Принципы совершения аскез
Аскезы в благости
Аскезы в благости совершают с верой, без стремления к материальным целям, без желания глубине души разбогатеть, стать сильным.
У каждого из нас своя дорога в жизни. Если в прошлом мы совершали плохие поступки, то у нас обязательно будут такие периоды в жизни, как пропасть, из которой невозможно выбраться, или как пучина, которая засасывает – это или тяжёлые болезни, или нищета, или очень плохие отношения с близкими. Это засасывает и человек, попадая в такую пучину, не может дальше нормально жить – он просто ломается. Если человек живёт в аскезах – это означает, что все эти перепады в его жизни очень сильно сгладятся. Если должно было быть совсем плохо – совсем плохо не будет. Если его пнёт в эту пропасть, то у него останутся силы для того, чтобы благополучно добиться своей цели. Ему не надо эту силу пытаться наметить: «У меня есть сила, теперь я стану богатым», ему надо просто знать – эта сила никуда не денется, она пригодится сама, когда нужно.
В чем заключается мудрость человека? Мудрость человека заключается в том, что когда он совершает аскезы, он говорит Богу: я это делаю для Твоего удовлетворения. Бог – это самая справедливая личность, это значит, что 100%, не волнуйтесь, всё будет хорошо. Он сгладит вам проблемы Сам именно тогда, когда вам будет это нужно.
Например, человек думает: «Аскезы совершаю. Накоплю много денег. Куплю себе дом – это есть благо для меня». Но, может быть, и этот дом станет причиной его гибели или ужасных страданий. Купил дом – все дети стали ругаться: кому дом достанется? Все передрались и разбежались, стали ненавидеть друг друга. Поэтому неизвестно, где для нас благо находится.
Надо действовать только для удовлетворения Бога, то есть для других людей, что одно и то же. Аскезы в благости – это аскезы, которые приносят удовлетворение всем людям вокруг. Для себя делать ничего не нужно. Не надо ставить цели ради себя. Аскезами надо заниматься только для того, чтобы удовлетворить Бога или других людей.
Аскезы в страсти
1. Совершаются из гордости
«Я могу голодать 40 дней, давай поспорим!» и голодает сорок дней. Это аскеза в страсти. Она может перейти в аскезу в невежестве, если человек при этом наносит себе вред. Аскеза в страсти очень близка к аскезе в невежестве, потому что есть большая вероятность того, что человек навредит себе. Длительные голодания людей в страсти могут привести к сильным проблемам со здоровьем.
Как отличить тех, кто голодает в благости? Когда человек голодает для удовлетворения Бога, он не испытывает от голода никаких проблем. Святые люди голодают для того, чтобы не тратить время на излишнее употребление пищи, потому что им этого не требуется. Один из признаков святости в том, что человеку требуется кушать гораздо меньше, чем нам. Это означает, что он и не голодал – он просто не ел, потому что ему было некогда. Он думал о Боге, находился в состоянии полного счастья. Ему некогда было кушать эти сорок дней. Так как он знает, что если он дальше будет не кушать – у него будут проблемы со здоровьем. Положено голодать сорок дней, значит, он перестанет голодать через сорок дней. Но особого желания на это у него не было. Это голодание в благости.
Голодание в страсти означает, что человек скрипит зубами, у него течет слюна, когда он видит что-то из еды и так сорок дней. Дай Бог ему при этом не испортить сильно своё здоровье, хотя чаще всего так и получается – тогда это уже голодание в невежестве.
Если аскезы совершаются из гордости, то человек ждёт результата для того, чтобы показать, что он лучше других. Из гордости человек может работать больше, чем другие. Брать сверхурочные работы, чтобы его на «Доску почета» повесили. Не для того чтобы с любовью трудиться, пользу и благо всем приносить, а для того, чтобы его прославили. Аскезы в страсти не приносят хорошего результата – человека вешают на «Доску почёта», в результате он просто становится гордым и всё. Какой толк в такой гордости? Никакого. Просто деградация сознания идёт и всё.
2. Совершаются для завоевания почёта и уважения других
Не всегда из гордости, но всегда для почёта. Человек может очень смиренно совершать аскезы, не испытывая гордости, и быть искренне настроенным сделать что-то хорошее, но потом получается так, что его начинают уважать. Как мы говорили тот, кто совершает аскезы, он приобретает силу и достоин уважения. Если он принимает эти почести, говорит: «Хорошо, давайте уважайте меня», это значит, что всё это время он совершал аскезы в страсти. Когда человек совершает аскезы, он должен себя сразу протестировать себя: какой будет результат? Если будет слава, что я буду с ней делать? Если он думает: «Приму», значит, это аскеза в страсти. Если он думает: «Мне она не нужна», значит это аскеза в благости.
Эту вещь понять очень трудно. Есть три типа испытаний – это вода, огонь и медные трубы. Вода – это чистота, очищение нашей жизни, нашей деятельности. Огонь – очищение ума. Ум имеет огненную природу. Это победа над гневом. Медные трубы – это очищение разума. От чего страдает разум? От гордыни. Единственная сила, которая может победить разум – это гордыня. Медные трубы – это слава. Когда человек славу победит, тогда он становится святым. Это самый последний рубеж святого человека. Потому что он всего добился в жизни и его уважают. Славу победить очень трудно. Именно для этого надо уйти от желания совершать аскезы ради почёта и уважения.
3. Помогают стать объектом всеобщего поклонения
Например, человек хочет стать духовным учителем. У него могут быть для этого две цели:
1) чтобы была возможность давать людям духовное знание, потому что духовного учителя искренне слушают (аскезы в благости);
2) человек может стать духовным учителем, чтобы ему поклонялись и относились к нему уважительно (аскезы в страсти).
4. Помогают искусственным путем достичь желаемого результата
Например, всем нам известна общеобразовательная школа. Отличник не всегда тот, кто знает больше. Часто бывает так, что отличником становится тот, кто хитрее. Просто с учителем хорошие отношения – раз, пятерку поставил и, слава богу, дальше поехали. Либо принёс учителю подарок – самое гнусное, если учителя такие подарки принимают. Они портят этим своих учеников, которые думают, что вот так и надо жить на самом деле. Ученики лишаются возможности понять, что такое истинная чистота, что в пятерках никакого смысла нет. Поэтому они искусственным путём достигают желаемого результата, а не естественным. Они не обладают качествами отличника, а обладают просто дипломом. В результате они будут несчастными людьми.
Итак, аскезы в страсти дают временный результат. Диплом с отличием позволил тебе попасть на хорошую должность, ты стал руководителем, тебя все уважают. Какой от этого толк? В конце концов, человек теряет своё положение, потому что ценят только настоящего человека, а не подделку. Ведь не за пятёрки будут ценить. Ценить будут за реальные дела. Поэтому пытаться быть отличниками – это аскеза в страсти.
Аскезы в страсти носят неустойчивый характер. Сама аскеза должна давать стойкость. Когда нет стойкости в жизни, человек теряет своё положение – человек перестает быть руководителем. Временный результат означает отсутствие своего положения.
<< Часть 8 Содержание Часть 10 >>
Официальный сайт Олега Торсунова ‒ www.torsunov.ru.
Тот, кто творит для потомства, большой оптимист, если думает, что потомству больше нечем будет заняться.
благодарю, СВЕТ ДУХУ вашему прекрасному