Разное

Принцип 4 д: Потсдамская конференция: как союзники становились противниками

15.08.2023

Содержание

Потсдамская конференция: как союзники становились противниками

https://ria.ru/20150717/1133895255.html

Потсдамская конференция: как союзники становились противниками

Потсдамская конференция: как союзники становились противниками — РИА Новости, 26.05.2021

Потсдамская конференция: как союзники становились противниками

Потсдамская конференция, начавшаяся 70 лет назад, еще раз доказала старое правило: миром правят победители, замечает Сергей Варшавчик.

2015-07-17T13:21

2015-07-17T13:21

2021-05-26T16:14

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/106834/70/1068347034_0:145:3127:1904_1920x0_80_0_0_70a42c3073add0e33a2b60a5b85513a6.jpg

сша

великобритания

америка

весь мир

северная америка

европа

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2015

Сергей Варшавчик

https://cdnn21.img.ria.ru/images/19131/94/191319498_0:0:0:0_100x100_80_0_0_b8ada3ed95cfaa75622768e917b43687.jpg

Сергей Варшавчик

https://cdnn21.img.ria.ru/images/19131/94/191319498_0:0:0:0_100x100_80_0_0_b8ada3ed95cfaa75622768e917b43687.jpg

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/106834/70/1068347034_199:0:2930:2048_1920x0_80_0_0_916acd7927b82ee9024d23e7aa4578dd.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

Сергей Варшавчик

https://cdnn21.img.ria.ru/images/19131/94/191319498_0:0:0:0_100x100_80_0_0_b8ada3ed95cfaa75622768e917b43687.jpg

аналитика, сша, великобритания, иосиф сталин (джугашвили), гарри трумэн, франклин рузвельт, уинстон черчилль, потсдамская конференция, вторая мировая война (1939-1945), россия

Аналитика, США, Великобритания, Америка, Весь мир, Северная Америка, Европа, Иосиф Сталин (Джугашвили), Гарри Трумэн, Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль, Потсдамская конференция, Вторая мировая война (1939-1945), Россия

Сергей Варшавчик, для МИА «Россия сегодня»

70 лет назад, 17 июля 1945 года открылась Потсдамская конференция — последняя из встреч «большой тройки» глав США, СССР и Великобритании — которая подвела черту под Второй мировой, и возвестила начало атомной эры с ее «холодной войной».

На борту «Принца»

Антигитлеровская коалиция начала складываться 12 августа 1941 года, когда на борту британского линкора «Принц Уэльский» премьер-министр Англии Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт подписали так называемую Атлантическую хартию — документ, призванный определить политическое и экономическое устройство послевоенного мира после победы союзников. 24 сентября того же года к хартии присоединился ряд стран, одной из которых был Советский Союз.

Если уж еще не вступившие в войну США поставили свою подпись под документом, то СССР, ведущему на своей территории тяжелую борьбу с общим врагом, сама судьба велела присоединиться к союзу против нацистов.

«Принц Уэльский» погиб 10 декабря 1941 года в результате атаки японских бомбардировщиков-торпедоносцев, унеся с собой в океанскую пучину 513 членов экипажа во главе с адмиралом Томасом Филлипсом.

Планы уничтожения врага

Судьба антигитлеровской коалиции сложилась куда более успешно. Одной из первых совместных операций союзников стала оккупация Ирана советскими и британскими войсками в августе-сентябре 1941 года. Цель ее было предотвратить захват местных нефтяных месторождений Третьим рейхом и защитить важный транспортный путь, по которому в Советскую Россию осуществлялись западные военные и продовольственные поставки в рамках ленд-лиза.

Присутствие советских и британских войск в регионе позволило провести в Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 1943 года встречу Рузвельта, Черчилля и Сталина. Однако первые два года войны «дядюшке Джо» (как называли советского вождя между собой руководители США и Великобритании) было не до конференций — на кону стояло само существование страны.

После разгрома немцев в Сталинграде и на Курской Дуге стало очевидно, что ход Второй мировой войны кардинально изменился в пользу союзников. Пора было переходить к совместным стратегическим планам уничтожения единого противника. Этому и было посвящено Тегеранское рандеву — установлен точный срок открытия Второго фронта в Европе и достигнута договоренность, что после разгрома Германии СССР объявит войну Японии.

Мир куется во время войны

Ялтинская конференция состоялась с 4 по 11 февраля 1945 года уже ближе к театру военных действий — на территории СССР. Судьба как Третьего Рейха, так и императорской Японии, была к этому времени уже настолько ясна и понятна, что союзники занимались уже послевоенным разделом мира.

Ялтинские соглашения сформулировали идеологию Организации Объединенных Наций и заложили на многие десятилетия систему существования стран с различной идеологией. Это была последняя встреча Рузвельта, Сталина и Черчилля — вскоре американский президент скончался.

Ему на смену пришел Гарри Трумэн, политик, который по-иному смотрел на советско-американские отношения, чем Рузвельт. Человек, который в 1941 году заявил о том, что если войну будет выигрывать Германия, США следует помогать России, если же наоборот, то — Германии: «И пусть они как можно больше убивают друг друга». Впрочем, по его словам, ему бы не хотелось ни при каких условиях видеть Гитлера в победителях.

Потсдамская конференция

17 июля 2015, 10:40

Программа четырех «Д»

Именно Трумэн председательствовал на Потсдамской конференции, которая проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года на территории поверженной Германии. Встреча состоялась в привычном формате трех стран (деголлевская Франция не была допущена к участию) и была посвящена, с одной стороны, разделу имущества, а с другой, предотвращению в будущем попыток возродить немецкий милитаризм.

Гражданам Германии была предложена программа из четырех «Д»: денацификация, демилитаризация, демонополизация и демократизация. Упразднялись вооруженные силы (в том числе, генеральный штаб, корпус резервистов и военные училища), СС, СА, СД, гестапо — вместе с другими военными и полувоенными организациями. Оружие и амуницию надлежало сдать союзникам.

Военно-морской флот, как и гражданский, делился между победителями, после того, как СССР не подержал предложение Англии затопить все корабли. Производство нового вооружения прекращалось. От фабрик и заводов требовались исключительно мирная продукция.

Отделение зерен от плевел

Запрещалась нацистская партия со всеми своими филиалами и подконтрольными учреждениями. Нацистские законы отменялись. На конференции было особо подчеркнуто, что в новой Германии недопустима любая правовая дискриминация — политическая ли, расовая ли.

Военные преступники и те, кто помогал им, должны были быть арестованы и судимы. Ими с 20 ноября 1945-го по 1 октября 1946 года занимался Нюренбергский международный трибунал, вынеся 10 смертных приговоров. Впоследствии, в 2002 году, был создан постоянно действующий Международный уголовный суд.

«Рыбешки» помельче подлежали люстрации: те члены НСДАП, которые были активными участниками нацистской партии, подлежали увольнению с общественных постов и ответственных должностей в частных предприятиях. Их следовало заменить людьми, которые не участвовали в преступлениях режима. При этом подчеркивалось, что никто не собирается ввергать немецкий народ в рабство.

Разделяй и властвуй

Было покончено и с монополией одной партии — теперь разрешались все. Демократического, естественно, характера. Не стало и единого германского правительства. Его заменили различные департаменты, согласующие свою деятельность с союзным Контрольным Советом.

Памятуя о том, что сильной Германия стала, объединившись под крепкой рукой «железного» канцлера Отто фон Бисмарка, союзники разделили страну на несколько оккупационных зон, а также изрядно сократили ее территорию. От Германии отпали Восточная и Западная Пруссии, Силезия и почти вся Померания. Эти земли щедрой рукой отдали исстрадавшимся за годы войны полякам. Исключением стала треть Восточной Пруссии, которая отошла к Советскому Союзу и стала вскоре Калининградской областью.

Такая щедрость по отношению к полякам была проявлена неспроста. Еще с Тегеранской конференции между союзниками (в основном, англичанами и русскими) шли споры о новой Польше — кто будет управлять этой страной? Лондонское правительство в эмиграции или новые прокоммунистические силы, поддерживаемые СССР?

«Польский ход» Сталина

Сталин сделал хитрый ход. Отдавая полякам немецкие земли, с одной стороны, он давил прусский милитаризм, с другой компенсировал гордым панам отобранные у них (еще до Великой Отечественной) Западную Украину, Западную Белоруссию и часть Литвы.

Советская делегация настаивала, чтобы польско-германская граница проходила по рекам Одер и Нейсе. Таким образом, послевоенная Польша «сдвинулась» с Востока на Запад. Американцы поддержали это предложение. Что касается англичан, то неуступчивый консерватор Черчилль 26 июля проиграл парламентские выборы лейбористу Клементу Эттли, который на конференции был более сговорчивым в «польском» вопросе.

Помимо этого, высокое собрание постановило переселить всех фольксдойчей из Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии на историческую родину, тем самым лишая их возможности когда-либо служить «троянскими конями» (как это было с судетскими немцами в 1938-м), а также спасая от расправы со стороны местных жителей.

Последний враг

Если прибегнуть к сравнению Германии с машиной, то на Потсдамской конференции союзникам надлежало начать разбирать агрегат до последних винтиков, чтобы выбросив лишнее, смазать и собрать заново. Трудность задачи состояла в том, чтобы (условно говоря) пулемет превратился в сеялку. Как показало будущее — в общем и целом это удалось.

Однако Вторая мировая война еще не закончилась — оставалось разбить Японию, которая, несмотря на серьезные поражения в ходе войны на Тихом океане, оставалась еще способной «показать клыки». При этом союзники преследовали собственные цели.

К началу Потсдамской конференции у США появился мощный козырь в виде атомной бомбы, с помощью которой Трумэн намеревался быстро вывести Японию из войны, а заодно показать всему миру, что Америка является самой сильной страной.

На сопках Маньчжурии-1945

Но делать ставку только на ядерное оружие американский президент не мог. Одна лишь Квантунская армия, располагающаяся в северном Китае и Корее, несмотря на устаревшую технику, насчитывала к началу августа 1945 года около 1 миллиона 300 тысяч человек.
Без помощи СССР быстро справиться с вооруженными силами страны Восходящего солнца было довольно непросто — японцы компенсировали свое качественное и количественное отставание от союзников предельным фанатизмом, самым ярким примером которого стали летчики-камикадзе.

Требовалась 100-процентная гарантия победы. И Сталин ее дал, подтвердив на конференции, что спустя три месяца после разгрома Германии СССР вступит в войну против Японии — 9 августа 1945 года. У него был свой расчет: он хотел сполна расплатиться с самураями за унижение русско-японской войны 1904-05 гг, оккупацию Дальнего Востока в годы гражданской войны и многочисленные локальные войны 30-х годов. А также, вернуть оккупированные японцами земли, в частности, часть Сахалина.

Непримиримые противоречия

Потсдамская конференция стала «лебединой песней» столь тесного сотрудничества трех стран на долгие годы. В условиях, когда общий враг уже не объединял усилия столь разных государств, на первый план начали выходить противоречия между победителями — геополитического и идеологического свойства. А генштабисты уже разрабатывали планы войны друг против друга.

Через много лет, 9 мая 2010 года, в ходе парада в Москве, по Красной площади вместе со своими российскими коллегами прошли военнослужащие из стран антигитлеровской коалиции — США, Великобритании, Франции, Польши. Это было напоминание о том, что Победа в самой кровопролитной войне ковалась общими усилиями.

Потсдамская конференция | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

РЕШЕНО В ПОТСДАМЕ

Потсдамская конференция, проходившая в пригороде Берлина (17 июля — 2 августа 1945 г.), стала последней за годы войны конференцией глав правительств СССР, США и Великобритании. Советскую делегацию возглавлял И. Сталин, американскую после смерти Ф. Рузвельта в апреле — президент Г. Трумэн, английскую — премьер-министр У. Черчилль, а с 28 июля после победы на парламентских выборах лейбористской партии К. Эттли. В работе конференции, которая проходила во дворце Цецилиенхоф, принимали участие также руководители внешнеполитических ведомств великих держав, военные представители.

Главное место в работе Потсдамской конференции заняла проблема Германии. Были согласованы основные принципы совместной политики к этой стране. Предусматривалось разоружение и демилитаризация страны. Прядок осуществления контроля над ее территорией требовал полной денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Подчеркивалась необходимость ликвидации военных и полувоенных формирований, отмены нацистских законов. Военные преступники предавались суду. Но союзники указывали, что «не намерены уничтожать или ввергнуть в рабство немецкий народ». Сталин и западные лидеры также воздержались от выдвижения планов раздела Германии. Учреждались органы самоуправления по всей стране, хотя центрального правительства было решено пока не создавать. В экономическом плане на период оккупации было решено рассматривать Германию как единое целое, включая денежную систему. Промышленность страны должна была перейти исключительно на мирные рельсы.

Дискуссии развернулись вокруг вопроса о репарациях с Германии. В конечном итоге был одобрен позональный принцип взимания репараций — каждой державой из своей зоны оккупации. Кроме этого для СССР было предусмотрено частичное получение репараций из западных зон. СССР обязывался передать часть репараций Польше. Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между тремя державами-победительницами. Делился и торговый флот.

В Потсдаме, также как ранее и в Ялте, вновь встал вопрос о будущем Польши. Сталин настоял на том, чтобы в Потсдам прибыли польские представители во главе с Б. Берутом, которые подтвердили свою позицию относительно западных границ государства и обещали проведение в стране демократических выборов. Американская делегация поддержала советские предложения о новой западной границе Польши. Было решено начать про­цесс передачи Польше восточногерманских земель. Американская и британская делегации подтвердили также свое согласие о передаче СССР города Кенигсберга (с 1946 г. Калининграда) с прилегающими территориями.

На конференции был поднят вопрос о Турции, а также возможности основания советской базы в Черноморских проливах. СССР считал также несправедливой границу между двумя государствами, проведенную после окончания Гражданской войны в России, отторгавшую в пользу Турции область Карса и прилегающие районы. Но предложения о советских базах и изменениях в советско-турецкой границе были отвергнуты. Делегации великих держав обсудили проблему опеки ряда территорий, в том числе бывших колоний Италии. Однако Великобритания и США намеревались осуществлять здесь контроль своими силами, без участия СССР.

На Берлинской конференции стороны разрешили и ряд других проблем, касающихся контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии, переселения немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии, вывода союзных войск из Ирана. Они еще раз обсудили проблему участия СССР в войне с Японией. 17 июля Сталин заявил, что Советский Союз будет готов открыть боевые действия в середине августа.

Переговоры в Потсдаме показали, что разногласия между союзниками стали проявляться все чаще, и, тем не менее, сохранялась возможность разрешать их путем компромиссов. Такой подход, несомненно, отвечал интересам мирного сосуществования государств с различной социально-политической системой в послевоенном мире. Однако здесь же на Потсдамской конференции возник новый фактор, кардинально изменивший само представление о будущей безопасности — успешное испытание американской атомной бомбы. 24 июля в разговоре со Сталиным, Трумэн сообщил, что у США появилось новое оружие невиданной ранее разрушительной силы. Сталин, сделал вид, что не понял значения этого события, хотя знал об американском ядерном проекте и торопил советских ученых, занимавшихся подобными разработками. Применение атомного оружия преследовало двоякую цель — с одной стороны, показать Японии, что ее ожидает в случае продолжения войны, а, с другой, продемонстрировать американскую мощь перед Советским Союзом, что могло побудить его согласиться с американской точкой зрения по широкому кругу международных вопросов.

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ РЕШЕНИЙ ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(…) III. О ГЕРМАНИИ

…А. Политические принципы

1. В соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного Совета.

2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением по всей Германии.

3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный Совет, являются:

I) полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:

а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;

в) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в распоряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено (…)

III) уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду. ..

4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима, или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация правовая, административная или иная, не будет терпима.

5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим поли-тическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии. ..

8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:

…во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения…

Пока что не будет учреждено никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета…

«Правда». 3 августа 1945 г.

ПОТСДАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая от 26 июля 1945 г.

1. Мы, президент Соединенных Штатов, президент Национального правительства Республики Китай и премьер-министр Великобритании, представляющие сотни миллионов наших соотечественников, совещались и согласились в том, что Японии следует дать возможность окончить эту войну…

5. Ниже следуют наши условия. Мы не отступим от них. Выбора никакого нет. Мы не потерпим никакой затяжки.

6. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

7. До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будет существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена,- пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем.

8. Условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем.

9. Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь.

10. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам.

11. Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях.

12. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

13. Мы призываем правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром.

Обложка: Эттли, Трумэн и Сталин. Июль 1945. Presidential Collection of Harry S. Truman.

Источник: https://ru.wikipedia.org

7 принципов | Центр передового опыта в универсальном дизайне

7 принципов универсального дизайна были разработаны в 1997 году рабочей группой архитекторов, дизайнеров, инженеров и исследователей экологического дизайна под руководством покойного Рональда Мейса в Университете штата Северная Каролина. Цель Принципы должны направлять дизайн среды, продуктов и коммуникаций. По данным Центра универсального дизайна NCSU, Принципы «могут применяться для оценки существующих проектов, руководства процессом проектирования и обучения как дизайнеров, так и потребителей характеристикам более удобных продуктов и сред».

  • Принцип 1: Справедливое использование
  • Принцип 2: Гибкость в использовании
  • Принцип 3: Простое и интуитивно понятное использование
  • Принцип 4: Воспринимаемая информация
  • Принцип 5: Допустимость ошибок 6: Низкие физические усилия
  • Принцип 7: Размер и пространство для доступа и использования

Принцип 1: Справедливое использование
Дизайн полезен и востребован людьми с различными способностями.

Рекомендации:
1а. Обеспечьте одинаковые средства использования для всех пользователей: идентичные, когда это возможно; эквивалентно, если нет.
1б. Избегайте разделения или стигматизации пользователей.
1с. Положения о конфиденциальности, безопасности и безопасности должны быть в равной степени доступны для всех пользователей.
1д. Сделайте дизайн привлекательным для всех пользователей.
Принцип 2: Гибкость в использовании
Конструкция учитывает широкий спектр индивидуальных предпочтений и способностей.

Инструкции:
2a. Предоставление выбора в способах использования.
2б. Обеспечьте доступ и использование правой или левой рукой.
2с. Повысить точность и аккуратность пользователя.
2д. Обеспечить адаптивность к темпу пользователя.
Принцип 3: Простое и интуитивно понятное использование
Использование дизайна легко понять, независимо от опыта пользователя, знаний, языковых навыков или текущего уровня концентрации.

Рекомендации:
3а. Избавьтесь от ненужной сложности.
3б. Будьте в соответствии с ожиданиями и интуицией пользователей.
3с. Приспособиться к широкому спектру грамотности и языковых навыков.
3д. Расположите информацию в соответствии с ее важностью.
3д. Обеспечивайте эффективные подсказки и обратную связь во время и после завершения задачи.
Принцип 4: Воспринимаемая информация
Конструкция эффективно передает необходимую информацию пользователю, независимо от окружающих условий или сенсорных способностей пользователя.

Инструкции:
4a. Используйте разные способы (изобразительный, вербальный, тактильный) для избыточного представления важной информации.
4б. Обеспечить адекватный контраст между важной информацией и ее окружением.
4с. Максимально удобочитаемость важной информации.
4д. Дифференцируйте элементы способами, которые можно описать (т. е. упростите предоставление инструкций или указаний).
4д. Обеспечьте совместимость с различными методами или устройствами, используемыми людьми с сенсорными ограничениями.
Принцип 5: Допуск на ошибку
Конструкция сводит к минимуму опасности и неблагоприятные последствия случайных или непреднамеренных действий.

Инструкции:
5a. Расположите элементы так, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки: самые используемые элементы, самые доступные; опасные элементы устранены, изолированы или экранированы.
5б. Предупреждать об опасностях и ошибках.
5с. Обеспечить отказоустойчивые функции.
5д. Не поощряйте неосознанные действия в задачах, требующих бдительности.
Принцип 6: Низкие физические усилия
Конструкция обеспечивает эффективное и комфортное использование с минимальным утомлением.

Инструкции:
6a. Позвольте пользователю сохранять нейтральное положение тела.
6б. Используйте разумные рабочие силы.
6с. Сведите к минимуму повторяющиеся действия.
6д. Сведите к минимуму постоянные физические усилия.
Принцип 7: Размер и пространство для доступа и использования
Соответствующий размер и пространство обеспечиваются для доступа, доступа, манипуляций и использования независимо от размера тела, позы или подвижности пользователя.

Инструкции:
7a. Обеспечьте прямую видимость важных элементов для любого сидящего или стоящего пользователя.
7б. Сделайте доступ ко всем компонентам удобным для любого сидящего или стоящего пользователя.
7с. Приспосабливайтесь к разным размерам руки и хвата.
7д. Обеспечьте достаточное пространство для использования вспомогательных устройств или личного помощника.
7 Принципы

Универсальный дизайн: процесс, принципы и приложения

Автор:

Шерил Бургшталер, доктор философии

Большинство групп в образовательных учреждениях, на рабочих местах и ​​в других условиях различаются по происхождению, культурной и гендерной идентичности, родному языку, социально-экономическому статусу, возрасту, способностям, предпочтениям в обучении и множеству других характеристик. У всех людей есть пересекающаяся идентичность, состоящая из множества этих уникальных граней. У некоторых из нас есть характеристики, которые многие считают «инвалидностью», в том числе люди, которые слепы, глухи или слабослышащие, находятся в спектре аутизма, имеют нарушения подвижности, дефицит внимания, трудности в обучении и нарушения здоровья.

Как преподаватели могут разработать инструкции, чтобы максимизировать обучение всех учащихся? Как работодатели могут создать условия для максимизации производительности всех сотрудников? Как ИТ-специалисты могут приобретать и разрабатывать продукты, доступные и пригодные для использования всеми? Как студенческие службы могут сделать свои предложения доступными для всех? Ряд упреждающих подходов, обсуждаемых в литературе, учитывают широкую аудиторию в практике проектирования. К ним относятся универсальный дизайн, доступный дизайн, безбарьерный дизайн, удобный дизайн, инклюзивный дизайн и дизайн для всех. Среди подходов к проактивному дизайну нет подхода, учитывающего большее разнообразие пользователей, чем универсальный дизайн (UD).

Хотя UD берет свое начало в области проектирования архитектуры и коммерческих продуктов и информационных технологий (ИТ), число приложений в образовании растет. UD может обеспечить философскую основу для проектирования всех продуктов и сред на всех уровнях образования, включая технологии, преподавание и обучение, академические пространства, услуги для студентов и профессиональные встречи. Следующие параграфы конкретизируют принципы применения UD в образовании (UDE). Важные аспекты, на которые необходимо обратить внимание, включают область применения, определение, принципы, руководящие принципы, образцовую практику и процесс.

Какова сфера применения вашего приложения?

Область применения UD в высшем образовании (UDHE) включает все продукты и среды, которые прямо или косвенно поддерживают преподавание и обучение в высшем образовании. Примерами более узко определенных областей являются приложения UD к онлайн-обучению, неформальному изучению естественных наук, услугам для студентов, ИТ или физическим пространствам.

Что такое определение УД?

Согласно Центру универсального дизайна, UD — это «дизайн продуктов и сред, которые могут использоваться всеми людьми в максимально возможной степени без необходимости адаптации или специализированного дизайна». Чтобы сузить область применения, это определение можно изменить. Например, чтобы применить UD к преподавательской и учебной деятельности, это базовое определение можно изменить на «дизайн преподавание и обучение продукты и среды, которые могут использоваться всеми людьми в максимально возможной степени без необходимости адаптации или специального проектирования».

Какие принципы и рекомендации относятся к UDE

Три набора принципов обеспечивают руководство по применению универсального дизайна независимо от области применения

1. Принципы UD

Семь принципов универсального дизайна, установленных Центром универсального дизайна в штате Северная Каролина, были разработаны для руководства дизайном любого продукта, услуги или среды. Они следуют вместе с примером применения каждого.

  • Справедливое использование.  Дизайн полезен и востребован людьми с разными способностями. Веб-сайт, спроектированный таким образом, чтобы он был доступен для всех, включая слепых, использует этот принцип.
  • Гибкость в использовании
    . Дизайн учитывает широкий спектр индивидуальных предпочтений и способностей. Музей, который позволяет посетителю читать или слушать описание содержимого витрины, использует этот принцип.
  • Простой и интуитивно понятный . Использование дизайна легко понять, независимо от опыта пользователя, знаний, языковых навыков или текущего уровня концентрации. Этот принцип используется в научном лабораторном оборудовании с четкими и интуитивно понятными кнопками управления.
  • Воспринимаемая информация . Дизайн эффективно передает необходимую информацию пользователю, независимо от условий окружающей среды или сенсорных способностей пользователя.
    Субтитры к видео используют этот принцип.
  • Допуск на ошибку . Конструкция сводит к минимуму опасности и неблагоприятные последствия случайных или непреднамеренных действий. Этот принцип используется в образовательной программе, которая дает рекомендации, когда пользователь делает неправильный выбор.
  • Низкие физические усилия . Конструкция может быть использована эффективно и комфортно, и с минимальной усталостью. Двери, которые открываются автоматически, используют этот принцип.
  • Размеры и пространство для доступа и использования . Дизайн обеспечивает соответствующий размер и пространство для доступа, досягаемости, манипуляций и использования, независимо от размера тела пользователя, положения или подвижности. Научная лаборатория с регулируемыми столами использует этот принцип.

Важно интегрировать соответствующие материалы по инвалидности, доступности и универсальному дизайну в инженерные курсы, чтобы расширить знания и навыки будущих специалистов. Это приведет к тому, что рабочая сила будет осведомлена о барьерах доступности и будет более способна преодолевать их. Найдите учебную программу по универсальному дизайну на нашем веб-сайте.

2. Принципы UDL

Универсальные принципы проектирования могут быть применены ко многим средам, продуктам и услугам, включая среду обучения, ресурсы и методы обучения. Три принципа были установлены для универсального дизайна учебных материалов и мероприятий, которые делают цели обучения достижимыми для людей с различными характеристиками, включая большие различия в способностях видеть, слышать, говорить, двигаться, читать, писать, понимать английский язык, посещать , организуйте, вовлекайте и запоминайте. Универсальный дизайн для обучения (UDL) достигается за счет гибких учебных материалов и мероприятий, которые предоставляют альтернативы учащимся с разными способностями. Эти альтернативы встроены в учебный план и операционные системы учебных материалов, а не добавляются постфактум.

Центр специальных прикладных технологий (CAST) разработал набор из трех принципов, уходящих корнями в когнитивную нейронауку, для поддержки практики и учебных программ для преподавания и обучения. Принципы UDL перечислены ниже.

  • Несколько средств зацепления . Для целеустремленных, мотивированных учащихся стимулируйте интерес и мотивацию к обучению. Руководящие принципы UDL в соответствии с этим принципом способствуют разработке учебной программы и инструкций, включающих варианты восприятия; язык, выражения и символы; и понимание.
  • Множественные средства представления . Для находчивых, знающих учащихся представляйте информацию и контент по-разному. Руководящие принципы UDL в соответствии с этим принципом способствуют разработке учебной программы и инструкций, которые включают варианты физических действий, выразительных навыков и беглости, а также исполнительных функций.
  • Несколько средств действия и выражения . Для стратегических, целеустремленных учащихся различайте способы, которыми учащиеся могут выразить то, что они знают. Руководящие принципы UDL в соответствии с этим принципом способствуют разработке учебной программы и обучения, которые включают варианты привлечения интереса, поддержания усилий и настойчивости, а также саморегулирования.

3. Принципы UD OF IT

Третий набор принципов для поддержки UD Framework содержит рекомендации по проектированию ИТ, используемого во многих продуктах и ​​средах. В первые годы существования Интернета методы UD начали применяться для разработки аппаратного и программного обеспечения, чтобы обеспечить доступность для людей с ограниченными возможностями, изучающих английский язык и других групп. Эти усилия привели к Инициативе веб-доступности Консорциума World Wide Web. Рекомендации по обеспечению доступности веб-контента (WCAG) и связанные с ними практики основаны на четырех руководящих принципах. Вместе они требуют, чтобы ИТ-компоненты обладали следующими четырьмя качествами:

  • Воспринимаемый . Пользователи должны иметь возможность воспринимать контент независимо от используемого устройства или конфигурации.
  • Рабочий . Пользователи должны иметь возможность управлять элементами управления, кнопками, ползунками, меню и т. д. независимо от используемого устройства.
  • Понятно . Пользователи должны быть в состоянии понять содержание и интерфейс.
  • Прочный . Контент должен быть закодирован в соответствии с применимыми стандартами кодирования, чтобы обеспечить его точную и осмысленную интерпретацию устройствами, браузерами и вспомогательными технологиями.

Как три набора принципов и руководств работают вместе в конкретном приложении

Сочетание рассмотренных выше принципов можно использовать для универсального проектирования практически любого продукта или среды. В высшем образовании, например, комбинированный набор может применяться для создания более инклюзивных физических пространств, обучения и онлайн-ресурсов. Однако вместо того, чтобы запоминать четырнадцать принципов, лежащих в основе универсального дизайна в образовании (НДО), практикующие специалисты работают над их соблюдением, следуя трем простым рекомендациям:

  • Предоставьте участникам несколько способов учиться и демонстрировать то, что они узнали.
  • Предоставьте несколько способов взаимодействия.
  • Обеспечение доступности всех технологий, объектов, услуг, ресурсов и стратегий для людей с различными видами инвалидности.

Одна из проблем в нынешнем состоянии приложений UD, UDL, UD ИТ заключается в том, что три разных сообщества, вовлеченные в большую часть усилий в каждой категории, редко общаются друг с другом. Сторонники UD добились успехов в проектировании жилых помещений, пригодных для использования людьми с ограниченными возможностями или по мере их старения, но не столько в дизайне лабораторий и других учебных помещений; Сторонники UDL иногда применяют три принципа, но при этом используют недоступные ИТ; и сторонники UD of IT часто обращают внимание на дизайн технологий, используемых в образовательных учреждениях, а не на то, как они взаимодействуют с педагогикой, используемой для обучения.

Отличным примером того, как эти три набора принципов могут быть объединены вместе, является разработка класса. Независимо от того, проводится ли класс очно или онлайн, дизайн класса должен быть направлен на то, чтобы быть инклюзивным для всех учащихся, включая учащихся с ограниченными возможностями, и позволять всем учащимся получать доступ к содержанию курса и в полной мере участвовать в занятиях в классе. Принципы универсального дизайна могут применяться к лекциям, обсуждениям в классе, групповой работе, раздаточным материалам, онлайн-инструкциям, полевым работам и другим академическим мероприятиям. 7 принципов UD особенно полезны при проектировании учебных помещений, таких как компьютерные классы; 3 принципа UDL определяют разработку учебных программ и педагогики; и 4 принципа UD ИТ, которые лежат в основе WCAG, определяют создание и использование ИТ, используемых в любом приложении, чтобы гарантировать, что они доступны, пригодны для использования и инклюзивны для всех, включая людей с ограниченными возможностями.

Следующие примеры универсального дизайна инструкций, в которых используются все три набора принципов UD, были разработаны проектом AccessCollege DO-IT Center при участии общенациональной совместной группы. Есть восемь областей применения.

  • Инклюзивность . Внедряйте практики, отражающие высокие ценности как разнообразия, так и инклюзивности. Пример: Включите в свою программу заявление, приглашающее учащихся встретиться с вами, чтобы обсудить приспособления, связанные с инвалидностью, и другие особые потребности в обучении.
  • Физический доступ . Убедитесь, что занятия, материалы и оборудование физически доступны и могут использоваться всеми учащимися, и что все потенциальные характеристики учащихся учитываются с точки зрения безопасности. Примеры: Разработайте процедуры безопасности для всех учащихся, включая слепых, глухих или пользователей инвалидных колясок; маркируйте оборудование для обеспечения безопасности просто, крупным шрифтом и в месте, просматриваемом под разными углами; устно повторяйте распечатанные инструкции.
  • Способы доставки . Используйте разнообразные доступные методы обучения. Пример: используйте несколько режимов — например, лекции, варианты совместного обучения, практические занятия, общение через Интернет, образовательное программное обеспечение, полевые работы и т. д. — для предоставления контента, а также мотивации и вовлечения учащихся.
  • Информационные ресурсы . Убедитесь, что материалы курса, заметки и другие информационные ресурсы гибки и доступны для всех учащихся. Пример: выберите печатные материалы и заранее подготовьте учебный план, чтобы дать учащимся возможность начать читать материалы и работать над заданиями до начала занятий, а также дать достаточно времени для подготовки к альтернативным форматам, таким как аудиокниги.
  • Взаимодействие . Поощряйте эффективное взаимодействие между учащимися, а также между учащимися и преподавателем, а также обеспечьте доступность методов общения для всех участников. Пример: назначьте групповую работу, в которой особое внимание уделяется сотрудничеству и придается большое значение различным навыкам и ролям.
  • Обратная связь . Регулярно предоставляйте конкретную обратную связь. Пример: Позвольте учащимся представить части своей работы для обратной связи до того, как будет сдан окончательный проект.
  • Оценка . Регулярно оценивайте успеваемость учащихся и соответствующим образом корректируйте инструкции. Пример: Используйте различные доступные методы и инструменты для оценки успеваемости учащихся в совместных группах и в индивидуальном порядке.
  • Размещение . Запланируйте дополнительные приспособления для удовлетворения любых конкретных потребностей учащихся. Пример: будьте готовы предоставить материалы в альтернативных форматах, изменить местонахождение классной комнаты или организовать другие приспособления для людей с ограниченными возможностями.

Хотя применение универсального дизайна обучения (UDI) не устраняет необходимость в специальных приспособлениях, например, сурдопереводчике для глухого учащегося, оно обеспечивает полный доступ к содержанию для большинства учащихся. Применяя UDI в курсах по мере их создания, преподаватели сводят к минимуму необходимость вносить изменения позже. Например, предоставление всем учащимся доступа к вашим заметкам и заданиям на доступном веб-сайте может устранить необходимость предоставления материалов в альтернативных форматах. Для получения дополнительной информации о размещении и примерах того, что следует запланировать, посетите наши страницы размещения .

Какие методы UD связаны с областями применения?

Платформу UD можно доработать, разработав примеры практик, которые могут использовать лица, желающие применить ее к конкретному приложению. Например, в публикации «Равный доступ: универсальный дизайн инструкций » вы найдете исчерпывающий список примеров, каждый из которых явно связан с одним или несколькими принципами UD, UDL и IT». AccessCollege Совместная группа помогла разработать списки примеров для UD практик, о которых сообщается в Центре универсального дизайна в образовании . Там вы найдете практики, соответствующие UD

  • , инструкция
  • .
  • услуги
  • технология
  • физических пространств
  • проектов, экспонатов конференций, презентаций и профессиональных организаций

В следующей таблице приведены примеры методов, основанных на каждом из элементов четырех наборов принципов, лежащих в основе UD Framework.

 Принцип

Пример практического применения принципов

UD 1. Справедливое использование

Услуги по трудоустройству . Объявления о вакансиях представлены в форматах, доступных для людей с самыми разными способностями, ограниченными возможностями, возрастом, расовым/этническим происхождением и технологиями.

UD 2. Гибкость в использовании

Музей кампуса . Дизайн выставки позволяет посетителю читать или слушать описания содержимого витрин.

UD 3. Простой и интуитивно понятный

Оценка . Тестирование проводится предсказуемым и прямолинейным образом.

УД 4. Воспринимаемая информация

Общежитие . Система аварийной сигнализации имеет визуальные, слуховые и кинестетические характеристики.

УД 5. Допуск на ошибку

Учебное программное обеспечение. Приложение предоставляет рекомендации, когда учащийся делает неправильный выбор.

UD 6. Низкие физические усилия

Учебная программа . Программное обеспечение включает экранные кнопки управления, которые достаточно велики для учащихся с ограниченными навыками мелкой моторики.

UD 7. Размеры и пространство для доступа и использования

Научная лаборатория . Регулируемый стол и гибкая рабочая зона подходят для правшей и левшей с широким диапазоном физических характеристик.

UDL 1. Множественные средства поражения

Курсы . Несколько примеров обеспечивают актуальность для разнообразной студенческой группы.

UDL 2. Множественные средства представления

Продвижение услуг . Для передачи информации о предоставляемых услугах используются различные формы доступных средств массовой информации.

УДЛ3. Несколько средств действия и выражения

Курсовой проект . Назначенный проект оптимизирует индивидуальный выбор и автономию.

WCAG 1. Воспринимаемый

Сайт службы поддержки студентов . Слепой человек, использующий программу чтения с экрана, может получить доступ к содержимому изображений, поскольку для них предусмотрены текстовые описания.

WCAG 2. Рабочий

Система управления обучением (LMS). Человек, не умеющий пользоваться мышью, может перемещаться по всему содержимому и управлять всеми функциями, используя только клавиатуру (или устройство, имитирующее клавиатуру).

WCAG 3. Понятно

Учебные материалы. Для необычных слов, фраз, идиом и аббревиатур даны определения.

WCAG 4. Прочный

Бланки заявлений. Электронные формы можно заполнять с помощью широкого спектра устройств, включая вспомогательные технологии.

Источник: Burgstahler, S. (2020). Создание возможностей для инклюзивного обучения в высшем образовании: набор инструментов для универсального дизайна . Гарвардское образовательное издательство, с. 45.

Каков процесс подачи заявки на UD?

Процесс — последний элемент в UD Framework. В следующем списке приведен пример процесса применения универсального дизайна в высшем образовании (UDHE). Его можно адаптировать к любому применению UD.

  1. Описание применения и лучших практик в этой области. Укажите продукт или среду, к которой вы хотите применить UDHE. Определите лучшие практики в области приложения (например, основанные на фактических данных методы обучения, технологические стандарты, спецификации архитектурного дизайна).
  2. Учитывайте разнообразные характеристики потенциальных пользователей. Опишите различные характеристики потенциальных пользователей, для которых предназначено приложение, например, в отношении пола; возраст; этническая принадлежность; раса; родной язык; предпочтения в обучении; размер; способности видеть, слышать, ходить, манипулировать объектами, читать, говорить, а также трудности, с которыми они могут столкнуться при попытке взаимодействия с продуктом или средой.
  3. Интеграция UDHE с лучшими практиками в этой области . Интегрируйте методы UDHE (подкрепленные соответствующими принципами UD, UDL и WCAG) с лучшими практиками в области применения, чтобы максимизировать преимущества приложения для людей с широким спектром характеристик.
  4. План размещения. Разработайте процессы предоставления приспособлений для лиц, для которых дизайн не предоставляет доступ автоматически (например, с помощью вспомогательных технологий или сурдопереводчиков). Сделайте эти процессы известными с помощью вывесок, программ, публикаций или веб-сайтов.
  5. Оценить. После внедрения продукта или среды соберите отзывы от людей с различными характеристиками, которые его используют (например, с помощью онлайн-опросов, фокус-групп). Внесите изменения на основе результатов. Вернитесь к шагу 3, если результаты вашей оценки свидетельствуют о необходимости внесения улучшений в ваш проект.

Источник: Burgstahler, S. (2020). Создание инклюзивных возможностей обучения в высшем образовании: набор инструментов для универсального дизайна . Гарвардское образовательное издательство, с. 47–8.

Для дальнейшего изучения UD Framework

Дополнительную информацию и другие примеры о UD Framework можно найти в книге Создание возможностей для инклюзивного обучения в высшем образовании: набор инструментов для универсального дизайна и в Центре универсального дизайна в образовании .

О программе DO-IT

Программа DO-IT (Инвалиды, возможности, работа в Интернете и технологии) помогает повысить успешное участие людей с ограниченными возможностями в сложных академических программах, таких как программы по естественным наукам, инженерии, математике и технологиям. Основное финансирование DO-IT предоставляется Национальным научным фондом штата Вашингтон и Министерством образования США. DO-IT — это результат сотрудничества UW Information Technology и инженерно-педагогических колледжей Вашингтонского университета.

Гранты и подарки предназначены для финансирования публикаций, видеороликов и программ DO-IT, направленных на поддержку успехов в учебе и карьере людей с ограниченными возможностями. Внесите свой вклад сегодня, отправив чек по адресу DO-IT, Box 354842, University of Washington, Seattle, WA 98195-4842.

Ваш подарок не облагается налогом, как указано в правилах IRS. В соответствии с RCW 19.09 Вашингтонский университет зарегистрирован как благотворительная организация при государственном секретаре штата Вашингтон. Для получения дополнительной информации позвоните в канцелярию государственного секретаря по телефону 1-800-322-4483.

Чтобы заказать бесплатные публикации или информационные бюллетени, используйте Форму заказа публикаций DO-IT; для заказа видеороликов и учебных материалов используйте Форму заказа видео, книг и комплексных учебных материалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *