Недостаток ума в двойственности. Где находится ум в нашем сознании? Сознание охватывает нас целиком: наши органы чувств, наш кожный покров, наши органы восприятия. Всё это создающее, действующее. Здесь есть платформа чувств, которых у нас пять: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Это одна платформа восприятия, то есть можно один и тот же объект услышать, увидеть, попробовать на вкус, коснуться, понюхать. Не все объекты имеют запах, не все объекты имеют форму.
Например, воздух не имеет формы. Огонь имеет какую-то форму, его можно видеть, и при помощи света мы его видим, то есть он связан с нашим зрением. Обоняние связано с землёй, именно элементы земли воспринимаются носом. Вода не имеет запаха, если там нет элементов земли, но вода имеет форму – её слышно и можно касаться. Воздуха можно касаться и слышать, но видеть невозможно и запаха он не имеет. Земля имеет наиболее полный комплект, там есть и вкус, и запах, и цвет. Землю мы воспринимает во всей полноте всеми органами восприятия. Земля – это источник вкусов, оттенков, запахов. Мы живём на Земле, она даёт нам это разнообразие восприятия. Но эфир (пространство) мы не видим. Он не имеет ни запаха, ни цвета, ни вкуса, но его можно понять по звуку. Если вы закроете глаза, то звук вам подскажет: в каком-то объёме пространства вы расположены. Поэтому эфир (пространство) связан звуком, это ухо.
Как вы понимаете, органы восприятия настроены на разные стихии, окружающие нас. Земля, вода, огонь, воздух, эфир. Эти объекты смешиваются, сочетаются. Что мы сейчас с вами видим с этой точки зрения вокруг? Сочетание этих пяти стихий. Неважно на что вы смотрите, всё это – сочетание в разных комбинациях этих пяти элементов. Все эти стихии связаны с чувствами, как мы их воспринимаем, что мы при этом думаем. Менделеев рассмотрел это с точки зрения химических свойств, хорошая, логическая схема, но отношений там нет.
Например, мы создали пластмассу – умно. Действительно умно, мы создали новый искусственный элемент, но у нас нет взаимоотношений с пластмассой. Это не полезный элемент для человека. Не носите искусственные вещи, не отделывайте свою квартиру пластиком – это не полезная вещь, он не чист по своей сути. Почему? Он не создан живыми существами. Полезно то, что создаётся живыми существами.
Мы пьём бифидобактерии, мы едим какие-то фрукты, там есть какая-то полезная флора, там существует живая среда. Именно она полезна, потому что она живая. Но вы не сможете съесть пластмассу: сделайте салат из пластика, накрошите его, посолите, поперчите, намажьте на хлеб и попробуйте… Пластмасса даже распадается долгое время. В Тихом океане сейчас замечены гигантские острова мусора. Не так давно учёные спустили батискаф в Мариинскую впадину на 10 000 метров. И что они увидели? Полиэтиленовые пакеты – пластик, созданный человеком искусственно. С ним нет взаимоотношений. Теперь люди думают, как создать микроб, микроскопическое существо, которое бы съело весь этот пластик. Но сейчас его никто не ест, никто не хочет этот пластик, все отказываются.
Сейчас даже обнаружили, что нефть кто-то немножко ест. Там ещё что-то есть для живого существа, что-то полезное. Даже испражнения для кого-то полезны, всё же какая-то сила жизненная есть, но пластик – хуже испражнений. Искусственные элементы можно создавать, но они имеют отрицательные свойства, с ними нет взаимоотношений.
Поэтому в городе мы попадаем в среду, где нет взаимоотношений. Мы дышим выхлопными газами, но с ними отношений у нас нет. Это не наша среда. А чем это создано? Нашим умонастроением, нашим пониманием жизни, нашими логическими схемами. «Что если от пункта А до пункта Б запустить такой-то механизм, то в это время мы достигнем, например, цели коммунизма». Почему не достигли тогда? Ведь хорошо всё просчитали! От нуля и до цели всё было просчитано, научный коммунизм ведь был, а научный – значит, доказанный. А где же не получилось? Всё как раз логично было, кроме отношений. Отношения остались прежними – зависть осталась, жадность осталась, коммунизм не строился. Если мы в наши логические схемы не добавляем главной составляющей – отношений, то они не работают. Но если мы добавляем отношения, то логические схемы не нужны.
Если всё окружение помогает друг другу, то зачем какие-то логические схемы? У детей нет никаких логических схем. Они знали, что если я захочу, голос подам, то мама уже прибежит и накормит. Он не планирует этого ничего, а взрослые планируют. Потому что есть отношения. Видите, какая разница.
Итак, эти объекты чувств имеют власть. Над кем? Над моим умом. Почему? Потому что есть чувство собственности. Именно через него объекты чувств могут влиять на ум. Объекты чувств создают чувство собственности. Мне кажется, что я могу присвоить, сказать, что это моё, издать какой-то закон или принести в собственный дом, и объявить – это моя территория, моя вещь, мои деньги, мой сейф, моя машина, мой забор. Это всё потому, что я созерцаю объекты чувств и хочу их присваивать. Такие отношения.
Поэтому в одном месте в Ведах говорится, что ум выше объектов чувств, потому что объекты чувств – всего лишь мёртвая материя, предмет, а в другом месте говорится, что объекты чувств выше ума. Почему? А потому чтомы эту власть выдумываем.
Интересно, кто же хозяин: ум мой или объект чувств – деньги, машины, какие-то предметы? Кто же хозяин? В зависимости от того, как я этим пользуюсь. И так, и так может быть.
Объекты чувств складываются в различные образы, звуки, комбинации. Это может называться культурой, музыкой, искусством, наукой, предметами быта, чем угодно. Они входят в ум. Ум создаёт различные комбинации: какой дом я построю, какую музыку я буду слушать, с каким предметом я буду общаться. Я созерцаю, размышляю и делаю выводы. Вот с этим человеком я хочу общаться. Почему? Потому что он очень приятен моим чувствам: голос у него красивый, лицо красивое, рост интересный и вообще человек хороший для меня. Так мы оцениваем. Заметьте интересную вещь: для кого-то ваш друг обязательно является заклятым врагом.
У всех есть недоброжелатели, которые жизнь будут подпорчивать, в самое больное место что-то говорить неприятное. Они могут быть прямо среди близких людей, а не только на работе или на улице какие-то случайные раздражители. Дети могут быть такими раздражителями, не дружески к нам расположенные всю жизнь, и будут смешиваться эти враждебные чувства с родственными… Очень сложная ситуация, очень тяжёлый коктейль, который приходится пить каждый день. Вы не знаете, что делать, как жить дальше. Вообще, с ума сойти можно!
Объекты чувств влияют на ум. Ум очень привязан к приятным объектам чувств и очень не привязан к неприятным объектам чувств. Если что-то неприятно – ум сразу истерику закатит. Если это к тому же повторяется, боже мой, я с ума сойду, не хочу, не желаю!
Если мы подумаем о нашей уже прошедшей жизни, как болели, как учились, сколько трудностей уже прожили… Жизнь – не сахар. Мы, конечно, пытаемся сделать её как-то послаще, повкусней – одеждой, отношениями, хотя бы украшения какие-то повесить на себя, в люди выйти иногда, время от времени. А ведь по лицам видно, жизнь – не сахар. Редко нам приходится улыбаться, редко мы счастливы. Всё трудимся и трудимся. Как тяжело нам жить, сколько приходится конфликтовать, сколько обид носить…
А если вспомнить все обиды, так мы вообще плакать начнём, правда же? Мы можем легко себя довести до слёз, если будем вспоминать всё острое, плохое – это ум. А если не вспомним – не будем печалиться. Как это всё забыть? Вот это проблема! Я иду к психологу: «Доктор, внушите мне что-нибудь, не могу больше так жить. Задайте мне какую-то программу. Это ведь целый механизм внутри – я думаю, думаю и думаю». Как в «Мастере и Маргарите» Фрида – тяжёлый, просто убийственный образ. Она когда-то задушила своего собственного ребёнка платком, а теперь стала приведением – не может снова родиться. И ей этот платок приносят каждый день, напоминая об этом. Она его выбрасывала, сжигала, топила, рвала на части, но каждый день тот же самый платок ей приносят и напоминают, как она задушила собственного ребёнка.
Как с этим быть? Как освободиться от всего этого? Горе от ума. Ведь там копится всё – и хорошее, и плохое.
Anatoly
Kolambamani
zaec