Разное

Рукописная кириллица: Рукописные шрифты — русские скачать бесплатно

30.11.2022

Содержание

Славяно-русские рукописные книги | НЭБ Книжные памятники

#1

Рукописные книги, написанные с помощью одной из двух славянских азбук, появились на Руси еще в древности, однако из-за пожаров, стихийных бедствий и войн их сохранилось немного. Самые ранние рукописи, дошедшие до нашего времени и хранящиеся с особой бережностью в разных библиотеках и музеях, датируются XI–XII веками.
Первая азбука, изобретённая святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, называется глаголицей. Древнерусские глаголические книги не сохранились, но в российских библиотеках хранятся написанные глаголицей книги западных и южных славян (Мариинское и Зографское Евангелия и другие). Великие просветители разработали и кириллицу, но закончили труд их ученики, прежде всего святой равноапостольный Климент Охридский.

#3

По содержанию русские рукописные книги весьма разнообразны и нередко очень сложны. Уже в самый ранний период (XI–XIII вв.) наряду с христианскими церковно-богослужебными текстами составлялись и переписывались сочинения исторического, литературно-публицистического, правового и естественнонаучного характера.

#4

Специалисты определяют рукопись как написанный от руки цельный текст (или его отрывок) одного или нескольких произведений. Рукописная книга имеет (или первоначально имела) вид кодекса. Если такая книга содержит разные тексты, написанные более или менее одновременно и подряд, ее называют сборником. Но бывают и рукописные книги, составленные из первоначально существовавших самостоятельно книг (а также отдельных тетрадей или даже листов), написанных в разное время. Их называют конволютами.

#5

Чтобы создать книгу, требовались усилия многих мастеров. Прежде всего нужны были материалы для письма: пергамен, бумага или, в редких случаях, береста.

Пергамен, или пергамент, делался из специально выделанных шкур животных. Этот материал получил свое название по имени античного города Пергама в Малой Азии, столицы Пергамского царства, где его впервые стали изготавливать. На Руси не было принято специально забивать животных для выделки пергамена: использовались шкуры тех, мясо которых употреблялось в пищу — как правило, коров, реже свиней, овец, коз и кроликов. Из одной шкуры овцы или телёнка можно было получить кусок пергамена размером около 70×50 см. Из него можно было вырезать один-два двойных листа пергаменной книги большого формата. Пергамен был дорогим и ценным материалом, поэтому древнерусские книжники иногда смывали старые тексты и по смытому писали новые. Написанные таким образом книги называются палимпсестами.

#6

Бумагу для русских книжников привозили из-за границы. Самая старая бумага, на которой написаны тексты русских книг, поступала из Италии (XIV — нач. XV), а затем из Франции, Германии и Польши (XV–XVI вв.). Бумага собственного производства появилась в России в начале XVIII века.
Для письма использовали еще один материал — бересту. На ней писали письма-грамоты, деловую документацию и, в редких случаях, книги учебного содержания.

#7

Писцам, работа которых была единственным способом распространения книг до изобретения книгопечатания, требовались перья и чернила. Чаще всего на Руси писали гусиными перьями, которые проходили специальную обработку. Перо 10–15 минут вываривалось в щёлочи для обезжиривания, затем обжигалось и закаливалось в горячем песке при температуре 60–65°С. После чего кончик пера можно было очинить перочинным ножом.

#8

Обычные чернила были коричневыми, их изготавливали из дубовых орешков с добавлением сажи, гвоздей или других кусочков железа. Ярко-красной краской —киноварью — писали заголовки и начинали самые важные части текста (отсюда — сохранившееся до сих пор выражение «начинать с красной строки»). Книгу украшали инициалами (заглавными буквами), заставками, орнаментами, вязью (орнаментом из букв), миниатюрами. Для этого использовали черные и красные чернила, разные краски, а также золото. Золото могло быть листовым, в виде тончайших пластин, которые накладывались на изображения, предварительно покрытые рыбьим или вишнёвым клеем, или в виде краски. Чтобы ее получить, металл тщательно истирали в порошок и смешивали с мёдом, солью и вишнёвым клеем до сметанообразной массы. Такое золото называлось творёным, его наносили кисточкой.

Серебро для украшения рукописей на Руси использовалось редко.

#9

В зависимости от времени и цели создания книги отличался и вид письма. На Руси традиционно использовали устав, полуустав и скоропись.
Устав — торжественное письмо, применявшееся на Руси в XI–XIV вв. Для него характерны геометрически правильное написание букв, отсутствие разделения текста на слова, небольшое количество строчных и надстрочных знаков, а также сокращений слов под титлами. Полуустав появляется с конца XIV века и характеризуется тем, что буквы в нём пишутся свободнее. Их горизонтальные и вертикальные линии хотя и не отличаются правильностью начертаний, но в то же время не производят впечатление небрежности. Появляется лёгкий наклон, варьируется графическое начертание букв, используется большее количество сокращений. Тексты части книг XV–XVI вв. написаны третьим видом письма — скорописью. Буквы скорописи окончательно теряют прямизну составляющих их элементов и в большинстве случаев не укладываются между линиями строк, выходя за них вверх и вниз.

Это «размашистое» письмо с большим количеством лигатур (соединений соседних букв). Изначально его использовали в деловой документации, но со временем стали применять и при написании четьих (предназначенных для чтения, а не для богослужения) книг.

#10

Когда книга была написана и украшена, её переплетали. Чаще всего сброшюрованный блок книги помещали между двух деревянных досок, скрепляли их, а затем доски и корешок покрывали кожей или, реже, тканью: парчой, камкой или бархатом. Кожаные переплеты часто украшали горячим тиснением при помощи орнаментированных штампов. Также были популярны декоративные обрезы, корешки, средники и уголки. А переплёты самых дорогих и ценных книг могли быть помещены в оклады из драгоценных металлов, украшенные самоцветами, гравировкой и т. д.

Читать аннотацию полностью

Книга глаголемая Вертоград Прохладный

Вторая половина XVIII в

Евангелие Исаака Бирева

1531

Елизаветградское Eвангелие

Конец XVI – начало XVII в.

Книга Большому Чертежу

1699

Евангелие учительное

Середина XVI в.

Пчела или собрание стихов

Конец XVII — начало XVIII в.

Апокалипсис с толкованиями Андрея Кесарийского

1799

Святцы

Вторая половина XVIII в.

Житие св. Алексея, митрополита Киевского

Первая половина XVII в.

Сборник агиографический

Вторая половина XVII в.

Книга о Сивиллах

1673

Псалтирь лицевая Д. И. Годунова

1594

Книги Ветхого Завета

1492

Кормчая

1493

Сборник

Вторая половина XV в.

Толкование на Апокалипсис

Не позднее 1493

Торжественник триодный

1493

Житие Николая Чудотворца, лицевое

1560-1570-е

Лествица

1640

Сборник слов и поучений

1076

Симоновское Евангелие

1270

Псалтырь

Первая половина XIV в.

Лекции русским морякам в Перасте 1697-1698

1697-1706

Евангелие Хитрово

Около 1400

Устав игумена Филиппа об одежде

1553

Повесть о Тверском Отроче монастыре

Вторая половина XVIII в.

Устав церковный иерусалимский

1494

Пантелеймоново Евангелие

XII — начало XIII (?) в.

Угличская Псалтырь

1485

Номоканон

1305

Христианская топография

Первая половина XVI в.

Синодик

Конец XVII — начало XVIII в.

Житие св. Алексея, митрополита Киевского

Первая половина XVII в.

Пчела

Последняя треть XVII в.

Патерик Киево-Печерский

1406

Книга избранная вкратце о девяти музах и семи свободных художествах

Конец XVII в.

Азбуковник

1650-е

Апокалипсис

XVI в.

Великие Минеи Четьи. Сентябрь

1529-1541

Псалтырь

1397

Житие св. Зосимы и Савватия Соловецких

1820-е

Житие св. Елеазара Анзерского

Начало XIX в.

Повесть о Соловецком восстании

XIX в.

Повесть о Соловецком восстании

Конец XIX — начало XX в. (?)

Сборник литературный

Около 1838

Повести о пустынножителях Соловецкого острова

1820-е

Сборник житий, патериковых повестей и поучений

XVIII в.

Христианская топография

XVI в.

Праздники в доме православного царя русского

1850

Сборник сочинений протопопа Аввакума

Начало XIX в.

Сборник старообрядческих сочинений с подписями — автографами протопопа Аввакума и его пустозерских соузников

Третья четверть XVII в.

Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. Христианская топография Космы Индикоплова

Конец XVI — начало XVII в.

Беседы Григория, папы Римского (Двоеслова)

XV в.

Сборник старообрядческий

XVIII–XIX в.

Поморские ответы

Вторая половина XVIII в.

Диоптра Филиппа Пустынника

1788

Апостол

Первая половина XVII в.

Сборник исторический

Вторая половина XVII в.

Палея толковая

XIV в.

Сборник

Середина XVII в.

Софийская I летопись младшей редакции

70-е годы XV в., с дополнением XVII в.

Пролог. Сентябрь — февраль

XII/XIII в. и XV/XVI в.

Толкование на Псалтирь.

Ч. 1

Первая треть XVII в.

Сборник певческий нотированный

1677–1679

Патерик азбучный

Первая половина XVII в.

Хрисмологион

1673

Сочинения

Вторая половина XVI в.

Требник

1504

Минея служебная. Октябрь

1370

Сборник слов и поучений

Конец XIV в.

Евангелие апракос полный

1463

Евангелие тетр

Вторая половина XIV в.

Беседы на Евангелие

Конец XIV – начало XV в.

Евангелие тетр

Начало XVI в.

Евангелие апракос полный

1393

Триодь постная и цветная с евангельскими стихирами на крюковой ноте

70-е – 80-е годы XVII в.

Хлебниковский список Ипатьевской летописи

XVI в.

Евангелие апракос полный

Конец XII – начало XIII в.

Евангелие от Иоанна

1850-е – начало 1860

Псалтирь

XIII в.

Торжественник триодный

1600

Слова

XI в.

Апостол апракос полный

Конец? XII в.

Евангелие тетр

1389–1425

Мерило праведное

Конец XIV в.

Златая цепь

Конец XIV — начало XV в.

Мариинское Евангелие

Начало XI в.

Житие преподобного Никиты Столпника Переславского

Начало XVIII в

Сказание об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской

30–40-е гг. XVIII в.

Иконописный подлинник Антониево-Сийского монастыря

XVII в

Руководство к геральдике, то есть наука о гербах

Начало 1790-х гг.

Родословная Российской императорской фамилии

1801

Старообрядческий сборник

Вторая половина XIX в

Житие св. Гермогена Киренского и Албазинского

1858

Сборник певческий нотированный

XVI в.

Пролог, декабрь–февраль

посл. четв. XVI в.

Минея служебная, ноябрь

Вторая четверть XVI в.

Лествица

1520—1530 гг.

Эксперимент в распознавании рукописных текстов на кириллице. Часть 2 / Хабр

Всем привет! В этой части хочу рассказать как мы использовали модель NomeroffNet предназначенного для распознавания автомобильных номеров, распознать рукописные записи. В предедущей статье я поделился опытом в использовании моделей SimpleHTR и LineHTR для распознавания рукописных текстов.

Распознавание рукописного текста (англ. Handwritten Text Recognition, HTR) — это автоматический способ расшифровки записей с помощью компьютера. Оцифрованный текст рукописных записей позволило бы автоматизировать бизнес процессы множества компаний, упростив работу человека. В данной статье рассматривается модель распознавания рукописного текста на кириллице на основе искусственной нейронной сети. Архитектура данной нейронной сети состоит из слоев сверточной нейронной сети (англ. Convolutional neural network, CNN) и рекуррентной нейронной сети (англ. Recurrent neural network, RNN), а также имеет алгоритм декодирования на основе коннекционной временной классификации (англ. Connectionist Temporal Classification, CTC), который приводит текст к окончательному варианту. Данная модель была обучена на собранном нами датасете рукописных текстов и дала результат 80% точности.

В данной статье мы рассматриваем модель распознавания рукописного текста, основанная на современной высокоуровневой архитектуре нейронных сетей. Обобщенная архитектура модели распознавания текста проиллюстрирована на рисунке 1.

Рисунок 1- Обобщенная архитектура модели распознавания текста

В начале подается изображение с текстом на сверточный слой нейронной сети (CNN)  для извлечения особенностей изображения. Следующим шагом является применение к  результатам свертки рекуррентной нейронной сети с архитектурой Долгая краткосрочная  память (англ. Long short-term memory; LSTM) с последующим применением специального  алгоритма декодирования. Этот алгоритм декодирования берет выходные данные LSTM и  производит окончательную маркировку (Рисунок 2). В результате получается строка из  символов — одна наиболее вероятная буква на каждом временном шаге. Затем все  последовательные повторяющиеся символы объединяются в один символ. На примере слова  “apple” (Рисунок 2) две буквы «е» объединены в один. Специальный пробел позволяет  разделить символы, которые повторяются в оригинальной маркировке. В алфавите также  содержится пустой символ, чтобы научить нейронную сеть предсказывать пустой символ  между такими символами. Затем все пустые символы удаляются и получается  окончательный вариант слова.

Рисунок 2- Принцип работы алгоритма декодирования

В нашей работе мы использовали модель распознавания текста, реализованную в  проекте Nomeroff Net для распознавания номеров автомобилей. Для нашей цели мы  убрали из модели распознавания номеров лишние модули (препроцессинг, детекция номера,  аффинное преобразование) и оставили лишь модель распознавания текста.

В данной реализации используется немного сложная архитектура нейронной сети  (Рисунок 3), чем то, что мы рассматривали в начале, но основные принципы все те же. В  начале подается изображение с текстом на сверточные слои нейронной сети для извлечения  особенностей изображения. Изображение проходит через два слоя свертки с объединением  (C, P — Convolution + Pooling). Результат свертки преобразуется в другую форму и размер  (Reshape), затем подается в полносвязную нейронную сеть (FC — Fully Connected).  Следующим шагом является применение рекуррентной нейронной сети с архитектурой Управляемых рекуррентных блоков (англ. Gated Recurrent Units, GRU). Данные проходят  через два слоя GRU и производится поэлементное сложение (Element-wise addition).  Результаты сложения снова проходят через два слоя GRU, но здесь уже к выходным  результатам применяется операция склеивания (конкатенация, англ. concatenation).  Объединенные данные вывода рекуррентных слоев подаются к полносвязному слою (FC) с  последующей функцией активации softmax, которая возвращает наиболее вероятные  символы. В конце к полученному набору символов применяется специальный алгоритм  декодирования CTC и он выдает окончательный результат распознавания.

Рисунок 3 — Архитектура нейронной сети для распознавания рукописного текста

Задача машинного обучения с учителем требует входных размеченных данных, на  которых можно было бы обучить модель. Для обучения данной модели был собран набор  данных с рукописным текстом на кириллице. Набор данных содержит 18 563 изображения с  аннотациями, состоящие из 43 классов (названия стран и городов). Для сбора данных были  специально подготовлены формы на бумаге формата А4 с пустыми ячейками для  заполнения, и розданы среди студентов для охвата большого диапазона почерков для  каждого класса. 

На собранном датасете мы обучили вышеупомянутую модель распознавания текста.  Данная модель имеет 4 863 469 тренировочных параметров нейронной сети. Обучение  нейронной сети проходило 3 эпохи на 11 197 изображениях для обучения, 3 637 для валидации и 3 729 для теста. На рисунке 4 приведены некоторые примеры из набора данных  для теста с результатами их распознавания.

Рисунок 4 –Результаты распознавания текста

На данный момент обученная модель дает 80% точности. Есть еще  нерешенные задачи над которыми мы сейчас работаем: увеличение объема датасета,  препроцессинг изображений, подбор гиперпараметров нейронной сети, применение словаря.  От объема и вариации почерков очень сильно зависит качество обучения, поэтому на данный  момент наша работа акцентирована на увеличение количество изображений с рукописным  текстом. Обученную модель распознавания рукописного текста можно будет применять для  различных задач, связанных с компьютерным зрением и обработкой текста.

обязательно учить?

Обнаружение рукописного варианта русского алфавита обычно вызывает либо легкий шок (о боже, я только что выучил алфавит, а теперь предстоит выучить еще один), либо любопытство и желание начать им пользоваться. Любая реакция прекрасна: сегодня у вас, ученика, есть выбор — использовать или не использовать рукописный вариант русского алфавита.

Использование правильного почерка становится довольно редким 

В прошлом разборчивое письмо от руки было практической необходимостью. Но сейчас, с развитием современных технологий, люди почти никогда не пишут от руки. Рукописный текст предназначен для создания неофициальных заметок, открыток, списков покупок и других довольно тривиальных вещей. Так что, строго говоря, изучающему русский язык не нужно его осваивать. Но это приятно, если вы это сделаете. Должен признаться, мой собственный почерк сильно испортился: стал менее красивым, менее последовательным, менее слаженным. Я даже не помню, когда в последний раз мне приходилось писать длинный текст от руки. Тем не менее, время от времени скоропись используется в меню, визитных карточках, рекламных щитах, просто чтобы это выглядело красиво и интересно. Так что в таких случаях стоит этому научиться.

Какие буквы выглядят иначе?

Честно говоря, это даже не так уж и отличается. Из 33 букв около пяти совершенно разных по почерку: Р¢, Р», Р», РŸ, Рœ.

Остальные — просто изогнутые версии одного и того же, с маленькими хвостиками, протянутыми к соседним буквам, чтобы соединить их вместе. В конце концов, основная цель рукописного стиля — сделать письмо от руки быстрым и плавным, соединяя все буквы без проблем. И при правильном выполнении целое слово должно быть написано, не отрывая ручки от бумаги. Все образованные носители русского языка все еще могут это сделать, если их попросить, но в реальной жизни не стали бы заморачиваться. Навык каллиграфии сейчас почти мертв в английском языке (по крайней мере, по моим наблюдениям), а в русском точно умирает. Молодому поколению уже все равно. И я прекрасно это понимаю — нет смысла корпеть над совместным сочинением, если ты все печатаешь или даже диктуешь на свой смартфон!

Русский почерк сильно различается от человека к человеку

У некоторых людей почерк абсолютно неразборчив, самые известные примеры предоставлены врачами. Раньше я всегда просил врачей объяснить, что они написали в моем рецепте, а потом сам переписывал, пока не забыл! Да, так плохо…

Известные русские писатели тоже не отличались разборчивостью текстов. Глядя, например, на произведения Пушкина, современный читатель может угадать только некоторые слова и с трудом может бегло прочитать целые предложения. Русские шутят, что неразборчивый почерк — признак гениальности. Так что не расстраивайтесь, если увидите кусочек русского почерка, который не сможете расшифровать. Скорее всего, его не смогут прочитать и носители русского языка! Меня несколько раз просили помочь «расшифровать» отрывки из семейных архивов и старых писем на русском языке, смысл которых я мог лишь смутно угадывать, пользуясь дедукцией и логикой, а не знанием алфавита… 

Глядя на фрагмент русского почерка, я обычно могу предположить пол автора, возраст, уровень образования, а иногда и характер. Так что было бы жаль потерять этот дополнительный источник информации о людях, с которыми вы имеете дело. Но – времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. В наши дни вы можете выучить русский язык на хорошем уровне, даже не используя рукописный стиль письма. Для носителей русского языка будет странно, если вы будете писать от руки печатными буквами, но это может показаться просто эксцентричным!

При овладении рукописным письмом важно

При всем при этом, я никогда не учил человека, продвинутого в русском языке, который не смог бы понять рукописный или рукописный текст. Это всего лишь часть процесса обучения, чтобы привыкнуть к различным формам письма, и чем больше примеров вы видите, тем легче становится понять и освоить. Кроме того, разборчивое письмо от руки по-прежнему является требованием для официальных российских квалификаций: GCSE, A-Level, ТРКИ. Так что, если вы планируете сделать что-то из этого, это обязательно.

Короче говоря, писать или не писать от руки решать вам. Это зависит от ваших целей в изучении русского языка. Для краткого практического курса, просто изучения основ — возможно, нет. Для длительного путешествия в мир русского языка и культуры – однозначно да.

В любом случае, мы с нетерпением ждем встречи с вами на наших уроках русского языка в Лондоне!

Русский почерк курсивом — полное практическое руководство

Если вы носитель русского языка…

Предпосылка изучения русской скорописи состоит в том, чтобы представить себе, что каждая буква помещается в коробку, но с наклоном верхней части вправо, чтобы получилась красивая форма, которая соединяется с другими.

 

Некоторые буквы выглядят точно так же, как их рукописные копии, а другие выглядят совершенно иначе. Это зависит от каждой буквы, поэтому очень важно сверяться с русским почерком и русским скорописным алфавитом, когда вы учитесь.

 

Некоторые буквы написаны курсивом почти задом наперед, что может сбивать с толку, поэтому необходимо попрактиковаться. Есть также несколько способов написания определенных букв, что может затруднить изучение русской скорописи.

Если вы изучаете русский язык…

Многие буквы в русском языке выглядят как английские буквы, но это не означает, что существует четкий англо-русский рукописный код. Это связано с тем, что русский и славянский языки используют кириллицу, а не латиницу, которая используется английским и многими другими европейскими языками.

В кириллице есть звуки, которых нет в латинице, и наоборот. Следовательно, он не переводится так, как немецкий или французский, на английский язык. Точно так же, как носитель английского языка не может читать по-китайски, не выучив китайский алфавит, так и с русским языком.

Одна из самых важных вещей, о которой нужно помнить, это не прыгать в русскую скоропись, если вы еще не научились писать почерк русским алфавитом.

Первая буква

Первая буква русского алфавита самая простая для изучения; это похоже на английскую букву «А», как в нижнем, так и в верхнем регистре. Курсивная версия также такая же, как и на английском языке.

Вторая буква

Вторая буква русского алфавита дает звук «бух», но выглядит почти как нота. Скоропись выглядит как английская прописная заглавная буква «Т» с прикрепленной круглой частью строчной буквы «б» — это очень похоже на рукописную русскую букву, только с некоторым обтеканием. Вы также можете упростить его, в зависимости от ваших личных предпочтений; некоторые люди даже добавляют к нему петлю в нижней левой части.

Строчная рукописная версия выглядит так же, как просто написанная дрожь или восьмая нота в музыке. Примечание: русская строчная буква больше похожа на нотную, чем на русскую рукописную, потому что нижние «брюшки» буквы расходятся в разные стороны.

Третья буква

Третья буква русского алфавита, написанная от руки, выглядит точно так же, как английская буква «В», но издает звук «ух». Интересно, что и заглавная, и строчная буквы в русском языке выглядят как заглавная «Б», только большая и меньшая. Заглавная русская скоропись выглядит так же, как заглавная английская скоропись «B», а строчная буква выглядит как строчная английская скоропись «f».

Четвертая буква

Четвертая буква русского алфавита дает звук «гьюх». Написанный от руки, он выглядит как перевернутая английская заглавная буква «L» как в верхнем, так и в нижнем регистре. Но в скорописи заглавная русская буква выглядит как прописная английская заглавная буква «Т», а строчная — как задом наперед написанная от руки английская «s» или волнистая английская цифра «2».

Пятая буква

Пятая буква русского алфавита выглядит как вигвам на изогнутых ножках. Он издает звук «theh» с небольшим добавлением «vuh» в часть «th». Можно возразить, что это почти преувеличенный звук «дех», что имеет смысл, потому что заглавная русская скорописная буква выглядит точно так же, как заглавная английская скорописная буква «Д!»

Нужно время, чтобы научиться

Каждая буква имеет свои правила, и все они очень интересные. Один даже похож на английскую звездочку в своей рукописной русской форме, но в русском скорописи он выглядит как курсивная английская «М» и «м» как в верхнем, так и в нижнем регистре.


Собираем все вместе

Как мы уже говорили во введении, в рукописном русском алфавите нет букв, которые соединяются или соединяются вместе. Наоборот, русские буквы, курсивные версии, действительно соединяются — и это делает их такими забавными и красивыми.

 

Способ соединения русской скорописи такой же, как и английской скорописи, и требует некоторой практики. Цель состоит в том, чтобы никогда не брать ручку в середине слова, когда вы только учитесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *