«Шрифтовая индустрия сейчас переживает настоящее возрождение». Интервью с Артемом Рулевым
Дизайнер, руководитель нового профиля «Шрифт. Книга. Типографика» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Артем Рулев отвечает на вопросы о востребованности шрифтовых дизайнеров, стоимости шрифтов, о книжном деле, портфолио будущих выпускников и об особенностях подготовки к поступлению.
Профиль появился во многом благодаря инициативе студентов. На втором курсе они уже больше понимают различные специфики графического и коммуникационного дизайна, видят в типографике ценность инструмента для работы с различными медиа, с веб-сайтами, с брендингом, с айдентикой. Многим нравится ремесленная сторона коммуникационного дизайна. Здесь типографика и шрифт — наши главные инструменты.
Типографика — это искусство работы с наборным шрифтом. Мы создаем наборные шрифты, новые гарнитуры, имеем дело с массивами наборного текста в многостраничных изданиях разного типа, работаем над связью иллюстрации с текстом. Типографика — обобщающее слово, она присутствует везде, где есть какое-то текстовое сообщение и работа дизайнера с ним.
Шрифтовая индустрия сейчас переживает настоящее возрождение, даже революцию. Это сродни, как мне кажется, революции в музыке в 60-70-х. Такой же прорыв свободы и креатива, как тогда в музыкальной сфере, происходит сейчас в сфере шрифтовой. С одной стороны, дизайн становится все доступнее и вовсю процветает в социальных сетях: необязательно учиться, чтобы быть востребованным графическим контент-мейкером. С другой стороны, умение высказаться лишь через форму букв и их компоновку требует серьезных навыков и умений. Здесь во многом играет роль любовь к работе с буквами. Типографически ориентированный дизайн сейчас на волне популярности и в профессиональной среде. Возможно, многие устали от простых и работающих приемов в брендинге и понимают ценность подбора правильной гарнитуры или даже создания новой.
Сегодня наиболее частая сфера применения навыков коммуникационного дизайнера — работа с брендами, компаниями. Часто бренды хотят создавать собственный шрифт, чтобы не покупать гарнитуры с дорогими лицензиями и, конечно же, чтобы показать свой бренд как экосистему с собственными продуктами, сервисами и языком общения. Шрифт становится и айдентикой, и основой коммуникации, и удобным подспорьем. Компании Apple, Google и другие мировые бренды сейчас используют свои собственные шрифты, разработанные шрифтовыми дизайнерами.
Кстати шрифтовой дизайн — отличный источник пассивного дохода, а выставление собственного шрифта на продажу — способ самопродвижения дизайнера на глобальном уровне. Визуальная коммуникация — единственный язык, который понимают во всем мире, и шрифт здесь не исключение. Шрифты сегодня востребованы и популярны как никогда. Шрифтовой дизайнер не столько работает с образами, сколько создает инструменты, которыми будут пользоваться графические дизайнеры для создания будущих образов. Целевая аудитория здесь — компании и бренды, которым нужен шрифт, и графические дизайнеры, которые ищут новые шрифты, новое звучание.
Александра Лимбах. Славянский бестиарий
Алена Столетова. Анимационные логотипы в советской телерекламе
Мария Попова. Дневники фэшн-дизайнеров. Неизданное
Марьям Газизова. ЧАЩА / Шрифт
Безусловно, есть очень качественные бесплатные шрифты, многие к ним и обращаются. Например, со студентами II курса мы работаем специально с так называемой «книгой с нулевым бюджетом», используя только бесплатные гарнитуры. Но надо понимать, что когда ты используешь бесплатный шрифт, то миллионы людей по всему миру тоже его используют. Сегодня же есть потребность в поиске нового, оригинального образа, поэтому обращаются к разработке кастомных шрифтов, либо кастомизируют существующие под определенный проект.
Очень по-разному. Какую-нибудь бодрую акциденцию можно сделать и за один день. Сейчас многие дизайнеры в своих социальных сетях принимают такой челлендж — каждый день по кассе шрифта. (Касса — это полный набор знаков в шрифте, в быстрых проектах — это базовые буквы кириллицы, латиницы и основная пунктуация, цифры). А иногда разработка шрифта может длится годами.
Также по-разному. Гонорар за шрифт может доходить и до нескольких тысяч долларов. Очень важна легенда, история, качество и количество покрываемых этим шрифтом задач. Можно сделать таблицу типовых расценок шрифтов в зависимости от уровня дизайнера, который его создал и т. д. На мой взгляд, начиная с бесплатных, продолжая 10–15 евро за шрифты начинающих шрифтовиков, которые выставляются на ресурсах типа Creative Market. Побольше, если это курируемый проект с классным отбором авторов, типа Future Fonts — сервис, который позволяет молодым дизайнерам, фрешменам продавать шрифты на разном этапе готовности. Вам предлагают приобрести незаконченные версии и объявляют аукцион: сначала цена небольшая, потом шрифт дорабатывается и продается дороже. Стандартная цена колеблется от 40 до 60 евро за одно начертание, за один стиль.