динамике. Так, для Паралимпиады 2012 года, проходившей в Лондоне, при создании логотипа использовали дробные геометрические фигуры, которые демонстрировали, что непривычные фигуры также могут быть полноценными. А яркие цвета указывали на праздник и радость, которые эти спортивные события принесут для всех.

Греческий графический дизайнер Черис Тэвис, в своих иллюстрациях часто использует мозаичное построение композиции, принятое в кубизме. Ниже представлены его работы для «Sports Illustrated».

На следующей афише перед нами «кубик-бургер». Молодая аудитория, на которую, как правило, и рассчитаны основные посылы сетей фаст-фуда, не смутится от подобного обращения. 

Бренд Coca Cola создал рекламный плакат в этом направлении, который приурочен к празднованию 50-летней независимости Кении от колонизаторства. Следует обратить внимание, что в рекламе, выполненной в стиле «кубизм», изменяется лишь образ, а текст остается понятным и читаемым.

На обложках музыкальных афиш и журналов кубизм трансформирует лица, тем самым, делая акцент на альтернативность подаваемого материала. Лица не похожи на обычные изображения людей, также и музыка отличается от «попсы».

В рекламе кубизм адаптируется под насущные нужды и потребности. Каким бы современным не называли этот стиль искусства, всем нам он годится в деды или даже прадеды. Старыми художественными тенденциями это явление вряд ли можно назвать, однако без новых приемов и нововведений не обойтись. Такой адаптивный дизайн в стиле «кубизм», например, представляют в компании RayBan. Очки как продукт остаются неизменными и выполненными в реалистичной манере. Изменяют только объект, их демонстрирующий.

Компания Oras Group, являющаяся поставщиком санитарно-технического оборудования, в рекламном сообщении представила свою продукцию в стиле «кубизм». Рекламисты приняли решение поиграть с линией Oras Cubista, где само название указывает на геометричность форм. Таким образом, четкость линий показана путем их разъединения на части.

В рекламе Volkswagen (Фольксваген) решили противопоставить друг другу 2 иллюстрации: классическое реалистичное изображение и женскую фигуру, нарисованную в стиле «кубизм». На иллюстрации изображена дама, своим видом отсылающая нас к периоду создания компании, 1937 году. Это говорит о надежности и незыблемых ценностях, которые не меняются еще с тех времен. Второй образ будто бы разбивает привычную картину на части, демонстрируя новый взгляд на привычные вещи. И это все о Фольксваген.

Табачная компания Nobel на упаковке с сигаретами изображает художника, пишущего портрет дамы в форме кубизма в реалистичной манере. Что хотел сказать автор? Что те, кто курит эти сигареты, попадает в привычную и классическую реальность. Основной посыл транслирует что-то вроде «приди в себя».

Джон Лопес, создавая знак почтовой службы для американского университета Fresno Pacific University, использовал приемы кубизма, для того, чтобы подчеркнуть динамичность посыла. Дробление на белое и черное – это отсыл ко времени суток. То есть служба работает и день, и ночь. Черно-желтая гамма символизирует скорость и напоминает шашечки такси.


Выставки кубизма тоже нуждаются в логотипе. Таким он был на выставке, проходившей в Санкт-Петербурге в 2010 году.

И еще несколько логотипов в рассматриваемом нами направлении. Как видим из приведенного ниже примера, логотипы, очерченные гранями, выглядят объемными. Это достигается благодаря приему, в котором они выполнены.

Американская шоколадная компания Nabisco, выпускающая печенья Oreo, создала серию иллюстраций, где под разными ракурсами представила печенья своей компании. Один из них кубизм. Компания таким образом подчеркнула свою давнюю историю. Когда был кубизм, печенья Oreo тоже были. В Nabisto показали, что какой бы не была форма, вкус печенья остается неизменным.

Рекламное агентство из Украины для компании «Новые продукты» создало фирменный стиль в технике кубизм.

Кому и зачем может быть полезен кубизм

Каким направлениям подойдет кубизм?
1. Спортивным
2. Модным (одежда, обувь и аксессуары)
3. Непопсовым (альтернативная музыка, музыка андеграунда, джаз)
4. Техническим и технологическим (техника, сантехника, автомобили, заводы-пароходы)

О чем может рассказать кубизм
1. С помощью изломов линий и фигур можно продемонстрировать направление движения. А это подойдет для активных и динамичных компаний, для тех, кто что-то провозглашает о себе.
2. Кубизм придает объем фигурам. Если возникает вопрос «подоконник вровень или выпирает», то кубизм поможет на него ответить.
3. Кубизм указывает на что-то современное. Если компания хочет сделать акцент на что-то новое, отличное от других, то этот стиль ей подойдет.
4. На год основания компании. Какие-то компании, стремясь подчеркнуть свой возраст, транслируют узнаваемые консервативные элементы эпохи. Те, кто выбирают кубизм, делают более оригинальное заявление.

repinabranding.ru

отличительные черты и яркие примеры

Смотри какая классная статья

Кубизм в дизайне — одна из самых известных тенденций в истории искусства, которая перевернула мир искусства в начале 20-го века. Кубизм смело отказывался идти в ногу с двумя большими идеями своего времени: 

  1. Искусство должно было подражать природе
  2. Художники должны подчиняться таким техникам, как моделирование, перспектива и ракурс.

Вместо общепринятого течения, кубизм оценивал объекты, деконструировал их и, наконец, собирал их обратно в очень абстрактной форме. Конечный результат состоял в том, что зрители видели эти объекты сквозь призму многочисленных точек зрения, а не только одной, придавая предмету более широкий смысл.

Среди последователей кубизма можно выделить Пабло Пикассо, Поля Сезанна и Жоржа Брака.

Из-за своего новаторского стиля кубизм влиял на развитие последующих тенденций. Такие движения, как ар-деко и футуризм, должны поблагодарить Пикассо и его коллег за их настрой и работы. 

История кубизма

Как и с различными движениями конца 19-го и начала 20-го в дизайне, кубизм был популярен только в течение относительно короткого периода времени. 

Чуть меньше, чем два десятилетия — эта относительно короткая жизнь была обусловлена Первой мировой войной, продолжавшаяся с 1914 по 1918 год. Она создала все условия нестабильности. 

Черты кубизма можно найти в работах Сезанна, французского художника постимпрессионистов. В годы, предшествовавшие рождению нового движения, Сезанн был одержим идеей поставить искусство в контексте чего-то более абстрактного, нежели естественного. В дополнение к его оценке геометрической структуры, он произвел революцию в том, как он наносил краску на холст. Вместо того, чтобы придерживаться классицизма, Сезанн перешел к живописи, которая демонстрировала сильный лоскутный эффект, который включал перекрывающиеся эффекты и случайные или произвольные текстуры и контрасты.

Тем самым он заложил основы кубизма с его склонностью к мятежному искусству.

Первый этап: с 1907 по 1908

В это время был заложен фундамент для этого направления. И первой значимой работой стал знаменитая и противоречивая работа под названием «Les Demoiselles d’Avignon» («Молодые леди Авиньона»), исполненная никем иным, как Пикассо. В этом произведении пять проституток из барселонского борделя изображены тяжелой краской, угловатыми геометрическими формами и с многоперспективной точки зрения (отличительная черта кубизма). Наследие этой картины сегодня состоит в том, что она признана жизненно важной для раннего развития не только кубизма, но и современного искусства в целом.

Второй этап: с 1909 по 1914 г.

К 1909 году, когда американский писатель и драматург Гертруда Стейн назвала картины Пикассо 1909 года первыми настоящими картинами в стиле кубизм, эта новая тенденция уже была в полном разгаре. В 1911 году Пикассо был признан изобретателем этого нового стиля, и в том же году самая первая выставка кубизма была проведена в Salons des Independants (ежегодная огромная выставка в Париже). Это была фаза высокого кубизма, когда движение действительно вступало в свои права.

Третий и последний этап: с 1914 по 1921 год

Будучи на закате, эта тенденция дизайна претерпела заметные изменения с 1914 года. Поздний кубизм был отмечен так называемым мини-движением хрустального кубизма с 1914 по 1918 год. Хотя самые революционные аспекты этой тенденции имели место до 1914 года, с 1914 по 1916 годы движение пыталось добавить новые элементы, сосредоточившись на работе на плоской поверхности и  на больших перекрывающих геометрических элементах.

Значимость изменения в дизайне заключалась в том, что ранее важные элементы дизайна были заброшены. К ним относятся:

  • Современная жизнь — динамизм
  • Теория сознания и времени
  • Оккультизм
  • Исследование четвертого измерения

Вместо этого движение стало “формальным”. Это изменение в философии кубизма также совпало с более широким переходом французского общества на более консервативную точку зрения в годы после Первой мировой войны.

В итоге кубизм был вытеснен сюрреализмом, с его акцентом на мечты художника и состояние покоя. Хотя в 1920-х и 30-х годах популярность кубизма действительно резко возросла, главным образом благодаря усилиям американского художника-модерниста Стюарта Дэвиса и английского художника-абстракциониста Бена Николсона, к концу 1920-х годов движение практически прекратилось.

Характеристики кубизма

Этот стиль несложно узнать благодаря своим уникальным чертам. Сказать, что эта тенденция довольно абстрактная, — преуменьшение! Он отбрасывает понятие абстракции с его стремлением показать разные точки зрения на объект. Его одержимость геометрическими формами также помогает легко идентифицировать это.

Это точно кубизм, если вы видите следующее:

  • Прямые углы
  • Острые края
  • Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники и т. Д.)
  • Разбор и последующая сборка объектов
  • Плотные, яркие цвета
  • Простота и минимализм

Полезно понимать количество совпадений, характерных для этого движения, с другими тенденциями дизайна, которые были активны примерно в одно и то же время.

Например, «Футуризм», который активно процветал в Италии, создавал работы, которые были поразительно похожи на работы Пикассо. То же самое можно сказать, хотя и в меньшей степени, об ар-деко с его геометрическими формами.

Кубизм в графическом дизайне

Это движение может дать очень интересные результаты, которые сразу же запоминаются и требуют дальнейшего изучения.

Суть состоит в применении векторных геометрических фигур, жестких линий, острых углов. Это все выливается в

 большие конструкции, состоящие из отдельных треугольников, четырехугольников, трапеций, квадратов и других форм.

Эти формы являются идеальным дополнением любого дизайн-проекта, например как:

  • Информационные бюллетени
  • Листовки
  • Брошюры
  • Презентации

Кубизм Алфавит-Мозаика

Эта работа имеет уникальный внешний вид, который выражен очень интересным шрифтом. Поверьте, такое необычное оформление ваши клиенты не скоро забудут. 

Буквы в этом стиле идеально подходят для целого ряда творческих проектов, в том числе:

  • Плакаты
  • Листовки
  • Поздравительные открытки
  • Приглашения
  • Таблички
  • Веб-сайты
  • Блоги

Видеть мир с разных точек зрения

Именно философия кубизма сделала это направление таким мощным, когда его впервые показали публике. Его сторонники хотели, чтобы зрители смотрели на мир с разных точек зрения, а не только с обычной, привычной точки зрения. Оттуда родилась техника деконструкции объектов, а затем их сборки с разных точек зрения.

Благодаря гениальности Пикассо, Сезанна и Брак, мы теперь можем оценить эстетическое великолепие геометрических форм в сочетании с повторно собранными объектами.

Читайте также:

dessaign.ru

Кубизм

Критический реализм, который достиг расцвета во второй половине XIX в., только частично отвечал новым социальным и идейным запросам. Искусство критического реализма не воплощало в себе революционных идеалов, не указывало новых реальных путей прогрессивного преобразования общества.

Реализм вступал в новую, высшую стадию своего развития — созревал метод социалистического реализма, значительно расширявший возможности социального и эстетического воздействия искусства.

Экспериментировавшие в области формы художники не ставили перед собой задач более полного воплощения в своих произведениях прогрессивных социальных и эстетических идеалов, ограничиваясь решением узких, частных задач. Эти частные вопросы — передача средствами живописи и скульптуры объёмности, движения, времени, цвета и света — были поставлены и по-своему решены художниками-модернистами путем чистого формотворчества, который подразумевал разрушение единства формы и содержания. Это, в свою очередь, в качестве закономерного итога приводило к отрицанию необходимости осмысленного содержания в художественном произведении.

Характеристика направления

Кубисты объявили художника автономным творцом «иной» действительности. Именно кубисты стали создавать произведения больше не для подражания природе, не для её организации, а для создания, в свою очередь, творения, несущего печать человека, истинное произведение архитектуры, т. е. произведение, способное заставить временами поверить в онтологическую свободу.

Формируя своё направление, кубисты подчеркивали его противоположность всему ранее созданному изобразительному искусству, которое пренебрежительно определялось ими как «подражательное».

Особенно подчеркивается кубистами «аскетизм» их направления, «строгость, доходящая до иррационализма». Этому способствовала цветовая неиндивидуализированность кубистских произведений искусства, их колористическая невыразительность. Каждый цветовой оттенок, каждая модуляция цвета превращается у кубистов в плоскость (т. е. в элемент формы). Выраженные таким способом плоскости кубисты сочетают резко, не избегая контрастов. Они пытаются этим более четко выразить плоскость, представить её более «твердой».

Формалистическая узость задачи художника-кубиста, ограниченность художественных средств приводят к снижению художественных возможностей, к стиранию индивидуальности художника. Задачу живописи кубисты сводят к изображению цветного объёма на плоской поверхности. К решению этой задачи они подходят абстрактно, без учета материальных закономерностей реального мира. Создаваемые кубистами объекты изобразительного искусства приобретают самодовлеющее значение. «Приверженность кубиста объектам такова, — пишет французский историк искусства Б. Дориваль, — что он ищет их внутри себя, независимо от правдоподобия и каких-либо изменений».

Антидиалектическое отношение к действительности определяет статичность кубистского искусства. Скульпторы и художники-кубисты нарочито избегают всяких элементов, передающих жизненную динамику, мрачные грани тяжеловесных геометрических фигур придают произведениям искусства этого направления незыблемость, давящую тяжесть.

Отвергая динамизм, кубисты отрицают само понятие времени, восприятие во времени различных сторон объекта. Многоплановость объекта передается на их полотнах через единовременное изображение его черт. Попытка показать лицо человека как бы видимым одновременно с разных сторон приводит к появлению, например, изображений лица в профиль с двумя глазами и несколькими носами. В искусстве кубизма этот прием вызывает резкое нарушение норм восприятия картины, что делает её мало коммуникативной.

Прогрессирующий процесс потери коммуникативности в произведениях кубистского искусства прослеживается довольно отчетливо. В ранних полотнах, ещё не совсем оторванных от действительности, наблюдаются отдельные моменты деформации, затрудняющие восприятие произведения.

С развитием кубизма исчезают и те немногие «опорные пункты», которые в какой-то степени позволяли воспринять замысел художника, — отдельные детали, отражающие действительность. Замена частей предмета или человеческого тела геометрическими фигурами делает кубистское изображение неузнаваемым, а замысел художника невоспринимаемым зрителями. Такова, например, кубистская скульптура Жака Липшица «Человек с гитарой». Не прочитав подписи под произведением или его репродукцией, невозможно соотнести изображение с каким-либо реальным предметом или явлением.

Геометрия кубизма

Нагромождение геометрических плоскостей не вызывает у зрителя никаких ассоциаций с формами реальности.

Такого рода «обессмысленные» произведения кубизма не поддаются эстетическому анализу, и эстетики долгое время подменяли критическое осмысление произвольным формалистическим толкованием, лишенным всякой основательности. Так, в книге «Мастера искусства модернизма» скульптура Ж. Липшица «Человек с гитарой» описывается следующим образом: «Липшиц в своем «Человеке с гитарой» свел взаимозамыкающиеся и взаимопроникающие плиты и призмы в монументальную конструкцию, которая допускает рассмотрение её почти под любым углом зрения. Ее прямые линии разнообразятся случайными кривыми. В частности, круглую резонаторную дырку гитары скульптор с исключительным формальным остроумием проделал через все тело музыканта». Подобный критический анализ не раскрывает ни художественной ценности, ни смысла произведения. Впрочем, уровень анализа в данном случае «задан» уровнем анализируемого произведения.

Производимое в картинах и скульптурах искажение реальности кубисты упорно называют не деформацией, а «реформацией» и, создавая разумно не воспринимаемые произведения, претендуют на «тотальное изображение предметов». Свои притязания на «тотальность» кубисты реализуют чисто формалистическим путем — посредством отказа от изображения самого предмета. Художники-кубисты выработали определённую схему расположения на полотне геометрических фигур, заменяющих части предмета. Следуя такой схеме, художники-кубисты создают однотипные произведения, составляющие определённый период в существовании этого направления. Наиболее характерной для кубизма являемся схема, созданная и использованная художниками этого направления в 1910—1912 гг. Она отчетливо видна в картине кубиста Хуана Гриса «Гитара и цветы»: он пользуется очевидной геометрической схемой рисунка, при помощи которой композиции придается основной порядок путем разделения полотна на четыре части: вертикально, горизонтально и дважды по диагонали. Совершенно аналогично строится картина Жоржа Брака «Девушка с гитарой» и многие другие.

Сезанн

Определение раннего периода существования кубизма как «сезанновского» вызывает самые решительные возражения: ни в одной из стадий своего существования кубизм не был непосредственно связан с Сезанном — ни с его эстетическими воззрениями, ни с практикой его искусства. Кубизм противоположен творчеству Сезанна по своему художественному методу.


Картины Поля Сезанна