После диагностики себя мне часто задают вопрос: «Я понял, что почти 90% времени нахожусь в Детской (Родительской) позиции. Что мне теперь делать?». Этот вопрос всегда адресуется, как правило, к действиям. Что я должен сделать, какую методику мне нужно применить, чтобы стать Взрослым?
Первый этап – мы начинаем наблюдать за собой. Я способен наблюдать свой гнев, свою обиду, я не тотально внутри них, а я наблюдаю. Как правило, наши наблюдения начинаются постфактум. Какая-то ваша часть переводит из подсознательного на уровень сознания. Как только переводится на уровень сознания – это трансформируется и переваривается. Не нужно недооценивать этот процесс, потому что мы думаем: «Нет, ну я же всё понял». Нет, дорогие мои. Всё это займёт какое-то время, потому что до этого мы наблюдали за другими. А сейчас наша задача – наблюдать за собой, и это не просто наблюдение – это развитие разума. Поверьте мне, когда вы гневаетесь и когда вы наблюдаете свой гнев – это две большие разницы. Почувствуйте это.
Важно, чтобы мы развивались, и наше развитие было для нас интересным. Не надо гнобить себя: дура я такая, опять завалилась, я же говорила! Не надо корить себя, если вы наблюдаете – это уже хорошо, уже не бестолково. Далее вы начинаете анализировать ситуацию.
Очень хорошо, если вы будете вести Дневник наблюдений. Поверьте, если вы год поведёте такой дневник, то ваше развитие пойдёт серьёзным образом быстрее, потому что если вы будете периодически возвращаться к нему и прочитывать – вы сами себя очень быстро начнёте образовывать.
Дневник наблюдений
Так как это ваш личный дневник, никто его не увидит, поэтому вторую колонку заполняйте честно. Например, «я скорчил такую рожу – мало не покажется», «я воззвал к чувству вины, а потом пошёл и рассказал всем, чтобы устыдили его», «я сделал устрашающий вид», «надул губы», «хожу мимо, не замечаю».
Заполняя дневник, вы увидите, как начнёт вырисовываться ваш Ребёнок, потому что к великому сожалению, когда мы с вами взрослели, нас никто этому не обучал. Например, ребёнок пришёл домой, у него была какая-то стрессовая ситуация. У него всё внутри кипит, а ему говорят – всё, перестань, замолчи, «а ну-ка прекрати!». Нас всё время подавляли, и мы не знаем толком, что мы чувствуем, что мы делаем, каков результат этого. Для того чтобы научиться взрослой позиции нам нужно пройти определённый маршрут обучения. Как мы обучаемся? Чувствую – это, делаю – это, думаю – это, результат – такой.
Когда ваше обучение будет достаточно успешным, придёт второй этап – мы находимся внутри ситуации и понимаем, что ведём себя по одному и тому же сценарию.
Когда вы начнёте вести Дневник наблюдений, вы увидите, что почти всегда мы ведём себя одинаковым образом, и тогда мы увидим свой сценарий поведения. Сценарное поведение – это значит запрограммированное поведение. Мы как биороботы, которых запрограммировали на одну и ту же программу и мы её демонстрируем.
На этом этапе вы внутри ситуации понимаете: о, меня прямо уже несёт, и я опять делаю то же самое, но пока ещё ничего поделать с этим не могу. Вы внутри ситуации понимаете, что пошли по своему сценарию. Это уже большое завоевание. Вы будете хватать себя, какая-то часть вашего разума будет понимать: «Ты посмотри, куда тебя понесло!». Но так как разум ещё недостаточно сформирован, вас будет ещё всё-таки нести туда.
Третий этап – внутри ситуации мы чувствуем, что идём по своему сценарию, но мы уже способны остановить себя и развернуть ситуацию по-другому.
Посмотрите, какой серьёзный университет. Это непросто, но очень интересно, потому что вы будете видеть, насколько у вас богатый арсенал совершенно разных сценариев поведения. Вы можете воспользоваться теми своими способностями, которые до недавнего времени были вами не востребованы, потому что вы думали, что существует один единственный выход и один единственный стиль поведения.
Марина Таргакова ВКонтакте.
Источник — выступление на фестивале «Садху-Санга», сентябрь 2009 года.
Anatoly
Kolambamani
zaec