«Шрифтовая индустрия сейчас переживает настоящее возрождение». Интервью с Артемом Рулевым
Дизайнер, руководитель нового профиля «Шрифт. Книга. Типографика» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Артем Рулев отвечает на вопросы о востребованности шрифтовых дизайнеров, стоимости шрифтов, о книжном деле, портфолио будущих выпускников и об особенностях подготовки к поступлению.
Профиль появился во многом благодаря инициативе студентов. На втором курсе они уже больше понимают различные специфики графического и коммуникационного дизайна, видят в типографике ценность инструмента для работы с различными медиа, с веб-сайтами, с брендингом, с айдентикой. Многим нравится ремесленная сторона коммуникационного дизайна. Здесь типографика и шрифт — наши главные инструменты.
Типографика — это искусство работы с наборным шрифтом. Мы создаем наборные шрифты, новые гарнитуры, имеем дело с массивами наборного текста в многостраничных изданиях разного типа, работаем над связью иллюстрации с текстом.
Типографика — обобщающее слово, она присутствует везде, где есть какое-то текстовое сообщение и работа дизайнера с ним.
Шрифтовая индустрия сейчас переживает настоящее возрождение, даже революцию. Это сродни, как мне кажется, революции в музыке в 60-70-х. Такой же прорыв свободы и креатива, как тогда в музыкальной сфере, происходит сейчас в сфере шрифтовой. С одной стороны, дизайн становится все доступнее и вовсю процветает в социальных сетях: необязательно учиться, чтобы быть востребованным графическим контент-мейкером. С другой стороны, умение высказаться лишь через форму букв и их компоновку требует серьезных навыков и умений. Здесь во многом играет роль любовь к работе с буквами. Типографически ориентированный дизайн сейчас на волне популярности и в профессиональной среде. Возможно, многие устали от простых и работающих приемов в брендинге и понимают ценность подбора правильной гарнитуры или даже создания новой.
Сегодня наиболее частая сфера применения навыков коммуникационного дизайнера — работа с брендами, компаниями.
Часто бренды хотят создавать собственный шрифт, чтобы не покупать гарнитуры с дорогими лицензиями и, конечно же, чтобы показать свой бренд как экосистему с собственными продуктами, сервисами и языком общения. Шрифт становится и айдентикой, и основой коммуникации, и удобным подспорьем. Компании Apple, Google и другие мировые бренды сейчас используют свои собственные шрифты, разработанные шрифтовыми дизайнерами.
Кстати шрифтовой дизайн — отличный источник пассивного дохода, а выставление собственного шрифта на продажу — способ самопродвижения дизайнера на глобальном уровне. Визуальная коммуникация — единственный язык, который понимают во всем мире, и шрифт здесь не исключение. Шрифты сегодня востребованы и популярны как никогда. Шрифтовой дизайнер не столько работает с образами, сколько создает инструменты, которыми будут пользоваться графические дизайнеры для создания будущих образов. Целевая аудитория здесь — компании и бренды, которым нужен шрифт, и графические дизайнеры, которые ищут новые шрифты, новое звучание.
Александра Лимбах. Славянский бестиарий
Алена Столетова. Анимационные логотипы в советской телерекламе
Мария Попова. Дневники фэшн-дизайнеров. Неизданное
Марьям Газизова. ЧАЩА / Шрифт
Безусловно, есть очень качественные бесплатные шрифты, многие к ним и обращаются. Например, со студентами II курса мы работаем специально с так называемой «книгой с нулевым бюджетом», используя только бесплатные гарнитуры. Но надо понимать, что когда ты используешь бесплатный шрифт, то миллионы людей по всему миру тоже его используют. Сегодня же есть потребность в поиске нового, оригинального образа, поэтому обращаются к разработке кастомных шрифтов, либо кастомизируют существующие под определенный проект.
Очень по-разному. Какую-нибудь бодрую акциденцию можно сделать и за один день. Сейчас многие дизайнеры в своих социальных сетях принимают такой челлендж — каждый день по кассе шрифта. (Касса — это полный набор знаков в шрифте, в быстрых проектах — это базовые буквы кириллицы, латиницы и основная пунктуация, цифры).
А иногда разработка шрифта может длится годами.
Также по-разному. Гонорар за шрифт может доходить и до нескольких тысяч долларов. Очень важна легенда, история, качество и количество покрываемых этим шрифтом задач. Можно сделать таблицу типовых расценок шрифтов в зависимости от уровня дизайнера, который его создал и т. д. На мой взгляд, начиная с бесплатных, продолжая 10–15 евро за шрифты начинающих шрифтовиков, которые выставляются на ресурсах типа Creative Market. Побольше, если это курируемый проект с классным отбором авторов, типа Future Fonts — сервис, который позволяет молодым дизайнерам, фрешменам продавать шрифты на разном этапе готовности. Вам предлагают приобрести незаконченные версии и объявляют аукцион: сначала цена небольшая, потом шрифт дорабатывается и продается дороже. Стандартная цена колеблется от 40 до 60 евро за одно начертание, за один стиль.

Шрифт GHIMLI
К журналам, даже к газетам, как самому крупному и сложному формату в верстке. Шрифтовые спесимены в рамках гарнитур, которые ребята будут делать тоже предполагаются. Спесимен — это такая презентация шрифта, который зачастую принимает вид каталога, где в разных размерах подается шрифт, разрабатывается его звучание: каким голосом он говорит и о чем. Визуальных исследований тоже не избежим. Студент должен понимать, каким образом шрифт взаимодействует с иллюстрацией, с фотографией. Конечно, полученные навыки проверим и в диджитал: веб-сайтах, лендингах.
В голову приходят сразу же просветительские проекты, офлайн и онлайн журналы, культурные институции, которые что-то помимо прочего издают (как, например, ГЭС2).
Это точно будет наборный шрифт и акцидентный шрифт. В его рамках можно создать целый бренд этого шрифта, который будет включать в себя, например, спесимен, о котором я уже упоминал. Для портфолио это то, что нужно! Также это различные многостраничные издания разных типов от полностью текстовых до цифровых, лендинги сайтов. Темы могут быть самые разнообразные, здесь мы не ограничиваем интересы студентов.
Типографика на границе с технологиями сейчас рождает очень интересные штуки. Впрочем, так было всегда.
Бакалаврский профиль Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Шрифт. Книга. Типографика» готовит именно таких специалистов, востребованных российской и мировой индустрией.
Учитывая огромный интерес, который вызвала конференция среди жаждущих новых шрифтовых впечатлений изголодавшихся российских дизайнеров, компания ФонтФонт попросила разместить анонс своих новых кириллических релизов в нашем блоге. Сами шрифты появятся у нас на сайте в ближайшие дни.
Эта ФФ Кириллица может быть очень разного качества, и, по-хорошему, нам бы давно надо сделать критический обзор ФФ шрифтов, раз уж мы их представляем. Мы обязательно это сделаем в ближайшее время. У нас даже есть еще один немаловажный повод поднять эту тему.
Мы было начали его править, поправили заголовок и первое предложение, но потом решили оставить все остальное как есть. Нам показалось, что этот текст, написанный людьми, несомненно хорошо знающими русский, но для которых он не является родным, очень наглядно показывает те стилистические огрехи, порой очень неявные, которые мы видим и в кириллических шрифтах наших западных коллег.
«Как и всякое рукописное письмо, рукописное кириллическое может быть очень выразительным. Мне приходилось подыскивать формы, подходящие по духу и стилю к почерку Франца Кафки, который практически все свои произведения писал на немецком языке. Для этого я пересмотрела много исторических и современных образцов почерка, попросила моих друзей и знакомых написать мне
В последующем основная работа заключалась в создании расширенного набора кириллических знаков, включая лигатуры и альтернативные начертания, для обоих стилей FF Mister K Regular и FF Mister K Informal.»
Если вы умеете писать буквы, то и нарисовать их вы сможете!»
«Моя мама русская, отец финн, так что оба языка – русский и финский – мне знакомы с детства. Когда ты растешь, окруженный всевозможными записками, письмами, списками покупок, тетрадями, рекламой, написанными кириллицей, у тебя создается довольно четкое представление о том, как далеко можно зайти в своих экспериментах, насколько можно отступить от норм, так чтобы результат работы при этом не выглядел нелепо. Если же ты новичок в языке и письменности, то есть вероятность чрезмерного следования норме или, напротив, совершения наивных ошибок.»
Для тех, кто только начинает знакомиться с
Начиная с самого первого в мире «random font» FF Beowolf и вплоть до релиза наших Web FontFonts в 2010 году, мы ставим на первое место креативность и гордимся тем, что производим шрифты высшего качества в техническом и инновационном плане.
Этот шрифт…
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку
otf
Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку