Разное

Шрифты для кириллицы: Кириллические шрифты | Шрифты Онлайн

30.01.2023

Лучшие свободные моноширинные шрифты с поддержкой кириллицы / Хабр

В 2011 году была переведена хорошая статья „Лучшие шрифты для программирования“. Теперь представляется список самых удачных шрифтов для кода на момент июня 2014 года.
Хотя я и уверен, что многих устраивает Courier New, используемый по умолчанию в Windows во многих редакторах. Но, как человек любящий типографику, настаиваю обратить внимание на одну из гарнитур из этой статьи. Хороший шрифт — это прекрасно!

Шрифты гарнитур будут оцениваться по качеству кириллицы и красоте всех остальных символов, применяемых во время написания кода. Для демонстрации использовался редактор Brackets. Важно, изображения в статье не могут отражать реальные ощущения от применения шрифта в вашем редакторе. Поэтому лучше попробовать несколько вариантов и выбрать подходящий.

PT Mono

Разработан в России при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. На сайте разработчиков можно найти более подробное описание.

Обладает очень качественной кириллицей. Но в остальном имеет несколько недостатков. Символ «минус» ниже символа «плюс», и не оцентрован относительно знака «равно», т. е. «-=» будет смотреться не красиво. Все скобки располагаются низко, хотя такой подход прослеживается во многих шрифтах.
PT Mono — личный выбор автора поста.
Можно скачать с ЖЖ разработчиков.

Нормальное начертание

Более темное начертание

Droid Sans Mono

Семейство Droid разработано корпорацией добра для мобильных устройств. Доступен в Google Fonts, но эта версия имеет существенный недостаток — неперечеркнутый ноль. Версию с перечеркнутым, а также нулем с точкой, можно скачать на стороннем сайте.
Отличается довольно сносной кириллицей. Хорошо подходит для любого кода. Я уже несколько лет использую именно его. Однако шрифт всё же имеет небольшие недостатки.

DejaVu Sans Mono

У него есть вики, оттуда его можно скачать.
Обладает плохой кириллицей (но бывает и хуже). Не имеет ярких минусов в остальном. Но и выделиться тоже нечем.

Cousine

Гарнитура от автора Droid Sans, созданная для разработчиков. Можно скачать с Google Fonts.
Кириллица на уровне DejaVu. Остальное симпатичное и читабельное.

Нормальное начертание

Более темное начертание

Ubuntu Mono

Входит в линейку фирменных шрифтов Ubuntu. Заявляется, что эти шрифты должны отвечать тону всего того, что делает Canonical.
Кириллица средняя. Для кода пригоден тоже средне. Может быть понравится любителям Ubuntu? Но стоит отметить, что шрифт весьма изящный.

Fira Mono

Для использования в Firefox OS организация Mozilla разработала семейство шрифтов Fira. На Хабре есть обзор гарнитуры.
Кириллица на достаточно хорошем уровне, но не будет слишком сильно радовать глаз искушенного зрителя. Для кода подходит хорошо.

Inconsolata

Разработан специально для написания кода. По заявлению разработчика хорошо подходит как для экранов, так и для печати высокой плотности. Есть проект на Github, дополняющий гарнитуру кириллицей.
Выполнена кириллица на среднем уровне. Некоторые считают Inconsolata лучшим свободным шрифтом для кода, но я бы поспорил. Не нравятся глифы вертикальной черты и «собачки».

P. S. Волшебный архив со всеми представленными шрифтами на Яндекс Диске или на Google Docs.
P. P. S. Относительно лёгкий способ определить качество кириллицы в шрифте.

История Кириллических шрифтов. Ар-деко. Виртуальная выставка РНБ.

Перелом в искусстве оформления книги, как в литературе и изобразительном искусстве, происходит в начале тридцатых годов.

Переход к рисованным шрифтам вместо наборных во внешнем оформлении книги происходил постепенно. Создавались комбинированные оригиналы, объединяющие одновременно наборные и рисованные шрифты. В таком, например, сочетании хорошо выполнен Н. Кузьминым титульный лист к «Евгению Онегину» Пушкина. Комбинированное внешнее оформление изданий характерно, в частности, для работ художников Г. Д. Епифанова, Н. В. Ильина, С. Б. Телингатера, Н. А. Седельникова, Л. С. Хижинского.

В феврале Всесоюзным комитетом по стандартизации был принят обязательный Общесоюзный стандарт 1337 «Шрифты гартовые». Этот небольшой двухстраничный документ ограничил советских дизайнеров определенным набором шрифтов (всего 20 гарнитур и 31 начертание). Сюда вошли гарнитуры «Обыкновенная», «Учебная», «Латинская» и т.д.

Планомерное проектирование рисунков типографских шрифтов началось с 1938 года в Научно-исследовательском институте полиграфической промышленности ОГИЗа, где впервые была создана лаборатория шрифта.

Школьная гарнитура была разработана в 1939 году группой художников под руковод-ством Е. Б. Черневского на основе изучения шрифтов группы «сенчери». Она характеризуется строгостью построения широкого очка и небольшим контрастом между основными и соединительными штрихами (отношение 2:1), превалированием круглых элементов и приближающихся к квадрату прямоугольных букв. Эти особенности школьной гарнитуры способствуют ее удобочитаемости в изданиях для детей и учебниках для начальной школы.

Букварная гарнитура представляет собой значительно улучшенный вариант рубленой гарнитуры (акцидент гротеска). По сравне-нию с акцидент гротеском в ней превалируют круглые элементы, что способствует ее удобо-читаемости, особенно в изданиях, предназначенных для детей. Гарнитура разработана в 1965 году художником Е. Н. Царегородцевой.

Банниковская гарнитура. Создана художником Г. А. Банниковой в 1946—1952 годах на основе изучения русского гражданского шрифта начала XVIII века и шрифта антиква эпо-хи Возрождения. Декоративный характер рисунка роднит банниковский шрифт с петровским гражданским, внешний вид которого приближается к облику московского гражданского письма начала XVIII века.

Гарнитура Лазурского. Создана в 1959 году художником книги В. В. Лазурским. Глубо-кое изучение в течение многих лет материалов по построению шрифтов эпохи Возрождения (особенно работ Дюрера, Пачоли, Альда Мануция, Франческо Гриффо, Таглиенте), а также русского наследия XVIII века позволили В. В. Лазурскому создать оригинальный русский шрифт, который был удостоен золотой медали на международной выставке в Лейпциге в 1959 году. Шрифт Лазурского, в отличие от банниковского, более строгий. Его высокое художественное качество определяется объединением в одной композиции классической строгости шрифтов Возрождения с неко-торыми декоративными элементами, характерными для русского гражданского шрифта начала XVIII века. Это отмечается, в частности, в буквах «к», «ж», «я». Шрифтом Лазурского напечатан в Вероне текст уникального издания «Медного всадника» А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *