Почему мы считаем красивое красивым? | Мел
Что такое красота и почему она доставляет нам удовольствие? — Эти вопросы интересуют многих. Заинтересовали и британского ученого Семира Зеки.
Он исследовал обработку зрительной информации в мозге приматов и нашел универсальные природные механизмы зрительного восприятия. Он доказал, что чувство прекрасного заложено в нас самой природой. Соединив подходы нейробиологии, эстетики и когнитивной психологии, он создал нейроэстетику — раздел науки, объясняющий восприятие красоты человеком на уровне нервной системы.
Идеи нейроэстетики развил его коллега Вилейанур Рамачандран, изучающий зеркальные нейроны. Он научно доказал:
Зрительное восприятие — это не просто отражение увиденного в сознании, а толкование и суждение даже в простейшем акте восприятия. Не пассивная рефлекторная реакция сознания на поступающие данные, а активно формируемое в мозге мнение об увиденном.
Рамачандран сформулировал 9 законов нейроэстетики, которым подчиняется наше зрительное восприятие. Это решение проблем восприятия, отвращение к сходному мнению, максимальное смещение, контраст, симметрия, ритм и повтор, изоляция, группировка и визуальная метафора. Эти законы объясняют, почему мы считаем что-то красивым и получаем от этого удовольствие.
9 законов нейроэстетики
1. Решение проблем восприятия
Первый закон — решение проблем восприятия — сводится к тому, что наш мозг любит загадки, в том числе зрительные. Вспомните детскую игру пикабу, когда младенец смеется, закрывая глаза руками и открывая их. От природы нам нравится разглядывать картины, в том числе абстрактные. Сознанию человека нравится искать в них скрытые образы и разгадывать смысл.
В искусстве и внешности, нам больше нравятся секреты, недосказанность, поэтому, например, платье с глубоким вырезом красивее, чем нагота.
2. Отвращение к сходному мнению
Второй закон — отвращение к сходному мнению — связан с первым. Иллюстрируя его, В. Рамачандран приводит пример из своего детства. Он нарисовал рисунок с деревом между двух гор. Учитель объяснил ему, что это некрасиво, ведь в природе такая точка зрения почти невозможна. Наш мозг с подозрением относится к подобным совпадениям. Ему кажется, что это ловушка. Это выглядит неестественно, потому что природа разнообразна — это мозг усвоил за тысячи лет эволюции.
В таком случайном совпадении кругов с вырезами мозг человека видит треугольник:
В пятнах луны многие видят грустное лицо.
В произведениях искусства мы разглядываем знакомые образы, но слишком явные визуальные совпадения считаем некрасивыми.
3. Закон максимального смещения
Закон максимального смещения гласит: наиболее яркая реакция возникает на преувеличенную версию зрительного раздражителя. Птенцы чайки радуются, увидев клюв мамы, а точнее красное пятнышко на этом клюве («мама принесла еду»). Однако они также радуются обычной палочке с красной полоской. И приходят в полный восторг, если нарисовать две или три красных полоски на этой палочке.
Если мозгу что-то нравится, то мы хотим этого больше и больше.
Поэтому настоящие произведения искусства — это не просто копии объектов. Это сознательное преувеличение цветов, форм, движений и искажение реальности для создания преувеличенного зрительного стимула.
Следующие законы также связаны между собой. Это контраст, группировка и изоляция. Они сформировались в процессе поиска нашими предками еды, партнера или хищников в окружающей их среде. Приматы вглядывались в листву, траву, пытаясь увидеть интересующие их объекты.
4. Контраст
Принцип контраста помогал им отделить объекты от фона.
Мозг посылал сигнал радости, если обнаруживал искомое. И сегодня все изобразительное искусство построено на контрастных сочетаниях света и тени.
5. Группировка
Нейронный механизм группировки пятен в поисках очертаний предметов приводит к тому, что приматы радуются, когда распознают знакомые объекты в сочетании пятен. Также и наш мозг группирует мазки кисти в картинах. И мы так любим импрессионизм.
6. Изоляция
Принцип изоляции зрительного знака позволяет нам выделять главное, игнорируя остальное. Это необходимо мозгу, т. к. внимание — ценный ресурс, и фокусировка внимания нужна была нашим предкам, чтобы максимально быстро «выхватить» взглядом значимые признаки хищника (еды или партнера). В изобразительном искусстве мы также подсознательно ищем акценты. В картинах нас восхищает умение художника «ухватить» самое главное, например, передать характер человека с помощью нескольких линий.
7. Ритм, повтор
Ритм, повтор в нейроэстетике работает по аналогичной причине. Экономия внимания. Мозг пытается привести окружающий мир в систему, упорядочить визуальный хаос. Повторяемость объектов успокаивает, помогая мозгу предсказать, что будет дальше. Ритм в окружающем мире примата и в современной эстетике — это предсказуемость, упорядоченность и спокойствие.
8. Симметрия
Говоря о симметрии, В. Рамачандран ссылается на восприятие нашим мозгом внешности человека. Симметричные черты внешности говорят о здоровье, асимметрия ассоциируется с болезнью. Поэтому во многих произведениях искусства мы подсознательно тяготеем к симметрии, орнаментам и считаем их красивыми.
9. Визуальная метафора
Девятый принцип нейроэстетики — визуальная метафора — это связь несвязанных напрямую объектов. Ученые считают, что умение находить скрытые аналогии помогало нашим далеким предкам общаться в группе. Умение быстро и понятно объяснять свои идеи другим людям помогало выживать. Поэтому и сегодня визуальные метафоры так привлекательны для нас. Все мы знаем, как быстро тает мороженое в солнечный день, поэтому аналогия с глобальным потеплением понятна всем.
Другие примеры визуальных метафор — пистолет и сигарета как источник смерти, лампочка как метафора открытия, знания, лестница как метафора постепенного развития и карьеры. Во многих шедеврах заложены визуальные метафоры, расшифровка которых привлекает людей, и делает такие картины особенно красивыми.
Так 9 законов нейроэстетики помогают нам ответить на тот самый вопрос: что такое красота.
Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится? — Vadim Sokolovsky на vc.ru
Как влияет на нас красота, что изучает нейроэстетика и причем здесь голуби?
298 просмотров
Казалось бы, нет ничего более непрактичного, чем красота — однако, на протяжении всей истории человеческой цивилизации мы стремимся окружить себя ею. Со времен первых попыток в создании наскальной живописи и по сей день — человеческое стремление к эстетике не угасает.
Люди трепетно хранят собранный на протяжении тысячелетий культурный багаж, создают и развивают новые формы искусства, преклоняются перед творцами и вносят сакральный смысл в сам акт творения.
Даже в наш циничный век, когда многие заявляют, что искусство мертво — целые индустрии развиваются немыслимыми темпами, превращаясь в экономических гигантов лишь за счет эксплуатации человеческой тяги к прекрасному. Косметическая отрасль, туризм, дизайн — и фэшн-индустрия зарабатывают миллиарды, а суммарный оборот в каждой из этих сфер превышает экономику целого ряда стран.
Мы живем в эпоху беспрецедентного потребления красоты, когда мы уже не можем закрывать глаза на влияние эстетической составляющей на нашу повседневную жизнь. Все чаще поднимается проблема лукизма (дискриминации на основе внешности) и преференций, которые невольно получают красивые люди исключительно благодаря своей внешности.
Спрос на эстетику эксплуатируется как отдельными инстаграм-инфлюенсерами, так и гигантскими корпорациями, проводящими маркетинговые компании.
Даже мы сами на бытовом уровне осознаем это влияние, когда замечаем, насколько угнетающе на нас воздействует заброшенные индустриальные пейзажи или захламленные интерьеры хрущевок, и насколько взлетает наша продуктивность в упорядоченном и гармоничном пространстве.
Никогда еще за всю историю человеческой цивилизации вопрос о сути красоты не стоял так остро.
В чем же причины нашего влечения к прекрасному? Есть ли биологическое объяснение этого глобального феномена, которому подвержены люди со всего мира? И как мы можем объяснить такое субъективное понятие, как красота, с точки зрения науки?
Как голуби-искусствоведы продолжили дело греческих философов
Вопросы о сущности красоты занимали умы людей еще со времен античности, когда впервые были сформулированы принципы эстетики как одной из классических философских дисциплин. Именно философия подготовила почву для изучения самой концепции красоты в научном ключе.
Как подраздел эстетики зародилось цветоведение, благодаря трудам Леонардо да Винчи и Исаака Ньютона превратившееся в междисциплинарную область на стыке оптики, колориметрии, физиологии и психологии. Сегодня оно успешно доказало реальность цветового воздействия на физиологическое состояние человеческого организма и успешно применяется в дизайне и маркетинге.
К настоящему моменту к списку дисциплин, занимающихся исследованиями в этой области, добавились этнография и социология, рассматривающие проблемы восприятия цвета не как частный случай в рамках человеческого тела, а как глобальный феномен, повлиявший на цивилизации по всему земному шару.
Но настоящий прорыв в изучении красоты произошел благодаря анекдотичному исследованию, номинированном на Шнобелевскую премию — шуточную премию в мире науки, присуждаемую самым нелепым, смешным и абсурдным научным работам.
Несмотря на кажущуюся бесполезность полученных результатов, они имели под собой основу — ведь у еще 50 лет назад были выявлены выдающиеся способности к зрительному восприятию информации и ее обобщению: голуби успешно различают и запоминают не только размер и форму предмета, но и его цвет, текстуру, а также особенности строения, верно идентифицируют предметы, принадлежащие к определенным категориям. В настоящее время рассматривается использование этих птиц в диагностике онкологии: группа американских исследователей под руководством Ричарда Левенсона (Медицинский центр Калифорнийского университета в Дэвисе) доказала, что голуби смогли отличить снимки пораженных раком органов от снимков здоровой ткани с точностью 99%.
Таким образом, эксперимент Ватанабэ стал поворотным моментом в изучении особенностей зрительного восприятия, заложив основу для нейроэстетики — науки о нейронных основах создания и созерцания произведений искусства.
Основоположниками новой дисциплины стали известные исследователи зрительного восприятия, Семир Зеки и Вилейанур Рамачандран, которые в 1990 предположили, что сознание разделяет художественные образы так же, как зрительный анализатор «разделяет» изображения объектов, поступающих на сетчатку глаза, по свойствам: яркости, цвету, скорости и направлению их движений.
Вслед за ними, эволюционистами и антропологами на базе многочисленных археологических находок были выдвинуто обоснование того, как возможность получить эстетическое удовольствие связана с этапом развития человеческого мозга, что привело их к неожиданному открытию: наш вид потому и смог выжить и вытеснить неандертальцев, что был более восприимчив к эстетике и творению вообще, создавая лучшие орудия труда.
Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?
Существование взаимосвязи между эстетической привлекательностью и положительной оценкой никогда не было загадкой, однако механизм, лежащий в основе этого явления, оставался до недавних пор неясен.
Недавнее исследование в области нейроэстетики показало ключевые аспекты динамики эстетического восприятия при просмотре произведений искусства. Применив сканирование мозга методом магнитно-резонансной томографии (МРТ), ученые обнаружили следующее: когда мы что-то считаем эстетически привлекательным, в нашем мозге активируются сразу несколько нейронных сетей: визуальные сети, центр вознаграждений (удовольствия), провоцирующий ощущение счастья, и сеть пассивной работы мозга — так называемый режим по умолчанию, обычно включающийся, когда мы «летаем в облаках» или слегка дремлем.
Каждый раз, когда испытуемые считали определенную картину особенно трогательной и впечатляющей, в их мозгу активировалась сеть пассивной работы мозга. Когда участники исследования смотрели на произведение, которое их не привлекало, сеть пассивной работы оставалась немой.
Все происходило иначе, когда произведение искусства особенно нравилось участникам: «Если мы считаем произведение эстетически привлекательным, часть сети пассивной работы мозга активируется, хотя фокус внимания находится во внешнем мире. Это и есть признак настоящего произведения искусства», — сообщил соавтор исследования, Эдвард Вессель.
Таким образом, сеть пассивной работы мозга остается активной в течение всего времени созерцания шедевра. По мнению ученых, это доказывает: впечатление от произведения искусства активируется благодаря сочетанию внешних стимулов и внутренней реакции. Наше внимание, с одной стороны, направлено на окружающий мир, с другой — на наш внутренний мир.
Следовательно, концепция красоты формируется из чувства — лишь когда нам что-то нравится, мы считаем это красивым.
Именно поэтому визуальная эстетика в брендинге имеет такое большое значение — она не просто привлекает внимание, а является первым положительным опытом в коммуникации с брендом, закрепляя в подсознании доверие к нему — таким образом, выполняя свою главную функцию. И наоборот, невзрачный визуал не достигает своей цели — он не осуществляет положительного подкрепления у потенциального клиента, и потому коммуникация с ним бессмысленна и бесполезна. В лучшем случае потребитель начнет знакомство с самим брендом, как если бы визуальной коммуникации не существовало, в худшем у него останется предубеждение из-за плохого первого впечатления. Именно поэтому так важно подходить к созданию визуального образа своего бренда со всей серьезностью и выбирать стратегического партнера — дизайн команду с умом.
Библиография
Нейроэстетика. Как Искусство Манипулирует Восприятием
Как мозг определяет, что красиво, а что уродливо
Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
10 прекрасных церквей по всему миру
Самые красивые церкви — это те, которые обеспечивают комфорт, покой и место для поклонения тем, кто решил их посетить. Конечно, по всему миру также есть ряд эстетически ошеломляющих священных мест, которые стоит посетить, независимо от того, считаете ли вы себя религиозным человеком или нет. Здесь г. н.э. путешествия в 10 самых красивых церквей в мире, от одной, высеченной прямо в вулканической скале, до деревянной церкви 12-го века. Хотя стили и деноминации различаются, каждый из них доказывает, насколько изобретательными и творческими могут быть люди, когда они проектируют, чтобы чтить высшую силу.
Храм Богоматери Лас-Лахас (Колумбия)Фото: rchphoto/Getty Images
Расположенный в Колумбии храм Богоматери Лас-Лахас стал обязательным местом посещения в Южной Америке как для паломников, так и для обычных туристов. . Его история как места паломничества началась еще до нынешней церкви: в 1754 году Дева Мария якобы явилась двум женщинам из числа коренных народов, ищущим убежища во время шторма. За прошедшие годы в память об этом событии было возведено несколько святынь. Расположенная в каньоне, образованном рекой Гуайтара вдоль границы с Эквадором, строительство неоготической церкви колумбийским архитектором Лусиндо Эспиносой и эквадорским инженером Х. Гуальберто Пересом началось в 1916. Церковь была окончательно завершена в 1949 году, и ее место на скале, на высоте более 300 футов над рекой внизу, определенно кинематографично.
Церковь Панагия Парапортиани (Греция)Фото: zwawol/Getty Images
Эта церковь с видом на Эгейское море является одной из старейших из более чем 400 церквей на греческом острове Миконос. Византийско-кикладское здание, построенное в 1425 году, находится в историческом районе города Хора. Его самая уникальная особенность заключается в том, что на самом деле это пять разных церквей, построенных на протяжении веков и в конечном итоге объединенных в нынешнюю структуру. Церковь или церкви были построены внутри древних городских ворот — Панагия Парапортиани означает «Богоматерь Боковых ворот». С его ничем не украшенным, побеленным фасадом, это впечатляющий образец кикладской архитектуры.
Церкви Гереме (Турция)Фото: byakkaya/Getty Images
Изюминкой турецкого региона Каппадокия являются многочисленные монастырские постройки, высеченные в вулканических вершинах и представляющие собой прекрасный музей под открытым небом. Церкви в долине Гереме являются одними из самых известных. Пещерные сооружения были созданы монахами, начиная с четвертого века, и многие из них украшены потрясающими фресками на внутренних стенах. Хотя изначально пещеры служили монастырями, на протяжении веков в скалах были вырезаны различные часовни, трапезные и даже дома. Церкви Гёреме были внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985.
Церковь св. Георгия (Эфиопия)Фото: Wil Punt/Getty Images
Самые популярные
Церковь св. церкви, высеченные в вулканическом туфе в Лалибеле, в регионе Амхара в Эфиопии. Эфиопская православная церковь, построенная во времена правления короля Гебре Мескеля Лалибелы, была названа восьмым чудом света. Он окружен очень узким рукотворным каньоном, а внутри фрески изображают жизнь святого Георгия, римского солдата, который отказался отречься от своей христианской веры. Церкви в Лалибеле разделены на две группы, разделенные траншеей размером 80 на 80 футов, которая представляет собой реку Иордан.
Часовня Сен-Мишель д’Эгий (Франция)Фото: Мишель Гуно/Годонг/Getty Images Сен-Мишель расположен на вершине вулканического пика высотой 279 футов. Романская церковь, построенная в 969 году, посвящена святому Михаилу, покровителю горных вершин. Это каменное сооружение, на которое можно подняться по лестнице с 268 ступенями, было названо французским писателем-романтиком Проспером Мериме «жемчужиной романской архитектуры». Отсюда открывается панорамный вид на город внизу. В 1247 году в колокольню ударила молния, хотя позже она была перестроена в 19 веке.век. Фрески часовни также были восстановлены в этот период французским художником Анатолем Довернем.
Часовня Святого Креста (США)Фото: Holger Leue/Getty Images Седона, штат Аризона, были спроектированы архитекторами Августом К. Стротцем и Ричардом Хейном из Anshen & Allen. После открытия католической часовни в 1957, он быстро стал одной из главных туристических достопримечательностей Аризоны. Оригинальный дизайн Стауде был вдохновлен американскими небоскребами, в частности Эмпайр Стейт Билдинг, а 90-футовый железный крест скульптора Кита Монро является изюминкой здания. Церковь представляет собой уникальный живописный памятник в суровом и живописном пустынном ландшафте, бетонные стены которого создают яркий контраст с окружающими ее красными скалами.
Stykkishólmskirkja Church (Исландия)Фото: Martin Zwick/REDA&CO/Universal Images Group/Getty Images
Эта футуристическая лютеранская церковь на полуострове Снайфельснес была спроектирована архитектором Йоном Харальдссоном. Открытая в 1990 году бетонная церковь и ее колокольня, напоминающая позвонки кита, находятся в живописном Стиккисхольмсбаре, небольшой рыбацкой деревушке с населением чуть более 1000 человек на западе Исландии. Видимые издалека гладкие линии церкви, пронзающие небо, представляют собой необыкновенное зрелище.
Деревянная церковь Боргунда (Норвегия)Фото: Morten Falch Sortland/Getty Images.
Самые популярные
Эта средневековая деревянная церковь, расположенная в деревне Боргунд, примерно в трех часах езды от Бергена, началась в конце 12 века. Церковь в Норвегии, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, считается одной из наиболее хорошо сохранившихся деревянных церквей в стране. (Название происходит от шестов, или вертикальных деревянных досок, из которых были сформированы его стены.) В 19 -м -м веке многие исторические деревянные церкви были заброшены, а другие были намеренно снесены, чтобы освободить место для новых зданий. Великому романтическому художнику-пейзажисту Йохану Кристиану Клаузену Далю приписывают выделение красоты и исторического значения этих церквей, заверив, что многие из них сохранились до наших дней.
Кадетская часовня, Академия ВВС США (США)Фото: John Elk III/Getty Images
Кадетская часовня Академии ВВС США, открытая в 1962 г. Наиболее примечательные модернистские религиозные здания США. Часовня, спроектированная архитектором Вальтером Нетшем, увенчана 17 стеклянными шпилями и алюминиевыми панелями. Со стальной конструкцией и витражами современную часовню сравнивают с космическим кораблем или крылом самолета. Экуменическая часовня представляет собой место для медитации, где могут поклоняться кадеты-буддисты, католики, протестанты, мусульмане и евреи.
Церковь Темппелиаукио (Финляндия)Фото: Lingxiao Xie / Getty Images
Эта модернистская монолитная церковь была спроектирована финскими братьями и архитекторами Тимо и Туомо Суомалайненами и завершена в 1969 году. Церковь была высечена прямо в гранитной скале. со стенами высотой от 16 до 26 футов. На вершине церкви 79-футовый медный купол возвышается над бетонными балками и 180 стеклянными панелями, которые наполняют пространство светом. Церковь также известна своей превосходной акустикой, благодаря грубым каменным стенам, и часто используется для проведения концертов.
Кристина Агилера выпустила мощную новую версию музыкального клипа «Beautiful»
Новый клип Кристины Агилеры на песню «Beautiful» делает мощное заявление о негативном влиянии социальных сетей на психическое здоровье молодых людей.
От Кристины АгилерыСи-Эн-Эн —
За последние 20 лет в мире многое изменилось, но Кристина Агилера по-прежнему считает вас красивой, несмотря на то, что нам иногда говорят в социальных сетях.
Певица в среду выпустила обновленную версию своего музыкального видео «Beautiful», в котором особое внимание уделяется сообщениям, часто распространяемым через социальные сети, которые негативно влияют на наше тело и психическое здоровье.
Певица сказала, что релиз был приурочен к 20-летнему юбилею ее альбома «Stripped» и Всемирному дню психического здоровья, призывая своих последователей «займите свое место, выйдите из системы, поставьте на первое место свой разум, тело и душу».
«Оригинальное видео Beautiful было призвано привлечь внимание и вызвать чувство сострадания перед лицом критики», — написала она о новом видео. «Это по-прежнему несет в себе важное послание: помнить о наших основных ценностях помимо того, что нам внушают… чтобы найти чувство баланса и принять себя такими, какие мы есть».
Действительно, новое видео имеет такой же мощный эффект, со сценами, в которых молодые люди и дети борются с натиском негативных сообщений об их телах и изображениях.