Разное

Слитный шрифт русский: Рукописные шрифты — русские скачать бесплатно

26.07.2023

Черные буквы-2 или Как это делается в России

Всплеск интереса к готическим шрифтам, в ответ на который была опубликована статья «Черные буквы» (Publish, ? 2, 2002 г.), закономерно приводит к разговору о кириллических версиях готики.

Так повелось в последнее время, что любой интересный шрифт мы легко примеряем к кириллице, не задумываясь, а есть ли вообще на то основания. Сложилась система, при которой наши ведущие шрифтовые дизайнеры в первую очередь занимаются «кириллизацией» западных шрифтов. И мы, сами того не замечая, так уже к этому привыкли, что все шрифтовые наработки мира представляются нам сырьем для производства кириллических версий.

Может быть, в целом оно и неплохо. Но в применении к шрифтовой готике есть справедливое замечание: с исторической точки зрения кириллическая фрактура или текстура — абсурд. В России есть собственные «черные буквы» — устав и полуустав. Возникший в XI в. устав происходит непосредственно от греческого унциала. Полуустав — появившееся после середины XIV в. более свободное, легкое и быстрое письмо с небольшим наклоном. Именно оно стало основой наборного шрифта первопечатных книг. Издания, набранные полууставом, имеют характерный вид средневековой книги: черным, насыщенным, очень декоративным узором выглядит текст, заполняющий страницы. В структуре и судьбе устава и полуустава есть немало параллелей с европейскими готическими шрифтами. Как и в случае западного шрифта, художнику, создающему или использующему старославянский шрифт, не стоит забывать о его особенностях.

Как известно, старославянская азбука значительно отличается от современной. Письменность, созданная во второй половине IX в. братьями Кириллом и Мефодием, была основана на 43 буквах. Некоторые пришли из греческого языка и хорошо известны математикам: «кси», «пси», «омега», «тэта» (в кириллическом алфавите — «фита»), «дзета» (известная на Руси как «земля»), «ипсилон» («ижица») и «йота». Другие вымершие буквы соответствовали звукам, которые были когда-то в праславянском языке, но постепенно исчезли.

«Юс малый» обозначал носовое «э», «юс малый йотированный» — звук «йэн», «юс большой» — носовое «о», а «юс большой йотированный» — звук «йон». Этих звуков не стало в русской речи уже к XI в., но буквы, несколько изменив свой смысл, еще долго сохранялись в письменном языке.

С развитием полууставного письма в кириллице появилось множество надстрочных знаков — ударений, знаков придыхания, буквенных сокращений. Первые наборные шрифты наследовали все это от рукописной традиции, в которой лигатуры и сокращения возникали и варьировались самым непринужденным образом. Про древнейшие рукописные книжные памятники можно сказать, что каждый из них имеет собственный набор знаков.

К началу XVIII в. в русском алфавите было уже 45 букв. В результате петровской реформы их осталось 38: исчезли греческие «омега» и «пси», буквы «юс большой» и «юс малый», а также производные от «омеги» лигатуры «от» и «ос». Вместо «е открытого» была введена современная буква «э», а современная «я» — вместо буквы «йа». Тогда же были введены европейские (арабские) минускульные цифры, заменившие принятое ранее обозначение чисел буквами (славянскую цифирь). В первопечатных книгах не было современных знаков препинания и пробелов между словами, а прописные буквы применялись только в начале абзацев. Кроме этого, при переходе к гражданскому шрифту были отменены практиковавшиеся ранее надстрочные знаки и знаки сокращений (титла).

Допетровская русская книга не знала такого понятия, как курсив (его не было и в европейских готических шрифтах). Ведь это только с момента петровской реформы привычное сейчас слово «антиква» стало применимо к кириллице!

В 1735 г., согласно постановлению Академии наук, из алфавита была исключена буква «кси» (вместе с «ижицей», которую позже восстановили), а в 1738 г. — «йота». Но появилась буква «й», а последней, в конце XVIII в., с легкой руки Н. М. Карамзина в кириллическую грамоту проникла буква «ё». Только над нею и расставляются точки в России с тех пор, как через двести лет после Петра I накатила новая волна революционных перемен.

Тогда кириллица лишилась еще нескольких знаков, и алфавит стал таким, каким мы пользуемся сейчас.

Петровская реформа направила развитие кириллического шрифта в русло антиквы, а прежнее — полуустав — после реформы почти пере-сохло. Судьба европейского готического шрифта, спокойно работавшего в Германии до середины XX столетия, не была такой драматичной. До самой Октябрьской революции наборный полуустав в России существовал, но уже без активного развития, как бы в заповеднике. Он сохранялся в виде шрифтов Синодальной типографии, которыми издавалась определенная богослужебная литература.

Мы можем видеть эти шрифты в дошедших до нас изданиях из семейных библиотек — добротные, читаемые не только в крупных, но и в мелких кеглях, вполне пригодные для набора больших объемов слитного текста. Многие знаки симметричны, все — устойчивы; в них еще чувствуется прошедшая сквозь века (от греческого унциала и затем устава) неспешность, основательность и монументальность.

Конечно, это не тот полуустав, которым писали в XIV в. Технология накладывает на шрифт свой отпечаток и свои ограничения. И все же к началу XX столетия российскими словолитчиками было создано немало шрифтов, которые были бы сейчас отнесены к группе старорусских и о которых современный потребитель абсолютно ничего не знает.

Несколько особняком в группе старославянских шрифтов стоит вязь — особый вид декоративного письма, сложное сплетение букв, нередко имеющих общие вертикальные мачты. Вязь появилась еще в греческой и византийской книге, но наибольшего расцвета достигла именно в России. Строго говоря, это не шрифт. Точное воссоздание вязи в виде шрифта едва ли возможно — да и какой смысл? Строчки вязи писались от руки, обычно киноварью и образовывали слитную полосу сложного прихотливого орнамента. Читабельность здесь была далеко не первой задачей. Тем не менее вязь послужила (и еще послужит) основой для изумительно красивых заголовочных наборных шрифтов.

С рождением формата OpenType технические препятствия на пути устава и полуустава в издательские системы практически исчезли. Теперь вполне возможно с большой степенью исторической точности создать работоспособный шрифт по правилам, действовавшим в древнерусской книге. Однако на смену техническим ограничениям пришли экономические. Разработка полного ансамбля исторических знаков, с учетом всех правил применения, с тщательным и творческим анализом первоисточников и аккуратным переносом на компьютер и формы, и функции — задача чрезвычайно трудоемкая. Простого энтузиазма здесь мало. Это не под силу даже группе очень упорных и талантливых людей. А спрос на исторический славянский шрифт, увы, не таков, чтобы обеспечить подобному проекту достойное финансирование. Перед нами ситуация, отмеченная во многих областях искусства и техники: хорошая вещь (в данном случае шрифт) кажется ненужной ровно до тех пор, покуда у нас ее нет…

1

Старославянских шрифтов немного, и, может быть, именно поэтому их «экологическая» ниша очень узка. Это или строго профессиональная область — издание церковной литературы и литературных памятников, или реклама и упаковка, причем вполне сложившегося круга продукции. Почему-то возлюбили Ижицу соиздатели кефира, масла и простокваши (рис. 1). Нередко она «пахнет» квасом и хлебобулочными изделиями, а более современные и нарядные шрифты старославянского стиля встречаются в контексте вина и шоколадных конфет.

2

Временами, например, в рекламной кампании 850-летия Москвы, Ижица подчеркивает чьи-то патриотические настроения. Но декоративные шрифты не подходят для профессионального применения (по причине, как минимум, технической — не тот набор знаков), а профессиональные старославянские шрифты практически не используются в рекламе. Слишком тесно связанные с Церковью, они вызывают невольное уважение, а может быть, просто ненужные рекламщикам ассоциации.

3

Какие же старославянские шрифты доступны сегодня потребителю? Заглянем в каталоги.

Вот она, Ижица. Из каталога шрифтов компании ParaType нетрудно узнать, что ее прототипом были рисунки наборного полуустава типографии Российской императорской академии наук конца XIX в. В 1982 г. дизайнер Светлана Ермолаева вернула этим рисункам жизнь под именем шрифта Кириллица, а в 1988-м ею же для Отдела наборных шрифтов НПО «Полиграфмаш» на основе шрифта

Кириллица была создана Ижица. Вот уже 14 лет длится триумфальный путь этого декоративного шрифта. Ижица всем до безумия надоела, ее много раз называли неестественной, слишком стилизованной, конфетной, пряничной — но есть в ней, по-видимому, нечто, точно отвечающее запросам массового невзыскательного пользователя. Впоследствии были разработаны другие цифровые шрифты в старославянском стиле, но серьезную конкуренцию Ижице ни один из них так и не составил (рис. 2).

4

Дизайн-студией DoubleAlex в 1992-1997 гг. было создано семейство Благовест — шрифты, в которых формы и пропорции старославянской вязи служат скорее толчком для собственной фантазии авторов. Благовест 1 (Алексей Гунин, Алексей Чекулаев, 1992) имеет в составе не только кирилличесикй, но и латинский алфавит, который смотрится очень забавно. Благовест 7 (Алексей Чекулаев, 1994-1997) наводит на мысль о том, как бы выглядела вязь на экране с низкой разрешающей способностью (рис. 3).

5

Семейство Фита (Сергей Шанович, 1995) — работа не в пример более серьезная; это как раз те шрифты, которые как-то неловко использовать в рекламе. Фита Полуустав и Фита Вязь включают символы латиницы, зато Фита Церковная — набор знаков допетровского алфавита, позволяющий использовать этот шрифт профессионально. Гарнитура создавалась для фирмы TypeMarket в сотрудничестве с представителями Русской Православной Церкви (рис. 4).

6

Самых добрых слов заслуживает шрифт Евангелие, созданный (в одном начертании) художниками фирмы SoftUnion (Александр Шишкин, Никита Всесветский, 1994). Этот шрифт — добросовестное цифровое воплощение конкретного исторического прототипа (рис. 5).

Шрифт Псалтырь (Никита Всесветский, 1994) фирмы SoftUnion также создан в одном начертании в стиле вязи, имеет в составе буквы под титлами, «юс малый» и букву «йа». Нетрудно представить себе этот шрифт в заголовках книг подходящей тематики (рис. 6).

Названия Россия (Игорь Настенко, 1993) и Русский сувенир (Игорь Настенко, 1996) говорят сами за себя. За основу при разработке этих декоративных гарнитур, выпущенных в свет фирмой SPSL, опять-таки взята вязь (рис. 7).

7

Итак, мы насчитали семь шрифтовых гарнитур старорусского стиля. Каждый, кто не понаслышке знаком с кириллическим шрифтовым наследием, поймет, насколько это мало. В списке отсутствуют целые группы или классы шрифтов. Совершенно не представлен в библиотеке цифрового шрифта устав. Нет ни одного текстового шрифта — а ведь и в Синодальной типографии, и в ранних памятниках книжной культуры полууставом мелкого кегля с успехом набирался слитный текст. Средневековые шрифты — изначально шрифты книжные, текстовые. Но в цифровой библиотеке сейчас представлены только заголовочные варианты. И Фита, и Евангелие нормально работают в кеглях не менее 14-16. Механического уменьшения, при котором тонкие детали рисунка начинают сливаться и пропадать, старославянский шрифт не допускает.

8

Нет в каталогах и шрифтов, основанных на древней русской скорописи — а ведь библиотеки хранят образцы удивительных, редких по красоте почерков. Если европейские шрифтовые богатства освоены и оцифрованы примерно на 99,9%, то ситуация в кириллице прямо противоположна. Меня не удивит, если (пока российские дизайнеры дружно занимаются кириллизацией вчерашних «хитов» латиницы) за разработку кириллического наследия (рис. 8) примутся англичане или американцы…

9

Но из грустного правила есть и приятные исключения. На конкурсе шрифтового дизайна «Кириллица’99» успешно дебютировал шрифт Перцов Скоропись, разработанный дизайнером Владимиром Перцовым. Но Скоропись — не воссоздание исторического образца, а опыт, поставленный художником, можно сказать, на себе самом. За основу шрифта взят собственный рисунок автора — попытка «вернуть гражданство кириллическим формам написания букв». Осмелюсь сказать, что от исторической скорописи шрифт оказался далек: все-таки влияние современности на то, как мы пишем и думаем, чересчур сильно для такого эксперимента (рис. 9).

10

На той же «Кириллице’99» диплом «За совершенство в дизайне шрифта» был присужден московскому художнику И. Келейникову за шрифт Апостол (рис. 10). В авторской аннотации Иннокентий так формулирует свою позицию: «Я не собирался копировать тот или иной существующий образец. Я считал важным понять логику построения полуустава, выделить конструктивные черты, характерные для всех его вариантов, и, очистив от всего случайного, свести в один, «идеальный» полууставный шрифт».

При взгляде на Апостол в его «идеальность» верится, честно говоря, с трудом — линии знаков не производят впечатления единственно возможных. Посмотрите на букву «ф», например. А уж развеселые «головные уборы» букв «й» и «ё» не оставляют никаких сомнений: перед нами весьма прихотливый декоративный шрифт. Что получилось, то получилось, независимо от намерений автора — если только он вообще был серьезен, когда писал свой комментарий. По моему глубокому убеждению, лучше бы никто и никогда не просил художника комментировать свою работу.

11

На международном шрифтовом конкурсе «буква:раз!», прошедшем в Москве в конце 2001 г. , был отмечен еще один шрифт И. Келейникова — Летопись (рис. 11). Нетрудно видеть, что перед нами естественное развитие шрифта Апостол, аналогичное формированию гротеска на основе антиквы. Над рисунком Летописи невольно задумываешься: а если бы в истории русского книгопечатания не произошла насильственная петровская реформа. Может быть, именно таким шрифтом набирались бы заголовки «Коммерсанта» и «Итогов»?

Ведь сейчас даже познание истории происходит по-новому. Это уже не только скрупулезное изучение следов прошлого: в историческую науку пришли методы математического моделирования. Человеческое общество рассматривается как сверхсложная система; теоретическая история имеет дело не только с прошлым, но и с будущим, не только со свершившимся, но и с вероятным. У современной компьютерной истории появилось сослагательное наклонение. А с этой точки зрения и кириллическая фрактура, и полуустав на экране — не абсурд, а всего лишь одна из множества нераскрытых возможностей.

Об авторе: Анна Шмелева ([email protected]) — независимый автор.

Статьи

Методический материал для учебных целей

Составитель статьи: Крючков А. Е., звонарь храма Николая Чудотворца на Болвановке в Москве,
музыкант, артист Большого театра России

Колокол — как памятник истории и культуры

Колокола в истории человечества появились не сразу, и далеко не в том виде, в котором мы знаем сейчас. Колокола изготавливались из разного материала и с применением различных технологий. Известны колокола из дерева, камня, глины, стекла, фарфора, железа, серебра, меди и бронзы. Форма колоколов тоже отличалась разнообразием: овальная, кубическая, конусообразная, чашеобразная. А для их изготовления применялись выдалбливание, лепка с обжигом, точение, клепание и литьё. Постепенно, опытным путём люди пришли к выводу, что самыми благозвучными и дешёвыми являются колокола из меди с добавлением олова, изготовленные способом литья.

Ряд исследователей древних колоколов полагают, что они зародились в Китае, за более чем 1500 лет до Рождества Христова. Так или иначе, но по ряду исторических данных колокола могли появиться в древние времена во многих исторических и культурных центрах Египта, Малой Азии и Ближнего Востока, древней Греции и Рима.

На Руси колокола появились с пришествием христианства — из Византии, в которую они попали ещё ранее из Европы. Непосредственными предшественниками колоколов были била и клепала, когда во время гонений на христиан, о колоколах не могло быть и речи. Тогда призыв к богослужению производился через устное извещение. Позже, в монастырях и храмах, вошли в употребление деревянные доски — била и изогнутые металлические дуги — клепала. Их средством выразительности был, прежде всего – удар, произведённый с разной динамикой, ритмом и темпом, а звуковысотность была выражена слабо, лишь за счёт акустики самой доски или дуги в разных частях. В ранние года христианства применение бил и клепал получило на Руси гораздо большее распространение, чем звон колокола, поэтому их небогатое звуковое разнообразие, а так же звук человеческого голоса, стали основами в последующем развитии средств выразительности русского колокола и колокольного звона.

За свою многовековую историю колокола в России из не очень больших и мало благозвучных сигнальных приспособлений переросли в сложный и совершенный инструмент, достигший весьма значительных размеров. Хотя Россия узнала колокола позже, нежели страны Западной Европы или христианского Востока, период заимствования и ученичества продлился недолго. Уже в XVI столетии в России начали отливаться тысячепудовые колокола-гиганты, а в XVII столетии она обошла все другие державы по числу и весу своих колоколов, звон в которые начал производиться особым способом — «в языки».

С начала этого столетия русские литейщики начинают активно вытеснять иностранных мастеров из московского литейного производства. Русские умельцы, опираясь на достижения западно-европейских литейщиков, разработали свой профиль и методику построения колокола, что позволило им превзойти все ранее известные способы литья. Был сформирован своеобразный «русский стиль» в литье, отличающийся высокой степенью музыкальной точности отливки и художественного оформления.

Колокола того периода стали нести на себе не только звучание, но и историю эпохи, когда они были созданы. Историю поиска форм и состава металла, орнаментов оформления, исторических текстов и изображений, посвящённых определённым событиям, местам и людям. Колокол являлся не только предметом богослужебной практики, но и символом светского общества и государства, с отражением политических событий, экономического состояния, морально-этических законов и норм того периода. Каждый крупный колокол — это исторический и культурный источник сведений об окружавших его событиях. Колокол, как правило, отливался для определённого места по конкретной необходимости, и по заказу одного лица или группы лиц определявших причину и необходимость отливки. Это был памятник в бронзе со всеми атрибутами исторической и культурной принадлежности, который нёс своё главное предназначение – заздравное или поминальное сопровождение исторической эпохи, её правителей и её событий. По этим колоколам сейчас мы узнаём периоды истории храмов, монастырей, городов, царской и церковной власти России с её историческими событиями и культурными запросами, влияниями и предпочтениями. Сверхтяжёлые колокола, которые начали отливать в XVI — XVII веках, отражали имперские амбиции и духовные чаяния всего общества того времени о России как о лидере и преемнице всего православного мира – Третьем Риме. Эту задачу был призван воплотить и самый большой памятник – Царь-колокол.

Колокол — как произведение художественного литья

Первыми металлами, с которыми имел дело человек, были самородные медь и золото. Этому способствовало то, что они легко добывались в виде самородков и россыпей, имели невысокую, чуть больше 1000°С, температуру плавления и принимали необходимую форму с использованием метода холодной деформации и литья. Первыми отливками были художественные изделия из золота в виде различных украшений и предметов религиозного культа. Таким образом, можно предположить, что литейное производство началось с художественного литья.

В 1474 г. Иван III дает наказ своему послу в Венеции С. Толбузину пригласить в Москву опытного зодчего, который бы хорошо знал литейноепроизводство. Этот наказ С. Толбузин выполнил блестяще, привезя с собой втом же году мастера Аристотеля Фиораванти.

В 1478 г. в Москве Фиораванти построил пушечный литейный завод, находившийся в Китай-городе и носивший название «Пушечная изба». Позднее он

возвел на реке Неглинке новый завод, названный «Пушечный двор», где, впоследствии, отливали и колокола. Бронза русских пушек содержала 7 —11% олова, до 2% цинка и 0,4 — 1% свинца. Для колоколов применялась бронза с большим содержанием олова. Так, бронза Царь-колокола содержит 17,21% олова и 81,94% меди, остальное — примеси.
Отливка колоколов со сложным декором (изображениями святых, портретами царей, затейливой вязью церковных текстов) немало способствовала совершенствованию художественного бронзового литья. Подобное стремление к торжественности и пышности справедливо объясняется становлением и укреплением русской монархии. Уже в середине XVII в. отливались большие колокола массой от 130 до 160 тонн, в том числе знаменитый Царь-колокол массой 200 тонн в первой половине XVIII в.

Многовековая культура Древней Руси и история российского государства оставили нам в наследство богатое декоративно-прикладное искусство, которое ярко отразилось и в многочисленных произведениях колокольного мастерства разных краёв и городов. Это орнаментально-поясное оформление в виде украшений и более поздняя смысловая проработка изделий в виде посвятительных надписей и иконографических и исторических изображений.

В общей сложности оформление колоколов можно разделить на:

1. Горизонтальные пояски, бороздки и валики.
2. Орнаментальные фризы геометрического, растительного и зооморфного вида.
3. Посвятительные надписи литые или гравированные и их сочетание.
4. Рельефно отлитые изображения – Высших сил, царей или событий.

В ранний период производства колоколов (12-13в.), на их поверхности можно было увидеть простое изображение круга, креста или креста в круге как символа Иисуса Христа. Украшениями же служили 1 – 2 простых декоративных валика.

Со временем русские литейщики разработали целую систему расположения оформляющих декоративных валиков для разделения колокола на определённые зоны.

В 15 веке на Руси на колоколах стали располагать рельефные надписи.

В 16 веке к надписям часто стали добавлять простой и выразительный орнамент. Псковские мастера 16 века создали совершенно оригинальную систему оформления колоколов. В их тщательно проработанном орнаменте можно отметить изображение виноградной лозы, в сочетании с изображением деревьев со зверями по сторонам. Псковский «звериный» стиль развивался на протяжении всего 16 века сочетанием причудливых трав с заключёнными в них животными – орлами, козликами и барсами.

В 16 веке укрепляется княжество Московское. В нём, как в центре государства Российского, начинается активный поиск новых ярких выразительных средств, как в искусстве, так и в архитектуре. Колокольный декор в то время развивается и усложняется в соответствии с уровнем монархических запросов.

В 17 веке исключительную роль в художественной жизни Руси играла Москва. Для работы в ней привлекались лучшие мастера и художники разных специальностей и разных земель. Мастера обменивались между собой опытом и наработками. Поэтому все сохранившиеся до наших дней московские колокола 17 века по приёмам декоративного убранства очень разнообразны. Встречаются элементы балканского, неовизантийского и ренессансного орнаментального искусства.

Несомненное влияние на колокольный декор оказало и золотошвейное искусство. К середине 17 века так называемые «жемчужники» опоясывают колокола в различных местах. Если их сравнить с царской парадной одеждой, то можно выявить поразительное сходство в стилистике убранства. Такого рода оформление часто встречается на колоколах П. Финляндского, что по особой преемственности стало и особенностью завода «ЛИТЭКС».

Колокола с самого начала имели культовое назначение и использовались в храмовом действе. Поэтому все орнаменты на них были призваны не воспроизводить действительный мир, а воздействовать на него. Поэтому символические библейские персонажи как львы, единороги, орлы и образы райского сада, вместе со звуком колокола, призваны были возвещать о спасении и призывать милость Божию.

Из всех видов колокольного декора позднее всех на колоколах появляются рельефные изображения Господа, Богоматери и святых. Это легко объяснить, ведь для выполнения такого рельефа требуются навыки профессионального скульптора. А их на Руси до второй половины 17 века просто не было.Первым шагом к освоению рельефного изображения человеческого лица можно считать изображения сил небесных — ангелов, появившихся на русских колоколах в 17 веке. Эти изображения являют промежуточную ступень между орнаментальным фризом по расположению, и дальнейшим развитием рельефных изображений, расположенных на поверхности колокола уже не по законам орнамента, а более свободно.

С середины 17 века, во времена патриарха Никона на колоколах стали отливать рельефные скульптурные изображения в полный рост. Один из колоколов никоновского периода, так называемый «Трёвсвятительский» 1666 года, сохранился в Новоиерусалимском монастыре.

В конце 17 – в начале 18 века, требования к оформлению колоколов стали более разнообразными. На колоколах появляются рельефные, крупные изображения различных икон. Литейщики всё больше и больше отступали от классических законов расположения декора. Поэтому говоря о рельефных изображениях на колоколах, нельзя не сказать о литом оформлении знаменитого «Царь-колокола», отлитого в 1735 году в результате совместных трудов литейщиков Ивана и Михаила Моториных. Все скульптурные работы были произведены русским мастером Фёдором Медведевым, обучавшимся в Италии. Декор его уникален. Центральное место отведено изображениям Анны Иоановны и Алексея Михайловича. Оба изображения являют собой тип парадного портрета. Головы царствующих особ выполнены в горельефе, а их одежды – в барельефе. Таким образом, выдающийся памятник отечественного литья является одновременно и замечательным произведением скульптуры. Удивительно и орнаментальное богатство колокола. Надписи расположены непривычными лентами вокруг колокола, а в специальных картушах. В целом, в его декоре реализована традиция русского искусства второй четверти 18 века: обращение к барокко, сочетание реализма с торжественной парадностью и декоративностью.

В 19 веке в России было основано множество частных заводов по литью колоколов. Самых крупных из них насчитывалось около 20. Производство колоколов среднего и большого веса тогда отличалось невиданной доселе пышностью декора. Изображения на колоколах становились всё более монументальными. В отдельных случаях на колоколах располагали целые рельефные пейзажи, как, например, на Соловецком колоколе, отлитом в 1860 году в связи с событиями Крымской войны. 6 июля 1854 года Соловецкий монастырь подвергся артобстрелу двух английских многопушечных фрегатов – «Бриск» и Миранда». Английские корабли выпустили по монастырю около 1800 снарядов и бомб. Превосходство англичан в вооружении оказалось бессильным перед мужеством защитников и мощью крепостных стен. Подводя итоги сражения защитники были удивлены отсутствием жертв в их стане. Одно из последних ядер было обнаружено неразорвавшимся за иконой Божией Матери, что окончательно уверило людей в промысле Божием. Замечательное событие было решено запечатлеть в памятном колоколе.

На исходе 19 века российские колокололитейные заводы регулярно участвовали в государственных промышленных выставках. Те предприятия, которые побеждали в них, имели право изображать на колоколах государственный герб Российской Империи – двуглавого орла.

Колокол — как памятник письменности

Надписи на колоколах известны, по крайней мере, с 7 века. Среди первых надписей – библейские имена Бога. Начертания Альфы и Омеги, т.е. сакральных имён Бога, присутствуют, в основном, на колоколах 12 – 14 веков, т.е. в то время, когда техника литья была ещё не на высоком уровне. С её развитием круг тем и надписей на колоколах резко расширяется. Однако изображения сакральных имён Бога отражало представление о звоне как о гласе Божьем и являлось напоминанием о Страшном Суде.

На Руси на колоколах стали располагать рельефные вкладные надписи в 15 веке. В целом, по способу нанесения, надписи делятся на два вида: выступающие литые и гравированные, выполненные уже после отливки. Примером может послужить самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры — «Чудотворцев» или «Никоновский», отлитый в 1420 году при игумене Никоне.

В искусстве Древней Руси на декоративное оформление колоколов сильнейшим образом повлияло художественное оформление рукописной, а затем и печатной книги. Шрифты и орнаменты книг, менявшиеся на протяжении столетий, находят своё отражение в художественном литье. Самым древним шрифтом, имевшим распространение в церковных книгах в период Киевской Руси, был «УСТАВ». В то время кириллическое письмо выполнялось по единому образцу – уставу, отсюда и название шрифта. Этим шрифтом и выполнена надпись на «Никоновском» колоколе 1420 года. В красивом и отчётливом уставном письме каждая буква пишется отдельно, без знаков препинания и сокращений. Старый устав не знает промежутков между словами. Этим шрифтом написаны тексты книг, начиная с 11 века.

В 14 веке на смену уставу приходит «ПОЛУУСТАВ». У него буквы мельче, очень много надстрочных знаков, разработана целая система знаков препинания. Буквы написаны с небольшим наклоном и со многими верхними и нижними удлинениями. Этот шрифт в книгах использовался до 18 века, а в колокололитейном искусстве и далее, наряду с вязью.

Русская ТИТУЛЬНАЯ ВЯЗЬ характерна затейливым переплетением букв. Вязь трудно читается, но необыкновенно нарядна и декоративна, поэтому в книгах её использовали, в основном, для написания заголовков. Это слитный узор сильно вытянутых в высоту и сплетённых между собой букв. В книгах она достигла большого расцвета при Иване Грозном. А в оформлении колоколов это наиболее распространённый шрифт на протяжении 16 – 18 столетий.

Надписи, как и орнаменты, часто располагали по верхнему и нижнему краю, но есть отдельные случаи, когда надпись покрывает и весь колокол. Примером тому может служить колокол звонницы Саввино-Сторожевского монастыря, отлитый А. Григорьевым с мастерами в 1668 году, откуда голос колокола звучал без малого три столетия: с 1671 по 1941 год. Его надпись была выполнена девятью рядами и покрывала всю его поверхность. Особенно поражала красота его звучания. Именно он был изображен на гербе города Звенигорода. Одна из частей надписи была составленная царём Алексеем Михайловичем и включена в текст колокольной надписи как тайнопись. Из расшифрованного текста следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича — «от любви своеядушевная и от сердечного желания».

В древние времена на колоколе исполнялись краткие надписи имени мастера литейщика или тексты молитв. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, краткие или развёрнутые цитаты богослужебных текстов, исторические сведения, указывающие повод вклада. Колокола часто отливались за здравие, в поминовение умерших, в память исторических событий или жертвовались храмам по обету. А так же каким мастером отлит колокол, кто заказчик, для какого храма и при каком настоятеле. На русских колоколах вообще делались очень пространные надписи, целые летописи, особенно с 17 века, в отличии от их европейских собратьев. Примером может послужить ныне здравствующий Большой Успенский колокол, вылитый на заводе Богданова в 1817 году в ознаменовании победы над наполеоновскими войсками.

Иногда какой-либо колокол из-за трещины или пожара становился непригодным для звона. И тогда из него отливали новый колокол, отображая в надписи и биографию его предшественника.

Изучение надписей и шрифтов русских колоколов иногда выявляет факт привлечения лучших иконописцев-изографов для разработки системы размещения надписей. При изучении литой надписи на «Никоновском» колоколе Троице-Сергиевой Лавры было выявлено влияние творческого почерка Андрея Рублёва.

Колокол — как церковный музыкальный инструмент

Звучание колоколов для православного человека наполнено глубоким духовным смыслом. В древности люди слышали в их ударах отзвук страшных возвещающих труб, данных Ангелам, что напоминало о грядущем Страшном Суде. Позже звук колокола воспринимался как Благая весть – громкая, всеобщая проповедь Евангелия и призыв к молитве. Поэтому музыкальные звуки колоколов никогда не воспринимались в нашей стране отстранённо от церкви, утилитарно, музыкально-развлекательно. Даже такие привнесённые с запада устройства колокольного боя как куранты, особым тембром своих мелодий заставляют задуматься не просто о времени дня, но и о более сложных и высоких понятиях нашей жизни. Особенно это касается Спасской башни московского Кремля. Звук её колоколов — это давно уже устойчивый символ Российской истории, её величия, знак связи времён и особой соборности и духовности общества.

Представители западного общества, попадавшие в Россию ещё в 17 – 18 веках, отмечали для себя, что всякую инструментальную музыку русские отвергают, так как она, как и другие бездушные предметы, не может прославлять и хвалить Творца, а только лишь доставляет удовольствие чувствам и мешает благоговению. Русские колокольные звоны формировались внутри церковной среды как последователи бил и клепал как сигнальных систем оповещения. Истинную музыкальность колоколам дала опора на человеческий голос как на образец в общем смысле, и на богослужебное пение в частности, развитие которого оказало большое тембральное, ладовое в своём многоголосном развитии влияние. Следовательно, музыкальные звуки русских колоколов способствовали благоговению и развитию благочестия в душах людей. И не просто звуки, а звук каждого колокола, сочетание их в наборе, и особая манера исполнения – мастерство звонаря. Ведь в искусстве русских звонов не может быть каких-либо единых законов о «правильном» звучании и манерах исполнения. Каждый колокол, колокольный набор и каждая колокольня строго индивидуальны. Выразительные средства русских колоколов, в отличие от западной мелодики и тональных предпочтений, иные. Они отличаются, прежде всего, ритмически – темповым и динамически – тембровым разнообразием. Помогает этому акустическое богатство звука русского колокола. Задача же звонаря – не бить как попало по всем колоколам, а постараться выделить богатые возможности колокола поиском тембровых сочетаний, ритмических попевок и динамических разнообразий. Построения звона должно быть логично с точки зрения музыкальной формы: вступление – развитие (фразировка) – завершение. Колокольный звон не должен утомлять и развлекать, а должен вовлекать в богослужение. Поэтому в звоне есть все возможности для проявления индивидуальных качеств звонаря – почерка и стиля, как основы обретения опыта, интуиции и особого духовного слуха. Грамотная и богатая стилистика звона может привести к возникновению традиции как индивидуальной, так и местной, региональной, национальной, конфессиональной.

В рамках изучения звукового богатства колокола основные сведения и понятия в его акустике могут оказаться важными для звонарей и их исполнительского искусства. Для этого надо понять, что такое звук и как он появляется.

Любой звук появляется в результате колебаний какого-либо тела в воздухе или иных средах. Эти колебания сродни движению маятника, но со скоростью примерно от 20 до 20000 движений в секунду в слышимом нами диапазоне. Если этот маятник будет чертить полосу, то появится след – синусоида. Её нужно рассмотреть в определённой системе координат, где горизонтальный вектор будет отображать число колебаний в секунду или высоту звука – ЧАСТОТУ, которая определяется в герцах (Гц). Вертикальный вектор будет отображать интенсивность, или громкость – АМПЛИТУДУ, которая выражается в децибелах (Дб). Такие синусоидальные колебания, из которых складываются яркие и сложные сигналы в определённых частях спектра звука, называются ОБЕРТОНАМИ. Амплитуда или звучание каждого из обертонов имеет разную продолжительность. Подобная «живучесть» обертонов и является основой красоты и качества колокольного звука. Однако каждое звучащее тело рождает свой неповторимый рисунок обертонов. Он может различаться существенно, и тогда мы различаем звук колокола или скрипки; может различаться в деталях, и тогда мы различаем два колокола, но по-разному звучащие. Такое различие называется ТЕМБРОМ, особой окраской звуков в сочетании обертонов.

Момент удара языка о край колокола, при котором вспыхивают все обертона, называется АТАКОЙ. Быстрее всего исчезают обертоны с высокой частотой. Если их много, то звук приобретает излишне резкое звучание, металлический призвук, что неприятно сказывается на восприятии. Причина может быть и в профиле колокола, и в плохом языке, который играет большую роль в формировании звука. Музыкальной основой звука колокола являются нижние и средние обертона.

Достаточное присутствие средних обертонов делает тембр колокола особенно полным и красочным. А основой звучания большого колокола являются его нижние обертона. Первый из них называется УНТЕРТОН или тон гудения. Он возникает не сразу, а по мере возбуждения звуковых колебаний всего колокола и длится дольше всех. Второй называется ОСНОВНЫМ ТОНОМ и различается с первым примерно на октаву вверх. По нему определяется основная тональная принадлежность всего звучания колокола. Существует масса и других тонов, которые придают особую неповторимость звуку русского колокола. Подобное акустическое богатство русского колокольного профиля определилось к середине 17 – 18 веков. Именно тогда была найдена та тембральная полнота звука, которая является сейчас национальной и культурной особенностью и достоянием русского колокола.

Есть ещё одно важное понятие, влияющие на звук колокола – это МЕНЗУРА. То есть зависимость толщины стенки профиля от общего диаметра. Этими факторами можно существенно влиять на высоту и качество звука. Ведь чем тоньше стенка, тем реже, медленнее её колебания и ниже звук. Но если диаметр колокола больше необходимого, то обертона начинают складываться в сочетание не очень приятное для восприятия. Возникает призвук, не отвечающий понятиям красоты колокольного звука. Примером могут служить азиатские, буддийские колокола. Здесь применима аналогия со струной. Если, например, взять две нижние струны роялей, один из которых будет концертным, полноразмерным, а другой – кабинетным, вдвое меньшим по длине. Настроены они будут одинаково и в одной и той же октаве. Но, при возникновении звука мы сразу почувствуем различия в тембре: концертная струна будет звучать богаче и дольше, а кабинетного – пусто, скованно и не долго. Колокол тоже является струной, но замкнутой.

Русский профиль колокола отличало удачное сочетание факторов профиля и мензуры, раскрывающие его богатство и силу. Но такое богатое обертоновое сочетание каждого колокола значительно усиливалось в характере общего звона колоколов. Происходил процесс усиления (интерференции) отдельных совпадающих по тону обертонов. Подобный акустический эффект не только обогащал, но и усиливал общее звучание, и колокола слышно очень далеко. Богатство их звука как принцип соборности и народности русской культуры стало одним из объединяющих начал нашего общества. Поэтому тема колокола оказала большое влияние не только на поэзию и живопись, но и на русскую классическую музыку. Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка, Рахманинов отражали в своём творчестве тему колокола. Они выражали это не только звукоподражательно, но и прописывали средствами оркестра конкретную структуру и стиль звона, существовавший в тот период, оставив бесценные свидетельства вековых традиций колокольного звона и обогатив им русскую классическую музыкальную культуру.


Азиатский текст, кириллица и текст с письмом справа налево в PDF-файлах, Acrobat

Руководство пользователя Отмена

Поиск

Последнее обновление: 12 января 2022 г., 08:42:46 по Гринвичу | Также относится к Adobe Acrobat 2017, Adobe Acrobat 2020

  1. Руководство пользователя Acrobat
  2. Знакомство с Acrobat
    1. Доступ к Acrobat с рабочего стола, мобильного устройства, Интернета
    2. Что нового в Acrobat
    3. Сочетания клавиш
    4. Системные требования
  3. Рабочее пространство
    1. Основы рабочего пространства
    2. Открытие и просмотр PDF-файлов
      1. Открытие PDF-файлов
      2. Навигация по страницам PDF
      3. Просмотр настроек PDF
      4. Настройка просмотра PDF
      5. Включить предварительный просмотр эскизов PDF-файлов
      6. Отображение PDF в браузере
    3. Работа с учетными записями онлайн-хранилища
      1. Доступ к файлам из ящика
      2. Доступ к файлам из Dropbox
      3. Доступ к файлам из OneDrive
      4. Доступ к файлам из SharePoint
      5. Доступ к файлам с Google Диска
    4. Acrobat и macOS
    5. Уведомления Acrobat
    6. Сетки, направляющие и измерения в PDF-файлах
    7. Азиатский текст, кириллица и текст с письмом справа налево в PDF-файлах
  4. Создание PDF-файлов
    1. Обзор создания PDF-файлов
    2. Создание PDF-файлов с помощью Acrobat
    3. Создание PDF-файлов с помощью PDFMaker
    4. Использование принтера Adobe PDF
    5. Преобразование веб-страниц в PDF
    6. Создание PDF-файлов с помощью Acrobat Distiller
    7. Настройки преобразования Adobe PDF
    8. PDF-шрифты
  5. Редактирование PDF-файлов
    1. Редактирование текста в PDF-файлах
    2. Редактирование изображений или объектов в PDF
    3. Поворот, перемещение, удаление и перенумерация страниц PDF
    4. Редактировать отсканированные файлы PDF
    5. Улучшение фотографий документов, снятых с помощью мобильной камеры
    6. Оптимизация PDF-файлов
    7. Свойства PDF и метаданные
    8. Ссылки и вложения в PDF-файлах
    9. слоев PDF
    10. Миниатюры страниц и закладки в PDF-файлах
    11. Мастер действий (Acrobat Pro)
    12. PDF-файлы, преобразованные в веб-страницы
    13. Настройка PDF для презентации
    14. Статьи в формате PDF
    15. Геопространственные файлы PDF
    16. Применение действий и сценариев к файлам PDF
    17. Изменить шрифт по умолчанию для добавления текста
    18. Удалить страницы из PDF
  6. Сканирование и распознавание символов
    1. Сканирование документов в PDF
    2. Улучшение фотографий документов
    3. Устранение неполадок сканера при сканировании с помощью Acrobat
  7. Формы
    1. Основы форм PDF
    2. Создание формы с нуля в Acrobat
    3. Создание и распространение PDF-форм
    4. Заполнение PDF-форм
    5. Свойства поля формы PDF
    6. Заполнение и подписание PDF-форм
    7. Настройка кнопок действий в формах PDF
    8. Публикация интерактивных веб-форм PDF
    9. Основные сведения о полях формы PDF
    10. Поля формы штрих-кода PDF
    11. Сбор данных форм PDF и управление ими
    12. О трекере форм
    13. Справка по PDF-формам
    14. Отправка PDF-форм получателям по электронной почте или на внутренний сервер
  8. Объединение файлов
    1. Объединение или объединение файлов в один PDF-файл
    2. Поворот, перемещение, удаление и перенумерация страниц PDF
    3. Добавление верхних и нижних колонтитулов и нумерации Бейтса в PDF-файлы
    4. Обрезать страницы PDF
    5. Добавление водяных знаков в PDF-файлы
    6. Добавление фона в PDF-файлы
    7. Работа с файлами компонентов в портфолио PDF
    8. Публикация и совместное использование портфолио PDF
    9. Обзор портфолио PDF
    10. Создание и настройка портфолио PDF
  9. Публикация, рецензирование и комментирование
    1. Публикация и отслеживание PDF-файлов в Интернете
    2. Разметка текста с правками
    3. Подготовка к просмотру PDF
    4. Запуск обзора PDF
    5. Размещение общих обзоров на сайтах SharePoint или Office 365
    6. Участие в обзоре PDF
    7. Добавление комментариев к PDF-файлам
    8. Добавление штампа в PDF
    9. Рабочие процессы утверждения
    10. Управление комментариями | посмотреть, ответить, распечатать
    11. Импорт и экспорт комментариев
    12. Отслеживание и управление обзорами PDF
  10. Сохранение и экспорт PDF-файлов
    1. Сохранение PDF-файлов
    2. Преобразование PDF в Word
    3. Преобразование PDF в JPG
    4. Преобразование или экспорт PDF-файлов в файлы других форматов
    5. Параметры формата файла для экспорта PDF
    6. Повторное использование содержимого PDF
  11. Безопасность
    1. Расширенный параметр безопасности для PDF-файлов
    2. Защита PDF-файлов с помощью паролей
    3. Управление цифровыми идентификаторами
    4. Защита PDF-файлов с помощью сертификатов
    5. Открытие защищенных PDF-файлов
    6. Удаление конфиденциального содержимого из PDF-файлов
    7. Настройка политик безопасности для PDF-файлов
    8. Выбор метода защиты для PDF-файлов
    9. Предупреждения системы безопасности при открытии PDF-файла
    10. Защита PDF-файлов с помощью Adobe Experience Manager
    11. Функция защищенного просмотра для PDF-файлов
    12. Обзор безопасности в Acrobat и PDF-файлах
    13. JavaScripts в PDF-файлах как угроза безопасности
    14. Вложения как угроза безопасности
    15. Разрешить или заблокировать ссылки в PDF-файлах
  12. Электронные подписи
    1. Подписание PDF-документов
    2. Сохраните свою подпись на мобильном телефоне и используйте ее везде
    3. Отправка документов на электронные подписи
    4. Создать веб-форму
    5. Массовый запрос электронной подписи
    6. Прием онлайн-платежей
    7. Бренд вашей учетной записи
    8. О подписях сертификатов
    9. Подписи на основе сертификата
    10. Проверка цифровых подписей
    11. Утвержденный список доверия Adobe
    12. Управление доверенными удостоверениями
  13. Печать
    1. Основные задачи печати PDF
    2. Печатные буклеты и портфолио в формате PDF
    3. Расширенные настройки печати PDF
    4. Печать в PDF
    5. Печать цветных PDF-файлов (Acrobat Pro)
    6. Печать PDF-файлов нестандартных размеров
  14. Специальные возможности, теги и переформатирование
    1. Создание и проверка доступности PDF
    2. Специальные возможности в PDF-файлах
    3. Инструмент порядка чтения для PDF-файлов
    4. Чтение PDF-файлов с функциями перекомпоновки и специальных возможностей
    5. Редактирование структуры документа с помощью панелей «Содержимое» и «Теги»
    6. Создание доступных PDF-файлов
  15. Поиск и индексирование
    1. Создание указателей PDF
    2. Поиск PDF-файлов
  16. Мультимедийные и 3D-модели
    1. Добавление аудио-, видео- и интерактивных объектов в PDF-файлы
    2. Добавление 3D-моделей в файлы PDF (Acrobat Pro)
    3. Отображение 3D-моделей в PDF-файлах
    4. Взаимодействие с 3D-моделями
    5. Измерение 3D-объектов в PDF-файлах
    6. Настройка 3D-видов в PDF-файлах
    7. Включить 3D-контент в PDF
    8. Добавление мультимедиа в PDF-файлы
    9. Комментирование 3D-проектов в PDF-файлах
    10. Воспроизведение видео, аудио и мультимедийных форматов в PDF-файлах
    11. Добавить комментарий к видео
  17. Инструменты для печати (Acrobat Pro)
    1. Обзор инструментов для печати
    2. Принтеры и визирные линии
    3. Предварительный просмотр вывода
    4. Сведение прозрачности
    5. Преобразование цвета и управление чернилами
    6. Цвет захвата
  18. Предпечатная проверка (Acrobat Pro)
    1. Файлы, совместимые с PDF/X, PDF/A и PDF/E
    2. Предполетные профили
    3. Расширенный предполетный осмотр
    4. Предполетные отчеты
    5. Просмотр результатов предварительной проверки, объектов и ресурсов
    6. Цели вывода в PDF-файлах
    7. Исправление проблемных областей с помощью инструмента Preflight
    8. Автоматизация анализа документов с помощью дроплетов или предпечатных действий
    9. Анализ документов с помощью инструмента Preflight
    10. Дополнительные проверки в Preflight tool
    11. Предполетные библиотеки
    12. Переменные предварительной проверки
  19. Управление цветом
    1. Поддержание согласованности цветов
    2. Настройки цвета
    3. Документы с управлением цветом
    4. Работа с цветовыми профилями
    5. Понимание управления цветом

PDF-файлы на азиатском языке

You может использовать Acrobat для просмотра, поиска и печатать PDF-документы, содержащие азиатский текст (традиционный и упрощенный китайский, японский и корейский). Вы также можете использовать эти языки при заполнении форм, добавлении комментариев и применении цифровых подписей.

Почти все функции Acrobat поддерживаются для традиционный и упрощенный китайский, японский, и корейский текст, если вы устанавливаете соответствующий шрифт азиатского языка пакеты.

В Acrobat в Windows необходимо установить поддержку азиатского языка файлы, используя выборочную установку и выбрав азиатский язык Варианты поддержки в разделе «Создать Adobe PDF» и Просмотр Adobe PDF.

PDFMaker и Adobe PDF-принтер автоматически встраивает большинство азиатских шрифтов в ваш файл при создании файлов PDF. Вы можете контролировать, будут ли азиатские встроены шрифты.

В Windows вы можете просматривать и печатать файлы, содержащие азиатские языки, не имея необходимых В вашей системе установлена ​​поддержка азиатских языков. Если вы попытаетесь открыть файл PDF, для которого требуется языковая поддержка, вы автоматически предложил установить необходимые шрифты.

Кириллица, среднеевропейская и PDF-файлы на восточноевропейских языках

Вы можете работать с файлами Adobe PDF которые содержат кириллический текст (в том числе болгарский и русский), центральные Европейский текст и восточноевропейский текст (включая чешский, венгерский и польский), если шрифты встроены в файлах PDF. Если шрифты встроены, вы можете просмотреть и распечатать файлы в любой системе. Шрифты не нужно встраивать для использования функция поиска.

Примечание:

При открытии файла PDF, в котором поля формы или текстовые поля содержат эти языки, но шрифты не встроены и не установлен в вашей системе, выбрав «Справка» > «Проверить наличие обновлений сейчас». автоматически предлагает загрузить и установить необходимые шрифты.

Иврит, арабский, тайский и вьетнамский язык PDF

Acrobat поддерживает ввод и отображение тайского и вьетнамского текста. Только в Windows, Также поддерживаются арабский и иврит. По умолчанию язык с письмом справа налево Параметры включены в региональных настройках арабского языка и иврита (в Windows).

Включить языки с письмом справа налево

Включение параметры языка справа налево отображают элементы пользовательского интерфейса для управления направлением абзаца, стилем цифр и лигатурой. Когда этот параметр выбран, вы можете указать направление письма (слева направо или справа налево) и тип цифр (западные или арабо-индийский) используется для создания и заполнения определенных полей формы, добавление цифровых подписей и создание разметки текстовых полей.

Включить Параметры языка с письмом справа налево включены по умолчанию для арабского языка. и региональные настройки иврита.

  1. В диалоговом окне «Настройки» в разделе «Категории» выберите «Язык».

  2. Выберите «Включить параметры языка с письмом справа налево».

Войдите в свою учетную запись

Войти

Управление учетной записью

Войдите в свою учетную запись

Войти

Управление учетной записью

MergeGlyphs | Glyphs

MergeGlyphs позволяет выбирать и объединять изменения из одного файла в другой.

Как использовать MergeGlyphs

Открыть шрифты для сравнения

Сначала выберите File > New , чтобы открыть новое окно сравнения.

Затем добавьте файлы .glyphs , перетащив их на левую и правую панели (где написано Перетащите файл сюда ). Или нажмите на Выберите… В раскрывающемся меню в строке заголовка окна выберите Выберите… GlyphsMerge продолжит отображать все различия между двумя рассматриваемыми файлами.

Значение Н/Д означает, что в шрифте отсутствует соответствующая настройка, запись или информация.

Сравнение параметров шрифта

На боковой панели слева выберите Шрифт . MergeGlyphs отобразит различия в списке. Выберите одну или несколько записей в списке и нажмите на кнопки Используйте Left (Cmd-вправо) или Используйте Right (Cmd-влево), чтобы объединить информацию с другим шрифтом соответственно.

Список включает все записи, которые вы обычно найдете на вкладках Font, Features, Instances и Other Settings окна File > Font Info Glyphs.

Сравнение общих настроек мастера

На боковой панели слева выберите Мастер . Переключайтесь между мастерами с помощью выпадающих меню в верхней части окна:

Список включает все записи, которые вы обычно найдете в Файл > Информация о шрифте > Мастера в глифах, такие как зоны выравнивания, стандартные основы и вертикальные метрики. В нем также перечислены глобальные направляющие:

Выберите одну или несколько записей в списке и нажмите кнопки Использовать влево (Cmd-вправо) или Использовать вправо (Cmd-влево), чтобы объединить информацию с другим шрифтом соответственно. .

Сравнение кернинга

На боковой панели слева выберите Кернинг . MergeGlyphs отобразит различия кернинга в списке и визуализирует текущую выбранную пару кернинга. Визуализация содержит дополнительные буквы (обычно строчную букву n) для справки.

Выберите одну или несколько записей в списке и нажмите на кнопки Использовать левый (Cmd-вправо) или Использовать правый (Cmd-левый), чтобы добавить или перезаписать пару(и) керна в другом шрифте, соответственно .

Сравнение отдельных глифов

Сначала выберите имя глифа на боковой панели. (Подсказка: вы можете использовать Найдите поле вверху, чтобы сузить отображаемые имена глифов.) MergeGlyphs отобразит как глифы, так и наложение с цветовой кодировкой между ними, чтобы визуализировать все различия между двумя глифами, а прямо под ним — «список различий».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *