Базовые человеческие эмоции и их характеристики
Человек автоматически отслеживает эмоциональные реакции на лице собеседника – базовые человеческие эмоции. Это так сильно вошло в привычку, что мы даже не задумываемся, «сканируя» друг друга снова и снова, в каждом диалоге.
Откуда же появилась у нас эта особенность?
Психолог Пол Экман провел исследование, доказывающее, что мимика при трансляции собственных эмоций является врождённой особенностью каждого, независимо от национальности, вероисповедания, ситуации и даже социально-культурной принадлежности.
С 1965 года Экман побывал у многих народов, включая Борнео и новую Гвинею. Для изучения эмоций по выражению лица, он предлагал испытуемым пройти тест, в котором надо было охарактеризовать одну из шести основных (базовых) эмоций. Экман показывал фотографию человека, на лице которого отражается радость, страх, удивление, отвращение, грусть или гнев. Опрашиваемые участники должны были ответить, что именно испытывает человек на фото, а также продемонстрировать эту эмоцию.
Выяснилось, что в 80-90 % случаях, люди понимают базовые эмоции других, и могут их повторить.
Базовые человеческие эмоции. Список и их характеристики.
Страх
Негативная эмоция, которая выражается в ожидании чего-то угрожающего жизни или безопасности человека, и при этом неизбежного. Есть вариации проявления этой эмоции от легкой тревоги до настоящего ужаса. Предназначение этой эмоции — дать человеку энергию для ухода от опасности.
Удивление
Самая внезапная и кратковременная эмоция, выражающаяся на лице резким вскидыванием бровей и открытием рта. Мимика удивления обусловлена тем, что человеку нужно больше кислорода для того, чтобы справиться со стрессом от неожиданных перемен. По истечении первых секунд, удивление может стать позитивной, или негативной эмоцией.
Печаль (грусть)
Эмоция утраты, утери чего-то значимого человеку. Отличается от других эмоций тем, что носит пассивных характер. Тогда как, например гнев- эмоция, побуждающая к активным действиям. Крайняя степень печали- скорбь.
Гнев
Негативная эмоция, возникшая для устранения препятствий на пути к цели человека. Наиболее яркая из негативных эмоций: гнев проще всего заметить на лице. Может проявляться покраснением кожных покровов, сжатием челюсти, поднятием верхней губы (или человек поджимает губы — вариация звериного оскала).
Радость (счастье)
Самая светлая эмоция из базовых. Появляется вследствие получения желаемого, или осознания скорого достижения цели. Проявляется через улыбку, повышение громкости голоса, смех, переход к активной деятельности.
Презрение (отвращение)
Эмоция, как и все остальные базовые, доставшаяся нам от наших предков из животного мира. Изначально была связана с необходимостью избегать опасной (потенциально вредной человеку) пищи. По лицу человека, испытывающего отвращение, видно, что он как будто морщит нос, стараясь не вдыхать неприятный запах (чего-то потенциально не пригодного в пищу). Сейчас, отвращение стало более социальным, и появилась родственная эмоция- презрение, обозначающая то же самое, но по отношению к неприятному человеку.
А что же происходит «на другом конце провода»? Как реагирует человек, видящий эмоцию на лице собеседника, и вообще, как у нас получается их распознавать?
Вот тут начинается самое интересное: мы узнаем эмоции другого быстро, спонтанно, автоматически и неосознанно.
Интересный случай о взаимопонимании «без слов», на языке эмоций, известен мировой психологической практике. Психотерапевт, создатель направления клиент центрированной терапии Карл Роджерс, однажды проконсультировал клиента, говорящего на другом языке.
То есть, в процессе консультации и клиент, и психотерапевт говорили каждый на своем языке, и несмотря на это, консультация прошла успешно. Дело в том, что в психотерапии очень важно изложение мысли на своем родном языке, тогда как для психолога смысловая нагрузка слов не так важна, как базовые человеческие эмоции, которые транслирует клиент в процессе консультации.
В Академии 5 призм можно пройти бесплатное обучение коучингу «Профессия коуч».
Друзья, ждем вас.
С уважением, Юрий Мурадян и Ольга Рыбина
Портретная съемка – язык тела
by Dean Bradshaw
Фотография не может передавать голоса других людей, поэтому фотограф не в состоянии изобразить то, что люди говорят о себе. Однако слова, которые произносятся людьми, не всегда точно отражают те мысли и ощущения, которые люди переживают. Очень часто человеком включается некий фильтр, демонстрируется определенный стиль поведения, при помощи которых ему кажется, что он выражает то, что происходит внутри, а на самом деле поведение или демонстрация чувств не имеет ничего общего с тем, что переживается реально.
Психологи считают, что невербальный язык общения может показать гораздо больше, чем произнесенное вслух слово. Внешность людей: как они одеваются, двигаются и позиционируют себя, говорит о многом. Значительная часть из того, что демонстрируется языком тела, происходит фактически без осознания. Люди, конечно, контролируют себя в определенной степени, но часто их физические движения передают чувства гораздо красноречивее, чем человек мог бы или хотел озвучить вслух, потому что эти чувства являются бессознательными. Например, исследования показывают, что люди, даже не осознавая этого, немного наклоняются вперед, думая о будущем, и слегка откидываются назад, когда думают о прошлом. Человеческое тело не умеет лгать!
Как же научиться понимать язык тела?
Фотографы, кто любит портретную съемку, могут получить реальную пользу для своей практики, если ознакомятся с основными моментами языка тела модели, которые отвечают, в частности, за изображение эмоций или психического состояния. Группа физических сигналов составляет закономерность, более достоверно отражающую психическое состояние человека, чем какой-то один аспект позы тела.
Фотографы могут использовать это знание, чтобы поймать нужный момент для портретной съемки, или напрямую указать модели, что ей необходимо делать и как себя вести. Если вам приходится часто позировать или есть желание улучшить свои модельные навыки, тоже следует ознакомиться со смесью сигналов и мимических выражений лица, чтобы иметь возможность «дать настоящие эмоции» по первому требованию фотографа.
Давайте рассмотрим те нюансы языка тела, которые можно захватить камерой. «Прочувствуем» объяснение психологической составляющий даже кажущихся изначально противоречивых друг другу (сжатый кулак вместе с улыбкой на лице) проявлений человеческой личности.
Агрессия
Хмурый взгляд, оскаленные зубы, покрасневшее лицо с напряженным телом, стиснутые кулаки, резкие угрожающие или оскорбительные жесты.
Похоже, что кто-то вторгся на чужую территорию и можете с лихвой отхватить ненужные или враждебные последствия от тесного телесного контакта.
Концентрация и внимание
Очень спокойный, с пристальным взглядом, нахмуренным лбом или со сведенными бровями, открытое лицо, тело или голова наклоненные в сторону персоны или объекта, на котором сконцентрировано внимание.
Похоже, что человек не подозревает об отвлекающих факторах.
Скука
Зевота с усталым видом, отсутствующее выражением лица, сутулая спина или общая расслабленность тела, взгляд на часы, барабан пальцами.
Кажется, человеку нет дела до того, на кого или на что должно быть сконцентрировано его внимание.
Закрытость
by Frida Freak
Скрещенные руки, лодыжки или ноги, взгляд вниз или в сторону. Может быть, человек даже полностью обхватит себя руками.
Наверняка предпринята попытка что-то скрыть, «держать себя в руках». Естественное желание «свернуться калачиком», словно в позе, напоминающей положении плода.
Оборона и защита
Скорее всего человек обхватит руками уязвимые части тела, опустит подбородок, скрестит руки, закроется таким образом, а затем скрестит ноги. Будет избегать прямого взгляда.
Руки используются в качестве защитного барьера, чтобы отражать от себя, кажущиеся угрожающими, вещи.
Обман
by Dmitry Elizarov
Тело напряженное. Вынужденная улыбка, руки спрятаны в карманах. Внешний вид говорит о том, что человек отвлекается, может даже потеть и будет заметно, что покусывает щеку изнутри. Взгляд в сторону.
Господство и власть
Прямая спина. Весь корпус вытянут и рост кажется выше, чем есть. Ноги широко расставлены, руки уперты в бока. Лицо неодобрительное, хмурое или насмешливое. Взгляд прямо в глаза.
Вы вторгаетесь на личную территорию человека, нарушаете правила приватности, заставляете человека обороняться. Давите на собеседника «энергетикой».
Созерцание
Руки (кисти) сложены шатром, губы поджимаются, взгляд достаточно напряженный, но тело расслаблено. Руки могут касаться губ, подбородка и спинок носа.
Весь вид свидетельствует о том, что человек задумался.
Открытость
Конечности развернуты в сторону собеседника. Тело и глаза расслаблены. Верхняя одежда перекинута через руку, тугой воротничок может быть расстегнут.
Готовность (на пороге некоторых действий)
Все тело и глаза устремлены в определенном направлении. Тело еще вдобавок слегка напряжено, как будто готовится произвести движение, и руки вот-вот помогут сделать это.
Релаксация
Спокойный взгляд, нежные жесты, кажущиеся со стороны беспечными и счастливыми. Плечи и конечности расслаблены. Все тело выглядит без напряжения, уравновешенным, даже слегка размякшее.
Романтичность и сексуальность
by Syrian Gropius
Расширенные зрачки и неподвижный взгляд. Копирование мимики лица другого человека, поигрывание кончиками пальцев в волосах, прикосновение к своему телу, трогательные прикосновения, облизывание губ.
Перебираясь на личное пространство другого человека прежде всего слегка касайтесь кисти рук, затем уже можно предпринимать более активные действия.
Покорность
Покорность демонстрируется статикой. Весь образ высветленный, подбородок опущен вниз. Улыбка губами, но не глазами. Прикосновения к себе или открытые позы рук (ладонями наружу) противопоставляются разворотом тела в обратную сторону.
Стремление как можно меньше занять собой внешнего пространства.
Лицо и руки – ваши главные инструменты
Очевидно, что лицо и руки играют важнейшую роль в выражении эмоций. Руки вообще богаты нервными окончаниями, и непропорционально большие участки мозга посвящены обработке информации, которая поступает от ощущений, передающихся через них. Даже если вдруг вы сомневаетесь в важности рук при выражении мыслей или эмоций, учитывайте тот факт, что весь язык жестов вращается как раз вокруг живописных хитросплетений рук и пальцев. Существует множество общепонятных для всех людей жестов, которые «считываются» без лишних слов: поднятый большой палец вверх, рукопожатие, взмах ладони в приветствии, сжатый кулак при раздражении, угроза непоседам указательным пальцем и т.д.
Многие хорошие фотографии демонстрируют зрителю как люди используют жесты рук при разговоре, даже не подозревая сколько информации вкладывается при этом, не осознавая, что делают. Многие психологические исследования показывают, что подобные жесты помогают людям в понимании языка и тренировке памяти. Необходимо запомнить и тренироваться обращать внимание на жесты и движение рук при съемке людей.
by Anton Martynov
Естественно, что важным моментом является и внимание к лицам. Сложности и нюансы мимики отражают разнообразие и тонкость человеческих эмоций. Люди носят свои личности на лицах. Это и является той причиной, почему мы очарованы портретной фотографией. Известный американский психолог Пол Экман в одном из своих исследований обнародовал тот факт, что человек способен передать семь основных выражений лица, которые будут понятны и правильно истолкованы во всем мире.
Грусть
Веки приопущены, брови приподняты и могут быть чуть сведены к переносице, уголки губ тянутся вниз, нижняя губа может быть оттопырена и выглядеть больше верхней.
by Zuzer Cofie
Удивление
Верхние веки и брови подняты высоко, челюсть расслаблена и немного приоткрыт рот. В зависимости от положительности эмоций уголки губ приподняты или опущены.
Гнев
Глаза сощуренные, брови опущены и подвижны. Интенсивный гнев поднимает верхние веки. Челюсть подается вперед вместе со сжатыми губами. Нижняя губа активная и может даже поджимать верхнюю.
by Ovidiu Oltean
Презрение
Отражается с помощью одной стороны лица. В презрении верхняя губа растягивается и подтягивается вверх за счет носогубной складки. Иногда о презрении свидетельствует задранный кверху один из кончиков губ.
Отвращение
Нос сморщен, верхняя губа приподнимается за счет носогубной складки. Нижняя губа зачастую выступает вперед.
Страх
Глаза расширяются, верхние веки приподняты как при удивлении, но брови при этом сводятся вместе. Губы растянуты по горизонтали.
Счастье
Улыбка, скрытая в уголках рта. Вверх вытягиваются веки, скулы, шея, при этом внешние уголки бровей опускаются книзу.
by Brains
Лица людей, конечно же, могут выразить больше, чем эти семь эмоций, которые будут понятны окружающим, поэтому вопрос для психологов остается открытым. Ну, а нам, как фотографам, остается «мотать на ус», потому как трудно игнорировать многие нюансы мимики. Комбинации из приведенных выше семи основных выражений чувств помогут разнообразить портреты, точно пойманные тонкие аспекты выражения лица, выбор фотографировать портрет крупным планом или в анфас – это и значит быть готовым к портретным съемкам во всеоружии.
Природа и контекст языка тела
Язык тела в фотографии, естественно, не находится в вакууме. Другие элементы изображения влияют на то, как мы интерпретируем внешность и даже осанку модели, поэтому стоит рассмотреть роль языка тела в общей композиции кадра.
Углы и линии
Как сделать, чтобы линии, образованные лицом, руками, ногами, головой взаимодействовали не только друг с другом, но и с остальными линиями в пространстве кадра? Необходимо, чтобы они усиливали друг друга как в вертикальном, так и горизонтальном пространстве. Мощные вертикали, энергичные диагонали или же ломанные линии, которые конкурируют друг с другом интересными способами, – все является важным в портретной съемке.
Известно давно, что наиболее привлекательными являются кадры, когда плечи и головы портретируемых располагаются под углом друг к другу, вместо того, чтобы быть выстроенными в ряд. Если, конечно, фотограф не ставит задачу сделать кадр в воздухе которого витает агрессивность, твердость и прямолинейность. Существует даже такой термин “анфас угрозы”, когда вы сталкиваетесь с кем-то лоб в лоб.
Формы
Если внимательно рассмотреть психологические смыслы, связанные с техническими формами, можно заметить, что, например, кольцевые структуры имеют устойчивость только внутри кольца. Отсюда и защита в виде «кольцевого обхвата руками», руки, сплетенные на груди.
Треугольники говорят о фундаментальности и надежном положении – широко расставленные ноги подтверждают устойчивую опору.
Диагональ, направленная на предмет, выглядит угрожающей. Вообще в в кадре является «указующим» элементом, чем часто и пользуются фотографы. Может быть образована из того же треугольника.
Символические элементы окружающей среды. Именно от них зависит окончательная интерпретация языка тела. Расслабленно лежащий мужчина с повисшей рукой вызовет разные чувства, если будет размещаться дома у себя на диване или в вагоне переполненного метро.
Постобработка помогает расставлять акценты. Мягкий фокус всегда способствует внесению момента нежности. Высокий контраст усилит агрессивность тела. Таким образом появляется возможность управлять общим настроением снимка.
Язык тела для двоих
Какой бы интересной не была психология фотографии одного человека, великая интрига скрывается в снимках, когда мы видим взаимодействие двух или более людей. Особенно интересны фотосъемки группы людей, когда можно прочесть межличностную динамику и даже зачастую неосознанное взаимодействие между людьми, если немного быть знакомым с языком тела. Читая такие фотографии, обращайте внимание на детали.
Личное пространство
Все люди имеют невидимую для глаз зону комфорта вокруг своего тела, которая считается собственным личным пространством. Только люди, с которыми наблюдаются близкие отношения, а также домашние животные – могут находиться в этой зоне. Когда кто-либо входит в зону личного пространства, человек чувствует угрозу, дискомфорт и автоматически пытается отдалиться или закрыться. Достаточно посмотреть даже на обнявшихся друзей, чтобы понять насколько искренняя царит между ними дружба или открытость. А двое влюбленных могут не касаться друг друга, но всей направленностью тел демонстрировать единое целое, общность и разделенность чувств.
Расстояние и близость
Перекликается с идеей личного пространства. Мы можем полагаться на физическое расстояние между людьми в группе, как на возможную степень эмоциональной близости между ними.
Ориентированность и трогательность
Прикосновение, взгляды, наклоны, приближение также могут указывать на близость, или желание к ней. Направление – это язык тела, всегда видно направлен он в одну сторону или взаимен.
Помогаем компьютерам воспринимать человеческие эмоции | MIT News
Исследователи MIT Media Lab разработали модель машинного обучения, которая делает компьютеры на шаг ближе к интерпретации наших эмоций так же естественно, как и люди.
В растущей области «аффективных вычислений» разрабатываются роботы и компьютеры для анализа выражения лица, интерпретации наших эмоций и соответствующей реакции. Приложения включают, например, наблюдение за здоровьем и самочувствием человека, оценку интереса учащихся к занятиям, помощь в диагностике признаков определенных заболеваний и разработку полезных роботов-компаньонов.
Проблема, однако, в том, что люди выражают эмоции совершенно по-разному, в зависимости от многих факторов. Общие различия можно увидеть среди культур, полов и возрастных групп. Но другие различия еще более тонкие: время суток, то, как долго вы спали, или даже уровень вашего знакомства с собеседником приводят к тонким вариациям в том, как вы выражаете, скажем, радость или печаль в данный момент.
Человеческий мозг инстинктивно улавливает эти отклонения, но машины борются. Методы глубокого обучения были разработаны в последние годы, чтобы помочь уловить тонкости, но они все еще не настолько точны и не настолько адаптируются к разным группам населения, как могли бы быть.
Исследователи Медиа-лаборатории разработали модель машинного обучения, которая превосходит традиционные системы в захвате этих небольших изменений выражения лица, чтобы лучше оценивать настроение при обучении на тысячах изображений лиц. Более того, используя немного дополнительных обучающих данных, модель может быть адаптирована к совершенно новой группе людей с той же эффективностью. Цель состоит в том, чтобы улучшить существующие технологии аффективных вычислений.
«Это ненавязчивый способ отслеживать наше настроение», — говорит Огги Рудович, исследователь Media Lab и соавтор статьи с описанием модели, которая была представлена на прошлой неделе на конференции по машинному обучению и интеллектуальному анализу данных. «Если вам нужны роботы с социальным интеллектом, вы должны заставить их разумно и естественно реагировать на наши настроения и эмоции, как люди».
Соавторами статьи являются: первый автор Майкл Феффер, студент бакалавриата в области электротехники и информатики; и Розалинд Пикард, профессор медиаискусства и наук и директор-основатель исследовательской группы Affective Computing.
Персонализированные эксперты
Традиционные модели аффективных вычислений используют концепцию «один размер подходит всем». Они тренируются на одном наборе изображений, изображающих различные выражения лица, оптимизируют особенности — например, то, как изгибается губа при улыбке, — и сопоставляют эти общие оптимизации характеристик со всем набором новых изображений.
Вместо этого исследователи объединили технику, называемую «смесь экспертов» (MoE), с методами персонализации моделей, что помогло получить более подробные данные о выражении лиц отдельных лиц. По словам Рудовича, эти два метода впервые были объединены для аффективных вычислений.
В МО несколько моделей нейронных сетей, называемых «экспертами», обучаются, чтобы специализироваться на отдельной задаче обработки и производить один результат. Исследователи также включили «сеть стробирования», которая вычисляет вероятность того, какой эксперт лучше всего обнаружит настроение невидимых субъектов. «По сути, сеть может различать людей и говорить: «Это правильный эксперт для данного изображения», — говорит Феффер.
Для своей модели исследователи персонализировали MoE, сопоставив каждого эксперта с одной из 18 отдельных видеозаписей в базе данных RECOLA, общедоступной базе данных людей, разговаривающих на платформе видеочата, предназначенной для приложений аффективных вычислений. Они обучили модель, используя девять предметов, и оценили их на других девяти, при этом все видео были разбиты на отдельные кадры.
Каждый эксперт и шлюзовая сеть отслеживали выражение лица каждого человека с помощью остаточной сети («ResNet»), нейронной сети, используемой для классификации объектов. При этом модель оценивала каждый кадр на основе уровня валентности (приятного или неприятного) и возбуждения (возбуждения) – часто используемых показателей для кодирования различных эмоциональных состояний. Отдельно шесть экспертов-людей маркировали каждый кадр валентностью и возбуждением по шкале от -1 (низкий уровень) до 1 (высокий уровень), которую модель также использовала для обучения.
Затем исследователи выполнили дальнейшую персонализацию модели, в которой они передали данные обученной модели из некоторых кадров оставшихся видео испытуемых, а затем проверили модель на всех невидимых кадрах из этих видео. Результаты показали, что, имея всего от 5 до 10 процентов данных от новой популяции, модель значительно превзошла традиционные модели — это означает, что ее оценка валентности и возбуждения на невидимых изображениях намного ближе к интерпретациям людей-экспертов.
Это показывает потенциал моделей для адаптации от популяции к популяции или от индивидуума к индивидууму с очень небольшим количеством данных, говорит Рудович. «Это главное, — говорит он. «Когда у вас есть новая популяция, у вас должен быть способ учесть сдвиг в распределении данных [тонкие вариации лица]. Представьте себе модель, предназначенную для анализа выражений лица в одной культуре, которую необходимо адаптировать для другой культуры. Без учета этого смещения данных эти модели будут работать хуже. Но если вы просто попробуете немного новой культуры, чтобы адаптировать нашу модель, эти модели могут работать намного лучше, особенно на индивидуальном уровне. Именно здесь лучше всего видна важность персонализации модели».
Доступные в настоящее время данные для таких исследований аффективных вычислений не очень разнообразны по цвету кожи, поэтому данные для обучения исследователей были ограничены. Но когда такие данные станут доступны, модель можно будет обучить для использования на более разнообразных популяциях. Следующим шагом, по словам Феффера, будет обучение модели на «гораздо большем наборе данных с более разнообразными культурами».
Улучшение взаимодействия машины и человека
Другая цель — научить модель помогать компьютерам и роботам автоматически учиться на небольших объемах изменяющихся данных, чтобы более естественно определять, что мы чувствуем, и лучше удовлетворять потребности человека, говорят исследователи.
Он может, например, работать в фоновом режиме компьютера или мобильного устройства, чтобы отслеживать видео-разговоры пользователя и узнавать тонкие изменения выражения лица в различных контекстах. «У вас могут быть такие вещи, как приложения для смартфонов или веб-сайты, которые могут рассказать, как люди себя чувствуют, и порекомендовать способы справиться со стрессом или болью, а также другие вещи, которые негативно влияют на их жизнь», — говорит Феффер.
Это также может быть полезно при наблюдении, скажем, за депрессией или деменцией, поскольку выражение лица людей имеет тенденцию слегка меняться из-за этих состояний. «Возможность пассивно отслеживать наше выражение лица, — говорит Рудович, — со временем мы могли бы персонализировать эти модели для пользователей и отслеживать, сколько отклонений они имеют ежедневно — отклонение от среднего уровня выразительности лица — и использовать это. показателей самочувствия и здоровья».
Перспективным применением, по словам Рудовича, является взаимодействие человека и робота, например, для персональной робототехники или роботов, используемых в образовательных целях, где роботы должны адаптироваться для оценки эмоциональных состояний многих разных людей. Одна версия, например, использовалась, чтобы помочь роботам лучше интерпретировать настроение детей с аутизмом.
Родди Коуи, почетный профессор психологии Королевского университета в Белфасте и специалист по аффективным вычислениям, говорит, что работа Массачусетского технологического института «показывает, где мы на самом деле находимся» в этой области. «Мы движемся к системам, которые могут приблизительно определить по фотографиям лиц людей, где они расположены по шкале от очень положительного до очень отрицательного и от очень активного до очень пассивного», — говорит он. «Кажется интуитивно понятным, что эмоциональные знаки, которые подает один человек, не совпадают со знаками, которые подает другой, и поэтому вполне логично, что распознавание эмоций работает лучше, когда оно персонализировано. Метод персонализации отражает еще один интригующий момент: более эффективно обучать нескольких «экспертов» и объединять их суждения, чем обучать одного суперэксперта. Вместе они составляют удовлетворительный пакет».
Emotion Pictures Faces — Передача разнообразия человеческих эмоций с помощью изображений
Эмоциональные изображения лиц — это мощный способ визуально выразить и исследовать широкий спектр эмоций. На этих изображениях изображены лица, которые призваны отражать определенные эмоции, позволяя людям связывать и передавать свои эмоции более наглядным и доступным способом. счастья и печали в более сложные и детализированные образы, которые отражают тонкости эмоций, таких как замешательство и разочарование. Они идеально подходят для использования в визуальной коммуникации, консультировании по вопросам психического здоровья или личных размышлениях и развитии. Одним из самых больших преимуществ использования изображений эмоций является их способность обеспечивать более тонкое и точное представление человеческих эмоций. Они могут помочь людям лучше осознавать свои собственные эмоции и лучше понимать эмоции других, что в конечном итоге приводит к более эффективному общению и эмоциональной регуляции.