Разное

Интересные рекламы: Шедевры рекламы: 66 лучших примеров (обновлено)

15.07.2023

Самые креативные рекламные кампании — LIBERTY

Рекламу принято считать двигателем торговли. Однако в ряде однообразных и похожих друг на друга проектов-однодневок есть и такие, кто стал самым настоящим достоянием мира торговли. Именно на такие рекламные компании равняются, копируют в попытках повторить успех.

Они взрывают рынок, преумножают количество продаж, в конце концов, доставляют эстетическое удовольствие людям. Расскажем ниже о двадцати таких кампаниях, которые изменили взгляды потребителей на рекламу вообще.

Эти проекты известны каждому крупному рекламисту – их стратегии, слоганы, принты и ролики. Ведь это своего рода пособие по креативу и достижению цели в таком нелегком деле как реклама. Кампании следует по времени своего запуска, начиная с 1948 года.

Обзор

DeBeers. “Бриллиант навсегда” (N.W. Ayer @ Sons, Inc., 1948).

Своей компанией южноафриканская фирма доказала. Что можно и нужно продавать роскошь и алмазы женщинам через их мужчин. Реклама представила их королями-завоевателями, которые щедрым жестом могут одарить своих королев бриллиантами. “Де Бирс” следует этой концепции уже около 60 лет. Девиз же компании “Бриллиант навсегда” был признан лучшим рекламным слоганом века по версии издательства AdAge. Сама концепция, как и легендарная фраза, частично позаимствованы из книги “Джентльмены предпочитают блондинок”, Аниты Лус, напечатанной в 1925 году. Основой послужили следующие слова: “Я на самом деле считаю, что американские джентльмены – лучшие из всех, потому что когда тебе целуют руку, ты можешь почувствовать что-то очень-очень хорошее, но в отличие от поцелуев бриллианты и сапфировые браслеты вечны”. В 1948 году глава De Beers, Гарри Оппенгеймер встретился в Нью-Йорке с представителями рекламного агентства N.W.Ayer. Бизнесмен твердо решил поменять представления людей об алмазах. Надо был внушить широкой публике, что бриллианты – не безделушки толстосумов, а обиходный товар, без которого тяжело будет обойтись уважающему себя человеку. В результате на свет появились рекламные плакаты, где были изображены эффектные артистки с бриллиантовыми кольцами и серьгами, подаренными им De Beers. На изображениях было сказано, что алмазы делают человека привлекательнее и создают ему социальный статус. Чуть позже De Beers сменили свой подход, продавая уже не столько бриллианты, сколько роскошь, имидж и статус. Такой момент наступил с переходом алмазной компании “под крыло” рекламного агентства J. Walter. Thompson, которое приложило руку к огромному числу шедевров современной рекламы. Плакаты De Beers с изображением алмазов гласили: “Снимает головную боль с 1888 года”, “Подумай об этом, развод дороже”, “Издавна мужчины использовали два камня, чтобы разжечь огонь”, “Нет, твоя не оплачивала эту рекламу (но она сообщила нам, какие ты читаешь газеты)”.

Marlboro. “Мужчина Мальборо” (Leo Burnett, 1955).

Бренд Мальборо на свет впервые появился в 1924 году, он позиционировал себя как первые сигареты для женщин. Тогда сам факт курения дамами был культурным шоком, как если бы сегодня производили сигареты для грудных малышей. Женские же сигареты появились на рынке благодаря суфражисткам, которые в те годы активно боролись за всеобщее избирательное право. Креативщикам начала 20-го века было трудно сделать яркую рекламу для, казалось бы, мужского товара, но предназначенного женщинам. Было решено преподносить Мальборо именно как женские сигареты. Для этого использовался сугубо женский слоган: “Нежные, как май”. Брендом компании стала голливудская звезда Мэй Уэст. Но спустя два десятилетия бренд был вынужден резко сменить направление компании. Ведь в 1953 году ученые-медики официально заявили, что курение сигарет приводит к раку легких. Это привело к падению потребления табака в США, впервые за все время. На тот момент сигареты с фильтром, в число которых входило и Мальборо, потребители воспринимали как истинно дамские, однако после шокирующего открытия именно такой вид стал выглядеть спасительно безопасным. Другие производители не решались выпустить на рынок мужские сигареты, но уже с фильтром, это казалось им проигрышным делом. А вот Филипп Моррис решился на смелую рекламную компанию. Для того чтобы изменить представление о сигаретах с фильтром, как о женском товаре, ему потребовалась гениальная реклама. Для этого был приглашен один из лучших специалистов – Лео Бернетт. Будущая легенда мира рекламы решила полностью исключить из вверенного бренда все женские черты с помощью воплощенной мужественности. Бернетт придумал несколько образов, которые должны дать “Мальборо” порцию тестостерона – “строитель-высотник”, “бывалый моряк”, “военный корреспондент”. Но первым и основным персонажем стал “Ковбой – укротитель прерии”. Именно вокруг него и строилась новая рекламная компания. Сперва в ковбойской кампании участвовали фотомодели, а позже их заменили уже реальные персонажи. Она имела невероятный успех. Ведь ковбои олицетворяли американский дух, задев потребителей за живое. Плакаты напомнили о настоящих героях страны – диких и брутальных парнях, покоряющих степи. Ковбой покорил всех – мужчин и женщин, латиноамериканцев и негров. В результате всего за год продажи сигарет Мальборо выросли настолько, что они стали занимать четвертую строчку в рейтинге продаж всех табачных продуктов.

Volkswagen. “Think Small” (Doyle Dane Bernbach, 1959).

В 1959 году появилась на свет знаменитая рекламная компания автомобиля “Жук” от Фольксвагена. Тогда креативщики из DDB, выполняя заказ немецкого автопроизводителя, создали шедевр, который позже даже смог занять первое место в списке лучших рекламных компании XX века по версии журнала AdAge. Уильям Бернбах с коллегами смог сотворить невозможное – неказистую машину, выглядящую довольно несуразно по тем временам, сделать культовой. Это стало возможным благодаря культовым рекламным компаниям конца 50-х – начала 60-х. Например, посредине гигантского белого полотна плаката располагается лишь маленький автомобиль, внизу же рассказывается о достоинствах малютки.

Avis. “We Try Harder” (Doyle Dane Bernbach, 1963).

В 60-е годы в Америке лидером услуг по прокату автомобилей являлась компания Hertz, которая захватила лидерством фактом своего первого появления на этом рынке. Конкурентам лишь оставалось продолжать подражать лидеру. Фирма Avis, занимающаяся прокатом, также была в списке догоняющих. Упомянутое агентство DDB предложило создать рекламную компанию, в которой объявить себя номером 2 на рынке и рассказать людям, почему им следует обратиться именно не к лидеру, а к конкуренту. Avis сказала: “Мы номер 2, поэтому лучше стараемся”. Хотя Avis на тот момент второй среди преследователей и не являлась, благодаря рекламной компании она заняла это место.

Pepsi. “Поколение Пепси” (Batton, Barton, Durstine @ Osborn, 1964).

Первая реклама Пепси вышла еще в 1903 году. Тогда в небольшой газетенке New Bern Sun Journal рассказывалось о новом сиропе, “веселящем, укрепляющем и способствующем пищеварению”. В 1909 году бренд для своей рекламы привлек первую знаменитость, ею стал легенда автогонок Барни Олдфилд. Знаменитость в газете сообщала, что “Великолепный напиток, освежает и придает энергии, стимулируя перед гонкой”. Самым же известным селебрити в рекламе Пепси стал Майкл Джексон, который снялся в двух роликах еще в 1984 году. К этому моменту знаменитой кампании “Поколения Пепси” исполнилось уже 20 лет. В 1964 году спустя всего три недели после инаугурации президента Кеннеди идея создать собственное поколение созрело в Пепси. Кампания стала в результате самой известной и длительной за всю историю человечества. Джонни Соммерс на мотив песенки “Makin’ Whoopie” напел рекламное сообщение, которое и определил уникальность Пепси до конца столетия. Слоган звучал, как “Для тех, кто мыслит молодо”. А ролик с королем поп-музыки в 1984 году, во время съемок которого Джексон чуть было не сгорел, гласил: “Новое поколение выбирает Пепси”.

Absolut. “Bottle” (TBWA, 1980).

Водочный бренд “Абсолют” прославился своей продолжительной рекламной кампанией, созданной совместно с агентством TBWA. Сама компания-производитель напитка зародилась еще в далеком 1879 году, когда Ларе Олссон Смит создал новый сорт водки, названной им “Absolut Rent Bravin”, или “Абсолютно чистая водка”. А вот выхода первой печатной рекламы с бутылкой знаменитого бренда пришлось ждать больше ста лет. Рекламная кампания 1980 года называлась “Абсолютное совершенство”. С тех пор в “Абсолют” стараются не изменять принципу создания принтов. Появилось более полутора тысяч знаменитых плакатов с бутылкой, похожими на нее предметами и контурами. Такие принты даже коллекционируют и продают на аукционах. Сама же водка “Абсолют” стала поистине культовым брендом, реклама которого стала признаком хорошего вкуса и просто эталоном.

Stella Artois. “Reassuringly Expensive” (Lowe Worldwide, 1982).

Знаменитая кампания производителя пива также стала одной из самых длительных в истории рекламы, но она уже завершилась. В 1982 году в лондонском агентстве возникла четкая идея: “Stella Artois” это не просто дорогое пиво. Этот тот напиток, ради которого можно пожертвовать чем угодно”. По телевидению были запущены ролики, которые являлись маленькими драмами, повествующими о “черных” человеческих душах. Первый такой антихристианский ролик появился на экранах в 1991 году. Сперва за бокал “Stella Artois” мужчина отдавал целую телегу цветов. Но каждый последующий ролик становился все циничнее – поднимались темы тяжелых болезней, смерти родителей… А к созданию спотов с характерной пронзительной драмой прикладывали руку лучшие режиссеры мира. Для рекламной кампании все ролики снимались в одинаковой стилистике лучшими мастерами. Действие всегда происходило во франкоязычной среде на рубеже XIX-XX веков. Несмотря на то, что основная аудитория была англоязычная, речь персонажей не переводилась. Ролики были построены так, что перевод и не требовалось, французский язык выступал лишь в качестве фактуры.

Apple. “1984” и “Think Different” (TBWA\Chiat\Day, 1984 и 1996). 

Публичное шествие компании Apple, основанной Стивом Джобсом и Стивом Возняком, началось в 1984 году с выходом первого компьютера компании – Macintosh. Компьютер, изначально отличавшийся от PC, должен был стать альтернативой общепризнанной платформе и смог стать ей. Такая революция в технике смогла произойти лишь благодаря нестандартным и смелым людям. Доказательства этому кроются в неповторимых и в чем-то безумных рекламных кампаниях бренда. В 1984 же году Apple взорвала общественность своим и по сей день самым знаменитым роликом “1984”, который официально-то был показан всего один раз – во время трансляции третьей четверти матча Суперкубка по американскому футболу 22 января 1984 года. Креативщики переложили оруэлловскую антиутопию в рекламный ролик. В нем девушка с молотом символизировала Macintosh, который стремилась прервать гегемонию IBM. Преследуемая охраной, она вбежала в зал и запустила орудием в экран, с которого вещал Большой Брат, рассказывая о достижениях режима. В момент разрушения экрана лидер как раз произносит фразу “Мы победим”. В конце ролика идут титры: “24 января Apple Computer представит Macintosh. И вы увидите, почему 1984 год не будет таким же, как “1984”. Сценарий ролика написали Стив Хейден и Ли Клоу, режиссером выступил Ридли Скотт (уже успевший снять “Чужого” и “Бегущего по лезвию бритвы”), а разрабатывало его агентство TBWA\Chiat\Dat. Бюджет составил значительные 700 тысяч долларов. В массовке участвовали настоящие лондонские скинхеды, а главные роли исполнили актер Дэвид Грэхем и модель Аня Мейджор, которая к тому же занималась ранее метанием молота. Ролик был высоко оценен профессионалами, выиграв Гран-при фестиваля рекламы. Его назвали лучшей “рекламой 80-х” и просто шедевром. В 1996 году Джобс вернулся в компанию как раз в тот момент, когда она пребывала на грани очередного кризиса. Оказалось, что именно он и был душой компании и ее двигателем. Возвращение стало началом эры “Думай иначе!”. Появилось огромное количество принтов, которые отображали образы людей, мыслящих и мысливших революционно. Это и Эйнштейн и Мохаммед Али, Леннон и Мартин Лютер Кинг, Пикассо и Ганди, Хичкок и Амелия Эрхарт – все они стали участниками телевизионного ролика Apple, вновь ставшего легендой рекламы. В минутном черно-белом фильме кадры с этими люди сопровождаются текстом, который поясняет: “Это сумасшедшие. Люди вне толпы. Бунтари. Творцы проблем. Круглые затычки в квадратных отверстиях. Те, кто видят все по-другому. Они терпеть не могут правила, и они не испытывают уважения к статус-кво. Вы можете ограничивать их, не соглашаться с ними, возвеличивать или принижать их. Единственное, что вы не можете сделать – игнорировать их, потому что они изменяют вещи. Они толкают человечество вперед. И в то время как кто-то видит их сумасшедшими, мы видим их гениальными. Потому что люди, которые достаточно сумасшедшие для того, чтобы думать, что они могут изменить мир, единственные, кто это делает”.

The Economist. “Red” (AMV BBDO, 1986).

Лондонское агентство AMV BBDO смогло создать известный ныне во всем мире бренд лишь с помощью наружной рекламы. Журнал “Экономист” существует еще с 1843 года, однако всплеск популярности к нему пришелся на 1986 год со стартом уникальной рекламной кампании, любимой многими и одной из самых долгоиграющих. Креативная концепция работает уже более 20 лет, помогая журналу не только сохранять свои позиции, но и постоянно увеличивать количество читателей и рекламные доходы. К 1986 году, когда журнал решил начать новую рекламную кампанию, издание обладало большой читательской аудиторией, однако исключительно в финансовых и экономических кругах. Тираж постоянно крутился около 100 тысяч экземпляров из-за стойкого мнения широких масс, что журнал интересен лишь представителям большого бизнеса, а не тем, кому интересно устройство вообще всего. Самый известный постер компании, вышедший в 1999 году и признанный одним из пяти лучших в XX веке гласил: “Я никогда не читал The Economist. Менеджер-стажер, 42 года”. Текст был написан белыми буквами на броском красном фоне. Другим примером стал постер “Игнорируй препятствия”, выполненный в той же цветовой гамме. Он располагался на фасаде здания, при этом один из элементов строения словно бы мешал плакату. Но тот, своим расположением и текстом как раз и игнорировал трудности.

United Colors of Benetton (Benetton и Oliviero Toscano, 1986).

Слоган об объединенных цветах Бенеттон предложил Оливьеро Тоскани в 1986 году. Это стало начальной точкой для дальнейшей коммуникации всего бренда. United Colors – это все цвета кожи людей, полный спектр красок жизни и все ее аспекты, пусть даже и не всегда приятные и годные к изменению. Тоскано считает, что вопреки обычно рекламе его принты не используют продукт или его копилайн. Там размещается лишь один логотип. Такие принты не агитируют приобретать одежду, даже не намекают на это. Все усилия направлены на создание атмосферы споров вокруг тех предметов, которые обычно стараются обойти стороной, но которые, по мнению креативщиков, должны быть обсуждаемы. Принты выходили на протяжении 10 лет, они так будоражили общественное мнение, что случались и скандалы. Одно точно – они заставляли думать и переосмыслять. И даже не стиль и одежду, а саму жизнь. На одном из принтов чернокожая мать грудью кормит белого ребенка, на другом – маленькая черная ладонь уютно расположилась на большой белой. Демонстрировался поцелуй монашки и святого отца, и натуральное изображение трех человеческих сердец. Они, будучи неотличимыми, пояснялись надписями – белый, черный, желтый. Это символизирует о том, что все расы по сути одинаковые.

Nike. “Just Do It” (Wieden + Kennedy, 1988).

Самая известная легенда о появлении знаменитого слогана компании “Найк” гласит, что однажды один из основателей агентства “Wieden+Kennedy”, Дэн Вайден, на встрече с менеджерами компании был так восхищен их энергичностью и исполнительностью, что произнес: “Ребята из Найк, вы просто делаете это”. Однако сам Вайден в своих интервью придерживается другой точки зрения. Он вспомнил историю некоего Гари Гилмора, который убил двух человек. Когда его зажали на электрический стул, то спросили о последнем слове. Тот ответил: “Давайте сделаем это”. В это же время в ходе своих поездок по стране Нэнси Рейган призывала в свете борьбы с наркотиками: “Просто скажите нет”. Вайден, смеясь, пояснил, что просто объединил две знаменитые фразы. Благодаря рекламной компании “Просто сделай это” “Найк” обрела свою брендовую религию. Сам основательно и руководитель компании Фил Найт таким образом смог наполнить свое детище и всю рекламную кампанию идеей непрерывного соперничества, привив философию победителей. Сама продукция здесь редко становилась предметом рекламы, акцент делался на человеке, который ее носит. Найк получила настоящих героев-победителей для создания своего образа: Майкл Джордан и Тайгер Вудс, Манчестер Юнайтед и многочисленные сборные по футболу. Рекламная компания “Просто сделай это” пронизана решительностью и страстью, нашлось место и юмору. Реклама же самого “Найк” явилась настоящим вызовом – как соперникам и обществу, так и самим себе.

California Milk Processor Board. “Got Milk?” (Goodby, Silverstein & Partners, 1993). 

В 90-х по инициативе Калифорнийской ассоциации производителей молока была запущена успешная рекламная кампания “Got Milk”. Сегодня это уже не просто призывы пить этот замечательный напиток, это стало частью поп-культуры и образцом для креативщиков. В 1993 году участники объединения производителей решили наконец что-то изменить после двадцати лет невысоких продаж. Исполнительным директором CMPB стал Джефф Мэннинг, которому была поставлена задача повлиять на потребление молока в этом регионе. Ведь напиток имел имидж нудного продукта, навязываемого только матерями. Серьезность положения подчеркнул и тот факт, что производители согласились на крайний шаг – был создан маркетинговый фонд, куда отчислялись по 3 цента с каждого произведенного галлона молока. В результате рекламщики получили огромный бюджет в 23 миллиона долларов в год, что соответствует масштабам крупных автоконцернов, пивоваров, финансовых и фармацевтических брендов. Были проведены массовые опросы людей, которые показали, что 70% из них пьют молоко довольно часто. Мэннинг и Гудби помнили о том, что удержать старых потребителей легче и дешевле, чем получить новых, поэтому решили обратить сперва свой взор на проверенных клиентов. Надо было заставить их пить молоко чаще обычного. Мэннинг высказал догадку, что люди, пьющие молоко, обычно делают это вместе с печеньем, кексами или сэндвичами. Почему бы не задействовать эту связь в рекламной кампании? К тому же люди упоминали о том, как им неловко и неудобно есть печенье без молока. Джефф Мэннинг решил акцентировать внимание на этом, дав почувствовать людям эту боль. Первый роликом проекта стал спот “Aaron Burr”. В нем дежуривший в музее молодой человек готовит для себя сэндвич. Окружающая обстановке в зале посвящена дуэли между Александром Гамильтоном и Аароном Бурром. В это время в ходе радиовикторины задается вопрос о том, кто же застрелил Гамильтона? Охранник силится ответить, но не может, так как его рот буквально склеен арахисовым маслом. Этот спот получил премию в 1994 году, а по результатам опроса жителей США он входит в десятку самых любимых роликов 90-х. В 2002 году по настойчивым просьбам зрителей трансляция полюбившейся рекламы была возобновлена.

Wonderbra. “One and Only” (TBWA, 1994).

Бюстгальтеры “Вандербра” принято считать современным изобретением, плодом работы текстильной промышленности, которая смогла преодолеть хоть частично силу земного притяжения. Однако на самом деле такому продукту уже около 70 лет. Бренд был зарегистрирован в Канаде компанией Canadien Lady Corset. Революция приключилась в 1994 году, когда владельцы неприметного доселе имени придумали новый слоган для своего продукта: “Один и единственный”. В Англии на улицах появился постер с моделью Евой Герциговой, который стал одним из самых известных аутдоров за все время существования рекламы. Полуодетая девушка смотрит на свой бюст, а справа от фотографии надпись: “Привет, мальчики”. Согласно городским слухам размещение такого постера повлекло за собой большое число аварий и просто семейных скандалов. На другом постере красавица в лифчике призывает смотреть ей в глаза, что, естественно, мало кому удается. Как бы то ни было, но кампания, в которой этот постер к тому же был далеко не единственным, оказалось крайне успешной. Продажи таких бюстгальтеров быстро выросли. Было подсчитано, что каждые 15 секунд продавался одна единица продукции за 26 долларов. По итогам года прибыль компании выросла на 120 миллионов долларов. А в своем рождественском выпуске журнал Fortune назвал лифчик Wonderbra продуктом года. Плакат же с Евой Герциговой и ее вызывающими “мальчиками” попал на 10-е место в рейтинге ста самых лучших постеров века.

Coca-Cola. “Holidays are coming” (Creative Artists Agency, 1995). 

В нашем сознании Рождество и Кока-Кола тесно связаны. Санта-Клаус же тесно ассоциируется с мотивом “Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит”. Такое осознание пришло благодаря лучшему рождественскому ролику всех времен и народов, который ежегодного транслируется по телевидению в новогоднюю пору. Оказывается, потребители уже тесно связывают появление предрождественской рекламы Coca-Cola с началом празднества. Поэтому CAA и стремится создавать такое представление компании Coca-Cola, которое максимально бы передавало дух Рождества и оптимизм, который особо сильно живет в людях в эту пору.

Guinness. “Good Things Come To Those Who Wait” (AMV BBDO London, 1996).

Бренду Гиннесс почти 250 лет, а вот его культовой рекламе намного меньше – около 70. Первые попытки изображали в виде комиксов зверей и птиц, которые пили напиток, воруя его у людей. Позже бренд перешел к философским роликам и тонким визуальным находкам, что стало событием в мире рекламы. В 1996 году компанией Diageo, владелец бренда, объявила конкурс на креативное обслуживание. Его выиграло агентство Abbott Mead Vickers BBDJ со своей концепцией “Хорошие вещи приходят тем, кто ждет”. Предложенная идея стала настолько удачной находкой, создав канал коммуникации с публикой, что является основной уже на протяжении 14 лет. Креативщики предложили смелое решение – взять все то, что не нравилось потребителю в пиве Гиннесс и сделать это достоинством. Задача пусть и нелегкая, но абсолютно выигрышная, если ее правильно сделать. Существовала проблема – пользователи не любили долго ждать, пока в стакане отстоится пена и приобретет ту необходимую толщину и плотность, которая будет предохранять напиток от выдыхания. Оказалось, что для этого требовалось около 2 минут, на что терпения хватало не у всех. А вот если превратить эти 120 секунд в незначительную плату за лучшее пиво в мире, то и восприятие человека изменится, сам же продукт окажется на вершине. В 1999 году рекламщики вместе с режиссером Джонатаном Глейзером создали настоящее произведение искусства – черно-белый ролик, в котором серфера боролись с волнами, сравниваемыми с необузданными лошадьми. Дело в том, что руководитель производителя вспомнили, что некогда у них был довольно удачный постер с серфером и решили повторить удачный опыт. Однако креативщики решили шагнуть в сторону от штампов “Олд спайса”, и режиссер воплотил идею, подсмотренную на картине Уолтера Крейна “Лошади Нептуна”. Успех ролика превзошел все ожидания – продажи резко подскочили, сам же спот получил премию в Каннах и множество других наград. Сегодня можно смело сказать, что рекламисты со всего мира смотрят на эту рекламу Гиннесса, затаив дыхание.

Johhnie Walker. “Keep Walking” (BBH London, 1999). 

Настоящую свою историю, наполненную свободой, мечтами, уверенностью и оптимизмом, марка начала лишь в 1999 году. Ведь именно тогда в свет вышла первая интернациональная кампания “Keep Walking”, благодаря которой Джонни Уолкер вошел в элиту спиртных напитков. Логотипом виски стал шагающий человек, который словно олицетворял убеждение семьи Уолкеров в то, что для осуществления самой даже несбыточной мечты достаточно смелости и настойчивости. Эта реклама заставляет людей добиваться намеченных целей. Бренд дает уверенность в том, что свою жизнь под силу изменить каждому, вне зависимости от социального статуса и рода занятий. Любой из нас, благодаря своей активности, движению вперед и вере, может сделать мир вокруг ярким и неповторимым. В ролике “Human” виски даже не попадает в кадр и о нем вообще не ведется и речи. Режиссер повествует о странном существе – роботе-андроиде, который с невероятной искренностью и честностью рассказывает о своей заветной мечте – стать человеком. Он говорит: “Я быстрее и сильнее вас. И жить я буду дольше, чем любой человек. Вы считаете, что я будущее? Нет, вы ошибаетесь. Будущее – это вы. Если бы я мог желать, то я мечтал бы стать человеков. Чтобы знать, каково это – любить, желать, чувствовать. Я могу быть бессмертным, не изнашиваясь. Вы же можете быть бессмертными, просто делая одну вещь. Keep Walking”. Этот ролик стал одним из тех, кто положил начало движению социальности в коммерческой рекламе. Она словно бы гласила не просто “пейте наш виски”, а “пейте наш виски, двигайтесь вперед, гордитесь тем, что Вы – человек и даже в эпоху высоких технологий все равно будете на вершине”. Любопытно, но “Human”, ставший поистине культовым и покоривший сердца многих креативщиков, так и не получил Каннского льва, завоевав лишь бронзу.

The Independent. “Don’t” (Lowe Howard-Spink, 1999). 

В 1999 году на фестивале рекламы в Каннах первую премию получил ролик “Don’t” для английской газеты Independent от агентства Lowe Howard-Spink. В течении минуты демонстрировалась черно-белая нарезка из быстро сменяющихся кадров с постоянно употребляющимся “Не” за кадром. Этот ролик обошел даже великого “Серфера” от Гиннесса и “Double Checked” от VW. Большое впечатление на судей произвел социальный подтекст ролика, касающийся каждого – запреты. Ведь что бы мы ни делали, найдется кто-то, кто попытается запретить это. С самого рождения человека и до его смерти его жизнью руководят одни запреты, которые подчиняют себе жизнь, заставляя поступать определенным образом, а не следуя желаниям. Тогда газета, чье имя напрямую связано с независимостью, в своей рекламе прямо дала бой такому положению дел. К тому же было затронуто еще одно глубокое правило – стремление по-настоящему независимых людей нарушать любые запреты. Длинный список из запретов (в том числе: прогулок по ночам, убийств, плавания, дыхания, экспериментов, старости и обыденности) завершается “не покупай” и “не читай”. Людям подсознательно хочется нарушить их и приобрести для чтения ту самую газету.

PlayStation (TBWA, 2000). 

Компания Sony сразу же очертила свою целевую аудиторию – это взрослые, образованные и думающие люди. Инновационный продукт должен был объединить личностей, которые смогут понять рекламу от Дэвида Линча, концепции поэзии Джеймса Синклейра и сюрреализм Дали. Креативный директор TBWA Дэнни Брук-Тейлор осознавал, что рынок консолей был первоначально сориентирован на детей или же на инфантильных взрослых. Рекламщики поставили себе цель заставить играть и взрослых людей тоже. Был задан вопрос: А что же заставляет людей играть, погружаться в иную реальность? Оказалось, что мы попросту сбегаем в другой мир от своей повседневности и рутины. Там мы можем попасть в места, о которых только мечтали ранее. На новых территориях будет возможность полностью реализовать весь свой потенциал и испытать полный спектр эмоций, недоступных в обычной жизни. Люди играют потому, что не умеют или не знают, как им в обычной жизни жить на полную катушку. В результате возникли ролики и постеры Playstation, которые как раз и демонстрируют, порой и в стиле сюрреализма, новые миры человека. Это мог быть и выбор новой головы в супермаркете, мог быть разрез головы, в котором можно увидеть крошечный домик.

Budweiser. “Wassup” (DDB, 2001). 

В ходе этой кампании возникли как и сами известные ролики, так и само это слово, произошедшее от фразы “What’s up?” (“Как дела?”). Это положило начало новому культурному феномену. Первое время слово “wassup” прочно вошло в лексикон поколения, а убедительным доказательством значимости кампании Budweiser стал ролик “Wassup 8 лет спустя”, появившийся в рамках предвыборной кампании Барака Обамы. Любопытно, что в роликах показаны молодые парни, всячески предавающиеся безделью, безвкусно одевающиеся и кривляющиеся. Реклама не призывает по сути ни к чему хорошему, она не учит быть лучше и вообще не несет какой-либо полезной информации. А вот культурным феноменом она стать сумела.

ТОП лучших реклам популярных брендов

В двадцатом веке реклама хоть и не была новинкой, но это точно было временем ее расцвета и ее революции. Простые идеи и изящные слоганы позволяли брендам продавать чудовищно много. 

21 век навсегда изменил способы коммуникации брендов с аудиторией. Новые каналы продвижения, новые модели рекламы, понятные счетчики. Сегодня у нас есть таргетинг до мельчайших подробностей, детальные аудиторные закупки, мы можем оценивать количество просмотров, кликов и переходов. Чтобы выжить и преуспеть в рекламном бизнесе, нам нужно быть самыми технологичными, сообразительными и быстрыми.

Раньше мир был проще и понятней. Крупнейшее американское издание о рекламе AdAge опросило своих подписчиков, чтобы раз и навсегда выяснить, какие рекламные кампании оказали самое большое культурное влияние на человечество за всю его историю. Мы представляем вам ТОП-10 из них.

Бренд: Volkswagen


Кампания: «Think Small», 1959 г.
Агентство: Doyle Dane Bernbach

thinksmall.jpg

История Уильяма Бернбаха, легендарной фигуры американского рекламного рынка, действительно изменила мир. Автомобильный концерн Volkswagen уже много лет с переменным успехом продавал своего «Жука». Он не был новинкой, его делали еще во Вторую Мировую, но революционной новинкой стало его позиционирование.

К концу 50-х появилась мода на «детройтские тачки» — непременно длинные, низкие, с щеголеватыми белыми дисками. «Жук» никак не вписывался в эту моду: он был коротким, маленьким и уродливым. Малолитражный и простой в обиходе, автомобиль проигрывал детройтскому автопрому по всем фронтам. Но Бернбах со своей командой сумел уместить всю величину идеи в два коротких слова: «Think small».

Это стало символом экономности и скромности. Рекламный слоган и сделанный под него самый узнаваемый в мире плакат предложили людям задуматься над своим образом жизни. Просто «Думай о малом». Два слова на английском, которые изменили мир. И, как это и бывает с прорывными идеями, сказочно подняли продажи вверх. А заодно принесли агентству сорокалетний контракт с концерном Volkswagen, клиентов El Al Airlines, Polaroid, Rheingold Beer, Porsche, Chivas Regal, а также оборот в 1 млрд $ как приятное дополнение.

Бренд: Coca-Cola


Кампания: «The Pause That Refreshes», 1929 г.
Агентство: D’Arcy & Co

thepauswre. jpg

Coca-Cola начали рекламировать еще в 1886 году, но именно к 1910-м годам, когда рекламной кампанией бренда занялся молодой и предприимчивый американец Уилл Дарси, популярность напитка начала набирать бешеные обороты. Бренд апеллировал к национальному сознанию, показывая на рекламных плакатах простых парней в обыденной обстановке, игроков в бейсбол и просто привлекательных девушек, одетых по последней моде. К 20-м годам Coca-Cola в Америке стала буквально национальным напитком, ее пили все.

А в 1929 году громыхнул кризис, которого раньше не могли и представить. Началась Великая Депрессия, и миллионы простых жителей США страдали от безработицы. Покупать газировку в такой ситуации — явно не дело первой необходимости.

Что сделал Дарси? Он уговорил директоров Coca-Cola, которые собрались «сворачивать» рекламные бюджеты, заклеить каждый забор и каждую стену в Америке рекламными плакатами, на которых был изображен усталый рабочий, жадно пьющий Coca-Cola из запотевшей бутылочки.

Текст объявления, простой и лаконичный, сводился к главному: «The pause that refreshes».

Это позволило удвоить продажи напитка в непростые времена и вписать имя Дарси в учебники истории как одного из лучших рекламщиков своего времени. Но, главное, это предопределило во многом современную американскую потребительскую культуру. «Восстанавливающая сила паузы» позволила приободрить нацию и сделать агентство Уильяма одним из крупнейших в стране.

Бренд: Marlboro


Кампания: «The Marlboro Man», 1955 г.
Агентство: Leo Burnett Co

Согласно масштабному исследованию Advertising Century, ковбой Мальборо признан самой узнаваемой иконой рекламы. Его придумали в Чикаго в середине 50-х, когда пачки сигарет выпускались похожими друг на друга, как две капли воды. И выбрать из их массы что-то одно было делом затруднительным: все производители предлагали похожие рассказы о себе. Они говорили о чудесном табаке и его качествах. Или же напротив, рассказывали о доступной цене, скромно стараясь не упоминать о сорте табака.

Но с Мальборо была другая проблема: это были сигареты с фильтром, а их курили только женщины. Сама табачная компания запустила их в продажу под лозунгом «Мягкие, как май!». Заставить мужчин попробовать такое? Задачка не из легких.

В агентстве Leo Burnett придумали, как ее и решить, и создали Брутального Ковбоя. Возможно, многие не признают его любимым персонажем, однако при этом он стал ярчайшим символом, изменившим отношение к сигаретам: мужчина на коне, непременно в шляпе и с сигаретой в зубах. Он сделал Мальборо самой популярной маркой в США вплоть до 1999 года, а его образ стал частью поп-культуры.

Бренд: Nike


Кампания: «Just Do It», 1988 г.
Агентство: Wieden & Kennedy

justdoit.jpg

Основатели компании переименовали ее в Nike только в 1982 году — до этого она называлась Blue Ribbon Sports. Согласитесь, не очень запоминающееся название. Да и работало на компанию в общей сложности 2700 человек, поэтому говорить о серьезной доле на рынке было сложно.

Однако основатели компании поставили перед собой четкую задачу: создать бренд, который установит моду на беговые кроссовки среди рядовых американцев, вне зависимости от пола, возраста или физической подготовки. Идею рекламной кампании придумал Дэн Виден, владелец рекламного агентства Wieden & Kennedy.

По собственному признанию Дэна, его вдохновили последние слова серийного убийцы и грабителя Гэри Гилмора перед смертной казнью. Он сказал: «Just Do It». Конечно, бренд наполнил слова другим смыслом — волей к победе. Благодаря этому она стала близкой как всей нации, так и каждому сердцу в частности.

Сильная и дорогостоящая рекламная стратегия с использованием лучших мировых спортсменов и знаменитостей дала свои плоды. Она позволила Nike увеличить долю на североамериканском рынке с 18 до 43 % в период с 1988 по 1999 годы. По всему миру продажи увеличились с 877 млн до 9,2 млрд $ в год. А что касается цели создателей рекламы, то 80 % покупателей сегодня носят беговые кроссовки Nike не по своему прямому назначению.

Бренд: McDonald’s


Кампания: «You Deserve A Break Today», 1971 г.
Агентство: Needham, Harper & Steers

mc.jpg

Не сомневайтесь, летом 2014 года на Каннском фестивале были вручены все награды. Их получали различные рекламные агентства, компании и бренды, которые сделали нечто выдающееся за год. Например, телевизионный ролик или социальный кейс. Но была и одна специальная премия. Ее удостоился получить исполнительный директор сети ресторанов McDonald’s за «самую последовательную рекламную стратегию». И это действительно так.

Вся история началась в 1971 году. Агентство Needham, Harper & Steers предложило стратегию «You deserve a break today», которую в McDonald’s одобрили и продолжают следовать ей до сих пор в том или ином виде. Стоит приглядеться, и вы заметите: все последующие слоганы и концепции являются спланированным продолжением большой идеи, заложенной в 1971 г. В основе каждой рекламы бренда лежат неподдельные чувства и эмоции, и с этим трудно спорить.

Как много вы знаете о меню в McDonald’s? Там есть гамбургеры и чизбургеры, бигмаки и наггетсы, роллы и кола, картошка фри и соусы к ней. Нас научили этому джинглы и ролики, мы заслуживаем перерыв. Как много вы знаете о меню из закусочной через дорогу? Ответ очевиден.

Бренд: Debeers


Кампания: «A Diamond Is Forever», 1948 г.
Агентство: N. W. Ayer & Son

forever.jpg

Сложно найти более поэтичный жанр, чем реклама бриллиантов. Писательнице Аните Лус принадлежат знаменитые строки: «Я на самом деле считаю, что американские джентльмены — лучшие из всех, потому что когда тебе целуют руку, ты можешь почувствовать что-то очень-очень хорошее, но в отличие от поцелуев, бриллианты и сапфировые браслеты вечны». Это было напечатано в 1925 году в ее книге «Джентльмены предпочитают блондинок».

А позднее, в 1948 году агентство N.W. Ayer & Son вдохновилось этими словами, чтобы создать провокационный и потрясающий слоган, который работает вот уже 70 лет: «A diamond is forever».

Ничего не меняется. Бриллианты навсегда.

N.W. Ayer & Son не стали рекламировать бренд, они одними из первых решили рекламировать эмоции. Весь их стиль и все их идеи давно разобраны на цитаты. Если изображено кольцо — то «Снимает головную боль с 1888 года», если серьги — то «С начала времен мужчины использовали два камня, чтобы разжечь пламя», если колье — то «Подумай об этом. Развод стоит дороже». И главное — «Дыши, дорогая, дыши» на неизменно черном фоне.

Бренд: Absolut Vodka


Кампания: «The Absolut Bottle», 1981 г.
Агентство: TBWA

Бренд Absolut Vodka существует уже давно — еще с XIX века, но настоящую славу ему принесло сотрудничество с известным рекламным агентством TBWA. В начале 80-х Absolut решился выйти на международный рынок. И начал с шагов в правильном направлении.

Представители агентства разработали креативы, в которых обыгрывались формы и силуэт «аптечной» бутылки. Из нее сделали настоящий шедевр! Сначала креативов и постеров было всего несколько. Сегодня же их тысячи, и сама форма бутылки стала предметом для творческого вдохновения: ее силуэт находят в необычных предметах, тени или отражении, ее расписывают под хохлому, гжель и т. д. Эта реклама считается одной из самых знаковых в мире. Практически все рекламные плакаты с бутылкой Absolut считаются эталоном креативности и хорошего вкуса. От концепции принтов в Absolut почти никогда не отходят.

Бренд: Miller Lite


Кампания: «Tastes Great, Less Filling», 1974 г.
Агентство: McCann-Erickson Worldwide

В начале 70-х у нового продукта Miller — светлого и легкого Miller Lite — были настоящие проблемы: его не воспринимали всерьез. Особенно та аудитория, на которую делали ставку производители, — настоящие мужчины, уставшие от более крепких темных напитков. Непростая задача, напоминающая «женские» Marlboro с фильтром и легендарного ковбоя.

Но у агентства McCann, к которому Miller обратились за помощью, нашелся другой, не менее эффективный выход из ситуации. Свое выражение он нашел в слогане «Больше вкуса, меньше градусов». Эту магическую фразу без конца твердили по телевидению и радио «брутальные» знаменитости — рок-музыканты, певцы, футболисты, спортсмены, актеры, телеведущие и шоумены. И всегда — непременно мужчины. Благодаря этому в 1974 году Miller Lite удалось закрепиться в сознании своей целевой аудитории и сформировать новую товарную категорию, которой до этого не существовало.

Бренд: Clairol


Кампания: «Does She…Or Doesn’t She?», 1957 г.
Агентство: Foote, Cone & Belding

К концу 50-х годов рынок краски для волос будоражило. Если до этого ей пользовалась одна из 15 опрошенных женщин, новое соотношение перешло на 1 к 2. Рыночная конкуренция сильно возросла.

Теряя бюджеты, марка Clairol была готова рискнуть, и в поисках спасения она обратилась к команде Foote, Cone & Belding. Рекламная кампания впервые строилась на вопросах и догадках: «А она красит… или нет?». Маркетологи агентства нашли самый точный инсайт: наверняка знает только ее парикмахер, и больше никто. Все это было направлено лишь на то, чтобы подчеркнуть натуральность цвета волос с Clairol. Выбрав эту стратегию для печатной рекламы, играя на чувствах своих потребителей и размещая материалы в самых топовых на тот момент женских журналах, бренд сумел выбраться на первое место в своей товарной категории, обеспечив себе безбедное существование.

Бренд: Avis


Кампания: «We Try Harder», 1963 г.
Агентство: Doyle Dane Bernbach

В начале 60-х годов лидером на американском рынке проката легковых автомобилей была компания Hertz. Вслед за ней с большим отрывом шла компания Avis, которая очень хотела этот отрыв сократить и поэтому обратилась в рекламное агентство DDB. Бернбах, уже упоминавшийся в нашем рейтинге с РК для Volkswagen, не стал выдумывать сказочные преимущества, а просто разработал слоган: «Когда вы № 2, вы стараетесь больше». Этот рекламный ход за год позволил увеличить долю Avis на 28%.

«В следующий раз езжайте с нами. Очередь у нашей стойки короче», — призналась компания, и по мановению волшебной палочки стала набивать карманы деньгами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *