Адаптивная верстка сайтов: обзор подходов и CSS фреймворков | ДжазТим
24 октября, 2017 Технические статьи
Предисловие
В настоящее время доля мобильного трафика растет стремительными темпами. С каждым днем людей, использующих девайсы с выходом в Интернет, становится все больше. Телефон всегда под рукой, в любом месте люди могут посмотреть необходимую информацию, прочитать новости и т. д. Обычный сайт можно просмотреть с помощью мобильного устройства. Однако, возникают некоторые нюансы при просмотре — для чтения отдельных блоков текста на относительно небольшом экране необходимо масштабировать страницу. Как следствие, теряется читабельность, удобство, сайт нужно постоянно пролистывать, растягивать, приближать. Многие элементы управления сайтов неудобно использовать, так как страницы не рассчитаны на управление с помощью прикосновений к экрану. Для решения этих проблем начали разрабатывать сайты, способные удобно отобразить информацию на любом устройстве.
О статье
Данная статья предназначена для разработчиков, имеющих опыт верстки сайтов, знающих HTML и CSS, понимающих назначение CSS селекторов и т. д.
В данной статье будут рассмотрены виды версток, позволяющие корректно отображать сайты на любом разрешении, техники, с помощью которых это осуществляется. Разберем понятие CSS-фреймворка и сделаем сравнительный анализ наиболее популярных.
Виды версток
Рассмотрим основные виды версток, их разницу и основные принципы, используемые при их реализации.
Фиксированная верстка
Фиксированная верстка (Fixed Layout) — подход создания страниц сайта, которые имеют заданную ширину. Ширина компонентов на странице не изменяется. На мониторах с маленьким разрешением появляется горизонтальная полоса прокрутки. Данный тип верстки не подходит для удобного отображения информации на мобильных устройствах.
Пример ниже демонстрирует строгое задание ширины для тега body:
Резиновая верстка
Резиновая верстка (Elastic layout) подразумевает возможность компонентов сайта менять свои размеры в зависимости от размера окна браузера, растягиваться от и до указанных минимальных и максимальных размеров. Это достигается благодаря использованию относительных значений, max-width / min-width (максимальная / минимальная ширина), max-height / min-height (максимальная / минимальная высота).
Примеры использования техник резиновой верстки:
Адаптивная верстка
Адаптивная верстка (Adaptive Layout) позволяет подстраиваться основному контейнеру и любому другому элементу сайта под разрешение экрана, делая возможным менять размер шрифта, расположение объектов, цвет и т. д. Происходит это динамически, например, с использованием медиа-запросов (@media), позволяющих автоматически определять разрешение монитора, тип устройства и подставлять указанные значения в автоматическом режиме. В примере ниже задается ширина div равная 960px для всех устройств, ширина которых меньше 1200px и 320px для всех устройств, ширина которых меньше 480px.
Отзывчивая верстка
Отзывчивая верстка (Responsive Layout) — это объединение резиновой и адаптивной вёрстки. При данном подходе используются как медиа-запросы, так и процентное задание ширины компонентов. Используя данный вид верстки можно с уверенностью сказать, что сайт приспособится к любому устройству.
Ниже задается ширина div равная 50% от размера родительского компонента для всех устройств, ширина которых меньше 1200px и 100% для всех устройств, ширина которых меньше 480px.
Основные техники реализации сайтов под любое разрешение
Относительные значения
Использование относительных значений позволяет отобразить информацию и компоненты на странице без потери читабельности и удобства просмотра.
Относительные значения для размеров и отступов
Относительные значения можно задавать для width, height, margin, padding и т. д. Самый известный способ задания относительного размера — указание в процентах (%).
Ниже приводится пример задания ширины равной 90% от размера родительского компонента.
При этом значение высчитывается относительно родительского компонента.
Также существуют значения относительно размера экрана:
- vw — 1% ширины окна. При уменьшении ширины окна, уменьшается ширина, высота, шрифт элемента;
- vh — 1% высоты окна. При уменьшении высоты окна, уменьшается ширина, высота, шрифт элемента;
- vmin — выбирается наименьшее из vw и vh;
- vmax — выбирается наибольшее из vw и vh.
Ниже рассмотрен пример использования
Относительные значения для размера шрифта
Существуют следующие относительные значения для шрифтов:
- em — задаёт размер относительно шрифта родителя;
- rem — задаёт размер относительно шрифта <html>.
Рассмотрим пример:
Вычислим размер шрифта для тега body. В данном примере размер шрифта для body задается относительно размера html. Таким образом, размер шрифта для body будет равен 30px (20px * 1.5 = 30
Также относительные размеры шрифта можно задавать с помощью %, vw, vh и т. д. В следующем примере размер шрифта для body равен 80% от размера шрифта html — 16px.
Максимальные и минимальные размеры компонентов
Для задания максимальных и минимальных значений ширины и высоты компонента используются свойства max-width / min-width и max-height / min-height соответственно.
Рассмотрим пример:
Допустим, что родительским компонентом данного div является body. Тогда, при изменении ширины экрана, ширина данного компонента будет составлять 60% от ширины body. Однако он будет увеличиваться только до величины, определенной в max-width, это 500px. Как только контейнер достигнет этой ширины — он перестанет увеличиваться.
Использование медиа-запросов
Медиа-запросы позволяют задать стили для определенного размера экрана, типа устройства на основе характеристик устройства и т. д. Все медиа-запросы начинаются с @media, а далее следует условие.
С помощью медиа-запросов можно задать стили для следующих типов устройств:
- all — все типы (значение используется по умолчанию)
- braille — устройства, основанные на системе Брайля, которые предназначены для чтения слепыми людьми
- embossed — принтеры, использующие для печати систему Брайля
- handheld — смартфоны и аналогичные им аппараты
- print — принтеры и другие печатающие устройства
- projection — проекторы
- screen — экран монитора
- speech — речевые синтезаторы, а также программы для воспроизведения текста вслух
- tty — устройства с фиксированным размером символов
- tv — телевизоры.
Пример задания ширины для тега div, на экранах мониторов, смартфонах и т. п.
Ссылки по техникам реализации адаптивной верстки
Подробнее просмотреть и изучить рассмотренные в данной статье подходы и другие можно по ссылкам:
- Делать ли мобильную версию? 5 распространенных проблем, которые решает адаптивная верстка. Опыт Яндекса
- Адаптивная вёрстка: что это и как использовать
- Адаптивный и мобильный дизайн с CSS3 Media Queries
- Адаптивные изображения в CSS
- Техники адаптивной типографской разметки текста
CSS-фреймворки
CSS-фреймворк — фреймворк, созданный для упрощения работы верстальщика, быстроты разработки и исключения максимально возможного числа ошибок вёрстки (проблемы совместимости различных версий браузеров и т. д.). Данные фреймворки подразумевают использование различных подходов для корректного отображения сайтов на устройствах любого размера.
Многие разработчики предпочитают использование CSS-фреймворков, вместо прописывания всех стилей вручную. Это обусловлено следующими причинами:
- Более быстрая разработка
- Поддержка кроссбраузерности
- Поддержка различных устройств и размеров экранов
- Единообразие кода при работе в команде позволяет снизить число разногласий при разработке.
Как и библиотеки скриптовых языков программирования, CSS-библиотеки, обычно имеющие вид внешнего CSS-файла, добавляются в заголовок веб-страницы.
Рассмотрим самые популярные CSS-фреймворки.
Bootstrap
Официальный сайт:
http://getbootstrap.com/
Самый популярный фреймворк для разработки адаптивных и мобильных web-проектов. Bootstrap — это инструмент с открытым исходным кодом для разработки сайтов с помощью HTML, CSS и JS. Bootstrap — интуитивно простой и в тоже время мощный интерфейсный фреймворк, повышающий скорость и облегчающий разработку web-приложений.
Bootstrap легко и эффективно масштабирует ваш проект с одной базой кода — от телефонов и планшетов до настольных компьютеров. Для этого используется 12-колоночная сетка:
В дополнение к CSS данный фреймворк включает в себя поддержку двух самых популярных CSS-препроцессоров: Less и Sass.
Отличительные черты:
- 12 — колоночная сетка
- Большое количество готовых для использования компонентов
- Поддержка Less и Sass
Material Design for Bootstrap
Официальный сайт:
https://fezvrasta.github.io/bootstrap-material-design/
Material Design for Bootstrap — это инструментарий с открытым исходным кодом для разработки приложений, основанный на Bootstrap и использующий подходы Material Design.
Фреймворк позволяет быстро создавать приложение с помощью переменных Sass, адаптивной сетки, большого количества готовых компонентов и мощных плагинов, реализованных на jQuery.
Отличительные черты:
- 12 — колоночная сетка
- Большое количество готовых для использования компонентов в соответствии с концепцией
Materialize
Официальный сайт:
http://materializecss. com/
Materialize — современная, адаптивная платформа, построенная на принципе материального дизайна. В платформу включен набор компонентов, а также стили для них. Проработаны анимации и эффекты в компонентах, чтобы они были максимально плавными. Все элементы и анимации интуитивны и понятны пользователю, а единый адаптивный дизайн упрощает UX для всех платформ.
Отличительные черты:
- 12 — колоночная сетка
- Большое количество готовых для использования компонентов в соответствии с концепцией
- Поддержка Sass.
Bulma
Официальный сайт:
http://bulma.io/
Bulma — современный CSS-фреймворк основанный на новом способе отображения Flexbox. Flexbox — самый современный инструмент компоновки, доступный в CSS.
Отличительные черты:
- Использование Flexbox вместо колоночной сетки
- Большое количество готовых для использования компонентов
- Поддержка Sass
- Не используются JS-файлы
Pure
Официальный сайт:
https://purecss. io/
Отличительные черты:
- 24 — колоночная сетка
- Модульный фреймворк
- Не используются JS-файлы
- Использование Normalize.css
- Минимальное количество готовых компонентов и стилей.
Заключение
Быстрый рост популярности просмотра сайтов на мобильных устройствах обуславливает необходимость реализации удобного и читабельного отображения компонентов в независимости от типа устройств и размеров экранов. Рассмотренные в данной статье подходы помогут создавать сайты для различных устройств и размеров экранов. Описание CSS-фреймворков упростит выбор подходящего фреймворка для использования в проекте.
Техническая статья, Less, Адаптивная верстка, CSS
Адаптивная вёрстка — Блог HTML Academy
В чём разница между резиновой, адаптивной и отзывчивой вёрсткой? — спрашивают наши зрители Екатерина и Константин — как правильно их применять? Давайте разберёмся в отличиях подходов и попробуем сформулировать один общий вместо трёх.
Когда мобильного веба не было даже в самых смелых фантазиях, весь интернет был на десктопных компьютерах с небольшими экранами. Оптимизирован для разрешения 1024 на 768 и браузера Internet Explorer 5! — гордо писали тогда на сайтах. Но прошло время, экраны подросли и пришлось к этому как-то подстраиваться. Сначала это были просто резиновые таблицы: колонки по 25%, содержимое 50%, а в отдельной строке colspan=3 и распорка для минимальной ширины. Надеюсь, вы не поняли о чём я сечас говорил.
Резиновая вёрстка
Резиновая вёрстка — это когда вы задаёте всему макету и отдельным его частям не фиксированную ширину, а эластичную — в процентах. За исключением минимальной и максимальной ширины. Высоту в вебе в принципе не принято задавать — обычно она подстраивается под содержимое. Фикс или резина? — спрашивали верстальщики 2000-х про макет и втайне надеялись на второе, поинтереснее. Сейчас сложно представить, но когда-то это было прорывной идеей, которая усложнила вёрстку, но сделала первый шаг в правильном пути.
Таблицы для раскладки ушли, а резиновая вёрстка осталась. Если у вас эластичные флоаты, флексы… да хоть гриды! — это всё равно резиновая вёрстка. Но если ширина внешнего контейнера зафиксирована — это уже фикс, сколько бы ни было резины внутри. Чуть более универсальный фикс, но всё равно. В общем, главное чтобы сайт двигался так или иначе вместе с окном, а не торчал кирпичом где-то в центре или с краю.
Когда расширился круг устройств с интернетом и появились первые мобильные браузеры — встала задача как-то подстраиваться под них. Простая резина здесь уже не справлялась — нужно было переписывать стили. Одной из первых, в 2006 году появилась техника адаптивной раскладки Марка ван ден Доббельстина. В статье на A List Apart Марк предложил добавлять классы при загрузке или ресайзе окна и на каждый диапазон вешать стили. До первой реализации медиавыражений в Safari оставалось два года.
Адаптивная вёрстка
Когда в начале десятых годов появилось для чего адаптировать и чем адаптировать — мобильные браузеры и медиавыражения — вышли книги, давшие названия подходам: «Адаптивный веб-дизайн» Аарона Густавсона и «Отзывчивый веб-дизайн» Итана Маркота. Подходы Аарона и Итана продолжали идеи Марка, но с более современными технологиями и несколько отличались направлением мысли.
«Адаптивный веб-дизайн» Аарона предлагал гибко адаптировать сайты к возможностям устройств и браузеров. Важной частью этой философии был ненавязчивый JavaScript с прогрессивным улучшением — и всё это поверх семантической разметки. Хотя Аарон писал не совсем об этом, сегодня принято считать, что главное в адаптивной вёрстке — привязка к конкретным разрешениям и устройствам. Стили переключаются от одного брейкпоинта к другому, то есть у вас есть фиксированные макеты для iPad и iPhone, а то, что между ними вас не волнует.
Отзывчивая вёрстка
«Отзывчивый веб-дизайн» Итана ставил во главу три вещи: резиновый макет, гибкие картинки и медиавыражения. Все размеры и отступы Итан предлагал указывать в процентах с сумасшедшими дробями для точности. Отличительной чертой подхода стало плавное изменение сайта, с ориентацией не на конкретные устройства, а на содержимое. То есть ваш резиновый макет хорошо выглядит не только на iPhone и iPad, но и в любой точке между ними.
Чуть позже Итан сформулировал ещё один важный принцип в книге «Сначала мобильные». Если до тех пор отправной точкой для адаптации вёрстки служила десктопная версия, то он предложил перевернуть схему и начинать с мобильной версии, а потом её улучшать. Почему так? Потому, что усложнять простое проще, чем упрощать сложное. Вдуматесь! А ещё потому, что нет соблазна просто спрятать сложно адаптируемое и обделить мобильных пользователей.
Ну как, стало понятно?
Вот адаптивная, вот отзывчивая… М-м, нет, не очень. Из-за путаницы между техникой адаптивной раскладки и философией адаптивного веб-дизайна, из-за того, что все эти подходы прекрасно сочетаются и уже не проследить чёткую границу между ними — из-за всего этого, я плюнул на терминологическую чистоту и стал называть всё это адаптивным дизайном или адаптивной вёрсткой. Это понятие всегда было достаточно широким, чтобы вместить все остальные способы.
Да и принцип дискретной адаптации от размеров устройств и без резины имел смысл лет 10 назад. При сегодняшнем разнообразии устройств полагаться на конкретные размеры и жёстко переключаться между ними — значит однажды очень больно промахнуться. Притом, никто вам не мешает при полностью резиновой вёрстке дописывать адаптацию под нужные разрешения.
Ну и как теперь верстать?
Просто! Сначала делаете мобильный резиновый макет, который хорошо вписывается в небольшие устройства. А когда размеры экрана или окна начинают расти — начинаете использовать появившееся пространство для улучшения интерфейса. Появляется боковая колонка, вторая, растут размеры картинок и подгружаются новые разрешения и так далее. То есть медиавыражения меняют стили не когда вы дошли до экрана самого модного телефона, а когда это нужно для содержимого сайта и удобства пользователя. Мы именно так и учим делать на интенсиве по продвинутой вёрстке.
Чтобы сделать хороший адаптивный сайт, нужно понимать много нюансов: вьюпорт, медиавыражения, адаптивные картинки и другое. Сегодня мы сделали первый шаг и разобрались с подходами: он оказывается всего один. Про остальное ещё поговорим!
- An Adaptive Layout Technique
- Adaptive Web Design
- Сначала мобильные!
- Отзывчивый веб-дизайн
- This Is Responsive
Адаптивный дизайн — Tailwind CSS
Обзор
Каждый служебный класс в Tailwind можно применять условно в разных точках останова, что упрощает создание сложных адаптивных интерфейсов, не выходя из HTML-кода.
По умолчанию существует пять точек останова, основанных на распространенных разрешениях устройств:
Префикс точки останова | Минимальная ширина | CSS |
---|---|---|
9 sm0023 | 640px | @Media (мин-ширина: 640px) {. ..} |
MD | 768PX | @mhmed @mhmed @mhmed @mhmed @mhmed @media) @mhmed athmed @mhmed @media). |
LG | 1024PX | @Media (мин-ширина: 1024PX) {...} |
2222. | 17 | |
xl | 1117 12141414141411111111111114121111121212111412121121212121212112112121212121212121111212121211111111111111111111111111111111111111111111111111111111111. { ... } ||
2xl | 1536px | @media (min-width: 1536px) { ... } |
утилита с именем точки останова, за которым следует символ :
:
Это работает для каждого служебного класса в фреймворке , что означает, что вы можете изменить буквально что угодно в заданной точке останова — даже такие вещи, как расстояние между буквами или стили курсора.
Вот простой пример компонента маркетинговой страницы, который использует компоновку стопкой на маленьких экранах и компоновку бок о бок на больших экранах (измените размер браузера, чтобы увидеть его в действии) :
<дел> <дел><дел>Отпуск компанииНевероятные условия для вашей командыХотите взять свою команду на уединение, чтобы насладиться вкусной едой и позагорать? У нас есть список мест, где можно это сделать.