Разное

Реестр средств массовой информации роскомнадзор: Apache Tomcat/7.0.4 — Error report

30.07.1989

Содержание

Регистрация СМИ — Сроки, стоимость, документы

В соответствии с Законом о СМИ, любой сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание (СМИ).

Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Право на получение информации /аккредитация

В соответствии с законом о СМИ, редакция СМИ имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

СМИ имеют возможность аккредитации.

Права журналиста

В соответствии с законом о СМИ журналист имеет право, в частности:

  1. искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  2. посещать государственный органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
  3. быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
  4. получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  5. производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  6. излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
  7. отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
  8. распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Структура СМИ в соответствии с законодательством

Учредитель СМИ — может быть юридическое или физическое лицо. Выступает в качестве основателя средства массовой информации.

Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

Редакция — редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.

Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

Редакцией руководит главный редактор.

Главный редактор — лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде.

Издатель — издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

Распространитель — лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Устав СМИ

Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

К уставу СМИ разрабатываются документы, подтверждающие принятие устава:

  • протокола общего собрания журналистского коллектива о принятии устава;
  • решения (приказа) о назначении главного редактора.

В уставе редакции должны быть определены:

  1. взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
  2. полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции;
  3. порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
  4. основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
  5. передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
    (в ред.
    Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
  6. порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1 — 5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации.

Регистрация СМИ (средства массовой информации) в Москве и Санкт-Петербурге

В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», под СМИ понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц периодические печатные издания, сетевые издания, радио-, теле-, видеопрограммы, теле- и радиоканалы, иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием.

Таким образом, средство массовой информации есть носитель информации, распространяющий сообщения и материалы публично с определенной периодичностью (не реже одного раза в год).

Сайты в сети Интернет могут быть зарегистрированы в качестве СМИ как сетевые издания. Если сайт не зарегистрирован как средство массовой информации, он не признается таковым.

Подробнее о СМИ

В первую очередь, следует отметить, что средство массовой информации – это не юридическое лицо. Это статус, которым Закон наделяет носителя информации.

Соответственно, СМИ должно иметь уникальное название, но не должно иметь какого-то уставного капитала или уставного фонда.

Учредить СМИ могут совершеннолетние физические лица – граждане РФ, юридические лица, а также органы государственной власти, а печатные СМИ – также органы местного самоуправления. Не могут быть учредителями граждане другого государства и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ.

Учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм также не могут являться: граждане РФ, имеющие двойное гражданство; иностранные юридические лица, а также российские юридические лица, в которых доля иностранного участия составляет 50 процентов и более (а с 1 января 2016 года – независимо от доли участия).

Может ли учредитель претендовать на получение прибыли от деятельности средства массовой информации? Только в силу учреждения им СМИ и указания в свидетельстве о регистрации СМИ в качестве учредителя – нет. Получателем прибыли от деятельности СМИ является законная сторона договоров с рекламодателями, типографией, распространителями и т.д.

От имени средства массовой информации выступает редакция СМИ – организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, которые осуществляют производство и выпуск СМИ.

Учредитель вправе заключить договор с редакцией (главным редактором), но не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции или таким договором. При этом он сам может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя или собственника имущества редакции.

Редакция, в свою очередь, может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя или собственника имущества редакции и осуществляет свою деятельность по производству и выпуску СМИ на основе профессиональной самостоятельности.

Права и обязанности учредителей и редакции СМИ возникают с момента регистрации СМИ, за исключением случаев, когда оно не подлежит регистрации.

Регистрируется СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) или его территориальных органах путем подачи заявления и комплекта других документов, а также уплаты государственной пошлины.

Выданное свидетельство о регистрации СМИ действует бессрочно.

Какие СМИ не подлежат регистрации

Не вся издательская деятельность требует прохождения процедуры регистрации. Так, не требуется регистрация следующих средств массовой информации:

  • периодических печатных изданий (изданий, имеющих постоянное название, текущий номер и выходящих в свет не реже одного раза в год) тиражом менее 1 тыс. экземпляров;
  • радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
  • аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров; и некоторые другие.

В то же время такие СМИ могут пройти процедуру регистрации в добровольном порядке.

Перерегистрация СМИ

Перерегистрация означает изменение сведений, отражаемых в свидетельстве о регистрации СМИ. Поэтому при изменении следующих данных необходимо провести процедуру перерегистрации СМИ:

  • смена учредителя (в том числе изменение организационно-правовой формы учредителя) или изменение состава соучредителей;
  • изменение названия или языка СМИ;
  • изменение формы периодического распространения массовой информации;
  • изменение территории распространения продукции СМИ.

Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация, т.е. путем подачи заявления и прилагаемых документов в регистрирующий орган и оплаты госпошлины в том же размере, что и за регистрацию СМИ. При этом оригинал действующего свидетельства о регистрации СМИ подлежит обмену на новый.

Кроме перерегистрации, также предусмотрен перечень сведений, при изменении которых учредитель СМИ обязан в месячный срок письменно уведомить Роскомнадзор или его территориальный орган. Это сведения об изменении местонахождения редакции, доменного имени сайта в сети Интернет (для сетевого издания), периодичности выпуска СМИ, максимального объема СМИ. Такое уведомление не влечет за собой необходимости внесения изменений в свидетельство о регистрации СМИ, соответственно, осуществляется без уплаты госпошлины.

Наша компания имеет успешный опыт в регистрации, а также перерегистрации СМИ, распространяемых как на территории отдельных субъектов Российской Федерации, так и на территории России в целом, в том числе достаточно часто мы регистрируем издания, распространяемые в сети Интернет.

Наши услуги по регистрации СМИ:

  • подготовка необходимого комплекта документов для регистрации СМИ;
  • сопровождение государственной регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или его территориальном органе в Москве или Санкт-Петербурге;
  • подготовка устава редакции или заменяющего его договора, которые подлежат направлению в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации.

Оцените эту страницу!

[Всего: 1 Средний: 5]

Изменения в ФЗ «О средствах массовой информации» — пара важных деталей

На апрельской конференции Multiservice в этом году было нововведение — специальная секция для телеканалов. Она была предназначена только для вещателей, и все доклады были адресованы именно им и касались целого ряда проблем и вопросов — от тонкостей регистрационного процесса до рейтингов и недоотчетности (ну, куда ж без нее). Помимо докладов, между прочим, было принято решение создать специальную группу для телеканалов в Телеграмме — что и было сделано.

Один из докладов секции касался новых правил регистрации электронных СМИ, которые начали действовать в этом году. Несмотря на, в общем-то, понятные (и даже где-то своевременные) изменения и исчерпывающий доклад, в редакцию «Кабельщика» продолжают поступать формальные и неформальные запросы на тему оформления лицензий и «как жить без бумажки». Поэтому мы решили еще раз повторить пройденное.

 

К вопросу о практической реализации Федерального закона № 239-ФЗ от 29.07.2017 г.

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 239-ФЗ от 29.07.2017 г. о внесении изменений в закон России «О средствах массовой информации».

Изменениям подверглись процедуры регистрации средств массовой информации, а также легализации различного рода изменений, связанных с деятельностью СМИ.

За прошедшие несколько месяцев у меня появилась определенная практика применения закона № 239-ФЗ, которой мне хочется поделиться с коллегами.

Итак, до 1 января 2018 года существовали следующие процедуры:

— регистрация СМИ – обязательная для осуществления деятельности телеканала. При этом СМИ, считалось зарегистрированным со дня принятия Роскомнадзором решения о регистрации;

— перерегистрация СМИ – необходимость в данной процедуре возникала в случае существенных перемен, связанных с телеканалом, например, в связи со сменой учредителя или изменением названия;

— уведомление контролирующего органа в случаях, когда изменения не носили существенного характера, вследствие чего перерегистрация не требовалась (например, при изменении местонахождения редакции).

Регистрация и перерегистрация осуществлялись в одинаковом порядке. 

Уведомление об изменении сведений следовало направлять в Роскомнадзор в течение месяца с даты возникновения соответствующих изменений. Никаких решений в связи с такими уведомлениями, Роскомнадзор не принимал, приказов не издавал.

С развитием технологий на сайте Роскомнадзора появился реестр средств массовой информации, с алфавитным указателем и строкой поиска. В реестре размещалась общая информация о СМИ: номер свидетельства и его статус (действующее или нет), наименование СМИ, дата регистрации, форма и территория распространения, полное наименование учредителя(лей), адрес редакции, язык(и) распространения.

С 2018-го года реестру отведена ведущая роль. Теперь СМИ будет считаться зарегистрированным даты принятия Роскомнадзором решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр. Поскольку дата принятия решения и дата внесения в реестр могут не совпадать, законодатель специально отметил, что РКН обязан обеспечить внесение записи в день принятия решения, не определив, однако, меру ответственности за несоблюдение данной обязанности.

Вместо процедуры перерегистрации СМИ введена процедура внесения изменений в запись о регистрации СМИ. Осуществляется она в том же порядке, что и регистрация СМИ. При этом к имевшимся ранее основаниям добавились новые: изменение примерной тематики или специализации, формы и вида периодического распространения СМИ.

Процедура уведомления осталась прежней, добавлено лишь уточнение о том, что соответствующая указанная в уведомлении информация подлежит внесению в реестр. Кроме того, увеличилось количество поводов для уведомления Роскомнадзора. К ним добавились изменение места нахождения учредителя, принятие решения о приостановлении, возобновлении и прекращении деятельности СМИ.

Вместо привычных свидетельств о регистрации СМИ, которые являлись документами строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, Роскомнадзор выдает теперь выписки из реестра на простой бумаге, подписанные собственноручно. 

Вопрос о том, каким образом подобные выписки будут выглядеть и какую информацию будут содержать, волновал меня с первого дня появления проекта закона № 239-ФЗ на сайте Государственной думы России.

Важность содержания выписки обусловлена следующим. Средство массовой информации в форме телеканала не является объектом материального мира, в отличие, скажем, от печатного издания. В связи с этим в лицензионных договорах, заключаемых между лицензиатами-вещателями и лицами, осуществляющими распространение телеканалов (в первую очередь, операторами связи), традиционно указываются наименование телеканала, а также реквизиты свидетельства о его государственной регистрации – дата и номер. При каждой перерегистрации СМИ, а равно при переоформлении свидетельства о регистрации СМИ заявителю выдавалось свидетельство с новыми реквизитами, содержавшее историю всех предшествующих изменений и реквизиты всех прошлых свидетельств о регистрации этого СМИ. Лицензиары рассылали операторам связи копии новых свидетельств, чтобы подтвердить, что СМИ осталось прежним и исключить риск отказа операторов связи от ретрансляции телеканала на том формальном основании, что в договоре указаны реквизиты «другого» средства массовой информации.

Было неясно, будет ли сохраняться история изменений в выписках из реестра. Чтобы проверить как выдаваемый Роскомнадзором документ будет выглядеть на практике, я заказал выписку из реестра СМИ в отношении телеканала, который по состоянию на дату выдачи выписки имел зарегистрированное название Game Show.

Вот как она выглядела:

 Примечание. Выписка актуальна по состоянию на 5 марта 2018 года. 

 

Такой документ может получить любое лицо в отношении любого средства массовой информации, зарегистрированного в России. Форма выписки утверждена приказом Роскомнадзора от 18.12.2017 N 256 (зарег. в Минюсте России 18.01.2018 N 49672).

Признаюсь, не могу представить себе для каких целей данный документ может потребоваться: та же самая информация доступна на сайте Роскомнадзора, причем получить её можно в любом месте и в любое время, если у получателя есть доступ в сети Интернет.

По итогам консультаций в Роскомнадзоре выяснилось, что ведомство выдает два вида выписок из реестра. Помимо приведённой выше, есть еще выписка из реестра, которая выдается по итогам рассмотрения Роскомнадзором заявления о внесении записи/изменений в запись в реестр зарегистрированных средств массовой информации. Выглядит она следующим образом:

 Примечание. Актуальная информация о телеканале E-TV в реестре зарегистрированных СМИ. 

 

Как видно в расширенной версии выписки по-прежнему сохраняется вся история изменений, что исключает возникновение описанного мной выше риска.

Интересно отметить, что форма такой выписки по состоянию на 20.06.2018 г. не утверждена, обязанность по её выдаче законодательством не предусмотрена.

Хотелось бы отметить ещё один интересный момент. Сотрудники Роскомнадзора на консультациях сообщают, что теперь, при очередном внесении изменений в запись о СМИ номер его регистрации будет изменен однократно и не будет меняться в будущем, какие бы изменения в запись об этом СМИ не вносились. Повода проверить так ли это пока не возникло, но подобный подход был бы, как мне представляется, весьма удобен, так что по мере появления подтверждений его реализации соответствующая информация будет доведена до сведения сообщества.

Российская Федерация: Введены ограничения для СМИ с иностранным финансированием

Прослушать эту страницу

(14 мая 2021 г.) 30 апреля 2021 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал недавно принятые поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Поправки предусматривают штрафы за распространение в средствах массовой информации материалов, произведенных лицом, признанным и зарегистрированным в качестве иностранного агента в России, если такие публикации не имеют специального знака, обозначающего издателя как «иностранного агента». Ограничения распространяются на публикации и сообщения, распространяемые онлайн или через социальные сети. (Федеральный закон № 102-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях § 2.)

Закон следует за другими поправками в Кодекс об административных правонарушениях, связанными с работой так называемых иностранных агентов в России. Те поправки, которые вступили в силу с 1 марта 2021 года, запрещают любое упоминание лица или организации, признанных иностранным агентом, без информирования об этом аудитории. Штраф за нарушение поправок может достигать суммы, эквивалентной 5000 долларов США. (Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».)

«Иностранный агент» в соответствии с законодательством Российской Федерации

Определение «иностранный агент» было введено в 2012 г. в качестве поправки к Закону Российской Федерации «О некоммерческих организациях» и изменено в 2014, 2016 и 2019 гг. (Федеральный Закон № 121-ФЗ от 20 июля 2012 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». СМИ, получающие финансирование из-за рубежа, считаются иностранными агентами и подлежат особым правилам регистрации и мониторинга. Минюст России может включить такие организации в список иностранных агентов. (Федеральный закон от 02.12.2019 № 426-ФЗо внесении изменений в федеральные законы о средствах массовой информации и об информации, информационных технологиях и о защите информации ст. 1(2).)

Ограничения для иностранных агентов

Регистрация в качестве иностранного агента прямо не запрещает организации работать в России, но предъявляет дополнительные требования. Большинство этих требований относятся к финансовой отчетности. Организация, получающая финансовую или иную помощь из-за рубежа, обязана ежеквартально отчитываться перед государственным регистрирующим органом о назначении и фактическом расходовании иностранных средств и подлежит обязательному ежегодному аудиту. Аудиторский отчет должен быть представлен в регистрирующий орган и опубликован на веб-сайте органа. Общий учет должен вестись отдельно для отечественных и иностранных средств, поступивших в организацию. (Федеральный закон № 121-ФЗ, ст. 2.5(а).) Государственные органы вправе проводить внеплановые экстренные проверки финансовых документов организации, если они подозревают или были проинформированы о правонарушениях организации. Кроме того, отчеты о высшем руководстве иностранных агентов должны предоставляться каждые шесть месяцев. Если правительство установит, что организация не полностью выполнила процедуру регистрации, оно может приостановить деятельность организации на срок до шести месяцев. (Статья 2.5(ж).) Нарушение правил регистрации наказывается штрафом в размере около 6000 долларов США или лишением свободы сроком на два года. (Ст. 3.2.) Поправки в КоАП и УК РФ, принятые в декабре 2019 г.а в декабре 2020 г. предусмотрены повышенные штрафы в размере до эквивалента 100 000 долларов США за неоднократное нарушение требований, связанных с назначением иностранного агента. (Федеральный закон от 16.12.2019 № 443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 1(2)(3).) В зависимости от обстоятельств лица, признанные иностранными агентами и должностными лицами Иностранные агенты-судебные лица подлежат лишению свободы на срок до пяти лет. (Федеральный закон от 30.12.2020 № 525-ФЗ «О внесении изменений в статью 330-1 УК РФ, часть 1»)

Маркировка материалов и публикаций иностранного агента

Все организации, зарегистрированные в качестве иностранного агента, обязаны маркировать все свои публикации и другие материалы, включая онлайн-контент, указанием, что «эти материалы были подготовлены и/или распространены некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента». (Федеральный закон № 121-ФЗ, ст. 2.4.) По данным Роскомнадзора, органа государственного надзора в сфере массовых коммуникаций, размер шрифта для этих маркировок должен быть в два раза больше размера шрифта, используемого для текста публикация. При этом разметка должна располагаться по центру страницы или изображения и занимать не менее 20% отведенного для публикации места. Для аудиовизуальной продукции объявление о производстве материалов иностранным агентом должно быть не короче 15 секунд и транслироваться в начале презентации и в начале каждого нового сегмента трансляции после рекламных пауз. (Приказ Роскомнадзора от 23.09.2020 № 124.) Доступ к контенту СМИ может быть ограничен Роскомнадзором в случае признания судом факта нарушения СМИ требований иностранного агента. (Федеральный закон № 426-ФЗ, ст. 2(2).)

Позиция Конституционного Суда

В 2014 году Конституционный Суд Российской Федерации отклонил возражение Уполномоченного по правам человека в России и региональной общественной организации о том, что регистрация организации в качестве иностранного агента нарушает ее права, стигматизируя ее. По мнению суда, факт регистрации организации в качестве иностранного агента не означает, что государство относится к этой организации негативно, и имидж такой организации в обществе не должен быть неблагоприятным. (Конституционный Суд Российской Федерации, Определение от 8 апреля 2014 г. № 10-П.)

Иные требования к СМИ

Законом № 102-ФЗ от 30.04.2020 также введено специальное требование к единообразию для всех журналистов и других представителей СМИ, если они освещают публичные мероприятия или присутствуют на массовых мероприятиях. Репортеры должны быть идентифицированы по «четко различимому отличительному знаку, который будет установлен федеральной полицией по согласованию с федеральным агентством по надзору за СМИ и Союзом журналистов. Любое мошенническое использование такого знака наказывается 50 часами обязательных работ или штрафом в размере до 500 долларов США. (Федеральный закон № 102-ФЗ § 3.)

Об этом изделии

Заголовок

  • Российская Федерация: введены ограничения на СМИ с иностранным финансированием

Онлайн формат

  • веб-страница

Права и доступ

Публикации Библиотеки Конгресса являются работами правительства Соединенных Штатов, как это определено в Кодексе США 17 U. S.C. §105 и, следовательно, не защищены авторским правом и могут свободно использоваться и повторно использоваться. Библиотека Конгресса не возражает против международного использования и повторного использования работ Библиотеки правительства США на loc.gov. Эти работы также доступны для использования во всем мире и повторного использования в рамках CC0 1.0 Universal.

Подробнее об авторских правах и других ограничениях.

Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок обратитесь к Citing Primary Sources.

Кредитная линия: Юридическая библиотека Конгресса

Процитировать этот товар

Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как для удобства и может быть неполным или точным.

Чикагский стиль цитирования:

Российская Федерация: введены ограничения на СМИ с иностранным финансированием . 2021. Веб-страница. https://www.loc.gov/item/global-legal-monitor/2021-05-14/russian-federation-restrictions-on-media-with-foreign-funding-imposed/.

Стиль цитирования APA:

(2021) Российская Федерация: введены ограничения на СМИ с иностранным финансированием . [Веб-страница] Получено из Библиотеки Конгресса, https://www.loc.gov/item/global-legal-monitor/2021-05-14/russian-federation-restrictions-on-media-with-foreign-funding. -наложенный/.

Стиль цитирования MLA:

Российская Федерация: Введены ограничения на СМИ с иностранным финансированием . 2021. Веб-страница. Получено из Библиотеки Конгресса, .

Роскомнадзор направил Забороне предупреждение

Новости

Автор: Маркиян Олярник

Сотрудник готовит к отправке в Украину средства баллистической защиты на заводе MC Armor в Коте, на окраине, 9 марта 2022 года в Боготе, Колумбия. Фото Гильермо Легариа Швейцер/Getty Images

  • Информационное агентство «Заборона Медиа» получило письмо от Роскомнадзора.
  • Федеральная служба государства-агрессора, осуществляющего настоящий террор в Украине, требует удалить с нашего сайта украиноязычный материал о рецептах коктейлей Молотова.
  • Главный редактор «Забороны» Екатерина Сергацкова отметила, что «российская кровожадная цензура рано или поздно будет уничтожена нашими Джавелинами свободного мира».

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) пригрозила украинскому информационному агентству Zaborona Media запретом на его деятельность в России. Наказания можно избежать, удалив с сайта агентства статью о коктейлях Молотова , написано на украинском языке.

Письмо с требованиями Русской службы пришло на электронную почту Забороны и хостинга сайта. Излишне говорить, что «Заборона» не будет удовлетворять никаким требованиям Роскомнадзора.

26 апреля 2022 года Заборона получила письмо от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.

«Уведомление о внесении записи в «Единый реестр доменных имен, ссылок на страницы сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющей идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, запрещенную к публичному распространению в Российской Федерации». страница(и) сайта ссылка(и): https://zaborona.com/yak-zrobiti-koktejl-molotova-osnovni-reccepti-ta-lajfhaki», — говорится в сообщении (скриншот ниже).

Так, Роскомнадзор ввел украиноязычную версию статьи
«Бандеровские смузи» для друзей Путина. Как сделать коктейль Молотова — основные рецепты и лайфхаки в реестре нежелательных ресурсов. Статья была опубликована на сайте Забороны 27 февраля, в первые дни полномасштабного вторжения России в Украину.

Удивительно, что ровно за два месяца украиноязычная версия этой статьи набрала всего 4726 уникальных просмотров, в том числе 37 из России. Гораздо больше просмотров (30 000+) набрала англоязычная версия, которая почему-то не вызвала возражений у Роскомнадзора.

Данные Google Analytics за период с 27 февраля по 27 апреля 2022 года украиноязычной версии статьи Забороны «Бандеровские смузи» для «Друзей Путина». Как сделать коктейль Молотова – основные рецепты и лайфхаки

«Ситуация выглядит весьма комично, потому что институт цензуры страны-оккупанта Роскомнадзор требует от украинских СМИ удалить статью на украинском языке. Почему бы не потребовать того же от британской или китайской прессы? А то, что их волнует статья о том, как сделать коктейль Молотова, звучит как анекдот. Однако я считаю, что это также сигнал для украинской прессы о том, что Россия пытается вмешаться в украинское информационное пространство, захватить его, как будто русские имеют на него какое-то право», — заявила соучредитель и редактор Катерина Сергацкова. глава «Заборона Медиа».

«В случае непринятия хостинг-провайдером и (или) владельцем сайта в сети Интернет указанных мер будет принято решение о внесении сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации в Реестр, и доступ будет ограничен», — говорится в письме российского органа цензуры.

Скриншот письма для Забороны от Роскомнадзора (26.04.2022)

«Конечно, мы не собираемся удалять статью. Русские принуждают журналистов и редакторов к сотрудничеству с врагом на временно оккупированных территориях, а их родственников берут в заложники. Они стреляют по башням общественного вещания и убивают журналистов в зоне боевых действий. Но их убийственная цензура рано или поздно будет снята. Уничтожены нашими Джавелинами свободного мира», — заявила Екатерина Сергацкова.

Напомним, что в Украине был создан 24.02 Чрезвычайный фонд журналистики, который призван обеспечить необходимой защитой тех, кто работает в опасных местах. На данный момент всеми административными и финансовыми операциями фонда занимаются Zaborona Media Europe в Эстонии и SaintJavellin в Канаде.

Ранее Заборона провозглашала о принципиальное решение редакции не публиковать материалы (ни новостные, ни большие форматы) на русском языке.

Маркиян Олиярник

Глобальная свобода выражения мнений | Роскомнадзор против Twitter

Политика атрибуции контента

Global Freedom of Expression — это академическая инициатива, и поэтому мы рекомендуем вам делиться и переиздавать выдержки из нашего контента, если они не используются в коммерческих целях, и вы соблюдаете следующую политику:

  • Атрибут Columbia Global Freedom of Express в качестве источника.
  • Ссылка на исходный URL анализа конкретного случая, публикации, обновления, блога или целевой страницы загружаемого контента, на который вы ссылаетесь.

Информация об атрибуции, авторских правах и лицензии для средств массовой информации, используемых Global Freedom of Expression, доступна на нашей странице «Кредиты».

Анализ случая

Краткое изложение дела и итоги

Таганский районный суд г. Москвы, Россия оставил в силе постановление мирового суда №422 Таганского района о том, что компания Twitter Inc. не закрыла доступ к тем информационным интернет-ресурсам, которые должны были быть удалены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Роскомнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — направил в Twitter уведомления с требованием закрыть доступ к сообщениям в Twitter, призывающим к участию в несанкционированных митингах. Роскомнадзор составил протокол об административном правонарушении по факту невыполнения Twitter его требований. Суд постановил, что Twitter не удалил запрошенную информацию, и это было обязано сделать это по закону. Мировой суд также признал Twitter виновным еще в двух административных правонарушениях по двум отдельным делам, и в общей сложности по трем делам суд наложил штрафы на сумму 8,9миллионов рублей (около 117,4 тысячи долларов США на тот момент).

Columbia Global Freedom of Express отмечает, что некоторая информация, содержащаяся в этом отчете, была получена из вторичных источников.


Факты

Заместитель Генерального прокурора РФ направил запрос в Роскомнадзор – Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – с требованием ограничить доступ к публикации в TikTok, призывающей к участию в несанкционированной акции протеста 23 января 2021 года в поддержку лидера российской оппозиции Алексея Навального. Запрос уполномочил Роскомнадзор применять аналогичные процедуры ограничения в случае выявления призывов к участию в массовых акциях, в том числе адресованных несовершеннолетним, в других социальных сетях. Соответственно, Роскомнадзор направил в Twitter Inc. 16 уведомлений об ограничениях в отношении 16 постов в Твиттере. Твиттер не выполнил уведомления и не закрыл доступ к информации. Затем Роскомнадзор подал протокол об административном правонарушении в отношении Twitter в мировой суд №422 Таганского района Москвы.

Еще два административных протокола в отношении Twitter были зарегистрированы Роскомнадзором в мировом суде №422 Таганского района Москвы 3 марта 2021 года. Трафик Twitter из-за того, что платформа не удалила запрещенный контент. «Интерфакс» также сообщил, что Роксомнадзор с 11 февраля 2021 года составляет административные протоколы в отношении компаний, работающих в социальных сетях, в связи с тем, что компании не удалили «призывы несовершеннолетних к участию в несанкционированных митингах».

02.04.2021 Мировой суд вынес определение об административном взыскании, сославшись на положения Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и признав Твиттер виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.41 КоАП РФ – «неудаление информации, если обязанность удаления такой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации». Судья Вахрамеев Т.С. установил, что компания Twitter Inc., являющаяся оператором социальной сети Twitter, «не удалила информацию, если обязанность удаления такой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации» [п. . 1].

Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует порядок ограничения запрещенного контента. Статья 15.3 устанавливает порядок ограничения доступа к запрещенной информации, а часть 1 статьи определяет виды запрещенной информации в сети Интернет, в том числе «призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, участие в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка» и «распространяются недостоверные общественно значимые сведения», которые, вводя в заблуждение, представляются достоверными, но представляют собой «угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угроза создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, энергетики, промышленности или объектов связи». Еще одним видом запрещенной информации, о котором упоминается в статье, является информация, распространяемая организациями, официально признанными «нежелательными».

Статья 15.3 обязывает Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора выявлять случаи запрещенного контента и передавать их в Роскомнадзор для выдачи запросов об ограничении доступа.

ч. 4.1 ст. 15.3 требует, чтобы владелец информационного ресурса, содержащего запрещенный контент, в течение 24 часов после получения запроса Роскомнадзора удалил такой контент. В случае бездействия со стороны владельца информационного ресурса ответственный хостинг-провайдер обязан ограничить доступ к запрещенному контенту в течение 24 часов с момента получения запроса Роскомнадзора.

В случае несоблюдения вышеизложенного федерального закона процедуры модерации контента, ч. 2 ст. 13.41 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа за «несоблюдение владельцем сайта или владельцем информационного ресурса удаления информации или веб-страницы [в сети Интернет], если обязательство по удаление такой информации или веб-страницы предусмотрено законодательством Российской Федерации». В этой норме указано, что размер штрафа для юридических лиц может варьироваться от 800 тысяч до четырех миллионов рублей.

19 апреля 2021 г. Twitter обжаловал это решение.


Обзор решения

Основной вопрос, который рассматривался судом, заключался в том, нарушил ли Твиттер Федеральный закон № 149-ФЗ, не выполнив требования Роскомнадзора об удалении доступа к контенту в требуемый срок.

Твиттер утверждал, что дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 13.41 КоАП требовало проведения административного расследования, которое не было проведено. Twitter также заявил, что представленные доказательства не свидетельствуют о том, что он был уведомлен об административном протоколе в соответствии с законом, и подчеркнул, что уведомление иностранной компании должно включать надлежащее оказание «международной правовой помощи по делам об административных правонарушениях». через Генеральную прокуратуру Российской Федерации» [с. 3], чего не произошло. Twitter утверждал, что в первоначальном запросе заместителя Генерального прокурора указывалось, что запрещенный контент был выявлен в TikTok, а не в Twitter, и поэтому утверждал, что у Роскомнадзора не было законных оснований для направления своих уведомлений об ограничении доступа в Twitter. В Twitter подчеркнули, что Роскомнадзор не уполномочен оценивать массовые акции в соответствии с рассматриваемой процедурой, и утверждали, что рассматриваемые посты не содержали никаких призывов к действию. Твиттер подчеркнул, что требование удалить эти посты нарушает право граждан на доступ к информации и что в административном протоколе представлены «неприемлемые доказательства» [стр. 3], так как материалы протокола были на английском языке, а заверенный перевод не был предоставлен. Twitter утверждал, что не может быть привлечен к ответственности в России, поскольку компания не совершала правонарушения на территории России. Со ссылкой на Пленум Верховного суда Российской Федерации Twitter утверждал, что при бездействии обвинения рассмотрение дела должно происходить в соответствии с местом нахождения юридического лица: его юридический адрес, ул. Рынок, 1355, офис 9.00, San Francisco, CA 94103, Соединенные Штаты Америки, «что [исключало] возможность привлечения [Twitter] к административной ответственности» [стр. 3].

Суд постановил, что Twitter Inc. является «одновременно владельцем информационного ресурса и хостинг-провайдером для twitter.com» [стр. 6]. Чтобы подтвердить это, суд также сослался на службу Whois на веб-сайте Американского реестра интернет-номеров. Таким образом, Роскомнадзор правильно направил свои запросы об ограничении информации в Twitter Inc и, как владелец информационного ресурса Twitter, не удалил в установленный срок информацию «с призывами к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». получение уведомлений Роскомнадзора.

Суд постановил, что Роскомнадзор направил уведомление о составлении административного протокола в установленном порядке.

В ответ на довод Twitter о том, что оспариваемый контент был опубликован в TikTik, а не в Twitter, суд установил, что часть 9.2 Приказа Генерального прокурора № 596 требует, чтобы запросы на ограничение доступа к информации содержали URL-адрес веб-страницы. или доменное имя веб-сайта, и что это сделал заместитель Генерального прокурора. Суд постановил, что тот факт, что заместитель Генерального прокурора не упомянул Twitter в первоначальном запросе в Роскомнадзор, не имеет правовых оснований: заместитель Генерального прокурора указал, что Роскомнадзор уполномочен проводить процедуры ограничения доступа в случае призывов к участию в несанкционированных митингах, в том числе адресованные несовершеннолетним, были выявлены в других социальных сетях. Суд постановил, что требования Роскомнадзора об ограничении доступа соответствуют требованиям ч. 1.1 ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, и подчеркнул, что ходатайства прокурора по статьям 9.1, 22, 27, 30, 33 подлежат «безоговорочному исполнению в установленный срок» [п. 7].

Касаясь ссылки Твиттера на право граждан на доступ к информации, Суд подчеркнул, что контент, удаление которого запросил Роскомнадзор, соответствует описанию запрещенной информации в ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ и отклонил довод Twitter. Суд добавил, что Twitter не выразил своего несогласия с Роскомнадзором и мог бы обжаловать действия Роскомнадзора, но не сделал этого.

Суд постановил, что нахождение Твиттера за пределами России не является основанием для прекращения судебного разбирательства, так как по общему правилу «дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения» [стр. 8]. Суд сослался на Постановление Пленума Верховного Суда (заключение Верховного Суда для разъяснения вопросов, которые могли возникнуть из судебной практики нижестоящих судов) о применении «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» о том, что если дело представляет собой обвинение в бездействии, оно рассматривается по «месту нахождения юридического лица» [п. 8], а поскольку Твиттер не был зарегистрирован на территории Российской Федерации, «местом совершения правонарушения [являлось] местонахождение Роскомнадзора» — адрес, который «в соответствии с положениями закона […] [относится] к юрисдикции мирового суда №422» [с. 9].

Суд постановил, что представленные по делу доказательства достаточны и объективны, и признал Twitter Inc. виновным по ч. 2 ст. 13.41 КоАП РФ. Суд наложил административный штраф.


Направление принятия решения

Contracts Expression

Судебное решение способствует ограничению выражения мнений в России и выносится на фоне продолжающегося подавления платформ социальных сетей, поскольку правительство пытается их контролировать и подвергать цензуре. Все сообщения в Твиттере (оставшиеся доступными на платформе), перечисленные в трех постановлениях суда, призывали к участию в протестных политических акциях в поддержку заключенного в тюрьму лидера российской оппозиции Алексея Навального. непосредственные последствия задержания Навального и организации Навального – выпуск «Фондом борьбы с коррупцией» фильма-расследования коррупции Владимира Путина. Фильм-расследование набрал более 123 млн просмотров на YouTube, а десятки тысяч россиян вышли на акции протеста по всей стране 23 января 2021 года. Авторы призывали к участию в городах далеко за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, включая Владивосток, Хабаровск, Омск, Челябинск, Нижний Тагил, Нижний Новгород, Кострому, Иваново, Владимир и Брянск. Посты содержали такие хэштеги, как #FreedomToNavalny, #IAmGoingOut, #ForNavalny и #ForFreedom.

Эти события привели к многочисленным судебным искам против социальных сетей по ч. 2 ст. 13.41 КоАП РФ. Facebook (позже Meta), Google, TikTok, Telegram и Twitter получили штрафы в размере от 1,5 млн до 26 млн рублей. Вскоре после вынесения трех приговоров против Twitter по трем настоящим делам, 6 апреля 2021 года, мировой суд №422 Таганского района Москвы постановил, что TikTok не ограничил доступ к запрещенному контенту (посты с призывами к участию в несанкционированных акциях протеста). ) и это решение было оставлено в силе судом апелляционной инстанции. ТАСС сообщил, что TikTok получил штраф в размере 2,6 млн рублей (около 33,9 долларов США).тысяч на тот момент). Позже этот суд признал TikTok виновным по тем же положениям 27 мая 2021 года, наложив штраф в размере 1,5 миллиона рублей (около 20,5 тысячи долларов США на тот момент), как сообщает ТАСС. 16 декабря 2021 года против TikTok были предъявлены те же обвинения по двум административным правонарушениям с двумя штрафами на общую сумму 4 миллиона рублей (около 54,2 тысячи долларов США на тот момент), сообщает «Интерфакс».

Роскомнадзор придерживался стратегии составления административных протоколов против платформ социальных сетей за их неоднократное невыполнение требований ведомства об ограничении контента. 24 декабря 2021 года эта стратегия достигла апогея для «Меты» и Google, поскольку обе компании были признаны виновными по ч. 5 ст. 13.41 КоАП РФ («повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 или 2 статьи») решением мирового суда №422 Таганского района г. Москвы. Суд наложил штрафы на беспрецедентные суммы: 7,2 миллиарда рублей (около 9 долларов США).8,4 млн на тот момент) и 1,9 млрд рублей (около 27 млн ​​долларов на тот момент), по данным «Интерфакса», для Google и Meta соответственно. Суд рассчитал размер штрафа исходя из 5 процентов годовой выручки компаний в России.

Глобальная перспектива

Таблица полномочий

Связанные международные и/или региональные законы
  • ЕКПЧ, ст. 10
  • ЕСПЧ, ст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *