Я живу в городе Пермь . И одним из основных , скажем так чудес света , нашего города и края в целом является наша Пермская деревянная скульптура . Уверен, все вы о ней слышали . Вот тут очень хороший фоторепортаж про нее . Но буквально недавно я узнал , что оказывается подобные вещи существовали и существуют на всей территории нашей страны . Во всех областях европейской России, подвергнутых отделом Свода памятников архитектуры и монументального искусства Института Искусствознания РФ сплошному обследованию, в рамках программы «Своды памятников», были обнаружены произведения скульптуры. Они есть почти в каждом незакрывавшемся храме. Русская деревянная церковная скульптура относится к той части отечественного художественного наследия, которая до сих пор мало изучена, и, при этом, более чем на 90% утрачена. В целом необходимо констатировать, что скульптура 18-19 веков в интерьерах русских храмов, вопреки общепринятым представлениям, была широко распространена. Задолго до рождения собирателя пермской деревянной скульптуры Николая Николаевича Серебренникова (1900 – 1966 гг.), муромский землемер, археолог и краевед Николай Гаврилович Добрынкин (1835 – 1902) во второй половине 19-го века начал собирать в церковных кладовых и на чердаках ставшие ненужными деревянные скульптуры, которые по его словам «в половине нынешнего столетия… были удалены из православных церквей». Во время осмотра церковного хлама он спас от гибели многие памятники. В 1894 году Н. Г. Добрынкин составил каталог своей коллекции, назвав ее «Музей». Все собранные предметы Добрынкин разделил на разделы. Многие предметы из коллекции Николая Гавриловича сохранились и были переданы сыном краеведа В. Н. Добрынкиным в муромский музей, открытый для посещения 1-го января 1919 года. Среди предметов деревянного зодчества, собранных Н.Г.Добрынкиным, есть замечательный памятник 18-го века — Богоматерь Страстная из погоста Горицы. Этот образ почитался чудотворным.
В 1890 году Н.Г. Добрынкин обнаружил “в архивной кладовой на Святых воротах” Спасского монастыря деревянную скульптуру Николая чудотворца Можайского, которая упоминается в монастырской описи 1763 года: “… в церкви теплой покрова Пресвятой Богородицы… на левой стороне Царских врат Образ резной Николая Чудотворца”. Скульптура Николая чудотворца Можайского вырезана в человеческий рост из дерева, оклеена холстом и расписана красками и золотом. Почти в каждом храме Мурома и Муромского уезда была резная фигура Христа в темнице, изображающая страдающего в заточении Спасителя. Сохранилась замечательная скульптура такого Христа первой половины 18-го века из Вознесенской церкви. Она исполнена в полный человеческий рост и объем, с правильными русскими чертами лица, с кудрявыми волосами и бородой.
Одна моя знакомая видела подобные скульптуры аж в Прибалтике , в одном из тамошних музеев . Но потом что то случилось и государство ( а напоминая ,что церковь тогда была всего лишь одним из министерств , которое возглавлял «гражданский» обер-прокурор) просто «забыло» об этой скульптуре .И накрыло ее завесой умолчания . Причем произошло это скорее всего где то в 18 веке .( Дерево материал хрупкий , на воздухе чернеет и превращается в труху ). В центральных церквях скульптуру просто убрали с глаз долой а вот в провинции она стояла аж до Советской власти . Пермский собиратель деревянной скульптуры нашел свои первые экспонаты в кладбищенской часовне . UPD : Деревянная скульптура на сайте Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника . | |
Деревянные боги из чулана.
Благодаря ученым-энтузиастам Пермский край сохранил уникальное скульптурное наследиеСвежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
13.01.2023 12:09
Общество
Текст:
Владимир Шилов (кандидат исторических наук)
Родина — Федеральный выпуск: №1(123)
Церковные скульптурыХрамовая скульптура, или пермская деревянная скульптура, которую часто именуют просто пермскими богами, — не только один из главных символов Пермского края, но и предмет национальной гордости и, без всякого сомнения, — оригинальные художественные шедевры мирового уровня. Большинство из них в наши дни хранится и экспонируется в Пермской государственной художественной галерее (ПГХГ).
«Спас в Темнице». XVIII в. Из церкви Похвалы Богородицы в п. Орел. БИХМ. Фото: КП-596
Уникальные экземпляры пермской деревянной скульптуры, выполненные на высоком профессиональном уровне, выставлялись в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в других городах РФ, а также в Германии, Франции, Японии, Бельгии, Италии. И везде «пермские боги» имели потрясающий успех.
«Саваоф». XIX в. Из церкви свт. Николая Чудотворца в с. Новое Усолье. БИХМ. Фото: КП-3077/63
Пермская деревянная скульптура, которая получила распространение на территории современного Пермского края в XVII-XIX вв., является не только прекрасным образцом восточно-христианского искусства, но и при этом сохранила явно просматривающиеся черты языческой культуры (от финно-угорской культуры идолопоклонников) и даже испытала влияние западноевропейского барокко1.
Утраты и обретенияОсобую и важную роль в сборе, формировании и сохранении нашей национальной гордости сыграли первые директора ПГХГ — А.К. Сыропятов (1922-1925) и Н.Н. Серебренников (1925-1949)2.
А.К. Сыропятов (1882-1954).
Деревянные «статуи» пермских богов, резные произведения сакрального смысла в массе своей свозили в Пермь из глухих населенных пунктов Северного Прикамья (Верхнекамья), и доставлять их приходилось в довольно непростых условиях — на санях, телегах, лодках до ближайшей пристани. Плюс к сложностям транспортировки Н.Н. Серебренникову и его учителю А.К. Сыропятову приходилось на местах доказывать ретивым комсомольцам-атеистам непреходящую ценность «пермских богов» для современников и будущих поколений. К сожалению, спасли они тогда не все…
«Никола Можайский» в экспозиции БИХМ. Фото: КП-1236
Препятствовали сбору уникальной коллекции не только местные атеистические власти и общественные деятели (воинствующие безбожники). Образцы деревянной скульптуры нужно было еще нередко отыскать в подвалах, запасниках церквей, на колокольнях, в рухлядных, кладовках и чуланах3, так как канонически Русской православной церковью запрещалось объемное (трехмерное) изображение Христа (в 1722 и 1767 г. Святейший Синод строго запретил подобные изображения, а разрешал лишь его иконическое «плоское» изображение).
Здание музея БИХМ.
От языческих фигур к христианскимХристианизация Перми Великой началась намного позднее, чем в центральной части России (официальное присоединение Перми Великой к Московскому государству состоялось в 1472 году). Новая Пермская епархия была довольно далеко от Москвы, и даже пятый епископ Пермский Иона (умер 6 июня 1470 г.) тоже первоначально с трудом продолжал обращение в христианство язычников коми-пермяков, живших по рекам Кама и Чусовая («претерпел много лишений и страданий»), пока ему не удалось обратить в христианство одного пермского князя и несколько волхвов4.
Иона, окрестив князя и солидную часть населения Перми Великой, как и епископ Стефан Пермский продолжил борьбу и с идолами, о которых так и было сказано: «Боги были болваны истуканные, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные».
«Саваоф». XVIII в. Из Спасо-Преображенского собора в Усолье. БИХМ. Фото: КП-728
Несмотря на запреты и «борьбу с идолами», до наших дней уцелели эти удивительные памятники. После первой экспедиции Н.Н. Серебренникова и А.К. Сыропятова в Пермь было доставлено 195 найденных деревянных скульптур. Всего с 1923 по 1926 г. эти замечательные подвижники отечественной культуры организовали шесть экспедиций, и ими было приобретено 412 отдельных фигур, а в последующие годы коллекция пополнилась еще на треть.
В судьбе ныне известной пермской коллекции самое активное участие принимали теоретик искусства, реставратор, просветитель, художник-живописец, академик АН СССР (1943) И.Э. Грабарь (в 1925 г. был участником экспедиции Н.Н. Серебренникова в Верхнекамье) и нарком просвещения РСФСР, академик АН СССР (1930) А.В. Луначарский.
И.Э. Грабарь своей жене в августе 1925 г. из Перми писал: «В Пермском музее в течение последних лет организована замечательная выставка деревянной скульптуры XVI-XIX веков из верхнекамских церквей (всего 280 скульптур). Такого обилия и подбора материала нет ни в одном музее… все мы болеем стариной и пленены искусством. А тут его непочатый край»5.
А.В. Луначарский (1875-1933).
А.В. Луначарский, посетив Пермский музей, в книге посетителей оставил такую запись: «Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур…
Нар. ком. по просв[ещению] РСФСР Ан. Луначарский. 11/1 1928″6.
Возвратившись в Москву, А. В. Луначарский в 1928 г. опубликовал в журнале «Советское искусство» большую статью о пермской скульптуре, а Н.Н. Серебренников благодаря А.В. Луначарскому в 1928 г. издал свою книгу «Пермская деревянная скульптура» — до сих пор непревзойденное исследование о пермской деревянной скульптуре7, И.Э. Грабарь отметил, что книга является по существу «первым во всей литературе по русскому искусству опытом сводки наших знаний о русской деревянной скульптуре»8.
«Распятие Христово». XVIII в. БИХМ. Фото: КП-696
У Христа — азиатские чертыК счастью, региональные и центральные музеи в советский период не полностью вывезли редчайшие экспонаты пермских богов из тех населенных пунктов, где они создавались и выполняли свои «функции» в их «первозданной» среде. Это относится и к Березниковскому историко-художественному музею им. И.Ф. Коновалова, в котором хранятся и экспонируются шедевры. Директор сначала Усольского, а затем Березниковского музея Иван Федорович Коновалов (1902-1981) вместе со своими единомышленниками очень много сделал по выявлению, сбору и сохранению уникальных раритетов нашего региона, в том числе памятников пермской деревянной пластики. Благодаря Коновалову и «коноваловским ребятам» в наши дни в БИХМ представлены уникальные образцы пермской деревянной скульптуры, с которыми еще не знакомы широкие круги общественности.
А. Трапезников. И.Ф. Коновалов (1902-1981). Портрет. Фото: Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова (БИХМ).
По форме, по сюжетам экземпляры деревянной скульптуры в Березниковском музее тоже связаны с традициями древнерусской резьбы, а сама технология изготовления скульптуры напоминает иконную. Для своих изделий мастера предпочитали сосну и липу, которые обрабатывали с помощью топора и ножа (употреблялись в XVIII в. и тесла, долота, пилы, стамески, буравы, струги и дорожники).
«Святой» со свитком в руках. XVIII-XIX вв. БИХМ. Фото: КП-2817
На поверхность дерева для росписи наносился левкас (меловой грунт), а роспись — яичной темперой, нередко дополняясь позолотой (листовым или «твореным» золотом) и серебрением. Позднее, в XIX в. мастера скульптуры начали расписывать свои произведения и масляной краской.
Ангел из композиции «Спас в Темнице». XVIII в. Из церкви Похвалы Богородицы в п. Орел. БИХМ. Фото: КП-5497-5
В скульптурах привлекает буквально все, и в технике исполнения, и позы, и сюжеты, но особенно лицо Христа с выраженными чертами азиатского типа, так как аборигены Северного Урала — это финно-угры, в нашем случае коми-пермяки, коми-зыряне, ханты (остяки) и вогулы (манси), — отсюда Христос и изображен брюнетом с выраженными азиатскими скулами и глазами.
Коленопреклонный ангел. XIX в. Из церкви свт. Николая Чудотворца в Усолье. БИХМ. Фото: КП-3077/4
Все предметы пермских памятников деревянной резьбы в БИХМ собраны из населенных пунктов современного Березниковского городского округа. Сегодня в БИХМ представлены 34 скульптуры. Все хранящиеся в Березниковском историко-художественном музее произведения деревянной скульптуры, без всякого сомнения, являются важным культурным и художественным феноменом нашего Отечества.
Распятие в экспозиции БИХМ.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы директору БИХМ им. И.Ф. Коновалова С.Ю. Осинниковой, старшему научному сотруднику Э.К. Шеиной и фотографу музея И.Н. Фалько.
- 1. Пуцко В.Г. Пермская деревянная скульптура в европейском художественном контексте/ Художественная культура Пермского края и ее связи. Материал науч. конф. 21-24 февр. 1989. Пермь, 1992, С.101; Власова О.М. Пермская деревянная скульптура: между Востоком и Западом. Пермь: Книжный мир, 2010. 152 с.: ил.
- 2. Будрина А.Г., Поликарпова Г.А. Дело всей жизни: Искусствовед Н.Н. Серебренников // Подвижники культуры Серебренниковы: Сборник / Л.С. Кашихин и др. Пермь: Пермское книжное издательство, 1991. С.166-244. — 250 с.
- 3. Померанцев Н.Н. Русская деревянная скульптура. М.: изд-во Советский художник, 1967. 132 с.
- 4. Иона // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. Т. XXV. С. 404-408.
- 5. Игорь Грабарь в экспедиции по нашему краю. Источник: http://solbiblfil2.ucoz.ru/load/kraevedenie/imena_v_istorii_permskogo_kraja/permskie_bogi/12-1-0-464 (дата обращения 22.08.2021).
- 6. Цит.по: Любимов Лев. Пермские боги // Новый мир. 1965. N 9. С. 198.
- 7. Серебренников Н.Н. «Пермская деревянная скульптура», материалы предварительного изучения и опись, 1928 г., Пермский Государственный Областной Музей, Пермь, 213 стр., печати, с картой и 60 иллюстрациями, 6 л. ил.
- 8. Грабарь И.Э. Н.Н. Серебренников «Пермская деревянная скульптура»: [отзыв о книге, вышедшей в 1928 г.] // Материалы по изучению Камского Приуралья. Вып. 2. Пермь, 1930. С. 58-59.
Темы дня:
Железнодорожный музей в Переславле-Залесском объединил людей, увлеченных живой историей Отечества
Бульвар Высшего пилотажа или Чкаловский бульвар. Какие названия выбирают для новых улиц Москвы
Нежный взгляд фотохудожника на несгибаемые русские обители
В Подмосковье открыли Музей материнства и младенчества
Тираж спецвыпуска «Своя Великая Отечественная» для школ и вузов новых российских территорий доставлен по назначению
Изображения деревянных скульптур | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
Картинки деревянных скульптур | Скачать Free Images на Unsplash- ФотоФотографии 10k
- Стопка фотографийКоллекции 10k
- Группа людейПользователи 0
скульптура
человек
статуя
животное
фигурка
пол
логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
глиняное колесо
Обои Hd с узором под дерево Hd художественные обои
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– –– – –– –––– – –.
Душан веверколог
Шаморин — čilistovslovakiahotel kormoran
взрыв
уклондонкенсингтон хай стрит
Игорь Конаков
автобус tstatuefigure
Ангел Рикардо Гомеса
hirzelswitzerlandСветлые фоны
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
мастерскаяДружба изображениятворчество
Синди Зюсенгут
HD обои из деревамодельэкспериментальная
К. Митч Ходж
северная ирландиябелфасткс льюис-сквер
белый саксонский
текстурный фон австралиясидней сев.юуф
роберт евро
Ник Кван0022 Unsplash+
В сотрудничестве с Натальей Блаут
Unsplash+
Разблокировать
studiopainterartist
Федерика Джусти
canfaitoИталия картинки и изображенияДеревья картинки и картинки
Фелиция Монтенегро
montclairca#squirrel
Дэн Мейерс
скульптура папоротникаИзображения собак
Войку Драгомир
пелешские замки Синайаромания
Джез Тиммс
Неллингтон ВудВеликобританияТанбридж Уэллс
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Лией Бекян
Unsplash+
Разблокировать
couplecouple in loverelationship
Sean Foster
usaclifton oh
глиняное колесо
шаморин — чилистовсловакияотель корморан
hirzelswitzerlandСветлые фоны
северная ирландияbelfastcs lewis Square
выставкаформкрасочные
канадабcванкувер
канфаитоИталия картинки и изображенияДеревья изображения и картинки
скульптура папоротникаИзображения собак –– ––– –– –––– – –.
HD обои с рисунком дереваHd обои
uklondonkensington high street
бюстстатуяфигура
мастерскаяДружба изображениятворчество
HD обои деревомодельэкспериментальный Ней Новый Южный Уэльс
studiopainterartist
montclairca#squirrel
nellington woodunited Kingdomtanbridge wells
Похожие коллекции
Деревянная скульптура
6 фото · Куратор Liya Brook 9001 1Предметы коллекционирования
2.7k фото · Куратор White.Raforest ™︎ ∙ 易雨白林.Дерево
221 фото · Куратор Джером (Джерри) Пантон0010 Hd деревянные обоимодельэкспериментальнаявыставкаформыкрасочные
canfaitoИталия картинки и изображенияДеревья изображения и картинки
peleș замкиsinaiaРумыния
Hd узор обоидерево узорHd обои
бюстстатуяфигура 90 011
hirzelswitzerlandСветлые фоны
Texture backgroundsaustraliasydney nsw
canadabcvancouver
montclairca#squirrel
Неллингтон ВудВеликобританияТанбридж Уэллс
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Шаморин — ЧилистовСловакияотель Корморан
мастерскаяДружба образовтворчество
северная ирландиябелфасткс льюис сквер
студияхудожникхудожник
Похожие коллекции
900 10Деревянная скульптура
6 фото · Куратор Лия БрукПредметы коллекционирования
2.7k фото · Куратор White.Raforest ™︎ ∙ 易雨白林.Дерево
221 фотография · Куратор Джером (Джерри) Пантонскульптура папоротникаСобака изображения и картинки
паравлюбленная параотношения
usacliftonoh
Просматривайте изображения премиум-класса на iStock | Скидка 20% на iStock
Логотип UnsplashСделайте что-нибудь потрясающее
Фоторезьба по дереву — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.