IMind Map — настоящие интеллект-карты
В силу специфики своей деятельности я постоянно отслеживаю появление и развитие инструментов наподобие методики построения интеллект-карт. Естественно, и за ПО, реализующим методики, тоже слежу. Мне казалось, что я знаю все эти программы. Но iMind Map очень удивила меня. Во-первых, потому что слона-то я и не заметил. Во-вторых, потому что программа намного лучше аналогов именно с точки зрения стимуляции мышления.
iMind Map
Впрочем, неудивительно — программа сделана и находится под патронажем основателя данной методики Тони Бьюзана. До сего момента я пользовался самым продвинутым и раскрученным решением — Mind Manager от компании Mindjet. Я продолжаю им пользоваться, когда нужно создать структуру. Но если мне нужно найти решение или поразмышлять, именно iMind Map — то что нужно. Что же такого особенного в этой программе?
Каждая ветка — это отдельное направление или мысль, которую вы развиваете. Чем тоньше участок ветви, тем более новым, свежим или детальным он является по отношению к основной мысли.
По умолчанию все основные ветви дерева имеют разные цвета. Это тоже немаловажно и позволяет отделить одну мысль и ход её развития от другой, при этом сохраняя общую структуру. Цвет и форму веток можно менять по своему усмотрению.
В принципе, с ветками очень удобно работать. Их можно перетаскивать, растягивать, можно менять их форму. Два режима рисования определяют, как будет нарисована ветвь: автоматически или от руки. Рисуя от руки, вы сможете придать ветке любую форму. Кроме того, можно даже изменить рисунок самой ветви. Например, сделать его в виде дороги или стрелки. Визуализация ветви — визуализация мысли.
Ветви могут быть также двух типов: простая (линейная) и в виде прямоугольника. В первом варианте текст располагается на самой ветви. Во втором случае текст находится внутри прямоугольника. Представление ветви в виде прямоугольника очень удобно для отображения ключевых мыслей и комментариев.
Ветви можно соединить между собой, для этого существуют отдельные стрелки.
Для усиления визуализации можно использовать изображения. Их можно размещать на самой ветви, назначать в качестве базовой точки ветви или просто расположить в любом месте. Помимо картинок, ветви можно маркировать значками, выбор которых весьма велик в iMind Map. Кстати, кроме добавления файлов с картинками, можно набросать изображение и сразу добавить его на карту. Просто бесценная функция для мозгового штурма.
Мегакруто то, что в iMind Map можно добавлять блок-схемы прямо в интеллект-карту. Мне этого очень не хватает в том же MindManager. Каждый элемент схемы может быть соединён с любым элементом всей карты.
Очень классно работает функция автоматического наведения порядка. Одно нажатие, и карта приобретает оптимальный вид с точки зрения отображения и размещения элементов. Так что не стоит беспокоиться о беспорядке при работе с картой.
Отдельно стоит рассказать о способах представления карты.
Вид проекта
Как и многое другое ПО для интеллект-карт, iMind Map позволяет преобразовать ветви в задачи. А целиком карта представляет собой единый проект. Для того чтобы было удобнее работать с картой с точки зрения управления проектом, предусмотрен отдельный вид. В данном случае ветви карты представлены в виде списка с указанием сроков, длительности и процента завершения.
К слову, iMind Map работает с сервисом для ведения задач Drop Task. Не сказал бы, что вид проекта сам по себе принесёт большую пользу, но ведение небольших проектов в таком режиме вполне возможно. А вот в связке с Drop Task — совсем другое дело. Очень рекомендую обратить внимание на сам сервис и попробовать его в связке с iMind Map. Выглядит всё необычно, очень и очень круто. Но это, наверное, тянет на отдельную статью.
Карта 3D
Очень необычный режим представления. Программа преобразует вашу карту в трёхмерное изображение, которое можно вращать по вашему усмотрению. Казалось бы, всего лишь визуальная фишка. Но нет. Представление крайне удобно для проведения презентации и акцентирования внимания на той или иной ветви, мысли, задаче. Необычно, интересно, добавляет изюминку — словом, мне понравилось.
Режим текста
В данном режиме интеллект-карта представляется в виде структурированного текста. Подпункты можно сворачивать и разворачивать. Такой вид, к примеру, очень удобен для работы с выстраиванием текста. Количество вложенных подпунктов бесконечно. Можно сначала набросать структуру текста в виде карты с пометками основных тезисов и идей, а затем перейти в режим текста и уже работать со статьёй. Картинки и значки в данном виде тоже отображаются. Ещё этот вид очень удобен для подготовки к проведению презентации и работы с тезисами.
Режим презентации
Такого эффектного и эффективного режима презентации нет ни в одной программе-аналоге. Интеллект-карта — это целая история. iMind Map в режиме презентации позволяет рассказать эту историю так и в том порядке, в котором вы решите. Перед запуском презентации вы можете настроить порядок отображения ветвей, комментарии к ним, виды переходов от одной ветви к другой и многое другое. Вы можете настроить переходы по щелчку клавиш или задать время показа каждой ветви. Можно даже зациклить презентацию, чтобы она показывалась постоянно, — режим киоска.
Программа предлагает набор шаблонов представления презентации, что делает её создание ещё проще. Масштабирование, переходы, акценты на ветвях — всё это делается буквально в пару кликов. В результате получается очень качественный продукт. Моя оценка — пять из пяти.
Режим очерёдности ветвей
Похож на текстовый режим и представляет из себя структурированный текст. Но цель данного режима состоит именно в определении очерёдности ветвей. В этом режиме вы определяете, в какой последовательности ваши идеи будут представлены на карте и в презентации. То есть вы можете это сделать как в режиме карты, просто перетаскивая ветки, так и в данном режиме, изменяя уровни ветвей в виде текста. На самом деле очень удобно.
Резюме и некоторые фишки
- Единственное ПО, полностью соответствующее принципам построения интеллект-карт и визуализации процесса мышления.
- Разработано при поддержке основателя методики Тони Бьюзана.
- Очень удобная работа по построению и изменению интеллект-карты.
- Интеграция с Drop Task позволяет вести нехилые проекты.
- Гибкие настройки отображения и презентации.
- Построение интеллект-карт превращается в увлекательный процесс.
- На сайте ThinkBuzan можно пройти бесплатное онлайн-обучение по построению интеллект-карт.
- Программа работает на разных платформах: Windows, Mac OS X, iOS, Android.
- Встроенная оптимизация отображения карты работает просто волшебно.
- Лучшее ПО для подготовки презентаций на основе интеллект-карт.
- Возможность добавления блок-схем на карту.
- Полностью на русском.
В заключение
На мой взгляд, iMind Map — лучшая программа по построению интеллект-карт. Единственная программа в своём роде, которая стимулирует мышление. Очень советую попробовать, благо есть триал-версия. Недавно программа была дополнена новыми фишками и обновлена до 8-й версии. Но об этом в следующий раз. У меня все. 😉
iMind Map
lifehacker.ru
Майнд-карты: отличный способ привести дела в порядок
Надеемся, что методики по организации времени, которые мы описывали ранее, оказались вам полезны. Кто-то стал активно использовать метод Pomodoro, кому-то понравилось планировать свои дела при помощи матрицы Эйзенхауэра или календарного метода.
Предлагаем еще один эффективный инструмент, помогающий очень наглядно планировать что угодно — от похода в магазин до основных жизненных задач. Это майнд-карты. Их еще называют ментальными картами или интеллект-картами. Многие, начав использовать этот метод, находят его чрезвычайно полезным, а процесс планирования — увлекательным.
Где используются интеллект-карты
На самом деле, использовать их можно где угодно. Этот инструмент помогает увидеть общую картину предстоящей работы и последовательно разбить ее на более мелкие этапы. С помощью майнд-карт проводят свои исследования маркетологи и социологи, этот инструмент помогает составить семантическое ядро или карту сайта, подготовиться к важному мероприятию или составить план масштабной письменной работы, набросать список необходимых дел или спланировать бюджет. Словом, методика практически универсальна.
Вот лишь некоторые сферы применения интеллект-карт.
1. Систематизация информации
Майнд-карты позволяют структурировать любую информацию. Составленной схема позволит наглядно отобразить, какими свойствами, достоинствами или недостатками обладает тот или иной объект, как его можно использовать и т. д.
Такая четкая структура поможет легче ориентироваться в большом объеме информации как при подготовке статьи или выступления, так и во время проведения презентации, лекции. Представьте, что слушатели вместо сумбурного словесного потока будут видеть перед собой красивую и понятную схему того, о чем идет речь — и вы поймете насколько более выигрышным станет ваше выступление.
2. Обучение
При подготовке к экзаменам, прохождении курсов приходится запоминать и систематизировать большое количество материала. Майнд-карты — отличный инструмент для составления конспектов или планов статей, курсовых, дипломных работ.
При помощи ментальных карт легко разбить любой вопрос на составляющие, а их, в свою очередь, раздробить на еще более мелкие подпункты. Таким образом, вы получаете подробный целостный разбор любого вопроса, который будет у вас перед глазами в виде четкой схемы.
Плюс карт еще и в том, что «дробить» информацию можно практически до бесконечности, дорисовывая новые ветки к уже имеющимся. В результате вы не упустите даже самые мелкие детали.
3. Генерация идей
Если вам необходимо решить какую-то проблему или вопрос, ментальные карты также оказываются весьма кстати. С их помощью удобно фиксировать результаты мозгового штурма во время обсуждения рабочих задач и бытовых вопросов.
В центр карты помещается любая проблема, к примеру, куда поехать в отпуск, как организовать вечеринку, как открыть интернет-магазин — словом, что угодно. Далее, по мере возникновения идей о способах решения проблемы к центральной части дорисовываются ветки. Они «обрастают» новыми ответвлениями с описанием способов воплощения конкретной идеи. Здесь же можно отразить специфику каждого найденного решения, следствия и возможные «подводные камни».
Такие карты можно рисовать самостоятельно или вместе с коллегами, изображать их от руки на листе бумаги, пользуясь цветными фломастерами, или работать в специальной программе — результат все равно будет очень наглядным.
4. Принятие решений
Аналогично работают карты и в случае, когда необходимо принять какое-то решение. Если вы привыкли руководствоваться скорее логикой, чем интуицией, то метод окажется вам полезен.
В центре карты изображается актуальный вопрос или проблема, на ветках первого уровня размещаются возможные варианты решений, а на ветках третьего — вероятные последствия такого способа действий. Можно разбить эти последствия на положительные и отрицательные.
Таким образом, вы сможете наглядно сопоставить все возможные варианты и выбрать самый оптимальный из них.
5. Планирование
Планировать при помощи майнд-карт можно что угодно: бюджет, временные затраты на проект или действия по его реализации. Можно даже составить план покупок или тренировок на неделю.
Единственный существенный минус планирования при помощи карт — это трудность привязки к определенным срокам. Если, к примеру, использовать диаграмму Гранта, то можно четко увидеть, в какой последовательности и в какие сроки должно происходить то или иное событие, как оно связано с другими по времени. В майнд-картах можно лишь указать срок выполнения конкретной задачи.
Выход есть: совмещать планирование при помои карт и сервиса SmartProgress, в котором можно указывать промежуточные сроки исполнения блока задач, а также получать напоминания. Таким образом, карта позволит вам видеть все пункты выполнения вашей задачи в целом, а SmartProgress будет выполнять дисциплинирующую функцию.
При планировании в центре майнд-карты обозначьте конечную глобальную цель, к примеру, «путешествие». На лучах первого уровня записывайте все, что необходимо для реализации вашей цели: место, бюджет, маршрут, культурная программа, состав участников, багаж и пр. На лучах второго и последующих уровней конкретизируйте каждый пункт настолько подробно, насколько это необходимо.
Достоинства интеллект-карт
- Информация, структурированная в подобную схему, легче воспринимается мозгом, т.к. выглядит упорядоченной и воплощенной в виде конкретного образа. Такая форма легко и надолго запоминается.
- При помощи майнд-карт мы включаем ассоциативное мышление — более естественное для нашего мозга, нежели линейное, которое работает при составлении последовательных списков. Именно поэтому при помощи интеллект-карт становится легче систематизировать и приводить в порядок большие объемы информации.
- Воспринимая карту, мы сначала фиксируем свое внимание на общих моментах, постепенно продвигаясь к частным, что помогает правильно определить приоритетные направления.
- Карта позволяет наглядно увидеть все детали проекта вплоть до самых мелких, легко выявить возможные нестыковки и помехи.
- Выполненные пункты удобно отмечать, можно в любой момент добавлять новые ветви.
- Неоднородные элементы легко «уживаются» рядом в пределах одной карты.
Принципы построения карт
В начале работы в центральной части страницы обозначается основная мысль (идея, проблема, цель). На ветках первого уровня располагаются основные ключевые понятия, составляющие, ассоциации, которые вызывает у вас центральный образ. Далее каждый луч дополняется ответвлениями 2, 3 уровня. Уровней может быть столько, сколько необходимо для полного раскрытия каждой составляющей.
Советы по составлению карт:
- Включайте не только логику, но и ассоциативное мышление — таким образом вы помогаете мозгу всесторонне рассмотреть проблему и быстрее найти не самое очевидное, но, возможно, лучшее решение.
- Для каждой ветки используйте свой цвет — так легче визуально разграничить разные направления деятельности. Если карту будут использовать несколько человек, обозначайте задачи каждого отдельным цветом. При этом не используйте больше 8 оттенков — слишком пестрая карта будет тяжелее восприниматься.
- Не забудьте об особенностях восприятия цвета. Красный, оранжевый и ярко-желтый обращают на себя внимание в первую очередь, выделяйте ими наиболее важные моменты. Самыми «спокойными» являются оттенки коричневого, синего и зеленого — используйте их для менее значимых пунктов.
- Слишком «ветвистая» карта будет сложнее восприниматься, чем простая и ясная. Постарайтесь не использовать больше 5-7 веток второго и следующих уровней, выделяйте основное.
- Специальные программы — это замечательно, но рисование от руки стимулирует мыслительный процесс. Изображая проблему на листе, вы уже начинаете ее решать.
- Не стремитесь привести карту к стандартной форме. Она отражает стиль вашего мышления, позвольте ей быть немного «неправильной», если этого требуют ваши ассоциации.
- Картинки, пиктораммы, условные значки запоминаются легче, чем текст, поэтому смело придумывайте их самостоятельно и используйте их при составлении карты. Чем необычнее, оригинальнее и эмоциональнее они будут — тем лучше. Это облегчит восприятие и запоминание.
- Старайтесь использовать слова по минимуму. Длинный текст воспринимается сложнее. Старайтесь писать короткими фразами, умещая их в одну строку.
- Самые важные пункты выделяйте более толстыми линиями, ветки первого уровня должны быть толще, чем последующих. Более важную информацию пишите крупнее. Длина линии должна равняться длине слова.
- Используйте разграничение меду ветками, объединяйте замкнутыми линиями блоки, показывайте стрелками взаимосвязи.
Специальные сервисы
Рисовать от руки хотя и полезно, но нравится далеко не всем. Если вы из их числа, используйте компьютерные программы для составления ментальных карт. Они имеют различный дизайн, возможности и совместимость с различными платформами, поэтому выбирайте то, что подойдет именно вам.
Один из популярных инструментов по составлению интеллект-карт — MindMeister — онлайн-сервис, совместимый с планировщиком Meistertask. Возможно также подключение платных пакетов PRO. Удобство этого сервиса в «облачном» способе сохранения данных, таким образом нужную карту можно открыть на любом компьютере. Сервис предоставляет широкие возможности для творческого подхода к составлению ментальных карт: есть разнообразные шаблоны, интерфейс яркий, разобраться в управлении несложно. Словом, стоит попробовать.
И все-таки психологи советуют создавать карты от руки. В этом случае уже в процессе рисования вы активизирует ваше творческое мышление и приступите к обдумыванию проблемы. С другой стороны, использование современных технологий позволяет сделать процесс быстрым. Решайте сами, что удобнее для вас.
В любом случае, рекомендуем воспользоваться методом составления ментальных карт — хотя бы ради того, чтобы понять, подходит ли он вам.
smarttalks.me
Mind map вместо тест-кейса, или Как визуализация позволяет тестировать приложение быстрее / Badoo corporate blog / Habr
Привет! Меня зовут Катя, и я работаю тестировщиком мобильных приложений более пяти лет. Последние три года я тружусь в iOS-команде Badoo, и еженедельно мы релизим от трёх до семи новых фич, от трёх до пяти технических тасков и от пяти до 13 багфиксов. Как вы понимаете, приложение меняется с такой скоростью, что поддерживать классическую тестовую документацию (test cases) неэффективно: почти всегда она будет устаревшей.
Опытным путём мы выяснили, что чек-листы в качестве тестовой документации работают лучше, так как их проще создавать и использовать. Тем не менее иногда они могут быть запутанными и слишком подробными, особенно когда есть буквально пара часов на exploratory testing фичи, которая должна попасть в следующий релиз.
В этом случае визуализация позволяет сэкономить кучу времени, поэтому мы решили попробовать использовать mind maps (или «ментальные карты»), которые так же удобны в использовании, как чек-листы, но более наглядны за счёт визуального формата.
Сегодня мы подробненько разберём созданную мной mind map для тестирования iOS-приложения (далее именуемую «моя прелесть»), а также пройдёмся по ресурсам, которые можно использовать при построении mind map для мобильного приложения, чтобы покрыть максимальное количество важных сценариев.
Из чего составить mind map
Давайте разберём структуру «моей прелести».
Как видно ниже, все идеи для тестирования разделены на десять основных категорий, каждая из которых имеет множество веток:
Функциональность
Эта категория — самая объёмная. Здесь важно убедиться, что ваша фича / продукт работает как следует. В эту категорию я отнесла следующие проверки:
Интерфейс пользователя
Категория «Интерфейс пользователя» крайне важна, ведь от того, как пользователь взаимодействует с приложением, зависят его лояльность и успех продукта. Здесь предлагаю проверить следующие пункты:
Навигация
Представьте, что вам пришло пуш-уведомление «Вы понравились нескольким людям». Открываете его — и застреваете на страничке «Мы обновили политику конфиденциальности», которую никак нельзя закрыть. Вы пробуете и так, и этак — любопытно же, кому вы там понравились, — но тщетно, подлый экран не пропадает. Во избежание подобных случаев необходимо тестировать навигацию:
Платежи
Перефразируя классика, скажу: «Тестируйте платежи так, как будто ваш личный заработок зависит от этого».
Статистика
В суровую эпоху А/B-тестов решение, была ли фича успешной, принимает команда data science. Поэтому очень важно, чтобы статистика, которую вы присылаете, была достоверной.
Сеть
Тестируя мобильное приложение в уютном офисе с хорошим Wi-Fi, важно помнить, что люди могут захотеть пользоваться приложением в лифте, общественном транспорте и других местах, где качество сигнала может быть хуже. И любое приложение должно адекватно реагировать на смену сети. Предлагаю проверить следующее:
Автоматизация
Если у вас есть автотесты, пользуйтесь ими (спасибо, Кэп).
Кросс-платформенные проверки
Если фича, которую вы тестируете, например, в iOS-приложении, уже реализована на другой платформе (скажем, Android), то обязательно убедитесь, что поведение консистентно. И не упускайте возможность избежать тех багов, с которыми столкнулись тестировщики другой платформы.
Коммуникация
Здесь рекомендую уточнить требования и убедиться, что продуктом / фичей довольны все заинтересованные стороны.
Загадочная категория «Другое»
В готовом виде «моя прелесть» выглядит следующим образом:
Более читабельный PDF-вариант можно найти по этой ссылке.
Если такая mind map подходит для тестирования вашего приложения, забирайте. А для создания кастомной ментальной карты я бы посоветовала сделать несколько простых шагов:
1. Начните с центра — задайте идею, это может быть название как фичи, так и целого проекта.
2. Найдите как можно больше идей, относящихся к проекту:
- Самостоятельный мозговой штурм. Постарайтесь записать все идеи тестирования, которые приходят вам в голову. На этой стадии они могут быть большими или маленькими, использовать различные методологии тестирования, относиться к разным типам тестирования, а главное — основываться на вашем личном опыте и быть важными с вашей точки зрения.
- Привлеките коллег. Попросите коллег помочь с идеями, потому что одна голова хорошо, а две — лучше! Все QA-инженеры разные: кто-то более техничен, кто-то более придирчив к UI; и когда люди, обладающие знаниями в разных областях, обмениваются идеями, они получают полезный опыт и новые знания.
- Интернет. Рекомендую заглянуть на следующие сайты, чтобы дополнить список идей:
— www.ministryoftesting.com, и особенно мне нравится их iOS testing mind map — хороший пример базовых идей по тестированию на iOS. MindMap — Heuristic Testing Strategy Model содержит множество вопросов, которые будут полезны для успешного end-to-end-тестирования.
— www.testingdiaries.com, я считаю их Mobile Testing Checklist полезным, потому что важные проверки указаны в форме ожидаемого результата и показывают, как должно выглядеть идеальное мобильное приложение.
— Классические мнемоники по мобильному тестированию: COP FLUNG GUN и LONG FUN CUP (описывают базовые особенности мобильного тестирования и очень схожи по идеям), I SLICED UP FUN — похож на первые два, но более сбалансированный, и SFDPOT, формирующий тестовые идеи в виде вопросов.
— Книги: Hands-On Mobile App Testing: A Guide for Mobile Testers and Anyone Involved in the Mobile App Business — здесь раскрываются инструменты и техническая часть нефункционального тестирования мобильных приложений, а Tap Into Mobile Application Testing даёт хорошую базу для тестирования приложений, объясняя, на что важно обратить внимание и почему.
3. Отфильтруйте идеи. Их будет много, некоторые будут повторяться. Смело выбрасывайте лишнее.
Выберите имя. Далее нужно придумать для идей хорошие названия. Короткие и аккуратные будут выглядеть гораздо лучше, чем длинные и запутанные. К тому же их будет проще найти в дальнейшем.
4. Разделяй и властвуй. После проработки списка необходимо категоризировать ваши идеи с использованием любой классификации, которая покажется вам наиболее верной, например, по области приложения, типам тестирования и т. д. В итоге вы получите список, разделённый на секции.
5. Визуализируйте. Визуализация — один из важнейших аспектов mind map. Схема должна легко и быстро читаться (мы ведь как раз для этого её и создаём, верно?). Существует множество приложений для создания mind map. Я использовала trial-версию https://simplemind.eu, но могу порекомендовать и другие:
https://coggle.it/
http://www.mindmaple.com/
http://blumind.org/
www.text2mindmap.com
http://wisemapping.com/
И ещё немного полезных советов:
- старайтесь создавать один элемент диаграммы для одного теста;
- подуровни выглядят лучше, чем длинные элементы;
- используйте бесплатное приложение, а не trial-версию платного; или сразу выбирайте то, которое вам больше нравится, иначе когда решите поправить диаграмму, придётся платить.
А напоследок я скажу
Mind map — очень годная вещь, которая позволяет быстро и качественно протестировать приложение, а также освежить в памяти проверки, на которые часто не хватает времени.
В моём случае использование mind map увеличило скорость тестирования фич в среднем на 5—15% (по сравнению с чек-листами).
Надеюсь, эта статья вдохновит вас на создание собственного полезного mind map-шедевра. Уверена, вы получите пользу как от создания ментальной карты, так и от использования. Спасибо за внимание!
Есть проверки, которые я не включала в mind map из-за неактуальности для специфики Badoo. А какие специфичные идеи для тестирования вы бы добавили для своего приложения?
habr.com
Mind map: чем помогут студенту интеллект-карты
Интеллект-карты — это удобный и относительно простой инструмент для систематизации данных. Использовать mind map можно в самых разных целях. Инструмент уже получил признание среди профессоров, дизайнеров, творческих людей. Разумеется, майндмэппинг будет полезен и простым студентам, а студлансерам он пригодится при решении рабочих задач.
Проблемы конспектирования
Почти все люди хоть раз в жизни имели дело с конспектами. Этот способ ведения записей является традиционным, но он имеет несколько недостатков:
— конспекты сложны по структуре;
— эти записи отнимают много времени;
— запомнить что-то на основе конспектов сложно.
Основной недостаток традиционных записей — сложная структура и отсутствие выделенных главных категорий. Выглядят конспекты, как простыни из текста. Да, отдельные вещи в них можно выделить, но это мало поможет. Главные понятия всегда скрыты за большими объемами текста.
Главные понятия мы запоминаем, ориентируясь на некие ключевые слова, которые служат опорными точками. В конспекте их найти очень тяжело. Приходится иметь дело с тяжеловесными фразами.
Хорошо еще, если почерк понятный. Если же почерк подобен медицинской вязи, то расшифровка таких криптограмм потребует дополнительных усилий.
Преимущества интеллект-карт
Интеллект-карты были созданы Тони Бьюзеном в противовес традиционным способам конспектирования и ведения записей. Бьюзен — психолог, который хорошо разобрался в особенностях восприятия информации индивидами. Он убрал из конспектов все лишнее и предложил очень простую систему, которую до него уже использовали. Просто Тони Бьюзен открыл ее заново.
Интеллект-карты — это:
— простой и удобный способ структурирования информации;
— записи, которые легко воспринимаются;
— наличие выделенных главных понятий и категорий, опорных точек;
— минимальное количество текста;
— понятная структура.
Интеллект-карты создаются на листе бумаги, который обычно располагается горизонтально. Вместо простой линейной записи здесь используется радиальный способ. Все ключевые слова размещаются на ветках, причем рекомендуется использовать одно слова для каждой ветки, а не целые фразы. Человеку, который ведет такую запись, нужно всего лишь выбирать самые яркие и запоминающиеся понятия, которые он будет использовать в качестве опорных точек.
Рекомендации специалистов
При создании интеллект-карт важно помнить, что ведение таких записей — это больше, чем просто конспектирование. Майндмэппинг можно отнести скорее к творчеству, чем к сухому изложению лекций на бумаге. Со временем у каждого человека, который работает с mind map, появляется свой стиль ведения записей. А на первых этапах стоит придерживаться простых рекомендаций.
Одна линия — одно слово. На каждой из линий, исходящих их центра, а также на ответвлениях, которые идут от основных линий, Тони Бьюзен рекомендует размещать только одно слово. По его словам, именно такой способ помогает сосредоточиться на запоминании информации. Одно слово дает возможность для дополнительных образов и ассоциаций.
Карта — не схема. Эксперты повторяют за Тони Бьюзеном, что интеллект-карта не должна напоминать традиционную схему. Слова нужно располагать непосредственно на ветках, не помещая из в разные прямоугольники и другие графические фигуры. Не надо брать линейку и выводить строгую схему, ветви mind map должны быть живыми.
Печатный шрифт предпочтителен. Составляя интеллект-карту, лучше использовать печатные буквы. Карта, записи на которой сделаны печатными буквами, выглядит более аккуратной. К тому же обычное письмо может быть неразборчивым. Это повлияет на восприятие информации.
Горизонтальные карты удобнее. Для создания mind map лучше располагать лист бумаги горизонтально, а не вертикально. Некоторые «креативные личности» даже пытаются писать, располагая лист каким-нибудь причудливым образом. Это лишний труд, который не окупается. Интеллект-карта — вещь творческая, но она несет сугубо практический функцию.
Работа с цветом и размером. В интеллект-карте можно выделить более и менее важные опорные точки, всего лишь изменяя цвет при записи слова, используя другой размер шрифта или делая некоторые слова более заметными. Это одно из важных преимуществ майндмэппинга. Здесь возможности при записи ничем не ограничены.
Буквы или графика? В интеллект-картах можно активно использовать рисунки и графику. Причем для центрального понятия, которое расположено в самом сердце карты, картинка нужна всегда. Это может быть изображение, распечатанное с компьютера или рисунок от руки. Насколько автор владеет навыками рисования — не имеет значения, вам не нужно быть вторым Сальвадором Дали. Тони Бьюзен даже утверждает, что вся интеллект-карта может полностью состоять из рисунков. Студентам в учебных целях желательно использовать как емкие понятия в виде слов, так и графику.
Игра цветом. Для разных ветвей mind map необходимо использовать разные цвета. Вам точно пригодится набор фломастеров, цветных ручек или маркеров. Все зависит от размера вашей карты и плотности бумаги.
Оптимальный формат. Ментальная карта, сделанная правильно, не содержит пустот. Одновременно ветки и слова на ней не сжаты на ограниченном пространстве. Для создания mind map следует выбрать лист бумаги подходящего размера. Традиционно для небольшой карты используют популярный формат А4. Для большой ментальной карты подойдет лист А3.
Где использовать mind map
Майндмэппинг очень удобен:
— при обучении, создании конспектов лекций и книг;
— при решении различных задач творческого характера;
— при мозговых штурмах;
— в процессе подготовки материалов по сложным темам;
— в планировании;
— для обобщения и структуризации имеющихся знаний;
— при подготовке к презентациям.
Также считается, что работа с картами усиливает интеллектуальные способности. Недостаток у mind map тоже есть: ментальные карты сосредоточены на одном-единственном понятии, которое располагается в середине схемы.
Mind map и изучение иностранных языков
Ментальные карты помогут разобраться не только в лекции по философии, но и в иностранном языке. Сегодня не так много людей используют этот метод для работы с языком, но популярность самой технологии постепенно растет. Интеллект-карты можно использовать, например, для разбора текста. Существует два подхода к разбору иностранного текста с помощью mind map, один рассчитан на новичкой, другой — на продвинутых пользователей.
Метод для начинающих
Начиная работать с иностранным текстом, можно глубже проникнуть в суть языка, используя ментальные карты. Суть метода очень простая:
- Сначала рекомендуется разделить весь текст на абзацы.
- Составляя карту, в ее центре в качестве основного понятия надо поместить номер абзаца.
- От этого номера будут идти ветви, обозначающие предложения.
- На самой ветви, которая обозначает предложение, писать ничего не надо. Слова и их перевод размещаются на дополнительных ответвлениях.
Посмотрев на такую ментальную карту абзаца, можно увидеть в нем дополнительные смыслы.
Метод для продолжающих
Для продвинутых есть другая схема составления интеллект-карт. Опытным пользователям надо разбить текст на абзацы, ориентируясь на смысл и содержание. Каждый отрывок должен иметь некую центральную тему.
- Центральная тема отрывка помещается при составлении майнд мэп в самый центр. Для обозначения темы надо подобрать одно яркое ключевое слово.
- От центральной темы вы должны провести ветки, которые будут обозначать основные мысли, заключенные в отрывке.
- На ветках создаются дополнительные ответвления с ключевыми словами (опорными точками).
- Переводом здесь сопровождаются только новые слова или непонятные выражения.
Почему такой метод принесет пользу? Казалось бы, намного проще изучать текст на иностранном, просто работая со словарем и переписывая все новые выражения или слова. На самом деле традиционная техника ведения словарика не так эффективна. Ведь мы запоминаем иностранные слова и выражения только в контексте. Чем больше мы работаем с контекстами, тем лучше мы понимаем нюансы чужого языка. Именно поэтому интеллект-карты и приносят такую пользу в изучении иностранного.
Теоретическую базу по иностранному языку тоже можно наглядно представить в виде интеллект-карт. Многие изучающие пользуются простыми традиционными конспектами, но толку от них мало. В таких конспектах слишком много текста и совсем не видно центральных понятий.
Визуализация как основа майндмэппинга
Интеллект-карты эффективны хотя бы потому, что они задействуют оба полушария мозга. Если при изучении стандартных и привычных уже конспектов студент включает левое полушарие в работу, то при работе с интеллект-картами начинает усиленно функционировать еще и правое полушарие.
Причем мозг во время составления и изучения ментальных карт не напрягается, а скорее расслабляется. Материал не усиленно штудируется и заучивается, как в при чтении конспектов. Происходит нечто, близкое к визуализации.
При изучении любой темы мы стремимся охватить как можно больший объем материала в максимально короткий промежуток времени. Когда перед нами уже не конспект или книга, а mind map, скорость восприятия несколько замедляется, зато происходит расширение смыслов, погружение в суть. Это очень полезно при глубоком изучении темы. Иногда перед студентов открываются новые смыслы и появляются свежие мысли.
Как создаются интеллект-карты
Интеллект-карты можно рисовать вручную или с помощью специальных программ, которые есть в Интернете. Для начала стоит поэкспериментировать с нарисованными от руки картами. Позже уже есть смысл перейти на приложения, если будет такое желание. Ментальные карты, которые сделаны вручную, отличаются от созданных в программах только эстетически. Они не настолько идеальны. Но схемы и не должны отличаться выверенностью каждой линии.
Итак, для создания карты нужно:
— взять лист бумаги формата А 4 или А3;
— в центре листа разместить главную концепцию, понятие, проблему и картинку, которая бы символизировала рассматриваемый вопрос;
— центральное понятие заключается в кружок или рамку;
— от главной мысли надо сделать несколько ответвлений;
— от каждой ветки можно вести новые ответвления.
Таким способом шаг за шагом вы разберете проблему на составляющие. Некоторые люди создают ментальные карты с помощью карандаша, ведь такие записи можно исправлять, стирая лишнее. Однако основатель системы не рекомендует так поступать. Лучше оставить «историю развития мысли», не убирая погрешности. Их можно отметить, как несущественные, используя специальный маркер или просто перечеркнув.
На каждой ветке надо написать по одному ключевому слову. Если русские слова не подходят, то всегда найдутся аналоги на английском. Русские слова подчас слишком длинные для отображения отдельных понятий.
При составлении ментальных карт не надо слишком запутывать схему. Многоуровневые ответвления только помешают увидеть главное. Порой легче составить сразу несколько ментальных карт, чем втискивать все понятия в один лист.
Программы для mind map стоит использовать уже опытным пользователям отчасти по той причине, что новичку необходимо освоить майндмэппинг и его основные принципы. И только потом он уже может применять графические средства для работы.
studlance.ru
Диаграмма связей — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2019; проверки требует 1 правка.- Эта статья о способе представления знаний.
- Запрос «Карты памяти» перенаправляется сюда. О картах флэш-памяти см. Карта памяти.
Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы[1].
Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Является одним из инструментов управления личными знаниями (англ.)русск., для которого достаточно карандаша и бумаги[1].
На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления».
Методика разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов[2].
Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.
Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса, он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.
Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз, — неверно, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве подтверждения того, что диаграммы связей — эффективный способ конспектирования информации.
Диаграммы связей используются в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концептуальными картами (англ.)русск., которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х, структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова.
Достоинством метода является структурированность информации и легкость получения общего представления о заложенных в диаграмму знаниях[1].
К недостаткам следует отнести ограниченную масштабируемость и сфокусированность на единственном центральном понятии[1].
См. под списком примечаний. А также обзоры программ в списке ссылок.
- Дэвид Сиббет. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы = Visual Meetings/ How Graphics, Sticky Notes & Idea Mapping Can Transform Group Productivity. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 280 с. — ISBN 978-5-9614-4393-6.
- Сергей Бехтерев. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 312. — ISBN 978-5-9614-1474-5.
- Джейми Наст. Эффект визуализации = Idea Mapping: How to Access Your Hidden Brain Power, Learn Faster, Remember More and Achieve Success in Business. — М.: Эксмо, 2008. — С. 256. — ISBN 978-5-699-27544-1.
- Эли Шрагенхайм. Управленческие дилеммы: Теория ограничений в действии = Management Dilemmas. The Theory of Constraints Approach to Problem Indentification and Solutions. — М.: «Альпина Паблишер», 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-9614-0665-8.
- Тони и Барри Бьюзен. Супермышление = The Mind Map Book. — М.: Попурри, 2007. — С. 320. — ISBN 978-985-15-0017-4.
- Тони Бьюзен. Суперинтеллект = Head First. — М.: Попурри, 2005. — С. 412. — ISBN 985-483-157-4.
- Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления = Mind Map Mastery. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 208 с. — ISBN 978-5-00117-678-7.
- Tony Buzan, Mind Maps at Work: How to Be the Best at Your Job and Still Have Time to Play, ISBN 0-452-28682-4
- Jörg Rech; Björn Decker; Eric Ras. STATE OF THE ART IN «CLASSIC» PKM APPROACHES AND THEIR PROBLEMS // Emerging Technologies for Semantic Work Environments: Techniques, Methods, and Applications. — Publisher: IGI Global, 2008. — 372 p. — ISBN 978-1-59904-877-2.
ru.wikipedia.org