Разное

Рисунок эмоции человека для детей: Рисунки эмоций для детей — 58 фото

16.07.2023

Что означают рисунки ребёнка?

О чём говорят детали рисунка?

Анализ рисунков относится к проективным методикам. Как и, например, метафорические карты, песочная терапия и аналогичные подходы. Проективные методики раскрывают состояние человека и его самоопределение. Проекция носит бессознательный характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между стремлениями человека и социальными нормами. Они нужны, чтобы вытащить наружу переживания, которые человек не решается озвучить. Мы расскажем, как оценивать картины юных художников с помощью этой методики. 

Цвет. Психологическое состояние ребёнка прослеживается в выборе цветовой гаммы. Первостепенно следует проанализировать, достаточно ли у художника цветов для творчества. Порой искажённые цвета связаны с небольшой палитрой, а не с травмой. Мы будем рассматривать цвета по группам. 

  • Красный, оранжевый, жёлтый. Это цвета энергии, доброты, жизнерадостности и стремления к чему-то новому. Если они часто встречаются в картине вашего малыша, это хороший знак. Однако много красного может говорить не столько о силе, сколько об агрессии. Большое количество жёлтого — выражение амбиций. 
  • Синий, зелёный. Оба цвета означают спокойствие и умиротворение. Зелёный ближе к мудрости и стремлению развиваться. Синий — это контроль эмоций, расслабление, тишина. 
  • Фиолетовый, сиреневый. Оттенки, напоминающие о мистике, магии, воображении. Дети часто их используют. Эти цвета могут отражать эмоциональную связь с каким-то конкретным человеком, порой говорят о духовном самопознании и интуиции. 
  • Розовый. Нежный и мягкий цвет, который символизирует желание получить внимание и заботу. 
  • Серый. Спокойствие, близкое к равнодушию. Может быть знаком подавления эмоций.
  • Коричневый. Его редко можно встретить на картинах юных художников. Чаще всего означает потребность в безопасности.
  • Чёрный. Важно понимать, что это яркий цвет, привлекающий малыша. Он может выбирать его, чтобы заявить о себе. Прежде чем начать переживать, понаблюдайте за ребёнком: есть ли у него склонность к чувству опустошённости или к депрессии.
«Если вы видите, что какой-то цвет на картинах преобладает, нужно проследить, как часто он встречается. Только тогда можно задуматься, что это значит. 
Специалист трактует рисунки в комплексе со всем остальным. Интерпретация отдельной детали может исказить информационное поле. Зелёная трава и синее море не дают нужные сведения, потому что это неизменные вещи в природе. Нужно охватывать всю атмосферу и общий настрой».

Размер, пропорции и персонажи на рисунке. Если ребёнок рисует человечка, важно учитывать его размер. В норме он приблизительно с ладонь малыша. Если фигура слишком большая, художник желает показать себя миру. Маленькая фигура — отвержение, закрытость и заниженная самооценка. Парящая фигура может символизировать отсутствие опоры и безопасности.  

Сдвинутая влево фигура говорит о прошлом — воспоминаниях, тяге к каким-то событиям. Если фигура сдвинута вправо — это изображение будущего. Голова, повёрнутая влево, связана с воображением и духовным миром, а вправо — с реальностью, целями и их достижением.

«Если мы просим изобразить семью, важны очерёдность и кто присутствует на рисунке. Когда самого ребёнка на картине нет, скорее всего, это говорит об отвержении или непринятии себя в своей семье. Посмотрите, с кем рядом стоит ребёнок и в каком контакте — держится ли он за руку с этим человеком? 
Наличие или отсутствие конкретных взрослых говорит об отношениях с ними. Так можно судить о конфликтных ситуациях или недопонимании. Может быть и наоборот — на рисунке присутствуют люди, которые не фигурируют в жизни ребёнка. Например, мама развелась с мужем, но малыш рисует папу. Так может проявиться потребность в отцовской фигуре. Если ребёнок рисует умершего человека, он скучает».

Тело человека. По тому, как оно нарисовано, можно определить, как ребёнок относится к себе и какие у него особенности характера. 

  • Голова — показатель интеллектуальной сферы, отражает, насколько ребёнок доволен своим развитием. Чем больше голова, тем малыш себя считает умнее.
  • Лицо, волосы, уши. Уши символизируют устойчивость к критике. Например, если ребёнок не рисует уши, у него, возможно, есть трудности с восприятием критики. Если они есть, то он устойчив к критике. Глаза — показатель открытости миру. Рот отражает общительность ребёнка. Если во рту есть ярко выраженные зубы, это может быть проявлением агрессии. Отдельные детали — ресницы и бантики — говорят о желании получить восхищение от окружающих.
  • Руки отражают контакт с окружающим миром. Например, руки за спиной демонстрируют неготовность к общению. Опущенные вдоль тела руки говорят об истощённости или подавленности.  
  • Ноги символизируют чувство опоры и возможность положиться на себя и близких. Если ноги очень длинные, это говорит о потребности в устойчивости. 
«Если на рисунке проявляются какие-то тревожные детали — кровь или шрамы,  их нужно рассматривать исключительно в совокупности с личностью ребёнка и его семьёй. Дошкольники и младшие школьники создают такие рисунки достаточно редко, чаще эти детали встречаются в работах подростков.
Встретив шрамы или кровь, стоит обратить внимание на связь с телом ребёнка, на то, умеет ли он выражать телесно негативные эмоции».

Нажим. Слабый и тонкий нажим показывает апатичное состояние ребёнка и отсутствие энергии. Если вы видите чрезмерно сильный нажим, проанализируйте, в какие именно моменты это происходит. Это может быть показателем не только силы, но и агрессии. Много штриховок может свидетельствовать о тревожности, отсутствии гармонии и страхах.  

Обратите внимание и на темп рисования. Если малыш рисует быстро и размашисто, то это активный и энергичный художник. Старательно и медленно рисуют педантичные личности. Если малыш рисует пассивно и без интереса, то стоит присмотреться к нему. Возможно, у него истощена нервная система.

<<Форма демодоступа>>

Как родителям оценить рисунок?

Тесты с помощью рисунка широко используют специалисты. Не каждому ребёнку нужен психолог, поэтому родитель может попробовать разобраться самостоятельно. Мы подготовили краткий гайд.

  1. Оцените общее впечатление от картины — радостная она или грустная? Порой цвет говорит значительно меньше, чем общий сюжет.
  2. Изучите композицию: в каком порядке и где стоят персонажи; есть ли там сам ребёнок; какие люди появляются и пропадают.
  3. Наблюдайте, каким цветам художник отдаёт предпочтение. Но помните, что только по одному чёрному цвету о состоянии ребёнка судить нельзя.
  4. Учитывайте возрастные особенности. Некоторые смущающие тонкости могут появиться на рисунках из-за возраста ребёнка: например, он мог ещё просто не успеть усвоить, что помидор не фиолетовый, а красный.
«В раннем детстве интерпретировать практически нечего. Хорошо, если ребёнок умеет держать в руках карандаш. Обычно рисунки совсем маленьких детей — это  каляки-маляки, на которые не стоит обращать внимания с точки зрения проективной методики. Ребёнок учится, использует много цветов. Линии расположены хаотично по всему рисунку. Чаще дети в возрасте 1–2,5 года рисуют не карандашами, а пальчиками или подручными средствами. 
Первые рисуночные тесты можно давать детям с 4–5 лет. В рисунках дошкольников стоит изучать второстепенные фигуры — персонажей из мультфильмов или сказок. У малыша активно развивается фантазия. Это самый яркий период, когда проявляются страхи, — дети изображают их на бумаге. Смотрите, какие герои возникают на рисунках, какого они размера, цвета, есть ли детали и инструменты — зубы, когти, ножи. В 4–6 лет формируется самооценка. Малыш очень чувствителен к критике. Он учится дружить и пробует играть с другими детьми. Его переживания будут видны на листе бумаги.
В младшем школьном возрасте очень важны отношения со сверстниками. В приоритете учебная деятельность, поэтому в творчестве может проявиться тревожность: не всё получается на занятиях, учитель или родитель недоволен ребенком и его успеваемостью.
С 10–11 лет, в подростковом возрасте, будет проявляться акцент на друзей и конфликты с родителями. Возможны изображения личностных переживаний и внутреннего состояния неопределённости или подавленности».

Какие тесты родитель может провести сам?

Самый известный проективный тест для исследования бессознательного предложил американский клинический психолог Дж. Бук в 1948 году — «Дом — дерево — человек». Его модернизировал английский психолог Р. Бёрнс. Художнику предлагают изобразить на одном листе дом, дерево и человека. Когда рисунок готов, ребёнка просят пересказать сюжет картины. Если дети задают вопрос «А как надо?», уверенно отвечайте: «Рисуй, как хочешь, но не отклоняйся от задания». 

<<Форма семейного образования>>

Поговорим, как трактовать результаты теста. 

Посмотрите, как нарисован дом. Если он уютный и красивый, то ребёнок чувствует себя в семье безопасно. Насторожиться стоит, когда строение мрачное или разрушенное. Большой по сравнению с другими элементами дом говорит о том, что семья очень важна для художника, а маленький домик на заднем плане может символизировать чувство отстранённости от родителей. О внутренних конфликтах можно судить, если ребёнок перерисовывал дом, он зачёркнут, контуры неуверенные. 

Присмотритесь к ступенькам. Если они упираются в стену без дверей — это может говорить о внутреннем противоречии, из-за которого ребёнок закрывается от общения. В домике должны быть окна и двери. Если их нет, то малыш, возможно, замыкается от окружения. Большие замки на дверях говорят о недоверии к людям вокруг. Решётки на окнах — страх агрессии, чувство опасности или зависимости и несвободы. Крыша показывает фантазию ребёнка.

Сломанное дерево без листьев и корней говорит о депрессии или эмоциональном дискомфорте. Отсутствие корней — знак слабой связи с семьёй. Когда корни выглядят неестественно или дерево нарисовано отдельно от земли, можно предположить, что ребёнок не чувствует почву под ногами или дезориентирован. Если тщательно прорисована кора — возможны страх агрессии и потребность в защите.

Дупло, особенно детально прорисованное, может обозначать пережитую травму. Какое-то животное в дупле — призыв к защите и потребность в покое. Ветки отражают общительность. Густую крону рисует контактный художник. Когда ветки прижаты друг к другу или прорисованы схематично, двумя-тремя линиями, можно предположить некоторую отчуждённость. Скрытые листьями ветви — признак необщительности. Отсутствие кроны — символ того, что ребёнок плохо представляет своё будущее. Отсечённые ветви — психологическая травма или депрессия. 

При анализе фигуры человека важно оценить голову, руки, ноги и позу. О некоторых аспектах мы сказали уже выше, поэтому коротко опишем некоторые важные моменты. 

Обратите внимание на руки. Длинные руки изображают в основном амбициозные художники. Очень крупные руки говорят об импульсивности. Отсутствие руки может быть звоночком о травмах. Если ребёнок не нарисовал ладони, возможно, он не чувствует материнскую любовь. 

Немаловажно оценить и то, как стоит человек и что он делает. Бегущий человек может говорить о желании сбежать, возможно, на художника давит какая-то ситуация в семье. Стоящий в спокойной позе человек отражает внутреннее равновесие и безопасность. Расплывчатая фигура говорит о нежелании иметь что-то общее с окружающими. Например, такое может быть у подростка, у которого есть проблемы в общении со сверстниками. Тело в неестественном положении или в необычном пространстве указывает на напряжение.

«Методика 1 „Семья животных“. Попросите нарисовать вашу семью в виде животных. Важно, какое животное для каждого члена семьи выберет ребёнок. Посмотрите, какого они размера. Если родитель слишком крупный, а ребёнок совсем маленький, то можно предположить, что есть гиперопека. Также оцените, хищник это или травоядное — представляет ли зверь опасность.
Методика 2 „День Рождения“. Ребёнку предлагается нарисовать праздничное застолье в виде стола и стульчиков-кружочков и рассказать, кто и где сидит. Так можно выявить эмоциональную связь с окружением. Ребёнок пишет имя гостя и его порядковый номер рядом со стульчиком. Это помогает понять, какая сфера общения главная.
Методика 3 „Человек под дождём“. Её чаще используют при работе с подростками. Нужно на одном листе нарисовать человечка, а на другом — его же под дождём. Оцените, насколько меняется фигура: это отражает настрой, с которым художник преодолевает трудности. Характер линий дождя говорит о количестве препятствий и трудностей в жизни. Зонтик или крыша — наличие поддержки».

Когда нужна помощь специалиста?

Универсального ответа нет. Когда вас что-то настораживает в ребёнке на интуитивном уровне, то можно задуматься о помощи психолога. Возможные тревожные звоночки:

  • отказ говорить на какие-то темы;
  • апатичность;
  • повышенная активность.

Если вас пугает, что художник потерял вдохновение, проанализируйте, любил ли он рисовать раньше. Возможно, отсутствие желания рисовать — это временно. Или ребёнку хочется попробовать что-то новое: например, использовать другие материалы или новый вид творчества — лепку, поделки из бумаги.

Дети проявляют негативные и позитивные эмоции на бумаге. Открытка Деду Морозу — преддверие праздника и радость. На иллюстрациях малыши могут изображать свои страхи. Сильные нажимы и чёрно-красные рисунки чаще являются проявлением агрессии. 

Нередко дети школьного возраста показывают на рисунке социальную конкуренцию. Родители могут увидеть:

  • ревность к брату или сестре, 
  • неудовлетворённость в контакте со сверстниками, 
  • нехватку качественного времяпровождения с близкими. 

Главное — не вмешиваться в тон творчества и позволить ребёнку погрузиться в свой внутренний мир, чтобы выплеснуть чувства. Это своего рода терапия, которая высвобождает накопившийся негатив. 

«Дорогие родители, не стоит переживать излишне, но если вас что-то настораживает, то никогда не поздно сходить на консультацию к детскому психологу. Вы успокоите себя и не будете переносить переживания на малыша. Наслаждайтесь творчеством вместе со своим ребёнком и получайте удовольствие от воспитания».
                                                                                     Детский психолог центра Mamam. TUT
                                                                                                                           Елизавета Ляпина
Автор текста: Валерия Дорохова
Изображение: Triada Koutoukou / Dribbble

Детский рисунок или внутренний мир ребенка

Если вы хотите максимально больше узнать о собственном ребенке, очень внимательно посмотрите его рисунки. Рисование – материализация эмоций и чувств малыша. Рисунок ребенка отображает его внутренней мир. Он показывает все эмоции и отношения ребенка к себе, события и людям. Много можно узнать, попросив ребенка нарисовать собственную семью. В детской психологии, для изучения семейных отношений используется простая методика с названием «Рисунок семьи». Он помогает узнать, как малыш относиться к родителям, какую роль он им выделяет, также можно анализировать отношения в семье, которые вызывают у малыша негативные эмоции.

Анализ рисунка

Первое, на что надо обратить особое внимание – это последовательность, в которой кроха рисует всех участников семьи. Если он, себя нарисовав первым – это говорит о том, что он адекватно воспринимает себя, ведь этот мир крутится вокруг его чувств и эмоций. Но если он нарисовал только себя, это признак того, что он изолируется от собственной семьи. Как правило, это говорит о нарушениях семейных отношений. Как только ребенок нарисовал себя любимого, он рисует самого авторитетного члена семьи, и потом всех по иерархии значимости. Обычно в конце ребенок рисует домашних питомцев. Но если малыш рисует домашнего любимца сразу после себя – это говорит о том, что малыш себя чувствует не комфортно в семейном кругу, другими словами, он не чувствует от них поддержки. Если малыш нарисовал только одного из родных – это признак глубокой несправедливости, травме или обиде, которая ранила ребенка.

Размеры фигур также имеют большое значение, если ребенок нарисовал себя маленьким – это признак того, что он чувствует давление со стороны взрослых, ему трудно проявлять собственную индивидуальность. Размер фигуры характеризует значение каждого участника семьи. Самого любимого и важного человека малыш рисует высоким и крупным, с большой любовью и старательностью.

Также большое значение имеет расстояние между фигурами, оно помогает понять, кому из взрослых малыш отдает предпочтение и кому доверяет. Маленькая и большая дистанция между фигурами является одним из важных факторов, что говорит, об отношении малыша к ним. Если малыш нарисовал всех стоящих подряд, взявшись за руки, это говорит о том, что ребенок чувствует себя хорошо и уютно, ощущая большую любовь к себе.

Если у малыша есть младшие сестры или братья, о ин их рисует в стороне, подальше от всех – признак ревности, и он думает, что ему уделяют очень мало времени. Важны также такие детали, если кто-то из взрослых часто ругаются, то ребенок может не нарисовать рот или наоборот, нарисует рот очень ярким цветом. А если кто-то использует насилие, его малыш рисует большими и длинными руками. Так, он подсознательно показывает свои страхи на бумаге. Если ребенок испытывает страх, опасность, недоверие, он может нарисовать людей страшноватыми и искаженными.

То, как ребенок рисует свои фигуры, говорит об отношении к себе и собственной самооценки. Если фигурка нарисована ярко и многими деталями – это говорит об ощущении своей важности и значимости. Маленькая фигурка – говорит о чувстве слабости и беспомощности, ему нужна опека и постоянный уход. Это может быть сигналом – малыша чрезмерно опекают взрослые. Если кроха рисует себя около папы, при этом размер своей фигуры очень большой – это говорит, что он соперничает с ним, и хочет занять значимое и авторитетное место в семье.

Также много говорят цвета, которыми рисовал малыш, самого уважаемого и любимого члена семьи он нарисует тем же цветом что и себя. Активные и непоседливые малыши, как правило, выбирают яркие цвета: ярко-желтый, малиновый, красный, оранжевый. Серьезные и спокойные малыши выбирают – голубой, синий, зеленый. Если рисунки нарисованы серыми и черными цветами, это говорит о внутреннем конфликте или беспокойстве, здесь малышу нужна помощь.

Нужно следить за всеми проявлениями детского творчества. Правильная интерпретация рисунка малыша может вам подсказать, как помочь ребенку справиться со своими тревогами и страхами, узнать чего он боится, что вызывает у него дискомфорт и беспокойство. Можно выяснить, что надо исправить в семейных отношениях, чтобы малыш, чувствовав себя уютно и комфортно, был в полной гармонии с миром. Взрослым надо дарить малышам любовь, прислушиваться к ним, наблюдать, ведь это очень важно для развития личности ребенка.


Эмоциональные раскраски – Искусство для детей → Королевский Балу

Я считаю жизненно важным знакомить детей с искусством и известными художниками в раннем возрасте. Не все дети будут любить искусство или получать удовольствие от изучения истории искусства. Но ключевое значение имеет экспозиция.

Как родители и учителя, мы можем организовать увлекательные мероприятия, посвященные теме искусства, чтобы познакомить наших детей с искусством и различными стилями искусства.

Мы читали книгу о Пикассо («Кто такой Пикассо»), и одна вещь действительно запомнилась мальчикам — голубой период Пикассо. Балу, в частности, подумал, что интересно, как Пикассо использовал синий цвет, чтобы обозначить свою печаль и депрессию. Я хотел показать им, что многие цвета вызывают в нас эмоции и что, используя один цвет, мы можем легко вызвать эмоции в картине.

Искусство с эмоциями

Есть много способов вызвать эмоции с помощью искусства. Вы можете рассказать историю своей работой, использовать светлые и темные цвета, чтобы добавить контраста, и вы можете использовать определенные цвета (среди многих других техник).

Я люблю вызывать эмоции, добавляя определенный цвет. Меня поражает то, что большинство людей считают цвета одними и теми же эмоциями. Есть исследования, которые показывают, что у большинства людей красный цвет ассоциируется с гневом, синий — с грустью, желтый — со счастьем и так далее.

Как создать произведение искусства с помощью эмоций

Вы можете выполнять это задание с любым произведением искусства. Нарисуйте натюрморт, пейзажную сцену — все, что захотите.

Мы начали с простого «автопортрета». Пикассо известен своими абстрактными качествами, поэтому я хотел сделать автопортрет, отражающий это.

К сведению, его Синий Период не был абстрактным. Мы немного смешиваем его периоды здесь.

Мы следовали инструкциям для абстрактного автопортрета здесь, в Art Projects for Kids.

Начните с рисования карандашом.


Затем обведите черным карандашом или маркером. Все, что угодно, чтобы линии выделялись.

Выберите эмоцию, которую вы хотите вызвать, и выберите цвет, который лучше всего соответствует этой эмоции. Гнев – красный. Happy – желтый или желто-оранжевый. Синий – печаль. Использовать ваше воображение! Старайтесь использовать только оттенки одного цвета!

Балу хотел сделать зеленый, вот мы и пошли от зависти!

Выберите несколько мелков или фломастеров в этой цветовой гамме. Чем больше разнообразия вы можете получить в рамках одного цвета, тем лучше.

Мы решили использовать МНОГО зелени, поэтому мы разделили большие участки на еще меньшие.

Мы решили покрыть и внешнюю сторону лица. Я чувствую, что дополнительный цвет действительно помогает проявиться эмоциям. Думаю, поработать с контрастными цветами тоже было бы интересно!

Вот так раскрашиваются эмоции — совсем как у Пикассо!!

Ознакомьтесь с другими замечательными книгами для детей, чтобы узнать все о Пикассо:

Мы любим включать книги в каждое занятие. Прочтите эти замечательные книги о Пабло Пикассо:

Этот пост является частью серии статей об истории искусства, в которой блоггеры рассказывают о поделках и занятиях разных художников! Не забудьте проверить все другие замечательные идеи! Вы можете увидеть список здесь!

Emotion Drawing — Etsy Turkey

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *