Разное

Слитный шрифт: Лучшие 20 рукописных и каллиграфических шрифтов для презентации

13.09.2023

Amalta в работе: книга «Шараз-де» Серджо Топпи

ПрактикаНаши шрифты

В 2015 году в издательстве Zangavar вышел сборник графических новелл, основанных на восточных мифах. Мы поговорили с дизайнером Ильёй Жериковым о работе над переводными комиксами, о любви к Amalta и о том, как шрифт превращается в восточный, если стоит в правильном месте

1 марта 2021 г.

  • Илья Жериков
  • Дизайнер, арт-директор

Zangavar — это микроиздательство, состоящее из двух с половиной человек. Я работал там с 2013-го по 2017-й. Поначалу мы издавали классику европейских и американских детских комиксов, а в 2014 году наш арт-директор Володя Морозов съездил в Ангулем на большой европейский фестиваль, увидел там книжки Серджо Топпи и загорелся издать их в России. Но было понятно, что это более серьёзная возрастная категория — настоящие графические новеллы для взрослых.

Пока мы медленно и печально готовили книжку, выкупали права, я делал шрифт, которым набраны баблы. Но тут случился кризис 2014-го, и денег ни у кого не стало, а роялти платятся в евро. И я, пока верстал книжку, вспомнил про Amalta. Всё думал, как бы её протащить, потому что она стоила 50 евро на MyFonts. Осенью 2014-го это стали прямо деньжищи, особенно для маленького издательства. И я просто набирал названия глав на сайте MyFonts, он выдавал, как это будет выглядеть, я делал скриншоты, вставлял в вёрстку и надеялся, что оно приживётся. И действительно, оно так прекрасно прижилось, что когда мы уже вышли на финишную, то отказываться было жалко. И арт-директор договаривался напрямую с Верой Евстафьевой о покупке Amalta. Она была счастливо куплена и зажила своей жизнью.

Сама книжка — это даже не парафраз, а скорее вариация на тему «Тысячи и одной ночи», очень красивая, очень тонкая. Какие-то новеллы близки к известным арабским сказкам. Какие-то не арабские, а буддийские — повествуют о том, что всё пустота, суета, всё пройдёт, ничто не имеет смысла.

Как это вяжется с Amalta? Чёрт его знает. Во-первых, Amalta в заголовках выполняет роль заземлителя. Там очень тонкая летящая графика, тушь с подсветкой акварелью, и Amalta — это такие большие верстовые столбы. Ты движешься по дорожке из новелл, и в начале карты тебя встречает большой суровый каменный столб, набранный Amalta, который говорит тебе: глава называется так. А дальше всё снова легко, непринуждённо и воздушно.

Почему Amalta? Одно дело, что я в неё влюбился сразу, как увидел. Но почему она так хорошо встала? Я провёл маленький ресёрч и понял, что в кириллическом мире, если что-то с арабскими корнями, то оно набирается либо злополучным шрифтом Arabskij, который весь прямо стилизация под арабскую вязь, либо просто плотным каллиграфическим шрифтом. Как фрутигеровский Ondine, например. У него есть очень любительская кириллизация, явно на коленке сделанная. Ей любят писать все эти «Восточные сказки», «Алладины» и «Базары», хотя у неё в основе вообще готические почерки.

В одном из англоязычных изданий, кстати, на обложке стоял как раз Ondine. Видимо, не только у нас так набирают.

Legende Эрнста Шнайдлера — ещё один шрифт из этой категории. Его под именем Aladdin переиздали и применяют до сих пор.

И вот, рядом с ними я увидел Amalta, в которой тоже было что-то неуловимо восточное, что-то помимо этих концевых росчерков. Я не могу точно сформулировать. С одной стороны, в каких-то пластических решениях она очень похожа на ранние арабские куфические почерки. С другой — на позднеготические — например, от Rotunda в ней довольно много. Какая-то магия инструмента, плоской кисти. Удивительно.

  • Александра Ширшова
  • Арабист, консультант по арабскому языку и культуреEastEast Paper

Когда я увидела Amalta, она не показалась мне восточной. Но я подумала: что вообще делает восточным стилизованный шрифт?

Во-первых, слитное написание, которого здесь нет, хотя буквы расположены близко друг к другу. В арабской и персидской вязи расстояния есть только между словами (между буквами одного слова — очень редко).

Во-вторых, о восточном происхождении говорит каллиграфический инструмент — калам. Это специальное перо, полая деревянная палочка со скошенным концом. Благодаря её форме получаются засечки, как у «Ш», и капли, как у «А». На самом деле, использование калама прослеживается здесь в каждой букве.

Отходящий от «Ш» штрих в начале слова в арабской традиции называется «татвиль», а в персидской — «кашида». Такие используются, чтобы связывать буквы при выключке по ширине. Они однозначно добавляют восточности, но для арабской каллиграфии использование таких элементов в начале и в конце слова недопустимо; а в персидской — вполне может существовать.

И ещё в слове «Шараз-де» татвиль исходит из середины последней буквы. Для вязи это невозможно, «удлинения» могут находиться только внизу строки. Иногда это эксплуатируют в стилизованных шрифтах — просто объединяют все буквы полоской на уровне базовой линии.

  • Владимир Кричевский
  • Графический дизайнер, искусствовед, художественный критик. Из «Рецензии на три шрифта»

Amalta основана на письме плоской кистью и выдаёт свою органику сполна.

Здесь есть нечто не по-западному готическое, но кто такая Amalta, я, к сожалению, не знаю. Благодаря, но не вопреки своеобразию этот шрифт совершенно не претендует на какое-то определённое литературно-жанровое амплуа, и это хорошо.

Упомянутые шрифты

 

Amalta

Перевод на английский: Дина Мингалиева

Фотографии: Анна Глазко

Типографика в терминах и образах. Т. 1 21

Глухая верстка в чистом виде — крайняя редкость. Она вынуждает типографа

либо разрывать строку, либо сужать ее, образуя две узких колонки по бокам от
иллюстрации. В обоих случаях читатель испытывает серьезнейшие неудобства.

Чтобы заключить элемент в «раму» из текста без неприятных последствий,
надо разбить текст на куски с ясно различимыми границами и с очевидной
последовательностью перехода от одного куска к другому. Лучшую возможность
предоставляет многоколонная верстка. Например, двухколонник позволяет
получить «островок» прямо посередине полосы. Естественно, в эпоху

зеркальной симметрии типографы не могли упустить такую возможность.
Достаточно вспомнить, например, ренессансную полосу в окружении
примечаний или же страницу иллюстрированного журнала прошлого века.

В глазах «новых типографов» 20-х годов глухая верстка превратилась в один
из символов декоративного формализма. В 1928 году, желая поставить крест
на старой типографике, Ян Чихольд буквально перечеркнул собственную
иллюстрацию, изображающую центричную композицию с двустронней
оборкой. Иллюстрация, помещенная в известном пособии по типографике
(148, с. 214), снабжена примечательной декларацией: «»Декоративно»,
непрактично и неэкономично (= некрасиво)».

30

Готический шрифт

Шрифт готического стиля, особая
форма латинского алфавита. Она отличается от латиницы (антиквы) не только
по рисунку, но и особенностями некоторых графем.

Допечатную историю готического шрифта, начавшуюся в XII веке,
можно рассматривать как некий излом на генеральной линии эволюции
латинского письма. «Спрямление» линии произошло лишь в XV веке,
когда итальянские гуманисты обратились к забытому каролингскому
минускулу (см. Антиква).

Однако готический шрифт успел прочно закрепиться в наборе. Именно
с готического шрифта — в форме так называемой текстуры — началась история

наборных письмен. В течение второй половины XV века набор воспроизвел
развитие готической каллиграфии, но как бы в обратном порядке. На смену
монотонной и торжественной текстуре пришел более пластичный и легкий
швабахер, замещенный в последующие века довольно замысловатой фрактурой.
Так на генеалогическом древе наборного шрифта образовалось ответвление,
параллельное стволу антиквы. Ранний период книгопечатания знал
и промежуточные формы, в том числе так называемую готическую антикву,
основанную на рукописном шрифте Петрарки.

Термин «готический» отражает всего лишь неприязнь итальянских

гуманистов к якобы варварскому стилю средневековья. Применительно
к шрифту этого стиля известны и менее условные названия. В немецкой
литературе распространен термин gebrochene Schrift (ломаный шрифт),
а англичане предпочитают слитное сочетание blackletter. Оба термина
указывают на существенные графические особенности: заострения и изломы
вместо засечек и скруглений, а также преобладание жирных вертикальных
штрихов при довольно узких и сближенных пропорциях всех знаков. Отсюда
готический шрифт благорасположен к лигатурам и не выносит разрядки. Он
в большей мере чем антиква сохранает связь с каллиграфической традицией
и отчасти поэтому сопротивляется введению принципиально новых рисунков
и каких-либо выделительных начертаний (см. Рисунок шрифта, Начертание
шрифта). Прописные знаки настолько специфичны и витиеваты, что не
позволяют набирать ими строку или слово целиком (см. Прописные и строчные
знаки). Нарушения этих правил, попытки приравнять готический шрифт
к антикве лишь сопутствовали снижению его авторитета.

В течение XVI века антиква вытеснила готику повсюду, кроме Германии
и некоторых других германоязычных стран. До этого разные шрифты
сосуществовали, причем антиквой было принято набирать древних классиков,
а готический шрифт обслуживал богословские сочинения и литературу на
национальных языках.

Лигатура

Акцидентный шрифт

Разрядка

Прописные и строчные знаки

Антиква

Русский шрифт

Наборный шрифт

Рисунок шрифта

Начертание шрифта

Акциденция

Газета

Дигитальный набор

Набор

Строка

88

С начала XVII века готический шрифт начинает ассоциироваться
с национальным немецким, давая будущим поколениям немцев повод для
спора на тему «антиква или фрактура?». Сопротивление «бесформенному
и уродливому шрифту» — так аттестовали его поборники антиквы братья
Гримм — длилось с переменным успехом вплоть до 1941 г°Да. когда
(еще до крушения Третьей империи!) антиква получила исключительные
права согласно специальному указу.

И все же поверженный готический шрифт не превратился в мертвый.
Вырвавшийся из своей стилевой эпохи, он до сих пор в ходу не только как
трогательное напоминание о колыбельном этапе типографики. Заголовки
ряда газет, некоторые примеры акциденции (не обязательно романтической),
каталоги шрифтов для любого вида набора (в том числе и дигитального)
говорят об основательности, разнообразии и даже способности к развитию
готического шрифта.

Из всех шрифтов готический имеет, казалось бы, наименьшее отношение
к русской графической культуре (см. Русский шрифт). До сих пор в нем видится
нечто иноземное и даже враждебное. Три готических буквы в заголовке
книги Ю.Смолича «Они не прошли», изданной в 1947 Г°ДУ> не оставляли
сомнения в том, кто они. Но в 30-е годы прошлого века готический шрифт
успешно применялся в качестве акцидентного в русской печати.
Ю.Герчук, не видя в этом курьеза, отдает должное русскому готическому:
«Он помогал установить зримую связь между обликом книги и модной
в романтической литературе средневековой тематикой — не только
европейской, но и русской (…). Вместе с этим шрифтом в русскую книгу
входила прямая стилизация» (ігб, с. 86).

31

Наборный шрифт без засечек
и заметного контраста (см. Контрастность шрифта). Его можно также
определить как египетский шрифт без засечек. Кстати, при первом появлении
он так и назывался — египетским. Родовое имя «гротеск» происходит
от названия вполне конкретной гарнитуры, представленной в 1832 году.

У этого интернационального термина много местных синонимов, иные
из которых вносят симптоматичную путаницу.

Англичане называют гротеск на французский манер — sans serifs, что
буквально значит «без засечек», а сами французы применяют слово antique.
Отсюда и русский термин «древний». Он указывает на некоторое
поверхностное сходство гротеска с лапидарным древнегреческим шрифтом.

В США предпочитают термин gothic type, подчеркивая тем самым момент
упрощения, огрубления исходной антиквенной модели (не путать с собственно
готическим шрифтом). Намек на крайнюю лапидарность слышится и в русском
термине «рубленый шрифт».

По-научному строг термин, принятый в немецком стандарте классификации
шрифтов: Serifenlose Linear-Antiqua — «линеарная антиква без засечек».
В этом термине привлекает именно отождествление с антиквой. Обычно
её воспринимают как некую противоположность гротеску. Но если посмотреть
глубже, это не так. Да, гротеск избавлен от изящных признаков письма
пером и мелких завершающих деталей. Форма его букв действительно
сведена к каркасу. Но сам каркас в гротесках добросовестно воспроизводит
пластический строй и пропорции антиквы в разных ее вариантах.

Прежде гротески называли также скелетными шрифтами, но сегодня этот
термин закрепился за их сугубо линейными сверхсветлыми разновидностями,
производящими впечатление бесплотных шрифтов.

Первый гротеск родился в Англии в і8і6 году (типограф Уильям Кезлон ГѴ).
Время от времени в прошлом веке появлялись и другие гротески разной
плотности и насыщенности (см. Плотность шрифта, Насыщенность шрифта).
Иногда они использовались для выделений (например, вокабул в словарях)
и совсем редко — для набора сплошного текста. Гротески создавались
как акцидентные шрифты и тогда на большее не претендовали. Строго говоря,

Гротеск

Египетский шрифт

Антиква

Контрастность шрифта

Удобочитаемость

Сплошной текст

Акцидентный шрифт

Наборный шрифт

Гарнитура

Плотность шрифта

Насыщенность шрифта

Готический шрифт

39

Merge Font БЕСПЛАТНО скачать и похожие шрифты 017 Скачать @font-face Kit

Бесплатно для личного и коммерческого использования

Скачать Шрифт

5

2

голосов

  • Бесплатно для коммерческого использования
  • Без засечек
  • Округленный
  • Текст
  • Обычный
  • Современный
  • Мягкий