Товарищ Книга. Читатель и чтение в советском плакате 20—30-х годов
Выставка «Товарищ Книга. Читатель и чтение в советском плакате 20–30-х годов», открывшаяся 22 марта, проходит в читательской зоне библиотеки — в Розовом зале. И это очень хорошо, потому что экспонаты её не оставляют равнодушным никого. Даже самые спешащие замедляют шаг, стараясь рассмотреть как можно больше и обещая себе обязательно вернуться. И, конечно, тема выставки близка каждому посетителю библиотеки. В экспозиции Розового зала — плакаты из фонда отдела изоизданий РГБ, посвящённые чтению и книге.
Что интересует вас больше всего? Художник Ф. П. Слуцкий. Москва, 1929 — смотреть в Электронной библиотеке
Куратор выставки, заведующая отделом изоизданий Любовь Витальевна Родионова, говорит, что одной из основных идей на подготовительном этапе было показать не самые растиражированные и знакомые каждому плакаты, а те, что были выполнены известными художниками, но не примелькались широкой публике.
Демонстрировать оригиналы плакатов в Розовом зале нельзя: яркий свет губительно действует на документы, которым почти сто лет. В экспозиции используются баннеры, воссоздающие оригиналы плакатов 20—30-х годов. Заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко рассказала, что выставке суждена долгая жизнь: баннеры будут путешествовать по другим площадкам, раскрывая фонды РГБ без ущерба для драгоценных подлинников.
Выставку открывает заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко
Президент библиотеки Виктор Васильевич Фёдоров признался, что выставка произвела на него сильное впечатление: «Плакаты очень интересны и оригинальны. Форма решения выставки лаконично проста и не требует дополнительных пояснений; она позволяет задержаться, прикоснуться, прочувствовать — и пойти дальше по своим делам».
О плакатах 20—30-х годов, вошедших в экспозицию, и о художниках, их создавших, рассказала Любовь Витальевна Родионова, куратор выставки.
В раннем советском плакате тема книжного «просвещения» звучит громко и значительно. Борьба с неграмотностью, неотделимая от идей воспитания советского гражданина, подготовки квалифицированных работников для промышленности и сельского хозяйства, внедрения нового образа жизни и организации труда, неразрывно связывалась с вопросами уважительного отношения к книгам и учреждениям, их продвигающим.
На открытии выставки выступает президент РГБ Виктор Васильевич Фёдоров / Фото: Мария Говтвань, РГБ
Советские плакаты начала 20-х годов следуют традициям оформления популярной издательской продукции конца XIX — начала XX века. Характерные для дореволюционной прикладной графики композиционные решения с активным использованием пышного многофигурного, часто эклектичного, обрамления и текстовой части используются и в первых советских плакатах.
Плакат неотделим от реалий времени — советский читатель, «освоивший» книгу в 20-е годы ХХ века, должен был запомнить нехитрые правила бережного обращения с ней. На протяжении всего десятилетия художники создавали отдельные образцы и целые серии плакатов на тему правильного пользования книгой. На выставке представлены работы Фёдора Петровича Слуцкого, Дмитрия Михайловича Тархова, Ильи Юльевича Шлепянова, создавших яркие образы страдающих книг и читателей-вредителей, не утратившие злободневности для современного пользователя.
Значительная роль отводилась книге в массовом образовании взрослого населения страны, потому наиболее часто встречаются на плакатах характерные типажи рабочих, жителей деревень и сёл, постигающих зачатки грамотности и пополняющих читательские ряды.
Наряду с радостным пафосом обретения насущного навыка чтения, в середине 20-х годов появляется более целенаправленное отношение к книжному делу и организации процесса пользования книгами. Появление методических библиотечных плакатов «Как изучать читателя» и «Проработка книги читателем» говорит о направлениях работы библиотек — изучении читателей, управлении чтением и ведении рекомендательной библиографии. Проводятся мероприятия по развитию библиотечной сети в городе и особенно в сельской местности, отразившиеся в плакатах «Наш конкурс на лучшую и худшую избу-читальню», «Громкое чтение». Никогда впоследствии библиотечные учреждения не получат столь яркой и убедительной рекламы: «Запомни адрес библиотеки!», «Все в библиотеку!», «Библиотека поможет вам составить план вашего чтения».
Куратор выставки, заведующая отделом изоизданий Любовь Витальевна Родионова / Фото: Мария Говтвань, РГБ
В плакатах запечатлены первые книжные выставки, в частности организованные Государственным издательством, вылившиеся позднее в активную рекламную кампанию по продвижению издательской продукции.
Среди оригинальных мероприятий, призванных рекламировать книгу как символ правильной и благополучной жизни, выделяется беспроигрышный розыгрыш «Книга вместо водки», проводимый Обществом борьбы с алкоголизмом в 1929—1930-е годы. Неожиданный лозунг плаката «Книга — меткий удар по пьянству» отражает суть лотереи, в ходе которой выигрыш выдавался книгами.
Книга — меткий удар по пьянству. Первая книжная лотерея. Общество борьбы с алкоголизмом совместно с ГИЗом проводит книгорозыгрышную лотерею… Москва; Ленинград, 1930 — смотреть в Электронной библиотеке | А. |
Советский книжный плакат 30-х годов носит отраслевой характер, ориентирован прежде всего на распространение информации о новых изданиях профессиональной направленности — «Читайте книги об обороне СССР», «Новые книги к весеннему севу». Они утрачивают наивный демократизм творений первых лет советской власти и становятся выраженно политизированными, что наиболее ярко читается в плакате Бориса Георгиевича Кноблока, посвящённом юбилею смерти Александра Сергеевича Пушкина в 1937 году.
Вместе с тем именно в этот период складывается узнаваемый стиль детского книжного плаката, отразившего успехи в создании и оформлении традиционно важного направления отечественной издательской продукции. Призыв «Даёшь новую детскую книгу!», брошенный в плакате 1926 года художниками Анной Марковной Гелиной и сёстрами Чичаговыми, отзывается блестящей работой Ивана Петровича Буева и Бориса Вячеславовича Иорданского «А. С. Пушкин», созвучной лучшим образцам детской книги довоенного периода.
Оглядываясь назад и подводя итоги, можно с уверенностью констатировать, что советский плакат 20—30-х годов, наивно и искренне пропагандировавший книги и чтение, внёс существенный вклад в воспитание и просвещение детей и взрослых. Он способствовал созданию образованного общества, в котором книга стала лучшим подарком, сформировал моду на книги и чтение. И наша страна на протяжении нескольких десятилетий считалась самой читающей.
И до сих пор всем, кто верен книге, будет понятен и близок бесхитростный плакатный слоган: «Книга в культурной стране с хлебом идёт наравне!».
Все в библиотеку. Каждый батрак, бедняк, колхозник должен стать читателем библиотеки! Москва; Ленинград, 1929 — смотреть в Электронной библиотеке
Да здравствует солнце! Да скроется тьма! Петербург, 1921 — смотреть в Электронной библиотеке
Плакаты к «Звездным войнам», нарисованные за железным занавесом
- Кристиан Бловелт
- BBC Culture
Автор фото, Yuri Bokser and Alexander Chantsev
Когда первая часть звездной киносаги с большим опозданием вышла в прокат в странах социалистического лагеря, художники за железным занавесом с энтузиазмом взялись за создание плакатов к фильму. То, что у них получилось, до сих пор поражает странной психоделичностью и загадочным символизмом, отмечает обозреватель BBC Culture.
Венгерский плакат к «Звездным войнам» (Тибор Хелени)
Автор фото, Tibor Helényi
«Звездные войны» впервые вышли на экраны венгерских кинотеатров в 1980 году, на три года позже, чем в США.
Художник Тибор Хелени предложил собственное видение звездной саги, использовав в своем постере синий, оранжевый и красный цвета. Он также добавил некоторые детали, которые возмутили поклонников фильма своей неканоничностью.
Так, шлем Дарта Вейдера неожиданно стал похож на решетку радиатора старого «Кадиллака». На заднем плане взрывается космическая станция «Звезда смерти», а из-за правого плеча Вейдера выглядывает странное ящероподобное существо.
В фильме такого существа нет, но Хелени, очевидно, счел, что подобный пришелец теоретически мог бы существовать в созданной Лукасом Вселенной.
А может быть, это намек на то, что по предыдущему сценарию Хан Соло должен был быть ящерицей, и только потом Джордж Лукас решил сделать его человеком, пригласив на эту роль Харрисона Форда.
Венгерский плакат к «Звездным войнам» (Андраш Фелвидеки)
Автор фото, Andras Felvideki
Фелвидеки сочетает технику старой гравюры с авангардным сюжетом — в результате его постер напоминает иллюстрацию к фантастическому роману Эдгара Берроуза «Под лунами Марса», опубликованному в 1911 году.
Рисунок в стиле стимпанк (направление в научной фантастике и декоративно-прикладном искусстве. — Прим. переводчика) представляет Чубакку в несколько ином облике: в первую очередь удивляет его язык.
Банта в левом углу плаката гораздо страшнее любого персонажа в фильме, а C-3PO, кажется, позаимствовал несколько деталей своего тела у железного дровосека из «Волшебника страны Оз».
Композиция, в которой фигуры героев естественно дополняют ландшафт, была традиционной для стилистики венгерских киноафиш того времени. Посмотрите только, как выглядел постер к киноленте «Апокалипсис сегодня», на котором бритая голова Марлона Брандо — одновременно купол старого храма.
Советские плакаты к «Звездным войнам» Юрия Боксера и Александра Чанцева
Автор фото, Yuri Bokser and Alexander Chantsev
В Советском Союзе «Звездные войны» долгое время были официально запрещены, хотя на черном рынке ходили пиратские копии фильма, и, очевидно, все желающие посмотрели его еще в начале 1980-х.
Когда фильм разрешили, Юрий Боксер и Александр Чанцев создали серию плакатов, отталкиваясь от популярного среди критиков определения «Звездных войн» как космического вестерна, и, возможно, даже несколько опередили время.
Ковбойскую шляпу будет носить охотник за головами Кэд Бейн в телесериале «Звездные войны: Войны клонов», который выйдет только в 2008 году. А что-то вроде лошадиных скачек будет в восьмом эпизоде саги «Последний джедай».
Автор фото, Yuri Bokser and Alexander Chantsev
Вскоре Боксер и Чанцев наносят еще один удар. Ни одного из изображенных ими пришельцев не было в «Звездных войнах», но они вполне могли бы там существовать.
Работы советских художников напоминают «вариации на тему», которые создают фанаты звездной франшизы.
Интересно, что в недавнем сборнике новелл по мотивам саги — «Канто-Байт» — есть история «Правила игры» Саладина Ахмеда, главный герой которой, инопланетянин Кедпин Шоклоп, выглядит так же, как существо в правой части этого постера.
Автор фото, Yuri Bokser and Alexander Chantsev
Что связывает эту афишу с настоящими «Звездными войнами»? Странные иероглифы по периметру изображения? Шлем Вейдера, который скорее напоминает морду ягуара? Разноцветные световые мечи, венчающие его голову?
До этого момента ни в одном из фильмов звездной саги не было фиолетового светового меча. Но такие появятся в последующих приквелах и анимированных телесериалах «Звездных войн».
Возможно, корпорация Lucasfilm, увидев советскую киноафишу, решила расширить цветовую палитру светового меча? Сомнительно. Но кое-что предугадать советским художникам, наверное, удалось.
Польский постер к фильму «Империя наносит ответный удар» (Якуб Эроль)
Автор фото, Jakub Erol
Если бы не имена актеров внизу плаката, ни за что не догадаешься, что речь идет о первом сиквеле «Звездных войн» — «Империя наносит ответный удар».
Плакат польского художника Якуба Эроля больше напоминает современную обложку журнала Spiegel с портретом Дональда Трампа, выполненном в стиле конструктивизма.
Поскольку именно в таком стиле были выдержаны ранние советские пропагандистские плакаты, на Западе эта афиша вызвала бы ассоциации с авторитаризмом.
Эроль был известным и плодовитым создателем плакатов в Польше. Его минималистичный стиль, броские образы мгновенно передают замысел художника.
Польский плакат к фильму «Империя наносит ответный удар» (Мирослав Лакомский)
Автор фото, Miroslaw Lakomski
Другой польский художник Мирослав Лакомский точнее воспроизводит героев фильма — Йоду и вездеход AT-AT, но украшает постер разноцветными геометрическими фигурами в духе Мондриана или Сола Басса.
Однако присмотритесь к Йоде внимательнее. Его лицо, нарисованное в черно-белой палитре, со взглядом, устремленным вдаль, поразительно напоминает лицо Че Гевары на знаменитом плакате Джима Фицпатрика 1968 года.
Персонаж американского фильма превращается в героя революции? Возможно, это — намек на то, что увлечение американской культурой, являющейся олицетворением мирового капитализма, — протест нового типа?
Венгерский плакат к фильму «Империя наносит ответный удар» (Тибор Хелени)
Автор фото, Tibor Helényi
Постер к следующей части «Звездных войн», которая вышла в Венгрии, также доверили Тибору Хелени.
На этот раз вместо вымышленных существ он сосредотачивается на тщательном изображении Звездного разрушителя (военного космического корабля) и Дарта Вейдера, прорисовывая мельчайшие детали. Довершает композицию двуногий бронированный шагоход-вездеход AT-AT.
Венгерский плакат к «Возвращению джедая» (Тибор Хелени)
Автор фото, Tibor Helényi
Хотя на этом плакате Тибора Хелени снова появляется странное ящероподобное существо, которого не было в фильме, поклонникам звездной саги должен понравиться коллаж, в котором Звезда смерти превращается в глаз Дарта Вейдера.
Работы Хелени имеют узнаваемый оригинальный стиль, который и сегодня привлечет внимание всех, кто интересуется графическим дизайном.
Советский плакат к «Возвращению джедая» (Юрий Боксер и Александр Чанцев)
Автор фото, Yuri Bokser and Alexander Chantsev
Этот постер Боксер и Чанцев создали к третьей части «Звездных войн». Огромная голова безногого Джаббы Хатта в нижней части изображения уравновешивается Звездой Смерти наверху.
Интересно, что именно хотели сказать художники этим плакатом?
Что оружие размером с Луну, которое способно уничтожать целые планеты — это воплощение тоталитарной махины, порождающей коррупцию и преступность космических масштабов? Ее символом выступает криминальный авторитет Джабба Хатт.
Польский плакат к «Возвращению джедая» (Витольд Дыбовский)
Автор фото, Witold Dybowski
Уничтожение шлема Вейдера — это, бесспорно, спойлер развязки «Возвращения джедая».
Но интересно другое — именно такая модель шлема появится в фильме лишь в седьмом эпизоде франшизы «Пробуждение силы»… через 31 год после того, как ее нарисовал польский художник.
Если присмотреться повнимательнее, видно, что колесики и катушки, которые разлетаются во все стороны от удара шлема, — это детали кинокамеры.
Это ли не тонкий намек на то, что «Звездные войны» уничтожили кино в привычном смысле и глобальная киноиндустрия уже никогда не будет такой, как раньше?
Или, возможно, на то, что кинематограф — это вообще сила, сравнимая с Вейдером? Ведь в зависимости от намерений кинопроизводителя, он может или нести добро, или наносить вред.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Culture.
Делаем из фото плакат в советском стиле
Решила выложить урок, который долгое время лежал в моей группе в контакте. На самом деле он гораздо проще, чем предыдущий. Не нужно загоняться за плавные линии и перо здесь можно заменить другим инструментом. Но все же лучше перо. Люблю перо.1. Откройте фотографию и подготовьте ее для обрисовки. Создайте слой с заливкой Layer -> New Fill layer -> Solid Color -> Цвет выберите белый, создайте еще один слой и дайте ему название «контур». Белый слой переведите в режим невидимости.
2. Выбираем инструмент Pen Tool, настраиваем его, как показано у меня на рисунке. Выбираем цвет нашего контура – черный, или просто нажимаем D. Начинаем обводку фотографии с теней, делая резкие линии.
3. Соединяем начало и конец линии, нажимаем правой кнопкой мыши на макет и выбираем Fill Path и выбираем значения по умолчанию.
4. Теперь мы стираем нашу линию, нажав кнопку Delete. Теперь можно посмотреть как будет выглядеть контур на белом фоне для этого включаем режим видимости второго слоя. Если все устраивает, рисуем дальше.
5. Продолжаем рисовать контур: используйте линии разной толщины, как показано у меня на рисунке, тогда ваш портрет будет выглядеть выразительнее.
6. Постоянно включайте белый слой, после каждой нарисованной линии. Сконцентрируйтесь на базовых линиях, мелкие детали оставьте на потом.
7. Теперь можно подрисовать мелкие детали на руках, лице и там, где вы считаете нужно. Потом примените к слою Layer effect -> Color выберите бледно красный цвет.
8. Между слоем «контур» и белым фоном вставьте слой с бледно желтой заливкой Layer -> New Fill Layer -> Solid Color. Выберите инструмент Eraser (Ластик) и сотрите там, где необходимо.
9. Создайте новый слой, назовите его «тень», выберите цвет грязно желтый. Увеличьте контрастность слоя Background и такими же резкими линиями отрисуйте тени.
10.Для фона рекомендую использовать традиционные лучи солнца, их можно скачать здесь. Выберите инструмент Custom Shape Tool нажмите правой кнопкой мыши на макет и нажмите Load Shapes. Найдите скаченную форму и загрузите ее.
11. Выберите понравившуюся модель и нарисуйте ее на макете. После этого возьмите инструмент Pen Tool, создайте новый слой «солнце», нажмите правой кнопкой мыши по макету и залейте сплошным цветом.
12. Для своего макета, я решила отрисовать линии вручную, используя любимый Pen Tool. И добавила рамку.
Как советские карикатуристы боролись с врагом
В Советском Союзе карикатура служила оружием в борьбе с врагами государства и пороками общества, а сатирические рисунки публиковались на страницах центральных изданий ежедневно. Их героями становились реальные люди и собирательные образы-типажи, а темами — внешняя политика и проблемы общества. Рассказываем, кого и как обличали карикатуристы.
Враг хвостатый и рогатый
Автор неизвестен. Мыши кота погребают. Конец XVII — начало XVIII века. Изображение: russianarts.onlineПервые юмористические рисунки появились еще в Древнем Египте. С их помощью художники высмеивали врагов: черты обидчиков в карикатурах грубо искажали, пририсовывали им хвосты, рога и другие неприглядные особенности. В России карикатура ведет свою историю от народных лубочных картинок XVII века с лаконичными и юмористическими образами. Позднее, в XIX веке, комичные рисунки иллюстрировали сатирические статьи на страницах газет и журналов.
В Советском Союзе художники высмеивали капиталистов и империалистов, прогульщиков и бездельников, поднимали тему алкоголизма и пьянства. В политической карикатуре из номера в номер встречались образы империалистов с моноклем и мешком с деньгами, а также военных, полицейских и священников.
Юмористические картинки посвящали политике, проблемам общества и семьи, их рисовали на злобу дня. Как отмечал карикатурист и публицист Борис Ефимов, к началу 1920-х годов сатирические рисунки в советских газетах занимали особое место: на Западе карикатуры, как правило, служили для развлечения и публиковались в юмористических изданиях, в Союзе же они были средством пропаганды.
Дмитрий Моор: «Добьем фашистского зверя!»
Дмитрий Моор. «Все, что ты дашь, перешьется для Красной армии». 1920. Изображение: tramvaiiskusstv.ruПод псевдонимом Дмитрий Моор работал мастер графики Дмитрий Орлов. Он был одним из основоположников советского агитплаката: в 1920 году его работа «Врангель еще жив» вышла самым большим тиражом периода Гражданской войны — больше 65 тысяч экземпляров. Художник участвовал в создании журнала «Крокодил», его карикатуры публиковали в газете «Правда», в атеистическом журнале «Безбожник у станка» и других изданиях.
Злободневные рисунки Моора на политические темы и шаржи на иностранных политиков пользовались популярностью у читателей. Плакаты художника зло высмеивали врага: представителей Белого движения, священнослужителей и капиталистов.
В 1931 году вышел сборник карикатур Дмитрия Моора «Кто они такие», в него вошли 100 портретов зарубежных бизнесменов и политиков: промышленника Генри Форда, магнатов Рокфеллеров, политика Уинстона Черчилля. Моор сохранил портретное сходство: он писал, что «нужно так осмеивать достойное осмеяния, чтобы самое существо его не подверглось деформации». В карикатурах политики представлены как хозяева мира, помыкающие рабочими и простыми людьми.
Моор также создавал сатирические рисунки на религиозную тему. Особенно популярен был в народе гротескный образ бога Саваофа — старичка с бородой и в круглых черных очках, с нимбом над головой. Плакаты с призывами к конфискации церковного имущества в пользу голодающих, сатирическим изображением священнослужителей и верующих расклеивали в городах и селах недалеко от церквей.
Во время Великой Отечественной войны на агитационных плакатах художник изображал жестокость нацистов, к этому периоду относятся его работы «Зверь ранен. Добьем фашистского зверя!», «Ты чем помог фронту?». Сатирически он показывал руководство нацистской Германии — «Все на Г», «Людоед Гитлер». Рисунки сопровождали короткие авторские подписи, например «Фашизм идет! Долой границы, договоры, соглашения, совесть — все эти дикие демократические предрассудки, весь этот исторический хлам…». Карикатуры Дмитрия Моора формировали образ противника для населения в тылу и солдат на передовой, они показывали врага жестоким и глупым, и его легко побеждал герой — советский солдат.
Кукрыниксы
Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». 1941. Изображение: arzamas.academyТворческий коллектив Кукрыниксов возник в начале 1920-х годов. Такое название образовалось из первых букв фамилий трех художников — Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Мастера работали в гротескной манере, выступали на злобу дня. Популярность им принесли шаржи, карикатуры и книжные иллюстрации в сатирическом стиле.
«Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой … То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».
Читайте также:
Первые рисунки художников были опубликованы в конце 1920-х, злободневная сатира и необычная подпись привлекли внимание читателей. Кукрыниксы сотрудничали с газетой «Правда», журналом «Крокодил» и многими советскими изданиями. Они создали серию ироничных рисунков «Старая Москва», на которых изобразили типичных москвичей, их привычки и образ жизни: коммунальные квартиры молодого города, бюрократию, неустроенный быт. Среди творческой интеллигенции были популярны шаржи Кукрыниксов на известных поэтов, писателей и литературных героев.
Художники участвовали и в создании сатирического образа фашистов. Военный агитационный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на московских улицах спустя несколько дней после начала Великой Отечественной войны. На плакате они изобразили коварное наступление Гитлера на СССР и разорванный Германией договор о ненападении. Вражескую атаку на плакате мужественно отражает советский солдат.
Рисунки художников публиковали в газете «Правда» на протяжении всей войны. Помимо плакатов, Кукрыниксы создавали листовки для солдат вермахта с призывом сдаваться в плен. Агитки массово забрасывали в тыл врага.
Виктор Дени: «Красной армии метла нечисть вымела дотла!»
Виктор Дени. Капитал. 1920. Изображение: econfin.ruТворческий путь художник-график Виктор Дени (Денисов) начал с юмористических бытовых зарисовок и шаржей на писателей и поэтов: Ивана Бунина, Леонида Андреева, Игоря Северянина. Художник мастерски передавал характерные черты героев, со временем дружеские шаржи все больше становились похожими на карикатуры.
В период Гражданской войны он создал плакаты «Капитал», «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала», «Антанта под маской мира». Зрители ценили остроумные карикатуры Дени, в них легко узнавались обобщенные образы представителей «старого мира» — кулака, попа, капиталиста. Художник изображал персонажей, подмечая их характерные черты: капиталист — толстый человек в черном костюме с золотой цепью, священнослужитель — не менее тучный, с большим золотым крестом. Эти образы соединились на рисунке художника «Деникинская банда».
В годы Великой Отечественной войны Виктор Дени создавал карикатуры для журналов и газет, небольшие рисунки на темы политики вошли в серию «Игрушки Дени» и «Елочные украшения Дени». Графические шутки публиковались с небольшими подписями автора, например «А вот, а вот! разоружение господ! И день и ночь разоружаются, а пушки прибавляются!».
Михаил Черемных: «Бросьте, братцы, богов бояться»
Михаил Черемных. «Бросьте, братцы, богов бояться». Антирелигиозная азбука. 1933. Изображение: infosplanet.infoСоветский карикатурист и мастер плаката Михаил Черемных был одним из основателей знаменитых «Окон сатиры РОСТА». В 1919 году художник предложил создать журнал-плакат с сатирическими рисунками на злободневные политические темы и развешивать листы в витринах пустых магазинов. Он был автором первого рисунка, появившегося в центре Москвы, в окне пустующей кондитерской. До наших дней эта работа не сохранилась, но известно, что ее посвятили наступлению Антона Деникина на Москву и поражению коммунистов в Венгрии. Вскоре в «Окна РОСТА» пришел поэт Владимир Маяковский, который не только писал тексты к плакатам, но и нарисовал некоторые из «Окон».
Первые плакаты выпускали в одном экземпляре раз в неделю и рисовали вручную, они были похожи на увеличенную страницу журнала. Затем их стали размножать при помощи трафаретов, количество доходило до 300 экземпляров.
Плакаты рассылали в 47 городов Советского Союза, их вывешивали в магазинах, на вокзалах, заборах и домах. Большие и яркие, с сатирическими карикатурами и остроумными стихами, «Окна» были такими же оперативными, как газеты, и доходчивыми, как плакаты. Черемных нарисовал несколько сотен «Окон РОСТА».
В газетах и журналах публиковали его карикатуры на международные темы. В них художник изображал собирательные образы военных, денежных магнатов и угодливых дипломатов. На листах Черемных капиталист показан в образе беспощадного хищника: толстый человек с хищным лицом, с острыми ногтями, напоминающими когти зверей. В карикатурах на темы производства и повседневной жизни художник обличал беспечность, зазнайство и равнодушие, его персонажи-«мишени» выходили смешными, но не уродливыми, мастер не прибегал к чрезмерному преувеличению.
Михаил Черемных считался признанным мастером религиозной сатиры. На атеистическом плакате «Сектант — кулацкий петрушка» в руках пастора-кулака изображена кукла в виде проповедника.
Художник был автором «Антирелигиозной азбуки» — издания, в котором сатирические рисунки с колкими двустишиями были расположены по алфавиту. Например, буква «Б» сопровождалась подписью «Бросьте, братцы, богов бояться», следующая страница гласила — «Вера вредна, вредней вина».
«Живые мишени» Бориса Ефимова
Борис Ефимов. «Их обуздают». 1949. Изображение: ru.krymr.comКарикатуры советского и российского художника Бориса Ефимова публиковали крупнейшие советские газеты, журналы «Крокодил» и «Чудак». Персонажами карикатур — «живыми мишенями» Ефимова были политики Уинстон Черчилль, Невилл Чемберлен, лидеры фашистов Адольф Гитлер, Бенито Муссолини, сподвижник Гитлера — пропагандист Йозеф Геббельс.
Художник умело передавал портретное сходство, при этом точными штрихами давал психологическую характеристику своим персонажам. Некоторые рисунки становились причинами дипломатических протестов. Однажды на карикатуру Ефимова обиделся министр финансов Великобритании Остин Чемберлен. Дело дошло до разрыва отношений между странами, в дипломатической ноте говорилось: «грубо-оскорбительная и лживая карикатура, изображающая английского министра иностранных дел, аплодирующего казни литовских коммунистов».
В годы Великой Отечественной войны Ефимов выезжал в действующую армию, он был в курсе событий на передовой и находил там сюжеты для карикатур и плакатов. Вместе с художниками Дмитрием Моором, Виктором Дени и Кукрыниксами он делал рисунки для «Окон ТАСС», наследников «Окон РОСТА».
В послевоенное время меткие и лаконичные карикатуры Ефимова служили для читателей источником образов западных политиков. «Мишенями» для карикатуриста были преимущественно США как главный оплот мирового империализма и абстрактный капиталистический мир на Западе. В рисунках было много деталей и текста: название, подпись под изображением, поясняющие надписи. Эпиграф определял повод, по которому нарисована карикатура, им могла быть цитата из произведения или высказывание известного человека, как, например, на карикатуре «Их обуздают».
За годы работы Ефимов нарисовал десятки тысяч карикатур, плакатов, иллюстраций и шаржей. Он писал в воспоминаниях, что форма карикатуры понятнее и нагляднее литературной формы, потому что рисунок «переводит факты с языка логических понятий на язык зрительных образов».
Автор: Маргарита Ковынева
Прикольные переделанные советские плакаты
Прикольные переделанные советские плакаты
Пафосные плакаты — лозунги времен СССР переделанные на современный лад. Прикольная агитация и пропаганда. Пародии на советские плакаты.
Прогрессивное человечество требует опохмел
Вспоминай где заначка
Хватит копейки считать год от года. Стань депутатом — воруй у народа.
Со мной ты можешь реализовать все свои сексуальные фантазии.
Картошку воруют в мешки засыпают. Будь хладнокровней — пускай докопаю.
Эй ты, интеллигентное мурло.
Ты знаешь, что пальцем показывать неприлично.
Бабок, внучок я настриг тут не счесть. Лишь бы за это надолго не сесть
Смело по шпалам я пьяный хожу. Если раздавят, кишки покажу.
Улыбайся! Начальство любит идиотов.
Не болтай про жену своего командира
Если хочешь стать солдатом, обругай декана матом.
Женщина, плюй на законы все, езжай по встречной полосе.
Надоело мне в провинции безлюдной Поеду в Москву проституткой валютной
Продавец, работу и совесть не смешивай. Покупатель лох.
Не даёт королевна.
Мне не надо на небе туч. Ты одна у меня в этом мире.
Не даёшь мужу? Собирай вещи, пи*дуй к маме!
Видали муд*аков?
Не ковыряй! Детей не будет!
Жители деревень и сёл. Скачивайте mp3 музыку с помощью серверов райцентра.
Подруга себе увеличила грудь. Въ*еби ей мотыгой. Дурой не будь!
Тёща бещит, скользит по паркету, окно, подоконник, опаньки нету!
Меняем вот эту железную дуру на микропроцессор Intel Core Duo
Проктолог помни и будь внимателен. В работе защитный костюм обязателен
Выберем достойных!
Мы для комдива, лысого борова, купили пластинку Филиппа Киркорова
Хватит фармацевтам наполнять кассу. Знахари и колдуны — подмога трудящемуся классу!
Все мухи — бляхи
Кто спи*дил часы?
Без суеты и риска уберем любого из вашего списка
Женщины из квартала красных фонарей сделают мужиков веселее и бодрей
Ты не забыл спустить воду?
Мой п зду и ноги, я уже в дороге
Невелик на бабу спрос, если знает мало поз
Разминайся перед камасутрой
На х*й это туда
Ниф — Ниф, Наф — Наф и Нуф — Нуф
Работник проверяй свой инструмент не реже раза в месяц
Вы уху ели?
Продукты заморские в шею гони, с лопаты ты лучше пирог наверни.
Пошёл ты на *уй директор
Если денег карманных мало, ждёт тебя пункт приёмки металла.
Пуля — дура, а граната вообще невменяемая баба.
Плакаты СССР про пьянство переделанные
Карикатуры РЖУНИМАГУ
Прикольные фото на тему — Ожидание и Реальность
Обзор советских социальных плакатов 1930-1940 гг. — История рекламы
К 1930-м гг. с многообразием в плакатной графике было покончено, в связи с введением единого метода в искусстве (в том числе и прикладном) под названием «соцреализм». Теперь все создаваемое художниками, писателями, поэтами и другими творцами подчинялось жесткой задаче насаждения новой идеологии. Графики-плакатисты испытали это на себе в первую очередь. Социальные плакаты должны были не только формировать «правильное» отношение к советской власти, но и освещать индустриализацию, происходящую в стране в этот период, а также бороться со всеми личными и общественными пороками.
Для начала хотелось бы рассмотреть плакаты, посвященные индустриализации, и вообще вспомнить, с чем был связан этот процесс в истории СССР. По-другому социалистическую индустриализацию СССР еще называют сталинской индустриализацией. Это был процесс ускоренного наращивания промышленного потенциала Советского Союза, чтобы сократить отставание отечественной экономики от экономики капиталистических стран.
Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928—1932). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства.
Рассмотрим некоторые образцы социальных плакатов этого периода, посвященных индустриализации. Ниже представлены работы и — 1930 г. На этих плакатах можно видеть типичные образы советских рабочих. Прослеживается также свойственная советским плакатам динамика.
Еще несколько работ следующих лет, также посвященных индустриализации: «Будущая война будет механизирована до последних пределов» (Длугач М. О., 1931 г), «Укрепим индустриальную мощь Советского Союза» (Сенькин С. Я., 1932 г), «Вся Москва строит метро» (Клуцис Г. Г., 1934 г).
Если перейти ко второй составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества», а именно, к коллективизации сельского хозяйства, то здесь также можно привести несколько показательных работ: «Батраки и комсомольцы, на трактор!» (Сварог В. С.), «Комсомольцы, на ударный сев» (Клуцис Г. Г.), «Каждый колхозник, каждая бригада» (Елкин В. Н.) – все эти плакаты 1931 г.
Энергичнее всего, конечно, звучат социалистические призывы, но и изображения плакатов соответствуют громким лозунгам.
Что касается третьей составляющей – культурной революции, то сначала следует пояснить, что это такое. Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.
«Бей! По врагу культурной революции», неизвестный художник, 1930 г
«Неграмотный ребенок — позор для матери» Громицкий И. И., 1930 г
«Культурно жить — производительно работать», Клуцис Г. Г., 1932 г
В отдельную группу стоит выделить плакаты, посвященные утверждению новой роли женщины в социалистическом обществе: по мнению большевиков, женщина должна была работать наравне с мужчинами, также стремясь всеми силами построить новое социалистическое общество.
«Долой кухонное рабство!», Шегаль Г. М., 1931 г
«Восьмое марта — день восстания работниц против кухонного рабства», Дейкин Б., 1932 г
«Восьмое марта праздник трудящихся женщин всего мира», Мытников-Кобылин, 1932 г
«Женщины в колхозах — большая сила…», Пинус Н. С., 1933 г
Немаловажными были социальные плакаты, призывающие осуществлять в сроки планы первых пятилеток. Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов было из деревень. Процесс продолжал идти в течение нескольких десятилетий, так что в начале 1960-х численность городского и сельского населения сравнялись.
«Выполним полностью и в срок план хлебозаготовок», Лобанов А., 1930 г
«На штурм четвертого последнего года пятилетки!», Долгоруков Н. А., 1931 г
«Пятилетка сахпромышленности», Буланов Д. А., 1933 г
Борьба с табакокурением и халатным отношением к работе также имела место в этот период. Советской власти важно было не только привести народ к новой жизни, но и удержать от всех возможных пороков, особенно в период, когда трудовые ресурсы использовались на полную мощь.
«Долой безобразников по женской линии!..», Ротов К. П., 1930 г
«Курение табака дорогое и вредное дело для здоровья и хозяйства…», Неизвестный художник, 1930 г
«Падение труддисциплины разрушает транспорт», Неизвестный художник, 1931 г
«Сон на работе — на руку врагам рабочего класса», Чашников И., Иогансон Б. В., 1931 г
В целом, этот период характеризуется разнообразием тематики социальных плакатов на фоне единого стиля художественного воплощения. Реалистичность плакатов, узнаваемые образы представителей рабочего класса, динамичные изображения, пропаганда, энергичные лозунги – вот характерные черты социальных плакатов времени индустриализации СССР.
Набор креативных агитплакатов на советскую тематику
Плакаты советского периода сейчас знакомы только людям старшего поколения, прошедшим суровую школу жизни советского периода. И сейчас, взглянув на эти оригинальные плакаты, многие дизайнеры-художники создают их современные аналоги, которые более интересны, веселы и понятны современному поколению.
Креатив в «советской обертке»
Креативный подход на тему работы
Например, плакаты художника Сергея Барыкина показывают советский период жизни в новом ключе, в котором есть место сексуальности и провокационности. Немного новой эклектики, капелька эротики и появился новый плакат на советскую тему. И далее можно сравнить современный взгляд на советскую жизнь с оригинальными плакатами периода советской эпохи.
Советские агитплакаты в красивой упаковке
Советы с самого начала своего правления очень пристальное внимание уделяли наглядной агитации. В то время – не было телевидения, радио еще не получило свою власть над массами людей, а на кино не у всех людей были деньги. Поэтому и стали появляться на улицах городов агитационные плакаты, направленные на борьбу с врагом. И если во время революции основной упор делался на внешнего врага и борьбу с кулаками:
то уже в мирное время лозунгом стал – труд:
Итак, далее покажем немного плакатов в стиле ретро с их «родственниками» советского периода.
Переделанные агитплакаты СССР
Культурный отдых на агитплакатах
Обслуживание в СССР глазами современников
и в глазах предков
Советское обслуживание на плакатах пост-СССР
и в СССР
Такого секса в СССР точно не было
Чай по-советски
и Советский чай на плакатах
Труд уборщиц сейчас
и в СССР
Заработал и отдай жене на плакате сейчас
и достойный заработок тогда
Сервис ЖКХ в наше время
и строительные реальности времен СССР
Далее еще немного креатива
И напоследок классика жанра времен СССр
35 коммунистических пропагандистских плакатов, иллюстрирующих искусство и идеологию другого времени
Пропагандистские плакаты были одним из самых важных инструментов воздействия на общественное мнение в Советском Союзе.
Текст, сопровождавший каждый плакат, был ясным и явным посланием для общественности, в то время как использование определенных методов (фотоманипуляция, деформация и усиление) косвенно и подсознательно передавало сообщение в пользу или против мнения, человека или политический выбор.
В Советском Союзе зародилось движение «русский авангард» в современном искусстве. Наряду с волнующими социально-экономическими событиями начала двадцатого века художники, казалось, отвергают прошлое и ищут новаторские формы выражения в различных видах искусства. Эти плакаты являются яркими примерами художественных движений, таких как конструктивизм, супрематизм и, позднее, социалистического реализма, плодотворного места встречи искусства и идеологии.
Плакат СССР 1941 года «Вперед! Победа близка! ».
Этот пост был первоначально опубликован в The Huffington Post Japan и переведен на английский язык.
Вызов всех фанатов HuffPost!
Подпишитесь на членство, чтобы стать одним из основателей и помочь сформировать следующую главу HuffPost
Плакаты Советской Европы по «Звездным войнам»
Плакаты Советской Европы по «Звездным войнам»
(Изображение предоставлено Юрием Боксером и Александром Чанцевым)
За железным занавесом художники создали поразительно триповую рекламу саги, пишет Кристиан Блаувельт.
«Звездные войны» впервые были выпущены в Венгрии в 1980 году, через три года после их выхода в США. Хеленьи внес в сагу свое собственное видение с поразительной палитрой синего, оранжевого и красного цветов и некоторыми особенностями, которые фанаты осудили бы как определенно не «канонические»: у шлема Дарта Вейдера внезапно появился рот, как решетка винтажного Кадиллака; Звезда Смерти уничтожена выстрелом в бок; а слева — какое-то чешуйчатое существо-ящерица с болтающимся языком и ганглиями и впечатляюще инопланетным саблей.Такого существа нет ни в одном фильме «Звездные войны», но подход Хеленьи состоит в том, чтобы предположить, что такой инопланетянин мог существовать в мире, созданном Лукасом. Назовите это «добавленной стоимостью»! Или, возможно, это отсылка к тому, как Лукас изначально представлял Хана Соло как существо-ящерицу, прежде чем пойти более традиционным путем, когда Харрисон Форд сыграл персонажа в роли человека. (Предоставлено: Тибор Хелени)
Фелвидеки любил сочетать старомодные техники гравюры и травления с трип-авангардным содержанием, и результат для «Звездных войн» выглядит как иллюстрация, которая могла быть частью картины Эдгара Райса Берроуза «Под землей». Сериал «Луны Марса» в 1912 году.Звездный корабль, напоминающий стимпанк, конструкции которого никогда не видели в фильмах, проливает свет на Чубакку, чье движение языка вызывает наибольшее беспокойство. Банта слева бесконечно страшнее всего, что можно увидеть в фильме, и C-3PO внезапно выглядит так, будто он поменялся частями с Железным Человеком Волшебника из страны Оз. Идея размещения фигур как декоративных элементов ландшафта была распространена в Венгрии в то время — просто посмотрите [этот современный плакат для Апокалипсиса сегодня] (https: //i.pinimg.com / 736x / 36 / ed / 0b / 36ed0bf81a5eaa68dad62633dc2c72a6.jpg), на котором затылок Марлона Брандо изображен как монументальный купол древнего храма. (Кредит: Андраш Фелвидеки)
«Звездные войны» были запрещены в Советском Союзе до 1990 года, хотя из-за процветающего обмена контрафактными видео на черном рынке многие советские граждане действительно видели фильмы в 1980-х годах. Юрий Боксер и Александр Чанцев создали этот плакат вместе с тремя другими (все ниже) в ознаменование отмены запрета.Некоторые критики описали «Звездные войны» как «космический вестерн», но Боксер и Чанцев визуализировали эту идею. Возможно, они просто опередили конкурентов — охотник за головами Кэд Бэйн носит ковбойскую шляпу в версии «Звездных войн» в сериале «Звездные войны: Войны клонов», а в «Последних джедаях» было что-то вроде скачков. (Кредит: Юрий Боксер и Александр Чанцев)
Боксер и Чанцев снова наносят удар: ни один из этих пришельцев на самом деле не появляется в «Звездных войнах», но они могли бы появиться.Работы Боксера и Чанцева почти как визуальный эквивалент фанфиков. Интересно, что в недавнем сборнике новелл «Звездных войн», Canto Bight, была представлена история Саладина Ахмеда под названием «Правила игры», в центре которой — розовый одноглазый инопланетянин по имени Кедпин Шоклоп, который очень похож на существо справа. (Кредит: Юрий Боксер и Александр Чанцев)
С чего начать? Странные иероглифы по краю? У Вейдера теперь есть шлем, напоминающий морду ягуара? Что он носит корону из разноцветных световых мечей? Очевидно, что здесь ничего не имеет отношения к фильмам — кроме последнего полнометражного фильма.До этого плаката ни в одном из фильмов «Звездные войны» не было световых мечей любого цвета, кроме синего, зеленого и красного. После этого плаката в приквелах и анимационных телепрограммах «Звездных войн» будут представлены световые мечи разных цветов, например, пурпурная сабля Мейса Винду. Повлиял ли этот плакат на решение Lucasfilm о расширении цветовой палитры световых мечей? Почти наверняка нет. Но это был невольный проблеск грядущего. (Кредит: Юрий Боксер и Александр Чанцев)
Знаете ли вы, что этот плакат был к фильму «Империя наносит ответный удар», если бы имена актеров не были указаны внизу? Больше похоже на одну из [иллюстраций обложки журнала Der Spiegel на тему Дональда Трампа] (http: // www.adweek.com/digital/der-spiegel-donald-trump-edel-rodriguez/), взгляд Якуба Эрола на первое продолжение «Звездных войн» вызывает конструктивизм — стиль графики, предпочитаемый ранними советскими пропагандистами, любой в Восточном блоке ассоциировал бы с авторитаризмом. Эрол был плодовитым дизайнером плакатов в Польше, и он тяготел к простым, резким изображениям, которые мгновенно передают мощную идею: его плакат к чешской драме «Дни предательства» о подъеме нацизма и усилиях Невилла Чемберлена по умиротворению был изображен спички на концах в форме свастики] (http: // www.poster.com.pl/old/erol.htm). (Кредит: Якуб Эрол)
Лакомский выбрал более прямой подход к фильму, чем Эрол. Этот плакат с красочными кругами, напоминающими Пита Мондриана и Сола Басса, представляет ходунков AT-AT и Йоду из «Империи наносит ответный удар». Но присмотритесь к Йоде поближе: большинство его черт лица передано в черно-белом цвете, выражение его лица нейтральное, его взгляд смещен по центру, как будто он смотрит в горизонт. Это классическая поза для героического мудреца, но она также поразительно похожа на знаменитый плакат Джима Фицпатрика с изображением Че Гевары 1968 года.Фигурка из американского сериала в образе героя мировой социалистической революции? Предположение о том, что присоединение к поддерживаемой США капиталистической культуре было новым восстанием. (Кредит: Мирослав Лакомски)
Тибор Хелени вернулся, чтобы создать плакат для фильма «Империя наносит ответный удар». Никаких странных ящериц здесь нет. Вместо этого мы получаем невероятно детализированный Звездный Разрушитель Империи в верхнем левом углу и поразительно стилизованный Вейдер в правом нижнем углу. Похоже, что рядом с ним есть группа аналогичных механизированных приспешников — если в Эпизоде IX наконец-то раскроются Рыцари Рен, будем надеяться, что они наполовину так же круты, как эти злодеи.Завершает динамичную диагональную композицию готический AT-AT, бросающийся в кадр, как непреодолимая сила природы в стиле стимпанк. Работа Хелени, похоже, предвосхищает недооцененного задумчивого художника-эстетика Кэма Кеннеди, задействованного в графическом романе «Темная империя» в 1993 году, который вообразил воскрешение Императора Палпатина в новом теле клона и попытки Люка узнать больше о джедаях. (Кредит: Тибор Хелени)
Хорошо, может быть, Тибор Хелени повторяется здесь, добавляя еще одну странную ящерицу, которой нигде нет в самом фильме.Но вам должно понравиться, как вторая Звезда Смерти образует один из глаз Дарта Вейдера. Работа Хеленьи совершенно уникальна, и всем, кто интересуется графическим дизайном, стоит потратить время на изучение [некоторых других его афиш к фильмам] (http://budapestposter.com/artists/helenyi-tibor). На его плакате к фильму Бен-Гур изображены знаменитые гонки на колесницах и распятие Христа посредством Галлюциногенного тореадора Дали, а в его искусстве к Кагемуше Акиры Куросавы изображен средневековый европейский рыцарь вместо рассказа о феодальной Японии.(Кредит: Тибор Хелени)
Монументальная голова Джаббы Хатта — один из двух полюсов плаката Боксера и Чанцева, посвященного завершению оригинальной трилогии — другой, конечно же, Звезда Смерти со звездными полосами, подобными тем, что мы видели. когда «Тысячелетний сокол» перескакивает на скорость света посередине. Это захватывающее сопоставление: предполагают ли две сферы, одна из которых размером с луну, а другая — голову гангстера, авторитаризм способствует коррупции, подобной хатту? Здесь есть над чем задуматься.(Кредит: Юрий Боксер и Александр Чанцев)
Уничтожение шлема Вейдера здесь, безусловно, является спойлером для конца «Возвращения джедая», но оно также предполагает разрушенную версию шлема Вейдера, которую мы не увидим до Силы. Пробуждается через 31 год после того, как польский художник Дыбовски создал этот образ в 1984 году. Однако если присмотреться, вы увидите, что в дизайн шлема включены различные винтики и катушки, из которых состоит пленочная камера. Это тонкий комментарий о том, что «Звездные войны» стерли с лица земли кино и что мировая киноиндустрия никогда не будет прежней? Или это предполагает, что кино само по себе является своего рода фигурой Вейдера — оно может быть силой добра или силой зла, в зависимости от намерений создателя фильма.(Кредит: Витольд Дыбовски)
Графическая убедительность коммунистических плакатов ХХ века
Центральная академия изящных искусств Боевая группа гравюры на дереве «Разбейте Старый Свет. Создайте новый мир »(Китайская Народная Республика, 1967) (любезно предоставлено University of Chicago Press)
«Мобилизация искусства для революционных целей — определяющая черта коммунизма», — пишет Мэри Гинзберг во введении к Communist Posters , выходящей в следующем месяце из Reaktion Books и распространяемой издательством Chicago Press.Бывший куратор Британского музея добавляет, что эти плакаты «служили средством убеждения, наставления, проклятия и социального дискурса в каждой коммунистической стране».
Обложка коммунистических плакатов (любезно предоставлено University of Chicago Press)
Хотя публикаций по коммунистическому искусству определенно было достаточно, чтобы заполнить небольшую библиотеку, от недавней книги Фьюила о советских антиалкогольных плакатах до монографии фотографа Стефано Черио о межсезонных китайских парках развлечений, Гинзберг заявляет, что это «первое исследование в история и разнообразие коммунистического плаката.Плакаты Китайской Народной Республики с их яркими глазами рабочих и вездесущим лицом Мао являются наиболее знакомыми (и составляют все изображения, представленные для этого поста). Communist Posters также исследует графический дизайн Советского Союза, Кубы, Вьетнама, Северной Кореи, Монголии и коммунистических стран в Восточной Европе с помощью более 300 иллюстраций. В каждом разделе есть подробное эссе Гинзберга и других авторов о художественном вдохновении, политике и политике, которыми руководствовались эти различные наследие пропагандистских плакатов.
Конечно, искусство пропаганды далеко не ограничивается коммунистическими революциями; см., например, широкие стороны американской революции. Тем не менее, поскольку международное влияние в сочетании с традиционным визуальным выражением и технологиями печати 20-го века позволили массово выпускать литографии, продукция этих стран представляет собой высоту пропагандистских плакатов. Еще в 1914 году такие художники, как Казимир Малевич, работали над пропагандистским искусством, которое пронзило кайзера Вильгельма II, и этот авангардный стиль позже будет сливаться со ссылками на русские религиозные иконы, которые использовали красный цвет как символ спасения и веры.На одном советском плакате Ленин парит в красной сфере, как святой индустрии будущего. Во Вьетнаме художники, которые учились во французских колониальных школах, сочетали эти методы рисования с народным искусством и эстетикой американских комиксов, в то время как художники на Кубе не учитывали рабочих-супергероев, которые доминируют в китайских и советских плакатах, и экспериментировали с яркой, иногда абстрактной графикой. с 1960-х до начала 80-х гг.
Страницы из Коммунистических плакатов (фото книги для гипераллергиков)
Страницы из Коммунистических плакатов (фото книги для гипераллергиков)
Дешевые и быстрые в изготовлении плакаты могут распространять информацию об образовании, тяжелом труде, модернизации, славе революционеров и важности утилизации, передавая эту информацию даже тем, кто не умеет читать.Плакат 1958 года, совпадающий с инициативой Китая «Большой скачок вперед», направленной на продвижение страны вперед в сельском хозяйстве и промышленности, изображает связки зерна, завернутые в ярко-красные луки, стреляющие, как ракеты из поля. Таблица в Communist Posters показывает, что в 1958 году издательством Tianjin Fine Art Publishing House было выпущено более 13 миллионов плакатов по сравнению с 144 000 годом ранее.
Вместо пятен на задней обложке Коммунистических плакатов есть цитаты из деятелей, включая Иосифа Сталина («Печать — самое острое и самое сильное оружие нашей партии») и Четвертого Всекитайского собрания народных представителей («Выступая свободно, транслируя полные взгляды, проведение грандиозных дебатов и написание плакатов с большими персонажами — это новая форма проведения социальной революции, созданная массами »).Телевидение и Интернет в конечном итоге сделали плакат устаревшим как средство пропаганды, но в течение нескольких десятилетий он был эффективным инструментом для определения массовой идентичности и целей, особенно когда и то, и другое находилось в постоянном движении.
Анонимный художник, «Да здравствует победа линии председателя Мао о революционной литературе и искусстве» (Китайская Народная Республика, 1972) (любезно предоставлено University of Chicago Press)
Чжан Инсюэ, «Добро пожаловать в освобождение» (Китайская Республика, 1948 г.), ксилография (любезно предоставлено University of Chicago Press)
Мо Пу, «Расчет счетов» (Китайская Народная Республика, 1949), цветная ксилография (любезно предоставлено University of Chicago Press)
Донг Сивэнь, «Основание нации» (Китай, 1990 г.), перепечатанный плакат с масляной живописи (любезно предоставлено University of Chicago Press)
Цзинь Чжаофан, «Великолепная производственная модель» (Китайская Народная Республика, 1954) (любезно предоставлено University of Chicago Press)
Лю Цзию, «Все приступают к работе по уничтожению воробьев» (Китайская Народная Республика, 1956) (любезно предоставлено University of Chicago Press)
Ян Кейанг, Дао Модзи, Дин Хао и Цянь Дасинь, «Разбейте яростное наступление правых, защитите социалистическое строительство» (Китайская Народная Республика, 1957) (любезно предоставлено University of Chicago Press)
Шен Линь и Лу Синчэн, «Празднуйте превышение целевого показателя производства стали в 10 700 000 тонн» (Китайская Народная Республика, 1958 г.) (любезно предоставлено University of Chicago Press)
Цзинь Мэйшэн, «Овощи зеленые, огурцы пухлые, урожай в изобилии» (Китайская Народная Республика, 1959) (любезно предоставлено University of Chicago Press)
Ха Цюнвэнь, «Да здравствует председатель Мао» (Китайская Народная Республика, 1959) (любезно предоставлено University of Chicago Press)
Коммунистические плакаты , отредактированный Мэри Гинзберг, выйдет в следующем месяце из Reaktion Books, распространяемой University of Chicago Press.
СвязанныеКрасная звезда над Россией: революция в визуальной культуре 1905–55 — Путеводитель по выставке
Александр Родченко, СССР в строительстве , выпуск 11, 1935, журнал, приобретено в 2016 году. Собрание Дэвида Кинга в галерее Тейт
С 1917 года огромная Российская Империя была преобразована коммунистическими идеалами и властью в СССР, Союз Советских Социалистических Республик.В первое десятилетие люди пострадали от гражданской войны, голода и борьбы за власть, последовавшей за смертью лидера Коммунистической партии Владимира Ленина. В 1930-е годы тоталитарный режим Иосифа Сталина принес экономический и промышленный прогресс ценой миллионов жизней. В ходе политических чисток были убиты как рядовые граждане, так и видные деятели. Немецкое вторжение 1941 г. втянуло СССР во Вторую мировую войну, получившую название Великой Отечественной войны.
Со смертью Сталина в 1953 году наступила «оттепель», период относительной либерализации.Визуальная культура шла в ногу с социальной революцией. Многие художники-авангардисты полагали, что искусство и архитектура являются инструментами социальных изменений, способными создать новую среду для нового гражданина. Искусство стало доступным миллионам людей благодаря гравюрам, плакатам, журналам и фотокнигам. Полученные образы распространились по всему Советскому Союзу. Этот общий визуальный словарь стал доминировать в повседневной жизни, положив начало новой волне творческих экспериментов в конце 1950-х годов.
Эта выставка в основном создана из коллекции графического дизайнера Дэвида Кинга (1943–2016).Замечательный набор визуальных материалов, которые он собрал, свидетельствует о роли изображения в формировании истории, политики и повседневной жизни поколений людей.
1. Искусство на улицах
Дмитрий Моор, Смерть мировому империализму 1920
Большевики под руководством Владимира Ленина пришли к власти в октябре 1917 года.В течение следующих пяти лет они изо всех сил пытались закрепить контроль над огромной территорией, простирающейся от Балтийского моря на западе до Японского моря на востоке. Сообщение о том, что революция передает власть в руки рабочего класса, распространилось по стране через средства массовой информации: уличные плакаты, газеты, печатные издания, фотографии и новое кино.
Многоязычные плакаты и прокламации были расклеены на улицах и вокзалах, на заводах и в рабочих клубах.Политические выступления и демонстрации превратились в зрелищные события. Поезда «Агитпроп», оборудованные кинотеатрами, выставочными вагонами, передвижными театрами и аудиториями, несли в отдаленных регионах послание нового режима. В то же время режим ввел в эксплуатацию новые памятники, которые превратили общественные места в памятники и статуи, посвященные расширению прав и возможностей рабочего класса. Иностранные правительства, опасаясь за собственную стабильность, смотрели с враждебностью и беспокойством.
2.Будущее — наша единственная цель
Эль Лисицкий и Сергей Сенькин, Неудержимый фотомонтаж Эль Лисицкого из каталога советского павильона на международной выставке прессы «Пресса» в Кельне, Германия , 1928
Изображение массового производства — на фотографиях, плакатах, в журналах и книгах — стало средоточием новой художественной культуры.В отличие от драгоценных, уникальных картин и скульптур, принадлежавших правящему классу до революции, эти форматы были широко доступны. Эту трансформацию возглавили художники-авангардисты. В этом зале представлены пары художников: Эль Лисицкий и Софи Лисицки-Кюпперс, Александр Родченко и Варвара Степанова, а также Густав Клуцис и Валентина Кулагина.
Их совместная практика воплотила дух пролетарского коллективного художественного производства. Они использовали упрощенные формы и чистые цвета, чтобы создать то, что, по их мнению, станет действительно популярным видом искусства.Фотография и фотомонтаж — коллажи из фотографий — сыграли решающую роль в поддержании человеческого присутствия в структуре абстракции. Результаты можно увидеть здесь во множестве дизайнов для газет, международных журналов и фотокниг.
Они были выпущены в сотнях тысяч экземпляров, а также в более эксклюзивных роскошных изданиях, предназначенных для элиты Коммунистической партии. Лисицкий объединил изображение и текст в динамичный визуальный опыт, тесно сотрудничая с Лисицким-Кюпперсом над дизайном и производством книг.Родченко открыл новые перспективы в фотографии, трансформируя повседневность, показывая ее с незнакомых ракурсов.
И Лисицкий, и Родченко применили свой новаторский визуальный подход к оформлению выставок. Степанова разрабатывала текстиль и рабочую одежду, а также создавала яркие макеты журналов. В то время как Клуцис стремился изобразить политические идеалы с помощью фотографии, аллегорические фигуры Кулагиной подчеркивали присущую физическому труду энергию.
3.Пятьдесят лет истории
Царь Николай II и Александра в костюмах для костюмированного бала в Зимнем дворце 1903 г. Библиотека и архив Тейт
Переходя от эпического к интимному, пятьдесят бурных лет между 1905 и 1955 годами можно исследовать через мелкомасштабные объекты.От первых грохот восстания против царя, политических, экономических и социальных преобразований до смерти Сталина, эти предметы позволяют лично заглянуть в тот период. Такие предметы можно было бы найти в обычных домах, каждый из которых повествует переплетенную историю человеческих и национальных событий, от представления спортсменов до покойного Сталина.
Помимо прослеживания истории, этот материал демонстрирует сложные отношения между политикой и искусством того времени. Реконструкции значимых событий, сатирические изображения бывших политических лидеров и сфабрикованные изображения показывают, как история страны рассказывалась по-разному с течением времени.Помимо простых документов, предметы в этой комнате свидетельствуют о роли изображений в формировании истории того периода.
4. 1937: Вид из Парижа
Александра Дейнека, стахановцев 1937. Пермская государственная картинная галерея
В 1937 году Советский Союз был широко представлен на Международной выставке искусства и технологий в современной жизни в Париже.Спустя двадцать лет после революции 1917 года его национальный павильон прославлял и демонстрировал последние достижения страны на мировой арене. В павильоне, спроектированном Борисом Иофаном, доминировала скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» — огромная скульптура из нержавеющей стали, символизирующая солидарность рабочего класса города и деревни. Внутри модернистский дизайн интерьера Николая Суетина продемонстрировал инновации в правительстве, науке, транспорте и промышленности.
Сочетание в павильоне элементов модернизма и одобренного партией стиля соцреализма стало комплексным ответом на вызовы выставки, посвященной современной жизни.
Шесть залов павильона завершились огромной фреской Александра Дейнеки по мотивам стахановцев 1937 года. Картина Дейнеки объединила реальность с устремлением, поскольку его изображение парада на Красной площади включает нереализованный Дворец Советов на заднем плане. В толпе представлены портреты стахановцев, установивших рекорды производительности труда. Дейнека задумал свою композицию из трех частей, из которых только центральное панно реализовано в виде фрески. Его сопроводительные композиции 1917 и 1937 годов, отображающие историческое наследие первых двадцати лет Советской власти, остались в эскизной форме, представленной здесь.За работу на выставке Дейнека был награжден золотой медалью, а павильон посетили около 20 миллионов человек.
5. Обычные граждане
Праздничное шествие с портретом Н. Ежова, начальника НКВД в 1936-38 гг. c. 1936-38 гг. Библиотека и архив Тейт
Праздничное шествие с портретом Н.Ежов, глава НКВД в 1936-38 гг. Лицо Ежова затемнено c. 1936-38 гг. Библиотека и архив Тейт
Оптимистический образ, спроектированный на международной выставке в Париже в 1937 году, контрастировал с мрачной и зачастую жестокой реальностью жизни в Советском Союзе. Год был пиком сталинского Большого террора, во время которого было арестовано более 1,6 миллиона человек. Из них около 700 000 были приговорены к смертной казни, а другие отправлены в трудовые лагеря ГУЛАГа.В этой комнате собраны изображения, которые представляют официальное, контролируемое государством повествование об этом периоде и интимные истории некоторых из его жертв.
Повседневная деятельность спецслужб, ОГПУ (Единого государственного политического управления), проводивших массовые аресты и казни, раскрывается через серию фотографий. С 1934 года он был включен в состав НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), и репрессии достигли беспрецедентных масштабов. Примеры подвергнутых цензуре изображений свидетельствуют о масштабном инициированном государством проекте по уничтожению всех свидетельств существования политических врагов Сталина.Оскверненные фотографии свидетельствуют о самоцензуре, когда обычные советские граждане, опасаясь последствий, стирали «врагов народа» из визуальных материалов в своем окружении.
Выделены истории гибели трех человек: казнь военачальника Михаила Тухачевского в результате процессов 1937 года, самоубийство поэта Владимира Маяковского и самоубийство молодой жены Сталина Надежды Аллилуевой. В центре комнаты — тюремные фотографии некоторых людей, пострадавших в ходе массовых чисток.Вместе они подчеркивают всеобъемлющий характер Большого террора, в котором люди любого происхождения стали жертвами репрессий.
6. Война и «оттепель»
Нина Ватолина, Голосую за кандидатский блок коммунистов и беспартийных 1946.Коллекция Дэвида Кинга в галерее Тейт
После немецкого вторжения 22 июня 1941 года советская пропаганда немедленно мобилизовала граждан на действия. От образа Сталина больше нельзя было ожидать, что он будет вызывать беспрекословную лояльность, и символическая фигура «Родины» стала заменять образ Вождя.
Патриотические образы пронизывают все стороны жизни. Виктор Корецкий переработал фотоизображения в раскрашенные вручную рисунки, которые использовались для производства плакатов, а также открыток, листовок и даже почтовых марок.Художники, создавшие этот материал, происходили из поколения, выросшего на образах патриотического сопротивления, созданного во время Гражданской войны (1917–22), они использовали это наследие и изобрели его заново. Живописные плакаты Нины Ватолиной воплощают образ женщины, наделенной полномочиями. Практика ручного изготовления плакатов по трафарету, также впервые использовавшаяся во время гражданской войны, была возрождена в плакатах ТАСС (названных в честь Телеграфного агентства Советского Союза, центрального информационного агентства страны).Фотографы также работали на ТАСС в качестве армейских фотожурналистов. Впечатляющие изображения Евгения Халдея часто манипулировались, чтобы усилить их драматический пропагандистский эффект.
К середине двадцатого века в визуальной культуре СССР доминировал социалистический реализм — единообразие, которое поочередно было мощным и властным. Во время так называемой «оттепели», последовавшей за смертью Сталина в 1953 году, поколение художников, включая Илью Кабакова, отвергло и переработало официальные образы в результате всплеска творческих новшеств.
Александр Родченко | MoMA
Когда первый директор Музея современного искусства Альфред Барр-младший познакомился с Александром Родченко во время его поездки в Москву в 1927 году — один из первых англоязычных историков искусства посетил Советский Союз за годы, прошедшие после Русская революция, — писал он, — Родченко показал нам ужасающее разнообразие вещей — супрематические картины (которым предшествовали самые ранние геометрические вещи, которые я видел, 1915 года, выполненные с помощью компаса) — гравюры на дереве, разрезы линолеума, плакаты, книжные конструкции, фотографии, кино наборы и т.д….[Он] выразил большое удовлетворение, нанеся смертельный удар живописи ». Родченко объявил о смерти живописи в 1921 году, когда на выставке были выставлены три монохромные картины — «Чистый красный цвет», «Чистый желтый цвет» и «Чистый синий цвет» вместе с работами других русских художников Варвары Степановой, Александры Экстер, Любови Поповой, и Александр Веснин. В этих работах Родченко подчеркивал материальные качества картин, применяя три основных цвета таким образом, чтобы обращать внимание на их суть как материю.«Я свел живопись к логическому завершению и выставил три полотна: красный, синий, желтый», — заявил он. «Я подтвердил: все кончено. Основные цвета. Каждый план — это план, и представления больше не должно быть ».
Отказавшись от живописи, Родченко обратил внимание на слияние искусства с жизнью. Он стал одним из основателей Рабочей группы конструктивистов в 1921 году, которая определила создание искусства как форму профессионального опыта и труда, как и любой другой, а не как духовное призвание.Используя материалы и инструменты архитектора или инженера — циркуль, линейку и фанеру — он в 1921 году создал серию пространственных конструкций, которые были подвешены к потолку. Создав эти круглые конструкции, он отказался от помещений традиционной скульптуры — массы, пьедестала и драгоценных материалов — в пользу открытых объемов, сделанных из повседневных материалов, таких как проволока и фанера. Его пространственные конструкции наряду с работами ведущих художников-конструктивистов Карела Иогансона, Георгия и Владимира Стенбергов и Константина Медунецкого были включены в выставку, организованную ОБМОХУ (Общество молодых художников ) в Москве в мае 1921 года.С 1920 по 1930 год Родченко преподавал строительство и слесарные работы на ВХУТЕМАСе ( Высшие художественно-технические мастерские, ), российском эквиваленте немецкого Баухауза.
В середине 1920-х Родченко обратился к другим медиа, включая графический дизайн, книжную иллюстрацию и, прежде всего, фотографию. Во время поездки в Париж в 1925 году он купил ручную камеру, которая позволила ему легко экспериментировать с композицией изображений.Он создал мир с новой точки зрения — сверху, снизу и под другими неожиданными, острыми углами, — побуждая зрителя по-новому взглянуть на знакомые вещи. Его фотографии и фотомонтажи широко публиковались в авангардных журналах LEF и Новый LEF , а также в государственных изданиях Советское фото и СССР в строительстве . В начале 1930-х годов он использовал фотографию как инструмент социального комментария, критически отображая несоответствие между идеализированным и пережитым советским опытом.Создаваемые им образы контрастировали с социалистическим реализмом, который был объявлен официальным стилем искусства в Советском Союзе в 1934 году. Советские критики сочли Родченко предпочтением сахаристых изображений позитивных, героических и идеализированных предметов, не обремененных испытаниями и невзгодами повседневной жизни. фотография временами слишком формалистична. Тем не менее, он продолжал находить поддержку за границей, участвуя в выставках Film und Foto: Internationale Ausstellung des Deutschen Werkbunds в Städtische Ausstellungshallen в Штутгарте, Fotomontage в Государственной художественной библиотеке и кубизме в Берлине, кубизм и кубизм в Берлине. Абстрактная живопись: формы вещей (1941) в MoMA и Mezinárodní Výstava Fotografie в выставочном зале Manes в Праге.Родченко умер 3 декабря 1956 года в Москве.
Вступительное слово Ксении Нурил, научного сотрудника C-MAP по Центральной и Восточной Европе, Департамент фотографии, 2016
Культ личности Сталина в советском плакате 1929–1953 гг .: архетипы, изобретения и вымыслы
Абстрактные
С 1929 по 1953 год образ Иосифа Сталина стал центральным символом советской пропаганды. Повсюду появлялись закрашенные изображения всеведущего Сталина: красовались на зданиях и вдоль улиц; несут на парадах и ткут в ковры; и насыщение СМИ социалистической реалистической живописью, скульптурами, монументальной архитектурой, фризами, знаменами и плакатами.С самого начала советской власти плакаты рассматривались как жизненно важное средство общения с населением огромных территорий СССР. Образ Сталина стал символом большевистских ценностей и олицетворением революционного общества нового типа. Персонаж, созданный для Сталина на пропагандистских плакатах, отражает то, каким видело себя государство или, по крайней мере, каким оно хотело выглядеть в глазах народа. Прославленный на плакатах «Сталин» мало походил на человека Иосифа Виссарионовича Джугашвили, чье скромное происхождение, криминальное прошлое, склонность к насильственным решениям и невзрачная внешность сделали его маловероятным получателем некритической харизматической лести.Большевикам нужна была мудрая, заботливая и авторитетная фигура, чтобы воплотить их революционное видение и узаконить свою власть. Этот лидер воплотит сакральные и архетипические качества мудрого Учителя, Отца нации, великого Воина и военного стратега, Спасителя сначала земли Русской, а затем и всего мира. Эта книга — первое исследование, посвященное маркетингу Сталина в советских пропагандистских плакатах. Опираясь на архивы библиотек и музеев по всей России, исследуются сотни ранее не публиковавшихся плакатов, более 130 из которых воспроизведены в полном цвете.Культ личности Сталина в советских плакатах 1929–1953 годов является уникальным и ценным вкладом в дискурс сталинских исследований по ряду дисциплин.
Ключевые слова
сталин; Советская Россия; маркетинг; плакатное искусство; пропаганда; Культ личности; Иосиф Сталин; Москва; Пропаганда; Владимир ЛенинКлассификация
Бывший Советский Союз, СССР (Европа)
Плакат
Политические лидеры и руководство
Политическая кампания и реклама
Публичное замечание
Соответствующие страницы Википедии: Культ личности — https: // en.wikipedia.org/wiki/Cult_of_personality; Иосиф Сталин — https://en.wikipedia.org/wiki/Joseph_Stalin; Москва — https://en.wikipedia.org/wiki/Moscow; Пропаганда — https://en.wikipedia.org/wiki/Propaganda; Советский Союз — https://en.wikipedia.org/wiki/Soviet_Union; Владимир Ленин — https://en.wikipedia.org/wiki/Vladimir_LeninРеволюционный дизайн для пролетариата
Ресторан «СССР» © Перец Партенский
© JamesVaughan \ Flickr
Советский дизайн, несмотря на многообещающее начало, был по сути обречен с самого начала.Отсутствие конкуренции, казалось, принижало идею хорошего дизайна; в конце концов, если нет других вариантов, можно было бы довольствоваться тем, что есть в наличии. В результате часто получались неуклюжие, унылые и дешево сделанные объекты, которые в лучшем случае были просто функциональными. На протяжении середины 20- -х годов века производители советского блока производили подделки продуктов западного дизайна; Самым печально известным из них был, пожалуй, самокат Vyatka Scooter, настолько неотличимый от Vespa, что даже шрифт логотипа был таким же.
Универсал Лада 2102 постройки СССР | © photobeppus
Эту ситуацию неизменно скучного дизайна можно более или менее проследить до конца Второй мировой войны; Так же, как американская культура потребления начала процветать, бюрократия прочно укоренилась в Советском Союзе. Таким образом, в отличие от среды laissez-faire в Америке, каждая проектная практика в Советском Союзе контролировалась государством и могла быть выпущена на рынок только с одобрения ВНИИТЭ, Советского института промышленного дизайна.ВНИИТЭ был основан в апреле 1962 года, чтобы исправить плохой дизайн товаров народного потребления за счет стандартизации. К сожалению, с тех пор все пришли к выводу, что это не принесло пользы советскому дизайну, по крайней мере, с эстетической точки зрения. Это также объясняет непрекращающееся копирование западных продуктов; Метод сертификации дизайна ВНИИТЭ зачастую сводился к простому сравнению с его ближайшим западным аналогом.
Политические плакаты СССР 70-х и 80-х годов | © Nicho Design
Хотя советский дизайн середины 20-го -го -го века казался скучным и заглушенным чрезмерным государственным контролем, так было не всегда.Революционный пыл, охвативший Россию в 1917 году, также охватил мир искусства, достигнув высшей точки в конструктивизме, утопическом движении, которое стремилось поддержать громкие обещания нового большевистского режима. Пропаганда неразрывно связана с миром дизайна; Советская Россия хотела заверить своих соотечественников в том, что страна сильная, индустриальная держава, с которой нужно считаться. В то же время они также стремились создать образ национального благополучия, создавая впечатление, что Советский Союз был желанным местом для отдыха.
После революции произошел всплеск творчества и сотрудничества, когда художники, дизайнеры, архитекторы и писатели вместе работали над обновлением своей культурной самобытности. Стремясь сбросить оковы бывшего царского буржуазного влияния на искусство, общество и дизайн, эти художники-идеалисты приступили к изменению дизайна тканей, архитектуры и, конечно же, массового распространения плакатов. Надеясь на механизированное будущее с пролетариатом в авангарде, конструктивисты использовали в своих работах абстрактные изображения самолетов, заводов и других машин.
Политические плакаты СССР 70-х и 80-х годов | © Nicho Design
Советская пропаганда стремилась внушить чувство национальной гордости всему советскому блоку, прославляя военную мощь Союза, технологические инновации и прогресс, а также единство его народа. Концептуально конструктивисты, такие как Эль Лисицкий, также выступали против «буржуазного» искусства, которое лицемерно оглядывалось в прошлое, а не принимало настоящее и будущее, обещанные механическими достижениями 20-го века.В результате их работы раскрывают некую брутальную красоту с абстрактными блочными линиями и повторяющимися узорами ярких цветов.
Советское текстильное производство тоже было захвачено революционным пылом. Текстиль был разработан так, чтобы быть многофункциональным, отсюда и небольшие повторяющиеся узоры и абстрактные формы. Кроме того, текстиль все больше нуждался в использовании для различных целей, учитывая дефицит материалов в послереволюционный период; Важно также отметить, что производство текстиля не развивалось до 1920-х годов из-за нехватки ресурсов.
Статуя СССР | © Кейт Брэди
Внутренняя пропаганда часто носила откровенно морализаторский характер. Обеденные службы были пронизаны лозунгами, такими как «Кто не работает, тот не ест», а символы коммунизма, серп и молот, широко использовались в текстильных изделиях, керамике и плакатах после их принятия в качестве советского символа в 1923 году.
Эта внутренняя пропаганда резко контрастировала с внешней пропагандой; Советская Россия хотела продать Западу привлекательное видение процветающего СССР, соблазнив его посетить эту страну, чтобы дать жизненно важный импульс для ослабевшей советской экономики.Организация «Интурист», основанная в 1929 году, была создана для работы по привлечению иностранного туризма в Советский Союз.
Отделение СССР | © RobertG NL
В 1930-х годах «Интурист» заказал серию плакатов для достижения этой цели. Рекламируя современное удовольствие от автомобильного туризма, оздоровительных курортов и культурных фестивалей, эти плакаты были призваны привлечь внимание Запада, создав версию СССР, которого на самом деле не существовало. Изначально выбрав более авангардный язык дизайна плакатов, «Интурист» быстро переключился на стиль ар-деко, который больше соответствовал западному стилю.В то время как русский авангард хорошо работал для внутренней пропаганды героического пролетариата, ар-деко подходил для рекламы досуга, особенно для Запада. Эти плакаты, вдохновленные ар-деко, оказались относительно недолговечными и более или менее исчерпали себя к концу 1930-х годов.
Несмотря на то, что советские пропагандистские плакаты в стиле ар-деко использовались недолго, они являются классическими примерами того, как Советская Россия использовала дизайн для различных целей, а также того, насколько сильно язык дизайна отличался от внутренней и внешней пропаганды.Интересно также отметить, что Советский Союз изначально стремился привлечь туристов в страну; эта цель явно потерпела крах после начала Второй мировой войны. Тем не менее, графический дизайн керамики, текстиля и рекламных плакатов служит отличным напоминанием о том, что, вопреки распространенному мнению, Советская Россия, по крайней мере, какое-то время, находилась в авангарде дизайна.