Разное

Авторский шрифт: Шрифт как объект авторских прав — IP view на vc.ru

18.01.2023

Шрифт как объект авторского права в России и США

А. Киселева

Статья опубликована в журнале «Авторское право и Смежные права» №5, 2015

За последние сто лет окружающий мир кардинально изменился. Скорость и масштабы таких изменений потрясают воображение. Начиная с открытия космического пространства и заканчивая интернет-технологиями и робототехникой, новые объекты для изучения, новые сферы деятельности появляются со скоростью, растущей в геометрической прогрессии. Все эти новшества так или иначе связаны с интеллектуальной деятельностью человека. За последнее время, в связи с ускорением и усложнением общественных отношений, появилось множество объектов интеллектуальной собственности, ранее не существовавших или не рассматриваемых в качестве таковых.

Нормы интеллектуальной собственности появились и существуют для достижения баланса интересов правообладателей и общества. С одной стороны, необходимо, чтобы затраченный создателями интеллектуальный труд поощрялся, иначе не будет достаточной инициативы для культурного и экономического развития. С другой стороны, общество должно рано или поздно иметь доступ к культурным ценностям, произведениям искусства. Кроме того, зачастую скорость развития отрасли зависит от доступности работ другим авторам (это наглядно видно на примере открытых лицензий на программы для ЭВМ), что позволяет совершенствовать авторам ранее созданные работы другого автора. Если рассматривать данный вопрос под призмой экономического анализа права, можно говорить о том, что объектом интеллектуальных прав тот или иной вид деятельности становится тогда, когда государству экономически невыгодно оставлять такой объект за рамками правового поля.

С развитием Интернета и компьютерных технологий шрифты (Существует множество понятий шрифтов, применяемых в различные эпохи в различных ситуациях. В настоящей статье шрифт рассматривается как набор символов для письма, созданных художником, как компьютерный файл, воспроизводящий шрифт и/или как набор металлических литер, используемых в типографской печати. Если не указано иное или не следует из контекста, шрифт следует понимать как набор символов для письма, созданных художником) стали именно таким объектом. Однако так было не всегда. С момента создания книгопечатного станка Иоганном Гуттенбергом в XV веке до создания печатной машинки в начале XIX века процесс создания шрифтов был очень затратным и долгим. И, что более важно, его копирование занимало столько же средств и времени, сколько и создание.

Как указывает Блейк Фрай (Blake Fry. Why typefaces proliferate without copyright protection), для создания одного размерного ряда шрифта в семье шрифтов (например, Times New Roman 14 в семье шрифтов Times New Roman) требовалось около 800 часов работы уникального специалиста, сочетающего навыки кузнеца, скульптора, резца по металлу, который создавал шрифт в виде металлических литер. Приоритетное значение здесь имел не столько дизайн шрифта и не работа художника, сколько эти уникальные навыки специалиста, а также средства, затраченные на создание шрифта. Копировать шрифт было абсолютно невыгодно, так как для этого требовалось потратить столько же ресурсов, найти такого же уникального специалиста. Соответственно, у государства не было интереса в предоставлении правовой охраны шрифтам. Не появился он и с созданием печатной машинки, так как процесс копирования все так же был слишком затратным. Однако информационные технологии совершенно изменили отрасль шрифтов. Теперь создание шрифта требует скорее уникальных творческих способностей, нежели практических навыков и большого количества времени. Если раньше шрифты создавались в основном крупными корпорациями, у которых для этого имелись достаточные ресурсы, теперь шрифт может создать практически любой пользователь компьютерных программ, для этого предназначенных (например, Font Creator, FontForge). Скопировать такой шрифт может неограниченное количество лиц в силу его открытости и простоты копирования. Кроме того, незаконно использовать шрифт теперь можно анонимно. Если ранее рынок шрифтов был узок, и все участники рынка знали друг друга, а в случае нарушения могли использовать негосударственные рыночные регуляторы (например, прекратить сотрудничество с таким участником, распространить информацию о его нарушении, тем самым испортив его репутацию), то анонимность не позволяет использовать внеправовые механизмы регулирования.

Стоит отметить, что сейчас шрифты приобретают все большее самостоятельное значение. Шрифты используются в рекламе, в дизайне веб-сайтов, книг, журналов, в навигации городского пространства и во многих других отраслях. Например, в рекламе важно выбрать подходящий шрифт, удовлетворяющий ее целям (яркий, но не кричащий), способный создать необходимые эмоции и вызвать определенные ассоциации у потребителя (совершенно разные шрифты могут быть использованы в рекламе духов и, например, циркового представления). Различные шрифты выбираются для создания интерфейса веб-сайта, для создания самого веб-продукта. Так, всем известны написания поисковых систем Yandex и Google. Они привлекают внимание и стали популярны в том числе за счет своего шрифта. Создатель шрифта для Yandex, например, так описывает шрифт: «Фирменный шрифт Яндекса — это узкий гротеск, отличающийся открытой формой знаков и небольшим радиусом скруглений. Динамичные распределения толщин в круглых буквах отлично сочетаются со статичностью прямых знаков <…> Гарнитура подходит для написания названий сервисов, коротких слоганов и пояснений» (А. Лебедев. Фирменный шрифт Яндекса). Это указывает на то, что каждый шрифт имеет свои особенные элементы, разработан и предназначен для использования в определенных ситуациях, и именно от творческих способностей художника-дизайнера зависит возможность создания подходящего шрифта.

Государственные и муниципальные органы уделяют особое внимание навигации городского пространства и метро, разрабатывают единые стандарты оформления вывесок, где шрифт имеет особое значение. Даже простые пользователи не ограничиваются стандартным набором шрифтов, представляемых операционными системами, ведь сфера креативной деятельности любого пользователя Интернета неограниченна. Все это указывает на то, что шрифт как результат творческого труда его создателя должен рассматриваться самостоятельным объектом авторского права.

В большинстве стран мира, в том числе в России, шрифту предоставляется правовая охрана в качестве объекта авторских прав. Например, в Германии в 1981 году признали, что шрифты могут охраняться нормами авторского права, в Англии ‒ с 1989 года (Erik Shultz. The Law on Fonts and Typefaces). Существует на международном уровне «Венское соглашение об охране шрифтов и их международном признании», заключенное 12 июня 1973 года (Vienna Agreement for the Protection and their International Deposit). К сожалению, соглашение не вступило в силу, так как только одна страна его признала и ратифицировала. Большинство государств не рассматривают шрифты напрямую как объект авторских прав, они скорее не исключают их из общего открытого перечня. Отдельную позицию по поводу охраноспособности шрифтов занимают Соединенные Штаты Америки, где в 1976 Служба по авторскому праву заключила, что шрифты не должны рассматриваться в качестве объектов авторского права (Jacqueline D Lipton. To © or not to ©? Copyright and Innovation in the Digital Typeface Industry). Это решение было в дальнейшем поддержано судебной практикой (Eltra Corp. vs Ringer, 579 F.2d 294 (4th Cir. 1978). Такой порядок вещей вызывает недоумение у специалистов в области дизайна шрифтов, а также у представителей юридической профессии. Конечно, это не означает, что в США шрифт совсем не подлежит правовой охране. Так, в качестве произведения рассматривается компьютерная программа, которая позволяет вывести, воспроизвести на экране шрифт. Это было установлено Службой по авторскому праву в 1992 году и закреплено в решении по делу Adobe Systems, Inc. vs Southern Software, Inc., вынесенном 30 января 1998 года, на которое ссылается Жаклин Д. Липтон в своей о работе об охраноспособности шрифтов (Jacqueline D Lipton. To © or not to ©? Copyright and Innovation in the Digital Typeface Industry). Решение было принято в пользу истца, тем самым создав прецедент охраны способа воспроизведения шрифта с помощью программы для ЭВМ. Однако совершенно очевидно, что такой способ охраны не является достаточно эффективным. Как известно, авторским правом охраняется описание программы, а не идея, заложенная в ней. То есть, изменив описание, можно добиться сравнимого результата ‒ одинакового или похожего шрифта. Кроме того, для использования шрифта не всегда необходима компьютерная программа (например, использование на рекламном плакате, нарисованном от руки), скопировать можно сам шрифт, не затрагивая при этом программу. Поэтому вопрос предоставления правовой охраны шрифтам в США остается открытым. Почему же одна из самых прогрессивных правовых систем остается настолько консервативной в данном вопросе? Как это ни удивительно для прецедентной системы права, именно законодательство в США устанавливает такое ограничение. Закон об авторском праве США от 1976 года предусматривает, что в качестве объектов авторского права следует рассматривать в том числе произведения изобразительного, графического искусства, а также скульптуры, которые включают следующее: «Двухмерные и трехмерные произведения изобразительного, графического искусства, а также скульптуры… Такие произведения должны включать их форму и выражение, но не их полезные и функциональные свойства; дизайн объекта, имеющего полезность и практическую применимость, как определено в настоящей статье, должен признаваться и охраняться авторским правом, только если такой дизайн содержит художественные, графические или скульптурные элементы, которые могут быть определены и существовать отдельно от практически применимых аспектов такого объекта» (Закон США об авторском праве).

Любой шрифт будет функционален и практически применим, так как он прежде всего является набором знаков для коммуникации. Если он не выполняет своего назначения, он перестает быть шрифтом. Однако такой набор знаков может иметь оригинальные черты за пределами формы букв, например, толщину, яркость, насыщенность, расстояние между букв, масштаб, он может быть закругленным, витиеватым или прямым, графичным. Но все это не может существовать отдельно от формы букв. В свое время Служба по авторскому праву США установила, что художественные элементы функционального, практически применимого объекта охраняются авторским правом только если такие элементы физически отделимы от самого объекта (Jacqueline D Lipton. To © or not to ©? Copyright and Innovation in the Digital Typeface Industry). Именно поэтому шрифт в США не охраняется нормами авторского права. Главным доводом законодателя и правоприменителей в данном случае является предполагаемая сложность и дороговизна использования шрифтов пользователями, если шрифты будут признаны объектами авторского права. И это справедливо, ведь в таком случае обычный пользователь будет нарушать исключительные права, не являясь заинтересованным в художественной составляющей шрифта, ему нужно будет использовать его функциональность. Однако здесь есть свои контраргументы. В настоящее время существует множество открытых шрифтов, распространяемых свободно и безвозмездно, они предоставляют широкий выбор для пользовательских нужд. Если пользователю их недостаточно, значит, его интересует уже не функция шрифта, а его художественная составляющая. Такими пользователями как раз и являются создатели шрифтов, рекламные и дизайнерские агентства, одним словом, предприниматели, которые используют шрифт в коммерческих целях. Это может являться квалифицирующим признаком использования шрифта как объекта авторского права. Кроме того, в США существует эффективная доктрина «добросовестного использования» (англ. fair use), которая также может быть использована для возможности использования шрифтов пользователями в некоммерческих целях, если будет расширен перечень видов добросовестного использования, перечисленных в ст. 107 Закона об авторском праве США (Закон США об авторском праве) или будут сформированы соответствующие судебные прецеденты.

Таким образом, на текущий момент шрифт в США не подлежит правовой охране сам по себе в силу того, что функциональные характеристики шрифта физически не отделимы от его художественных элементов. Объектом авторского права признается только программа для ЭВМ, воспроизводящая шрифт на экран компьютера.

Обратимся теперь к российскому опыту правового регулирования отрасли шрифтов. Гражданский кодекс РФ прямо не закрепляет, что шрифты подлежат правовой охране. Однако ст. 1259 Гражданского кодекса РФ содержит открытый перечень объектов авторского права, что позволяет к таковым отнести и шрифты, если они выражены в объективной форме, носят творческий характер и не выражают идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, открытия, факты, не являются решениями технических, организационных или иных задач, языками программировани (Часть IV Гражданского кодекса РФ. Пункт 5 ст. 1259). Более того, поименованными в ст. 1259 ГК РФ объектами авторского права являются произведения графики и дизайна, к которым можно отнести и шрифты. Как справедливо замечает Р.Н. Юрьев: «Несомненно, что шрифт представляет собой произведение графики, причём как в отношении конкретной буквы, так и в отношении набора литер в целом. Поскольку понятие «дизайна» в законодательстве не раскрыто, а словоупотребление его ещё не имеет устоявшегося значения, и под ним можно понимать как порядок расстановки мебели в помещении, так и внешний вид любой вещи, можно признать шрифт также «произведением дизайна»…» (Юрьев Р.Н. Шрифт как объект авторского права). Таким образом, российское законодательство не содержит ограничений для охраны шрифта нормами авторского права.

Не менее важно рассмотреть отечественную судебную практику по данном вопросу. Судебных решений, касающихся признания шрифтов объектами авторского права, на настоящий момент вынесено немного. Наиболее важным судебным актом по вопросу охраноспособности шрифта как отдельного объекта авторского права является постановление Суда по интеллектуальным правам от 12 декабря 2014 года № С01–1268/2014 по делу № А40–20099/2014. В данном деле истец ООО НПО «Паратайп» обратилось в суд с исковым требованием к ответчику о запрете использовать шрифт «Родченко» (Rodchenko), в том числе при выпуске книг, распространять экземпляры книги и взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на произведение. Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования, запретив использовать шрифт и распространять книги с его использованием, а также взыскав частичную компенсацию. Суд апелляционной инстанции оставил решение в силе. Вышестоящие суды, в том числе Суд по интеллектуальным правам (далее – СИП), оставили решение в силе. Интерес представляют мотивировочные части судебных актов апелляционной и кассационной инстанций. СИП не рассматривал вопрос охраноспособности шрифта как объекта авторского права, он только сослался на нормы, где перечислены объекты авторского права, и по умолчанию стал рассматривать шрифт как произведение. Больший интерес представляет акт апелляционной инстанции.

«В апреле 2002 года Сафаев Т.И. в порядке выполнения служебных обязанностей по вышеуказанному трудовому договору создал и передал истцу как своему работодателю разработанный шрифт под названием «Родченко» (Rodchenko). Так, вышеуказанный шрифт представляет собой совокупность единых по стилистике изображений всех знаков латинского и кириллического алфавитов (в нескольких вариантах), необходимых для написания текстов. Шрифт потребовал для своего создания индивидуальной умственной деятельности, направленной на выражение эстетических представлений о внешнем виде букв и других знаков, является оригинальным произведением творчества автора Сафаева Т.И., а именно: произведением графики. Таким образом вышеуказанный шрифт в порядке ст. ст. 6 и 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», ст. 1259 ГК РФ является охраняемым объектом авторского права» (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2014 года № 09АП-32019/2014-ГК). Таким образом, суд апелляционной инстанции отнес шрифт к поименованным в ГК РФ объектам авторского права – произведениям графики. Не сумев обосновать, что шрифт не является объектом авторского права, в кассационной инстанции ответчик оспаривал постановление апелляции по другому основанию: ответчиком «было использовано не произведение (шрифт) в целом, а лишь отдельные элементы (знаки), которые представляют собой несущественную, неохраняемую часть произведения. По мнению заявителя кассационной жалобы, шрифт может являться объектом исключительных прав только в том случае, если он представляет собой полную совокупность всех символов и знаков, исполненных в едином стиле. <…> Поэтому, как полагает ответчик, использование отдельных знаков на обложке книги нельзя признать нарушением исключительных прав на произведение (шрифт) в целом» (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.12.2014 № С01–1268/2014 по делу № А40–20099/2014). СИП не согласился с такими доводами: «…авторские права распространяются, в том числе на часть произведения, если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в какой-либо объективной форме <…> судам надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Ответчик, заявляя об отсутствии творческого характера использованной им части шрифта, не обосновал данный довод. Незаконное использование части произведения (шрифта), являющейся самостоятельным объектом гражданского оборота, означает нарушение исключительного права на само произведение, поскольку использование части произведения ‒ это фактически способ использования этого произведения» (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.12.2014 № С01–1268/2014 по делу № А40–20099/2014).

Кроме того, СИП указал: «Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что элементы шрифта в отдельности не отражают творческого характера деятельности по их созданию по причине простоты и неотличимости от знаков другого шрифта, носит противоречивый характер, так как именно творческий характер, по мнению суда, обусловил применение ответчиком шрифта при оформлении обложки спорной книги» (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.12.2014 № С01–1268/2014 по делу № А40–20099/2014). Таким образом, в указанном деле были рассмотрены два важнейших вопроса: является ли шрифт объектом авторского права в Российской Федерации и считается ли нарушением исключительных прав использование лишь части знаков шрифта (то есть признается ли часть символов шрифта отдельным объектом авторского права). На оба вопроса можно ответить утвердительно.

Подводя итоги, можно утверждать, что мировое сообщество, за некоторым исключением, признает шрифт объектом авторского права. Это вызвано в том числе тем, что в эпоху Интернета копирование и незаконное использование шрифтов стало проще, дешевле и безопаснее (в силу анонимности). Все это требует установления в законодательстве механизмов защиты прав создателей шрифтов, а также закрепления этих механизмов судебной практикой. Российское право отвечает вызовам времени, признавая шрифт объектом авторского права. Право США, будучи наиболее прогрессивным и гибким, в данном вопросе уступает большинству современных правопорядков, рассматривая объектом авторского права лишь компьютерную программу, воспроизводящую шрифт. При этом в США производится самое большое количество наиболее востребованных шрифтов. Поэтому остается надеяться, что за создателями шрифтов в США будет закреплен такой же объем прав, как и за создателями шрифтов в остальном мире.

Обратная связь:

Авторские права на шрифты. Судебная практика и исследования по вопросам охраноспособности шрифтов – Блог 4B.ua

Обновление: Два года назад мы впервые выпустили этот материал, где описали понятие шрифтов и гарнитур, основание для лицензирования шрифтов в США и основные принципы их защиты. Но вот прошло не так много времени и в вопросе защиты шрифтов в США наметился некоторый сдвиг. Подробности в последнем разделе статьи по ссылке >>

Если Вы дизайнер или предприниматель, пользующийся услугами дизайнеров, или покупающий оригинальные шрифты в коммерческих целях – обратите внимание на этот материал.

Сегодня мы разберем такое понятие, как авторские права на шрифты в США, разницу между понятиями “fonts” и “typefaces”, а также остановимся на нормах законодательства для защиты от претензий создателей шрифтов.

В первую очередь раскроем понятие авторского права – это инструмент права, защищающий внешнюю форму объекта, который обязательно должен иметь материальную форму выражение. Фотография, рисунок, поэма, и даже шрифт — это всё объекты авторского права и имеют автоматическую защиту, конечно же, если они выражены где-либо (например, на бумаге), а не просто является идеей.

Что же до шрифтов, то почти в любой стране шрифт является творческим решением и подлежит защите. К примеру, в Украине, согласно Закону “Об авторском праве и смежных правах”, любое произведение, которое обладает оригинальностью и материально выражено имеет право на охрану.

В США отказано в охране шрифтам, но есть нюансы

Исключением является Соединенные Штаты Америки (США): законодательство этой страны не предоставляет защиту внешнему выражению букв и цифр.

Но зачем тогда покупать коммерческие шрифты, работая с дизайном на рынке США? Нюансы кроются в деталях, а именно в различии между терминами: “font” и “typeface”.

  • “Typeface” (гарнитура или семейство шрифтов) – вид шрифта, который представляют собой способ отображение набора букв или цифр. Например, “Times New Roman” или “Arial”.
  • “Font” в свою очередь – это код, который открывается с помощью программы и создает “typeface”, придавая тексту форму, например, на компьютере, сайте или на листе бумаги. Обычно, это электронный файл форматов “Opentype, freetype, Truetype”.

В своей работе учитывайте тот факт, что украинский автор шрифта не в праве запрещать использование своего шрифта в США, как форму начертания символов (typeface). Защищается только сам файл (font).

Согласно законодательству и судебной практике США, первая позиция “typeface” не может быть защищена авторским правом.

В 1978 году, при рассмотрении дела “Eltra Corp. v. Ringer”, Апелляционным судом США было принято следующее решение (которое стало прецедентом) – шрифты не имеют права на защиту по закону США об авторском праве.

Законодательство США, определяющее авторские права на шрифты

На основе дела “Eltra Corp. v. Ringer”, в “Свод федеральных нормативных актов” были приняты соответствующие поправки:

“Шрифты, надписи, каллиграфия и типографские орнаменты не подлежат регистрации. Эти элементы представляют собой простые варианты букв или слов, которые, в свою очередь, являются формами выражения.”

Также Бюро авторского права США в отдельном документе указало, что может зарегистрировать компьютерную программу, создающую или использующую определенные дизайны шрифтов, но регистрация охватывает только исходный код (font), который генерирует эти дизайны, а не сам шрифт (typeface).

Мнение Комитета Конгресса прямо гласит, что авторское право не распространяется на шрифты – “The Committee has considered, but chosen to defer, the possibility of protecting the design of typefaces.” H. R. Rep. No. 94-1476, 94th Congress, 2d Session at 55 (1976), reprinted in 1978 U.S. Cong. and Admin. News 5659, 5668.

Также в 1992 году, было указало, что программное обеспечение (font), которое создает шрифты, является пригодным для регистрации в качестве авторского права. (“Registrability of Computer Programs that Generate Typefaces”, 57 Fed. Reg. 6201 (Feb. 21, 1992), reproduced in U.S. Copyright Office announcement ML-443).

В соответствии с законодательством США, шрифты могут быть защищены в случае, если они признаются компьютерным программным обеспечением или программой. Т.е. закон об авторском праве в США защищает только программное обеспечение шрифтов, а не художественный дизайн шрифтов, текстовые изображения или логотипы.

Таким образом, авторские права распространяются на файлы формата Opentype, Freetype, Truetype, то есть, как указано в законодательстве – исходный код или файл шрифта, который используется программой.

Соответственно, авторское право никоим образом не распространяется на производные файлы в форме растрового или векторного изображения (*.ai, *.png, *.jpg, *.jpeg и прочие), которые предоставляются, например, дизайнером, использующим файлы шрифтов для создания изображений.

Покупка шрифтов и лицензирование

Условия, с которыми вы соглашаетесь при покупке платного шрифта или загрузке бесплатного, изложены в Лицензионном соглашении с конечным пользователем (или сокращенно EULA). В этом соглашении указаны все типы предлагаемых лицензий, а также все правила и ограничения, которые вы обязаны соблюдать.

Очень важно прочитать это лицензионное соглашение. Как правило, все нюансы сокрыты именно там.

Например, может быть определено, какое количество картинок можно создать в коммерческих целях с использованием данного шрифта. Лицензия, вообще, может ограничивать использование программы в коммерческих целях.

Обратите внимание: стоит опасаться именно факта передачи исходного кода шрифта (файла шрифта). Ведь если Вы передадите своим заказчикам файл программы или выложите его в открытый доступ, тем самым Вы нарушите лицензионное соглашение и в первую очередь законодательство об авторском праве.

В то же время, заказчикам не стоит опасаться нарушения лицензий, ведь они покупают уже результирующий материал – картинку, изображенную с помощью оригинального шрифта. Это изображение Вы можете использовать для публикации постов или пускать в тираж печать на футболках.

Некоторые типы коммерческих лицензий на шрифты

– Desktop. Это самый распространенный вариант, эта лицензия покрывает большинство коммерческих шрифтов. Лицензия для настольных ПК позволяет вам создавать графические дизайны (логотипы, печатные материалы, знаки и т.д.) для себя и своих клиентов. Конечные продукты могут продаваться с целью получения прибыли.

Эта лицензия, как правило, ограничена количеством «пользователей» и устройств, использующих шрифт. Фактически, он позволяет вам установить шрифт на свой компьютер и использовать его для целого ряда офлайн-целей.

Помните, что количество пользователей, которым разрешено устанавливать шрифт по выданной лицензии, не должно быть превышено. Одна вещь, которая является строго незаконной – это передавать вашим клиентам шрифты с Desktop-лицензией.

– Web font. Лицензия на веб-шрифты позволяет вам встраивать файлы шрифтов в код CSS вашего веб-сайта. Задача веб-шрифтов – правильное отображение текста на экране конечного пользователя.

При использовании лицензии на веб-шрифты, вас могут попросить встроить код на сайт, чтобы отслеживать ваш трафик и следить за тем, чтобы вы не нарушали условия лицензии. Веб-шрифты могут быть ограничены ежемесячными «просмотрами страниц», а иногда могут быть “привязаны” к определенному домену.

– App. Если вам нужно встроить шрифт в код приложения, для этого вам понадобится отдельная App-лицензия на шрифт приложения. Чаще всего они предоставляются отдельно для каждого приложения, а стоимость может быть прямо пропорциональная количеству пользователей вашего софта.

CSS код вебсайта, где определяются используемые веб-шрифты и внешний вид их отображения.

– ePub. То же самое касается ePub-лицензий. Например, цифровых книг и цифровых журналов. Будьте внимательны, вам может потребоваться повторно лицензировать шрифт, если вы обновляете и выпускаете новую версию электронной книги, или вам может потребоваться приобрести новую лицензию для каждого выпуска журнала, который вы выпускаете.

– Server. Если вы занимаетесь онлайн-бизнесом, который продает настраиваемые продукты (с использованием шрифтов: печать на футболках, сумках и т.п.), вам можете подойти такой тип лицензии. Стоимость может привязываться к количеству процессоров на сервере или быть ограниченной по времени.

– Digital Ads. Распространенный вид лицензии для индустрии дизайна. Используется, к примеру, для создания HTML-баннеров или других динамических объявлений, встроенных в цифровую форму.

С этим типом лицензии чаще всего бывают ошибки и недопонимание её сути. Многие считают, что им нужна лицензия на шрифт для цифровой рекламы при использовании статических (растровых) изображений. На самом деле это не так. В этом случае вам понадобится только Desktop-лицензия, которая существенно дешевле.

Можно ли использовать “бесплатные” шрифты?

Да, но не всегда.

Хотя многие бесплатные шрифты допускают неограниченное использование (включая использование в коммерческих проектах и ​​в качестве шрифтов для логотипов), “бесплатные” шрифты иногда могут быть коммерческими шрифтами, которые копируются незаконно.

Будьте осторожны и убедитесь, что шрифты, которые вы используете, взяты из надежного источника.

Часто дизайнеры предпочитают использовать каталоги шрифтов, предоставляемые SIL, Apache, Google Fonts и т. Д. Все включенные туда шрифты поставляются с лицензией Open Font License (или сокращенно OFL) – лицензией бесплатного программного обеспечения, которая позволяет использовать, изменять и свободно распространять.

OFL лицензия настолько либеральна, что вы можете даже создать новый шрифт из уже существующего и даже переименовать его, но только при условии, что полученный шрифт также будет распространяться по правилам Open Font License.

Сколько может “стоить” неправомерное использование шрифта

Для лучшего понимания того, к чему может привести использование чужого шрифта или невнимательное чтение лицензионного соглашения, приведу несколько примеров известных кейсов.

Font Diner vs Haribo, иск на $150 000
У Haribo были права на использование шрифта ТОЛЬКО для настольных компьютеров, но он был использован для печати упаковок конфет Haribo Trick or Treat Mix. Вот насколько важно внимательно читать лицензионное соглашение. Решение суда не разглашается, но судя по всему Haribo пришлось дополнительно раскошелиться.

Font Bureau vs NBCUniversal, P22 Type Foundry vs NBCUniversal, и Brand Design Co. vs NBCUniversal. Три иска на $2 000 000, $1 500 000 и $3 500 000

Первый судебный процесс произошел в 2009 году. Компания Font Bureau подала в суд на NBCUniversal на 2 миллиона долларов, утверждая, что их шрифты использовались вне рамок лицензионных соглашений о шрифтах.

Далее, в 2011 году P22 Type Foundry подала в суд на Universal Studios, дочернюю компанию NBCUniversal, на 1,5 миллиона долларов за шрифт, используемый для упаковки товаров Гарри Поттера, когда приобретенная лицензия поддерживала только цифровое использование.

Ну и напоследок компания Brand Design подала в суд на NBCUniversal в 2012 году, когда шрифт Chalet, предположительно, появился на различных сайтах NBC. Хотя Oxygen Media, дочерняя компания NBCUniversal, приобрела лицензию для Chalet, истец утверждал, что это соглашение не разрешает использование шрифта в цифровом контенте других брендов NBCUniversal.

Moshik Nadav vs певицы Cher, иск на $5 000 000

Бруклинский дизайнер Мошик Надав утверждал, что обложка альбома Шер «Closer to the Truth» 2013 года была подделкой его гарнитуры Paris Pro. Дело было отклонено.

Berthold vs Volvo, иск на $1 500 000

В мае 2017 Berthold LLC, Berthold Types Ltd. и Berthold Direct Corp. подали жалобу в окружной суд Северного округа штата Иллинойс на ответчиков (шведского производителя автомобилей Volvo AB), утверждая, что они использовали шрифт и программное обеспечение истца без разрешения. Речь шла о корпоративном шрифте Volvo Sans 2012 OT Pro Font Software.

Обложка альбома Шер, из-за шрифта на которой, разгорелся скандал на $5 000 000

Обновление 2021: подвижки в вопросе лицензирования шрифтов в США

После нескольких лет регистрации оцифрованных шрифтов Бюро регистрации авторских прав (Copyright Office), похоже, изменило курс, приняв позицию, согласно которой программное обеспечение шрифтов – не подлежит защите авторских прав.

Последствия этого действия могут быть просто огромными для дизайнеров шрифтов, которые в совокупности зарабатывают сотни миллионов долларов ежегодных сборов за лицензии, основанные на предположении, что закон об авторском праве США защищает шрифты. От подобного решения выиграют бренды, рекламные агентства, медиа-компании, издатели и другие компании, которым исторически приходилось платить большие деньги за коммерческое использование шрифтов.

А теперь по сути, чтобы понимать откуда растут ноги у подобных выводов.

Оказалось, что с марта 2018 года Бюро регистрации авторских прав отклоняет заявки на регистрацию программного обеспечения шрифтов. В письмах указываются два основания для отказа.

Во-первых, эксперт по авторскому праву обнаружил, что материал, представленный в Бюро регистрации авторских прав в этих случаях (в данном случае «XML» файл – это «язык разметки», а не программа, которая предоставляет инструкции компьютеру).

Вторая причина: эксперт обнаружил, что “принцип работы построен на назначении определенным координатам определенной формы букв с использованием сторонней программы для визуализации гарнитуры или шрифта” и, следовательно, не подлежит защите.

Современные шрифты обычно создаются с помощью стандартных редакторов шрифтов; они не программируются вручную с помощью компьютерного исходного кода. Соответственно Бюро регистрации авторских прав не желает, по крайней мере, на данный момент, рассматривать эти современные шрифты как регистрируемые компьютерные программы.

Чем закончится эта история пока не понятно. Возможно США перейдет от защиты шрифтов как программного обеспечения, к защите самих шрифтов (художественного дизайна) авторским правом, как это работает в ряде европейских стран. К примеру, Германия в 1981 году признала, что дизайн шрифтов может охраняться авторским правом как оригинальные произведения. Великобритания также разрешает охранять дизайн шрифтов авторским правом (с 1989 г.).

Подписывайтесь на обновления нашего блога – будем вместе следить за развитием ситуации.

Заказать консультацию

Как выбрать идеальные авторские шрифты ⬩ SiteArcade

Смотреть на дизайн обложки — половина удовольствия от посещения книжного магазина. Обложка может быть первым, что бросается в глаза, но что вы замечаете дальше? Используемые шрифты, вероятно, дадут вам важную информацию о книге, например, жанр и тон.

Авторы могут часами искать идеальный способ закончить предложение или объяснить концепцию. Шрифт, используемый для вашего письма, — это еще один фактор, влияющий на то, как читатели воспринимают ваши слова. Правильный шрифт будет работать без усилий, но неудачный выбор шрифта отвлекает читателей и противоречит тону текста.

Некоторые шрифты настолько культовые, что годами остаются с авторским клеймом. Стивен Кинг использовал вариации знаменитого ITC Benguiat на протяжении 1980-х годов, и он украшал обложки It, Cujo и Misery. Фирменный шрифт обложки Даниэль Стил несколько раз менялся на протяжении ее многолетней карьеры, но она придерживалась одного из них в течение 13 лет.

Изучение шрифтов необходимо любому автору, чтобы принимать более эффективные решения по брендингу и делать все свои проекты блестящими. Это определенно стоит вашего времени! В этой статье мы рассмотрим различные типы шрифтов, как их использовать и где их найти.

Шрифт — это стандартизированный набор букв с общим стилем, толщиной и интервалом. Каждый символ будет иметь согласованный стиль каждый раз, когда он печатается.

Стиль шрифта называется гарнитурой, и часто существуют семейства гарнитур с вариациями жирности или легкости. Например, Arial Light — это шрифт с меньшим весом, чем стандартный Arial. Шрифты восходят к изобретению печатного станка.

Существует множество типов шрифтов и множество различных стилей, что позволяет создавать множество творческих вариаций. Вы можете найти шрифт практически для любой темы, и выбор только увеличивается, поскольку дизайнеры каждый день создают и загружают новые шрифты.

Виды шрифтов

Основные категории шрифтов: с засечками, без засечек, рукописные и декоративные.

Засечки — это крошечные штрихи, которые появляются на концах каждой буквы, добавляя росчерк. Шрифты с засечками имеют такие штрихи на концах каждой буквы. Эти шрифты, как правило, имеют более традиционный, замысловатый вид. Они часто встречаются в печатных изданиях, как интерьеры книг и журналов. Times New Roman — один из самых популярных примеров этого шрифта, и большинство людей использовали его в школе или на работе.

Шрифты без засечек не имеют этих линий, вместо этого они имеют ровный прямой вид. Этот тип шрифта особенно распространен в Интернете. Самым известным шрифтом без засечек является Helvetica, шрифт, который появился повсюду, от логотипа American Apparel до системы метро Нью-Йорка.

Шрифты рукописного ввода стилизованы под рукописный текст с соединенными буквами. Эта категория шрифтов является более поздним изобретением, чем другие, и обычно используется для более коротких блоков текста, потому что ее не так легко читать, как шрифты с засечками или без засечек.

Декоративные шрифты, также известные как экранные шрифты, относятся к самой разнообразной категории. Они предназначены для использования в заголовках и заголовках, а не в тексте. Многие из этих шрифтов сложны и стилизованы, как в примере ниже.

Содержание ваших слов находится в центре любого письма, но правильный выбор шрифта может сделать эти слова еще более мощными. После многих лет воздействия средств массовой информации мы учимся интерпретировать визуальные сигналы. Многие шрифты или стили шрифтов имеют ассоциации.

При выборе шрифтов для своего авторского бренда старайтесь использовать особый визуальный язык, который сообщает людям, чем вы занимаетесь, и привлекает к вашей работе подходящих читателей. Вы можете использовать их, чтобы определить жанр вашей работы еще до того, как читатель откроет книгу! Ваш выбор также покажет вашему читателю ваш авторитет и надежность.

Например, магазин игрушек может использовать забавный, запоминающийся шрифт, который привлекает детей, а налоговая компания, скорее всего, будет использовать классический шрифт, который будет выглядеть надежно. Визуальное воздействие слов усваивается раньше, чем смысл, а шрифты настраивают читателей на правильный лад.

Шрифты помогут вам воплотить в жизнь ваше творческое видение ваших книг, брендинга и рекламных материалов. Они помогут вам создать сильную связь между тем, что внутри и снаружи ваших книг, и это делает их чрезвычайно ценными в качестве маркетингового инструмента.

Шрифты помогают задать тон и стиль вашим словам. Визуальное оформление шрифта регистрируется еще до того, как человек начинает читать. Однако некоторые стили будут более эффективны для ваших целей, чем другие. С кажущимися бесконечными вариантами, доступными онлайн, как вы решаете?

Читаемость

Читаемость является ключевым фактором при выборе шрифта. Люди, скорее всего, перестанут читать, если текст будет трудным для чтения или слишком сложным. Некоторые варианты приятнее для глаз, чем другие. Если вы планируете писать большими блоками определенным шрифтом, рекомендуется выбрать классический вариант без завитушек и отвлекающих факторов. Декоративные шрифты следует использовать с осторожностью, например, для коротких строк текста, таких как заголовки или логотипы авторов.

Веб-сайт Genuisee провел обзор нескольких исследований шрифтов и их удобочитаемости. Основываясь на этих исследованиях, они пришли к выводу, что шрифты без засечек имеют небольшое преимущество перед шрифтами с засечками, когда речь идет о читабельности, особенно для людей с трудностями чтения.

Шрифты с засечками являются наиболее распространенным выбором для печатного текста, отчасти потому, что дизайнеры часто говорят, что засечки облегчают чтение слов на странице. Идея в том, что засечки ведут вас от одной буквы к другой. С другой стороны, шрифты без засечек стали стандартом для онлайн-текста. Прямые линии без засечек четко видны на экранах.

Брендинг

Вы должны учитывать жанр вашей книги, чтобы сузить поиск шрифтов. Например, гладкие жирные шрифты идеально подходят для динамичных романов-триллеров, а элегантные рукописные шрифты так тесно связаны с романтикой. Читатели всегда улавливают связь с первого взгляда. Многие библиотеки шрифтов доступны для поиска по теме, стилю и типу шрифта, поэтому найти подходящий вариант проще и быстрее.

Как автор вы работаете на нескольких платформах. Выбранный вами шрифт будет зависеть от того, что вы создаете. Есть возможности для продвижения вашего авторского бренда с помощью типографики в постах в социальных сетях, на вашем веб-сайте и, конечно же, в самой книге. Вот некоторые соображения, которые следует иметь в виду.

Книжные обложки

На обложках книг две наиболее важные части текста — это название и имя автора. Многие обложки книг используют несколько разных шрифтов для этих текстов. Это ваш шанс использовать яркие, запоминающиеся шрифты. Заголовки, как правило, короткие, поэтому меньше беспокойтесь о том, чтобы напрягать глаза ваших читателей.

Сочетая шрифты вместе, ищите комбинации, обеспечивающие приятный контраст. Попробуйте смешать шрифт с засечками и без засечек или легкий шрифт с жирным, тяжелым. Если вы беспокоитесь о конфликте, избегайте использования нескольких витиеватых шрифтов и попробуйте использовать вариации одного и того же. Лучше всего ограничиться двумя семьями, потому что слишком много вариантов может отвлекать внимание, быть плохо спланированным и беспорядочным.

По возможности старайтесь выделить жанр и тон вашей книги с помощью шрифтов. Хороший шрифт улучшит общий дизайн обложки и покажет жанр или стиль, которого ожидают от книги читатели.

Интерьеры книг

Авторы, которые самостоятельно издают книги, контролируют каждый аспект своих книг, включая внутренний шрифт. Читатели будут проводить много времени с этим шрифтом, поэтому читаемость является главным приоритетом. Самые популярные интерьерные шрифты — Garamond, Baskerville, Caslon и Montserrat.

Как издательства, так и независимые писатели придерживаются традиции оформления книги. Для художественных книг шрифты с засечками более традиционны, но некоторые авторы документальной литературы используют шрифты без засечек, чтобы придать своим рукописям простой и современный вид.

Авторский логотип

Авторский логотип должен быть запоминающимся и креативным. Независимо от того, используете ли вы свое полное имя автора или его сокращенную версию, это возможность использовать декоративный шрифт, который будет выделяться среди читателей. Попробуйте использовать что-то, что с первого взгляда отражает ваш жанр и личность автора. Вы также можете поэкспериментировать с пользовательскими шрифтами или надписями от руки, чтобы добавить индивидуальности.

Веб-сайт и онлайн-присутствие

Ваш авторский веб-сайт — это место, где вы можете заявить о себе и поделиться информацией о своей работе, особенно с людьми, которые раньше с вами не встречались. Большинство веб-сайтов используют комбинацию шрифтов в зависимости от их конкретного назначения на странице.

Шапка сайта может содержать декоративный, привлекающий внимание шрифт или ваш логотип. Для более длинных блоков текста, таких как сообщения в блоге или биография автора, используйте стандартный хорошо читаемый шрифт. Читабельно не значит скучно! Всегда есть шанс проявить свой жанр и индивидуальность. Например, засечки с немного более декоративными засечками могут добавить нотку исторической фантастики.

Между социальными сетями, информационными бюллетенями и вашим авторским веб-сайтом можно увязнуть во всех возможных шрифтах, которые вы могли бы использовать. Полезно поддерживать некоторую согласованность между всеми вашими онлайн-платформами, как для создания более сильного авторского бренда, так и для облегчения вашей жизни.

Платная реклама

Когда вы публикуете рекламу и другие промо-изображения, шрифты — отличный способ добавить стиль и индивидуальность. Но ваше пространство часто весьма ограничено, и некоторые шрифты становятся трудными (или невозможными) для чтения при уменьшении размера. Это противоположное, чего вы хотите добиться в рекламе! Опять же, в этом случае удобочитаемость является ключевым фактором, но вы всегда можете оживить ситуацию с заголовком, который демонстрирует более привлекательный шрифт.

Author Swag

Swag дает вам еще одну возможность продемонстрировать свой выбор шрифтов. Ваша типографика должна быть последовательной, и физические объекты, которыми вы делитесь, такие как визитные карточки или закладки, не являются исключением. Вместо того, чтобы выбирать совершенно новый шрифт для любых новых элементов, вы должны связать их со своим брендом, используя знакомый шрифт с обложек ваших книг, веб-сайта или логотипа автора. Помните, последовательный бренд укрепляет сам себя.

Шрифты с засечками являются популярным вариантом для любых печатных материалов из-за традиции и убеждения, что их легче читать на бумаге, чем шрифты без засечек. Но не стесняйтесь повеселиться и использовать декоративные шрифты для любого хабара, который вы хотите создать как предмет моды, например, футболки или сумки.

Многие дизайнеры применяют свои навыки, разрабатывая шрифты, и их тысячи доступны в Интернете. Некоторые шрифты бесплатны для личного и коммерческого использования, но для использования других в коммерческих целях требуется покупка лицензии. Важно убедиться, что выбранный вами шрифт попадает в правильную категорию. Если вы выбираете бесплатный шрифт, убедитесь, что он указан как открытый, что дает вам право использовать его в коммерческих целях. На этих веб-сайтах есть тысячи бесплатных шрифтов:

  • Шрифты Google
  • Шрифт Белка
  • Открытый литейный цех
  • Библиотека шрифтов
  • Пространство шрифта

Особого упоминания заслуживает Typewolf, отличный веб-сайт для изучения шрифтов и типографики. Не весь их контент бесплатен, но у них есть много информации, если вы хотите глубоко погрузиться в эту тему.

Вооружившись основами и некоторыми начальными ресурсами, вы сможете найти идеальный шрифт для любого проекта, независимо от того, работаете ли вы над авторским веб-сайтом или над новой книгой. Вдохновляющие шрифты повсюду: от обложек книг до пакетов с чипсами, готовые пробудить ваш творческий потенциал. Обладая знаниями и мотивацией, вы сможете обновить свой бренд с помощью новых шрифтов, которые отражают вашу сущность как писателя.

  • Как типографика определяет читабельность: с засечками и без засечек и как комбинировать шрифты
  • Исследование удобочитаемости шрифта: шрифты с засечками и шрифты без засечек
  • Описание лицензий на шрифты

Авторы | dafont.com

Индонезия (1669)
США (896)
Великобритания (290)
Бразилия (224)
Франция (203)
Германия (180)
Мексика (138)
Канада (135)
Испания (134) )
Италия (128)
Нидерланды (119)
Австралия (95)
Аргентина (90)
Филиппины (69)
Колумбия (64)
Индия (57)
Польша (47)
Россия (46)
Чили (44)
Швейцария (41)
Швеция (39)

Турция (37)
Япония (35)
Бельгия (32)
Новая Зеландия (31)
Португалия (28)
Румыния (27)
Норвегия (26)
Дания (24)
Австрия (22)
Венгрия (22)
Греция (21)
Сальвадор (18)
Малайзия (18)
Сербия (18)
Венесуэла (18)
Хорватия (17)
Чехия (17)
Ирландия (17)
Словакия (16)
Таиланд (16)
Сингапур (15)

Украина (15)
Финляндия (13)
Южная Корея (13)
Болгария (12)
Перу (11)
Бангладеш (10)
Гонконг (10)
Южная Африка (10)
Вьетнам (10)
Китай (9)
Эквадор (9)
Марокко (9)
Пакистан (9)
Литва (8) )
Коста-Рика (6)
Боливия (5)
Доминиканская Республика (5)
Эстония (5)
Израиль (5)
Объединенные Арабские Эмираты (5)
Албания (4)

Алжир (4)
Египет (4)
Гондурас (4)
Иран (4)
Македония (4)
Мальта (4)
Непал (4)
Пуэрто Рико (4)
Шри-Ланка (4)
Тайвань (4)
Андорра (3)
Антарктида (3)
Бруней-Даруссалам (3)
Гватемала (3)
Люксембург (3)
Маврикий (3)
Уругвай (3) )
Азербайджан (2)
Багамы (2)
Конго (Киншаса) (2)
Казахстан (2)

Кения (2)
Кувейт (2)
Кыргызстан (2)
Латвия (2)
Малави (2)
Мозамбик (2)
Нигерия (2)
Панама (2)
Парагвай (2)
Словения (2)
Тунис (2)
Бахрейн (1)
Беларусь (1)
Босния и Герцеговина (1)
Куба (1)
Кипр (1)
Эфиопия (1)
Французская Гвиана (1)
Габон (1)
Грузия (1)
Гренландия (1)

Исландия (1)
Джерси (1)
Лаос (1)
Ливан (1)
Макао (1)
Нидерландские Антильские острова (1)
Никарагуа (1)
Остров Реюньон (1)
Сент-Винсент и Гренадины (1)
Сан-Марино (1)
Суринам (1)
Танзания (1)
Того (1)
Острова Теркс и Кайкос (1)
Виргинские острова (Британские) (1)
Зимбабве (1)

Сортировать по странам:
Номер | Имя

Последние упомянутые авторы. 0002 Chia

Fabiano Rocha

Mx Wynr

Lee Pallmann

Renof Olivian

RBCS Studio

Boris Schrage

Angga Ga

Tyler

Proffalice Lesttari

tipoela123

Tatianna Kirkland

Hajime Greer

Creative Toucan

GGfontz

aksiwot

Dean Murray

William Dodd

Jarno Salo

Quitin

Portmanpreau

Jayden Marrero

Land Designer

Kevin May

Dennis Dudda

zelowtype

Vectorheroes

Will Burtin

Gonz NFT

Tobit Pratheep

geelator

Yayo YuYue

Carlos Barbosa

Domenico De Stefano

demogang

cherchercherita

Cllb Typework

ppmint

Stellaris.Std

Alexandra Cardenas

Miyawaki Yuki

Julin David Medina Mosquera

TigerAlpaca

Andikatama Ardikrisna

MisuziDraws

Mikkel Stryer

Vincentius Kriswandono

Vztype Studio

Commmander Jacob

Widiharinata I Kadek

Diego Rodrigues

Werdi Nur Sholihah

AndoniArra

Medina Type

Jean-Michel Leman

Jorell Canuel

Lekker Studio

dafontjaap

Moh’d Khatib

Nico Rtzel

IndigoAvemour

Teuku Rinaldi Novianda

Mchcrafter

Ana Nana

Yohanah Luchi

Burak Tylek

Giacomo Scandurra

FontManMaker

Tyrus Hamilton

Jay Nilmaro

Justlemmetypeman

phillipPbor

Standar

Bongkeng Art Studio

nur khanifa subkhi

Afika Studio

Solv Vast

Gassstype — Anang Fibriyanto — www. gassstype.com

ikiiko type — ikiiko — www.ikiiko.com

Oksana Shudegova

Absonstype Studio

3w protype

Khalid M

SlipStreamGFX

PFL Дизайн

Джонатан Суинн

Ильхам Пакси

Shabaca Designs

Мипан Ленивый

Чистый Чарльз

Гилангс

brentuserr

23 Иная

0003

toollag

Популярные авторы  

Вчера  | Все времена

(загрузки)

1. Mans Greback 33 565

2. Хурасан — Syaf Rizal 32 691

3. Imagex 27,457

4. Suthi -Nikolic 27,075

5. 5. Typhoon — Suthi SutiSolis 27,075

5. . Дровосек — дровосек Манеро 23 498

7. Typodermic Fonts — Raymond Larabie 19 205

8. Kong Font 18 258

 9. Darrell Flood  17,973

10. Billy Argel Fonts — Billy Argel Fonts  17,475

11. Perspectype Studio  16,982

12. Graphix Line Studio  16,912

13. Fontfabric — Svetoslav Simov  15,208

14. Chequered Ink  13,163

15. Письма Art Studio 12 723

16. WEP — Wahyu Eka Prasetya 11,154

17. Кимберли Гесвейн 10 675

18. Лионстип — Даниэль Лионс 10 312

19. Zetafonts 10,245 95 95 95 95 95 95 95 95 9599 9000 9000 29.0003

20. Проект AHWE — Dida Ahluddin 9,287

21. EF Studio — Luthfi EF 9,176

22. 7NTYPES — SITUJUH NAZARA 9,095

23. MARSNEV -MUHAMMAD ARIQ SYAUQI 8,915

9000 3 9000 3 9000 3 9000 3 9000 3 9000 3 9000 3 9000 3 9000 3 9000 3 9000 3 9000 3 9000 3 23.

25. Тип Дхармы — Ryoichi Tsunekawa 8 460

26. Subectype & Orenari — Rangga subekti & ARI 8,434

27. Tonistudio — Fatoni Nurman 8 338

28. Vztype Studio 8.00193

29,0002 29,0002 29.0003

30. Дитер Штеффманн 7 623

31. Шрифты Misti — Misti Hammers 7 573

32. Revo Farisky 7,323

33. Din Studio — abdis miftahudin 7 069

34. Almarkhipe -Abdul -Miftahudin 7,069

34. Almarkhipe -Abdul -Miftahudin 7 063

34. Setiadi 6 522

36. Studio — Hendry Juanda 6,474

37. Стереотип — Clment Nicolle 6,304

38. Youssef Habchi 6,183

39. Freeype Studio — Rian Rahardi 6,0503

400002 39. Freeype Studio — Rian Rahardi 6,0503

400002 49. .com 5,983

41. Staircase Studio  5,565

42. Студия Abo Daniel — Panggah Laksono  5,548

43. Octotype | Thomas Boucherie 5,476

44. Брендовые цитаты 5,333

45. Мадетип 5,255

46. Рамли Сетиади 5 139

47. Манфред Klein 5,103

48. Brandsemut -A SIDIQ 5.096. .Joyce 5 068

50. Jadatype — Джада Акбал 4 888

51. Peax Webdesign 4 723

52. Hanoded — Дэвид Керкхофф 4 687

53. Бритни Мерфи Дизайн — Бритни Мерфи 4650

54. Манджали Студия 4,510

55. РОЖДЕ ХУЗИНГИ 58. Хендра Пратама 4,265

59. 39 — Левин С. Дата 4 168

60. Эрик Студия 4,128

61. Студия Letter0002 63. Faqih Fawaji  3,997

64. Typeline Studio — Yadhie Setiawan  3,941

65. Alit Design — Alit Suarnegara  3,900

66. Balpirick Studio  3,899

67. Febryl Arully  3,830

68. Sunset Gallery  3,761

69 . Letternun — Saeful Bahri  3,750

70. 177Studio  3,685

71. PutraCetol Studio — www.putracetol.com  3,627

72. Lauren Thompson  3,582

73. Galdino Otten  3,569

74. StringLabs — stringlabscreative.com  3,561

75. zanatlija  3,510

76. HansCo — Burhan Afif  3,485

77. Letterena Studios — letterena.com  3,457

78. Fontalicious — Ben Balvanz  3,389

79. Display Studio  3,376

80. Maulana Creative — Gilang Маулана 3 372

81. Фонтри — М.Г. Adkins 3 329

82. Эдди Гудбой 3 260

83. Зловещие шрифты — Чед Сэвидж 3 247

84. Вик Фигер 3 246

85. СПАСКОЕ ОБЩЕСТВО 3 209

86. HEROFONTS 3 205 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *