Загадки советских плакатов | «Англия»
Книга Роланда Эллиотта Брауна «Безбожная утопия» рассказывает об уникальном антирелигиозном искусстве СССР— Чем вас привлекла эта тема?
— Я заинтересовался советским атеизмом в четырнадцатилетнем возрасте, когда читал «Скотный двор» Джорджа Оруэлла. В начале романа Оруэлл вводит персонажа по имени Ворон Мозус, любимца жестокого фермера мистера Джонса. Мистер Джонс представляет царизм, а Мозус — русскую православную церковь.
Мозус удерживает других животных в пассивном состоянии, сообщая им, что если они будут упорно работать, то они отправятся в рай под названием «Леденцовая гора» — и очевидно, что Мистер Джонс использует Мозуса, чтобы держать эксплуатируемых животных под контролем. Когда животные свергают мистера Джонса, Мозус бежит. Но когда революция животных терпит поражение, коррумпированные свиньи (под предводительством свиньи-Сталина, Наполеона) позволяют Мозусу вернуться и вновь рассказывать о Леденцовой горе.
Так я впервые столкнулся с марксистской критикой религии, которой Оруэлл, хотя он был антисоветчиком, явно симпатизировал. Работая над книгой, я узнал, что из ранних самиздатовских переводов «Скотного двора» были без разрешения Оруэлла исключены все появления Мозуса. Возможно, издатели полагали, что оруэлловский парафраз марксистской критики религии в виде волшебной сказки оттолкнет читателей от его антисоветской сатиры.
Мозус не появлялся в русскоязычных изданиях романа до 1980-х. Интересно, что на советских антирелигиозных карикатурах в журналах «Безбожник» и «Безбожник у станка» служители церкви были изображены в виде воронов, а главный сталинский антирелигиозный пропагандист Емельян Ярославский называл православных священников «проклятыми черными воронами».
— Где вы брали материалы и было ли сложно скомпоновать их в книгу?
— Изначально издательство FUEL Publishing планировало составить книгу на основе антирелигиозных плакатов 60-х-80-х гг. , с начала хрущевской антирелигиозной кампании и до гласности, и попросить меня написать сопровождающий текст. Но темы этих плакатов впервые появились еще в 20-х и 30-х гг. Я исследовал их в петербургском Государственном музее истории религии и в конце концов попросил включить одинаковое количество изображений раннего (до Второй мировой войны) и позднего (с 1961-го до 1985-го) периодов.
Что до текста, то он написан на основе исследования марксистской и большевистской литературы, малоизвестных научных книг об истории Русской православной церкви и советского атеизма и более широко известной истории России и советского периода. Кроме того, я использовал газетные статьи из американской прессы в 70-х-80-х.
Текст редко прямо обращается к изображениям — он представляет советский и российский культурный и исторический контекст, который с большой вероятностью окажется незнаком западным читателям и без которого нельзя понять эти временами загадочные сюжеты.
— Вы утверждаете, что материалы советской антирелигиозной пропаганды «малоизвестны и описаны». Не кажется ли это небольшим преувеличением?
— Все относительно. Мало кто из российских читателей знает о том, как широко советский атеизм обсуждался в Америке во время холодной войны, особенно по сравнению с постсоветским периодом. Фраза «безбожный коммунизм» стала коронной фразой политиков, особенно в 1950-х.
Худшее, в чем американец мог бы обвинить СССР, было безбожие. Хотя официально США — секулярное государство, когда Церковь и органы управления официально отделены, многие американцы не представляли жизнь в государстве с официальной антирелигиозной политикой.
Сама идея их ужасала. Такая риторика достигла кульминации в речи президента Рональда Рейгана «Империя зла» (1983), в которой Рейган поместил ленинское отрицание религии в сердце советского тоталитаризма. Но после 1991 года почти никто не писал на эту тему на английском.
Во время моих исследований в Москве и Санкт-Петербурге россияне, казалось, были удивлены тем, что я интересовался этой темой. У меня сложилось впечатление, что тема религии в СССР связана с репутацией Иосифа Сталина — поскольку именно Сталин проводил наиболее жестокие антирелигиозные репрессии, но также восстановил позицию Церкви во время Второй мировой войны. Исследование советского атеизма означает исследование истории сталинизма — и это, кажется, вызывает много эмоций и разногласий в российском обществе. Вполне понятно, что многие россияне предпочитают не касаться этой темы.
— Есть ли сходство между современным атеизмом в сочетании с верой в силу науки, которого придерживаются читатели Ричарда Докинза, Кристофера Хитченса и других популяризаторов, и ранней советской антирелигиозной пропагандой, или это абсолютно разные явления?
— Я начал работать над этой книгой частично потому, что заинтересовался критикой в адрес Кристофера Хитченса после публикации его книги «Бог не велик». Некоторые из критиков встали на позиции СССР и провели параллель между советской антирелигиозной идеологией и популярным атеизмом середины двухтысячных годов.
Хотя нельзя отрицать, что в юности Хитченс был троцкистом, его книга также содержит довольно убийственную критику советского атеизма, которую он назвал новой религией, построенной на культе Ленина и Сталина. Он также высмеивал советскую атеистическую пропаганду — к примеру, плакаты с космонавтами, сообщающими, что они не видели бога в космосе.
Что касается Ричарда Докинза, Сэма Харриса и Даниэля Деннета, то стоит уточнить, что эти люди — либеральные интеллектуалы, предлагающие свои мысли на рынке идей. Они не работают на государственного издателя, стремящегося продвинуть атеизм в рамках государственной идеологии с надеждой на несменяемость власти. Для меня это довольно существенное отличие.
— Как вы считаете, возможна ли действенная государственная антирелигиозная пропаганда в современном мире? Существует ли она сегодня где-либо?
— Очень соблазнительно видеть феномен государственного атеизма как отмирающее явление, но оно иногда проявляется в Китае, где коммунистическая партия осуждает народные верования, например, гадания, и где власти насильно перемещают мусульман-уйгуров в «воспитательные» лагеря.
— Что вы думаете о религиозном ренессансе в современной России?
— Отказ от советской антирелигиозной идеологии подразумевался в российской политике с момента, когда в 1988 году в Большом театре состоялось публичное празднование тысячелетия крещения Руси. А может быть, с момента Чернобыльской катастрофы в 1986 году, которая подорвала общественное доверие к советской науке. Советский атеизм кажется единственным аспектом советской жизни, по отношению к которому никто не испытывает ностальгии.
Беседовала Вера Щербина
Выставка коллекции оригинальных советских спортивных плакатов «Больше жизни»
С 7 СЕНТЯБРЯ 2016-ГО ГОДА ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ВИНЗАВОД И ОЛИМПИЙСКИЙ КОМПЛЕКС «ЛУЖНИКИ» ПРЕДСТАВЯТ СОВМЕСТНУЮ ВЫСТАВКУ КОЛЛЕКЦИИ ОРИГИНАЛЬНЫХ СОВЕТСКИХ СПОРТИВНЫХ ПЛАКАТОВ «БОЛЬШЕ ЖИЗНИ».
Выставка приурочена к 60-летнему юбилею «Лужников», легендарного места, где все эти десятилетия москвичи болели за любимые команды, спортсмены били рекорды, любители бежали свои первые километры, жители всего мира смотрели вслед улетающему мишке на Олимпиаде-80, а группа «Кино» дала свой последний концерт.
Елена Китаева, куратор выставки «Больше жизни»: «Первым впечатлением стало потрясение от сохранности коллекции. Прошлое, то, что уже минуло, предстаёт перед нами творческим поиском, значимым, нацеленным в будущее. В нашем проекте мы счастливейшим образом получили для работы интереснейший и большей частью сенсационный, не виденный никем графический материал».
Лина Краснянская, директор Фонда поддержки современного искусства ВИНЗАВОД: «Плакат – одно из самых живых и, вместе с тем, сложных направлений в графическом ди-зайне, в искусстве. Советский плакат – это настоящее явление, и в разные годы авторами знаменитых плакатов становились выдающиеся русские художники, передовые люди своего времени. Мы ни секунды не сомневались, что выставка «Больше жизни» должна быть представлена именно у нас на ВИНЗАВОДе».
Выставка советского плаката «Больше жизни» будет представлена в Цехе Белого Центра современного искусства ВИНЗАВОД и охватит почти весь период существования советского плаката: от послереволюционных 20-годов до переходных 80-х. В графических образах – вся история огромного Союза и все направления актуального в разное историческое время искус-ства: от авангарда и конструктивизма до эстетики советского романтизма 50-х и поиска лаконичных форм 70-80х. В «стране героев» спортивная агитация занимала важное место: агитационные плакаты счита-лись одним из самых эффективных способов пропаганды. Острая подача информации, доступность и быстрый отклик были главными характеристиками этого вида искусства. Новые люди нового государства должны были приравняться к небожителям и нести светлые ценности и новый язык самопрезентации. Над агитационными плакатами работали лучшие художники своего времени, лозунги писали известные поэты – таким образом, формировались уникальные графические школы.
Коллекция «Лужников» – одно из самых больших собраний в России и Европе, до недавнего времени она хранилась в Музее «Лужников» и впервые будет в полном объеме представлена на выставке в Центре современного искусства ВИНЗАВОД. На выставке можно будет увидеть плакатные работы Александра Дейнеки, тексты и стихи Демьяна Бедного.
Отдельного внимания заслуживает часть коллекции, представляющая советские матричные заготовки для наборного размещения информации. Она может быть особенно интересна всем современным дизайнерам и графикам и имеет потрясающий шанс быть реактуализированной, переосмысленной, включённой в современность. Матрицы советского плаката – настоящее отечественное ноу-хау, которое даже в 21-м веке не выглядит устаревшим. Организаторы выставки предлагают современным дизайнерам аттракцион, результатом которого станут репринты экспонатов коллекции с современной графикой и анонсами актуальных событий.
Экспозиция выставки «Больше жизни» будет выстроена по образу и подобию легендарной спортивной арены – как чаша стадиона. Афиши Олимпиады-80, всесоюзных спартакиад и фе-стивалей молодежи и студентов, а также уникальный инвентарь и редкая спортивная хроника – это не просто фрагменты памяти, ставшие общим достоянием, но и кропотливо собранные до-кументальные материалы и реконструкции, это настоящее архивное исследование, итогом которого станут масштабная выставка в Центре современного искусства ВИНЗАВОД и каталог коллекции.
Более подробно
Наша десятка самых горячих плакатов 70-х и 80-х годов
Плакаты существовали задолго до появления Интернета.
Эти плакаты вдохновили каждого подростка на то, чтобы прижаться животом к зеркалу и нанести крем от прыщей. Плакаты, которые заставили твою маму дважды подумать, а затем рассмеяться, и плакаты, которые заставили твоего отца зайти в твою комнату, чтобы заглянуть.
После просмотра таких сериалов, как «Ангелы Чарли», «Падший парень», и «Чудо-женщина » по телевизору, а также таких фильмов, как 10 и Grease в кинотеатрах в таких местах, как торговый центр Brewer, это плакаты, которые все не могли дождаться, чтобы купить их в торговом центре Airport или Bangor Mall!
Из-за этих плакатов на обоях спален в восточной части штата Мэн и за его пределами осталось много скоб. Мы давно их не видели, но они точно врезались в нашу память!
10
Шерил Тигс
Шерил Тигс стала первой моделью, дважды появившейся на обложке журнала Sports Illustrated Swimsuit. Затем она стала лицом косметики Cover Girl и появлялась на обложках многих журналов. Мы думали, что Шерил слишком худая и ей нужно для разнообразия полакомиться чизбургером… но мы все равно повесили ее плакат на стену в спальне.
mza615u, ebay
mza615u, ebayloading…
9
Оливия Ньютон — Джон
Год был 1978, когда фильм «Бриолин» уже был нарицательным, а имя Оливия было нарицательным. Певица из Австралии уже записала несколько песен №1 на радио и много раз появлялась в качестве гостя на телешоу. Она получила золото, когда выпустила альбом «Physical» в начале 80-х. Хотя, когда она играла роль Сэнди в «Бриолине» и носила эти кожаные штаны, она поразила сердце многих подростков.
mza615u, ebay
mza615u, ebayloading…
8
Лони Андерсон
Лони Андерсон сыграла секретаршу Дженнифер Марлоу в популярном телешоу 0in7 WK0RP 900. Дженнифер, казалось, всегда была в курсе того, что происходит на радиостанции, раньше, чем кто-либо другой, нам нужен такой сотрудник, как она, здесь, на I-95.
djtucker35, ebay
djtucker35, ebayзагрузка…
7
Линда Картер
На женщину, сыгравшую Чудо-женщину, было, безусловно, приятно смотреть! Шоу, которое шло с 1975 по 1979 год, внезапно сделало супергероев очень сексуальными! Хотя, вы должны опасаться женщину с арканом Истины на ее стороне.
djtucker35, ebay
djtucker35, ebayloading…
6
Шерил Лэдд
Шерил Лэдд заменила Фарру Фосетт в a 9 Angels 9 Careers. Хотя мы никогда не снимали плакат Фарры со стены нашей спальни, мы просто добавили к нему плакат Шерил. Один телевизионный критик в то время сказал, что «Бог сломал шаблон после того, как создал Шерил».
TM843, EBAY
TM843, EBAYЗагрузка . ..
5
Хизер Томас
Heather Thomas сыграл Jody Banks на Lee Majors Show Fall . В то время у Ли действительно все получалось: Хизер на работе, а Фарра Фосетт дома. Хорошо, что у него были такие бионические глаза, потому что мои выпали бы у меня из головы.
djtucker35, ebay
djtucker35, ebayзагрузка…
4
Кристи Бринкли
Кристи Бринкли три года подряд была лицом журнала Sports Illustrated Swimsuit в конце 1970-х годов. Она продвигала девушку с обложки в течение 25 лет и была на обложках 500 журналов. Кристи была замужем четыре раза, в первую очередь за Билли Джоэлом. Она приехала в MDI с Билли еще в 80-х, чтобы забрать их недавно сделанную лодку.
pagehabit, ebay
pagehabit, ebayloading…
3
Кэтрин Бах
Кэтрин Бэк играла Дейзи Дьюк , двоюродную сестру Бо и Люка Дьюков в телешоу Герцоги Хаззарда . Она проделала такую хорошую работу, заполнив эти обрезанные джинсы, что с тех пор их на самом деле называют «Дейзи Дьюкс». Вот вам небольшая мелочь. Сетевые цензоры посчитали ее шорты слишком откровенными и заставили ее носить колготки. Плакат был продан тиражом более 5 миллионов экземпляров.
123456654321_0, ebay
123456654321_0, ebayзагрузка…
2
Бо Дерек
Бо Дерек появился из ниоткуда и заинтриговал миллионы кинозрителей посмотреть комедию 10 с Дадли Муром в главной роли . Вот она, скачущая по пляжу с расшитыми бисером волосами и, конечно же, в купальнике, не оставляющем ничего для воображения. Дадли Мур был счастливчиком.
scagallery, ebay
scagallery, ebayloading…
1
Фарра Фосетт
Плакат всех плакатов! Тот, который в значительной степени положил начало этому в 1970-х годах. Благодаря своей красивой улыбке и прическе, которая повлияет на поколение молодых женщин, Фарра Фосетт мгновенно сделала сериал « Ангелы Чарли » хитом телешоу. Купальник такого цвета никогда не выглядел так хорошо, пока его не надела Памела Андерсон.
scagallery, ebay
scagallery, ebayloading…
Браунвильская кладовая для оленей ищет пожертвования для финансирования предстоящего 9 сезона0003 Празднование своего 45-летия, ежегодное шоу поездов возвращается к Брюэру
Ежегодное шоу поездов к празднованию своего 45-летия возвращается к Брюэру
Это ни за что не является любимым гарниром из индейки в штате Мэн.Не может быть, чтобы это был любимый гарнир на день индейки в штате Мэн.
Не забудьте эти 20 основных продуктов штата Мэн для праздничного ужинаНе забудьте эти 20 основных продуктов штата Мэн для вашего праздничного ужина
Хорошие новости для ветеранов, которым нужна еда на ужин в честь Дня благодаренияХорошие новости для ветеранов, которым нужна еда на ужин в честь Дня благодарения
Тигра в твоем вкусе? Познакомьтесь с питомцем неделипо версии SPCA Тигра в вашем вкусе? Встречайте питомца недели SPCA
Старый город зажжет дерево байдарок и устроит парад огнейСтарый город зажжет дерево каяков и устроит парад огней
Невероятно сексуальная Синди Уильямс из штата Мэн в новом календаре великого делаНевероятно сексуальная Синди из штата Мэн Уильямс в новом календаре великого дела
Один дальнобойщик из штата Мэн делится своим гениальным лайфхаком, чтобы не ловить рыбу в снегуОдин дальнобойщик из штата Мэн делится своим гениальным лайфхаком, чтобы не ловить рыбу в снегу
Самые сексуальные мальчики с постеров 70-х и 80-х
С течением времени мы потеряли различные формы искусства — искусство обложки альбома почти утеряно (поскольку нет причин создавать изображение, подходящее для физической обложки). больше — хотя эта учетная запись IG помогает сохранить его), а искусство дрянного постера с мясным пирогом — это… безнадежное дело.
Эта поза Патрика Суэйзи, сделанная в 1985 году, выглядела великолепно, когда он «повесился». «L’Enfant» Спенсера Роуэлла был продан в 1986 году. Модель Адам Перри был лишен своей зарплаты за солнечный ожог (сепия скрыла его), а в 2004 году сказал: слава, которую принес этот плакат, привела к сексуальной зависимости и разорению. Все для плаката, предназначенного для демонстрации «нового человека» и его чувствительной стороны!Но кто мог забыть эти плакаты с горячими парнями, пока они висели?!
Последним секс-символам мужского пола, иногда поднявшимся по служебной лестнице в подростковых журналах, иногда пришедшим из мира Чиппендейлов, мужчин-моделей или телевидения, давался сольный постер, и этот постер — обычно бесстыдное изображение их сияющих улыбок. и блестящие тела — это будет одна из 100 вещей, которые вы можете пролистать на полке в Spencer’s Gifts или в каком-нибудь другом безвкусном магазине в вашем местном торговом центре.
Я всегда думал, что персонаж Кори Хейма в The Lost Boys (1987) был геем, потому что у него был плакат Роба Лоу (изображение из видео)
Ни у кого больше нет плакатов!
Взгляните на эти, некоторые из самых горячих плакатов с горячими парнями 70-х и 80-х годов, позы, которые даже в то время были возмутительными, а иногда и вызывающими недовольство, но которые живут в нашей памяти в том, как парни позировали для них. … вероятно, никогда не представлял себе:
С 1988 года актер Джей Андервуд (р. 1968), который сейчас является пастором. Этот постер с изображением Дэвида Хассельхоффа, посвященного Рыцарю дорог , определенно продемонстрировал его потенциал. Этот постер 1983 года с Джоном-Эриком Хексумом (1957–1984) поднял планку — и его мускулистые руки! Дольф Лундгрен (1957 г.