Дизайн

Русские шрифты для веб дизайна: 20 популярных шрифтов с поддержкой кириллицы для макетов сайтов и приложений

05.05.2023

Содержание

Как выбрать шрифт для дизайна Web-сайта :: Дмитрий Маслов

Как выбрать шрифт для дизайна Web-сайта :: Дмитрий Маслов

Введение

Будем считать, что художественный вкус дизайнера в рамках данной статьи не обсуждается. Я — всего лишь программист, технарь, придаток машины, да что же я понимаю в Прекрасном? Разве могу я указывать дизайнеру как Творить? Конечно же нет.

Долгое время на веб-страницах в Интернете можно было использовать только ограниченное количество шрифтов, которые встроены в операционную систему, так называемые web-safe-шрифты. Но несколько лет назад появилась директива @font-face, позволяющая встроить в страницу любой шрифт. Конечно же, дизайнеры обрадовались этой новости. Ещё бы, ведь у них появилась дополнительная возможность приблизить вид веб-страницы к её идеалу!

Но мечты о Прекрасном могут разбиться об стену Реализации, если не задумываться о ней заранее. В результате то, что видит пользователь в своём браузере может значительно отличаться (как правило, в худшую сторону) от того, что дизайнер видит у себя в Фотошопе.

Чтобы так не случалось, на основе своего богатого профессионального опыта приведу несколько житейских советов. В этой статье — относительно выбора шрифтов.

Для начала, если вы вдруг не осведомлены, рекомендую прочитать статью о хинтинге — то есть о том, как шрифты отображаются на экране компьютера, и каковы различия в отображении в разных браузерах и операционных системах.

Итак, что же должен знать и делать дизайнер при выборе шрифта для дизайна сайта, чтобы конечный результат не пёрнул в лужу?

Набор символов

Думаю, это очевидно, но для порядку всё же напомню: далеко не во всех шрифтах есть кириллица (“русские буквы”). Поэтому при выборе шрифта стоит поинтересоваться, есть ли в нём кириллические символы. И в Фотошопе набирать рыбу не Lorem Ipsum, а какой-то русский текст, потому что даже если кириллица в шрифте и есть, её качество может быть ниже, чем латиницы. Набрав в качестве рыбы русский текст, вы дополнительно это проконтролируете.

Если только, конечно, вы не делаете дизайн для англоязычного ресурса, где русские буквы не могут встретиться в принципе. Но эта статья о реалиях нашей страны, поэтому я рассматриваю наличие кириллицы обязательным.

Кроме того создатели шрифта могут “схалтурить” на символах, не являющихся буквами. Например, могут отсутствовать (или отвратительно выглядеть) знаки копирайта, торговой марки, знаки валют и т.д.. Особенно это относится к декоративным шрифтам, которые вполне могут содержать только буквы с цифрами и всё. Также бывают шрифты, содержащие в себе только прописные буквы и не имеющие строчных. Если вам в заголовках нужны какие-то знаки помимо букв — убедитесь, чтобы они были. Для абзацев наличие прописных и строчных букв, цифр, знаков препинания и т.д. — обязательно. Лучше использовать рыбу, содержащую все интересующие вас знаки.

Количество шрифтов на сайте и их параметров на странице

Чтобы вставить шрифт на страницу, его сперва надо сконвертировать в понятный для браузеров формат.

Потом css для него правильно написать. Хорошо если шрифт взят из Гугл Фонтс, он сразу даёт готовое к применению. А если шрифт не оттуда, то делать это будет верстальщик.

Если вы в своём дизайне использовали десять разных нестандартных шрифтов без веской на то причины, верстальщик вам спасибо не скажет. Во-первых, всё это добро ему предстоит встраивать, во-вторых, при вёрстке каждого элемента, помимо всего прочего, ему придётся сверяться с фотошопом, чтобы узнать, какой именно там шрифт.

Другое дело, когда шрифтов в дизайне мало и в их использовании есть логика. Например, для заголовков — такой шрифт, для всего остального — сякой. Для каких-то особо исключительных случаев (например, какая-то супер крутая кнопка на сайте или надпись на логотипе)  — третий. Тогда верстальщик в качестве основного устанавливает шрифт “для всего остального” и меняет его в “торжественных случаях”. Так как это логично, каждый раз альт-табаться в Фотошоп ему не надо, и вёрстка идёт гораздо быстрее.

То же можно сказать о размере, цвете и межстрочном расстоянии. Примите за правило, что, например, в блоках с основным текстом цвет — тёмно-серый, размер 16, межстрочное 22. В заголовках размер 36, цвет чёрный. Будет просто прекрасно, если вы, помимо PSD-файлов, на словах передадите это верстальщику. Тогда будет можно один раз и для всех страниц записать правила для такого типа элементов.

Это не говоря о том, что дизайн, где вроде бы одинаковые элементы выглядят в разных местах чуть по-разному, выглядит сам по себе неряшливо. И вместо того, чтобы сделать единый набор правил css для всех однотипных элементов, верстальщик вынужден сверять параметры и писать правила для каждого блока, что также увеличит количество матюков в ваш адрес, потому что это увеличивает его работу в разы. В худшем случае при вёрстке дизайн придётся упрощать для экономии времени. В итоге пользователь у себя на экране увидит совсем не то, что приготовил для него дизайнер.

Нет, ну конечно, если вы считаете, что на одной странице нужно делать текст цвета #222, на второй в таком же блоке #333, а на третьей снова #222, но разрядка не 22, а 23, потому что такова ваша гениальная дизайнерская задумка, и вы настаиваете, чтобы это было именно так, а верстальщик просто не хочет работать, то так тому и быть!

Но усложнение вёрстки приводит к увеличению времени, которое верстальщик затратит на работу, иногда в разы, если дизайн сделан очень безалаберно.

А рабочее время верстальщика тоже стоит денег. Расскажите лично заказчику о своей гениальной дизайнерской мысли и о том, сколько дополнительно он за это заплатит. Думаю, он не очень обрадуется. Экономьте время своих коллег и бюджет проекта, когда есть такая возможность. Это прямая обязанность дизайнера, помните об этом.

Отображение

Абзац

Начнём с того, что надо с особой тщательностью относиться к выбору шрифтов для абзацев. Под “шрифтом для абзацев” я понимаю шрифт, которым будут отображаться все мелкие надписи (текст в абзацах, циферки в счётчиках, копирайт в футере и всё остальное, что мелко). Здесь обязательно нужен шрифт с хинтингом, иначе получим запредельный нечитаемый трындец.

Чем мельче надпись, тем выше шанс охренеть от результата.

К сожалению, выбор-то тут весьма невелик. Качественных шрифтов с хинтингом в принципе мало (потому что делать их сложно, дорого и не окупается), а кириллические среди них — вообще вид из Красной Книги. Так что придётся вам, дизайнеры, в данном случае обуздать свою шрифтовую фантазию, и выбирать из крайне ограниченного списка, тут ничего не поделаешь.

Какие это шрифты? Ну, во-первых так называемые “безопасные” или web-safe шрифты. Те самые, которые уже “встроены”, т.е. “стандартные”:

Как сообщает w3schools, “безопасных шрифтов” всего 13 штук:

Georgia
Palatino Linotype
Times New Roman
Arial, Arial Black
Comic Sans MS
Impact
Lucida Sans Unicode
Tahoma
Trebuchet MS
Verdana
Courier New
Lucida Console

Почему-то среди дизайнеров бытует мнение, что использовать их “западло”, что они уже “намозолили глаза”, но есть много примеров как хороших дизайнов со стандартными шрифтами на абзацах так и дерьмовых дизайнов со вставленными (и они становятся ещё дерьмовей из-за того, что, конечно же, шрифты эти без хинтинга рендерятся криво).

Тут, скорее, плохому танцору яйца мешают.

Но не стандартными шрифтами едиными! Имеются и другие шрифты с поддержкой кириллицы и с корректным хинтингом. Их мало, но они есть. Среди всех прочих особое внимание хочу обратить на PT Sans.

Шрифты гарнитуры «PT Sans»

Технически он выверен даже лучше встроенных в Windows. К тому же он бесплатен для использования на Web. В отличие от Myriad Pro, качество отображения которого в низком разрешении тоже высоко, но за его использование на сайте надо, мало кто знает, платить! Фактически этого никто, конечно не делает, но я бы всё равно не рекомендовал без лицензии встраивать его на страницы. Сегодня за это не ловят, а завтра начнут. Вы ж знаете, в какое время и в какой стране живём.

Кроме того, мне нравится, как технически выполнены шрифты гарнитуры Ubuntu. (Ubuntu — это не только семейство операционных систем, но также и семейство шрифтов!) Даже на маленьком кегле они сохраняют чрезвычайную чёткость. И к тому же использование их совершенно бесплатно. Однако сам шрифт весьма “шутливый”, что ли, поэтому он будет “в тему” далеко не во всяком дизайне. Однако уже как раз это оставим на выбор дизайнера в соответствии с его вкусами.

Пример надписи шрифтом из гарнитуры «Ubuntu»

Наверное, практически все бесплатные кириллические шрифты с толковым хинтингом собраны в библиотеке “Гугл Фонтс”. Их мало, вот они и держатся вместе. Если слева выбрать в меню Script пункт Cyrillic, то мы увидим всего-навсего 55 шрифтов. Но даже из них не все имеют хороший хинтинг, в частности, декоративные, не рассчитанные на отображение в маленьком размере. Поэтому не поленитесь переключиться на вкладку Paragraph, выбрать там размер шрифта, который предполагается использовать в дизайне, посмотреть на результат и решить, насколько он вас удовлетворяет. Если вы используете Mac, то не поленитесь проделать это под Windows, чтобы увидеть, как это будет отображаться именно на Винде.

Если же вы выбрали какой-то другой шрифт для абзацев, не из библиотеки Гугла, то тем более обязательно проверьте, как он будет отображаться на веб-странице, а также все ли знаки имеются в шрифте, есть ли там кириллица, какие-то другие символы, если таковые нужны. Сделайте тестовую страницу с этим шрифтом и посмотрите, как она выглядит в разных ОС (в Windows надо проверить обязательно) и разных браузерах (хотя бы в самых популярных — Chrome, Firefox, IE).

Заголовки

Для заголовков выбор шрифта не такой строгий. Так как размер шрифта в заголовке обыкновенно бывает бОльших размеров, чем в абзаце, у растеризатора куда больше пространства, чтобы отобразить символ корректно. Поэтому здесь допустимо использовать и шрифты, не имеющие хинтинга. Специалисты-шрифтовики утверждают, что хинтинг для символов не нужен при размере 60 и более пунктов. Я же не столь категоричен и считаю, что обычно шрифт без хинтинга уже примерно при 24 пикселях в высоту выглядит сносно, после 36 разницу найдут только эстеты с лупой. Тем не менее бывают случаи, когда даже в довольно большом размере шрифт выглядит парашно, особенно если в его символах много тонких штрихов.

Поэтому не поленитесь и шрифт для заголовка проверить тоже на корректность отображения.

Примеры

Помните, что основная задача букв — быть прочитанными. Если текст набран распрекрасным раскрасивейшим шрифтом, но его не прочитать, то ваши старания пропали даром. Вот вам примеры.

Шрифт UniSansThinCAPS в размере 18 пикселей в Фотошопе. Ну, вроде, неплохо.

Он же, но на веб-странице в Google Chrome под Windows 8.1. Жутковато.

Он же в Firefox. Уже не так плохо, хотя и хуже, чем в Фотошопе.


Он же в размере 11 пикселей в Фотошопе. Так себе, если честно.

Он же, в Хроме. Страшненько, но хотя бы читаемо.

Он же в Firefox. Провал! Читать невозможно.


А вот фрагмент дизайна другого сайта. Здесь использованы шрифты Cuprum (48 пикселей) для заголовка и PT Sans (16 пикселей) для абзаца.

Фрагмент дизайна в Фотошопе

Результат в Хроме

Оно же в Firefox

Хоть и есть незначительные различия в отображении, во всех случаях текст чёткий, хорошо читается. В целом страницы выглядят идентично, если только не сравнивать с лупой.

Я не говорю, что UniSans плохой, а PT Sans и Cuprum — хорошие. Просто UniSans для использования на веб-странице не предназначен.

Поэтому не надо бросаться применять в своём дизайне все шрифты, о которых вам известно, несмотря на то, что с некоторых пор имеется такая возможность. Используйте эту возможность с толком!

Список web-safe шрифтов
Шрифты PT Sans, PT Serif и PT Mono на сайте их авторов
Законность использования Myriad Pro
Семейство шрифтов Ubuntu на своём официальном сайте
Гугл Фонтс

 


You can leave a comment with «Facebook»: Не забывайте оставлять комментарии при помощи «ВКонтакте»:

у кого покупать шрифт, и главное — зачем — Райт

Для тех, кто не чурается платных шрифтов и не задается вопросом: «За шо?».

Кириллических шрифтов стало много, но их все еще в тысячи раз меньше, чем латинских. Решил подсказать дизайнерам, где кроме Google Fonts, найти отличные шрифты авторов, чувствующих кириллицу тонко и нативно. И, возможно, немного сэкономить.

Алексей Коваль
Першабеларускi аматар Myfonts

Я начал изучать шрифт в 2002 году, и это было удивительное время: цифровые продукты для разработки шрифтов стали общедоступными, и больше не нужно было уезжать в Москву, чтобы устроиться в одну из крупных «словолитен». Начали появляться книги по типографике. Сфера только зарождалась, и все шрифтовые дизайнеры знали друг друга через 2–3 рукопожатия. За 18 лет произошли грандиозные изменения. Во-первых, в профессию пришло огромное количество дизайнеров шрифта. Молодые и свободные, с современными инструментами и возможностью создавать шрифт самостоятельно. Во-вторых, произошла глобализация продаж через интернет: монополии производителей шрифта исчезли и печатные каталоги стали не нужны. Вместе с тем между покупателем шрифта и разработчиком появились посредники: маркеты вроде Google Fonts и MyFonts. Вы вольны покупать шрифты у кого хотите. Но так ли много известно вам дизайнеров, у которых можно приобрести шрифт напрямую? Вот это и исправим.

Во времена СССР разрабатывать кириллицу можно было только в Москве. Повезло странам, которые пользовались латиницей: например, Литва, Латвия и Эстония могли создавать шрифты у себя дома. В Беларуси и Украине это было невозможно. Все изменилось, когда появились настольные издательские системы. Тогда отпала необходимость рисовать буквы на миллиметровках, задавать на приборах математические формулы и проверять начертание символов на осциллографе.

Беларусские дизайнеры

У нас по-прежнему два «постоянных» дизайнера и регулярные единичные проекты от еще нескольких. Самый продуктивный — Денис Серебряков. Его шрифты можно купить через MyFonts или напрямую. Специализированного магазина, где продается лицензия, нет — значит, можно договариваться о специальных условиях. Я считаю достойными внимания его следующие работы: