Разное

Фотографии эмоций человека с описанием: Базовые эмоции (63 фото)

12.01.2023

Алекситимия: что это, признаки и причины

Примерно 10% населения не могут отличить страх от чувства голода и иногда ведут себя как бесчувственные роботы. Разбираемся, как живут люди с алекситимией и чем им можно помочь

Содержание

  • Что это такое
  • Признаки
  • Причины
  • Как влияет на жизнь
  • Как общаться с людьми с алекситимией
  • Как справиться

Что такое алекситимия

Алекситимия (от греч. а-lexis-thymos то есть «нет слов для чувств») — это неспособность выражать свои переживания и распознавать чужие. Иногда ее называют эмоциональной глухотой или бесчувственностью.

Человек с алекситимией — иногда его называют алекситимиком, плохо распознает свои эмоции. Часто ему сложно отделить их от телесного ощущения, например тревогу от чувства голода. Он испытывает трудности с описанием своих чувств словами, не умеет рассказывать о них другим людям. Воображение человека с алекситимией ограниченно — он плохо представляет себе абстрактные вещи и с трудом фантазирует. Другие люди могут находить его поведение безэмоциональным и странным.

Психолог и основательница онлайн-школы «Психодемия» Мария Данина:

«Люди с алекситимией интеллектуально сохранны, но понимать собственные чувства им трудно — они словно потеряли к ним доступ. Их эмоциональный мир оказался запертым на замок, и смотреть на него приходится как бы через замочную скважину: что-то видно, но плохо, и непонятно, что именно происходит по ту сторону. Для таких людей решить простые и доступные большинству людей задачи очень трудно, а иногда и невозможно».

Есть данные, что алекситимия встречается у одного из десяти человек [1]. С точки зрения медицины она не является болезнью или психическим заболеванием. В психологии алекситимия рассматривается как личностная характеристика, а не расстройство [2]. Но некоторые психосоматические или психические проблемы часто сопровождаются алекситимией [3].

Признаки алекситимии

В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5) описаны критерии, по которым можно диагностировать психические заболевания. Алекситимии там нет — это не болезнь, а симптом, одно из проявлений какого-то расстройства. Так же как высокая температура — не болезнь сама по себе, а только симптом какого-то заболевания.

Единого утвержденного теста на алекситимию не существует. Психотерапевт или клинический психолог распознает алекситимию, опираясь на ответы пациента.

Большинство психологов и психотерапевтов ориентируются на Торонтскую шкалу алекситимии (Toronto Alexithymia Scale). В форме теста нужно оценить 25 утверждений по пятибалльной шкале [4]. В России ее адаптировали научные институты в 2000-х годах [5].

По Торонтской шкале человек оценивается по таким критериям [6]:

  1. Умеет ли он распознавать свои эмоции. Люди с алекситимией часто не могут понять, что именно они чувствуют — например, не отличают волнение от радости.
  2. Может ли он отделить какое-то чувство от телесного ощущения. Человек с алекситимией может путать чувство голода с эмоцией.
  3. Хорошо ли тестируемый умеет описывать то, что чувствует.
    Человеку с алекситимией не хватает слов, чтобы описать свои и чужие чувства, он в целом мало использует эмоционально окрашенные слова.
  4. Часто ли он мечтает, фантазирует. Люди с алекситимией обычно относят себя к прагматикам, воображение у них ограниченно.
  5. Насколько человек склонен к наглядно-действенному мышлению. Люди с алекситимией предпочитают сразу действовать, а не мечтать и говорить.

Психолог сервиса «Грань» Анастасия Власенко объясняет, что люди с алекситимией могут не чувствовать счастья, удовольствия, радости, но хорошо ощущают боль, злость или страх. Возможно, после какой-то психологической травмы они сделали выбор в пользу того, чтобы не чувствовать отрицательных эмоций. Но оказалось, что негативные переживания никуда не пропали, а вот радость и удовольствие от жизни исчезли. Еще один типичный пример — человек с алекситимией живет очень ровно и скучно, без перепадов эмоций. Часто такие люди не понимают, чего они хотят, какие у них желания, а про мечты вообще не упоминают.

О типичном проявлении алекситимии рассказывает психиатр и психотерапевт Михаил Валуйский: «Девушка в отношениях может жаловаться на своего молодого человека — он эмоционально холоден, отстранен, и она не понимает, живет ли она с человеком или роботом. Ее молодой человек с алекситимией при этом искренне недоумевает, что ей не нравится. Он работает, заботится о ней, не изменяет. И при этом не догадывается, что в их отношениях отсутствует важная составляющая — проявление нежности, внимания, заботы, чувство принятия и любви».

Причины алекситимии

Что именно вызывает алекситимию, достоверно неизвестно. Возможно, она может быть врожденной, то есть связанной с какими-ти генетическими нарушениями или проблемами в структурах головного мозга [7]. Приобретенная алекситимия может проявляться под влиянием окружения или, например, из-за психологических травм.

По мнению Михаила Валуйского, у алекситимии две основные причины.

  • Примерно в 90% случаев в семье человека с алекситимией в детстве был запрет на эмоции — нельзя было показывать свое огорчение или радость. Все должно было быть строго, обоснованно, правильно, логично. Таких семей довольно много, и в них могут вырасти дети, которые все чувствуют, но не знает, что это за эмоции. Им никто не никто не объяснял, что такое любовь, нежность, злость, счастье. Чаще всего ребенок из такой семьи может хорошо описать эмоции стыда и вины, потому что все детство его стыдили и обвиняли. А вот со злостью или с положительными эмоциями будут проблемы. Кроме запрета на проявление эмоций, бывает и запрет на требование чувств от родителей. «Отстань от меня», «отцепись от меня» — так говорят в эмоционально холодных семьях. И ребенок страдает не от того, что не чувствует эмоций, а от того, что не понимает других. Другие люди, в отличие от его родителей, выражают свои чувства, но он не может их распознать и адекватно отреагировать.
  • В оставшихся 10% случаев алекситимия — это один из симптомов тяжелого психического расстройства, например шизофрении. У человека может быть апатия, он не испытывает никаких эмоций, и ему вполне комфортно.
    Бывает алекситимия и при тяжелой депрессии. Болезненное психическое бесчувствие (anaesthesia psychica dolorosa) также соотносится с понятием алекситимии. В таком состоянии человек не испытывает никаких эмоций и очень мучается из-за этого. Например, страдающая тяжелой депрессией мать не чувствует любви к своим детям и корит себя за это. Но в подобных случаях алекситимия сопровождается и другими симптомами.

Как алекситимия влияет на жизнь

Главная героиня шведского сериала «Мост», детектив Сага Норен, возможно, страдает алекситимией. Она мало говорит о своих чувствах, не замечает реакций окружающих на ее поведение и из-за этого попадает в неловкие ситуации. (Фото: Youtube)

Алекситимия в жизни может проявляться в разной степени: от легкой до тяжелой, осложненной сопутствующими психическими расстройствами, объясняет психолог Мария Данина. Человек с алекситимией может быть как хорошо социально адаптирован — иметь работу, отношения, друзей, так и оказаться в очень тяжелом состоянии, когда даже базовые социальные ситуации представляют трудности.

В дружеских и семейных отношениях человек с алекситимией иногда кажется холодным и отстраненным. Ему сложно объяснить другим, как он чувствует себя в отношениях, продемонстрировать свое отношение к кому-то. Возможны и спонтанные агрессивные вспышки. Это негативно сказывается на отношениях с другими, возникают конфликтные ситуации, непонимание, обиды.

Как правило, такие люди редко обращаются к психологу с проблемой эмоциональной холодности. Чаще всего они жалуются на депрессию, выгорание, потерю интереса к жизни. Например, человек с алекситимией не понимает, как он чувствует себя на работе, поэтому игнорирует ситуации, доставляющие дискомфорт, пропускает признаки утомления и неудовлетворенности. В итоге ни коллеги, ни руководство не знают о его выгорании, а он чувствует себя плохо «неизвестно почему».

Также у людей с алекситимией могут быть не только проблемы в отношениях с другими, но и с пониманием самих себя. Они не знают, чего хотят от себя и от жизни, ощущают себя пассивными наблюдателями происходящего и, как им кажется, тратят время впустую.

Как общаться с людьми с алекситимией

Как можно помочь человеку с алекситимией, объясняет психотерапевт Филипп Татаренко:

  1. Не спешите с диагнозом. Даже если вы правы, и близкий действительно страдает алекситимией, не высказывайте это ему в лицо в категоричной форме. Обычно людям неприятно слышать какие-то определения, характеризующие их психику. Вполне вероятно, что на консультации у специалиста тот же диагноз не вызовет негатива.
  2. Подумайте, как алекситимия повлияет на ваши отношения. Если вы заметили в близком человеке признаки алекситимии, определитесь, как вы будете себя с ним вести. Например, если у вас возникает раздражение на его эмоциональную холодность и отстраненность, напомните себе, что близкий не сам выбрал себе эту проблему, отнеситесь к нему с терпением и пониманием.
  3. Помогите понять, какие чувства испытывает человек с алекситимией. Помочь можно, называя чувства, которые он испытывает.
    При этом лучше избегать позиции учителя, который объясняет, что на самом деле испытывает его «ученик». Хорошо подойдут вопросы вроде «Что ты почувствовал?», «Как отреагировало твое тело?», «Что это для тебя значило?». Вы можете предложить и свой вариант ответа на вопрос, но по возможности деликатно и не навязывая: «Я бы на твоем месте, наверное, почувствовал раздражение».

В некоторых случаях единственное, чем можно помочь близкому человеку — посоветовать ему обратиться за профессиональной помощью.

Как справиться с алекситимией

Лекарства от алекситимии не существует. Развить в себе умение распознавать эмоции поможет работа с психотерапевтом. Психолог Lahta Clinic Анастасия Жданова рассказывает о некоторых методиках, которые можно практиковать самостоятельно.

  • Если трудно распознавать эмоции, можно поискать в интернете фотографии разных эмоциональных реакций с описанием. Сравнивая фотографии, обращайте внимание на выражение лица: положение глаз, рта, характерные морщинки. Это упражнение поможет понять, как переживания других людей отражаются на их лице, в чем отличие одной эмоции от другой на уровне мимики.

Есть также специальные тесты на распознавание эмоций по лицу и книги по психологии эмоций. (Фото: из книги Пола Экмана «Психология эмоций», www.paulekman.com)

  • Для осознания всего спектра эмоций можно изучить колесо эмоций Роберта Плутчика (Robert Plutchik). Оно наглядно показывает, насколько широка палитра чувств. С его помощью можно изучить взаимосвязи между эмоциями, степень их интенсивности и понять, откуда берутся сложные эмоциональные состояния.

Психолог Роберт Плутчик в своем колесе эмоций обозначил и связал вместе разные виды переживаний. Восемь базовых эмоций (во втором круге) он обозначил разными цветами. Самые интенсивные эмоции — в центре. Комбинации эмоций-лепестков образуют вторичные эмоции. (Фото: www.b17.ru)

  • При появлении эмоций, которые вы хорошо знаете, стоит обращать внимание на свои телесные ощущения. Что происходит с телом, когда вы их испытываете? Это может быть напряжение в ногах или руках, ком в горле, тяжесть в плечах или груди. Или наоборот — тепло и легкость. Таким образом можно тренировать распознавание эмоций и научиться отделять чувства от телесных ощущений.
  • Могут помочь и практики по осознанию себя в настоящем моменте. Беря в руки чашку кофе, обращайте внимание на детали: фактуру поверхности (гладкая или шершавая), температуру (холодная, теплая или обжигающая), вес, удобство положения в руке. Делая глоток, отмечайте вкус, температуру, запах — все, что сможете заметить. Такое упражнение легко распространить на повседневные ситуации, например, прогулку по парку или уборку дома.

Чтобы научиться осознавать свои эмоции, можно представить их в виде энергии, которая, возникнув, не исчезает в никуда. Филипп Татаренко объясняет, что психология знает три способа разрядки такой энергии: в тело, в действия или в слова. Последний способ — наиболее здоровый для принятия своих эмоций. Если разрядки эмоций не произойдет, человек либо заболеет, либо поведет себя непредсказуемо — например, разозлится или расплачется на пустом месте. Поэтому для человека, не умеющего распознавать свои чувства, полезны методики выражения эмоций через слова. Помимо работы с психотерапевтом, это, например, может быть ведение «журнала эмоций». В нем отмечаются события, триггеры — факторы, провоцирующие эмоцию, и тип реакции на них. Записи нужно вести регулярно.

Человеку с алекситимией важно отслеживать и называть словами свои позитивные и негативные чувства, признавая значимость и тех и других. Вопреки тому, что ему, возможно, говорили в детстве, негативные чувства — злость, грусть, страх, не являются плохими, испытывать их так же нормально, как и позитивные.

Восприятие эмоций оказалось зависимо от индивидуального опыта

Восприятие эмоций оказалось не универсальным — оно зависит от того, какие концепты эмоциональных состояний существуют у каждого человека, причем как на перцептивном, так и на нейрокогнитивном уровне. К такому выводу пришли американские ученые, которые попросили добровольцев оценить шесть базовых эмоций по внешним признакам, а также по ощущениям, которые с ними связаны, а затем проследили за тем, как различные эмоции активируют зоны мозга, которые отвечают за их восприятие. Статья с описанием работы опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Выражение эмоций — очень важный с эволюционной точки зрения навык, который помогает человеку не только обозначать свое собственное состояние, но и распознавать, что чувствует другой: это, с одной стороны, значительно облегчает коммуникацию, а с с другой — позволяет эффективнее добиваться собственных целей. Несмотря на некоторые культурные различия в эмоциональном восприятии (представители западных культур выражают эмоции интенсивнее, чем те, кто относится к восточной культуре, из-за чего восприятие, например, ярости, для последних может быть осложнено), эмоции считаются достаточно универсальной категорией: это значит, что у большинства психически здоровых людей не возникает проблем с тем, чтобы различить выражение радости и печали.

При этом на эмоциональное восприятие могут влиять и индивидуальные характеристики (например, опыт) человека; другими словами, то, как он или она определит какую-то эмоцию, зависит от того, что именно для него эта эмоция значит. Данных, подтверждающих это влияние, однако, до сих пор не было достаточно.

Психологи из Нью-Йоркского университета под руководством Джонатана Фримена (Jonathan Freeman) провели исследование, в котором приняли участие 40 добровольцев: 20 американцев и 20 японцев. Каждому участнику необходимо было оценить фотографии лиц с выражением шести базовых эмоций: грусти, радости, страха, отвращения, удивления и злости.

Исследователи предположили, что оценить представление об эмоциях людей можно по тому, какие эмоции для них оказываются схожими. Для этого они попросили участников ответить на вопросы о том, какие физиологические и психологические ощущения для них связаны с каждой из шести эмоций (например, для каких эмоций характерен плач, а для каких — учащенное сердцебиение). После этого участникам показывали лица людей и просили определить выраженные на них эмоции: на выбор из шести возможных или из двух. Наконец, с помощью фМРТ эксперимента ученые проследили за тем, как зоны мозга, отвечающие за эмоциональное восприятие, активируются для разных эмоций. Таким образом, исследователи проследили за тем, какие эмоции схожи на трех разных уровнях: индивидуальном концептуальном, перцептивном и нейрокогнитивном. В дополнение они оценили и культурные различия, которые влияют на восприятие эмоций на каждом из рассмотренных уровней.

Ученые обнаружили значимые культурные различия в эмоциональном восприятии: процент несоответствия между изображенной (то есть той, которая подразумевалась) и названной эмоцией среди японцев составлял 18,125 процента, а у американцев равнялся 6,875 процентам. Японцы, например, достаточно часто путали выражения удивления и страха, а также злости и отвращения. Это подтвердило уже известные данные о том, что представители восточных культур в целом менее точно категоризуют эмоции по сравнению с представителями культур западных.

Что касается поведенческих тестов и опросов (определение эмоции и оценка связанных с ними состояний), то здесь ученые обнаружили, что то, каким образом участник концептуализирует определенную эмоцию, коррелирует с тем, как именно он ее воспринимает: другими словами, если страх и удивление для человека связаны одними ощущениями и реакциями, то и внешнее их выражение на чужом лице будет на него похожим. При этом сама способность правильно называть определенные эмоции (в случае, если выбор состоял из двух вариантов) не зависел от того, способны ли участники правильно называть эмоции в принципе в случае, если им нужно было сделать выбор из всех шести возможных вариантов.

Наконец, ученые рассмотрели паттерны активности головного мозга в ответ на определенные эмоции: сосредоточились они на правой веретенообразной извилине — области мозга, которая вовлечена в оценку выражений лиц. Проанализировав данные, ученые обнаружили корреляцию между концептуальным и нейрокогнитивным восприятием эмоций: те эмоции, которые одинаково воспринимались на индивидуальном уровне, также схожим образом активировали и веретенообразную извилину.

Авторы работы пришли к выводу, что восприятие эмоций не является универсальной категорией. Более того, оно, пусть и зависит от культурных различий, в первую очередь завязано на индивидуальном восприятии. Другими словами, исследователям удалось подтвердить гипотезу о том, что эмоция — это не единая общепринятая категория, а скорее концепт, который во многом отражает индивидуальное восприятие и, более того, строится на его основе.

Эмоциональное восприятие может зависеть и от внешних факторов. Например, в прошлом году ученые показали, что то, насколько точно человек может распознать эмоцию на лице другого, зависит от того, в каком месте находится объект в его поле зрения. При этом положительные эмоции одинаково хорошо считываются вне зависимости от того, находится ли человек в центре поля зрения смотрящего или же на периферии.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

10 человеческих эмоций, о которых вы не знали, имели названия

По общему мнению, у людей есть шесть основных эмоций, но внутри этих признанных эмоциональных состояний находится несколько (обычно безымянных до сих пор) промежуточных состояний.

4 сентября 2017 г.

Определение эмоций и настроений уже давно является проблемой, с которой у нас были проблемы на протяжении многих лет, что является недостатком того, что мы являемся эмоционально сложным видом.

Врачи ушедшей эпохи думали, что наши органы управляют нашим настроением; например, почки отвечали за страх, что объясняет, почему некоторые из нас писаются, когда напуганы.

Может быть, поэтому, чтобы попытаться полностью объяснить все, что мы чувствуем, как люди, пришлось ввести в английский язык несколько новых слов. А теперь извините меня, пока я посижу в уголке и приготовлю заклинание.

SONDER:

Осознание того, что каждый случайный прохожий живет такой же яркой и сложной жизнью, как и ваша, со своими амбициями, друзьями, рутиной, заботами и унаследованным сумасшествием — эпическая история, которая незримо продолжается вокруг вас, как будто муравейник, раскинувшийся глубоко под землей, с замысловатыми проходами к тысячам других жизней, о существовании которых вы никогда не узнаете, в котором вы можете появиться только один раз, как лишний потягивающий кофе на заднем плане, как размытое пятно машин, проезжающих по шоссе, как освещенное окно в сумерках.

(фото Intersting Sh!t)

OPIA:

Неоднозначная интенсивность взгляда кому-то в глаза, который может казаться одновременно навязчивым и уязвимым — их зрачки блестят, бездонны и непрозрачны — как будто вы смотрите насквозь. дыра в двери дома, способная сказать, что там кто-то стоит, но неспособная сказать, смотришь ли ты внутрь или наружу.

(фото Intersting Sh!t)

MONACHOPSIS:

Неуловимое, но стойкое ощущение того, что вы не на своем месте, такое же неадаптированное к окружающей среде, как тюлень на пляже — неуклюжий, неуклюжий, легко отвлекаемый, сбившийся в кучу компания других неудачников, неспособных распознать окружающий рев предполагаемой среды обитания, в которой вы плавно, блестяще и без усилий чувствовали бы себя как дома.

(фото Intersting Sh!t)

ЛИБЕРОЗ:

Стремление меньше заботиться о вещах — ослабить контроль над своей жизнью, перестать оглядываться через каждые несколько шагов, боясь, что кто-то вырвет это из вам, прежде чем вы достигнете конечной зоны, — вместо того, чтобы держать свою жизнь свободно и игриво, как волейбольный мяч, удерживая его в воздухе, лишь с быстрыми мимолетными вмешательствами, свободно подпрыгивая в руках надежных друзей, всегда в игре.

(фото Intersting Sh!t)

РУБАТОЗ:

Тревожное осознание своего собственного сердцебиения, чья тонкая мышечная пульсация больше похожа не на метроном, а на нервную песенку, которую стучит ваше сердце, вроде тех, которые люди навязчиво напевают или поют, идя в полной темноте, как бы невзначай напоминая внешнему миру,  я здесь, я здесь, я здесь .

(фото Intersting Sh!t)

КЕНОПСИЯ:

Жуткая, заброшенная атмосфера места, обычно кишащего людьми, но теперь заброшенного и тихого — школьный коридор вечером, неосвещенный кабинет на выходные, пустующие ярмарочные площади — эмоциональный остаточный образ, из-за которого он кажется не просто пустым, а гиперпустым, с отрицательным общим населением, которые настолько явно отсутствуют, что светятся, как неоновые вывески.

(фото Intersting Sh!t)

ХРИЗАЛИЗМА:

Амниотическое спокойствие пребывания в помещении во время грозы, слушание волн дождя, барабанящих по крыше, как спор наверху, чьи невнятные слова неразборчивы, но чей треск освобождение от накопленного напряжения вы прекрасно понимаете.

(фото Intersting Sh!t)

АНЕКДОТЫ:

Разговор, в котором все говорят, но никто не слушает, просто накладывая несвязные слова, как в игре «Эрудит», где каждый игрок заимствует фрагменты других анекдотов в качестве способ увеличить свой собственный счет, пока у всех нас не закончатся вещи, чтобы сказать.

(фото Intersting Sh!t)

ЭЛЛИПСИЗМ:

Печаль, что ты никогда не узнаешь, как повернется история, что ты покорно перескажешь шутку о том, что жив, так и не научившись кульминация — имя бенефициара всей человеческой борьбы, сумма окончательной выплаты каждой инвестиции, когда-либо сделанной в будущем, — которая в любом случае может не соответствовать вашему чувству юмора и, вероятно, потребует, сколько людей потребуется, чтобы заменить лампочку. .

(фото Intersting Sh!t)

ОКХИОЛИЗМ:

Осознание ничтожности вашей точки зрения, из-за которой вы вообще не можете сделать каких-либо осмысленных выводов о мире, прошлом или сложностях настоящего. культуры, потому что, хотя ваша жизнь — это эпический и неповторимый анекдот, она по-прежнему имеет размер выборки всего один и может в конечном итоге стать контролем для гораздо более дикого эксперимента, происходящего в соседней комнате.

(фото Intersting Sh!t)

ВАМ ТАКЖЕ ПОНРАВИТСЯ:

Интерактивное путешествие звуковых эмоций
Вот как понимание своих эмоций может принести мир во всем мире
7 удивительных фактов о науке об эмоциях и появляется здесь с разрешения.

ИИ распознает эмоции в изобразительном искусстве

Эксперты в области искусственного интеллекта достигли значительных успехов в создании компьютеров, которые могут «видеть» окружающий мир — распознавать объекты, животных и действия, находящиеся в пределах их компетенции. Они стали основополагающими технологиями для автономных автомобилей, самолетов и систем безопасности будущего.

Но сейчас группа исследователей работает над тем, чтобы научить компьютеры распознавать не только объекты на изображении, но и то, какие чувства эти изображения вызывают у людей, т. е. алгоритмы с эмоциональным интеллектом.

«Эта способность станет ключом к тому, чтобы сделать искусственный интеллект не просто более интеллектуальным, но, так сказать, более человеческим , — говорит Панос Ахлиоптас, докторант компьютерных наук Стэнфордского университета, работавший с коллегами во Франции и Саудовской Аравии. .

Чтобы достичь этой цели, Ахлиоптас и его команда собрали новый набор данных под названием ArtEmis, который недавно был опубликован в препринте arXiv. Набор данных основан на 81 000 рисунков WIkiArt и состоит из 440 000 письменных ответов от более чем 6 500 человек, которые указывают, как картина заставляет их чувствовать, и включают объяснения того, почему они выбрали определенную эмоцию. Используя эти ответы, Ахлиоптас и его команда под руководством профессора инженерии из Стэнфорда Леонидаса Гибаса обучили нейронные динамики — ИИ, который отвечает письменно, — которые позволяют компьютерам генерировать эмоциональные реакции на изобразительное искусство и оправдывать эти эмоции в языке.

Исследователи решили использовать именно искусство, поскольку цель художника — вызвать эмоции у зрителя. АртЭмис работает вне зависимости от тематики, от натюрморта до человеческих портретов и до абстракции.

Работа представляет собой новый подход к компьютерному зрению, отмечает Гибас, преподаватель лаборатории искусственного интеллекта и Стэнфордского института искусственного интеллекта, ориентированного на человека. «Классическая работа по захвату компьютерного зрения была связана с буквальным содержанием», — говорит Гибас. «На изображении три собаки или кто-то пьет кофе из чашки. Вместо этого нам нужны были описания, определяющие эмоциональное содержание».

Захват эмоций

Алгоритм классифицирует работу художника по одной из восьми эмоциональных категорий — от благоговения до веселья, страха и печали — и затем объясняет в письменном тексте, что именно в изображении оправдывает эмоциональное прочтение. (См. примеры ниже. Все картины оценивались алгоритмом, но не использовались в тренировочных упражнениях. )

«Это делает компьютер, — говорит Ахлиоптас. «Мы можем показать ему новое изображение, которого он никогда не видел, и он расскажет нам, что может чувствовать человек».

Удивительно, говорят исследователи, подписи точно отражают абстрактное содержание изображения способами, которые выходят далеко за рамки возможностей существующих алгоритмов компьютерного зрения, полученных из наборов документальных фотографий, таких как Coco.

Более того, алгоритм не просто улавливает широкий эмоциональный опыт полного изображения, но может расшифровывать различные эмоции в рамках данной картины. Например, в знаменитой картине Рембрандта (вверху) об обезглавливании Иоанна Крестителя АртЭмис различает не только боль на отрубленной голове Иоанна Крестителя, но и «довольство» на лице Саломеи, женщины, которой голова представлена.

Ахлиоптас отмечает, что, хотя ArtEmis достаточно сложен, чтобы оценить, что замысел художника может отличаться в контексте одного изображения, инструмент также учитывает субъективность и изменчивость реакции человека.

«Не каждый человек видит и чувствует одно и то же, видя произведение искусства», — добавляет он. Например: «Я могу чувствовать себя счастливым, увидев Мону Лизу, но профессор Гибас может расстроиться. ArtEmis может различать эти различия».

Инструмент художника

Исследователи ожидают, что в ближайшем будущем ArtEmis может стать инструментом для художников, позволяющим оценивать их работы во время создания, чтобы убедиться, что их работа оказывает желаемое влияние.

«Это могло бы служить руководством и источником вдохновения, чтобы «направлять» работу художника по своему желанию», — говорит Ахлиоптас. Например, художник-график, работающий над новым логотипом, может использовать ArtEmis, чтобы гарантировать ожидаемый эмоциональный эффект.

В будущем, после дополнительных исследований и уточнений, компания Achlioptas может предвидеть алгоритмы, основанные на эмоциях, которые помогут привнести эмоциональную осведомленность в приложения искусственного интеллекта, такие как чат-боты и диалоговые агенты ИИ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *